Что такое сграффито, или резьба по многослойной штукатурке. Штукатурка сграффито - техника выполнения

Сграффито с итальянского буквально означает – «выцарапанный». В декорировании интерьеров сграффито начал использоваться сравнительно недавно, хотя сам принцип сграффито применялся с незапамятных времен – наскальные рисунки в пещерах, глиняная посуда Древней Руси и древних индейцев Северной Америки, резьба по ганчу Средней Азии – это всё примеры сграффито. В Италии, в XV- XVII в.в. применялось для украшения наружных стен сооружений.

Что такое сграффито в наше время — не что иное, как резьба по многослойной штукатурке. В настоящее время сграффито применяется больше в , так как это способ позволяет, с помощью простых средств, создавать сложные декоративные и художественные панно. Сграффито можно смело назвать монументальным декором. Чёткость и рельефность рисунка, и отсутствие полутонов позволяют создавать полноценные орнаментальные композиции, которые надолго сохраняют свой первозданный вид.

Техника сграффито

Техника выполнения сграффито состоит из трёх этапов: нанесение штукатурки, нанесение контура рисунка и выцарапывание. Материалы и приёмы нанесения такие же, как и при обычной цветной штукатурке. На затвердевшую, но ещё влажную штукатурку основного слоя наносят цветной.

После нанесения по трафарету контура рисунка, приступают к выцарапыванию. Выцарапывание нужно провести до высыхания штукатурки, после полного высыхания штукатурка становится хрупкой и к работе малопригодна.


Сграффито может как одноцветным, так и многоцветным. Для получения многоцветного сграффито наносится несколько слоёв разноцветной штукатурки, и последовательно выцарапываются изображения по размеченному контуру. Получается многоцветный рисунок, который можно назвать «контррельефный», так как его рельеф не выпуклый.

В технике сграффито можно выполнять сложные художественные композиции и небольшие орнаменты. Учитывая прочность сграффито, его часто используют для отделки фасадов зданий. В интерьере техника граффито используется для выполнения больших панно и несложных отделок, например, для карнизов или арок.

Сграффито в переводе с итальянского означает «процарапанный». По сути, это не вид декоративной , а особенный, оригинальный вид нанесения. Техника выполнения намного ближе к рисованию и лепнине, поскольку результатом такой отделки является рельефное цветное изображение.

Штукатурный слой может быть не только однородным, фактурным или включать в себя разнообразные интересные наполнители. Штукатурка сама может быть основой художественного полотна. В этом суть искусства сграффито.

Понятие и особенности

В качестве материала использовать разрешается любой высокого качества. Причем допускается как однородная , так и имитирующая , то есть, с наполнителем из . Единственное требование – последняя не должна включать фракцию с диаметром больше 3 мм, а для последнего отделочного слоя так и не более 1,5 мм.

Основной штукатурки для сграффито может служить:

  • марки М400 в соотношении с 1:2, 1:3, 1:4;
  • цемент-известь в пропорции к песку 1:0, 2:3, 4:4,5 и так далее;
  • гидравлическая известь – она наиболее прочна, в соотношении с кварцевым песком 1:4,5.

Традиционные для сграффито не годятся: формирование рисунка производится в «мокром» состоянии, когда штукатурка еще сохраняет пластичность. Гипсовая же слишком быстро высыхает и рабочий период ее оказывается слишком коротким.

Суть техники сграффито такова: на поверхность наносят несколько штукатурных слоев разного цвета. А когда верхний слой схватывается, но еще не просох, приступают к созданию изображения: разными инструментами удаляют верхние слои штукатурки, чтобы обнажить слой нужного цвета. В результате формируется сложное многоцветное изображение или узор.

Более подробно о технике сграффито и ее видах расскажет виде ниже:

Преимущества и недостатки

Преимущество такой техники таковы:

  • абсолютная индивидуальность оформления – даже если в качестве шаблона использовалась знаменитая фреска, ее отражение на штукатурке будет совершенно неповторимым;
  • штукатурка влагостойкая, такая отделка допускается в самых сырых помещениях. Можно мыть даже с использованием бытовой химии;
  • ни плесени, ни грибкам отделка не поддается;
  • и конечно же, не горит и не поддерживает горения.

Недостатки ее связаны со сложностью нанесения:

  • рельеф особенно сложный и тонкий в какой-то степени собирает пыль, а также копоть и жир, если речь идет о кухне. Поэтому очищать такую поверхность следует чаще;
  • время формирования изображения относительно невелико, однако сама техника весьма трудоемка, так что стоимость такой услуги велика.

Сграффито в интерьере (фото)

Роль в интерьере

Столь эффектное и оригинальное оформление редко когда занимает всю поверхность стены, а тем более всех стен в комнате. Такой прием использовался в парадных залах дворцов, однако в современном, тем более, городском жилище, это неприемлемо.

Рельефное изображение – очень яркая деталь интерьера. Она значительно привлекательнее мебели, например, и при чрезмерном использовании превратит гостиную или спальню в музей. Исключение составляет только ванная – невелика, и не предполагает ощущения пространства, как в жилых комнатах. Но и в этом случае стены и потолок нужно связать не столько одинаковыми мотивами, сколько единством темы.

Зато в качестве фрагментарной отделки сграффито не знает себе равных:

  • стенные панно – на фоне однородной отделки смотрятся особенно эффектно, действительно как картины;
  • интересно сочетание сграффито с отделкой , повторяющей по цвету или фактуре фоновый слой штукатурки – , мрамор, оникс. В этом случае картина как бы выступает из облицовки стены;
  • выделение архитектурных деталей – ниши, например, обрамление кровати, стены над ванной и прочее. Отделка привлекает внимание и тем самым, зонирует помещение;
  • целиком стену может занимать панорамное изображение . В этом случае его делают двух- или трехцветным, причем с цветами близкого оттенка. Здесь сграффито имитирует настоящую фреску;
  • отделка потолка – причем в маленькой комнате сграффито может занимать практически весь потолок за исключением розетки под люстру и основательного бордюра. А вот в большой лучше разделить потолок на сектора, где рельефное изображение будет чередоваться с более однородной структурой.

О технологии штукатурки графито кантри расскажет это видео:

Возможные цвета

Традиционно для сграффито используют природные пигменты. Именно эта особенность и повышает стоимость штукатурного слоя. Дело в том, что для сграффито цвета должны быть насыщенными, поэтому содержание пигмента в смеси в десятки раз больше, чем в лакокрасочном составе того же оттенка и интенсивности.

Используют щелочестойкие пигменты поскольку в состав штукатурки входит известь.

  • Так, перекись марганца обеспечивает различные оттенки серого.
  • Охра позволяет получить разнообразный желтый и коричневый.
  • Оксид хрома создает яркую или густую зелень.
  • Ультрамарин обеспечивает чистейший синий цвет.
  • Красный порождает мумия и киноварь.
  • А розовый создает совсем уже «простой» пигмент – молотый красный кирпич.

Расход природного цветного пигмента очень высок: например, для получения штукатурки синего цвета нужна 1 доля , 3 доли и 0,5 от объемной доли ультрамарина. А поэтому множество современных составов для сграффито делают на основе синтетических красителей.

Плюс такого решения – снижение стоимости, большое разнообразие красок, их интенсивность. Минус – для росписи в стиле фрески нужны не столько яркие, сколько природные оттенки, что возвращает мастера-штукатурщика к старым проверенным природным красителям.

Как изготовить раствор для нее своими руками?

Основой отделки сграффито служат самые привычные с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.

Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:

  • портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;
  • известковое тесто – 2 кг;
  • кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;
  • золотистая охра – 400 г.

Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.

Последовательность изготовления одинаковая:

  1. Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.
  2. Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.
  3. Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:
    • портландцемент 400 – 2 кг;
    • известь-пушонка – 1,32 кг;
    • песок – 2 кг;
    • доломитовая мука – 3,34 кг;
    • пигмент – не более 1,32 кг.
  4. Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.

Техника нанесения

Сама по себе технология, техника нанесения штукатурки сграффито не слишком отличается от обычной: подготовка, нанесение грунтовочного слоя и нескольких тонких накрывочных слоев. А вот финишный этап обработки требует массы специальных инструментов и умений.

Необходимые инструменты

  • Кельма – мастерок с закругленными краями.
  • Полутерок или терка, полиуретановая или деревянная, для разглаживания и уплотнения слоя – здесь это крайне важно. Лучше всего использовать несколько, если сграффито многоцветное.
  • Широкие кисти – для тонких слоев штукатурки.
  • Резцы – лезвия с различным профилем для прорезания слоя.
  • Скоблилки – приспособления для удаления слоя.
  • Трафареты и шаблоны для тонкослойного сграффито.

Процесс оштукатуривания

  1. Выровненную и очищенную поверхность смачивают водой. После того как влага впитается, наносят грунтовый слой – смесь гашеной извести и песка. В качестве грунтовочного слоя может использоваться один из цветных растворов. Слой уплотняют и затирают полутерком. Ни в коем случае нельзя допускать появления раковин. Рекомендуется сделать насечки, чтобы следующие слои держались лучше.
  2. Спустя 20–25 минут, когда первый слой схватится, наносят второй – цветной. Его толщина самая большая — 6–7 мм.
  3. Через 15–20 минут наносят второй слой. Он тоньше – 3–4 мм.
  4. Чтобы штукатурка обладала достаточной прочностью, количество слоев не должно превышать 5–6. Причем каждый следующий слой становится все тоньше. При этом укрывистость его должна быть достаточной: сквозь верхний слой нижний не просвечивается.
  5. Финишная отделка изготавливается более жидкой и наносится кистью. Ее толщина – 1–2 мм.
  6. Спустя 20 минут можно приступать к вырезанию изображений. Делать это можно в течение 5–6 часов, после схватывания последнего слоя. Поэтому работа по созданию рисунка должна проводиться непрерывно. При больших объемах, последний слой наносят поочередно на участки такой величины, которые могут быть обработаны за 5–6 часов.

Методы конечной обработки

Основной

При слишком сложном изображении или не слишком большом опыте мастера используются трафареты. Их изготавливают из картона, на который с помощью лекала или без него наносится необходимый рисунок.

Затем контуры рисунка прокалывают штопальной иглой или прорезают частично. А чтобы трафарет не разрушился при соприкосновении с влажной штукатуркой, его пропитывает олифой и оставляют высыхать под грузом для распрямления.

Различают 2 основных способа создания сграффито.

  • Набивка рисунка – трафарет прикладывают к поверхности захватки обрабатываемого участка, а затем кистью или тампоном, смоченным в растворе мела или пигмента, наносят прямые слабые удары с тем, чтобы пигмент, просочившись сквозь отверстия, образовал рисунок на поверхности.

Для каждой детали картины разного цвета изготавливается свой трафарет. Как только захватка заполняется требуемым изображением или узором, приступают к вырезанию.

  • Выборка раствора – здесь трафарет выполняется в виде каждой детали. Элементы по очереди прикалывают к участку в нужной последовательности и прорезают верхний слой штукатурки резцом по контуру. Такой метод требует большой аккуратности, потому что любая лишняя насечка может испортить всю картину.

Дальнейшая обработка одинакова: контур прорезается полностью резцами, а затем скоблилками необходимой формы внутри контура удаляются все слои штукатурки до слоя нужного цвета. Рисунок получается рельефный, поскольку разные цвета находятся на разной глубине. Эту особенность нужно учесть, когда планируют изображения.

Облегченный способ

При набивке рисунка часто применяют облегченную технологию: набивают через трафарет нужный пигмент, а затем лишь подравнивают резцом полученные детали. В этом случае наносят лишь грунтовочный слой, а затем, с помощью разных трафаретов, набивают цветной рисунок. Строго говоря, к сграффито это уже не имеет отношения.

При этом также предлагается два способа обработки:

  • фон картины является верхним слоем штукатурки, в этом случае изображение как бы уходит в глубину;
  • фон выступает первым слоем, а изображения формируются выпуклыми.

Очень важно здесь соблюдать правильную последовательность, чтобы деталь первого плана не оказалась более заглубленной, чем деталь второго плана. Обработка готового изображения не проводится. Более того, со временем, когда появляются отдельные сколы и трещинки, сграффито становится только более ярким и ценным.

Сколько это стоит?

Стоимость материала для сграффито ненамного превышает цену обычной известково-песчаной штукатурки, если речь идет о синтетических красителях. Смеси с природными пигментами будут дороже.

  • Стоимость же самой работы зависит от площади, от сложности изображений, от количества оттенков.
  • Даже самый простой вариант двухцветного сграффито обойдется в 4500 р. за кв. м.
  • Сложное многокрасочное панно, тем более воспроизводящее картину или фреску, стоит от 10500 р. за кв. м.

Сграффито – интересная и совершенно уникальная отделка. Причем красота ее и уникальность зависит не от материалов, а только от умения, старания и таланта мастера, выполняющего работу.

Еще больше полезной информации о технологии нанесения графито и сграффито содержит этот видеосюжет:


Сграффито (Г. Федотов)

Первобытный человек выцарапал осколком камня на стене пещеры примитивный рисунок. Это не что иное, как один из самых древних видов сграффито. Известны рисунки, выполненные просто пальцем по влажному слою глины, нанесенному на стену пещеры. Этот способ стенописи - тоже сграффито.

Сграффито - итальянское слово. В переводе оно означает "выцарапывание".

Этрусские и греческие мастера использовали сграффито для декорирования глиняной посуды. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки - инков и майя.

В XV - XVII веках сграффито широко применяли в Италии для украшения наружных стен архитектурных сооружений. Благодаря сравнительной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы. Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси. Сграффито все шире применяют и в советском декоративном искусстве. Примером удачного использования сграффито в современной архитектуре может служить Дворец пионеров и школьников в Москве.

С течением времени изменялись приемы сграффито, вводились новые материалы, совершенствовались инструменты. Мы расскажем вам об одном из видов сграффито - так называемом мокром способе, который иногда именуют резьбой по штукатурке.

Штукатурка должна состоять из нескольких цветных слоев. Резцами и скоблилками мастер обнажает низлежащие слои, получая многоцветный рельефный рисунок. Чем больше нанесено слоев цветной штукатурки, тем много-цветнее и красочнее сграффито.

Вы можете с успехом использовать сграффито при оформлении интерьера пионерской комнаты, фойе, актового зала, школьной столовой. Не обязательно выполнять работу прямо на стене. Если штукатурку сграффито нанести на древесно-стружечные плиты, такие работы можно будет переносить и монтировать в любом месте.

Заранее разработайте эскиз на небольшом листе бумаги. Рисунок на эскизе должен быть цветным, с четкими границами для каждого цвета. Для начала достаточно использовать три-четыре цвета. Составляя эскиз, сразу же решите, в какой последовательности будете наносить слои цветной штукатурки.

Раствор для цветных штукатурок состоит из трех основных частей: связующего, наполнителя и пигментов. В качестве связующего чаще всего употребляют гашеную известь. Наполнителями могут служить речной или кварцевый песок, мраморная пыль, молотый шлак и древесный уголь. Лучшим наполнителем считается белый кварцевый песок. Если использовать речной песок, то его надо предварительно обработать, чтобы он был однородным и чистым. Песок просеивают через сито, удалив из него камешки и мусор. Затем пересыпают в более частое сито и промывают в проточной воде. Пигменты - это красители, придающие штукатурке различные цвета. Обычно употребляют сухие красители, но можно брать и другие, например гуашь и темперу. Надо помнить только, что они должны быть щелочеустойчивыми.

Раствор для цветных штукатурок замешивайте в деревянных ящиках. Их потребуется столько, сколько задумано цветных растворов. Вместо ящиков можно использовать тазы и ведра. Но не забывайте, что в глубокой посуде трудно размешать раствор так, чтобы получить однородную массу с равномерной окраской.

Раствор для штукатурки белого цвета приготавливают из одной части гашеной извести и трех частей белого песка или мраморной пыли. Для розового раствора нужно взять одну часть гашеной извести, две с половиной части белого песка и половину части молотого красного кирпича. Красный раствор получают из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части красного пигмента. Для раствора синего цвета возьмите одну часть гашеной извести, три части белого песка и половину части ультрамарина. Если уменьшить количество ультрамарина, раствор станет голубым. Добавляя в одну часть гашеной извести три с половиной части песка и две десятых части охры, получите раствор желтого цвета. Если в желтый раствор добавите окись хрома, он станет зеленым.

Гашеную известь, песок и краситель загрузите в ящик и тщательно перемешивайте штукатурной лопаткой - мастерком. Одновременно небольшими порциями подливайте чистую воду. Раствор считается готовым, когда он напоминает густое тесто.

Если сграффито будет выполняться на каменной или кирпичной стене, предварительно сделайте на её поверхности зубилом или топором насечки глубиной 3 - 4 мм. Насечки наносите в виде пересекающихся линий.

Однако советуем начинать заниматься сграффито на кусках толстой фанеры или древесностружечной плиты и уже потом, когда вы приобретете опыт и будете уверены в успехе, можете делать рисунок прямо на стене. Плиту (или фанеру) тоже нужно подготовить: настрогайте тонкие реечки и набейте их на плиту в виде решетки.

Подготовленную поверхность стены или плиты смочите водой. Подождав, пока вода впитается, нанесите слой грунта из гашеной извести и песка. Иногда в качестве грунта используют один из цветных растворов. Слой раствора наносят на поверхность мастерком, потом тщательно разравнивают, уплотняют и затирают деревянной теркой. Терку изготовьте из сосновой доски размером 120X180 мм. Чтобы ее было удобно держать в руке, сверху прикрепите ручку. Рабочую поверхность терки зачистите наждачной бумагой. Дайте грунту подсохнуть минут 20 - 25, затем нанесите первый слой цветного раствора. Его обычно делают толще, чем все последующие слои, толщина его может быть 6 - 7 мм. После того как первый слой подсохнет, то есть минут через 15 - 20, нанесите второй слой толщиной 3 - 4 мм. Толщина третьего слоя не должна превышать 3 мм. Если вы решили увеличить число красочных слоев, толщину каждого последующего все время уменьшайте, доведя ее до 1 - 2 мм.

Для перенесения рисунка на поверхность штукатурки изготовьте трафарет - основой для него служит разработанный вами раньше эскиз. Переводить рисунок с трафарета на поверхность штукатурки удобнее всего способом припороха. Все линии на трафарете наколите булавкой на расстоянии 5 - 6 мм друг от друга. На крупных рисунках интервалы между наколами можно увеличить. Готовый трафарет наложите на штукатурку и похлопайте по нему марлевым тампоном с сухой краской. На штукатурке должен отчетливо проявиться пунктирный рисунок. По этому рисунку выполняется резьба.

Резать штукатурку можно лишь в течение пяти-шести часов после нанесения последнего, верхнего слоя, пока она еще влажная. Сперва раствор подрезают по контуру резцом - можно использовать для подрезки скальпели или перочинные ножи. Резец держите в руке под уголом примерно 60 градусов к поверхности штукатурки, прорезая по пунктирным линиям канавки на глубину, приблизительно равную толщине верхнего слоя цветной штукатурки. Постоянно следите, чтобы резец резал, а не мял штукатурку. Чистые четкие линии делают сграффито наиболее выразительным.

Затем выбирают подрезанный раствор скоблилками, обнажая следующий слой. Скоблилки изготовьте из старых плоских напильников, обработав их на точиле. Можно сделать скоблилки и из стальной проволоки диаметром около 2 мм или из спиц старого зонта, изогнув их, как показано на рисунке.

Резьбу удобно выполнять в определенной последовательности, постепенно срезая намеченные участки цветного раствора, начиная с верхнего слоя и переходя к низлежащим.

На рисунке вы видите простую декоративную пластину - образец сграффито для начинающих. На основу было нанесено три слоя цветного раствора. Нижний слой красный, средний - голубой и верхний - желтый. При работе над этой пластиной резцом и скоблилками была снята часть верхнего желтого слоя и выявлен в этих местах голубой цвет. Затем в пределах рисунка сняли голубую штукатурку и выявили красный нижний слой. Примерно такой же последовательности придерживайтесь при работе над сграффито независимо от количества слоев цветной штукатурки.

Техника сграффито позволяет выполнять сложнейшие композиции. Но не беритесь сразу за сложный рисунок. Для начала попробуйте поработать над орнаментом, выполняя резьбу по штукатурке, состоящей из двух-трех цветных слоев. А с приобретением опыта можно перейти к работе над более сложными композициями.

Существует ряд декоративных штукатурок, сутью которых является создание объемных текстур, узоров и даже сложных рисунков на минеральной поверхности. Такие объемные рисунки (в зависимости от глубины и вида рельефа) называются барельефами, горельефами, контррельефами и койланаглифами.

Об этих видах рельефов и способах их выполнения можно прочитать в статье « », а сейчас рассмотрим наиболее древнюю, монументальную технику сграффито – не по праву забытый способ выполнения цветных декоративных штукатурных рисунков.

Наиболее примитивным способом нанесения узоров на минеральный штукатурный слой этой техникой пользовались даже первобытные люди: археологи нашли выцарапанные узоры на пластах глины, нанесенные на стены пещер. Однако, происхождение определения «сграффито», как вида монументальной художественной резьбы по штукатурке, имеет итальянские корни и переводится как «выцарапывание».

Суть техники заключается в нанесении нескольких слоев цветных штукатурных составов, и выполнении по ним (на сырую, пока слоя не схватились) рельефа путем выцарапывания контуров рисунка, на заданную глубину, до необходимого цветного слоя. В результате, получается не только рельефный, но и цветной, с винтажным эффектом, узор.

Сегодня выполненная по всем правилам традиционной техники, штукатурка сграффито практически не встречается, более того, почти все современные мастера профильной специализации – маляра и штукатуры вовсе ничего не знают об этой декоративной отделке.

Материалы для выполнения штукатурки сграффито

Стоит отметить еще одно преимущество, которым обладает цветная штукатурка сграффито: с годами, портясь, она стает более декоративной, ведь создается эффект старинного, античного декора. Именно поэтому не стоит беспокоиться о защите слоем высокопрочного лака, воска, и др.

Но это естественное состаривание минеральной поверхности наиболее уместно в случае, если изображаемый рисунок с цветовой гаммой по древним мотивам (египетские и грецкие узоры и изображения Богов, например).

Материалы для подготовки поверхностей под выполнение в технике сграффито подбираются с вяжущим составом, на котором будут готовиться и следующие, декоративные слои. Речь идет о поверхностей. Для наружной и отделки в помещениях с высокой влажностью используются водостойкие составы, для сухих помещений внутри – неводостойкие.

Однако в любом случае, так как сграффито – очень дорогой вид отделки, подготовка должна выполняться традиционными растворами высокой марки, или современными высокопрочными составами из сухих смесей. На таблице предложены традиционные составы материалов средних и высоких марок.

Известь лучше всего применять гидравлическую по причине того, что она считается наиболее прочной. Существуют еще глиноизвестковые составы, но они имеют низкую марку, и нежелательно их применять для подготовки под декоративные отделки.

Известково-гипсовый традиционный состав применять для сграффито не вариант – то, что быстро схватится подготовительный слой – то нестрашно, а вот цветные слои на таком вяжущем невозможно будет успеть прорезать на мокрую.

Нецелесообразно применять и современные составы на гипсовой основе по причине того, что их переходная фаза «гелеобразная» (между жидким и затвердевшим раствором), во время которой производится резьба сграффито, очень мала по времени.

Материалы для декоративных слоев , именуемых также финишными, представляют собой те же традиционные штукатурные составы, только с тщательно просеянным, промытым, мелкофракционным (мелкозернистым) песчаным наполнителем, желательно – кварцевым песком.

Во время приготовления, такие чистовые составы подкрашивают введением пигментов (красителей), по традиционным технологиям – натурального происхождения. На основе натуральных красителей, цветная декоративная штукатурка сграффито является очень дорогостоящей, поэтому сейчас немного отступают от традиционной технологии и пользуются синтетическими пигментами.

Для таких целей нужно брать естественно, щелочестойкие пигменты, и учитывать, что расход их при нанесении полноценной толщины штукатурного слоя, будет в десятки раз больше, чем при колеровании лакокрасочных составов. На таблице предложены соотношения пигментов к вяжущим и наполнителям для приготовления 10 кг декоративного цветного состава.

Пропорции цементно-известкового декоративного цветного раствора сграффито для фасада
Цвет Вяжущие компоненты Наполнители Пигменты натуральные
Тип портландцемента Тип извести Песчаный, фракции, мм Тонкого помола
Белый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,25-0,5 мука мраморная
700 г 1 кг 7 кг 1,3 кг
Светло-серый обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Перекись марганца
500 г 2 кг 7,4 кг 100 г
Желтый насыщенный белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 6,8 кг 600 г
Золотисто-желтый белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 7 кг 400 г
Желтый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,5-2 Мука мраморная
2 кг 1,5 кг 5 кг 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 1) обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Ультрамарин Окись хрома
400 г 2 кг 7,4 кг 500 г 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 2) белый портландцемент известковое тесто песок кварцевый Окись хрома
200 г 2,2 кг 7,4 кг 200 г
Зеленый обыкновенный портландцемент известь пушонка Крошка зеленого офикальцита фракции 0,2-2 Окись хрома
1,5 кг 1,5 кг 6 кг 1 кг
Синий белый портландцемент Известковое тесто Песок белый речной или кварцевый Ультрамарин
200 г 1,8 кг 6 кг 1 кг
Кремовый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок белого мрамора 0,5-2 Песок белого известняка 0,5-2 Охра золотистая
800 г 1,2 кг 1,8 кг 6 кг 200 г
Розовый обыкновенный портландцемент известковое тесто Песок мраморный 0,25-0,5 Мумия
400 г 2 кг 7,3 кг 300 г
Терракотовый обыкновенный портландцемент известь пушонка молотый кирпич (цемянка) Песок люберецкий кварцевый железный
1 кг 1,5 кг 1,5 кг 5,8 кг 200 г

Что касается цементно-известковой краски, которая может применяться в качестве последнего слоя, то она имеет немного другой состав, чем штукатурка сграффито и представляет собой водный раствор тонкого помола компонентов. Приготовление (в массовой части на 10 кг сухой смеси): портландцемент марки 400 – 2 кг; известь-пушонка – 1,32 кг; пигмент – не более 1,32 кг в сухом виде перемешивают, затем добавляют мелкий кварцевый песок – 2 кг, а затем доломитовую муку – 3,34 кг, и снова перемешивают. Затворяют водой за полчаса до начала окраски.

Люберецкий песок – это состав из двух фракций: 0,5-1 мм – 11,2% и 0,05-0,25 мм – 88,4%. Также его преимущество – минимальное количество нежелательных примесей, которые могут повлиять на цветовые и технические характеристики составов для сграффитовой штукатурки. Название он получил от месторождения, где его добывают. Бывают и другие кварцевые пески с похожим, подходящим процентным содержанием двух фракций. Что касается простого кварцевого песка, то его фракция как и любого другого, для штукатурных работ, равна около 1 мм.

Эта таблица пропорций цементно-известкового раствора сграффито подходит для расчетов фасадной штукатурки, так как имеет необходимую для нее водостойкую цементную составляющую. Для «внутрянки» же, в сухих помещениях подойдет наиболее классический материал – известковая цветная штукатурка (без, или с минимальным количеством второго вяжущего), таблицу пропорций которой можно наблюдать далее.

Пропорции известкового декоративного цветного раствора сграффито для интерьера
Цвет раствора Вяжущее Наполнитель Пигмент
Белый известковое тесто белый песок
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг)
Желтый известковое тесто белый песок охра
1 (2 л, 2,8 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,2 (0,4 л, 1,2 кг)
Зеленый (от светлого тона) известковое тесто белый песок окись хрома
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг) 0,1 (0,2 л, 1 кг)
Красный известковое тесто белый песок мумия
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,4 (0,8 л, 2 кг)
Синий известковое тесто белый песок ультрамарин
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,5 кг)
Коричневый известковое тесто портландцемент белый песок охра золотистая умбра
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (3 л, 3,6 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,3 (0,6 л, 1,8 кг) 0,1 (0,2 л, 0,8 кг)
Розовый известковое тесто белый песок Цемянка (кирпич молотый)
1(2 л, 2,8 кг) 2,5 (5 л, 7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,26 кг)

Представлены приблизительные расчеты, которые могут неточно совпадать с имеющимися материалами, так как плотность материалов взята средняя по ГОСТ. К примеру, сухой и влажный песок имеет разбежность в 50 г/1 л.

Для покрытия последнего, лицевого слоя, могут использовать очень жидкую, колерованную известь, так называемую «кистевую штукатурку». Самый элементарный ее состав – известковое тесто с введенным пигментом необходимой концентрации для получения той или иной насыщенности оттенка. Состав разводят до жидкости краски, расход которой, как правило, составляет 250-350 г/м2, в некоторых случаях – до 500 г/м2.

Пропорции расхода пигмента на 1 л известкового теста

Цвет известковой краски

Наименование пигмента

Расход пигмента, г

Розовый

марс красный

Оранжевый

крон оранжевый

Апельсиновый

крон желтый

киноварь

ультрамарин

охра золотистая

киноварь

Фисташковый

охра золотистая

В вышеописанной таблице расхода пигмента идет расчет на 1 л известкового теста средней плотности (1,4 кг/л). Это значение может колебаться от 1,3 до 1,5 кг/л. Плотность пигментов также взята по средним значениям.

Стоит также заметить, что окрасочные составы, составы цветной кистевой тонкослойной штукатурки сграффито могут колероваться дорогостоящими минеральными пигментами для монументальной, церковной живописи. Это связано с гораздо меньшим расходом таких составов на единицу площади.

Для повышения прочности, в качестве модифицирующей добавки может применяться поваренная соль – 40 г на 1 л (1,4 кг) известкового теста. В такой же дозировке, заменой может послужить олифа, однако, добавлять ее необходимо в процессе гашения извести.

Инструменты для выполнения штукатурки сграффито

Выполнение данной разновидности отделки требует наличия многих инструментов на разных технологических этапах. Если Вы собираетесь выполнять работу с нуля (с голой кирпичной сены), то потребуются практически все разновидности инструментов: от простого молотка и до художественных инструментов – скульптурных ножей, резцов, стеков.

Даже при наличии черновой отделки, штукатурка сграффито выполняется с наличием инструментов для основных и декоративных работ, а в зависимости от выбранного способа формирования самого рисунка, нужны либо приспособления для резьбы, либо шаблоны и трафареты для оттисков. Способы выполнения описаны в конце, а сейчас пойдет речь об инструментах и их назначении.

Инструменты для нанесения и разравнивания цветных слоев сграффито, в зависимости от их толщины, разделяют на штукатурные и малярные. Например, для слоев более 4 мм, применяют кельмы для набрасывания и штукатурные полутерки для намазывания/разравнивания; 2-4 мм наносят широкими малярными шпателями для выполнения беспесчаной накрывки. Также тонкие слои толщиной 1- 3 мм выполняют широкими кистями.

Подбирают инструмент для заглаживания нанесенного слоя исходя из состава декоративного слоя. Если он изготовлен с песчаным наполнителем (фракция около 1 мм), то берут пвх, полистирольную, полиуретановую или деревянную терку. Самые удобные и эффективные в работе – современные: ПВХ (поливинилхлоридные) и полиуретановые. Если же сосав содержит наполнитель тонкого помола (в виде муки) или состоит из чистого пигментированного вяжущего, то его выглаживают предпочтительно металлическими гладилками или шпателями.

Инструменты для формирования рисунка классического сграффито условно разделяют на те, которыми прорезается слой на определенную глубину и те, которыми он выбирается. Для прорезей берутся ножи или так называемые резцы различного профиля лезвия, а выборки раствора между линиями разреза – стек.

Также может применяться и механизация – специальный станок с гибким валом на подобии бормашины. Резьба производится по средствам вращающегося на высоких скоростях сверла. Сверла также бывают различного профиля, их называют фрезами.

Если выполнять рисунок/узор предполагается не в классической технике сграффито, то вместо скульптурных инструментов готовятся оттиски – шаблоны и трафареты. С помощью вторых выполняют так называемое тонкослойное сграффито. При этом в зависимости от сложности и количества деталей, они бывают однокомпонентными и многокомпонентными. В статье « » есть информация про то, что такое прямые и сложные трафареты.

Шаблоны в данном случае отличаются только тем, что выполнены из досок или фанер определенных толщин, что создает не только контур, но и оббьем рисунка. И вместо «прямые-обратные», как в случае с трафаретами, следует пользоваться терминами форма и лекало. Форма – это контур (фигура, узор), вырезанный в плоскости фанеры или доски, посредствам которого формируется рисунок.

Лекало же – это сама фанера или доска в контуре узора/фигуры, посредствам которой наносимый следующий слой не попадает внутрь границ лекала. То есть, лекало плотно приставляется к цветному слою, вокруг наносится следующий слой – принцип такой же, как и у обратного трафарета.

Классические техники и способы имитации штукатурки сграффито

Вне зависимости от способа выполнения работы, нужно точно рассчитать свои силы, или количество исполнителей в звене (если большие объемы) для обеспечения быстрой обработки декоративных слоев. Это связано с суровыми правилами нанесения и обработки: техника сграффито предполагает выполнение слоя в заданных границах цельно, беспрерывно, и его обработку не позднее 12-и часов после нанесения.

Время зависит от температурно-влажностного режима, вида раствора, его марки, подвижности (густоты) и толщины наносимого слоя, поэтому его определяют экспериментально для каждого нового фронта работ. Что касается видов данной цветной штукатурки, то основных их существует два, которые в свою очередь делятся на:

  • классическая тонкослойная;
  • классическая;
  • имитация классической тонкослойной (трафаретами);
  • имитация классической (шаблонами).

Классическое тонкослойное сграффито выполняется в случае, если слоя всего два. Очень важно учитывать, чтобы верхний (тонкий) слой обладал высокой укрывистостью и нижележащий не просвечивался через него. На это свойство влияет качество и количество пигмента, а также, отчасти, контраст цветов (чем он больше, тем больше вероятность просветов). Если укрывистости достичь не удается, то эта разноцветная штукатурка выполняется полноценным слоем в несколько миллиметров, и классифицируется как оригинальная классическая.

Первый слой наносится на увлажненную выдержанную (схватившуюся) подготовленную, оштукатуренную, затертую и покрытую неглубокими насечками поверхность. Толщина его, по крайней мере, должна составлять от 5 до 10 мм, и выполняется он соответственно из смеси вяжущего с песчаным фракционным заполнителем.

«Нагнать» слой в данном случае необходимо, чтобы пресечь возможность возникновения просветов чернового слоя, солей, а также возможных выделений из него в виде пятен, что бывает при черновой штукатурке с содержанием шлако/портландцементного вяжущего.

Затем (спустя десятки минут, как правило), когда нанесенный слой перестанет быть слишком текучим, производят тщательную затирку: этим добиваются не только выглаживания, но и уплотнения поверхности (удаления раковин).

Второй слой соответственно наносят после приобретения гелеобразной фазы твердения первого, которая может наступить и через 20 минут и через 2 часа. Ее определяют исчезновением блеска поверхности и отсутствия отпечатка после несильного нажатия инструмента или пальца.

В данном случае толщина второго составляет 2 мм и менее, так называемая «кистевая» штукатурка сграффито, которая наносится широкой кистью, а затем выглаживается металлической гладилкой. Материалом может служить разжиженный до консистенции густой краски раствор, но лучшим выбором считается применение соответствующих составу раствора красок (известковых, цементно-известковых).

Перенесение контуров будущего рисунка производят после того, как кистевой покров перестанет быть текучим, то есть, перестанет пачкать. Для этого берут заранее заготовленный трафарет с контурами рисунка, которые проколоты шилом через каждые несколько миллиметров, фиксируют к поверхности и переносят легкими ударами пигментированного тампона по контурам трафарета.

Резьба по сырой тонкослойной декоративной штукатурке не имеет глубокого рельефа, в основном не более 4 мм, но есть, конечно, и исключения. Для тонкорельефной резьбы используют стеки, в глубокорельефной же они используются только для выборки раствора, а резьба осуществляется специальным скульптурным долотом, ножом, резцом. Процесс резьбы невозможно точно описать техническими приемами, так как это больше творческий этап, но по рабочим операциям, можно разделить на: первую – прорезание (выцарапывание) контуров; вторую – выбирание (соскребание) слоя; третью – корректирование (устранение дефектов).

Классическое сграффито выполняют для достижения глубокого рельефа и/или лучшей укрывистости лицевого слоя – при двух слоях; при наличии трех и более цветных слоев в композиции. Еще один случай – когда в первом слое предполагается разделение на участки с разными цветовыми покрытиями. Основной нюанс, который вмещает в себе эта технология сграффито – каждый следующий слой должен быть меньше предыдущего.

Также есть правило, что общая толщина всех декоративных слоев не должна превышать толщину черновой штукатурки, но им часто пренебрегают по разным причинам. Как в тонкослойном, так и в многослойном сграффито, верхнее покрытие может быть нанесено в виде кистевой штукатурки или минеральной окраски.

Первый, цветной слой наносится аналогично описанию выше, однако при выполнении нескольких цветовых участков в нем, предварительно нужно на черновой штукатурке совершить их разметку в соответствии с эскизом, трафаретом. Участки разных цветов наносят с небольшим припуском за контуры, по которым будет выполняться резьба вышенанесенного слоя.

При затирке важно учитывать, чтобы поверхности разных цветов не размазывались и не пачкали друг друга. Для этого можно взять несколько терок для каждого разного по цвету участка, или же просто тщательно промывать инструмент. Аккуратно работать на примыканиях цветных участков, прорабатывая их мелкими движениями терки. Однако по технологии допускается не затирать первый слой в трехслойной и более штукатурке.

Второй и последующие слоя, толщина, рассчитывается по их количеству. Если не планировать определенную глубину рельефа, в трехслойной, второй можно выполнить толщиной 2-4 мм, третий соответственно – нанести кистью в 1 мм. При планировании большего количества, роспись сграффито по толщине может выглядеть примерно так (первый/второй/третий/четвертый слой, мм): 8/5/2/1, вместе выходит 16 мм, что относительно равно возможной (по СНиП) толщине черновой штукатурки.

Резьба по сырой многослойной поверхности требует особого мастерства, а точнее – чувства глубины рельефа. Особенно, если прослоек четыре и они очень тонкие, то во время прорезания контуров, можно не рассчитать глубину. Сложными представляются и места, где резьба должна достичь глубины самого нижнего слоя – на боковых гранях могут быть хорошо видны все дефекты от работы резцов; сложно выбирать такое количество раствора.

Имитация классического тонкослойного сграффито заключается в том, чтобы убрать из технологии кропотливый процесс мелкорельефной резьбы, заменив его основным орудием для формирования узора – трафаретом. В классическом варианте контуры рисунка вырезаются, и выходит объем. Здесь же – создается впечатление объема за счет разницы цветов и различных деталей, имитирующих светотени. По сути, это уже не цветная штукатурка, а малярные работы минеральными известковыми, известково-цементными красками.

Первый слой наносится небольшой толщины (2-4 мм при возможности), на хорошо подготовленную черновую отделку. Из инструментов для намазывания можно использовать малярный шпатель, металлическую гладилку, полутерки. Можно нанести его в два приема широкими кистями-макловицами с последующим заглаживанием гладилкой или шпателем.

Можно также нанести жидкий состав способом оббрыска ковшом, веником, щеткой, с последующим разравниванием и затиркой. Если применяется тонкослойная беспесчаная смесь (до 3 мм толщиной), в которой песчаный наполнитель заменен на тонкого помола (муку), вместо затирки слой заглаживают.

Второй и последующие слои наносят после начального схватывания предыдущего. Выполняют этот процесс так: к поверхности плотно прижимают трафарет рисунка и ручниковой (круглой) кистью, насыщенной жидким раствором или краской, заполняют прорези трафарета.

Заполнение производят не закрашиванием (намазыванием) со стороны в сторону, а торцеванием – ударными движениями кисти, перпендикулярными поверхности. При этом кисть должна быть заранее слегка отжата, чтобы на поверхности не оказалось излишка раствора, который начнет стекать под трафарет, и испортит узор.

Для того чтобы фактура нанесенного узора не была сильно шероховатой, ее можно слегка выгладить чистой влажной флейцевой кистью. Готовый узор может подвергаться дополнительной обработке – подрезке его кромок ножом (это дает лучший эффект резкости). Ножом также устраняют потеки, срезая их с поверхности.

Имитация классического сграффито шаблоном дает возможность получить такой же рельефный узор/орнамент/рисунок, как и оригинальная резная техника сграффито, с таким же количеством слоев. При этом отпадает этап резьбы, и работа становится гораздо легче. Способом формы и лекала могут быть нанесены любой толщины/глубины выпуклые и углубленные детали рисунка.

Основные инструменты, которыми формируется узор – лекала и формы, выполняются из дерева или фанеры и окрашиваются масляным составом для защиты от влаги. Работать с ними настолько просто, что даже один неопытный человек может справиться с задачей (в зависимости от объема работ, конечно).

Первый слой наносят в соответствии со всеми рекомендациями: на толщину, чтобы гарантировать достаточную укрывистость от черновой штукатурки; чем меньше слой, тем лучше; с расчетом, чтобы общая толщина всех прослоек была не больше чем черновой. Его разравнивают и затирают; дожидаются момента начального схватывания до нанесения второго слоя.

Второй и последующие слоя производят, орудуя формами и/или лекалами, для формирования деталей. Если узор заглубленный, то к первому слою вплотную прижимают лекало, вокруг которого наносят фоновый слой, и вынимают только после затирки. Когда нужно создать выпуклый узор, пользуются формой, которую также плотно прижимают к цветному слою, и в нее втирают раствор.

Сложности возникают в основном при извлечении формы/лекала: штукатурка сграффито оторвется от поверхности, если раствор не достаточно загустел. Если фаски (боковые части) шаблона не спилены слегка под углом, или шероховатые, то они будут рвать раствор по контуру.

И еще: при нанесении раствора в данном случае, необходимо сначала тщательно втереть его в контуры шаблона, а затем наносить его в круговом направлении все дальше, размазывая и разравнивая по плоскости предыдущего слоя. Тщательное втирание возле фасок (контуров, торцов) необходимо для того, чтобы предупредить появление раковин, чтобы торцы рельефного узора получились ровными и гладкими.

Здравствуйте, Друзья!
Сегодня хочу познакомить Вас с еще одной очень интересной техникой. Называется она сграффито . Что это за техника? Это техника создания изображений, с помощью нанесения нескольких контрастных по цвету слоев штукатурки. Если в некоторых местах процарапать верхний слой, обнажится нижний, другого цвета и получится двухцветный рисунок.

Сграффито – это очень древняя техника. Ее применяли в керамике еще в Древней Греции и Этрурии. В 15-17 веках эту технику узнали в Италии, где стали использовали для изготовления фресок. В наше время сграффито очень часто используется, как и интерьере, так и в экстерьере.

Оказывается эту технику можно использовать при создании поделок . И вот сегодня хочу предложить Вам по лепке вазы из полимерной глины в технике сграффито.

Для работы нам понадобится:
полимерная глина одного цвета,
масляная краска художественная нескольких цветов (oil paint), контрастного цвета к полимерной глине,
самодельный инструмент,
перчатки обычные,
сухие салфетки,
нож, скалка или лапшерезка.

В качестве основы берем вазу из стекла и обернем ее глиной. Делается очень просто: раскатываем глину и выкладываем ее пластами по поверхности стык встык. Главное избегать «нахлеста» друг на друга.

Аккуратно скалкой прокатываем по поверхности, сглаживаем стыки и выгоняем воздушные пузыри между стеклом и глиной.

Глину нанесли. Теперь можно приступать к декорированию. Для этого в произвольном порядке очень густо наносим масляную краску. Делаем это очень аккуратно, чтобы не повредить поверхность. Можно наносить краску руками. Только предварительно наденьте перчатки.

Не используйте акриловую краску. Она при высыхании образует пленку на поверхности.

Берем сухую салфетку и промакиваем краску. Не растираем! Просто убираем излишки до образования матовой поверхности. Краска впитывается в глину, поэтому не опасайтесь, что Вы полностью сотрете краску. Этого не произойдет

Чтобы промакнуть краску, может потребоваться не одна, а несколько салфеток. За счет того, что салфетка смята, получается очень интересная текстура.


Следующий этап работы — нанести рисунок. Т.е. выцарапать его. Аккуратно, чтобы краской не испачкать открывшийся слой глины, убираем излишки и часто протираем инструмент.

Вот именно на этом этапе включаем всю свою фантазию и применяем все свои художественные навыки

Если при выцарапывании получаются небольшие дефекты — не страшно. После того, как вы запечете глину их можно будет аккуратно срезать лезвием.

И вот результат нашей работы.

А теперь — несколько работ от разных мастеров в технике сграффито для Вашего вдохновения и в качестве



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!