Фибула оберег значение. Фибулы как исторический источник эпохи раннего средневековья

В наше время существует множество аксессуаров, используемых в качестве застёжки, но самой первой стала фибула. Этот предмет был единственным типом застёжки в период с древних времён до раннего Средневековья.

Что представляет собой фибула?

Не знаете, фибула - что застёжка для одежды, выполненная из металла, которая использовалась в железном и бронзовом веках. Предмет состоял из нескольких частей, верхняя иногда украшалась. Чуть позже фибулу стали применять не только в качестве застёжки, но и как украшение, в Прибалтике это веяние сохранилось и сегодня.

Составные части фибулы

Застежка с течением времени видоизменялась, но чаще всего встречается предмет, состоящий из следующих частей:

  • Иголка для скрепления одежды.
  • Иглодержатель. Это желобок либо узкий держатель, в который заходит конец иглы. Иглодержатель нужен для удержания иглы в одном положении и предохранения пальцев от укола.
  • Корпус или дужка фибулы.
  • Пружинка для соединения иголки с дужкой.

На протяжении доисторического периода фибула претерпела многочисленные изменения. Каждая эпоха оставляла свой след - изменялась дужка, предмет стал служить ещё и украшением. Менялся механизм действия пружины и иглодержателя, от функционирования которых зависела пригодность застежки и прочее.

Итак, фибула - что это? Простейшая застежка состояла из скобы и иглы. В сохранившемся до сегодняшних дней предмете чётко видна первоначальная форма - квадрат или круг. После того как изделие стали использовать ещё и в качестве украшения, его начали расписывать эмалью, наносить рисунок и дорогие камни. Носили и мужчины, и женская половина человечества. Фибула нужна была для скрепления одежды, чаще всего плаща. В древности им служила накидка по типу покрывала, концы которого и требовалось скреплять.

Позже фибула трансформировалась в своеобразную брошь-булавку, которой закалывались концы косынки и воротнички. Со временем крепление пропало, а брошь осталась в качестве украшения, которое женщины носят и сегодня.

Следующая конструкция фибулы состоит из корпуса и иголки. Корпус делался в виде незамкнутого ободка (подковообразная форма), как раз эти фибулы получили большую распространённость. Владелец украшения, в зависимости от статуса, декорировал обод и иглодержатель дорогими камнями, металлами либо рисунком.

Виды застёжек

В числе музейных экспонатов, добытых археологами, встречаются разные виды фибул. Все эти стародавние застёжки имеют собственные названия, данные в зависимости от того, к какому времени и народу они относились. Известны следующие фибулы:

  • Греческие и римские.
  • Венгерские и скандинавские.
  • Византийские и прочие.

Для некоторых народов фибулы не только являлись застёжками для одежды и украшениями, но и применялись в качестве оберегов от недобрых духов и порчи. После появления французской броши-булавки защитная функция перешла на неё.

В Венгрии фибулы изначально изготовлялись исключительно из проволоки. Механизм изделия был следующим - один из концов дужки, совершив небольшой спиральный виток, переходил в иголку, а второй конец, который тоже был закручен спиралью, являлся её держателем.

Скандинавские фибулы произошли, скорее всего, от венгерских, их отличие заключалось в следующем - иголка и дужка были не единым целым, элементы насаживались друг на друга.

Греческая металлическая застёжка для одежды состояла в основном из пары или четырёх спиральных окружностей, соединённых между собой. Иголка выходила из одной спирали и закреплялась на другой. Спиралевидная форма держателя иглы свидетельствует о неразрывной связи греческого украшения со скандинавским и венгерским. Кроме того, аналогичные аксессуары для одежды были обнаружены при раскопках на юге Италии и отдельных окрестностях Средней Европы, куда попали они, скорее всего, из Греции.

Италийские фибулы наиболее разнообразны по механизму действия и форме основания. В старинных италийских фибулах строение иглодержателя практически не отличается от скандинавских и венгерских, то есть образовывается оно за счёт нескольких витков спирали. Но в будущем прослеживается видоизменение - спиралевидный держатель иглы сменяется сначала плоской пластиной круглой формы, а спустя время появляется пластина с завёрнутыми краями, образующими желобок, заканчивающийся пуговкой.

Формы италийских фибул

Они были обнаружены в нескольких формах (речь идёт о форме дужки):

  • Дуговальные (форма полукруга). Это старейший тип фибулы. Дужка может быть одной толщины, с уплотнением на некоторых участках, гладкой или с полосами в разных направлениях, украшенной бусинами и прочее.
  • Ладьевидные - дугообразная, утолщённая посередине полая дужка. Держатель для иглы в этой модели может быть длинным или коротким.
  • Извивающиеся - это самая разнородная группа. Образцы встречаются самые разные - с причудливо изогнутой дужкой, с длинным желобом в качестве иглодержателя, с пуговкой на конце желоба (встречаются на самых последних фибулах) и прочее.

Чертрозские фибулы

Чертрозскими принято называть образцы с вытянутой формой дужки, которая плавно перетекает в желобоватый иглодержатель с пуговкой и завёрнутым кверху концом. Такие застёжки были обнаружены в большом количестве при раскопке могильника Чертрозы среди прочих вещиц италийского убранства.

Хальштаттские фибулы

В могильнике Хальштатта в числе различных италийских форм фибул были обнаружены некоторые образцы, характерные именно для этой местности. Большой интерес представляют застёжки очкообразной и арбалетовидной формы. Первый вид состоит из пары спиралевидных кружков, соединённых между собой, такая форма напоминает венгерские, скандинавские и греческие фибулы. Поскольку раскопаны они были в Хальштатте, то и обозначение получили соответствующее - хальштаттский тип.

Отличительной чертой арбалетовидных фибул является то, что спираль представляет собой множество спиралевидных оборотов, расположенных перпендикулярно дужке. В отдельных арбалетовидных застёжках окончание держателя иглы декорировано миниатюрой головы животного либо человека, склонённой назад или устремлённой вверх.

Назначение фибул

Ответ на вопрос о том, фибула - что это, вы уже знаете. Каково же ее предназначение? Древнегреческое женское население прикалывало фибулы и на верхней, и на нижней одежде, мужской пол использовал изделие только на верхней одежде. Чаще всего мужчинами плащи фиксировались фибулой на правом плече, пореже на груди. Женщины закалывали застёжки на двух плечах.

Описание фибулы встречается в произведении «Одиссей»: «Благочестивый Одиссей был облачён в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прицеплена золотая застёжка с парными трубками; на внешней стороне застёжки умелый мастер изобразил пса, держащего в передних лапах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все поражались живости, с какой были нарисованы золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, пытаясь спастись, противилась ногами».

Некоторые женщины скрепляли полы туники множеством застёжек. Чуть позже стали закалывать подол немного выше колена, таким образом получалась своеобразная складка, придавая одежде особый вид. В качестве пряжки фибула использовалась преимущественно на поясах и перевязках.

Интересно! В Древней Греции и Риме фибулой также принято было называть специальный зажим для крайней плоти. для одежды использовались в целях соблюдения норм приличия при появлении обнажённого мужчины, к примеру, атлета или гладиатора.

Где сегодня можно приобрести фибулу?

Фибула - что это такое, мы выяснили. Где её можно купить? На сегодняшний день производством фибул занимаются в Эстонии. Там существует объединение «Уку», традиционные фибулы в ассортименте художественных изделий которого занимают особое место. Найти там можно самые разные застежки: плоские, квадратные, конусообразные, формы в виде подковы и прочие. Чеканные образцы украшают геометрическим рисунком, а конусообразные - растительным. В качестве отделки некоторых фибул используют «глазки» из цветных камней.

Тем, кто не может приобрести фибулу в Эстонии, рекомендуется обратить внимание на ассортимент тематических отделов, которые реализуют предметы старины, или просто заказать металлическое украшение у мастера, специализирующегося на изготовлении символических предметов.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова фибула

фибула в словаре кроссвордиста

фибула

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фибула

фибулы, ж. (латин. fibula) (археол.). Застежка, пряжка.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фибула

ж. Металлическая застежка, пряжка на одежде в виде броши (употреблявшаяся с древнейших времен до раннего средневековья).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фибула

ФИБУЛА (лат. fibula) металлическая застежка для одежды в виде булавки, заколки со щитком, обычно богато украшенным. Один из самых древних предметов украшения. Использовалась древними греками и римлянами, а также в средние века и в 18 в.

Фибула

(лат. fibula √ шпилька, застёжка), металлическая застёжка для одежды, одновременно служившая украшением. Ф. разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. Составные части Ф. √ игла, дужка, или корпус, желобок (иглодержатель), пружина, соединяющая иглу с дужкой. В археологии разные типы Ф. имеют большое значение для установления дат. Некоторые Ф., выполненные из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, √ образцы древнего ювелирного искусства.

Примеры употребления слова фибула в литературе.

Юрий Дмитрич, высокий, красивый, вздевший, воеводской выхвалы ради, отделанный серебром коллонтарь и шелом с бармицей, писанный по краю золотом, с соколиным пером, с закрепой-изумрудом, бросающим по сторонам зеленые искры, на высоком пританцовывающем коне, под шелковою, писанной травами попоной, в звончатой сбруе, с такой роскошной, в бирюзе и смарагдах, чешмой на груди коня, что впору ей быть епископской панагией, кабы не величина этого серебряного сканного чуда, в ало-вишневом переливающемся корзне, застегнутом на правом плече старинною, византийской работы фибулой , небрежно вздевший загнутые носы мягких зеленых сапогов, украшенных шпорами, в серебряное округлое стремя, осматривал и провожал рать.

Броши и фибулы по большей части круглые в три изогнутых лепестка, как у Бельтана на плаще, но были и старой формы - маленькие луки с тетивами, а также изображения животных, среди них один извивающийся прихотливыми кольцами дракончик, сделанный с поразительным искусством из перегородчатой эмали и выложенный гранатами.

Для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья . При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.

Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

Составными частями фибулы являются:

  • игла, предназначенная для скрепления одежды
  • иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
  • дужка, или корпус фибулы
  • пружина, соединяющая дужку с иглой

Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии , Северной Германии , Скандинавии . Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

  • Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
  • Скандинавские фибулы , происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
  • Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы , куда они были, вероятно, занесены из Греции.
  • Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

По форме дужки среди италийских фибул различают:

  • дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
  • ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
  • змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы, среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами. Как характерные для местонахождения, они носят название фибул гальштаттского типа. Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского могильника составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней (amictus), так и на исподней одежде (indutus), мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах. В «Одиссее » (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами.»

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

В Древней Греции и Древнем Риме фибулой называли также специальный зажим для крайней плоти . Этот зажим применялся для соблюдения приличий при появлении обнаженного мужчины (например, у атлетов, гладиаторов и т. п.).

При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.

Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

Составными частями фибулы являются:

  • игла, предназначенная для скрепления одежды
  • иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
  • дужка, или корпус фибулы
  • пружина, соединяющая дужку с иглой

Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии , Северной Германии , Скандинавии . Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

  • Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
  • Скандинавские фибулы , происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
  • Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы , куда они были, вероятно, занесены из Греции.
  • Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

По форме дужки среди италийских фибул различают:

  • дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
  • ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
  • змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы , среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами. Как характерные для местонахождения, они носят название фибул гальштаттского типа. Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского могильника составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней (amictus), так и на исподней одежде (indutus), мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах. В «Одиссее » (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами.»

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

В Древней Греции и Древнем Риме фибулой называли также специальный зажим для крайней плоти . Этот зажим применялся для соблюдения приличий при появлении обнаженного мужчины (например, у атлетов, гладиаторов и т. п.).

См. также

Напишите отзыв о статье "Фибула"

Примечания

Литература

Ссылки

  • (рус.)
  • Шаров О.В. // STRATUM plus. - Кишинёв, 1999. - № 3 . - С. 189-206 .
  • Воронов Ю. Н. // КСИИМК. - М ., 1983. - № 176 . - С. 29-33 .

Отрывок, характеризующий Фибула

Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.
С древнейших времён до раннего Средневековья фибула была почти единственным типом застёжки. Самая простая – она состояла из иглы и скобки. В сохранившихся до нашего времени фибулах можно увидеть традиционную в то время форму – круга или прямоугольника.

Фибулу украшали гравировкой, и драгоценными камнями. Пользовались ими как женщины, так и мужчины. Она скрепляла одежду, чаще это были плащи, а проще говоря, накидки в виде покрывал.

В Новое время фибула превратилась сначала в брошь, которую использовали как застёжку, скреплявшую косынки, воротники, плащи, а затем фибула постепенно исчезла, а брошь стала служить украшением.


Простейшая фибула состоит из двух деталей: иглы и корпуса. Корпус выполнялся в виде обода, который часто был разомкнутым (подковообразная фибула). Именно такие фибулы были наиболее популярны. В зависимости от статуса владельца обод и держатель иглы были декорированы, использовали драгоценные металлы, гравировку и даже драгоценные камни.

Благодаря археологическим раскопкам среди музейных экспонатов можно увидеть различные виды древних застёжек. Все они имеют названия в зависимости от принадлежности тем или иным народам: греческие и , венгерские и скандинавские, византийские и т.д.

Фибулы были не только застёжками и украшением, их использовали как обереги от злых духов и порчи. Когда появилась английская булавка, функция защиты перешла на неё.

Где можно найти и купить фибулу? Чаще всего этот древний предмет продают в тематических отделах, торгующих предметами старины, либо можно заказать мастеру по изготовлению различных символических предметов. Можно изготовить фибулу своими руками, но проще всего найти на ebay, там предлагают современные и древние застежки фибулы.

В нашем XXI веке известно много застёжек, но фибула была первой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!