Знаки препинания при обособлении. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями

Найдите приложения и укажите, к каким словам они относятся.

  • Чем выражены определяемые слова?
  • Какую роль выполняют приложения при определяемых словах?
  • Где находятся по отношению к определяемым словам приложения?
  • Какие приложения распространены?

Сделайте вывод об обособлении приложений.

1. Рукопись «Слова о полку Игореве», шедевра древнерусской литературы, была издана в 1800 г.

2. Удачливый во всём коллекционер, граф А. Мусин-Пушкин, обнаружил это произведение в одном из монастырей Ярославля.

3. Оно, «Слово...», по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

4. «Слово о полку Игореве», этот изумительный в поэтическом отношении памятник, мы можем смело считать нашей гордостью и славой.

Приложения обособляются: 1) если относятся к личному местоимению:

Мы, артиллеристы , хлопотали возле орудий. (Л. Толстой);

2) если распространённые приложения стоят после определяемого существительного:

На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа . (А. Пушкин);

3) если приложение относится к имени собственному и стоит после него:

Николай Иванович Пирогов, замечательный русский хирург и учёный , поступил на медицинский факультет Московского университета в четырнадцатилетием возрасте;

4) если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение:

Упрямец во всём , Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении. (В. Кочетов). В данном случае приложение можно заменить: потому что был упрямец, будучи упрямцем.

Обособление приложений связано с произносительной стороной речи, оно опирается на живую выразительную речь.

Понаблюдайте за интонацией, паузами, логическими ударениями при чтении предложений - за всем тем, что обеспечивает смысловую роль обособленных приложений. Часто они произносятся как бы вскользь, но иногда им придаётся особое значение, в этом случае возможен знак тире.

Землю кропит мелкий дождь , предвестник осени .

На корабле плыл известный актёр , человек старый и невесёлый .

Весь мир радовался подвигу Юрия Гагарина - первого космонавта Земли .

Мы - первопроходцы в космосе - гордимся достижениями нашей науки и техники.

307. Запишите предложения, выделяя запятыми обособленные приложения. Укажите, какими членами предложения являются определяемые слова, выделив их графически. В каком из предложений употреблено обособленное определение? Почему оно обособлено?

1. Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А. Пушкин) 2. Малаша шестилетняя девочка оставалась в избе. (Л. Толстой) 3. Иван Грозный последний князь из гнезда Мономаха завершил дело, начатое его отцом и дедом, со страстной настойчивостью и жестокостью. (Л. Толстой) 4. У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные, чёрные, скулы широкие, лицо бледное. Лицо третьего Илюши было довольно незначительно: горбоносое, подслеповатое. Четвёртый Костя мальчик лет десяти3 возбуждал моё любопытство своим застенчивым видом. Последнего Ваню я сначала было и не заметил. (И. Тургенев) 5. Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры. (И. Крылов)

308. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Найдите приложения. Укажите, как они выражены морфологически и оформлены пунктуационно. Обозначьте графически их синтаксическую роль.

1. Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. (Д. Мамин-Сибиряк) 2. Нам помогал Ефрем Евсеев, очень добрый и любивший меня слуга. (С. Аксаков) 3. Вон выглядывает из высокой ржи бесчисленными куполами да башенками сказочный Суздаль, город-заповедник, город-музей. (В. Солоухин) 4. Свидетель был только один. Его привели. Это был уважаемый зоолог, смотритель зверинца. (Ю. Олеша) 5. Вот и Иртыш - могучая сибирская река. Привольно раскинулась она среди цветущей степи. (Е. Фёдоров) 6. И царские кудри, и золотые розги, и ятрышник с любкой - эти российские родственники бразильских орхидей, и яркие связки золотых ключиков - всё это росло, цвело, шумело пчёлами и шмелями, скрывая от нас дорогу. (В. Солоухин) 7. Как раз в это время заяц, большой, старый, матёрый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. (М. Пришвин) 8. Словом, он мой читатель, ненасытный, неожиданный, беспокойный, благодарный, доверчивый, дорогой мой дружок. (Л. Кассиль) 9. До лета прошлого года гордостью квартала была Нунча, торговка овощами, - самый весёлый человек в мире и первая красавица нашего угла... (М. Горький)

309. Запишите отрывки из стихотворений. Укажите распространённые приложения. Какие из них употреблены в составе обращений? Объясните, какие знаки препинания использованы при них и почему.

  1. А победитель волн, громов и непогод,
    И смел и горд своею славой,
    Корабль в даль бурных вод уходит величаво!

    (Н. Языков)

  2. Как празднично сад расцветил сирень
    Лилового, белого цвета.
    Сегодня особый - сиреневый - день,
    Начало цветущего лета.

    (С. Маршак)

  3. В похолодевшее небо глядится
    Астра, лучистая астра-звезда.

    (Вс. Рождественский)

  4. Погляди, читатель мой,
    Вот он - страж Руси родной,
    Кремль, в веках воспетый.

    (Н. Кончаловская)

  5. Чуть горит зари полоска узкая,
    Золотая, тихая струя...
    Ой ты, мать - земля родная, русская,
    Дорогая родина моя!

    (И. Молчанов)

310. Прочитайте текст о К. Чуковском. Используя приложения, составьте и запишите предложения об этом выдающемся человеке.

Корней Иванович Чуковский - не только замечательный детский писатель и поэт. Он успешно занимался переводами художественных произведений, литературной критикой, писал воспоминания (мемуары), книги о воспитании детей и т. д. Чуковский был награждён орденами Трудового Красного Знамени, получил звание лауреата Ленинской премии. Оксфордский университет (Великобритания) удостоил его степени доктора литературы.

311. Диктант. Подчеркните грамматические основы в предложениях. Графически выделите обособленный член предложения.

Обратите внимание на знаки препинания в предложении с прямой речью!

Когда Менделееву принесли корректуру одной из его статей, подписанную его полным титулом, Менделеев посмотрел, засмеялся и сказал: «Нельзя печатать, потому что титул длиннее, чем у царя».

И действительно, Менделеев был членом нескольких десятков академий и научных обществ мира!

(По энциклопедии «Остроумие мира»)

312. А знаете ли вы, какие титулы не захотел назвать Д. Менделеев? Включите в данное предложение такие приложения, с помощью которых вы отметите заслуги Д. Менделеева в науке. Воспользуйтесь материалами из энциклопедий, Интернета и т. д.

Дмитрий Иванович Менделеев, - - -, - - -, - - -, отличался многообразием своих научных интересов.

313. Что вы знаете о научном редакторе учебников по русскому языку Н. М. Шанском? Составьте предложение, в котором для характеристики учёного употребите в качестве приложений слова и словосочетания из материала для справок. Вспомните, каких ещё современных русских лингвистов вы знаете. Какой вклад в науку о языке внёс каждый из них?

Материал для справок: академик, доктор филологических наук, автор этимологических словарей, научно-популярных книг.

Обособленные члены предложения - это второстепенные члены, которые выделяются по смыслу и с помощью интонации. На письме обособленные члены выделяются знаками препинания .

Обособляться могут:

  1. Определения.

Обособленные определения.

Определения в предложении обособляются :

1. Два или больше определения, которые стоят после определяемого слова:

И грянул гром, весенний, животворящий.

2. Распространенные определения , которые выражены причастным оборотом или прилагательным, которое имеет зависимые слова после определяемого слова:

Мальчик увидел женщину, несущую тяжелую сумку, и решил помочь ей.

3. Одиночное определение , которое стоит после определяемого слова и имеет обстоятельственное значение:

Ребенок, раскапризничавшийся, не хотел засыпать.

4. Распространенное или одиночное определение, которое отделено от определяемого слова другими словами:

Разбившие окно, дерзкие мальчишки убежали играть в другой двор.

5. Распространенное или одиночное определение, которое стоит в предложении непосредственно перед определяемым словом и имеет дополнительное обстоятельственное значение:

Плачущий, малыш тихо поскуливал и вздрагивал.

6. Несогласованные определения , которые нужно оторвать их от соседнего члена предложения или усилить передаваемое или значение:

Первоклашки, в красивых формах, с букетами цветов, весело шагали на линейку с родителями.

7. Определение, которое определяет местоимение (определяемым словом является местоимение):

Он, высокий и мужественный, выглядел очень привлекательно.

Определения не обособляются в следующих случаях:

1. Если перед нами - распространенное определение, выраженное причастными оборотом или прилагательным с зависимыми словами, которое относится к неопределенному местоимению и стоит в предложении после него:

В темноте я заметила что-то похожее на собаку.

2. Если мы имеем распространенное определение, которое выражено причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, которое находится перед определяемым словом:

Этот маленький комочек - твой младший брат.

На письме обособленные определения выделяются запятыми.

Вошёл младший брат хозяина мальчик лет семнадцати .

Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам.

Известный химик А. Бородин был известен как автор оперы «Князь Игорь».

Вошёл младший брат хозяина, мальчик лет семнадцати .(

Я, ваш старинный сват и кум , пришёл мириться к вам. (Обособляются два или больше одиночных определения, стоящие после/перед определяемого существительного, если этому существительному предшествует еще одно определение)

Известный химик, А. Бородин был известен как автор оперы «Князь Игорь». (Распространенное приложение стоит перед главным словом и выделяется запятой)

5. Спишите предложения с обстоятельствами. Слова, набранные курсивом, выделите запятыми, где необходимо. Письменно объясните свой выбор.

Например: Девушка села на лавку и, посмотрев по сторонам , достала из сумки книгу. (Обстоятельство выражено деепричастным оборотом и поэтому выделяется запятыми.)

Змея сухим бурьяном шелестя скользила бережно.

Над океаном покоились горные хребты.

Броненосец покачиваясь скрежетал железом якорных канатов.

Она скользила меж камней смеясь неловкости своей .

Змея, сухим бурьяном шелестя , скользила бережно. (Обстоятельство выражено деепричастным оборотом и поэтому выделяется запятыми.)

Над океаном, теряя в глубокой дали ясность очертаний , покоились горные хребты. (Определительный оборот, стоящий после определяемого существительного, выделяется запятыми)

Броненосец, покачиваясь, скрежетал железом якорных канатов. (Определительный оборот, стоящий после определяемого существительного, выделяется или отделяется запятыми)

Она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. ( распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного)

6. Придумайте (или выпишите из учебника) 7 предложений с вводными словами. Укажите принадлежность вводных слов к смысловым группам.

Например: Кажется , это была бабочка. (Значение степени уверенности/неуверенности.)

1. Кажется , ваша история там наделала много шуму. (значение степени уверенности/неуверенности)

2. Предположим , что куры не летают, но тогда можно ли их назвать птицей? (значение степени маловероятность, неуверенность, предположение)

3. Не дай бог , если все случиться, как гадалка предсказывала. (значение степени радость, грусть, удивление, страх, общую суть высказывания)

4. Как я помню , мороженое в те времена продавалось за три копейки, не больше. (значение степени источник сообщения)

5. Кстати , было очень весело и оригинально. (значение степени мысли и их взаимосвязь)

6. Короче говоря , ему не понравился ее подарок, и он ушел, хлопнув громко дверью. (значение степени способы оформления различных мыслей, манера речи и оценка стиля высказывания)

7. Как и всегда , придя в гости, Юля молчала, и внимательно смотрел на окружающих, делая выводы. (значение степени оценка происходящего и о чем говорится, упоминается)

7. Спишите предложения, на месте пропуска, где необходимо, ставя тире. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Письменно объясните свой выбор.

Например: Получить образование – главная моя цель . (Подлежащее и сказуемое выражены им.сущ. в Им.п., между ними ставится тире.)

Печорин тоже лишний человек.

Музыка как небо над землёй.

Дружба это, прежде всего искренность.

Печорин тоже лишний человек . (подлежащие выражены в им.сущ)

Музыка - как небо над землёй . (Подлежащее и сказуемое выражены им.сущ. в Им.п., между ними ставится тире)

Дружба это, прежде всего искренность . . (подлежащие выражены в им.сущ)

8. Подчеркните грамматическую основу. Укажите в скобках, простое это предложение или сложное. Расставьте недостающие знаки препинания.

Например: Пароход кашлянул, выпустил облако дыма и начал молотить воду своими колесами. (Это простое предложение, так как содержит одну грамматическую основу с однородными сказуемыми.)

Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.

Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили.

Странный старичок заговорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня.

Прогулка удалась впечатления были прекрасны.

Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием. (Это сложное предложение, так как содержит две грамматические основы)

Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня . (Это сложное предложение, так как содержит две грамматические основы)

Прогулка удалась , впечатления были прекрасны. (Это простое предложение, так как содержит одну грамматическую основу)

Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили . (Это простое предложение, так как содержит одну грамматическую основу)

Рассмотрите схему.

Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? Запишите свои примеры на каждый случай.

В русском языке есть случаи обязательного обособления. К ним относится обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Вдруг, исющась и присмирев ,
    О Терек, ты прервал свой рев... (М. Лермонтов)

Фразеологизмы сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание не являются деепричастными оборотами.

Он трудился не покладая рук .

314. Запишите текст. Обозначьте графически обособленные обстоятельства, объясните пунктуацию при них. Подчеркните однородные сказуемые с обобщающим словом. Составьте схему этой синтаксической конструкции.

Снег шёл с самого утра весь день, не переставая. Шёл в синих сумерках, и, когда опустилась совсем чёрная ночь, неустанно и не спеша, он продолжал своё дело: укрывал, всё утолщая, пухлый слой на каждой крыше, ложился на тротуары и деревья, устилал бесконечные проспекты засыпающего, спящего города.

Ночные фонари лили с высоты свой голубой беззвучный свет на толстые снежные валы по краям обезлюдевших тротуаров.

(Ф. Кнорре)

315. Прочитайте громко, бодро, весело стихотворение С. Маршака. Запишите поэтический текст, отмечая графически обособленные члены предложения. Объясните, анализируя постановку знаков препинания в первой строфе, к чему относится обособленный деепричастный оборот. Сравните, с помощью каких знаков препинания обособлено словосочетание весёлый барабанщик. Объясните их постановку.

МАРТ

      Набирая силу день за днём,
      Солнце стало подниматься раньше,
      И стучит капелью под окном
      Синий март - весёлый барабанщик.

      <...>

      По полям, где тёплый ветерок,
      Продолжая воевать со стужей,
      Смелый март шагает без дорог,
      Как мальчишка, шлёпает по лужам.

      Он с весенним солнцем заодно
      Нынче просыпается пораньше...
      Слышишь? Тук-тук-тук - стучит в окно
      Синий март, весёлый барабанщик!

316. Прочитайте эпизод из романа М. Горького «Фома Гордеев». Сопоставьте действия мальчиков. Что помогает описанию действий? Запишите текст, графически обозначая обособленные обстоятельства. Чем они выражены? Найдите приложение, охарактеризуйте его. Укажите обращения. Как вы думаете, почему фамилия и имя в обращении разделены запятой?

Когда учитель позвал: «Смолин, Африкан!» - рыжий мальчик, не торопясь, поднялся на ноги, подошёл к учителю, спокойно уставился в лицо ему и, выслушав задачу, стал тщательно выписывать мелом на доске большие круглые цифры.

«Хорошо... довольно! - сказал учитель. - Ежов, Николай, продолжай!»

Один из соседей Фомы по парте, непоседливый маленький мальчик с чёрными мышиными глазками, вскочил с места и пошёл между парт, за всё задевая и вертя головой во все стороны. У доски он схватил мел и, привстав на носки сапог, с шумом, скрипя и соря мелом, стал тыкать им в доску, набрасывая на неё мелкие, неясные знаки.

«Тише», - сказал учитель, болезненно сморщив жёлтое лицо с усталыми глазами. А Ежов звонко и быстро говорил...

317. Запишите, раскрывая скобки и выделяя недостающими запятыми обособленные обстоятельства. Отметьте графически границы деепричастных оборотов. Укажите графически обособленные определения. Чем они выражены?

1. Коляска, покачиваясь и стуча о камни проехала песочный берег и покатила далее. (А. Чехов) 2. Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе точно задумавшись о своей жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и (не)понятно, (за)чем он летает и что ему нужно. А (в)дали машет крыльями мельница... (А. Чехов) 3. Он бросился на диван, заложил руки (за)голову и остался (не)подвижен почти (с)отчаянием глядя в потолок. (И. Тургенев) 4. Был (пол)день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному целиком покоряясь тишине и одиночеству, и сняв с головы старую солдатскую ушанку сушить на ветерке мокрые после тяжёлой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блёклой синеве белыми облаками. (М. Шолохов) 5. Однажды в тёплый осенний вечер оба семейства сидели на площадке перед домом любуясь звёздным небом синевшим глубокою лазурью и горевшим огнями. <...> В эту минуту блестящий метеор сорвавшись откуда(то) из глубины тёмной лазури пронёсся яркою полосой по небу оставив за собой фосфорический след угасший медленно и (не)заметно. (В. Короленко)

318. Запишите, выделяя запятыми обособленные члены предложения. Укажите графически причастные и деепричастные обороты. Выполните самопроверку. Поясните на примере данного текста, какую роль играют в нём обособленные члены предложения.

КОСЬБА

Старик прямо держась впереди ровно и широко передвигая вывернутые ноги и точным ровным движением не стоившим ему, по-видимому, более труда, чем маханье руками на ходьбе как бы играя откладывал одинаковый, высокий ряд. Точно не он, а одна острая коса сама вжикала по сочной траве.

Подрезаемая с сочным звуком и пряно пахнущая трава ложилась высокими рядами. Теснившиеся по коротким рядам косцы со всех сторон побрякивая брусницами и звуча то столкнувшимися косами, то свистом бруска по оттачиваемой косе, то весёлыми криками подгоняли друг друга...

(Л. Толстой)

319. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые при обособленных членах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Выполните взаимопроверку.

1. Луна уже (на)ущербе, и неуловимо склоняясь к горизонту она краснеет и буд(то) увеличивается. 2. Я любил солнце, но (на)него (не)возможно было смотреть, а на луну я смотрел (по)долгу: таинственно и (не)понятно, (без)всякой (под)держки, висел в небе сияющий круг освещая землю отбрасывая тени от домов, заборов, деревьев. 3. Хорошо было бегать по лужам и после дождя вздымая грязные брызги окропляя ими рубашку и штаны. 4. Любуясь и наблюдая люди научились предсказывать погоду завтрашнего дня и дней, следующих за завтрашним. 5. Звёзды, мерцая молча говорят о бесконечности Вселенной, о её раскрытых и ещё (не)раскрытых тайнах. 6. Перед бором уходя (в)низ расстилался луг, пестреющий цветами. 7. (С)лева (от)меня (по)краю бора росли маленькие сосенки, а (кое)где отбежав от них стояли кудрявые кусты можжевельника. 8. И опять я шёл бездумно (не)имея определённой цели но всё замечая и всем любуясь. 9. Лисица (не)замечала меня, я (не)отрывал (от)неё взгляда любуясь красивым зверем наблюдая как он ведёт себя (не)в клетке зоопарка, а в родных кустах, полянах, перелесках.

(А. Перегудов)

320. Прочитайте отрывок из романа И. Ефремова «Лезвие бритвы». Определите тему текста. Выпишите такие словосочетания, описывающие природу, которые вам показались необычными, произвели на вас особенное впечатление. Подчеркните обособленные определения и обстоятельства (если вы их выпишете).

Медленно рассеивался ночной мрак - за лесом поднималась заря. Суровая серая мгла заполняла лес, сквозь ветви которого просвечивало медное восточное небо. <...>

Лес окончился, они вышли на широкую поляну, на самой вершине холма.

Разгоревшаяся заря гасила серпик месяца, всё шире расходилась россыпь гранатовых огоньков, стебли травы оживали. Тишина и тайна реяли над этой поляной, молчаливо прощавшейся с умирающими звёздами. Всё замерло, лишь туман вёл свою волшебную игру, становясь всё более розовым и неясным. <...>

Птицы заливались в проснувшемся лесу, пологие лучи солнца проникли между красными стволами сосен, бугорки мха белели в россыпях ощетинившихся шишек.

321. Прочитайте зарисовку писателя Ю. Олеши. В чём «изюминка» этой сцены? Приходилось ли вам наблюдать что-то интересное, неожиданно привлёкшее внимание? Выпишите предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. В каких предложениях они являются однородными?

Сейчас, идя по мосту или пересекая сквер, редко когда не станешь свидетелем сцены фотографирования каким-либо любителем группы его друзей. Группа поставлена так, чтобы фоном её был Кремль.

Фотографирующий стоит почти на мостовой. <...>

Никак она не находится, эта выгодная точка!

Группа терпеливо ждёт. Тем более что можно смотреть просто вдаль... Смотрят вдаль, а там синяя улица реки, и другой мост, и третий, и высотное здание, и над всем белая чайка, летящая сюда, к мосту...

Снимаю! - кричит фотографирующий. Однако в ту же секунду глаза почти всей группы вскидываются кверху, встречая мощно вступившую в пространство над мостом роскошную птицу, и снимать, конечно, нельзя.

А! - фотографирующий в досаде даже хватается за козырёк кепки. - Да ну вас!

А сам восхищённо смотрит вслед чайке, уже перелетевшей мост, уже бросившей тень на реку, уже делающей ослепительный вираж над молодыми деревьями набережной... Безусловно, как только будут сняты друзья, начнётся охота за чайкой - бескровная охота художника!

Деепричастный оборот указывает на действие того же лица, действие которого обозначено сказуемым. Поэтому предложение Лёжа на пляже, внезапно подул холодный ветер построено неправильно: в нём речь идёт о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова - о человеке, который лежал на пляже, и о ветре.

В искажении смысла из-за ошибки в построении предложения легко убедиться, переставив деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся в предложении: Холодный ветер, лёжа на пляже, внезапно подул.

Исправить ошибку можно так: Когда я (ты, он) лежал на пляже, внезапно подул холодный ветер.

322. Найдите ошибку в построении предложений с деепричастными оборотами. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. Проснувшись завтра, за окном уже будет ноябрь.
  2. Наблюдая за спортсменом, у вас может возникнуть вопрос о системе его тренировки.
  3. Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла.
  4. Слушая все эти истории, во мне взыграло самолюбие.
  5. Глядя на это положение дел, работы были ускорены.

Теория к заданию 17 из ЕГЭ по русскому языку

1. Обособленные определения
Обособленные определения в предложении могут быть выражены:
1) причастным оборотом;
Например: В дальнем краю парка, заросшего высокой травой и кустарником, находилась аллея.
2) одиночными причастиями или прилагательными.
Например: Небо, хмурое и неприветливое, накрывало город.
3) прилагательным с зависимыми словами
Например: На столе я увидел книгу, похожую на древнюю энциклопедию.
2. Обособленные приложения
Обособленные приложения синтаксически являются определениями.
Обособленные приложения в предложении могут быть выражены:
1) именами существительными;
Например: Мы, школьники, устали от экзаменов.
2) именами существительными с зависимыми словами;
Например: Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.
3. Обособленные обстоятельства
Обособленные обстоятельства в предложении могут быть выражены:
1) одиночными деепричастиями;
Например: Танцуя и кружась, она смотрела на меня.
2) деепричастным оборотом;
Например: Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.
4. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
1) Уточняющие члены предложения
Уточняющие члены предложения сужают понятие, уточняют его. Как правило они представлены обстоятельствами места, времени, образа действия, степени, меры.
Например: В лесу, за дорогой, есть ромашковая поляна.
2) Пояснительные члены предложения
Пояснительные члены предложения называют по-другому те понятия, к которым относятся, представляют собой еще одно название этих понятий.
Часто пояснительные члены сопровождаются союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть» Например: Бегемот, или гиппопотам, вызывает интерес ученых.
3) Присоединительные члены предложения
Присоединительные члены предложения передают добавочную информацию. Такие члены обычно вводятся словами и сочетаниями слов: даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.
Например: В людях есть много благородства, особенно в женщинах.

5. Сравнительные обороты
Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др., выделяются запятыми Например: Он, как вихрь, залетел в комнату.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!