Краткая история ландшафтного дизайна.

Сегодня и сами историки не смогут однозначно сказать, сколько сотен или тысяч лет уже распространен ландшафтный дизайн . Обустраивать территорию, прилегающую к своему жилому дому, начали с того момента, когда люди начали осваивать земледелие. По различным сведениям история ландшафтного дизайна насчитывает 10-13 тыс. лет. Можно сказать, что ландшафтный дизайн осваивался практически параллельно с развитием человечества. Это связано с тем, что уже в древности люди были сильно привязаны к природе, ведь именно взаимодействие с природой давало жизнь. Из природы люди получали не только питание, но и одежду и жилье.

Безусловно, взаимодействие с природой изначально направлено на получение хорошего урожая. И лишь позже люди стали уделять внимание эстетическому виду. Как правило, территории, приближенные к дому, обустраивались огородами и грядками. Парковые зоны, которые предназначались для прогулок, отдыха и эстетического созерцания начали обустраиваться в то время, когда появились 1-е знатные и зажиточные люди. Именно тогда и начался рабовладельческий строй, ведь для обустройства больших территорий нужна была рабочая сила. Чем красивее были сады, окружающие жилище, тем богаче считался его хозяин. Именно так можно было сразу определить социальный статус человека.

Каждая страна обладает собственным стилем

По сути, история ландшафтного дизайна в различных странах развивалась одинаково. При обустройстве на территории какой-либо страны дизайнеры опирались на ее историю, обычаи и философию. Как известно, имеются французские, итальянские, японские, а также другие стили. Вовсе не случайно каждый конкретный стиль приписывается конкретно какой-либо стране. Кроме истории самой страны, здесь немаловажную роль играют ее рельеф и климатические особенности. К примеру, регулярные парки, обустроенные на равнинной местности, называются французскими. А парки, созданные на холмистом рельефе, считаются итальянским стилем. Если сады украшены достаточно большим количеством цветов, это свидетельствует об использовании голландского стиля.

Древние сады

Древнеегипетские фрески позволяют узнать историю создания «садов для отдыха» на территории Древнем Египте. Там изображены первые богатые жрецы, которые вкушают сочные фрукты, отдыхая в тени деревьев. Также здесь выращивалось множество ароматных цветов, а водоемы покрывались очаровательными лотосами. При царствовании Клеопатры наиболее популярными в садах считались розы.

Широкую популярность получило сооружение в Вавилоне. Висячие сады Семирамиды имели 4 террасы, каждая из которых возвышалась над предыдущей. На нижних уровнях высаживали высокие деревья , верхние были украшены декоративными кустарниками.

В древних городах Греции часто использовались так называемые воздушные сооружения. Как правило, они украшались виноградными лозами и различными сортами роз.

Персия отличалась множеством уникальных парков, которые чем-то похожи на современные заповедники. Здесь разводили множество видов животных, например, львов, кабанов и различных парнокопытных. Однако стоит отметить, что такие парки создавались преимущественно не для отдыха или защиты диких зверей, а для охоты. Но чтобы охотиться было максимально комфортно, персы сооружали в этих зонах павильоны, фонтаны, цветочные газоны и клумбы. Считается, что именно здесь впервые появились аккуратно подстриженные растения, которые делили парк на различные зоны.

В Японии,а также Китае с глубокой древности начало развиваться пейзажное искусство. Стили оформления территорий в данных странах опирались на их религию и философию. Как правило, стили этих стран были направлены на единение человека с натуральной природой. Именно поэтому такие стили призывают к тишине, спокойствию и умиротворенности. Здесь обязательно присутствовали камни, беседки и различные водные объекты.

В 15 веке в стилях многих стран начали использовать скульптуры. Со временем создавались парки, на которых среди декоративных кустарников , деревьев и водоемов красовались целые аллеи, заполненные скульптурами. Огромную популярность стали получать регулярные парки, которые украшены большим количеством дорожек прямой формы. В 17 веке на территории Европы начали объединять парки и сады, обустраивая территорию для комфортного отдыха, места для уединений и неспешных прогулок. Еще через сто лет в Европе популярность стали получать пейзажные парки. Такое оформление было взято у восточных стран. Благодаря этому в парках выделялась красота именно естественной природы, можно даже сказать нетронутой.

История ландшафтного дизайна в России

Изначально ландшафтный дизайн в России осваивался не так активно, как в других странах. Новые течения в этом направлении стали появляться после того, когда Петром I было «прорублено» окно в Европу. Именно тогда в России стали создаваться ботанические сооружения и парки отдыха. Широкой популярностью стали пользоваться высокие живые изгороди и парки, напоминающие лабиринты. Позже ландшафтные дизайнеры стали уделять внимание и цветам, которые, как правило, привозились из Голландии.

Современный ландшафтный дизайн

В истории ландшафтного дизайна моментальных перемен не происходило ни разу. Можно сказать, что разные стили плавно наслаивались друг на дружку. Со временем более современные веяние начинали заменять старые решения. Подобные перемены можно было наблюдать в 19 веке. Более серьезные изменения в развитии ландшафтного дизайна наблюдаются в 20 веке. Здесь впервые появилось такое понятие как «Садовая архитектура». Благодаря современному взгляду на жизнь и природу дизайнеры начали возводить поистине феерические сооружения. Это позволило практически избавиться от границы между садовым ландшафтом и дизайном интерьера дома.

В современном ландшафтном дизайне приветствует применение одновременно нескольких стилей. Благодаря этому история ландшафтного дизайна продолжается и сейчас, ведь новейшие идеи всегда будут посещать ум человека. Оформление территории в соответствии с определенными требованиями, приводит к тому, что начинают появляться совершенно новые стили. Именно поэтому можно смело сказать, что это прекрасное искусство развивается постоянно.

Введение

Ландшафтное проектирование является важнейшей областью деятельности ландшафтного архитектора. В процессе проектирования разрабатываются все чертежи, необходимые для создания объекта в натуре, составляются все дополнительные документы - сметы, расчеты, пояснительные записки и т.д., сопровождающие проект. Работая над проектом, ландшафтный архитектор должен не только хорошо представлять себе поставленную перед ним задачу, не только знать, как эту задачу выполнить, но и иметь четкое представление о своей профессии, ее содержании и историческом развитии.

Яркой спецификой ландшафтной архитектуры в целом и ее важнейшей ветви садово-паркового искусства в частности было и остается использование особых, природных строительных материалов - растительности, воды, земли, включая даже особенности топографии места.

Особенностью ландшафтной архитектуры в сравнении ее с общепринятой архитектурной практикой является главенствующая роль эстетического и, если можно так сказать, эколого-гуманистического начала. Функциональные и технические стороны формирования среды, при всей их важности, занимают в ландшафтной архитектуре подчиненное место. Это качество обусловило распространенное понимание ландшафтной архитектуры как разновидности искусства, а именно садово-паркового искусства.

История возникновения и развития ландшафтного дизайна парков и садов

ландшафтный зонирование сад дизайн

Человек осознанно начал окружать себя камнями и растениями ещё в самые далёкие времена. Ландшафтный дизайн, как искусство, берет свое начало в туманной глубине веков. Хотя, можно с определенной долей уверенности предположить, что как только древний человек начал заниматься устройством своего жилища, пусть даже в пещере или землянке, так и участок около жилища стал подвергаться воздействию его рук и видоизменению. Но первые, зафиксированные историей, попытки возделывания садовых участков, по мнению историков, были предприняты в древнем Междуречье (Малая Азия).

Ассиро-Вавилония

Период расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья) пришелся на 8-7 в.в.до н.э. Этот период в истории называется Ассиро-Вавилонским периодом. В этот период было изобретено и получило широкое применение строительство на террасах. Это искусственные насыпные возвышения над поверхностью улиц. Даже при строительстве храмов-зиккуратов, которые имели вид ступенчатых пирамид, использовался этот принцип. Верхняя ступень увенчивалась, как правило, храмом. А на нижних ступенях в заранее устроенные ямы наполненные плодородной почвой, по периметру высаживали растения.

В истории осталось упоминание о знаменитых «висячих садах» Семирамиды. Они были устроены во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. и представляли собой ряд возвышающихся озелененных террас. Южная часть сада примыкала к дворцовым помещениям. Он был выполнен в виде четырех террас, которые постепенно сужались кверху. На нижних террасах росли крупные деревья, а на верхних - кустарники и цветы. Этот сад настолько поражал воображение своей красотой и необычностью, что потом этот принцип неоднократно применяли при устройстве садов Италии, Персии, и даже России (например, «верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Также остались упоминания об обширном парке царя Саргона II в 8 веке до н.э. близ города Хорсбада. В нем росли деревья, привезенные из заморских стран: платаны, кипарисы, ивы, кедры, самшит, тополя, а также плодовые деревья. Существовали в то время и обширные парки, специально высаженные для прогулок верхом и охоты. Эти парки можно назвать прообразами современных лесопарков.

Египет

В древнем египетском государстве садовое искусство было также хорошо развито, как и градостроительство и архитектура. Сады в ландшафтном дизайне формировались по определенным законам:

* Регулярный план с использованием симметрии;

* Использование замкнутых композиций;

* Главная часть сада - водоемы;

* Использование ритма;

* Аллеи и рядовые посадки.

* В применяемом ассортименте растений в основном экзоты.

Сады разбивались при храмах, дворцах и жилых домах богатых владельцев. Они и были основным озеленением городов. Древнеегипетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные и эстетические функции.

Эллада

В Древней Греции (Элладе) садовое искусство связано, в основном, с завоевательными походами Александра Македонского. В эллинский ландшафтный дизайн было широко включено азиатское садовое искусство.

Древняя Греция имела такие виды озеленения, как священные рощи (герроны), философские сады и частные сады. Герроны носили исключительно мемориальный характер: архитектурные сооружения, скульптуры, естественные рощи с источниками. Священные рощи со временем превратились в спортивные парки. Для бесед ученых мужей специально создавали философские сады. Площади городов украшали рядовыми посадками вдоль дорог. Частные сады устраивались, в основном, для цветников.

Ландшафтный дизайн Эллады отличался пропорциональностью. Широко использовались принципы равновесия, симметрии и ритма. В древнегреческих садах, как и в Междуречье, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, делали фонтаны, использовали витые лестницы, обилие украшений.

Древний Рим

Расцвет ландшафтного дизайна в Древнем Риме пришелся с 1 в. до н.э. до 1 в. н.э. Этому способствовал мягкий климат, обилие воды, гор, наличие богатой флоры, строительного материала.

Здесь также были популярны священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-перестили, сады-ипподромы. В виллах находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они богато оформлялись кустарниками, цветами, скульптурой, водоемами. Большинство садов также разбивались на террасах горных склонов, их украшали цветами, различными архитектурными сооружениями, скульптурой и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились аллеи, перголы, фигурная стрижка деревьев и кустарников.

Китай и Япония

Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи разительно отличался от европейского. Отношение к природе в Азии всегда было связано с философией и религией.

Садовое искусство Китая развивается в направлении свободного пейзажного стиля. Но в северной части Китая предпочитают разбивать большие сады, а в южной - малые. Но основные признаки всех китайских садов одинаковы. Обязательная часть сада - пруды. Их очень много и они различны, вокруг них обычно расположены дворцовые постройки. Широко используются и парковые сооружения - беседки, веранды, галереи, платформы, мосты. Постройки, окрашенные в яркие цвета выгодно смотрятся на фоне зелени парков. Растения очень разнообразны по составу: здесь используются и хвойные (кедры, сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, и др.), а также применяются и плодовые деревья (слива, груша, вишня и др.) деревья. Особенно любимы красивоцветущие растения и цветы. Скульптуры используются очень редко, основное предпочтение отдается камням. Ими оформляют берега водоемов и каменистые садики.

Японский сад также формируется исключительно в пейзажном стиле. Хотя по размеру он совсем небольшой, можно сказать даже крохотный. Типы японских садов - это плоский сад и холмистый сад. Интересно, что главную часть этих садов составляют вовсе не растения, а вода и камни. Вода присутствует в форме водоема либо водопада, камни же организовывают объемно-планировочное пространство сада. В «сухих» садах мелкая галька и песок символически представляют воду. Ассортимент растений в японских садах весьма разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, а вот цветов, как ни странно, очень мало. Зато очень активно используются сооружения малой архитектуры: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Основная черта сада - японская символика, пронизанная синтоизмом - исконной японской религией.

Испания периода мавританского владычества

Испано-мавританский сад - это гармоничная простота планировки и яркая индивидуальность решения. Основной мотив в решении сада - вода. В планировке обязательно наличие внутреннего дворика (патио). Устраивали и богато оформляли аркады. Растения применяли экзотические, но, которые соответствуют испанскому климату: мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр. Они высаживались в свободном стиле без последующей стрижки. Газоны не были популярны, так как выгорали из-за жаркого климата, участок оформлялся декоративным мощением - это один из характерных элементов мавританского сада.

Средневековая Европа

Ландшафтный дизайн средневековья характеризуется наличием небольших садиков при монастырях и замках. В монастырских садах, в основном, выращивали декоративные и лекарственные растения. Планировка была строгой, без изысков, обязательно устраивали фонтан или бассейн. Сад делили дорожками на четыре части и на пересечении дорожек высаживали куст розы или воздвигали крест. Сады были тихими, уединенными, созерцательными. внутри территории замков обычно устраивали феодальные сады. В садах были популярны цветы, аллеи, выращивали яблони, разбивали розарии. В крупных замках широко применяли крупные сады, называемые прато. Здесь тоже широко используют перголы, трельяжи, цветники и т.д.

В средневековье впервые появились сады-лабиринты и ботанические сады. Сады-лабиринты сначала зародились в монастырских садах, а в будущем развились в регулярные и пейзажные парки. Ботанические сады стали устраивать при появившихся первых университетах.

Эпоха Ренессанса

Эпоха Возрождения ознаменовалась планировочным и композиционным единством архитектурных ансамблей. Итальянский сад того времени - это цельное высокохудожественное произведение. Всем садам итальянского Ренессанса присущи следующие общие черты:

* Сады располагают на террасах и соединяют между собой лестницами. Широко применяют камень, устраивают ниши и гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами и скульптурами, составляют основу итальянского сада;

* Широкое применение воды. Применяется в виде фонтанов и водопадов, бассейнов и различных прудов. Водоем - композиционный центр итальянских садов;

* Используются, в основном. деревья с раскидистой кровлей: дубы и платаны, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. В посадках применяют маслины. Здесь впервые появился новый прием - боскет. Боскет имеет геометрический контур и ограничивается прямыми дорожками. Внутри располагаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Широчайший ассортимент цветущих растений

* Большое значение придается колористике сада, игра цветами;

Русское садово-парковое искусство

На Руси сады, в основном, служили своему прямому функциональному назначению: главное место на земельном участке отводят огородам, плодовым насаждением, но со временем стали появляться и первые декоративные деревья. В качестве ограды широко использовалась живая изгородь или плетень. Пруды тоже устраивались лишь для разведения рыбы, купания и полива огородов.

Но в 17 веке в России уже создают первые развлекательные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). Например, в Кремле - это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Известен знаменитый Измайловский сад в Москве. В нем есть масса аттракционов: зверинец, ботанический сад, лабиринт, устроено большое количество прудов, и даже разбиты виноградники.

В России 17 - 19 веков не существовало такого понятия, как «дизайнер» или «ландшафтный архитектор». Эта профессия именовалась «устроитель садов и парков».

При правлении Петра I русское садово-парковое строительство, подражая западным образцам, предпочетает классический регулярный сад. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Такие сады в Петербурге строят, в основном, иностранцы. А в 1710 г. в России открывается первая Садовая контора. Она занимается закупкой и доставкой различных экзотических растений за границей для строительства новых парков Петербурга и Москвы.

Франция, 17 век

Появляются сады, выполненные в стиле барокко, который заимствован из итальянских решений. Планировка их весьма проста, но они щедро украшены цветниками. Из цветов создаются яркие красочные партеры - бродери. Естественные лесные массивы популярны, как места для верховой езды и охоты. Вода используется в виде больших спокойных зеркал, популярны каналы и водные партеры.

Регулярный стиль применяемый в садово-парковом искусстве Франции того времени заложил предпосылки создания будущих садов.

Англия, 18 век

В Англии ландшафтный дизайн получил наибольшее развитие в 18 веке. Там, наоборот, преобладает развитие пейзажного парка, чему способствует мягкий климат и высокая влажность: создаются бескрайние луга, украшенные живописными группами деревьев и кустарников. Луга, одновременно, играют роль пастбищ, на них пасется скот.

Основа английского сада - это естественность. Устраиваются будто бы естественные поляны и лужайки, посадки деревьев - групповые, дорожки - криволинейные, пруды - с извилистыми берегами. Широко применяют малые архитектурные формы: беседки, трельяжи, павильоны, иногда устраивают фонтаны.

Пейзажный парк имеет свои законы построения - обязательно выявляется и подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка всегда свободная, но все элементы парка подчиняются единому целому.

США, Западная Европа в 19-20 вв.

В этот период уже и во Франции отдают предпочтение пейзажным паркам. Главное их достоинство - это индивидуальная растительность. Сады обогащаются новыми породами деревьев и кустарников. В США, наоборот, происходит постепенный упадок художественного вкуса. Здесь устраивают растительные ковровые клумбы, глобусы, солнечные часы и т.д. Это совершенно не вписывается в естественность и гармоничность пейзажного парка.

Настоящим расцветом науки и искусства ландшафтного дизайна можно считать 19 - 20 века нашей эры. В этот период основное внимание уделяется растительности, поиску и внедрение новейших современных элементов композиции и стремлению к гармоничному объединению стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).
В 10 - 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 - 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.


В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 - 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17 - 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель садов и парков”. Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

История садово-паркового искусства начинается немного позже, чем начало свою историю человечество. Отправной точкой можно считать обустройство первой стоянки первобытного человека. Он переделывал окружающий ландшафт под свои нужды, главным образом защищаясь от агрессивной внешней среды, чем и положил начало ландшафтному дизайну в целом и утилитарному направлению в нём, в частности.
С развитием земледелия рос и уровень жизни граждан, появлялись возможности для проявления творчества. Первые сады появились в месте с первыми культурными цивилизациями на территории Египта и древней Месопотамии примерно в XX -XV веке до н.э..

Сады Египта были выполнены в формальном стиле и имели замкнутую композицию. Центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, все элементы сада - пруды, аллеи, клумбы, открытые павильоны - располагались в подчинении определённого ритма. Древнеегипетский сад характеризовался органичным слиянием религиозных, утилитарных и эстетических функций.
На территории Месопотамии или двуречья, садовый дизайн связан с расцветом культуры Ассирии и Вавилонии произошедший в VIII – VII веке до н.э.. В развитии архитектурной композиции применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах, насыпных платформах, которые возвышались над поверхностью улиц и имели ступенчатую структуру по отношению друг к другу. Именно на этой основе, в 605-562 гг. до н.э., в Вавилоне был создан самый знаменитый ансамбль - «висячие сады» Семирамиды. Он располагался на четырех ступенях террас, которые сужались кверху. На нижних террасах были посажаны деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Построен он был на сырцовом кирпиче, материале не прочном, поэтому к сегодняшнему дню, от него совершенно ничего не осталось. Также существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являлись прообразами парков пейзажного стиля.
В Персии и Индии был высокий уровень садово-паркового искусства . Основой их строго геометричной планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густо посаженными деревьями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью пользовались старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.
Садово-парковое искусство Древней Греции , в связи завоеваниями А. Македонского, в своей значительной части подверглось сильному Азиатскому влиянию. Но поскольку грекам изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, садово-парковый дизайн Древней Греции отличался значительно более свободной планировкой и структурой композиции. Характеризовался он такими объектами озеленения, как герроны (священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы с источниками. Для ученых бесед создавали философские сады. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. Частновладельческие сады носили утилитарный характер, цветочные растения – цветочные растения были основным элементом при их озеленении.

Здесь также использовалось террасирование, на них высаживали деревья цветы, устраивали фонтаны. Эллинский сад выделялся насыщенностью — нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми»
Садово-парковое искусство в Древнем Риме поистине расцветало с I в. до н.э. по I в. н.э.. Здесь устраивались следующие виды садов: священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы и крытые аллеи, часто стало применяться топиарное искусство. Свидетельством высокого развития ландшафтного искусства может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы(банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды.
Садово-парковое искусство в раннем Средневековье . Европейцы основательно подзабыли традиции античных времён, назначение сада стало исключительно утилитарным — обеспечить его владельца пищей. Сады устраивались небольшие, только при монастырях и у небольшого количества феодальной знати, на территории замков. В своих садах, для обеспечения внутренних нужд, монахи выращивали овощи, а также лекарственные травы. Кроме того, в садах росли розы, мальва, гвоздика, пионы, фиалки и лилии. Широко культивировались яблони и груши для изготовления сидра; тутовое дерево и вишню высаживали только в садах знати. Сад в основном делился на четыре части дорожками. В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сады были уединенными, тихими, созерцательными. В феодальных садах выращивали цветы в клумбах, устраивали аллеи, обвитые виноградом, выращивали яблони, устраивали розарии. Позднее, в крупных замках, стали обустраивать крупные сады именуемые – прато. Здесь тоже появляются декоративные элементы – перголы, трельяжи, цветники, водоёмы и фонтаны.
Садово-парковое искусство в мусульманском мире . В мусульманском же мире, в это время, наоборот наблюдался культурный расцвет, многие города от Индии до Испании могли гордиться своими садами. Концепция сада Арабской Испании – это простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно присутствует внутренний дворик – патио. Устраиваются видовые точки, оформляются аркады. Растения экзотические, которые соответствуют климатическим условиям: мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр. Они высаживались свободно, стрижка в основном не применялась. Газон не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных моментов мавританского сада.
Садово-парковое искусство эпохи Возрождения. С Востока, многочисленные крестовые походы приносили европейцам новые культурные веяния. Данное обстоятельство подтолкнуло к наступлению в Европе эпохи Возрождения. Немного раньше, чем у остальных, в XIV веке, культурный подъём начался в Италии, в садово-парковом искусстве это привело к началу образования стиля Барокко. Данный стиль предполагал, что сад должен быть логическим продолжением дворца, то есть иметь комнаты, коридоры и соответствующее роскошное убранство. Материальные затраты на устройство сада, стали сопоставимы с постройкой самого дворца. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах. Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а в садах виллы Д’Эсте — восемь. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам 1 – 3,5га. Аллеи того времени проектировались узкими и короткими, дворец, обыкновенно, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора. К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.
Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений: высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц. Наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и прочих, также являлась необходимой составляющей. Расцвет Барокко это расцвет топиарного искусства, растительность приобретала фантастическую форму. Использовались ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью.
Из Италии барокко перекочевал во Францию, где наиболее ярким объектом является сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. Начиная с 20-х годов XVI века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных. В последующие 100 лет основы, созданные в Версале, совершенствовались. Заданное направление, с развитием оформилось, в отдельный, известный всему миру стиль — Французский классицизм.

В последнем десятилетии XVIII в. новые веяния Английской культуры привели к возникновению пейзажного стиля ландшафтного дизайна. За основу выбрана естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки — криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используются малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Наиболее известными представителями нового направления в ландшафтном дизайне стали Уильям Кент и Ланселот Браун. Созданная Кентом концепция планировки сада построена на утверждении, что природе не свойствен- на прямая линия. Браун был автором знаменитого сада в Латон Ху, расположенного на площади в 1600 акров. В саду много интересных водоемов, посадок на холмах, извилис- тых лощин, по которым разбросаны группы деревьев. Здесь же — великолепные образцы каменистых водных растений розарий, лесистая часть сада с цветущими кустарниками (махровая вишня, рододендроны и азалии). Луковичные растения высажены на лугах в тени деревьев. Планировка садов и парков в пейзажном стиле проводилась масштабно, включая в себя устройство озер путем строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями.
Садово-парковое искусство XIX в. В начале XIX в. начал падать интерес к манере Брауна в ландшафтной архитектуре. Возник викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. Но в таком виде сад просуществовал недолго. Основной вклад англичан в развитие ландшафтного дизайна — это газон и бордюр из однолетних травянистых растений.
Принципы формирования ландшафта, использованные в пейзажном стиле, распространились на всю «западную» цивилизацию и до сих пор пользуются заслуженной популярностью. Необходимо отметить, что ландшафтное искусство на Востоке (Китай, Япония, Корея), развивавшееся своим оригинальным путём, остановилось на принципах, по смыслу, схожих с концепцией естественности.
В ходе XIX-го столетия городская жизнь становилась всё более масштабной, это привело, к соединению городского архитектурного планирования с традициями ландшафтного садоводства, и придало ландшафтной архитектуре и дизайну нынешний уникальный статус. Следую данным тенденциям, во второй половине XIX-го века Американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».
На рубеже XIX – XX вв. родилось и перемешалось множество стилей и направлений ландшафтного искусства, большинство из них были скоротечны, но некоторые из них прижились и хорошо нам известны, такие как, например – модерн. В XX веке ландшафтный дизайн развивался и видоизменялся, постоянно откликаясь на веяния технического и культурного прогресса, воплощая в себе эмпирические модели быстро изменяющегося мира, естественно перетекая, в нынешнюю постмодернистскую эпоху.
Садово-парковое искусство в России . В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.
В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.
При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

Чудеса света. Древние сады. История и мода.

История развития ландшафтного дизайна

Дорогой друг, как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут установить точную дату. Но, если говорить о самом названии, то ему всего около 200 лет. А вот суть понятия ландшафтного дизайна берет свое начало в Эдемском саду Адама и Евы. И конечно, самые выдающиеся ландшафтные проекты относятся к 7 чудесам света. Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития всего человечества. Древний человек был сильно привязан к природе, боготворил и обожествлял её. Древние люди очень хорошо понимали, что от этого зависит их качество жизни. О чем сегодня, мой друг, мы порой забываем. А ведь от природы человек всегда получал пропитание, одежду и жилище. Как и в древние времена, сегодня, в культуре дачного землевладения, близлежащие к дому территории обустраиваются огородами, грядками для чисто утилитарных целей — получения пищи.

Однако в современном понимании ландшафтный дизайн — это, такое пространство, в котором происходит гармонизация и, чем можно любоваться бесконечно, воспевать и вдохновляться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это то место, куда хочется возвращаться и созидать. И вот такие первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения. В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. В каждой стране зарождался и развивался свой стиль. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и японский, русский и т.д... Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности — французскими, сады с обилием цветов называют — голландскими и т.д. Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков. В Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках. В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры появилась мода на выращивание садовые розы. Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние — кустарниками и цветами. В древнем городе Греции, в Фивах — широкое распространение получила пергола. Это было «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими цветущими вьющимися растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали ароматные розы. В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию парков для животных, похожих на современные заповедники. Такие парки создавались для охоты на животных. Для большего комфорта в этих парках стали разбивать клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди, делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

А вот в таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!