Ригидный тип конфликтной личности обладает такими характеристиками. Типы конфликтных личностей и их характеристика

Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять ти­пов конфликтных личностей, которые мы приводим в табл. 5.2.

Таблица 5.2 Типы конфликтных личностей

Тип конфликтной личности

Поведенческие характеристики

Демонстратив­ный

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо

Ригидный

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям

Неуправля­емый

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других

Продолжение табл. 5.2

Тип конфликтной личности

Поведенческие характеристики

Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков

Сверхточный

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе

«Бесконфликт­ный»

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 14.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. - Гл.З.

4. Немое Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пе­дагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Общие осно­вы психологии. - М.: Просвещение; Владос, 1994. - С. 348-350.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимо­действии.

2. Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремле­нием уладить конфликт, доброжелательным отношением к со­пернику?

3. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения эти­ки общения, отказ от компромисса и т. п.?

4. Какая модель поведения в конфликте характеризуется непосле­довательностью поведения, уходом от острых вопросов и т. п.?

5. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К. То­масу и Р. Киллмену.

6. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта вы­бирает:

Стратегию борьбы;

Стратегию ухода;

Стратегию компромисса;

Стратегию уступки;

Стратегию сотрудничества.

7. Назовите основные типы конфликтных личностей.

8. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систе­матической работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямоли­неен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тре­вожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

9. В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте? 10. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена.

Занятие 5.1. Практическое занятие

Конфликтная личность -демонстративный тип .

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми.

Конфликтная личность -ригидный тип .

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность -неуправляемый тип .

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого числа плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность -сверхточный тип .

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что у ним придираются. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность -бесконфликтный тип.

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

Типы разрешения конфликтов

Убеждение, внушение

Попытка согласовать непримиримые интересы

Метод «игры»- привлечение на свою сторону более влиятельных покровителей

Преимущества- экономия времени

Недостатки- конфликт не разрешается, а только внешне подавляется

    Партнерский тип-разрешение конф­ликта через применение конструктивных способов.

Основные черты:

конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтую­щими сторонами.

восприятие аргументов противной стороны

готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выра­ботка взаимоприемлемых альтернатив

стремление совместить личностный и организационный фак­торы

восприятие как нормальный фактор деятельности

Преимущества - ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, удовлетворить интересы сторон

Влияние иррациональных взглядов на конфликты.

Альберт Эллис пришел к выводу, что эмоция не является простой непосредственной реакцией на ситуацию. Эмоциональная реакция всегда возникает как ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как мы его интерпретируем. Это фундаментальное положение когнитивной терапии иллюстрируется знаменитой формулой АВС.

А (activating event ) - активизирующее событие: ситуация, стимул, обусловливающий процесс реагирования.

В (beliefs ) - убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы.

С (consequences ) - последствия: эмоции, чувства, поведение.

Наши эмоции будут зависеть не столько от реальных событий, сколько от «В » - наших мыслей по поводу происходящего.

Эллис назвал мышление, запускающее разрушающие переживания, засоряющим, или губительным. Он описал четыре типа наиболее часто встречающихся паттернов (шаблонов) губительного мышления. Когда человек сильно расстроен или совершает неразумные поступки, почти всегда можно выявить у него один или несколько таких паттернов: обвинение людей или себя, завышение требований, нагнетание страха, обесценивание важности происходящего.

Обвинение людей или себя , или, как иногда говорят при популяризации психологических знаний, «мысли-обвинители»: «Все из-за нее... Если бы не он... Все потому, что он плохой друг... Это я во всем виноват... Нет мне прощения...»

Завышение требований . Такой паттерн мышления иногда называют «мысли-обязатели». Вместо описания своих ожиданий человек предъявляет повышенные требования к себе и другим: «Я должен быть решительнее... Надо было мне сказать не так... Я был обязан это предотвратить...» или, «Он был обязан хранить секрет... Он должен быть аккуратнее, внимательнее, добрее...»

Нагнетание страха, преувеличение важности . «А вдруг... Будет ужасно, если... Я просто ненавижу, когда... Меня выводит из себя, когда... Это невыносимо, что...»

Обесценивание важности происходящего, самооправдание . «Ну и что? Меня это не волнует... Мне не важно... Кому какое дело...»

Три первых шаблона губительного мышления вызывают негативные, разрушающие переживания.

Четвертое - самооправдание - блокирует разрядку стресса, побуждая игнорировать его наличие. Такой стиль поведения оказывается особенно разрушительным для психологического здоровья и взаимоотношений со значимыми людьми, поскольку разрушающие переживания, снимающие стресс, не находят выхода, а иные способы разрядки не применяются.

Причины человеческой иррациональности по Эллису.

    Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению.

    Фактически все иррациональные идеи (абсолютистские «должен» и «обязан»), можно обнаружить почти во всех социальных и культуральных группах, изучавшихся историей и антропологией.

    Множество иррациональных видов поведения, идут вразрез с тем, чему нас учат родители, сверстники и средства массовой информации. например, привычка откладывать важные дела на потом, недостаток самодисциплины,

    Люди - даже очень умные и образованные - часто принимают новые иррациональные идеи после того, как избавились от старых.

    Люди, которые усердно борются с иррациональным поведением, часто становятся жертвой этого самого поведения. Атеисты и агностики проявляют фанатизм и поклонение абсолютистской философии, а глубоко религиозные люди поступают аморально.

    Понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Например, люди могут осознавать, что алкоголь в большом количестве очень вреден, однако это знание не обязательно поможет им воздержаться от запоев.

    Люди часто возвращаются к иррациональным привычкам и поведенческим паттернам, даже если они сделали многое для того, чтобы их преодолеть.

    Людям зачастую кажется более легким научиться самоуничижительному, чем самовозвышающему поведению. Так, им легче переедать, чем следовать разумной диете.

    Люди часто вводят себя в заблуждение тем, что определенные негативные события (например, развод, стресс или какое-либо несчастье) с ними произойти не могут

Согласно Эллису иррациональные взгляды могут быть сведены к 3 главным абсолютистским должен (или глубинные убеждения):

    Я должен (обязан) все делать хорошо/ получать одобрение значимых других, если этого не происходит, то это кошмар, ужас, я этого не переживу.

    Ты должен- относиться ко мне справедливо и уважительно, если ты так ко мне не относишься Ты- плохой и я не могу выносить тебя и твое дрянное поведение.

    Жизнь должна (Бог, судьба)- быть такой какой я ее хочу видеть и когда что-то идет не так- это кошмар и я не могу жить в этом ужасном несправедливом мире.

Когнитивное искажение/ иррациональные взгляды по Эллис.

    Мышление по типу «все или ничего». «Если я провалю хоть какое-нибудь важное дело - а я должен не провалить - я полный неудачник и совершенно недостойный любви человек!»

    Перескакивание к выводам и негативные нелогичные заключения. «Поскольку они видели мой жуткий провал - а я всегда должен быть на высоте - они будут считать меня тупым червем».

    Предсказывание будущего. «Так как они смеются над моей неудачей - а я всегда должен быть на высоте - они всегда будут меня презирать».

    Зацикливание на негативе. «Я не могу вынести того, что все идет не так, как должно идти, и я не вижу в своей жизни ничего хорошею».

    Непонимание позитива. «Когда они хвалят меня, они просто меня жалеют и забывают все те глупости, которые я абсолютно не должен был совершать».

    Всегда и никогда. «Условия жизни должны быть хорошими, а они на самом деле ужасны и невыносимы, и это всегда будет так, а я никогда не буду счастлив».

    Преуменьшение. «Хорошие выстрелы в этой игре были случайными и не имели значения. Но плохие - которые я не имел никакого права делать - были просто ужасны и совершенно непростительны».

    Эмоциональное рассуждение. «Из-за того что я выступил просто погано, так, как абсолютно не должен был, я чувствую себя полным болваном, и это доказывает, что я действительно ни к черту не годен!»

    Навешивание ярлыков и сверхобобщение. «Я не имею права заваливать важную работу, а поскольку я сделал это, я полный неудачник и пропащий человек!»

    Принятие на свой счет. «Поскольку я веду себя гораздо хуже, чем должен, а они смеются, я уверен, что они смеются только надо мной, и это ужасно!»

    Ложное «Я». «Когда я не настолько хорош, насколько должен бы, а они продолжают меня принимать и хвалить, я чувствую, что я притворщик и скоро потеряю свою маску и покажу свое жуткое лицо».

    Перфекционизм. «Я понимаю, что хорошо выполнил это задание, но такую работу я обязан делать на "отлично", и поэтому я никудышный человек».

Когнитивная концептуализация Джудит Бек.

Согласно этой концепции эмоции и поведение людей зависят от восприятия ими различных жизненных обстоятельств.

Автоматические мысли (можно ловить, осознаваемые)

Промежуточные убеждения

Глубинные убеждения (неосознаваемые)

Автоматические мысли - мимолетны оценочные мысли, не являющиеся результатом размышлений, умозаключений и не обязательно поддерживаются доказательствами. Возникают сами по себе, короткие, обрывочные.

Промежуточные убеждения - не поддаются четкому выражению словами, включают отношения , правила (я должен), предположения (если я буду трудиться, может достигну..)

Глубинные убеждения- установки, которые настолько глубоки и фундаментальны, что часто люди не могут их четко выразить и даже просто осознать.

Когнитивные ошибки и дисфункциональные убеждения по Аарону Беку

Когнитивная ошибка

Убеждение

Генерализация

Если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях

Избирательное абстрагирование

Имеют значение только неудачи, поражения, лишения и т. п. О себе нужно судить по своим ошибкам, слабостям и т. п.

Чрезмерная персональная ответственность

Я виноват во всех неудачах, неприятностях и т. п.

Апелляция к прошлому при прогнозировании будущего

Если нечто было справедливо раньше, оно будет справедливо всегда

Персонализация

Я нахожусь в центре всеобщего внимания - особенно мои ошибки и просчеты. Я являюсь причиной всех неприятностей

«Катастрофизация»

Всегда жди плохого. С тобой может случиться только плохое

Дихотомизм мышления

Существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, хорошее-плохое)

Введение

Типы конфликтных личностей

Список литературы


Введение

Совсем недавно, примерно 50 лет назад на стыках многих наук, а прежде всего двух – психологии и социологии появилась конфликтология. Нельзя конечно сказать, что ранее этой науки не существовало, но как самостоятельное явление конфликтология появилась лишь в 50е годы XX века и изначально называлась «социология конфликта». Это название появилось в связи с работами А. Козера – «Функции социальных конфликтов» и Р. Дарендорфа – «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе». Далее, благодаря исследованиям Д. Рапопорта, М.Шерифа, Р. Доза, Д. Скотт и других формируется так называемая «психология конфликта». В 70 е годы возникает потребность в конфликтологических практиках, психологических тренингах, направленных на обучение поведению в конфликтном взаимодействии. Возникает методика ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), необходимая для разрешения международных конфликтов.

В исследованиях Д. Скотта, Ш. и Г. Боуэр, Г. Келмана особое место занимают методики разрешения конфликта, а в США, при разработке технологий переговоров с участием посредника – медиатора, возникают даже учебные заведения для подготовки таких специалистов. В это время становится известным Гарвардский метод «принципиальных переговоров» У. Юри и Р. Фишера.

Поскольку основной спрос и интерес представляют именно конфликт: причины его возникновения, типы, возможные пути разрешения, то он и становится центральной темой конфликтологии. Зачастую, раньше конфликт рассматривался преимущество извне, т. е. с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации. Однако сегодня все более важным становится не это, ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта. С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности, которые ярко выделяются в группе. И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться, что из себя представляют конфликтные личности, каковы причины формирования и могут ли они адаптироваться в обществе.

Кого называют конфликтной личностью?

Для дальнейшего описания конфликтных личностей необходимо разобраться в терминологии. Конфликт (с латинского conflictus ) – это 1) Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. 2)Трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Это определения различны по категории. Первое – это определение внутреннего конфликта, а второе – конфликта межличностного. Однако известно, что это далеко не самое широкое определение конфликта, так как существуют многие другие подтипы. Но все они схожи в одном, что конфликт – это предельное обострение противоречий.

Что же говорить о личности? В. С. Мерлин дает такое определение – целостная, устойчивая индивидуально-своеобразная и социально-типическая организация сознания человека, определяющая активный творческий характер его деятельности и имеющая социальную ценность. Конфликтная же личность сама по себе предполагает наличие каких-либо противоречий в сознании или подсознании человека, которые активно или пассивно влияют на природу его поведения.

Перед тем, как типировать личности, необходимо разобраться в истоках и причинах формирования таковой.

Формирование конфликтной личности

Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих работах. З. Фрейд был первым, кто предложил рассматривать конфликт в качестве интрапсихического феномена. Он утверждал, что внешний конфликт есть результат противоречивости природы самого человека. В своих трудах он описывал конфликт преимущественно между «Я» и «Оно». «Оно» - это инстинкт, бессознательная составляющая человека. «Оно» - это биологические потребности человека, которые требуется все время удовлетворять, иначе конфликт с «Я» неминуем. «Я» - это составная, контролирующая сознательные действия. Но существует по теории Фрейда и третья составляющая – «Сверх-Я», его ещё называют «Идеал Я». Тогда, находясь между двух огней, «Я» страдает от всех трех угроз: внешнего мира, суровости «Сверх-Я» и либидо «Оно». Постоянное столкновение и противоречие трех «я» в человеке и есть динамический внутренний конфликт, который отражается на внешнем поведении человека.

К. Юнг в своих трудах «Конфликт детской души» утверждал, что дальнейший невроз человека и тяжесть адаптации к людям формируется в детстве. Он подчеркивал важность научения ребенка пониманию и значение мышления для решения внутренних душевных конфликтов. И любой обман или пренебрежение со стороны взрослых может в дальнейшем привести ребенка к неправильным выводам, которые впоследствии затруднят восприятие самого себя.

Карен Хорни также выделяла важность формирования личности в детстве. Она же ввела термин «базальная тревога» - всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. Это состояние возникает, если у ребенка не было в полной мере удовлетворена потребность в безопасности. В итоге, «базальная тревога» становится фундаментом для возникновения конфликтной личности. Ведь невротику требуется больше внимания к себе, его потребность в любви и признании гораздо выше, чем у остальных. Такой человек агрессивнее реагирует, если произошло что-то не так, как ему хотелось бы. Таким образом, конфликтная личность – прежде всего ищет доказательства своей значимости по теории Карен Хорни.

Очень знаменита теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера. За первые пять лет жизни человек находится под влиянием неблагоприятных факторов, которые формируют в нем комплекс неполноценности. Далее, конфликты возникают в связи с попытками компенсации комплекса. Адлер выделяет 3 вида компенсаций:

· Адекватная компенсация, совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (творчество, музыка, спорт и т.п.)

· Сверхкомпенсация, происходит накапливание, гипертрофированное развитие одной из способностей, преимущественно эгоистического характера.

· Мнимая компенсация, комплекс компенсируется болезнью или другими факторами, не зависящими от человека.

Таким образом, человек становится заложником своих комплексов и вынужден себя проявлять, порой активно и позитивно, а иногда агрессивно и негативно.

Это лишь некоторые из множества теорий о конфликте, который кроется в человеке. Существует множество других теорий, определяющих причины конфликтов, но не все они связаны с конфликтностью личности.

Типы конфликтных личностей

Существует множество классификаций типов конфликтных личностей: по причинам формирования, по степени проявления негативных качеств, по моделям поведения. Такие классификации крайне важны. Не только психологи интересуются типологией конфликтных личностей. Основные признаки и пути обхода конфликта крайне необходимо знать людям, руководителям корпораций, работающим в коллективе или людям, находящимся в одной творческой или проектной группе.

Привлечем исследования отечественных психологов (В.П. Захаров, Ф.М. Бородкин, Ю.А. Симоненко, Н.М. Коряк). На сегодняшний день выделяют 6 основных типов конфликтных личностей:

1. Демонстративный тип:

Всегда и во всем хочет быть самым-самым. Любит находиться в центре внимания. Людей делит на тех, кто к нему хорошо относится и на остальных, «незначимых». Эмоционален, все делает по ситуации и редко планирует свою деятельность. Быстро адаптируется в различных ситуациях, склонен к поверхностным конфликтам. Никогда не считает себя источником конфликта, даже если таковым является.

2. Ригидный тип:

"Ригидный" - негибкая, непластичная личность с завышенной самооценкой, ей свойственно честолюбие, бесцеремонность. В большинстве это люди – эгоцентристы, нежелающие ни слушать, ни считаться с мнением окружающих. Поведение бесцеремонно, прямолинейно, грубо. Тяжело адаптируются к ситуации, так как не могут вовремя уловить изменения. При этом излишне подозрительны к окружающим их людям. Похвалу они принимают как должное, а вот любая критика воспринимается как обида. Имеют завышенное чувство справедливости, однако не всегда примеряют его на себя. поведение конфликтный личность

3. Неуправляемый тип:

Люди импульсивные, инертные, непредсказуемые. Главная их проблема – отсутствие самоконтроля. Поведение чаще всего вызывающее, агрессивное. Так же тяжело переносят критику, однако в отличии от ригидного типа, склонны обвинять других в своих собственных неудачах. Мало опыта извлекают из жизни, им сложно соотнести свои действия и поступки с обстоятельствами. В жизни им трудно реализовывать планы.

4. Сверхточный тип:

Этот человек требователен ко всему и ко всем. Причем выглядит это так, словно он придирается. Недоверчив к окружающим, подозрителен, излишне тревожен. Чувствителен к оценке со стороны начальства, хорошо понимает реальные отношения в группе. Порой прекращает общаться с друзьями, так как ему кажется, что его обидели. Вследствие этого, возникают болезни: головные боли, бессонницы. Однако внешне он никогда не проявит палитру эмоций.

5. Бесконфликтный тип:

Этот человек обладает легкой внушаемостью, ему тяжело сформировать собственное мнение. Из-за этого он бывает непоследователен. Сильно зависит от чужого мнения, ориентируется на сиюминутный успех. Не обладая достаточной силой воли, всегда стремится к компромиссу. Редко анализирует свои поступки и действия окружающих.

Наверное, в каждом кругу общения имеется такая личность, которая, во-первых, очень много говорит, а во-вторых – практически все разговоры с ней заканчиваются или выяснением взаимоотношений, или их расторжением. Спустя некоторое время связь возобновляется, и люди вновь общаются, пока опять не произойдет конфликт. Разумеется, поддерживать тесные отношения с такой личностью крайне сложно, и в результате ее часто игнорируют. Бывает, человек не понимает, почему с ним так обходятся. Он не замечает за собой каких-нибудь пороков и понятия не имеет, что самолично довел себя до одиночества. Человек с подобными паттернами поведения является личностью конфликтного типа.

Типы конфликтных личностей и их характеристика

По определенным характеристикам можно различить 5 типов конфликтных личностей и их модели поведения: демонстративный тип конфликтной личности, ригидный тип конфликтной личности, сверхточный тип конфликтной личности, неуправляемый тип конфликтной личности, бесконфликтный тип конфликтной личности.

Демонстративный тип конфликтной личности наиболее часто встречается у с холерическим . Такие люди особенные тем, что их стихия – это конфликт. Они, не стесняясь, выражаются в нем, не особо обращая внимание на тон своей речи или ее уместность. Из незначительного спора они могут раздуть целую эпопею. В серьезном конфликте держатся крепко, мужественно. Настрой такого типа личности в конфликте определяется тем, как к нему самому относится соперник.

Демонстративные типы конфликтной личности никогда не примут ту мысль, что сами часто являются источником спора, они всегда найдут виновных. Такие люди постоянно окружены публикой, они любят популярность и внимание, это повышает их , греет тщеславие. Они никогда не сидят долго над одним делом и все время куда-то торопятся.

Ригидный тип конфликтной личности можно узнать за тем, что такой человек абсолютно не умеет слушать других и это ощущается уже в первых минутах разговора с ним. Понять чужое мнение и принять тот факт, что оно может быть верным для него что-то невероятное. Всегда говорит то, что у него на языку, не думает о том, насколько это уместно в той или иной ситуации. Если выразить свое мнение, противоположное его принципам, он расценит это как обиду и запомнит это надолго. Очень злопамятный человек, не умеющий следить за собственными поступками.

Неуправляемый тип конфликтной личности можно определить по таким поведенческим характеристикам: неконтролируемое агрессивное поведение к окружающим, импульсивность, непредсказуемость поступков. В группе к такому индивидууму относятся с опаской, остерегаясь его . Часто такой человек изолирован тот коллектива, потому что пользу их общей деятельности не приносит, не поддерживает ценностей группы и их целей.

Сверхточный тип конфликтной личности можно сразу узнать по придирчивому поведению. Он всегда старается быть точным, следовать собственным правилам. Чрезвычайно озабочен тем, чтобы всегда все было сделано идеально, иногда это становится даже занудным. Очень переживает из-за того, что может куда-то не успеть или не сделать, пунктуальность у него на первом месте. Все переживания, мысли о возможных неудачах, расчеты приводят к состоянию повышенной , бессонницы и . Все эти головные боли исходят от самого человека, из-за его излишней чувствительности, сверхточности и подозрительности.

Бесконфликтный тип конфликтной личности отличается от других тем, что когда завязывается конфликтная ситуация он старается уйти от нее и переложить свою ответственность на кого-то другого. Такой тип легко поддается внушению, его нетрудно заставить сменить свое мнение, поскольку он сильно принимает к вниманию мнение окружающих. Свои решения принимает, не глядя на их перспективу в будущем, не задумываясь о последствиях. Можно сказать, живет моментом.

Кроме рассмотренных типов конфликтных личностей, существуют другие. Есть также такие, как люди-максималисты, они желают получить все, что им нужно, требуют этого в избытке, даже если оно им потом не пригодится. К тому же очень нервничают, если не получают желаемое сразу. Есть такой тип людей «вечные пессимисты», находиться с ними в постоянном общении очень трудно, нужно или обладать огромным терпением или научиться игнорировать их высказывания. Почти каждую ситуацию они видят в негативном свете и наперед предсказывают неудачу.

Еще один популярный тип конфликтной личности – «с ума сводящие», такое название по причине их противоречий в высказываниях и поступках. Они любят что-то пообещать, но потом забрать свое слово назад, таким образом, являются ненадежными коллегами.

Важно понимать одну вещь: все вышеперечисленные типы конфликтных личностей и их модели поведения, хоть как бы не раздражали своим поведением, заслуживают на понимание и сочувствие. Эти люди не от добра такими стали. В них должна была произойти в жизни какая-то ситуация, которая подействовала травматическим образом на их сознание и в ответ на эту ситуацию возникла защитная реакция, из-за которой они и ведут себя подобным образом. В ходе индивидуальной психологической консультации с таким клиентом, анализируя его жизнь, можно прийти к той причине, которая послужила образованию защитного поведения. Человеку нужно понять, что посредством строгого , программируя свое поведение и упорядочив свои мысли можно стать личностью, которую будут воспринимать как адекватную и станут приглашать в свою группу.

Типы конфликтных личностей и стратегии взаимодействия с ними

Если случается такое, что человек вынужден быть в связях с конфликтной личностью, он должен знать как вести себя с тем или иным типом, чтобы не тратить на него все свои внутренние ресурсы и драгоценное время. Только руководствуясь определенной стратегией взаимодействия в конфликте, возможно, добиться нужного результата. Многие люди тратят свое время, раздражаются, злятся из-за того, что не могут понять собеседника, или их раздражает его персона и в таком случае разговор вообще становится неэффективным. Развивая свою наблюдательность, имея определенные знания можно узнавать конфликтных личностей издалека и тогда уже решать, необходимо с ними иметь дело, или все-таки можно избежать разговора.

Человек с типом, именуемым «паровой каток», является очень гордой и бесцеремонной личностью с демонстративным поведением. В самом споре может быть не так важен предмет пререкания, как тот факт, что в случае проигрыша в конфликте, он будет переживать за состояние своего имиджа. Он может яростно защищать свою позицию, даже откровенно неся бред, просто, чтобы не сдаться. При этом его будут захлебывать эмоции. Ему нравится накалять обстановку, чтобы дать сопернику почувствовать себя слабее и подчеркнуть собственную силу. В этот момент важно не пойти у него на поводу, потому что спорить с такой фигурой и отвечать такой же яростью не имеет смысла, ведь тот ничего слушать не будет. Он только будет питаться энергией конкурента, как энергетический вампир. Лучшей стратегией в поведении будет спокойствие. Когда человек «паровой каток» не видит в ответ бурной реакции, не встречает , он утихает и остывает его пыл. Он как бы выпускает пар и немного успокаивается. Только после того, как прошла волна таких безудержных эмоций, и противник истощился, можно проявлять свою инициативу и высказывать свое мнение. Если спор особой ценности не несет, не нужно вообще тратить свои силы, лучше уклониться от стычки.

Тип конфликтного человека «скрытый агрессор» проявляет себя в том, что он больше всего любит жить жизнью других людей, чем собственной. Его интересует все, что происходит вокруг других людей, не находя свою личную жизнь такой же интересной. Но больше всего им нравится не столько обсуждать жизни других людей, как даже придумывать для их жизни новые сценарии, какие так и не сбиваются. Не имея особых на то причин, или просто из неприязни, или даже от скуки такие люди делают разные подставы, пускают слухи о других. Хотя сами уверены в том, что именно так и было, то есть сами начинают верить в собственно выдуманную сказку и любую ложь принимают за правду. Часто, когда они делают такие вещи, то стараются скрыться, как бы действуя под прикрытием, чтобы их даже не заподозрили и не разоблачили, но иногда действуют в открытую, распространяя свои истории всем знакомым, чем намеренно повергают себя конфликту. Столкнувшись с таким «агрессором в тени» тет-а-тет, прежде всего, нужно выяснить у него причину подобных поступков, поинтересоваться, чем его так заинтересовала персона именно этого человека. Если он будет отнекиваться от содеянного и агрессивно реагировать на обвинения, нужно привести ему факты, которые доказывают, что именно он делал эти нехорошие вещи. Важно сохранять при этом собственное спокойствие, как и в случае с первым типом. Если все-таки удалось узнать истинные мотивы поступков «скрытого агрессора» можно предложить ему найти компромисс. Большинство из таких типов действуют подобным образом из-за зависти к соперникам, но бывает, что они выбирают себе жертву без особых на то причин, просто первую попавшуюся.

Люди с типом «разгневанный ребенок» действительно ведут себя, как маленькие, безответственный, несамостоятельные дети. Они не умеют контролировать свои эмоции и ситуацию вообще. Очень часто сами доводят до того, что теряют ориентиры в сложившейся ситуации и, пытаясь найти выход, начинают приходить в отчаяние, и когда уже совсем не могут найти выход из положения начинают паниковать. Если на такого индивида во время разговора поднимут голос, или как-то притеснят его желания – сразу вспыхивает гневом. Под этим бешенством на самом деле скрывается перед утратой авторитета. Они, как капризные дети, которые видят, что их власть над родителями становится слабее, и те пытаются их воспитывать, сразу делают вид, что самые несчастные в этом мире и их никто не понимает, при этом или злятся, или пытаются вызвать к себе жалость. Но если детям такое поведение еще простительно, то взрослым уже никак. Если научиться сразу, определять человека с таким конфликтующим типом, можно с легкостью сносить конфликты с ним, просто заняв соответствующую стратегию. Такая стратегия заключается в том, чтобы дать человеку возможность высказаться, подать вид, что его слушают и дать время, чтобы успокоится и прийти в себя после таких сильных излияний души. Главное, самому со спокойствием и терпением переждать вспышку, принять извинения и раскаяние, если такие следуют, и не фиксировать свое внимание на том, что случилось. «Разгневанный ребенок» все равно будет ощущать смущение, и этим сам себя будет бичевать, но все же такие эпизоды будут повторяться.

Человек — «жалобщик» всегда на кого-то и что-то жалуется, почти все его разговоры сопровождаются хныканьем и плохим настроением. Почти все его жалобы не имеют под собой реальной почвы, а если имеют, то имеют, то не такую уж сильную угрозу для его личности они не несут. В беседе с таким человеком нужно сначала его выслушать, если монолог не прекращается, можно попробовать рационализировать его суждения. Такая тактика заключается в том, чтобы пересказать ему все то, что он проговорил, спросить есть ли действительно причины, чтобы так рассуждать, есть ли существенные основания и насколько важным является это для самого человека. Можно также спросить, нужна ли помощь в этом вопросе. Возможно, случится такое, что человек увидит ситуацию со стороны, учтет новые, появившееся факты и поймет, что это не так уж важно или страшно, как он полагал. Можно просто поддакивать все время, делать вид, что вовлечены в разговор, а на самом деле просто переждать, пока собеседник выговорится, иногда, бывает, только это ему и нужно.

Если предстоит общаться с типом «молчун», нужно быть готовым к длинной и монотонной беседе с медлительной реакцией собеседника. Причина такого характера человека может быть в том, что он является интровертом от природы, или в силу индивидуальных характеристик. Его разговорчивость может зависеть от погоды или настроения в текущий момент. В общении нужно давать им время для раздумий и высказываний. Очень часто в таких людей есть что сказать, но они этого не делают, полагая, что их не поймут. Часто за таким поведением скрывается желание быть таинственным, создавая вокруг себя ауру загадочности. Бывает, что у таких людей сильно , и они просто боятся много разговаривать, чтобы не привлекать к себе очень много внимания. Если все-таки предстоит разговор с таким молчаливым человеком, нужно постепенно добывать с него информацию, лучше продумать себе структуру беседы, чтобы не говорить лишнего и этим не обременять собеседника. Нужно действительно быть очень осторожным в высказываниях, иначе «молчун» может в один момент закрыться и больше никакой информации от него не добиться.

Еще один тип конфликтной личности – «сверхпокладистый». Он хочет всем нравиться, иногда для того, чтобы добиться одобрения со стороны других ему приходиться врать. За внешней приятностью скрывается личность ненадежного и безответного человека. Очень часто за его обещаниями на самом деле никаких соответствующих поступков не следует. Поэтому, в отношениях с таким человеком необходимо дать ему понять, что от него ждут ответственности и правдивости, и также, что даже если он не будет поддерживать идею – его за это не осудят, только бы он был честным и не подлизывался. Если все время наблюдать за таким человеком, контролировать его высказывания и обсуждать поступки он сможет выправиться. Главное со своей стороны тоже показывать справедливое отношение к нему.

Вы то и дело попадаете в конфликтную ситуацию с конкретным человеком? Как бы вы себя ни вели – итог одинаковый? Вы начинаете подозревать, что дело в самом человеке? Возможно, вы и правы. Некоторые люди действительно носят статус конфликтных личностей. А кто они такие и с чем их «едят», давайте разберемся.

В психологии существует понятие конфликтности личности, то есть склонности человека вступать в конфликты. Это комплексная характеристика, основанная на темпераменте, характере, опыте и других факторах. Отечественный психолог Роберт Семенович Немов выделил 6 типов конфликтных личностей.

Демонстративный

Его цель – быть замеченным, потому и конфликт он может «высосать из пальца». Часто это успешные люди. Их девиз: черный пиар – тоже пиар. Но все же предпочитают хорошо выглядеть в глазах других людей. Демонстративные личности не любят системную и монотонную работу. Не считают себя конфликтными людьми.

Неуправляемый

Как правило, это агрессивные люди с вызывающим поведением и низким самоконтролем. Отличаются импульсивным непредсказуемым поведением и опрометчивыми решениями. Неуправляемый тип не умеет планировать свою деятельность и последовательно выполнять задачи. Не умеет учиться на своих ошибках. Как правило, не соотносит свое поведение с общими целями или ситуацией.

Сверхточный

Представляет завышенные требования к себе и окружающим. Такой тип отличается повышенной тревожностью, подозрительностью и критичностью. Вместе с этим чувствителен к оценке себя окружающими. Как правило, являются трудоголиками с неустроенной семейной жизнью.

Ригидный

Это честолюбивый человек с завышенной самооценкой. Часто такие люди бесцеремонны и грубы, непреклонны. Они не хотят и не умеют считаться ни с чьим мнением.

Рациональный

Если такой тип увидит в конфликте рациональную возможность для него выиграть, то с удовольствием пойдет на конфликт. Нередко двуличны. Выжидают момент, а потом для достижения личных целей пользуются только холодным расчетом. Рациональный тип умеет и играть чувствами людей. Это самый опасный тип конфликтной личности. Он холоден и беспристрастен, четко видит плюсы и минусы обеих сторон, просчитывает наперед несколько вариантов развития ситуации.

Безвольный

Может стать оружием в руках другого человека. У безвольного нет ни интересов, ни убеждений, ни желаний, ни своего мнения. Вступая сам в конфликт, всегда вызывает удивление а-ля «раз он заговорил, то, значит, это действительно так».

Трудные люди

Кроме конфликтных людей можно выделить трудных. Отличие в том, что у первых конфликтность проявляется как направленность личности, совокупность характеристик, а у вторых – преобладает только одна какая-то черта, но она часто становится причиной конфликтов. Итак, встречаются следующие трудные люди (классификация Джона Уолтера Скотта):

Агрессивисты

Они задираются, раздражаются и раздражают.

Жалобщики

Предпочитают говорить о том, как все плохо, но ничего не предпринимать для изменения ситуации.

Молчуны

Никогда не догадаешься, о чем они думают и чего хотят. Каждое слово приходится «вытаскивать клещами».

Сверхпокладистые

На словах готовы помочь всем и всегда, но на деле уже не так сильны, в общем, «пустословы».

Вечные пессимисты

Во всем видят неудачи, каждую ситуацию рассматривают как заведомо провальную, чем многих и раздражают («да, все равно ничего не выйдет»).

Всезнайки

Считают себя превосходными и с удовольствием демонстрируют это превосходство.

Нерешительные

Боятся совершить ошибку, им сложно принять решение (долго думают).

Максималисты

Если они чего-то захотели, то, значит, это должно быть прямо здесь и сейчас. «Все или ничего, сейчас или никогда» – их девиз.

Скрытые

Умалчивают обиды, а потом «выливают помои» на обидчика.

Лгуны

Умалчивают, врут, обманывают, чем запутывают людей.

Ложные альтруисты

Это добродетели, придерживающие камень, который в случае чего с удовольствием кинут в оппонента.

Избавиться от конфликтных личностей нельзя (я не учитываю возможность увольнения), но можно минимизировать их поведение и реакции окружающих. То есть нужно создавать устойчивый нравственно-психологический климат и уметь противостоять негативным тенденциям и конфликтам. А для этого предлагаю познакомиться со стратегиями, тактиками и типами поведения в конфликте.

Поведенческие стратегии при конфликте

От стратегии зависит успех всего мероприятия. Под стратегией понимаются конкретные действия оппонентов, а точнее их направленность. Стратегией можно трансформировать конфликт, например, из деструктивного в конструктивный и, собственно, решать его. Впрочем, как и наоборот. Поведение в конфликте зависит от:

  • памяти;
  • мотивации;
  • общественного мнения;
  • межличностных коммуникаций;
  • особенностей взаимоотношений сторон.

Стратегия – более широкое понятие, нежели тактика. В рамках своей стратегии человек может осуществлять несколько тактик.

Психологами и конфликтологами были выделены несколько классических стратегий конфликтного поведения.

Сотрудничество

Оптимальный вариант поведения, при котором каждая сторона удовлетворяет свои потребности за счет альтернативы. К преимуществам стратегии относится возможность полностью решить конфликт. К минусам – продолжительность процесса и в некоторых случаях невозможность найти удовлетворяющую обе стороны альтернативу.

  • проблема важна для обеих сторон;
  • при этом каждая сторона не уклоняется от совместного решения;
  • субъекты равны по статусу и возможностям или не обращают внимания на разницу положений;
  • каждая сторона готова к равноправному обсуждению вариантов решения;
  • субъекты доверяют друг другу и уважают интересы друг друга;
  • участники придерживаются партнерства.

Соперничество

При такой стратегии человек пытается достичь своих интересов за счет ущемления других участников. К преимуществам стратегии относится возможность быстро найти доминирующий тип личности. К минусам – риск последующего разрыва отношений или напряжения во взаимоотношениях сторон после победы одной и проигрыша другой. Как правило, побеждает не тот, кто прав, а тот, кто имеет больше возможностей (связи, способности, права).

Когда уместна такая стратегия:

  • проблема важна для субъектов, но один обладает большими ресурсами для ее достижения и разрешения ситуации в свою пользу;
  • субъект уверен, что именно его вариант оптимален в решении конфликта;
  • дружба и партнерство отходит на второй план, нежели достижение цели;
  • субъект занял выгодную позицию и может применить ее с пользой для себя;
  • активный субъект не имеет пока другого варианта решения или не хочет отступать от своей модели.

Избегание

Это уход от конфликта, нежелание ни удовлетворять свои потребности, ни идти на компромиссы. К преимуществам стратегии относится возможность отсрочить решение конфликта, если в настоящий момент это невозможно. Минус – конфликт остается нерешенным.

Когда уместна такая стратегия:

  • объект и предмет конфликта несущественны;
  • нужно выиграть время для того, чтобы «вооружиться» и проанализировать ситуацию;
  • субъекты или один субъект не уверены в своих силах, боятся противника, не хотят портить отношения.

Приспособление

Стратегия, в которой человек жертвует своей позицией, то есть уступает. Плюс – сохранение взаимоотношений. Минус – неудовлетворенные собственные потребности и интересы.

Когда уместна такая стратегия:

  • нет выгоды в противостоянии;
  • один из оппонентов не уверен в себе;
  • важнее личное спокойствие, а не решение;
  • нет сил, времени и желания решать конфликт;
  • нужно слегка отступить, чтобы потом выиграть.

Компромисс

Стратегия, предполагающая взаимные уступки. К преимуществам относится скорость разрешения ситуации и удовлетворение обеих сторон. Минус – не полное удовлетворение потребностей, что провоцирует остаточные неприятные ощущения.

Когда уместна такая стратегия:

  • стороны хорошо осведомлены в нюансах вопроса, то есть могут адекватно и полноценно взвесить «за» и «против»;
  • субъекты с разным статусом, положением и интересами готовы временно смириться с сохранением сложившегося положения;
  • субъекты равны по силам, но проблема не так уж и важна, хочется сэкономить время;
  • другие стратегии не эффективны в конкретном случае.

Несмотря на то, что из всех стратегий сотрудничество считается оптимальной, стоит понимать, что единой схемы решения конфликта нет. Одна и та же стратегия может дать совершенно разные результаты в зависимости от случая.

Тактики поведения в конфликте

Тактика – это способ достижения цели. Одна и та же тактика может применяться в разных стратегиях. Выделяют следующие тактики поведения в конфликтной ситуации.

Убеждение

Применение логики и рациональных доводов для подтверждения своей позиции.

Давление

Речь идет об угрозах, запугиваниях, требованиях.

Санкции и «размахивание» властью

Подразумевается использование своего статуса для поощрений и наказаний.

Дружелюбие, лесть

Подавляет бдительность оппонента, изменяет его настрой.

Создание коалиции

Просьбы войти в положение, помочь, понять.

Манипуляции

То есть управление людьми, введение их в неопределенность.

Ультиматумы

Выполнение одной стороной чего-либо, пока ее требования не будут выполнены.

Сделка

«Я вам – вы мне».

Таким образом, тактики могут быть рациональными и иррациональными, непосредственными и опосредованными, мягкими и жесткими.

Типы поведения при конфликте

Тип поведения, как правило, больше связан с личностными особенностями участника, но от него зависит выбор стратегии. По сути это тип самого человека. Встречаются следующие типы поведения.

Авторитарный

Человек такого типа склонен переоценивать свои возможности, деспотичен и не терпит критики.

Независимо-доминирующий

Уверен в своих силах, держится обособленно и непреклонно, независим в действиях, ощущает свое превосходство.

Агрессивный

Несдержанный и вспыльчивый человек, упорный и настойчивый, недружелюбный.

Недоверчивый

Обидчивый, относящийся ко всему со скептицизмом и недоверием человек. Склонен к чрезмерной критике.

Покорный

Скромный и покорный человек, склонный к самобичеванию, с повышенным чувством вины.

Зависимый

Полностью зависящий от мнения других людей человек, нуждающийся в помощи и доверии.

Сотрудничающий

Дружелюбный человек, настроенный на сотрудничество и компромиссы.

Ответственно-великодушный

Это человек, испытывающий повышенное чувство долга. Склонный к альтруизму, помощи, великодушию, сверхобязательности.

Заключение

Для решения конфликта (в том числе с конфликтной личностью) важно ориентироваться на ряд принципов: знать, желать, сметь, уметь. Среди умений важны такие:

  • не брать чужую вину;
  • принимать решение и ответственность за него;
  • называть проблему и предлагать пути решения;
  • анализировать свое и чужое состояние и поведение (рефлексировать).

Для того чтобы уметь, то есть самому регулировать свое поведение, а не пускать на самотек психологических защит, важно найти в себе ресурсы. Запишите в подробных деталях те ситуации, которые выбивают вас из колеи, заставляют терять контроль. Теперь проанализируете записанное и подумайте, какие ресурсы вам нужно развить, чтобы выглядеть достойно в такой же ситуации в другой раз.

  • После определения целей начинайте работать. Кому-то может понадобиться , кому-то – научиться эмпатии и так далее. Чаще всего всплывают такие проблемы, как возражение, недоверие и раздражение. Предлагаю вам в первую очередь оценить себя на предмет этих явлений.
  • Но эти проблемы могут быть не ваши, а наоборот оппонента. Тогда предлагаю вам разработать устойчивые механизмы поведения. Например, запишите стандартные для вашего оппонента возражения, придумайте на них выигрышный для вас ответ и всегда этим пользуйтесь. Рекомендую использовать «да, но …», то есть соглашаетесь с правом человека так думать, но выражаете свою позицию.
  • Для работы с раздражением используйте метод реальных ожиданий (чего я жду, нужно ли оно мне, как этого достичь). С недоверием можно бороться проговариванием, уточнением, волевым доверием.

Литература по теме

На прощание советую прочитать книгу Дейла Карнеги «Как найти выход из любой конфликтной ситуации». В работе описан феномен конфликта как путь саморазвития, даны практические рекомендации по изменению себя и преодолению конфликтов, в том числе тех, где задействованы трудные люди.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!