Демократическая политическая система существует в китае. Учебное пособие «Политическая система кнр» для студентов специальностей «Регионоведение», «Международные отношения

Основные черты политической системы КНР закрепляются в Конституции 1982 г. Особенностью конституционного механизма власти в КНР является то, что Преамбула Конституции провозглашает руководящую роль одной партии – КПК, что соответствует социалистическому характеру политической системы страны.

Провозглашение руководящей роли КПК обусловливает некоторые другие особенности политической системы Китая. Во-первых, руководящая роль КПК исключает наличие в стране политической оппозиции, которая является важнейшим признаком демократического режима. Во-вторых, руководящая роль КПК привела к смешиванию партийных и государственных функций, примером выступает принятие решения органами КПК, которое обязательно для всего общества.

КПК является организационно оформленной партией, деятельность которой строится в соответствии с принципом демократического централизма.

Члены КПК занимают ключевые посты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных организаций.

Важным инструментом проведения партийной политики в государственных органах и негосударственных организациях являются так называемые «партийные группы руководства», которые создаются в соответствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений. Их задачей является «проведение в жизнь курса и политических установок партии, сплочение беспартийных кадров и масс, выполнение партийных и государственных заданий, руководство работой парторганов учреждений или организаций» (ст. 46 Устава).

Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность. Помимо КПК в Китае действуют еще восемь партий некоммунистических общей численностью около 400 тыс. чел. (Революционный комитет Гоминьдана Китая (создан в 1948 г.) – 47 тыс. чел., большинство членов партии – лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом; Демократическая лига Китая (1941 г.) – 117 тыс. членов, состоит преимущественно из представителей творческой интеллигенции, деятелей образования, культуры, науки; Китайская ассоциация демократического национального строительства (1945 г.) – около 60 тыс. членов, состоит из интеллигенции, работающей в сфере экономики и финансов; Китайская ассоциация содействия развитию демократии (1945 г.) – 56 тыс. членов, состоит из деятелей науки, культуры и просвещения, а также издательского дела; Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (1930 г.) – 55 тыс. членов, в основном работники медицины, здравоохранения, науки, образования, культуры; Чжунго чжигундан (Партия стремления к справедливости) создана в 1925 г. большинство членов составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом; Общество «3 сентября» создана в 1944 г. в честь победы над Японией, насчитывает 57 тыс. членов, большинство – ученые и специалисты в области естественных и технических наук; Лига демократического самоуправления Тайваня создана в 1947 г. – около 1400 членов, в основном выходцы с Тайваня, живущие в КНР.)

Другой особенностью политической системы Китая является наличие Народного политического консультативного совета Китая. Конституция определяет его как Единый фронт – объединение всех общественных формирований, действующих в стране, под руководством КПК. Он используется для осуществления за деятельностью всех общественных объединений, входящих в его состав.

Бесспорное лидерство КПК в стране дает основание некоторым исследователям утверждать, что в Китае существует однопартийная система. Однако при фактической монополии КП К допускается функционирование нескольких некоммунистических партий, что официально зафиксировано в Конституции и Уставе самой КПК. Так какая же существует в современном Китае система - однопартийная или многопартийная? Сложившиеся в течение десятилетий взаимоотношения КПК с 8 небольшими партиями, начало которым было положено еще в конце 40-х годов прошлого века, теперь принято называть системой многопартийного сотрудничества и политических консультаций. К числу этих демократических партий относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая (РКГ);В Демократическая лига Китая (ДЛК); Китайская ассоциация демократического национального строительства (АДНСК); Китайская ассоциация содействия развитию демократии (АСРДК); Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРДПК); Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости); Общество «3 сентября»; Лига демократического самоуправления Тайваня (ЛДСТ). Как утверждается в китайской печати и в ряде официальных документов, существующая в Китае система политических партий - это система с китайской спецификой, которая не копирует западные политические модели с однопартийной, двухпартийной или многопартийной системами. Система многопартийного сотрудничества в Китае, как отмечается, сочетает в себе характер руководящего ядра и участие многих сторон; особенностью этой системы является то, что КПКВ руководит, а много партий сотрудничают, это система социалистических политических партий с китайской спецификой, важная составляющая социалистической демократии Китая, основная политическая система, соответствующая национальному духу Китая. Как говорилось в докладе Ху Цзиньтао по случаю 55-летнего юбилея Народного политического консультативного совета Китая, «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций соответствует условиям Китая и является системой политических партий с китайской спецификой. КПК руководит, много партий сотрудничают, КПК является правящей партией, многие партии участвуют в политической жизни. Тесное сотрудничество демократических партий с КПК является сутью такой системы и очевидной ее особенностью».

Политика КПК в отношении демократических партий была определена еще в середине 1950-х годов на VIII съезде КПК как «длительное сосуществование и взаимный контроль». Затем имел место более чем 20-летний период, когда деятельность демократических партий в годы «культурной революции» была парализована.

Новый этап в жизни демократических партий начался со вступлением Китая в период реформ в конце 1970-х годов. После более чем двух десятилетий бездействия их стали возвращать к активной деятельности, КПК постепенно стала повышать их роль в общественно-политической жизни страны. В начале 80-х годов формулировка, характеризующая сотрудничество КПК с демократическими партиями, была уточнена, к ней добавились слова об «искреннем обмене мнениями и совместном переживании радостей и невзгод». В последние десятилетия был принят ряд официальных документов, регламентирующих взаимоотношения КПК и демократических партий. Прежде всего, это программный документ, принятый ЦК КПК в конце 1989 г., предусматривавший их долгосрочный характер: «Соображения ЦК КПК об отстаивании и совершенствовании системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК». Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК называлась в нем «одним из основных политических механизмов» страны. В документе подтверждалось руководящее положение КПК в отношении других политических партий и общественных организаций в Китае. КПК именовалась «руководящим стержнем социализма, правящей партией», а демократические партии - «партиями, принимающими участие в политической жизни».

На XIV съезде КПК в 1992 г. впервые была введена в Общую программу Устава формулировка о многопартийном сотрудничестве. Затем в 1993 г. на

1-й сессии ВСНП 8-го созыва была принята поправка к Конституции КНР, в которой заявлялось, что «Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КП К будет существовать и развиваться в течение длительного времени». В Постановлении 4-го пленума ЦК КПК 16-го созыва в 2004 г. снова говорилось об отстаивании и совершенствовании системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК.

Важным документом, еще раз подтвердившим неизменную позицию КПК в отношении демократических партий, стал документ под названием «Мнение ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК», опубликованный в 2005 г. Предпосылкой и гарантией многопартийного сотрудничества, как отмечалось в документе, является руководство КПК. Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций была названа в указанном документе «закономерным выбором исторического развития Китая, кристаллизацией политической мудрости КПК и народа Китая».

В ноябре 2007 г. Канцелярией Госсовета была издана Белая книга, посвященная системе политических партий Китая. В нескольких ее разделах утверждается, что система многопартийного сотрудничества в Китае - это один из основных компонентов политической системы государства, представляющий собой великое творчество и огромные преимущества, что это неизбежный выбор исторического развития Китая, что это результат сочетания марксизма-ленинизма и практики Китая. Это кристаллизация мудрости КПК и демократических партий, говорится в тексте, эта система соответствует реалиям Китая и практике революции, строительства и реформ..., она имеет очевидную китайскую специфику и является важным проявлением социалистической демократии и т. д.

И в Отчетном докладе XVIII съезду КПК и в Уставе КПК, принятом с частичными поправками на съезде в ноябре 2012 г., декларируется сохранение и совершенствование института многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК.

Как представляется, издание указанных выше документов, а также включение соответствующих поправок в Конституцию страны и Устав КПК, несомненно, свидетельствует о серьезном внимании руководства страны вопросам сотрудничества КПК и демократических партий.

Заметно возросшее в последнее десятилетие количество публикаций и сборников, посвященных теме многопартийного сотрудничества, роли демократических партий также, на наш взгляд, говорит об интересе к этой теме в обществе. С 2006 г., например, начал издаваться ежегодник «Система политических партий Китая», вышла в свет книга «Китайские партии, принимающие участие в политической жизни», составленная под руководством бывшего председателя РКГ Хэ Лули и ее заместителя Чжоу Тенуна. Опубликован ряд сборников и монографий о строительстве партий, принимающих участие в политической жизни, их роли в ходе осуществления реформ и открытости, о многопартийном сотрудничестве и гармоничном обществе, об изучении теории системы политических партий с китайской спецификой и т. д.

В первые годы после образования КНР была распространена практика «двойного членства», когда члены демократических партий одновременно состояли в рядах КПК. Эта практика продолжает сохраняться и в настоящее время, но она не афишируется. Член демократической партии может вступить в КПК, особенно это касается руководящих деятелей, коммунисты же вступить в демократическую партию не могут. Статус у всех демократических партий Китая один и тот же - это партии, принимающие участие в политической жизни. У них много общих черт, но они отличаются друг от друга по специфике своего контингента, по сферам своей деятельности, по количественному составу, что видно из приведенных ниже данных.

Основная масса членов РКГ, насчитывающего в своем составе около 102 тыс. человек - это деятели, имеющие отношение к прежнему Гоминьдану Китая, а также деятели, связанные с различными кругами на Тайване. В своем большинстве члены РКГ - это представители интеллигенции среднего и высшего звена. Многие члены партии имеют родственников или друзей на Тайване.

Основной контингент самой крупной из 8 партий - Демократической лиги Китая (230 тыс. человек) - это интеллигенция высшего и среднего уровня, занятая в области культуры и образования. Помимо этого члены Лиги занимаются также проблемами экономического развития страны, планирования регионального развития, активно участвуют в масштабном освоении Запада.

Членами АДНСК, в рядах которой состоит 136 тыс. человек, являются в основном деятели финансово-экономических кругов, специалисты и ученые, применяющие свои знания в области торговли и промышленности, внешней торговли, связи, научно-технических работ.

Большинство членов АСРДК (в ее составе 128 тыс. человек) в настоящее время составляет интеллигенция высшего и среднего звена, работающая в учреждениях образования, культуры, науки и техники, издательского дела, медицины, экономики, политики и права. В ее составе также много учителей начальных и средних школ.

Основную массу членов КРДПК (всего в рядах партии более 125 тыс. человек) составляют работники медицины и здравоохранения, а также деятели экономических кругов и культуры. Члены партии заняты работой в учреждениях медицины и здравоохранения, организацией консультативных пунктов по медицине, а также различных учебных заведений и курсов для обучения во внерабочее время. Партия активно участвует также в деле возрождения традиционной китайской медицины.

Большинство членов партии Чжунго Чжигундан (38 тыс. человек) в настоящее время составляют вернувшиеся на родину китайцы и их родственники, а также лица, имеющие родственников за рубежом. Это в основном представители интеллигенции, специалисты и деятели науки. Главными направлениями в деятельности партии являются контакты с зарубежными китайцами, оказание содействия государственным органам, ведающим делами эмигрантов, работа с китайскими реэмигрантами и родственниками зарубежных китайцев, проживающими в КНР, работа с уехавшими на учебу, а также вернувшимися в Китай по окончании учебы, содействие в привлечении иностранных инвестиций и импорта техники.

Основной контингент Общества «3 сентября», насчитывающего более 132 тыс. человек - это представители высших и средних слоев интеллигенции, работающей в области науки и техники, высшего образования, медицины и здравоохранения. Высокая концентрация научно-технических кадров и интеллектуального потенциала, характеризующие Общество, объясняют его активное участие в осуществлении стратегического курса на расцвет Китая на основе развития науки и образования.

ЛДСТ - самая малочисленная среди демократических партий, насчитывающая всего 2600 членов и представляющая интересы уроженцев Тайваня, проживающих в КНР. Большинство ее членов - это интеллигенция: профессора, врачи, инженеры, научные сотрудники, работники правительственных учреждений.

Принятые со времени начала проведения реформ меры к активизации деятельности демократических партий и их сотрудничеству с КПК привели к значительному количественному росту этих партий. Так, если в 1979 г. в их составе было 65 тыс. человек, в 1993 г. их насчитывалось уже 370 тыс., а в конце 2012 г. -В 894 тыс. человек, что является максимальным количеством.

Как осуществляется многопартийное сотрудничество в стране?

Органом, в котором непосредственно осуществляется сотрудничество КПК и восьми демократических партий, является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). В 1994 г. в Устав НПКСК было введено новое положение о том, что НПКСК является «важной организационной формой осуществления многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК».

Наряду с КПК каждая из демократических партий входит в качестве организационной единицы в состав Всекитайского комитета НПКСК - организационной формы Единого фронта. Среди 34 организационных единиц, входящих в состав В К НПКСК, девять - это КПК и демократические партии. На ежегодных сессиях Всекитайского комитета НПКСК деятели демократических партий высказывают свои мнения и предложения. При В К НПКСК на постоянной основе работают девять комитетов, деятельность которых охватывает практически все стороны экономической, социальной, культурной и пр. жизни страны, и члены демократических партий, входящие в состав ВК НПКСК, принимают активное участие в их работе. Ежегодно от демократических партий в ВК НПКСК поступают сотни предложений, часть из них направляется в ЦК КПК и Госсовет и в случае одобрения (а это происходит нередко) включается в соответствующие народнохозяйственные планы и законы. Среди 280 лучших предложений, например, поступивших в ВК НПКСК 11-го созыва в течение пяти лет и отмеченных специальными премиями, 53 было представлено членами демократических партий.

Многопартийное сотрудничество осуществляется также путем непосредственного участия членов демократических партий в системе законодательных, исполнительных и правоохранительных органов различных уровней. Так, пять руководителей демократических партий занимают посты заместителей председателя ПК ВСНП. Один из них - Ван Эсян является к тому же заместителем председателя Верховного народного суда КНР. Два руководителя - министры Госсовета КНР, восемь руководящих деятелей демократических партий являются заместителями председателя ВК НПКСК.

Множество представителей демократических партий являются депутатами СНП различных уровней - например, только от одной КРДПК таковыми избраны 1899 человек. Сотни деятелей этих партий занимают посты в правительственных и судебных учреждениях на уровне провинций, вице-мэров крупных городов, тысячи - на уровне округа, уезда и ниже. Кроме того, несколько тысяч представителей демократических партий привлекаются в качестве специально приглашенных для работы на посты ревизоров, контролеров и инспекторов в системе правоохранительных органов, органов контроля и образования на уровне провинции и ниже.

Вместе с тем следует отметить, что демократические партии в настоящее время представлены в высшем уровне в центре значительно меньше по сравнению с первыми годами после образования КНР, когда они занимали в руководстве гораздо больше постов.

В последние годы в заявлениях официальных руководителей Китая нередко говорилось о необходимости выдвижения на руководящие должности представителей из рядов демократических партий. Их количество действительно возрастало из года в год, однако это происходило, во-первых, большей частью на низовом уровне и, во-вторых, назначались деятели из этих партий на вторые роли -В заместителей, помощников и т. п. Поэтому большим событием в жизни демокра тических партий можно считать назначение одного из руководителей этих организаций - Вань Гана от партии Чжунго Чжигундан - в 2007 г. на пост министра науки и техники, чего не отмечалось в стране более 50 лет.

Взаимодействие руководителей КПК и демократических партий осуществляется путем созыва разного рода совещаний и встреч. Отмечено, например, проведение совещаний, как правило, один раз в год с участием главных руководителей КПК и демократических партий с приглашением довольно большого круга деятелей из различных кругов для консультаций по важным вопросам политического курса и политики, выработки решений или обсуждений некоторых принятых проектов и постановлений; проведение так называемых «откровенных бесед»В главных руководителей ЦК КПК с главными руководителями демократических партий и беспартийными деятелями для обмена мнениями, время проведения которых не установлено; проведение совещаний один раз в два месяца, созываемых Центральным комитетом КПК, с представителями демократических партий и беспартийных деятелей, целью которых является информирование демократических партий, обмен мнениями по важным вопросам, оглашение важных документов, заслушивание выдвигаемых демократическими партиями предложений;В кроме того демократические партии направляют предложения по важным вопросам курса и политики.

Интересной, на наш взгляд, представляется практика тесного взаимодействия по подготовке и проведению очередных всекитайских съездов КПК и демократических партий. Перед созывом XVIII съезда КПК в 2012 г., например, ЦК КПК созвал в сентябре - в Чжуннаньхае совещание беспартийных с целью заслушивания их мнений. После того, как Ху Цзиньтао ознакомил собравшихся с основным содержанием доклада, им было предложено свободно высказать свои мнения и предложения. В выступлениях председателей каждой из демократических партий, помимо одобрения доклада, прозвучали предложения и, в частности, об отстаивании и совершенствовании системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций, об углублении реформы начального образования, о развитии современной социалистической культуры, об усилении системной борьбы с коррупцией и др. Выслушав мнения руководителей демократических партий, Ху Цзиньтао выразил им благодарность, отметив, что это большая помощь для внесения корректив в доклад и поручив группе по подготовке доклада серьезно изучить высказанные предложения и отразить мнения выступивших в докладе.

В качестве почетных гостей председатели ЦК всех демократических партий присутствовали при открытии XVIII съезда КПК в президиуме съезда. По случаю открытия съезда все демократические партии направили поздравительные письма в его адрес. В них заявлялось, что, добровольно приняв в свое время руководство со стороны КПК, они неизменно следуют курсу на «длительное сосуществование, взаимный контроль, искренний обмен мнениями, совместное переживание радостей и невзгод», непоколебимо идут по пути социализма с китайской спецификой, всесторонне будут претворять дух XVIII съезда КПКВ и т. д.

По завершении съезда ЦК КПК направил демократическим партиям и ВАПТ письмо с выражением благодарности этим организациям.

Сразу по окончании XVIII съезда по поручению ЦК КПК было созвано информационное совещание, на котором секретарь Секретариата ЦК КПК, заместитель председателя ВК НПКСК Ду Цинлинь «передал дух ХУШ съезда» беспартийным деятелям (данвай жэныии). Среди участников совещания были деятели из ЦК демократических партий, беспартийные деятели, а также деятели религиозных кругов и др.

Изучение и претворение в жизнь духа XVIII съезда было названо главной политической задачей партии и страны в настоящее время и на последующий период, а также главной задачей Единого фронта. После этого совещания во всех демократических партиях было организовано изучение «духа XVIII съезда».

В конце ноября, за несколько дней до начала Всекитайских съездов демократических партий было организовано еще одно заседание беспартийных деятелей, на котором член ПК ПБ ЦК КПК Юй Чжэншэн (занявший в марте 2013 г. пост председателя В К НПКСК) призвал изучать и последовательно претворять в жизнь дух XVIII съезда КПК, что было названо «главнейшей политической задачей». Кроме того, он выразил надежду на то, что демократические партии успешно проведут свои всекитайские съезды, будут руководствоваться целями и принципами партий, принимающих участие в политической жизни, успешно осуществят политическую преемственность при смене старых кадров новыми, обеспечат прекрасные традиции многопартийного сотрудничества.

На церемонии открытия всекитайских съездов каждой из демократических партий, проведенных в конце 2012 г. вскоре после закрытия ХЧИ съезда КПК, обязательно присутствовал один из членов высшего руководства КПК, зачитывавший по поручений ЦК КПК приветствие. В приветственных посланиях ЦК КПК отмечались заслуги каждой партии. В решениях, принятых на съездах партий в разных вариантах, заявлялось об обязательном изучении и претворении в жизнь духа XVIII съезда КПК, о единодушии и сплоченности в идеологическом отношении с КПК, о неуклонном следовании по пути социализма с китайской спецификой, усилении многопартийного сотрудничества под руководством КПК, активном участии в построении общества сяокан и т. д.

По окончании всекитайских съездов демократических партий в конце декабря 2012 г. вновь избранный на XVIII съезде КПК генеральный секретарь партии Си Цзиньпин, продолжая практику своих предшественников - Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, в сопровождении ряда руководящих деятелей ЦК КПК посетил ЦК каждой из 8-ми демократических партий. Он передал от имени ЦК КПК искренние поздравления избранным руководителям этих партий, выслушал их мнения об обстановке в каждой организации, а также предложения. Как заявил Си Цзиньпин, «для осуществления великого возрождения китайской нации необходимы усилия всех китайских сыновей и дочерей. ЦК КПК будет твердо и неуклонно отстаивать и совершенствовать систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК, курс на «длительное сосуществование, взаимный контроль, искренний обмен мнениями, общее сопереживание радостей и невзгод»...

Нельзя не отметить того, что демократические партии, основную массу которых составляют специалисты, ученые, предприниматели, деятели образования и просвещения и другие представители интеллигенции принимают самое активное участие в развитии разоичных областей. Руководящее положение КПК в политической системе Китая дает ей возможность направлять деятельность демократических партий в нужное для всей страны русло, успешно использовать большие возможности этих организаций для осуществления стоящих перед страной грандиозных задач. Диапазон сфер, в которых успешно работают представители этих партий, необычайно широк: от непосредственного вклада в выработку директивных документов (путем конкретных предложений) в области науки и техники, финансовой и налоговой политики, образования, здравоохранения, экологии до расширения связей с многомиллионной китайской диаспорой за рубежом, возвращения молодежи, получившей образование за границей на родину, содействия мирному объединению Китая.

Несмотря на свой немногочисленный состав, демократические партии выполняли и выполняют ценную позитивную роль в ходе осуществления реформ, что постоянно отмечается со стороны руководства КПК и страны в целом. Их представители активно использовались и используются при строительстве гидроузла Санься, в развитии района Пудун, в масштабном развитии западных районов Китая, изучении вопросов защиты пахотных земель и окружающей среды, проблем «сяньнун» (сельское хозяйство, деревня, крестьяне), строительстве новой социалистической деревни, возрождении старой промышленной базы на Северо-Востоке, развитии районов вдоль Цинхай-Тибетской железнодорожной линии и т. д. Путем активного участия в движении «интеллектуальной и научно-технической помощи приграничным и бедным районам», организации консультативной службы по различным вопросам, создания десятков тысяч различного рода школ и учебных заведений для обучения во внерабочее время, развития дела профессиональной подготовки и обучения, оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий, а также сбора прямых пожертвований демократические партии содействуют социально-экономическому развитию Китая, обеспечению гармоничного развития города и деревни, поднятию общего культурно-образовательного уровня населения.

Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций - это реальность и особенность политической системы Китая: при лидирующей роли в стране КПК официально функционируют и успешно сотрудничают под ее руководством 8 демократических партий, представляющих интересы определенных слоев общества. Можно констатировать, что руководство КПК после периода разлада и отчуждения нашло форму сотрудничества с демократическими партиями, приемлемую для обеих сторон. Сотрудничество КПК с демократическими партиями полезно и выигрышно не только в политическом отношении, когда в стране признается многопартийность, и эти партии привлечены к участию в политической жизни. Высокий интеллектуальный и профессиональный уровень членов этих партий успешно используется для развития в стране экономики, науки, образования, культуры, здравоохранения, зарубежных связей и пр. В известной мере сотрудничество КПК с демократическими партиями содействует стабильности общественно-политической ситуации в стране.

Если говорить о развитии системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций, то закрепление ее в целом ряде официальных документов в последние десятилетия, неизменное заверение высших руководителей КПК и государства в верности курсу КПК в отношении демократических партий, а также очевидная польза от такого сотрудничества не оставляют сомнений, что оно будет продолжаться и дальше.

Литература

Материалы VIII Всекитайского съезда КПК. М., 1956.

Конституция КНР (на кит. яз.). Пекин, 2004.

Устав НПКСК (на кит. яз.). Пекин, 2004.

Дуодан хэцзо юй хэсе шэхой: [Многопартийное сотрудничество и гармоничное общество]. Пекин, 2006.

Чжунго чжэндан чжиду няньцзянь: [Система политических партий Китая. Ежегодник]. Пекин, 2007.

Чжун годы чжэндан чжиду: [Система политических партий Китая] / Канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 2007.

Чжунгоды цань чжэндан. Пекин, 2005.

Чжунго тхэсэ чжэндан чжиду лилунь яньцзю:[Изучение теории системы политических партий с китайской спецификой]. Пекин, 2010.

Политическая система КНР отличается значительным своеобразием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народный фронт и др.), причем и государство, и различные формально общественные формирования функционируют и взаимодействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое переплетение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, формально вопросы национальной безопасности входят в компетенцию специально создаваемого ВСНП государственного органа - Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалистического государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же принятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности определяет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков.

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная структура власти, как формально не существующий, почти никогда не собирающийся вместе, но вполне реальный «ареопаг патриархов» КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государственных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государстве.

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей («гуань си»). Этот ведущий внутренний механизм политической системы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской традиционной культуры. Проанализировать и выявить его воздействие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том числе и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществляется главным образом через «гуань си», а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, другие политические партии и формально неполитические организации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как «правящая партия», а демократические партии - как «партии, участвующие в политической жизни».

Коммунистическая партия Китая определяется в китайской литературе как авангард рабочего класса, выразитель интересов многонационального народа страны, руководящая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство «народами всех национальностей Китая». В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается «социалистическая модернизация» и превращение Китая в «социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией». Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим, прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется, прежде всего, в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК.

«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки».

В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».

В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».

Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».

В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности - как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная.

Руководящие позиции КПК в государстве и обществе были закреплены уже в первой Конституции КНР принятой в 1954 г. «Они обозначены и в ныне действующей конституции 1982 г. Включая её дальнейшие редакции, предпринятые 11-й сессией ВСНП 7-го созыва (4.12.1988), 1-й сессией ВСНП 8-го созыва (29.03.1993), 2-й сессией ВСНП 9-го созыва(15.12.1999) и 2-й сессией ВСНП 10-го созыва (2004 г.)» Мамаева Н.Л. Партия и власть: Компартия Китая и проблема реформы политической системы. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2007. - С 8.

Во введении в Конституцию КНР 1982 г. можно прочитать следующее: «Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и важной идеей «трёх представительств», будут и впредь придерживаться демократической диктатуры народа и социалистического пути, продолжать курс на реформы и открытость, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую рыночную экономику. <...> Руководимая Коммунистической партией система многопартийного сотрудничества и политических консультаций будет длительное время существовать и развиваться» Конституция КНР 1982 г.

Тем не менее все законодательные акты содержат лишь общие положения о месте КПК в политической системе Китая. Не существует государственных законов и нормативных актов, специально посвященных установлению и описанию механизмов выполнения КПК своей руководящей функции в государстве и обществе. Так же отсутствует специальный закон о КПК, определяющий её организацию и место в политической системе и государственном строительстве, а также конкретные функции и методы работы ВСНП.

Многопартийное сотрудничество и роль демократических партий в КНР

В настоящее время многопартийному сотрудничеству уделяется достаточно большое внимание. «Несмотря на то, что количество членов Коммунистической партии Китая, как правящей партии, достигло десятков миллионов человек, КПК никогда не претендовала на сосредоточение в её руках всей власти» “Культурная гармония” и “культурная осведомлённость” многопартийного сотрудничества / Официальный сайт демократической лиги Китая - http://www.dem-league.org.cn/llxc/1172/32458.aspx .

Основным принципом существования многопартийной системы в Китае является гармония и смирное сосуществование КПК и демократических партий. «Только работая вместе, можно выжить в глобальной деревне и защитить себя от угроз извне» Там же. КПК и демократические партии преследуют общие цели, а потому должны тесно сотрудничать между собой и вместе решать возникающие конфликты. Любой гражданин Китая вправе самостоятельно выбирать, к какому политическому движению примкнуть, так как в любом случае вся политическая система Китая следует одному принципу и любые цели достигаются достигается совместными усилиями.

В докладах и отчётах о многопартийном сотрудничестве часто делается акцент на китайские традиции, в качестве примеров выступают высказывания китайских философов (например, Конфуция). Таким образом пропагандируется идея терпимости, открытости, высокой духовной культуры и единства китайского общества. На основе этого внимание направляется на идею плюрализма, культурного разнообразия, невозможности существования в пределах одного шаблона. «Многопартийное сотрудничество является очень успешной практикой и приводит к значительно лучшим результатам, чем оппозиционная деятельность и соперничество» Официальный сайт демократической лиги Китая - http://www.dem-league.org.cn/llxc/1172/32458.aspx .

КПК -- универсальная партия, представляющая интересы всей страны, она завоевала доверие и любовь граждан Китая, но для дальнейшего развития и построения нового демократического Китая необходимо тесное сотрудничество со всеми политическими силами.

Однако, несмотря на идею объединения, акцент делается и на индивидуальность различных демократических партий, способствующую культурному и политическому разнообразию.

«Коммунистическая партия Китая уважает убеждения всех участвующих сторон [партий], направляет партии по правильному пути, оказывает влияние ради сокращения разрыва между партиями, обеспечивает равновесие, гармонию, объединяет людей для достижения совместно поставленных целей» Там же.

«Основными функциями демократических партий является участие в обсуждении государственных дел и демократический контроль за деятельностью государственных органов. Демократический контроль представляет собой реализацию демократических основ конституции, положений устава КПК, осуществление руководящих принципов и политики, советы, критику предложения и политический надзор» Размышления о демократических партиях и демократическом надзоре / Официальный сайт Демократической лиги Китая - http://www.dem-league.org.cn/llxc/1172/32460.aspx . Это выражается в различных консультациях, предложениях и замечаниях в адрес ЦК КПК во время сессий НПКСК, где представители демократических партий могут высказать свои идеи по вопросам государственной политики, экономики, общественной жизни. Так же члены демократических партий могут быть приглашены в правительство на посты контролеров.

«В настоящее время демократический контроль за политической жизнью страны характеризуется как «слабый», и на деле существует большой разрыв между деятельностью КПК и деятельностью демократических партий» Размышления о демократических партиях и демократическом надзоре / Официальный сайт Демократической лиги Китая - http://www.dem-league.org.cn/llxc/1172/32460.aspx . После политики реформ и открытости и обнародования ЦК КПК доклада по поддержке и улучшению многопартийного сотрудничества и политической системы под руководством КПК (1989 г.) роль демократических партий существенно возросла, но они по-прежнему не оказывают желаемого влияния на принимаемые решения.

22 июня 2011 г. Ху Цзиньтао подготовил доклад «О строительстве идейно-теоретических основ партии». Там он отметил о необходимости продвижения большого проекта партийного строительства. Этот проект относился не только к деятельности КПК - одной из поставленных проблем было усиление строительства демократических партий по основной линии КПК в условиях совершенствующейся рыночной экономики и постоянно меняющейся ситуации в стране. Здесь было отмечено, что демократические партии, в отличие от КПК, не имеют достаточной теоретической базы, поэтому в настоящее время необходимо создавать и укреплять эту базу.

Основной формой многопартийной системы Китая и средством выражения воли демократических партий является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК или Китайская народная политическая консультативная конференция).

«НПКСК является основным органом многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партии Китая, важным проявлением социалистической демократии в политической жизни». Впервые был проведен 21 сентября 1949 г. с участием представителей Коммунистической партии Китая, демократических партий, беспартийных деятелей, представителей народных организаций, регионов, национальных меньшинств, национальных армий, китайских и других патриотических демократических элементов Китайской Народной Республики. Заседание проходило в Пекине.

«Мао Цзэдун присутствовал на заседании и выступил с приветственной речью, он торжественно отметил, что встречи с представителями народа необходимы, чтобы получить поддержку и доверие людей по всей стране» Участие в НПКСК / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - http://www.taimeng.org.cn/tmly/lsfz/t20061108_151056.htm .

На первом пленарном заседании была принята «Общая программа», которая представляла собой концентрированное выражение воли и интересов народа. Там же был обобщен опыт революционной борьбы, провозглашена Китайская Народная Республика, приняты её символы -- герб, флаг и гимн. Предисловие к «Общей программе» гласило «Все, кто участвуют в НПКСК, народные правительства всех уровней и люди, должны неукоснительно соблюдать программу» Там же.

В декабре 1954 г., после принятия Конституции Китайской Народной Республики, во всех провинциях и автономных районах были созданы местные комитеты НПКСК.

Коммунистическая партия Китая всегда придавала большое значение развитию дела НПКСК. На протяжении нескольких поколений китайских руководителей продвигались новые идеи по улучшению деятельности НПКСК. В их числе была и идея создания совершенно иной многопартийной политической системы в Китае, отличной от западных систем, на основе национальной специфики и достижениях политической культуры Китая.

Двумя основными идеями НПКСК являются единство и демократия. НПКСК представляет собой организацию единого фронта, имеющую самую широкую представительность в Китае.

В настоящее время НПКСК насчитывает приблизительно 480 тыс. членов комитетов разных уровней. Помимо членов политических партий, здесь есть выдающиеся беспартийные политические деятели, учёные, специалисты, видные представители всех сфер деятельности.

НПКСК играет большую роль в развитие социализма с китайской спецификой и достижение великого возрождения китайской нации. НПКСК исходит из принципа долговременного сосуществования и взаимного контроля между КПК, демократическими партиями и беспартийными. Однако, по закону, высказываемые НПКСК замечания и предложения не являются обязательными к исполнению.

Основные формы деятельности НПКСК - конференции, предложения, исследования информации об общественной жизни, внешний обмен, тематические консультации, встречи.

Пленарное заседание НПКСК проводится один раз в год, но может быть созвано дополнительно, если Постоянный комитет сочтет это нужным. Как правило, сессия проходит в марте, на ней обязательно должно присутствовать 2/3 членов НПКСК, чтобы она состоялась. «На пленарном заседании проводятся выборы председателя, заместителя председателя, секретаря, Постоянного комитета, принимаются решения об изменении численности Постоянного комитета. Здесь же заслушиваются отчеты работы комитета, доклады о работе правительства, Верховного Народного суда и Верховной Народной прокуратуры, доклады по бюджету и национальным планам, и прочие доклады, их обсуждения, замечания и предложения» Народный политический консультативный совет Китая / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - http://www.taimeng.org.cn/fwzx/bps/qgzxwx/t20090320_262857.htm.

На пленарное заседание приглашаются представители ЦК КПК, Постоянного комитета ВСНП, Госсовета, Центральной военной комиссии, Верховного Народного суда и Верховной Народной прокуратуры. Так же могут быть приглашены послы иностранных государств и пресс-атташе.

Основной задачей пленарного заседания является рассмотрение основных событий конференции, работу национального комитета и постоянного комитета, а также консультации, обсуждения актуальных вопросов, основных национальных руководящих принципов и политики, рассмотрение документов, представленных на пленарном заседании Национального комитета, рассмотрение рекомендаций как со стороны демократических партий, так и со стороны ЦК КПК, предложений, отчётов об инспекциях и расследованиях.

«Партийные комитеты все уровней должны активно содействовать организации и теоретическим исследованиям, пропаганде и просвещению по НПКСК. НПСКС теории включены в учебные программы партийных школ, школ управления, высших учебных заведений, Института социализма» Мнения ЦК КПК об усилении работы НПКСК / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - http://www.taimeng.org.cn/fwzx/bps/zgzywx/t20060816_139734.htm .

Задачами НПКСК являются сохранение идеи патриотизма, поддержка руководству Коммунистической партии Китая, развитие социализма с китайской спецификой, приложение совместных усилий по возрождению великой китайской нации, развитие патриотического фронта, прогресс в экономической, политической, культурной, социальной сфере, обеспечение высокого уровня защиты. «НПКСК должен придерживаться принципов марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и «Теории трёх представительств», основной линии руководства Коммунистической партии Китая, Конституции КНР, отстаивать научную концепцию развития, понимать и придерживаться фундаментальных интересов большинства населения Китая» Там же.

Одним из важнейших средств НПКСК являются консультации. «Политические консультации являются важной составной частью партийно-государственной системы, это одно из главных средств КПК для более эффективного управления государством» Мнения ЦК КПК об усилении работы НПКСК / Официальный сайт Тайваньской лиги демократического самоуправления - http://www.taimeng.org.cn/fwzx/bps/zgzywx/t20060816_139734.htm . Политические консультации перед принятием решения или в процессе принятия решения -- один из основополагающих принципов в современной политике. По мнению КПК, партийные комитеты всех уровней должны придавать большое значение политическим консультациям в НПКСК, они должны быть тщательно организованы и реализованы.

Демократический надзор со стороны НПКСК заключается в следующем: реализация конституции Китая, законов и нормативных актов, основных принципов политики, контроль за государственными органами и их работой. НПКСК должна рассматривать актуальные вопросы глобально, учитывая все сферы общественной жизни.

В рамках НПКСК КПК обязуется защищать и уважать права демократических партий и беспартийных, поддерживать их активное участие в деятельности НПКСК, учитывать их мнение при принятии решений. Количество участвующих в заседаниях НПКСК членов от демократических партий и беспартийный строго оговорено.

Так же в последнее время КПК заявляет о намерении серьёзно взяться за обучение и подготовку кадров для содействия НПКСК.

Последнее пленарное заседание проходило с 3 по 13 марта 2012 г. (5 сессия НПКСК 11-го созыва).

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризу­ется в документах как "правящая партия", а демократические партии - как "партии, участвующие в политической жизни".

Коммунистическая партия Китая определяется в ки­тайской литературе как авангард рабочего класса, вырази­тель интересов многонационального народа страны, руководя­щая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успе­хи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальней­шем возлагается руководство "народами всех национальностей Китая". В своей деятельности КПК руководствуется марксиз­мом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопи­на. Главной задачей партии в настоящее время признается "со­циалистическая модернизация" и превращение Китая в "соци­алистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией". Феномен КПК, сохранившей свои позиции в ус­ловиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунис­тические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонст­рировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отка­заться от целого ряда догматических положений (о несовмести­мости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую плат­форму КПК путем использования традиционных конфуцианс­ких ценностей и идей национального патриотизма.

Численность КПК составляет 57 млн. человек, организо­ванных в 3,45 млн. низовых партийных организаций*.

* См.: Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 57.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный коми­тет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дис­циплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК. Фор­мально распределение полномочий в данной структуре выгля­дит следующим образом.

Высшим руководящим органом считается всекитайский съезд КПК, созываемый один раз в пять лет. Съезд избирает центральный комитет, центральную комиссию советников и центральную комиссию по проверке дисциплины, принимает и пересматривает устав КПК; заслушивает и рассматривает отчет ЦК, центральной комиссии советников и центральной комиссии по проверке дисциплины, обсуждает и принимает решения по важнейшим партийным вопросам.

Центральный комитет создается "для проведения в жизнь решений съезда", руководства КПК и представления КПК во внешних сношениях. На пленуме ЦК избираются политбюро ЦК, секретариат и генеральный секретарь ЦК и утверждаются в должности председатель и заместители председателя цент­ральной комиссии советников, члены ее постоянного комите­та, секретарь центральной комиссии по проверке дисциплины и члены ее постоянного комитета.

Военный совет совпадает по своему составу с конституци­онным органом - Центральным военным советом (см. ниже - п. 5 § 5 настоящей главы).

Центральная комиссия советников - политический кон­сультативный орган ЦК. Главная его задача состоит в том, что­бы вносить предложения и давать консультации по вопросам осуществления принципов и политики КПК, помогать ЦК в изучении и решении сложных вопросов, а также выполнять отдельные поручения ЦК.

Центральная комиссия по проверке дисциплины занима­ется решением дисциплинарных вопросов и подготовкой пред­ложений по кадровой политике КПК.

В период между пленумами ЦК его функции и полномочия выполняют политбюро ЦК и его постоянный комитет. Текущую работу ведет секретариат. На генерального секретаря ЦК воз­ложена задача проведения заседаний политбюро и его постоян­ного комитета, а также руководство работой секретариата ЦК.

Фактическое распределение власти в данной структуре на­поминает "перевернутую пирамиду": формально признаваемый высшим руководящим органом всекитайский съезд КПК на практике только одобряет решения, рождающиеся в процес­се внутренней борьбы партийной элиты.

Для политической системы КНР характерно тесное пере­плетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчине­ние территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Имен­но поэтому разработка, например, пятилетних планов осуще­ствляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принима­ются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. "Предложений ЦК КПК о разра­ботке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны", в которых были определены все основные моменты документов, приня­тых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии ВСНП - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социально­го развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается глав­ным образом идеологический и политический характер руко­водства КПК. "Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установ­ки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государ­ства"*. Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь лю­бые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что "в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и дей­ствия, которые ставят под сомнение ее (КПК. - Авт.) руко­водящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии"**.

* Права человека в Китае. С. 16.

** К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 49.

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами.

Мы подробно остановились на организации и практике деятельности КПК потому, что она подобно КПСС в бывшем СССР представляет собой как бы сверхгосударство, а не партию в общепринятом понимании этого термина. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

"Особенностью и преимуществом политической системы Китая" в официальных китайских документах называют су­ществование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демок­ратическая лига Китая, Китайская ассоциация демократиче­ского национального развития, Китайская ассоциация содей­ствия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократи­ческая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество "3 сентяб­ря"), Лига демократического самоуправления Тайваня. В со­ставе всех этих партий насчитывалось, по данным на 1999 г., более 500 тыс. человек*.

* См.: Страны мира: Справочник. 1999. М., 1999. С. 200.

Указанные партии организационно самостоятельны: каж­дая имеет свой собственный устав, выборные органы, собствен­ную социальную базу и печатный орган. "Однако самостоя­тельность эта чисто формальная, поскольку все они призна­ют руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки"*.

* Степанова Г. А. Демократические партии в политической системе КНР // Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. Тезисы докладов VII Международной научной конференции "Китай. Китай­ская цивилизация и мир. История, современность, перспективы" (Москва, 25-27 сентября 1996 г.). Ч. 2. М., 1996. С. 92.

В отношении этих партий проводится курс на "длитель­ное существование и взаимный контроль, откровенное выска­зывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор"*. Основными формами взаимодействия КПК и демокра­тических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рам­ках НПКСК**, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фрон­та) и его местные органы курируют деятельность демократи­ческих партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий явля­ются депутатами Всекитайского собрания народных предста­вителей и местных собраний народных представителей, зани­мают руководящие посты в государственных органах, но, "как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, замести­телей председателя народного правительства и т. п."***.

* Права человека в Китае. С. 17-18.

** Более половины Постоянного комитета Всекитайского комитета НПКСК составляют члены демократических партий, их представители занимают почти треть постов в руководстве ВК НПКСК. См.: Степанова Г. А. Указ, соч. С. 93.

*** Там же.

В китайской литературе отмечается определенная акти­визация деятельности демократических партий после длитель­ного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении по­литической власти. Фантом многопартийности придает значи­тельное своеобразие политической системе Китая. В докумен­тах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учиты­вать китайскую специфику, исключающую "многопартийность и парламентаризм западного образца"*.

* К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ. С. 49.

Сложившаяся "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК" офици­ально расценивается как "особенность и преимущество поли­тической системы Китая"*. В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюра­лизма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что "в современном Китае широкой социальной базы для оп­позиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличи­вать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические под­вижки в политической области"**.

* См.: Степанова Г. А. Указ. соч. С. 91-92.

** Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 58.

Смотрите также:

Последние добавления:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!