Деревянная архитектура. Фотографии русских деревянных домов

Т ипичный северный дом – это дом и двор под одной крышей. Такой, чтобы в зимнее время на улицу можно было не выходить совсем, ну разве что за водой.

Дом Екатерины Евтюковой – типичный для Унежмы.

Слева – жилая часть, справа – сарай (хоздвор). Фото 2010 г.

.

Жилая часть находилась с лицевой стороны постройки (обращенной к улице), дальше располагались сени, к сеням примыкал сарай (его называют еще хоздвор или поветь). Все эти помещения компоновались в одну линию, одно за другим, в результате чего дом получался длинным, образуя в плане сильно вытянутый прямоугольник 6-8 м в ширину и до 25 м в длину. Сарай (обычно одной ширины с жилой частью) был двухэтажным – собственно сарай наверху, а под ним двор (или подклет) для домашней скотины.

В редких исключениях сарай был шире жилой части (тогда план выглядел в виде буквы «Г»). В Унежме было несколько таких домов, например, дом волостного писаря Епифанова.

√ В понимании горожанина слово «сарай» обычно означает небольшое отдельностоящее дощатое строение для хранения разного хлама. В применении к северному дому это слово имеет совсем другое значение. Здесь сарай – равноправная часть постройки, по площади равная жилой половине, а иногда и больше. Подробнее о сарае будет рассказано ниже.

√ Подклеты унежемских домов, в отличие от других северных деревень, невысоки, так же как не высоки за счет этого и сами дома́. Возможно, это объясняется тем, что на реке не бывает паводков, а зимой часты сильные ветра, сдувающие снежный покров, поэтому необходимость в высоком подклете невелика.

Дома, в основном, были одноэтажными – большинство семей были среднего достатка. Двухэтажных домов было не более десятка. Их могли позволить себе лишь зажиточные судовладельцы, которых было немного. Двухэтажными были также дом священника (построенный на пожертвования) и почтовая станция.

Крыши были двухскатными, со стороны лицевого фасада зачастую вальмовыми (т.е. с дополнительным передним скатом). Вальма часто украшалась мансардой, которая была чисто декоративной – ее окошки выходили на подволоку (чердак).

Дом Е. Евтюковой с мансардой. Фото 1987 г.

Типичные образцы унежемских домов с разными типами крыш:


Дом с вальмовой крышей (писаря Епифанова).


Справа – двухскатная крыша с лицевым фронтоном (дом И.Л. Евтюкова, хоздвор утрачен), слева – вальмовая с мансардой (дом Тюрдеевых, позднее – О.Г. Куколевой и В.П. Евтюкова).


Дом с мансардой (Варзугиных-Тюрдеевых, хоздвор разобран).

Подавляющее большинство домов были «однофасадными», т.е. с одним лицевым фасадом (им считался торцевой фасад, смотрящий на улицу). На нем располагались обычно четыре (в домах поменьше три) окна. Реже встречались двухфасадные дома, т.е. жилая часть у такого дома была не прямоугольной, а «Г»-образной, и тогда боковой выступ оформлялся аналогично лицевому фасаду с треугольным фронтоном над ним. Двухфасадным был, например, дом судостроителя И.Ф. Варзугина (первоначально двухэтажный). Планировка его сарая тоже была нетипичной – он, судя по всему, располагался не вдоль, а поперек.

Двухфасадный дом И.Ф. Варзугина (в колхозное время пониженный до одного этажа).

Слева (на фото не виден) – лицевой фасад, выходящий на улицу, в центре – второй, боковой, фасад.

Трехфасадным («Т»-образным в плане) в Унежме был только один дом – М.В. Базанова, корабельного мастера. Он стоял в самом центре Заполья, у Средней вараки. Основной фасад выходил на тракт, два других по бокам. В доме были кухня, чайная, передняя, спальня.

√ Деревенские названия жилых помещений («передняя», «кухня», и т.п.) сильно отличаются от городских, например «кухня» в понимании сельского жителя – совсем не то, что кухня в городской квартире. Подробнее о названиях и назначениях комнат будет рассказано ниже.

Срубы ставили либо на плоские камни, либо на вертикально врытые в землю стойки, в качестве гидроизоляции прокладывая под нижние венцы бересту. Бревенчатые стены рубились обычно «в обло» – с выпусками, и снаружи не обшивались. (Позднее, в начале XX вв., богатые дома стали обшивать досками, такая обшивка сохранилась, например, на доме писаря Епифанова). Крыши крылись тесом, каждая тесина имела две продольные ложбинки для лучшего стока воды.

Унежемские дома почти не сохранили наружного декоративного убранства – резных наличников, причелин, полотенец и пр., таких характерных для большинства русских деревень. Скорее всего, их было мало и изначально. Архитектура приморских деревеньБелого моря вообще сурова и лаконична, отчасти в силу климатических условий, отчасти в силу бытовых особенностей (с весны до осени все взрослое мужское население уходило на рыбные промыслы, и заниматься «архитектурными изысками» просто не было времени), а отчасти, может, в силу основательности и немногословности поморского характера – была бы крепка и надежна сама постройка, а остальное не столь важно…

Строили дома семейной артелью, приглашая в помощники родственников – отцов, сыновей, дядей, братьев, а также односельчан. Вот что рассказывает о расширении родного дома Иван Матвеевич Ульянов («О времени и о себе»).

√ Речь идет не о постройке нового дома, а о перестройке (расширении) старого. Так часто делали, когда семья увеличивалась (скажем, женились взрослые сыновья) и возникала острая необходимость в дополнительных комнатах. В этом случае оставляли существующую кухню, сени и хоздвор, а к кухне пристраивали новые комнаты. Из-за этого дом часто вылезал вперед и выходил за линию фасадов, закрывая вид соседям.

Другой пример такой перестройки – дом писаря Епифанова. К старой кухне были пристроены две новые комнаты, дом сильно увеличился в длину и почти что «вылез» на горушку перед ним, так что между ним и горушкой едва можно было пройти.

«Осенью около нашего дома застучали топоры, завизжали пилы. Сначала отпилили переднюю и чайную и разобрали. Осталась для жилья только кухня. Жили и спали в основном у дяди Александра, кормиться ходили домой. В кухне оставались жить отец с матерью и маленькой Ульяной, да иногда я засыпал на печке рано вечером.

Разговор о доме возникал часто. Мать говорила о нем, как о живом существе. Иногда она по настоящему ругалась и доходила до плача. Мне тоже казалось, что мы его незаслуженно обижаем. Но возврата к старому уже не было. Новый дом возникал как в сказке. Не знаю, был ли какой план или чертеж, я не видел, но дом строился. Кто пилил доски, другие тесали бревна, рубили углы. Работали с утра до вечера. Помогали дяди Дмитрий, Михаил, Иван, работали все старшие парни. Малышей предупредили, чтобы на стройке не вертелись, как бы не зашибить. Рядом, около дома, стояли большие высокие козлы, туда наверх закатывали бревна и пилили продольной пилой. Один пильщик стоял наверху, второй – внизу. От этой пилы получались доски на полы, потолки, крышу. Когда поставили первые венцы на плоские камни, то получилось, что наш будущий дом будет загораживать сзади стоящие, выходить из ряда, потому что новый пристраивался к старой кухне, да в новом будет кухня. Об этом стали говорить соседи, отца вызвали в сельсовет. Но сделать что-нибудь другое было невозможно, как же жить без кухни?

Дом рос не по дням, а по часам. К концу года был готов сруб, поставлены полы в кухне и чайной, потолки и крыша. Оставалось сделать печи. Зимой обычно этим не занимаются – холодно. Но отец решил делать, договорился с печником Николаем Фроловым, чтобы тот сделал печи на кухне и в чайной. В кухне постоянно была горячая вода и теплая глина, чтобы у печника и подсобных не мерзли руки. Выкладывать трубы на чердаке и крыше было куда трудней, чем печи в закрытых комнатах. Тут на глазах стыли вода и глина, мерзли руки. Вскоре русскую печку начали топить, мыть полы. Топили несколько дней понемногу, чтобы не появились трещины. Потом, когда она достаточно нагрелась и просохла, стали постепенно переходить.

В новом доме было не так, как в старом – прохладно и непривычно. Кухня в несколько раз больше: с тремя окнами, да еще за печкой комнатушка – спальня с двумя окнами, чайная тоже большая. Там Федор с Авдотьей поставили кровать и качалку для ребенка. В этой комнате по два окна с обоих сторон.

В доме было прохладно. Ходили в валенках, на плечи что-нибудь одевали. Часто сидели на печи и грелись, туда же забиралась мать после окончания утренних дел. Печка спасала. На печке можно было стоять и в растяжку спать. Она была длинная и широкая. Но дров на нее нужно было много, чтобы протопить, испечь и сварить. На ночь ложились на полу на шкурах, под утро и на шкурах было холодно. Холодом дуло от стен и с пола, ведь лес был сырой, а полы одинарные, без черных. Чтобы было теплей в спальне, в следующем году отец сам сложил печку-галанку . Ее обычно топили под вечер, чтобы ночью было тепло спать».

Пройдемся по северному дому и рассмотрим каждую его часть в отдельности.

Дом Екатерины Евтюковой (1910-1920-е гг.) – типичный для Унежмы. Дом волостного писаря А. Епифанова (кон. XIX – нач. XX вв.) – один из старейших в Унежме.

Дом Елизаветы Евтюковой (кон. XIX – нач. XX вв.)







Сени

Сени делят дом на две примерно равные части: теплую – жилую, и холодную – сарай. Наверх ведет деревянная лесенка в несколько ступенек, она расположена внутри, чтобы не заносилась снегом. Сбоку от лестницы складывают сухие наколотые дрова – чтобы всегда были под рукой.

√ С точки зрения горожанина, неотъемлемой принадлежностью каждого сельского дома (как и пригородной дачи) является крыльцо – с крышей-навесом, резными столбиками, перильцами и несколькими ступеньками, на которых так приятно посидеть в теплый летний вечерок. Северные дома, в т.ч. унежемские, отличаются от этого стереотипа – крылечка у них не было, и, как говорилось выше, лестница располагалась внутри, что объясняется, по всей видимости, суровыми климатическими условиями.

В «Сказе о Беломорье» у Ксении Гемп в связи с Унежмой упоминается, однако, «крыльцо под навесом на резных столбиках» в доме народной сказительницы Прасковии Парамоновны Ампиловой. Может быть, крыльцо это было исключением, но, скорее всего, описание этого дома у Ксении Гемп, так же как и личность сказительницы, относится не к Унежме, а к другой деревне, и «приписано» к Унежме по ошибке, что подробно рассмотрено в сборнике «И это всё о ней… Фрагменты из печатных изданий» (стр. 59).

По сторонам сеней – две двери, одна напротив другой. Двери эти всегда сплошные, из толстых досок, т.к. основная их задача (особенно в жилую часть) – хранить тепло. В торцевой части сеней обычно располагается кладовка (клеть).

√ Иногда встречается нетрадиционное расположение сеней – не перпендикулярно срубу, на всю его ширину, а сбоку, вдоль сруба, как, например, в доме Елизаветы Евтюковой. Такое расположение имеет свои преимущества – по крайней мере одна из комнат получается полностью изолированной, с отдельным входом прямо из сеней.

Жилая часть

Первое (и обычно самое большое) помещение, куда мы входим из сеней – это кухня (или изба). Здесь находится сердце дома – русская печь. Иногда кухня занимает всю ширину сруба, иногда лишь две трети (или три четверти) его ширины. В этом случае сзади, за печью, дощатой перегородкой бывает выгорожено еще одно помещение – боковуша, или узкая, как, например, в доме Екатерины Евтюковой. В боковуше (отапливаемой той же русской печью) обычно спали хозяева дома, родители.

Печи в Унежме клали из необожженного кирпича-сырца, который производили сами. Богатые «месторождения» глины находились совсем под боком, на открывающихся во время отлива вязких няшистых берегах. Именно поэтому унежемские печи очень непрочные, недолговечные, и быстро разрушаются от сырости в заброшенных неотапливаемых домах.

Сбоку от русской печи (между печью и стеной) – узкий закуток, обычно завешенный занавеской. Это «бабий кут», или «запечье» – там на деревянных полках вдоль стены стояли крынки и котелки. Бабий кут такой узкий, что зайти туда можно разве что боком. В полу здесь обычно расположен люк – лаз в подвал, где хранили соления, консервы и другие заготовки на зиму. Неподалеку от бабьего кута, на стене, смежной с горницей, висела блюдница (наблюдник) – деревянная полка для тарелок. В кухне (как, собственно, и в каждой комнате) обязательно был «красный угол» – угловая полочка, на которой стояла икона и горела лампада перед ней.




Кухня с русской печью. Фото 2007 г.

Русская печь, боковой фасад. Правее (не видна на фотографии – дверь в боковушу (узкую).

Боковуша (узкая). Фото 2007 г.

Обстановка кухни была проста: большой обеденный стол, такой, чтобы за ним могла разместиться вся семья (часто в 10-15 человек), длинные дощатые лавки, умывальник (обычно у входной двери) – вот, собственно, и все. «Кухня, посреди русская печка, стол да лавка для сиденья – вот и вся мебель», – так описывает И.М. Ульянов обстановку кухни в бедном доме вдовы В.Е. Куколевой («Марманск-Унежма-Петрозаводск»).

В домах побогаче в конце XIX века в кухне стала появляться и другая мебель – что-то вроде диванчиков, жестких или с обивкой, с резными спинками и ручками. Их традиционно ставили при входе, у стены, смежной с сенями.

Типичный унежемский диванчик.

Такой, или ему подобный, стоял практически в каждой кухне.

В кухне, как в самом просторном и самом теплом помещении, проходила наиболее активная дневная жизнь семьи, здесь готовили и ели, мастерили, вязали и пряли, здесь же, на длинной палке-очепе, прикрепленной к потолку, была подвешена зыбка. В зимнее время, особенно на закате деревни, когда молодежь разъехалась в города, в целях экономии дров остальные комнаты вообще не использовались стариками-хозяевами, и двери в них держали закрытыми.

√ Если проводить аналогию с городской квартирой, то «кухня» в деревенском доме будет скорее гостиной, чем кухней, а точнее, гостиной с открытой планировкой, т.е. со встроенной кухонной мебелью.

Дальнейшее расположение комнат зависело от степени достатка хозяев. В бедных домах помимо кухни могла быть всего одна комната, которая называлась передней (реже – горницей). Название «передняя» может ввести горожан в заблуждение – в городах так называется крошечное помещение при входе с лестничной клетки, где вешают верхнюю одежду. В деревне это, скорее, противоположность. Передняя здесь – самая красивая и самая светлая комната в доме, в самом его торце, впереди (отсюда и название). Она выходит на лицевой фасад, ее окна – «глаза дома», которыми он смотрит на улицу и на соседей напротив. Помимо окон по лицевому фасаду (а из обычно было четыре, реже три), передняя всегда имела еще по два боковых окна, так что в солнечные дни она вся была залита солнцем.

Передняя в заброшенном доме. Фото 2007 г.

Обычно передняя занимала всю ширину сруба, но иногда лицевая часть дома разгораживалась на две комнаты, по два окна каждая (плюс третье боковое).

√ Перегородка эта в Унежме была обычно дощатой, поэтому не нужно путать эту планировку с домом-«пятистенком», где продольная стена в торце была бревенчатой, несущей. Домов-пятистенков в Унежме либо не было, либо было мало, во всяком случае ни один из них не сохранился.

Для отопления передней ставилась кирпичная прямоугольная в плане печь-голландка (местное произношение «галанка» или «голанка»).

Если кухня в деревенских домах испокон веков выглядела примерно одинаково, то убранству передней придавали большое значение. В конце XIX – начале XX веков обеспеченные семьи старались обставить переднюю по-городскому. Здесь стояли столы с точеными ножками, накрытые узорчатой скатертью, красовались резные комоды, остекленные буфеты и горки с парадной посудой, резные деревянные (а иногда и металлические) кровати с кружевными покрывалами, подзорами и горой подушек. На полу – сундуки с одеждой и приданым, тканные коврики и дорожки. Стены украшали большие зеркала в затейливых рамах, а также вышитые крестом или гладью салфеточки, а зачастую и целые декоративные панно на популярные сюжеты.

Передняя. Фото М. Котцовой, 1980-е гг.

Вот как описывает переднюю (вернее, ее часть) И.М. Ульянов («О времени и о себе»). «Молодоженам выгородили в передней комнату, соорудив деревянную переборку. В их комнату ходить не велели. Но мы выбирали время, когда не было дома Федора и Авдотьи, и втихомолку забирались в их уголок. Там все было интересно: на полочках бутылочки, флакончики, коробочки, морские звезды, рыба скат и много других диковинок. А кровать такая пышная, высокая, и на ней гора белых подушек».

√ Продолжая аналогию с городской квартирой, деревенская передняя в городе была бы чем-то средним между спальней и гостиной.

В домах побогаче помимо передней имелась «чайная» (ее еще называли «малой избой»). Располагалась она между передней и кухней, по площади обычно была равна передней (или чуть поменьше), но иногда могла достигать размеров кухни (как, например, в доме писаря Епифанова). Название ее говорит само за себя – здесь, очевидно, пили чай. Может быть, именно поэтому окна чайной были особенными – широкими, трехстворчатыми. Такие окно назывались «тальянскими» – не от слова «итальянский», а от слова «тальянка» – гармоника. У окна традиционно ставили чайный стол и стулья (а не лавки, как в кухне). В тальянском окне, наверное, выгодно смотрелся с улицы самовар, а участникам чаепития, в свою очередь, хорошо была видна улица и проходившие мимо соседи.

Чайная с тальянским окном в заброшенном доме. Фото 2007 г.

Стол в чайной был сравнительно небольшой, т.к. чай, в силу его дороговизны, пило только взрослое (а в досюльные времена только мужское) население дома. Помимо стола здесь, как и в передней, могли находится комоды, кровати, сундуки и другая мебель.

√ В городских квартирах советского периода аналогии деревенской чайной, пожалуй, не найти. Приходит на ум только dining room в заграничных домах – комната с парадным обеденным столом, использующаяся лишь по праздникам, а в обычное время пустующая, т.к. обеденный стол повседневного использования обычно есть в гостиной.

Кухня, чайная, передняя и боковуша – вот и все жилые помещения деревенского дома. Комнаты, в городах называемой спальней, в деревне обычно не было (только «трехфасадный» дом М.В. Базанова мог позволить ее себе). Кровати могли находиться и в боковуше (узкой), и в передней, и в чайной, словом, везде, кроме кухни. Семьи были большие, в одном доме жило несколько поколений – родители, дети (зачастую уже взрослые и женатые, со своими детьми, т.к. сыновья традиционно приводили жен в родительский дом), бабушки и дедушки, и кроватей на всех не хватало. Поэтому подростки часто спали в передней на полу, на лосиных и оленьих шкурах, а старики и старухи – в кухне, на русской печке и даже на лавках. Места, где можно было бы уединиться, в деревенском доме практически не было, во-первых из-за перенаселенности и недостатка помещений, а во-вторых в силу общинной патриархальной традиции. Все комнаты (кроме, пожалуй, передней) были проходными, дощатые перегородки (если таковые имелись) зачастую не доходили до потолка, поэтому слышимость была если не 100-процентрая, то 90-процентная наверняка. Молодым семьям в передней или чайной иногда выгораживали закутки (комнатами это никак не назвать), создававшие лишь иллюзию изолированности (см. план дома писаря Епифанова). В летнее время прибежищем молодых были подволока и сеновал, любителям одиночества – море и вараки. Коренному горожанину в деревенском доме бывает не слишком уютно не столько в силу нехватки водопровода и теплого туалета, сколько в силу отсутствия комнаты, куда можно «уйти и закрыть за собой дверь».

Заканчивая разговор о жилой части дома, хочется сказать несколько слов о качестве строительных работ. Стены никогда не обшивались не только снаружи, но и изнутри, также как никогда не оклеивались обоями (нынешняя оклейка относится к советскому периоду). В жилых помещениях бревна отесывались топором так качественно, что поверхность становилась идеально ровной (скругленными оставались только углы, чтобы не промерзали). Сейчас, когда обои в заброшенных домах отслаиваются от сырости, видно, как тщательно обработаны бревна, не оставляя заноз и шероховатостей, и как плотно они пригнаны друг к другу, так что зачастую в щели невозможно просунуть даже иголку.

Поражает тонкая столярная работа – двери и оконные рамы. Все двери жилой части дома были филенчатыми (кроме дощатых дверей в сенях). Обвязка филенок и дверные наличники украшались изящными профилями, дверные ручки зачастую были латунными. Детали эти, в наше время доступные только обеспеченным слоям общества, в Унежме распространены повсеместно – мы видим их практически в каждом доме!

Оконные рамы были двойными: наружная, не съемная, и внутренняя, съемная, которая вставлялась на период холодов. Большинство рам были сплошными, и только одна – в кухне – открывающаяся, она крепилась на петлях . Внутренние съемные рамы имели внизу что-то наподобие ванночки для стекания конденсата с запотевающих зимой стекол.

√ Профилированные оконные рамы и обвязки дверных филенок стали широко применяться в Унежме, очевидно, только в начале XX вв. Это хорошо видно на примере дома писаря Епифанова. Кухня этого дома – старая, и оконные рамы там достаточно простые, без профилей, тогда как остальная часть дома, пристроенная позже, имеет все признаки «нового века» и столярная работа вызывает восхищение.

Развитие деревенской архитектуры

Сельское строительство получило широкое распространение в России в середине XX века. Примечательно то, что увеличилась капитальность сельских сооружений, их техническая оснащенность, повысился уровень механизации производства в деревнях, происходило активное внедрение в сельское строительство железобетонных конструкций.

Замечание 1

В 60-е годы система проектирования сельских зданий была перестроена и улучшена, в лучшую сторону изменилась и технология производства работ.

Было сформировано Министерство сельского строительства СССР, которое охватывало широкую сеть специальных трестов и организованные межколхозные строительные организации. В это же время была сформирована система главных институтов, занимающихся объединением типового проектирования и научно-исследовательских видов работ.

В этой связи в сельскохозяйственном проектировании сформировался переход от отдельных типовых проектов к созданию специальных серий, которые позволяли организовать комплексную застройку сел. Проведенные работы по территориальной планировке деревень положительно сказывались на общем облике сельской местности и отдельных поселений.

Одновременно с новым строительством проводилась реконструкционные работы, затрагивающие ряд старых деревень и сёл. Они были направлены на создание рациональной системы обслуживания населения и организации дальнейшего подъема сельской культуры России.

В середине XX века наибольшее внимание уделялось строительству поселений на целинных и залежных землях Казахстана. Примечательно, что строительство главных усадеб и ферм проводилось по типовым схемам. Привязка типовых проектов к местным условиям осуществлялось проектными институтами страны. Известно, что при строительстве первых совхозов были допущены ошибки. Например, в совхозах Акмолинской и Кустанайской областей преобладала жесткая планировка, застройка проводилась мелкими прямоугольными в плане кварталами с расположением сооружений по контуру квартала. Такие поселки были застроены преимущественно одноэтажными домами с большими приусадебными участками. Перерезала ряды небольших домов густая сеть широких улиц, создающая впечатление пустынности поселений и их однообразия. Недостаточно должное внимание в данном случае уделялось к определению господствующих направлений ветров, поэтому была допущена неблагоприятная ориентация домов. Получилось, что формальное применение типовых планировочных схем привело к обезличиванию их архитектурного облика.

Исторические особенности национальной российской застройки

В связи с доступностью дерева, как строительного материала, камень и кирпич имели гораздо меньшую популярность в деревенской застройке. Только высшие слои населения, такие как купцы или зажиточные крестьяне могли позволить себе использовать камень в качестве основного строительного материала. Ряд остальных сооружений подобного типа подлежал регуляции на государственном уровне. Например, такие сооружения, как:

  • церкви;
  • замки;
  • общественные сооружения.

Архитектурное разнообразие индивидуального домостроения развивалось преимущественно в рамках деревянных зданий. Данный факт оставляет след не только на ранней архитектуре Руси, но и на современной.

Замечание 2

При строительстве новых домов или их реконструкции зодчие стремились применить элементы декора. Одним из основных элементов, безусловно, была художественная резьба по дереву.

По своей сути, русский человек больше был склонен к функциональности, чем к декору, однако нельзя сказать, что архитектура в деревенской застройке России была абсолютно лишена элементов декорирования фасадов. Основная часть архитектурных изысков развивалась в рамках храмовых построек, в это сфере зодчие не жалели ни сил, ни вдохновения. Стоит отметить также и особенности крыш в деревенских постройках России. Данную черту нельзя назвать строго национальной, так как она встречается во многих других странах. Дело в том, что во многих южных странах была распространена плоская конструкция кровли сооружений. В российских деревнях тип атмосферных осадков, как правило, не позволял предусматривать такой вариант кровли. В этой связи даже самые ранние здания обусловлены именно этой бытовой особенностью.

Стили русских деревенских построек

Принято считать, что наибольшее влияние на формирование архитектурных традиций в России оказали замки и храмы, индивидуальные постройки всегда оставались в тени. Такие тенденции наблюдались до XVIII века, пока не началось активное строительство дворянских усадеб, а также домов зажиточных представителей иных сословий. Примечательно, что и для этого периода существует ряд интересных типов индивидуальных домов, которые до сих пор отражаются в современной архитектуре.

  • Изба или сруб. Данный вид строений появился одним из первых на Руси. Он представляет собой небольшой дом из рубленых деревьев, имеющий, как правило, двускатную крышу. Избы и срубы имели минимум декоративных украшений фасадов;
  • Шатровый стиль. Такой вид строений получил свое название в связи с завершением здания церкви не куполом, а многогранным шатром. Изначально стиль получил распространение в храмовых постройках, но позднее вошел в архитектуру барских домов, а ко времени правления Ивана Грозного и вовсе реализовывался в каменных сооружениях. Псевдоготические очертания некоторых современных сооружений обязаны своим появлением именно этому стилю деревенских построек;
  • Усадьба. Усадьбы пришли на смену другим сооружениям в деревне – хоромам в XVII веке. Зачастую под данным термином понимается не только жилое помещение, но и комплекс сооружений, расположенных на индивидуальном участке. В таких зданиях могу располагаться помещения для проживания слуг, конюшни, а также дополнительные строения. Данный период характеризуется потерей национальных черт в архитектуре индивидуальных строений. Русские усадьбы преимущественно придерживались классической стилистики.

На Руси древесина всегда была самым доступным материалом. С древних времен к дереву относились с почетом. Часто к нему обращались с просьбами о помощи в различных жизненных ситуациях, словно к живому, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством. Считалось, что в деревьях сосредоточена вся энергия, как земли, так и неба. Сегодня это доказывает наука, а наши предки чувствовали это благодаря своей интуиции, поэтому всем нравились деревянные здания с чистыми стенами, считалось, что от них исходит добрый дух.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то Русский Север является самым большим и уникальным заповедником народного творчества. В Архангельской области сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Карелы, что находится неподалеку от Архангельска.

Здесь можно проследить, что деревянное строительство на Русском Севере имеет богатые традиции, которые зависят не только от специфических условий сурового климата, но и от уклада жизни, и от умения рубить добротное и красивое жилище. Архитектура таких домов отличается своеобразием и красотой. «Северная изба производит впечатление вековечной прочности, она олицетворяет победу сильного, мужественного человека над суровой природой. Гордый и сильный северянин не жалел брёвен на постройку и возводил не подслеповатую избёнку, а крепость, в которой не страшны ни полярная ночь, ни хищный зверь, ни лихой человек. Всего дороже, как говорилось в народе, честь сытая да изба крытая».

Из древесины строили все: от жилых домов до церквей, от простой деревянной изгороди до крепостей. Искусство домостроения переходило из рода в род. Изба в российских условиях служила обычно двум-трем поколениям и при надежной защите сруба могла простоять и до 200 лет, а церкви служили ещё дольше – до 400 лет.

Дом в деревне, куда мы с родителями ездим отдыхать каждое лето, был построен ещё в XIX веке, а в начале XX (точнее – в 1903г.) был перестроен и увеличен, так как увеличилась семья нашего прапрадеда. Сейчас мы строим свой дом, который, мы надеемся, простоит так же больше 100 лет. Деревня, где мы проводим лето, называется Сельцо и находится в Холмогорском районе Архангельской области. В прошлом году в июле мы всей семьёй поехали в гости к бабушке и дедушке в Вологодскую область. Ехали мы на машине и, глядя в окно, обратили внимание, что внешний вид деревенских домов меняется по мере приближения к границе двух областей – Архангельской и Вологодской.

Цель данной работы – сравнить архитектуру домов двух деревень из разных областей северо-запада России. Это – село Сельцо Холмогорского района Архангельской области и деревня Ореховская Верховажского района Вологодской области.

Для реализации этой цели определены следующие задачи:

Познакомиться с историей деревянного зодчества Русского Севера;

Изучить архитектуру домов двух деревень в Холмогорском районе Архангельской области и Верховажском районе Вологодской области;

Сравнить архитектуру изученных домов.

В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования:

Наблюдение;

Изучение литературных источников по теме работы;

Сравнение;

Считаем, что наша работа является актуальной и практически значимой, так как каждый человек должен знать историю своей страны, любить и уважать свой родной край.

«Каждый народ, желающий иметь будущее, должен в первую очередь знать и чтить своё прошлое, свои истоки, обычаи и традиции, свою историю».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1. СЕВЕРНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Сколько разных типов домов существует на Севере! Одни их названия звучат как деревенские прозвища: «кошель», «глаголь», «брус». И в каждом по-своему организованы и распределены внутренние помещения. Внешний вид домов так же отличается. Но есть у всех этих домов одно общее замечательное свойство: их конструкция позволяет в любое время провести необходимые переделки или же заменить обветшавшие части, не нарушая естественного течения жизни его обитателей.

Заглянем в более дальние времена. На севере, богатом лесами, не было проблемы, из чего делать жильё – конечно из дерева. Главное требование к жилью – это защита и тепло: мой дом – моя крепость. Каждая семья строила для себя жильё своими силами с помощью близких родственников. Боялись, что чужие люди могут наложить проклятье на дом и семью. Особое внимание уделялось выбору места будущей постройки. «При выборе места для дома учитывали, чтобы место было сухое, возвышенное, защищённое от прямых ветров, и близко от воды. Нельзя было строить дом, где раньше была дорога (уйдёт достаток из дома), где стояла баня, где сгорел дом от молнии (гнев Бога). На начало строительства пекли каравай хлеба, если он выходил неудачно (не поднялся, подгорел), то дом на этом месте не строили».

Выбор леса на постройку дома доверяли опытным строителям. Обычно для сруба подбирали деревья хвойных пород древесины (сосна, лиственница), так как они отличаются ровной и плотной внутренней структурой, а также высокой воздухопроницаемостью. При этом теплопроводность такой древесины близка к нулю, а значит, дом всегда будет хранить тепло и уют. Дома складывались из 70 – 100-летних сосен и лиственниц с диаметром в верхнем отрубе 18 – 22 сантиметра. Рубили деревья поздней осенью и зимой, когда они спят, т. Е. находятся в стадии зимнего покоя и их стволы суше, менее подвержены загниванию и короблению. «Не рубили «заповедных» деревьев, деревьев с могил, скрипучих, деревьев с дуплами. Не рубили засохших деревьев – мёртвых. Так же не рубили «буйных» деревьев, выросших на дорогах или перекрёстках дорог. Срубленные деревья осматривали, нет ли в них изъяна – сучка, идущего из глубины, который при высыхании вылетит и будет дырка в срубе. Затем лес доставляли на место стройки».

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле. И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае, применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание – «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (положенные редко). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («обволакивать, оболочка»), означающего наружные слои дерева. Еще в начале XX в. Говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако чаще внутри избы брёвна обтесывались до плоскости – «выскабливались в лас» (лас – гладкая полоса), тогда как снаружи они оставались круглыми. Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом. Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Для уплотнения сруба каждый венец имел продольный паз. Пазы выбирались из нижних горбов верхних бревен, благодаря чему сруб предохранялся от попадания воды и дальнейшего гниения. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Так же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». Русская изба была либо «четырехстенкой» (клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной – «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. Д.). На Русском Севере, не избалованном теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку, и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба, и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус». В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») – концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим». За крыльцом обычно следовали «сени» (сень – тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. На второй этаж в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди - «слеги». Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги двумя скатами настилался тёс – доски, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Тёс считался самым дорогим покрытием. Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием. Покрывали крышу обычно в два слоя - «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек». Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном – «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает. Фронтоны в самцовых конструкциях могли быть всяческих форм: от треугольных фронтонов до фронтонов с криволинейным очертанием.

2. 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЕНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В

С. СЕЛЬЦО И Д. ОРЕХОВСКАЯ

Рассмотрим устройство деревенского дома в селе Сельцо Холмогорского района. В Архангельской области сруб часто ставился на «подклете» - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. Делалось это для сохранения тепла в жилых помещениях. Таких домов в Сельце немало. Много здесь и двухэтажных домов, так как семьи были большие. Устройство домов в селе, как правило, «брус», то есть все постройки вытянуты в одну линию. За срубом жилого помещения располагается «двор» для содержания домашних животных в летнее время, а за ним «дельник», где домашних животных содержат зимой. Над двором и дельником на уровне второго этажа располагается поветь для хранения различной хозяйственной утвари. В д. Ореховская Вологодской области мы не видели домов на «подклете». Видимо, климат здесь мягче, чем в Сельце. Устройство домов так же «брус», однако, хозяйственных построек меньше, чем в Сельце. Утеплённое помещение, где животных содержат зимой, называется «хлев» и оно занимает часть «двора» для летнего содержания скота. В той и другой деревне свесы крыши закрывают причелинами – подзорами. К сожалению, причелин с резьбой в Сельце сохранилось мало. В д. Ореховской, на наш взгляд, резные причелины встречаются чаще и даже на новых постройках. А вот орнаментальную роспись подшивки части крыши, нависающей над фронтоном, мы увидели только в Сельце. Сравнивая дома двух деревень, мы обратили внимание, что для Сельца характернее дома не с двускатной крышей, а с трёхскатной и мезонином с главного фасада. Оформление мезонина может быть разным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнивая архитектуру домов двух деревень разных областей Русского Севера, мы прочитали много интересных книг, познакомились с историей деревянного зодчества, изучили устройство деревенского дома. И можем сделать выводы, что в конструкциях домов в Сельце и д. Ореховской существуют и общие черты, и различия:

Устройство домов в обеих деревнях одинаковое – «брус»;

В Сельце Архангельской области дома строились на «подклете» из-за более сурового климата;

В Сельце есть двухэтажные дома старинной постройки, в д. Ореховская двухэтажные дома только современной постройки;

Крыши домов в обеих деревнях устроены по типу «самцовых»;

Для Сельца характернее дома не с двускатной крышей, а с трёхскатной и мезонином с главного фасада.

Мы считаем, что знания, приобретённые во время работы над рефератом, помогут нам быть хорошими помощниками нашим родителям при достройке нашего дома.

Деревянная архитектура Русского севера

О, наша Русь - деревянные города и крепости, деревянные дворцы и дома, избы и амбары простых людей.
А слово деревня? - да уже в самом названии слышится: Дерево…..
Где ты, Русь деревянная? Где тебя можно увидеть в наши дни?


В начале своего рассказа хочу показать очаровательную миниатюру из книги XVII века. При всей условности графических приемов древнерусского художника, на рисунке виден небольшой деревянный монастырь, окруженный деревянными стенами. На территории справа крупная церковь с шатровым верхом, а слева изящная колокольня, тоже под шатром. А вокруг деревянные жилые дома, высокие и с подклетом для хозяйственных нужд. Вот как бы исходная иллюстрация понятия «Деревянная архитектура Русского севера».


Белозерский скит.
Миниатюра из «Сборника» XVII века. Бумага, темпера.
Государственный Исторический музей.


Из всего этого разнообразия на Русском севере сохранилось много деревянных церквей самых разных форм. Деревянные дворцы и жилые здания древней Руси до нашего времени не дошли. Уж очень недолговечен этот древнейший строительный материал, который был в изобилии на Руси и который так у нас любили. В наши дни в северных деревнях встречаются жилые дома более поздних лет, в основном XIX века. И много зданий и сооружений XV – XIX вв. перевезено в музеи деревянного зодчества. В средней полосе есть несколько хороших музеев, но воссоздать в них колорит исконно русского поселения пока не получается.

Начиная обзор жилых зданий необходимо показать схему основных конструктивных элементов, из которых собирался каждый дом, и маленький и большой. Выработанная веками схема соединения бревенчатых составляющих в единую взаимосвязанную конструкцию дома – вот такая она, простая и логичная:


Классическая конструкция русского северного дома – открытый сруб из «венцов» - просушенных, вручную обработанных сосновых бревен, соединенных с остатком – в обло . Бревенчатая стена доходила до конька крыши. Особенно интересна конструкция кровли. В бревна фронтона – самцы - врубались, перпендикулярно им – горизонтальные слеги . На них укладывались курицы , срубленные вместе с корнем – комлем. Их нижние загнутые концы несли горизонтальное, чуть наклонное бревно – водотечник . В желоб водотечника входили тесины кровли. Верх накрывался выдолбленным снизу бревном – охлупнем . Выходящие на фасад соединения конструкции прикрывались резными досками – причелинами .


1. Жилые здания Русского севера в XVIII – XIX вв. представляли собой довольно крупные сооружения, часто это был целый комплекс жилых и хозяйственных построек, объединенных под одной крышей. В этом их главное отличие от жилых домов Средней полосы. В суровом северном климате можно было выжить только большой патриархальной семьей, состоящей из родителей и женатых сыновей с детьми. И характер северного дома, рассчитан на возможность длительного автономного существования большой и крепкой семьи.

И первый дом, с которого я начинаю обзор данной темы – Дом Слободиной из архитектурно-этнографического музей Вологодской области «Семенково» под Вологдой. Простейший тип «дом-брус», обычно с тремя окнами по фасаду, имеет жилую и хозяйственную части по одной оси друг за другом. Бревенчатый дом на высоком подклете, служившем хлевом и кладовой. Эта схема, можно сказать - продолжает показывать дома, которые древнерусский художник изобразил на миниатюре. Фасад дома так похож, как бы только что сошел с рисунка!



Схема «дома-бруса». По материалам сайта музея


Но в реальной жизни дом имел мало общего с исторической схемой. Небольшой, крепко скроенный дом, где для хозяина была насущная задача – запасти дрова на зиму. Дом жил своей неторопливой жизнью.



Дом Слободиной. Фотография дома в его реальной ситуации, до переноса в музей


Очень привлекательны материалы сайта музея, на котором представлены фотографии дома в разное время, и даны планы этажей. Другие музеи часто не удосуживаются провести такую важную и необходимую работу.



А вот дом Слободиной уже в музейной обстановке.
Конструкция кровли, очевидно, еще не закончена, ведутся работы.
В избе - комнате на втором уровне, устроены три «красных» окна,
Подклет освещается через «волоковое» окно


Следующий объект - Дом Пудовой из деревни Мальчевская, в том же музее «Семенково». На боковом фасаде располагаются два крыльца: летнее на четырех столбах и с лестницей вдоль стены избы под двускатной рундучной кровлей, и зимнее – низкое, с лестницей на три подъема и прямым ходом, крытое небольшой двускатной кровлей на двух резных столбах. Между крыльцами устроен взвоз к поветным воротам.



Жилой дом, конец XIX в.
Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково»



Летнее входное крыльцо жилого дома/
На фото видны все детали крыши – курицы и лежащий на них водотечник,
красное окно высотой в три бревна,
и резное крыльцо, покрытое тесом, на коньке которого тоже, как и на крыше дома, расположен охлупень.



Планировка этажей жилого дома (по материалам сайта музея)



На старой фотографии дом смотрится экзотично, да и стоял он на косогоре.
Превратившись в музейный экспонат, дом приобрел новое звучание,
но это уже новый дом, добротно построенный из новых бревен.


Уникальные фотографии жилых домов XIX в. я нашел в Журнале - http://sudilovski.livejournal.com/81382.html
Материалы называются - Н.А.Шабунин. «Путешествие по северу. 1906 год. В 5-ти томах».
Николай Авенирович Шабунин оставил нам замечательные исторические фотографии.
Ученый, художник, фотограф - он изучал Русский север на рубеже веков, в те далекие годы, когда огромное количество северных жилых домов было живой реальностью, а не музейными экспонатами. Вот некоторые из них:



.
Дом мезенца-промысловика. На «вешалах» у дома висит сеть


Традиционный для Русского севера дом-двор


И, наконец-то, удалось увидеть Северный дом не с «парадного фасада» – а со стороны тыльной части.
На этой фотографии воочию видна вся трудовая жизнь русского человека,
ежедневно и годами боровшегося за свое нелегкое существование на холодном и пустынном севере.


Сегодня, в реальной живой обстановке, на Севере стоят сотни домов, построенных в русских традициях. Но в отличии от церковной архитектуры, эти дома никто не систематизирует и не освещает на популярных сайтах. Вот несколько абсолютно случайных фотографий, сделанных энтузиастами – любителями путешествовать.



Традиционный деревянный дом. Архангельская обл., деревня Березник




Жилой дом под Вологдой


Несколько деревянных домов сегодня стоят в просторных деревнях Каргопольщины. На следующих снимках представлена небольшая
серия фотографий, на которых показана сегодняшняя жизнь нормальных северных деревень в Каргопольском районе. Представлены несколько домов, настоящих северных домов с традиционной планировкой.
Фотографии презентовал мне Павел Куликов - http://nordhot.ru/ - и я очень благодарен ему за эти фотографии. Конечно, сельская жизнь продолжается, и продолжается традиционное строительство из дерева, продолжается возведение сооружений с использование многовекового опыта русского плотницкого искусства.



Жилой дом и часовня в селе Большие Лядины в Каргопольском р-не Архангельской области.

Фото: П.Куликов, 2013г.



Жилой дом в поселке Погост в Каргопольском р-не Архангельской области. Фото: П.Куликов, 2013 г.


На следующей фотографии – амбар, сооруженный из крупных бревен, рубленных «в обло», то есть с остатком - это самый распространенный вид рубки бревенчатых стен. На фото в крупном масштабе видны почти все основные детали, которые обозначены на «схеме конструкции рубленой избы». Видны слеги, опирающиеся на «самцы» - то есть треугольное продолжение торцевых стен сруба. Массивные двери так же выполнены в традициях деревянной архитектуры.
В целом можно сказать, что на фотографии - идеальная иллюстрация к теме моей статьи.


Амбар в поселке Погост. Фото: П.Куликов, 2013 г.


Жилые дома и часовня Ильи Пророка в деревне Большая Кондратовская
в Каргопольском р-не Архангельской области. Фото: П.Куликов, 2013 г.


Один из самых крупных деревянных жилых домов второй половины XIX в. сегодня находится в музейном комплексе «Кижи».
Дом Ошевнева - очень большой, его габариты 18х22 метра, и в нем под общей крышей расположено такое количество помещений, что даже обозначить их затруднительно.




Мне показалось, что фотография искривлена.

Но присмотревшись - стало ясно, что «водотечники» расположены с уклоном.

Такая конструктивная деталь на обмерном чертеже фасада осталась незамеченной студентами,
которые проводили обмеры дома. Но в целом – они грамотно выполнили работу


План подклета (первый уровень) и первого этажа (второй уровень) дома Ошевнева.
Обмерные планы этажей выполнены студентами МАрхИ в 1975 г.


Дать точное наименование каждому помещению сложно, но -
- На плане в отдельных помещениях четко видны печи, значит – это жилые избы.
- Кладовые не имеют окон.
- Гигантский хозяйственный двор занимал оба уровня в центральной части дома.
- На него выходили на первом уровне стойла для скота, кладовые и мастерские (они под №5)
- На втором уровне прямо над стойлами находился сеновал (все пространство под №7)

Как жила семья в таком большом пространстве? Вход в дом был со стороны главного фасада. В доме Ошевнева проживало до 22 человек. Каждая семейная пара имело свою жилую часть – избу. Таким образом, на двух уровнях дома было четыре обособленных ячейки. Но дом имел и небольшой третий уровень, под скатами кровли размещалась светелка, где жили незамужние дочери хозяина. Здесь пряли и занимались рукоделием.



Боковой фасад дома Ошевнева, музей комплекс «Кижи» -
Справа видна и все хозяйственная зона,
с бревенчатым пандусом подъема – «взвоза» для домашнего скота на второй уровень дома.
По пандусу во двор могла въехать лошадь с телегой.
Обходной балкон-гульбище является редкостью в деревянных домах,
это уже «архитектурное излишество», говорящее о богатстве его хозяина.
А может быть балкон был нужен для закрывания ставень?


Дома русского севера отражают своеобразие края, с его суровым климатом и особым семейным укладом. Края, где люди привыкли жить независимо. Патриархального края, где неистовые старообрядцы составляли значительную часть населения. Главная основа жизни тех лет – большая семья, состоящая из нескольких поколений. И, соответственно, основой планировки большого двухэтажного дома были одна или несколько отапливаемых изб-ячеек, соединявшихся холодными проходами – сенями. Из сеней можно было попасть в примыкавший к жилой части дома крытый двор для содержания скота. Весь хозяйственный процесс проходил внутри такого образования, не выходя на улицу.

2. Теперь можно перейти к архитектуре церковных зданий.
Как всегда было принято, рассмотрение церковных зданий Русского севера я начинаю с небольших, простых и самых древних церквей. Это клетские церкви, они наиболее близки к жилым домам или даже амбарам – клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование.


Лазаревская церковь Муромского монастыря (музей-заповедник Кижи)
Предполагаемая дата постройки – конец XIV в.


В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу и очень близко по своим формам к тем самым тысячам деревянных жилых домов, которые не дошли до наших дней.

Северные часовни очень похожи по своим размерам клетским церквам. И только по отсутствию апсиды, или как часто пишут – алтарного прируба, можно отличить эти два типа сооружений.

И еще несколько слов о небольших северных деревянных часовнях.



Часовня из деревни Гарь, XVII век. Музей "Витославлицы" под Новгородом. Фото: Кирилл Моисеев, 2015г.


Деревянные церкви и часовни такого типа распространены по всей северной Руси. Их очень много, они все интересные и соответствуют масштабу жилых деревенских домов.

Часовня в Усть-Яндоме Медвежьегорского р-на в Карелии


Среди них и Часовня в деревне Волкостров – моя старая знакомая. На втором курсе института я взял ее для выполнения отмывки фасада. Работать с таким сооружением было интересно.
В наши дни, подбирая фотографии, я нашел информацию о часовне снова, и с удовольствием включил в разработку.



Часовня в д. Волкостров. Фото: uchazdneg

Рассматривая большие деревянные северные церкви , обычно выделяют четыре основных типа:
1 - Шатровые церкви, 2 - "Кубоватые" церкви,3 - Ярусные церкви, 4 - Многоглавые церкви.

Такую классификацию дали наши исследователи еще в начале XX века, и такой она остается по сегодняшний день. Шатровые церкви, кубоватые и ярусные церкви при всем их внешнем различии часто имеют в своей основе одну схему, и отличаются друг от друга только завершением.

Многоглавые церкви – это особая песня, и в данной статье я их не рассматриваю.

Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.

И один небольшой, но очень существенный вывод из всего сказанного.

Все рассмотренные здания – деревянные дома, большие и маленькие, скромные часовни и небольшие церкви, и огромная по высоте церковь в Кондопоге, все они относятся к одному типу – это одноэтажные сооружения с подклетом. Да - да, именно так, одноэтажные!

Много лет я лелеял мечту – написать свои впечатления о русском деревянном зодчестве…..
И мне удалось наконец-то систематизировать материалы по всем вопросам, так или иначе связанных с историей, с реставрацией, и с сегодняшним положением дел в северных селах и деревнях. Да, сегодня северные территории уже давно не лежат на торговых путях, деревни и села пустеют, и нужен мощный импульс, который бы сделал жизнь на Севере привлекательной для человека. Несмотря на все сегодняшние сложности, деревянная архитектура жива и строительство из дерева продолжается. Мне кажется, что на Русской земле оно будет всегда - и в новых технологических приемах обработки дерева, и в традиционных приемах народного плотницкого искусства.

Литература и фотографии:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М.1986
- Анисимова И.И., Гурьянова А.Э. Традиционное русское жилище (в обмерах и рисунках). М.:2015.
- Автор выражает благодарность сотрудникам архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семенково». - http://www.semenkovo.ru/ru Страница открыта в интернете в первый день зимы - 1 декабря 2016 г. и откорректирована 9 ноября 2018 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!