Знание правил проектирования в ландшафтном дизайне. Интересные объекты ландшафтного дизайна

С дач и приусадебных участков постепенно вытесняются грядки. Они если и есть, то в небольшом количестве и где-то в глубине. Основное же место занимают цветники, зоны отдыха и другие красивые уголки. Все это вместе называется ландшафтный дизайн и этом учат в институте. Но если зарабатывать обустройством, озеленением и украшением дворов и дач вы не собираетесь, можно попробовать все спланировать самостоятельно. Ландшафтный дизайн своими руками — дело долгое и трудное, но чрезвычайно увлекательное: очень приятно смотреть на красоту, созданную собственноручно.

С чего начать

Как обычно, начинать нужно с плана. Рисовать его можно на миллиметровой бумаге в масштабе, а можно воспользоваться дизайнерскими программами. Наиболее удобные Realtime Landscaping Architect и Sierra Land Designer 3D 7.0. В них все изображения будут объемными и вы реально сможете оценить, как будет смотреться ваш участок. И пусть, мало кто точно придерживается плана. Зато пока вы будете прорисовывать, вы выработаете определенные навыки в ландшафтном дизайне, которые помогут вам при воплощении планов в жизнь.

Прямоугольный участок: план ландшафтного дизайна

Если участок еще пуст, продумываете все мелочи: где будет въезд, как на участке расположится дом, другие постройки. Нарисовав все строения, прорисуйте дорожки. Прямые делают редко — их тяжелее обыгрывать в ландшафте. Изогнутые, с плавными линиями помогут организовать интересные местечки и посадки. На плане не забудьте про коммуникации — , канализация, система полива и т.п. Потом постепенно добавляйте элементы ландшафтного дизайна, прорисовывая их детали.

Если обустраивать будете уже обжитую дачу или двор, наносите все что уже существует максимально точно. Для этого придется по участку поползать с рулеткой: предварительно набросайте план участка и на нем записывайте измеренные расстояния. Потом придется план скорректировать по результатам измерений. Получили тот план, который имеете. Над ним предстоит работать.

Попробуйте сразу нарисовать те изменения, которые запланировали, ведь что-то на примете у вас есть. Если результат понравился, можно будет его воплощать. Если нет, сначала измените форму, или придумайте, куда задуманное можно передвинуть, чтобы смотрелось все лучше. Вот потому и удобнее работать с программами: видите что нужно изменить и как эти изменения влияют на оформление участка.

Только один момент. Не все, что хорошо смотрится на экране также хорошо выглядит в жизни. А бывает и наоборот — не плане выглядит «не очень», а воплощенное в жизнь просто завораживает. В любом случае, вам еще не раз придется вносить корректировки…

Правила ландшафтного дизайна

Основная задача оформления участка — создать гармоничный ландшафт. Раз так, то приходится учитывать основные законы и соблюдать пропорции. Один из главных законов, который применяют при разработке любого оформления, в том числе и при ландшафтном проектировании — закон треугольника или золотого сечения.

В применении к нашему случаю его можно интерпретировать так: чтобы посадки красиво смотрелись, нельзя чтобы в них присутствовали одинаковые элементы. Например, разделение на зоны. Часто выделяют три разных участка, но делать их одинаковой пощади не стоит: один самый большой и два меньше, но тоже разных размеров. Также один цвет должен быть основным, два остальные — дополнительными. Причем один из дополнительных — вообще в небольшом количестве. Это относится и к выбору растений, как к их цвету, так и к форме, размерам.

Это правило справедливо не только для цветников и клумб, но и вообще к оформлению: количеству и размерам зон на участке, и т.д.

Создавая ландшафтный дизайн своими руками, необходимо придерживаться закона круга. Он определяет гармоничные цветовые сочетания (смотрите фото). Если разделить его пополам вертикальной чертой, справа будут находится теплые оттенки, слева — холодные. Основные композиции составляются в одной группе цветов — холодных или теплых.

Это не значит, что цвета из разных частей нельзя смешивать. Можно, но цвет из противоположной группы должен присутствовать как акцент, привлекающий внимание. Такие контрастные композиции составляются, если необходимо от чего-то отвлечь внимание ( , туалета и т.п.).

Есть еще закон квадрата. На небольшой даче или дворике его придерживаться сложно, но на правила расположения строений и высадку растений оно оказывает влияние. Суть его в ориентации по сторона света. Например, выбирая место под дом, помните о том, что если его поставить на южной стороне, почти весь участок окажется в тени. В некоторых регионах это хорошо, в некоторых — плохо. Решаете сами.

Учитывается положение по отношению к частям света и при планировании зон отдыха. Например, лучше делать как раз на южной стороне: вода должна прогреваться. Но недалеко должна быть затененная площадка, навес, в которой можно будет отдохнуть от жаркого солнца.

Применительно к высадке растений и определении места для сада его можно трактовать так: самые высокорослые растения находится должны на севере (если вы живете не на юге и вам не нужна тень). Тогда остальное пространство будет хорошо освещено.

Озеленение дачи или двора частного дома требует знания того, какую степень освещенности предпочитает тот или иной вид растений. Всегда есть более и менее затененные места. На северной стороне от построек тени всегда больше. Тут высаживать нужно теневыносливые деревья, кустарники, цветы. Уже на расстоянии двух-трех метров зона может иметь хорошую освещенность, так как тень от дома туда уже может и не доставать. Тут нужны будут растения, которые любят обилие света.

План расположения зон и строений создавайте с учетом этих правил. Есть еще их немало, но даже если учтете эти три, будет у вас оформление грамотным, и, что важно, красивым и гармоничным.

Элементы ландшафтного дизайна

Коротко о том, чем можно украсить дачу, двор, приусадебный участок. Элементов много, их разновидностей еще больше. Один из любимых видов отдыха — шашлыки или барбекю. И под эту зону обязательно отводится место. Сразу после определения места для дома часто решают, где поставить , террасу, перголу.

Кстати, и его совсем не обязательно прятать. Правда, все равно не станут украшением участка, но их-то можно расположить за деревьями.

Ручей — натуральный или искусственный — очень красиво смотрится

Между этими и другими строениями и зонами планируются места для , и т.д. Определяется их форма, размеры, тип ограждения, видовой состав растений и схема их высадки. Понятно, что без опыта сделать это непросто и будет немало переделок, но важно с чего-то начать. Изменения в насаждениях вносятся почти постоянно, так что ландшафтный дизайн своими руками создавать будете не один год, и даже не три: ведь использовать будете и многолетники, а они разрастаются медленно.

Клумбы, цветники, бордюры, рокарии, горки и садовые дорожки — вот что еще можно использовать для украшения

Между всеми зонами и строениями должны быть Их оформление не в последнюю очередь формирует облик сада, дачи. И вообще, ландшафтный дизайн создается во-многом из мелочей. Где-то удачно стоит небольшая где-то садовая скульптура, кресло-качалка, вазон с цветами, рокарий, водоем, висит гамак, красивая подсветка, освещение участка и т.п. И все это в целом и есть дизайнерское оформление.

Участок с уклоном

С одной стороны ландшафтный дизайн участка со сложным рельефом технически сложнее: больше инженерных сооружений, учитывать нужно рельеф. Но с другой, выглядеть он будет точно нестандартно, так как решения все индивидуальные.

При довольно большом наклоне используется принцип оформления террас. Склон разбивается на зоны, с низкой стороны которых устанавливаются подпорные стенки. Благодаря им поверхность в какой-то зоне — до следующей стенки — выравнивается. Это происходит за счет того, что часть грунта с переносится.

Сами по себе террасы — это необычно, а их еще и можно оформить красиво. Например, кладку сделать из бутового камня, а в промежутках посадить стелющиеся и низкорослые растения, . Они будут декорировать стенку, а также скреплять корнями грунт.

Технические моменты

Высота подпорных стенок обычно не больше метра, максимум — 1,2 м. Возводят их из монолитного армированного бетона, сверху отделывают камнем, делают насыпи. Под каждую такую стенку необходим фундамент. Обычно — При высоте стенки до 60 см в качестве опоры достаточно уплотненной щебеночной подушки глубиной 20 см, при высоте стенки от 70 см фундамент должен иметь глубину не менее 60 см, при высоте от 1 до 1,2 метров глубина заложения фундамента — не менее 70 см.

Исходя из требований по фундаментам, наименьшие затраты на устройство подпорных стенок при их высоте до 60 см. Если уклон не очень крутой, постарайтесь разбить склон на участки с таким перепадом высот. И учтите, что прямоугольные террасы, хоть и проще делать, с точки зрения дизайна это — самый плохой вариант, который сделать гармоничным практически нереально. Примеры террасирования и оформления смотрите в фотогалерее.

Крутой участок — короткие террасы Использовать склон для устройства ручья и водопадов — классический прием, который не теряет актуальности Явное разделение на два уровня — сложно технически, но интересно эстетически

Садовый дизайн маленького участка

Если двор возле дома или дача небольшие, да еще правильной формы — квадратной или прямоугольной — , скорее всего просматривается из любой точки. Ощущение при этом как в коробке. Устранить его можно, если закрыть забор насаждениями. Но расти они должны не линией, повторяющей форму забора, а плавными, изогнутыми кривыми или группами, которые заходят на газон. Перемежаться растений могут кустарниками, розариями, можно поставить угловую беседку или выделить какую-то зону, нарушающую правильность линий.

Прикрыть забор высокими деревьями — хороша идея, но садить их лучше группами и разных видов

Деревья чуть подрастут и участок будет казаться шире

Еще один вариант, позволяющий превратить забор в элемент декора: позволить чтобы вьющиеся растения превратили его в зеленую стену, а рядом посадить низкие растения с округлыми кронами. Если растения будут виться по опорным конструкциям, их верхушки лучше сделать нелинейными. Так смотреться все будет еще лучше.

Еще вариант — Ее выращивать, конечно, долго, хотя можно подобать быстрорастущие растения, в частности для быстрого эффекта на несколько лет — использовать иву. Из ее молодых веток можно сплести ограду, а укореняется она почти всегда, пустит корешки и зазеленеет уже через несколько дней.

При оформлении небольшого пространства категорически запрещены прямые дорожки. Они делают объекты оптически ближе, что нам совсем ни к чему.

Очень расширяет границы разноуровневое планирование. Этот тот случай, когда склон предпочтительнее: 6 соток выглядят как больший участок, если есть перепад высот. Если дача или двор маленькие и плоские, придется делать зонирование искусственно. В этом помогут альпийские горки и приподнятые цветники и клумбы.

Есть некоторые ограничения при озеленении. Не высаживайте деревья с большими кронами. Мало того что со временем они затенят почти весь ваш участок, так он будет казаться еще меньше. Небольшие деревца, кустарники и цветы — вот из чего вам нужно выбирать. Если необходимо несколько высоких насаждений, выбирайте с пирамидальной кроной или в виде свечки. Они непривычны для нас, и очень хорошо смотрятся.

Ландшафтный дизайн своими руками: фото и видео идеи

Теоретические знания — это замечательно, но при недостатке опыта нужно на что-то опираться. Иногда толчком к оформлению замечательного уголка во дворе перед домом может стать понравившаяся форма скамейки, а к ней уже «пристраиваются» растения. Некоторые интересные детали, которые вас, возможно, вдохновят собраны в фотогалереях.

Цветы в оформлении

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношение форм по геометрическому строению.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения - шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Соотношение форм по величине.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий - низкий, большой - маленький, пирамидальныйшаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

При оформлении небольшого сада лучше всего остановиться на какой-нибудь одной плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяемости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круглую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же круглого газона, не менее интересной может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.

Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они отчетливо просматриваются - в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, поверхности газона или пруда.

Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:

  • грубая (дуб),
  • средняя (вяз, липа),
  • тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Соотношения форм по положению в пространстве.

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его "сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами". При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии , которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).

Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.

Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый - розовый - ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый - зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные).

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.

Речь пойдет о таких вещах, о которых мы часто не задумываемся, а профессионал начинает с них. Простые люди создают свой дизайн по собственному желанию и восприятию часто не обращая внимания на такие вещи как совместимость, уместность, размер. Но есть еще и другие важные аспекты, с которыми обязательно работают профи ландшафтного дизайна.

  1. Ограда как проекция чувства защиты в своем собственном природном комплексе

Первое правило – это не просто одно из правил ландшафтного дизайна участка, а корень, в который зрит вся композиция. Ограда – это рамка, завершающая всю картину. Ну возьмите и на Рембранта нацепите самую простую пластиковую тоненькую рамку. Вопиющее зло! Так и сад, вместе с домом хотят своего обрамления. Заборы – это не просто способ оградить свою территорию, а и эстетическое удовольствие. Одни вписывают их сад (но это не частое явление, и, скажем, не дешевое), другие «подбирают под дом», а потом заселяют остальную территорию растениями, третьи выходят из своих возможностей (в большинстве случаев), а на дачах – это вообще необязательно (бабушки и дедушки не всегда считали нужным их присутствие вокруг участка).

Ограда позволяет создавать многоуровневые композиции, вводит в сад вертикали, становится фоном для зеленых насаждений. Она может быть металлической, каменной, кирпичной, гладкой, структурированной, разной высоты, комбинированной по материалам и т. д. и т. п. В общем, у фантазии нет предела, лишь бы она не упиралась в денежку. Хотя…

Единственное правило для ограды в спокойном и уютном саду – это гармония между ею и другими элементами. Помните только, это Ваш собственный уютный мир, где Вы отдыхаете или работаете в свое удовольствие, отрешась от окружающей из вне суеты.

  1. Регулирующие линии

Очень важное правило для любого стиля сада — будь то итальянский , французский или супер современный сад с техническими новинками. Линии помогают увидеть композицию по частям и целом, скорректировать. Они соединяют дом и сад, переходят с дома в сад и наоборот.

Линии создаются деревьями, растениями, архитектурными формами, водоемами, ограждениями и домом. Они бывают простыми и сложными, прямыми, горизонтальными, вертикальными, диагональными. С помощью растений жесткие прямые линии дома в стиле модерн можно смягчить растениями, характерными для японского сада — сакурой, кленами, хризантемами.

При высаживании молодых растений важно помнить о том, как они будут изменятся во времени. Ведь вся композиция создана для Вас и должна во всех своих ипостасях доставлять радость созерцания именно Вам.

  1. Правило «золотого сечения»

Это правило ландшафтного дизайна участка настолько внедрилось в жизнь человека, что пользуясь им, он этого не замечает. Во всех сферах науки, техники и искусства присутствуют пропорции, симметрии и асимметрии подчиняются ему.

Правилом «золотого сечения» пользовались древние создавая пирамиды, Парфенон и, как Вы видите, стоят до сих пор и будут еще стоять. Более поздним примером может послужить знаменитый рисунок человека от Л. Да Винчи. Он как ученый исследовал это понятие. Оно помогало правильно и помогает распределить не только нагрузку физическую, а и эстетическую.

«Золотое сечение» — неотъемлемая часть жизни человека и его самого. Так и сад нуждается в нем. Грамотный ландшафтный дизайн участка проектируется основываясь во многом на нем. Суть в том, что площадь разбивается на сегменты (сегменты, а не части потому, что не только размеры разные, а и формы тоже разные). Работает это приблизительно так: меньшая часть относиться к большей, как большая ко всему целому. В процентах вот так: 62% на 38%.

  1. Обращение к работам известных ландшафтных дизайнеров

При самостоятельной работе над своим проектом стоит обратится к работам уже состоявшихся дизайнеров. Это значительно облегчит работу и даст возможность воспользоваться уже готовыми приемами. Вот первая десятка мировых гуру ландшафтного дизайна участка.

  • Кристофер Ллойд – мастер по совмещению классики и новинок.
  • Роберто Бурль Маркс – символист, график, способный перенести картину на участок.
  • Жан-Поль Ганем – дизайнер, который подойдет тем, кто хочет воссоздать у себя сельский пейзаж.
  • Чарльз Дженкс – мастер-график и философ, способный воплотить самые смелые космические фантазии при помощи самых обычных вещей.
  • Андре ле Нотр – босс французского стиля.
  • Ланселот Кейпебилити Браун – король английского садового направления.
  • Пит Удольф – мастер по использованию местных растений.
  • Коичи Курису – дизайнер ландшафта в японском стиле.
  • Мери Рейнолдс – любительница природных ландшафтов.
  • Патрик Бленк – если не знаете, как создавать вертикали в саду, обратитесь к его работам.
  1. Соразмерность архитектурного наполнения сада

Мы часто говорим, что лучше больше, чем меньше. В саду же идеально, когда основные архитектурные формы сбалансированы и не имеют никакого отношения к выше сказанному. Мы понимаем, что Вам хочется похвалится перед соседями и друзьями, например, таким: а у нас большой пруд или большая беседка … Но при этом участок небольшой и эти конструкции занимают почти всю площадь. Так вот, большой пруд требует много усилий и затрат по уходу за ним, а большая беседка трудно декорируется растениями и редко используется по полной. Большие вещи – большим садам.

Если же Вы все-таки готовы к крупным размерам, то пруд делайте неправильной формы с мостиками и маленькими тихими заводями, а беседку наполните контейнерными растениями — стоячими и висячими.

  1. От большого к малому

Оно больше относится к растениям, но и к строениям тоже применимо. Однако, удачная посадка – успех всего сада. Здесь стоит обратиться к трем небольшим указаниям, существенно упрощающим в дальнейшем уход за садом.

  • Начинать высаживать растения надо с крупномеров, далее кусты, кустарники и цветы. Напоследок следует оставлять травяной покров.
  • Прежде чем сажать растения надо вычислить площадь, которая понадобится им для нормальной жизнедеятельности
  • Количество растений не должно уходить в бесконечность.

Последний пункт важен, ибо часто-густо наши сады – это коллекции, занимающие минимальную площадь и создающие массу проблем (не цветет, не растет, часто гибнет…). Он также связан и с остальными. В первом случае мы «втуливаем» растение в неподходящие места (ну оно ж так понравилось и так захотелось его у себя иметь). Во втором чаще всего о нем просто не помнят в момент посадки, а потом, во время роста, пытаемся понять и «вылечить или уничтожить» от болезней и насекомых (беда загущенных посадок: растения заражаются друг от друга, а мошка просто мигрирует себе туда-сюда).

  1. Групповые посадки

Групповые посадки на участке не просто явление, а закон ландшафтного дизайна. Сады и одинокие растения – несовместимые понятия. Их наполненность зависит от стиля сада и в той или иной мере какое-то растение будет доминировать. Это может быть как многолетник, так и однолетник. В первом случае меньше хлопот, второй предполагает при желании хозяина смену настроения каждый сезон.

В групповых посадках также следует придерживаться правила «от большего к меньшему». Исключением станут клумбы с определенным рисунком, рабатки , бордюры, живые изгороди. Для них сразу-же и высоту прогнозируют (она тоже может быть частью рисунка).

  1. Доступность

Это самое простое и понятное правило. Оно больше всего заботится о хозяине сада. Пренебречь им могут не все. Его суть в заботе о кошельке владельца с периода, когда сад только закладывается и работает всю его жизнь, немного корректируя периодически его (кошелька) вместимость.

Доступность – это такой подбор растений, где учитываются цена, зонированость и уход. Если захотелось экзотики, а климат местный не позволяет, то купите себе это удовольствие, только держите в горшке и вовремя пересаживайте.

Ваш участок выглядит непривлекательно и вызывает лишь расстроенные чувства? Создайте на нем живописную картину своими руками. Зная главные правила и основы ландшафтного дизайна, справиться с этой задачей сможет начинающий садовод-любитель. Поможем разобраться во всех элементах ландшафтного дизайна.

Вы согласитесь с тем, что любая территория, где коснулась рука дизайнера, выглядит гармонично, нет ничего лишнего, все находится на своих местах, каждая мелкая деталь становится связующим звеном всей композиции. Возникает ощущение, что художник нарисовал картину и поместил в багет определенного сада. Кажется, что повторить такое невозможно без профессиональных навыков. А все достаточно просто. Существуют простые правила, которые позволяют подойти к каждому этапу в оформлении ландшафтного дизайна даже самого маленького сада с умом.

Совет: Приступая к созданию проекта для своего участка (проект нужно сделать обязательно, чтобы в дальнейшем не отклониться от заданного курса), отбросьте желание затолкать в маленький сад большое количество ландшафтных приемов, стилей, декоров, разнообразных растений.

Вы должны четко знать какой стиль создать, какая функциональная особенность территории, сможете ли производить правильный уход за выбранными растениями. Можно смешать все, что душе угодно, но итог не будет радовать никого. Поэтому и были созданы правила ландшафтного дизайна, чтобы все выглядело гармонично, как в дикой природе.

Основы ландшафтного дизайна и правила

Мы не будем давать подробный ликбез об азах ландшафтного дела. Чтобы стать профессионалом, необходимо пройти курс обучения. Но для частного применения нашей информации будет достаточно. Весь процесс конструирования красивой картинки состоит из нескольких правил:

Единство стиля

Если дом и другие объекты построены в классическом или деревенском стиле, то и сад должен отвечать этому. Невозможно создать японский или французский дворик, если на садовом участке стоит щитовой домик. Единство должно быть во всем. При желании сделать сад в другом стилевом ключе, необходимо замаскировать неприглядные объекты, которые нарушат правило единства.

Простота дизайна

Это не значит, что все должно быть скучным. Простота подразумевает, что маленький участок не может быть перегружен сложными деталями. При первом взгляде на территорию должно возникнуть ощущение чего-то прекрасного, спокойного. Созданный образ должен умиротворять, а не будоражить мозг чувством, что у хозяина нет вкуса. Каждый объект должен нести информацию, которая соответствует основной тематике ландшафтного дизайна и сразу же угадывается. Ничего лишнего быть не должно.

Господство и подчинение (правило доминанты)

Ландшафтный дизайн садового участка можно выстроить по принципу выбора объекта, который будет главным, а все вокруг подчинится ему. Такой доминант может быть в единственном экземпляре, но возможно построение нескольких композиций в таком ключе. Например, главным будет красивый раскидистый кустарник яркого оттенка, окруженный низкорослыми однолетниками, подчеркивающими его красоту.

Выберите из большого разнообразия зелени те варианты, которые будут соответствовать этому правилу. Ландшафтный дизайн - это не только растения, но и декоративные элементы: статуи, бордюры, фонтан, пруд, дорожки, подпорные стены. Они тоже могут быть доминантными по отношению к цветам, кустам, газону.

Выберите то, что хотели бы подчеркнуть и сделать ярким акцентом, привлекающим внимание посетителей сада.

Правила геометрических форм: треугольник, круг, квадрат

Этих правил недостаточно для создания идеального ландшафта. Необходимо применить еще несколько техник, основанных на геометрических фигурах:

  • правило треугольника или золотого сечения;
  • правило круга;
  • правило квадрата.

Рассмотрим каждое правило более детально. Они помогут правильно обыграть все углы вашего садового участка, даже маленького размера.

Кажется, при чем тут сад и правила геометрии. Эти правила не имеют прямого отношения к научному понятию. Фигуры позволяют разделить садовый участок на равные зоны, в которых тоже сделать определенное разделение. Треугольник является своеобразным трафаретом для дизайнера. Здесь применяется правило золотого сечения.

Объясним более доступно: Это правило подразумевает распределение на участке предметов согласно пропорции, в которой главным является отсутствие двух одинаковых элементов. Число три является символичным для ландшафтного стиля. Но должна быть градация от большого к меньшему.

При посадке деревьев, кустарников, цветов выбирайте их разной высоты, формы, цвета. Сначала высаживаются высокие деревья, например, с округлой формой ярко-зеленого цвета, возможно, имеющих разную форму листа. Следующим рядом будут идти кустарники меньшей высоты, имеющие вытянутую форму, желтую, светло-зеленую или иную окраску листьев. Это могут быть игольчатые невысокие кусты.

Нижним рядом пойдут цветочные клумбы, которые тоже должны следовать правилу трех и посажены не в одну линию, а по принципу разностороннего треугольника. Если все элементы ландшафтного дизайна выстроить в строгие линии, идущие параллельно друг другу, что-то может потеряться на заднем плане, закроется передними растениями одной высоты. Поэтому пропорции треугольника здесь уместны как никогда, чтобы придать гармоничный вид ландшафту.

Реперные точки - точки посадки растений согласно правилу золотого сечения. Из этого правила плавно вытекает применение следующего принципа.

Правило круга в ландшафтном дизайне дачного участка

Круг - это распределение спектра цвета и света на дачном участке. Есть специальный дизайнерский круг, который показывает в какой последовательности могут сочетаться цвета, какие цвета теплые, какие холодные.

Если круг поделить пополам вертикально, то справа от оси будут теплые тона от желтого к красному, которые являются родственными и могут сочетаться в одной клумбе, но только следуя правилу трех форм, трех цветов, трех размеров.

Слева от оси идут холодные оттенки от зеленого к синему, которые тоже считаются родственными. Но правила ландшафтного дизайна не запрещают смешивание этих оттенков из разных групп. Это даже приветствуется для создания контрастных композиций, которые могут отвлечь внимание на себя от какого-то неприглядного объекта, например, грядок с овощами.

В спектральном круге представлены только цветные оттенки. Классические цвета: белый, черный, серый тоже должны присутствовать в композиции, но их роль должна быть правильно определена. Такие цвета могут освежить ландшафтный дизайн, но их излишество может сделать картину неприглядной. Умеренность, простота должны присутствовать и здесь.

Правило круга относят не только к растениям, но и другим предметам ландшафтного стиля: дорожки, бордюры, статуи, любые элементы. Можно смешивать камни и цветы в соответствии с этим правилом. Миксбордеры формируются на основе цветового круга.

Но нельзя оставить в стороне и правило квадрата. Изучим его черты.

Правило квадрата основано на четырех полюсах:

  • север;
  • запад;
  • восток.

Любое растение имеет свои особенности и характеристики по потребности в освещенности. Что-то любит солнце в большом количестве, какой-то кустарник предпочитает тень, а кому-то нужен контраст светового дня. Вот и получается, что прочертив на участке квадрат, можно понять как правильно оформить цветник, огород, хозяйственную зону и жилую. Это правило даже можно считать самым первым в списке всех рекомендаций. Его необходимо применить еще на этапе застройки жилого дома и других строительных объектов. Потому что расположив все высокие объекты на южной стороне, можно лишить весь участок необходимой освещенности.

Но если вам достался участок с уже имеющимися строениями, постарайтесь садово-огородную зону расположить максимально правильно, используя растения, пригодные для произрастания на этой территории.

Особо учитывайте правило квадрата в формировании зоны отдыха, игровой площадки. Если подразумевается создать бассейн, пруд, то вода должна хорошо прогреваться. Но прилегающая территория нуждается и в тенистом участке, где можно спрятаться от палящего солнца. Посадите высокие плодовые деревья, которые скроют вас под своей кроной.

В любом случае высокие растения должны всегда располагаться ближе к скверу, низкие - к югу, чтобы всем хватало природной заботы.

В заключение хотелось бы отметить, что в ландшафтном дизайне существует много правил, принципов, стилей. В основном они создавались для больших территорий. К маленькому дачному участку можно применять правила ландшафтного дизайна, выбрав что-то близкое вашим взглядам, средствам, габаритам сада. Пусть уютный уголок, созданный своими руками, радует глаз круглый год.

Основы ландшафтного дизайна: 3 главных правила

4.8 (95.24%) 21 голос(ов)

Похожие записи

Наш блог только еще делает «первые шаги» и мы ждем от вас понимания и поддержки! Будем рады посещению нашего сайта! Присоединяйтесь!

Начну с общей информации. Что же такое ландшафтный дизайн? Ландшафтный дизайн – это искусство моделирования и облагораживания территории. В него входят садоводство, ландшафтная архитектура, устройство водоемов, фонтанов. Это работа с объектами живой и неживой природы – вода, камень, земля, растения. Главная особенность ландшафтной композиции – взаимосвязь естественных и искусственных компонентов, причем решающая роль принадлежит компонентам естественным. К ним относятся природно-климатические условия, рельеф, вода, растительность. Искусственными компонентами являются сооружения различного масштаба, малые формы, покрытия дорожек. Конечно перегружать ландшафт не стоит, думаю это, если не основное, то одно из главных правил, которое необходимо учитывать и соблюдать. Иначе из дизайнерского садика получатся беспорядочные заросли растений, каменистые нагромождения и т.д.

Основные термины ландшафтного дизайна .

или альпинарий, каменистый сад фантазийного стиля. Его назначение – показ флоры альпийских высокогорий. Сейчас такие сооружения в первозданном виде практически не встречаются. Современная интерпретация альпинария – «каменистая горка».

декоративные растения со свисающими побегами.

БАЛЮСТРАДА – ограждение террас, подпорных стенок, лестниц, состоящее из фигурных столбиков- балясин. Дополнительно может оформляться скульптурой, вазами и т.д.

БЕРСО (или огибные аллеи) увитые ветвями деревьев деревянные каркасы.

изящная полоса на клумбе или газоне (шир. 10-30 см) из одного или нескольких рядов цветов.

формируется в русле водотока в результате падения воды с уступа не менее 1.5 -2 м или нескольких уступов со значительной разностью уровней. Декоративный эффект водопада заключается именно в высоком, широком и мощном ниспадающем потоке, сопровождающемся шумом, пеной и брызгами воды.

ГАБИТУС внешний вид растения.

ГАЗОН искусственно созданный дерновой покров из злаковых или почвопокровных растений, заменяющих злаки.

плотная, сомкнутая рядовая посадка деревьев или кустарников одинаковой высоты, создающая впечатление «ширмы» или «зеленой стены».

ИСТОЧНИК миниатюрное водное устройство, имитирующее выход подземных вод на поверхность.

- это небольшой симметричный цветник в виде геометрических фигур (круга, овала, квадрата, треугольника, трапеции).

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ небольшие сооружения (, фонтаны, скамьи, скульптуры, беседки, фонари и т.д.), устанавливаемые в садах и парках в функциональных и эстетических целях. Рассматриваются как второстепенные, но необходимые элементы общей композиции.

или смешанный бордюр, может выглядеть как живописная полоса шириной 2-4 м произвольной длины, либо как неправильное косоугольное пространство, площадью 20-30 м2. Важно, дорогие мои, ассортимент растений подбирают так, чтобы цветение миксбордера было постоянным с ранней весны до поздней осени. То есть цветение растений сменяет друг друга.

НАПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ – характер покрытия верхнего слоя земли: травянистый, моховой, лишайниковый, мертвый (опавшая листва, хвоя, кора и ветки).

РАБАТКА длинная цветочная полоса шириной 50-100 см. Бывает односторонняя и двухсторонняя.

каменистые участки, где декоративные растения сочетаются с камнями (иногда с водоемами).

СОЛИТЕР одиночно расположенное на открытом пространстве дерево (иногда кустарник или крупное травянистое растение), привлекающее внимание выдающимися размерами, цветом, особой формой кроны, выразительным силуэтом.

ФОНТАН – архитектурно оформленная, бьющая вверх струя (или множество струй) воды.

Распространенные ошибки и примеры при копировании элементов ландшафтного дизайна.

Думаю, многие в своей жизни задумывались о своем собственном уютном местечке на природе. Будь это просто сезонная дача или частный дом, каждому хочется создать свой неповторимый ландшафтный дизайн . Задумывая его, человек ищет информацию в интернете, копирует понравившиеся картинки, заносит в «избранное» понравившиеся сайты. Сейчас мы рассмотрим некоторые из распространённых ошибок, которые мы можем совершить на этапе самостоятельной работы по благоустройству своего уютного участка.

Ошибка 1. Отсутствие плана при планировании.

Вот вы определились, что именно будет украшать ваш участок. Мысленно посадили деревья, цветы и вырыли яму под водоем и т.д. И готовы ринуться в «бой». Тормозите, друзья!!!

Для начала вооружитесь рулеткой, блокнотом и карандашом. Пройдите по участку и запишите расстояние имеющихся насаждений друг от друга, имеющихся строений (сарайчиков, собачьей будки, курятник и т.д.). На бумаге начертите эскиз своего участка. Если вы не планируете полностью очищать участок от построек и деревья с любимыми кустарниками решили оставить, перенесите все на бумагу. Имея на руках четкий план, на котором будут отражены все элементы сада - цветочные клумбы, скамейка, деревья и остальное все, что вы еще планируете, будет гораздо легче воплотить замысел в жизнь. Вы скажите: «Я не дизайнер, чтобы вырисовывать». Я и не принуждаю заниматься художеством, как в Академии искусств. Просто сделайте набросок, поверьте, это, если не половина, то весомая часть всего дела. В следующей статье я подробно расскажу о планировке участка.

Ошибка 2. Сочетаемое не сочетаемого.

При подборе декоративных элементов старайтесь учитывать не только их внешний вид и размеры, но и сочетание всех этих предметов по стилю и даже цвету между собой. Причем нужно брать в расчет не только сам сад, но и архитектуру, и стиль дома. Например, если у вас монолитный срубовой дом, то вряд ли будет уместно делать сад в японском стиле.

Ошибка 3. Посадка только сезонных растений.

Друзья, чтобы сад радовал цветением круглый год, для озеленения следует подбирать те растения, которые не будут цвести одновременно, а на зиму можно высадить несколько вечнозеленых деревьев – прекрасно подойдут хвойные. Я сама обожаю хвойные. У себя на участке обязательно планирую высадить быстрорастущие и карликовые сорта. Надоело зимой смотреть на серость домов и деревьев. И обязательно добавлю

Ошибка 4. Неправильное размещение зон.

Если вы запланировали , постарайтесь выделить для нее место, которое хорошо просматривается со всех сторон участка. Обычно это под окнами кухни или около зоны отдыха взрослых. Создайте тень деревом или перголой. Важно помнить, что сажать цветущие растения не рекомендуется у детской площадке, они привлекают насекомых.

желательно разместить вдали от гаража и входа на участок, в укромном уголке или возле бани (бассейна). Все это конечно условности. Если участок маленький, а хочется оформить зону отдыха, можно отгородить ее живой изгородью или той же перголой.

Ошибка 5. .

Конечно не сам газон является ошибкой, просто многие думают, что засеяв все травой, им станет легче ухаживать за садом. Это не верно. За газоном необходимо ухаживать и мы вернемся к этой теме. Здесь очень много нюансов. Не все злаки, например, пригодны для газона (если только вы не стелите рулонный). Если газон посевной, то его необходимо трамбовать (специальным катком) иначе на следующий год ваш газон превратится в поле холмиков и бугорков.

Можно бесконечно говорить об ошибках, их множество. Я назвала основные. Пожалуй еще одно – не забывайте учитывать при посадке растений их размер, цвет и форму. Пропустив это друзья, рискуете из ухоженного сада получить заросли. Лучше учесть сразу, чем по прошествии нескольких лет выкарчевывать насаждения (прорежать).

До новых встреч! Не забудьте подписаться на обновления нашего блога. Напишите мне, какие темы в данной рубрике для Вас были бы интересны, я постараюсь ответить на Ваши пожелания своими будущими статьями.

С уважением, Татьяна!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!