Жезл правления симеона полоцкого. "жезл правления" симеона полоцкого

Симеон Полоцкий вошел в историю, как известный просветитель. Человек многих талантов, он был превосходным писателем, поэтом и драматургом, проповедником и богословом. Но деятельность Полоцкого, как наставника детей русского царя Алексея Михайловича оставила не менее яркий след в отечественной истории.

Придворный учитель

Родиной Самуила Петровского-Ситниановича является белорусский город Полоцк, который в начале XVII века входил в Речь Посполитую. Духовное образование он получил в Киевско-Могилянской коллегии. В возрасте 27 лет юноша вернулся в родной город и стал православным монахом в Богоявленской обители, получив при пострижении имя Симеон.
С 1964 года Симеон Полоцкий начал работать при царском дворе. Такие крутые перемены произошли в его жизни, во многом, благодаря случаю. По время русско-польской войны царь Алексей Михайлович проезжал через Полоцк, и там он заметил литературные таланты молодого монаха. Прошло время, и Симеона вместе с другими полоцкими учеными пригласили к царскому двору.
Спустя три года молодого литератора и богослова назначили придворным наставником царских детей. Полоцкий учил всех трех детей, рожденных государем в браке с Марией Милославской (Федора, Софью и Алексея). Выбор его в качестве учителя был более чем удачен.
Симеон имел прекрасное европейское образование, знал латинский, польский, белорусский, украинский и русский языки, прекрасно владел риторикой, диалектикой и поэтикой, и имел обширные энциклопедические знания. Благодаря превосходной подготовке, которую Симеон Полоцкий дал царевичу Федору, тот в совершенстве знал латынь и польский язык, а также умел писать неплохие стихи.

Педагогические сочинения

Как человек образованный и мудрый, Симеон Полоцкий считал, что воспитание простыми нравоучениями будет уступать силе воздействия хорошей художественной литературы. Влияние печатного слова, и в особенности, стихотворных произведений, на детское создание очень велико. Поэтому Полоцкий специально для царских детей пишет книгу для чтения в стихах, назвав ее «Ветроград Многоцветный».
Эта необычное произведение содержит около тысячи стихотворных текстов, выстроенных согласно алфавиту церковнославянского языка. И стихи для нее автор писал вплоть до своей смерти в 1680 году. Ветроград посвящен стихотворному изложению сюжетов Ветхого и Нового Заветов, рассказам о жизни монахов, а также светским историям.
Согласно традициям воспитания тех лет, очень много внимания уделялось богословскому обучению. Поэтому царский учитель составляет для царевичей и царевны адаптированное жизнеописание Иисуса Христа, книгу, в которой сгруппированы катехизические вопросы и ответы, а также «Псалтырь рифмованную». Последняя книга стала широко известна, и Михаил Васильевич Ломоносов однажды назвал ее «вратами своей учености».

Педагогические взгляды и идеи

1. Главным посылом Симеона Полоцкого было строить обучение детей очень широко, используя достижения многих наук. В XVII веке многие преподаватели ограничивались лишь трудами основателей греко-восточной церкви. В отличие от них, Симеон Полоцкий, помимо богословских знаний, в обязательном порядке учил детей латыни, основам политики, риторики и диалектики. Кроме того, он стремился привить своим ученикам любовь к самому процессу обучения и чтению книг.
2. Большое место в педагогической системе Симеона Полоцкого занимает приучение к труду. Не забываем, он воспитывал царских детей – тех, кого высокий социальный статус, казалось бы, не обязывает ежедневно трудиться. Однако, прогрессивный педагог имел на этот счет иное мнение. Во всех своих книгах и проповедях он призывает трудиться всех, не зависимо от занимаемого положения в обществе, в любом возрасте и сословном статусе.
По мнению Симеона Полоцкого, если начинать трудиться с детства, труд станет для человека привычным делом. В своих книгах он очень часто использует слова «люботрудник», «трудник» и «трудолюбие». И главная роль в трудовом воспитании ложится на родителей, задача которых состоит в том, чтобы оградить ребенка от «злого» общества, не губить свое дитя чрезмерным «ласканием», а с ранних лет приучать его к рукоделию.
3. Симеон Полоцкий горячо поддерживал прогрессивные в те времена педагогические взгляды. Он считал, что обучение детей должно быть наглядным и доступным, а воспитывать ребенка нужно обязательно с учетом его индивидуальных особенностей.
4. Наставник царских детей категорически отрицал, что у детей есть какие-либо врожденные пороки, и решающее значение придавал самому процессу воспитания. Детскую душу он сравнивал со «скрижалью ненаписанной». И говорил о решающей роли личного примера родителей и учителей.

Симеон Полоцкий считается одним из видных деятелей отечественного просвещения. Возможно сегодня часть его педагогических взглядов кажется нам очевидной. Но мы не должны забывать, что для века XVII это были самые новаторские воззрения. Самобытный ум, энергичность и результаты практической работы Симеона Полоцкого, его литературные и богословские труды нельзя переоценить. А воспитанные по его методике дети царя – Федор и Софья стали первыми российскими правителями, которые получили европейское образование.

С уважением,
Юлия Козлова

Итоги российского общественного мнения в конце 17 века

Просветительская деятельность Симеона Полоцкого (1629–1680 гг.) оказала огромное влияние на укрепление Русского государства и общества. По разносторонности своих интересов Симеон Полоцкий был близок деятелям эпохи Возрождения: монах, богослов, философ, писатель, поэт, церковный и общественный деятель, педагог и воспитатель. С 1661 г. навсегда поселившийся в Moскве, Симеон стал учителем латинского языка в школе Спасского монастыря. Успешная его деятельность в качестве учителя стала известна царю Алексею Михайловичу, и он пригласил его в наставники к своим детям. Будучи по натуре своей просветителем, Симеон Полоцкий развернул в Москве широкую просветительскую деятельность – преподавал, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, возглавил созданную при Приказе тайных дел первую в Россию школу нового типа, где обучал латинскому языку будущих государственных чиновников. Он разработал также проект организации в Москве высшей школы, который позднее был положен в основу создания Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий принял активное участие в проведении церковной реформы и в борьбе со старообрядчеством. В 1666–1667 гг. он написал трактат «Жезл правления», обличающий старообрядцев. По просьбе царя Симеон встречался с протопопом Авакуумом и имел с ним беседу. Это была встреча двух выдающихся личностей эпохи и двух антиподов, людей с противоположными взглядами и жизненными ценностями. Протопоп – религиозный бунтарь, желающий сохранить не испорченную образованием московскую старину, «простоту души». Симеон – сторонник сильного государства, просвещенного абсолютизма. Он считает необходимым поднимать культуру русского народа, ибо, чем выше культура, тем выше нравственность.

Полоцкий преданно служил делу просвещения. Он стал первым в России профессиональным писателем, переводил с латин­кого и польского и литературно редактировал церковные и светские произведения, участвовал в подготовке полного перевода русской Библии.

Особую роль в образовании Симеон Полоцкий уделял «семи свободным наукам» – традиционному набору наук, преподаваемых в западноевропейских университетах (тривиум – грамматика, риторика, диалектика; квадриум – арифметика, геометрия, астрология, музыка). Необходимо помнить, что в древнерусской традиции не признавалась актуальность этого набора, тем более что в него входила астрология, запрещаемая православием. Тем не менее Симеон Полоцкий положил много сил для того, чтобы привить эти «свободные науки» на русской почве.

Вера, «разумность» и образованность позволяли решить главную задачу – воспитание «совершенного человека, на всякое дело уготованного». В представлении Симеона Полоцкого «совершенный человек» – это добропорядочный, широко образованный христианин и верный сын своего государя. Больше всего этому идеалу соответствует, конечно, «иноческое житие».


В понимании Симеона Полоцкого «совершенный человек» включает в себя множество прежде всего нравственных качеств. Именно нравственные качества составляют духовную основу человека. Но и обучение «добронравию» Симеон Полоцкий понимал как научение ребенка «разумному» знанию.

Одним из важнейших качеств «совершенного человека» Симеон Полоцкий считал любовь и верность государю. В изданном им «Букваре языка славенска» (1667) обобщенный образ «совершенного человека» приобретает конкретные черты верноподданного царя. В этой книге утверждается, что благополучие царя является главной целью существования остальных членов общества.

В понимании Симеоном Полоцким роли российского монарха прослеживается еще одна важная черта – он стремится обозначить русского царя как вселенского, ибо именно в создании вселенского православного царства он и видит главную задачу России как «Нового Израиля» в новых исторических условиях.

В других сочинениях его идеал выражен еще более четко. Так, в «Рифмологионе» он не просто воспевает российского царя, но формулирует смысловые и целевые установки будущего развития России: «Царю восточный, царю стран премногих».

Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу «царь-солнце», являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую культуру он ввел впервые. Царь и Бог у него почти равные величины. «Небом Россию наречии дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты – Солнце, Луна – Мария царица».

Полоцкий настаивает на различии между царем и тираном. «Кто есть царь и кто тиран хощеши знати, Аристотеля книги потщись почитати».

Он убежден, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. «Под законом все казни должны страдать», и исключений из этого правила нет ни для кого, ни для самого царя, ни для его сына. Все люди в гражданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство и «чинна и славна содеевает царства».

Мыслитель обращал также внимание на недопустимость неправды. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, противопоказано правде, так как оно бывает «от лютого правды ненавидения». Он мечтает о равном для всех суде, который будет «равно судити мала и велика», невзирая на лица («на лице не зри, равен суд твой буди»). Организаций судебных учреждений, по его мысли, должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. «Единый суд всем... иже в единой суть области люди». Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты.

Мыслитель стоит за мир, придерживается традиционной для русской политической мысли ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. Он советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать «брани» и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побежденным всегда являть милосердие. Слава России должна расширяться не мечом, «но скоротечным типом через книги».

В политической литературе XVII в. следует отметить работы хорватского богослова, философа, писателя Юрия Крижанича (ок. 1617 – 1683 гг.), всю свою жизнь посвятившего идее славянского единения. Получивший хорошее образование в Западной Европе, Юрий Крижанич долгое время пробыл в России, но не сумел найти общего языка с русскими властями. Его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь не получили поддержки, и он был сослан в Тобольск. В ссылке Крижанич пробыл 16 лет, здесь он написал самые значительные свои сочинения.

В 1663 г. Крижанич начал писать на общеславянском языке главный труд своей жизни – трактат «Беседы о правлении», позже названный «Политика». В своем сочинении он тщательно анализирует экономическое и политическое положение России, характеризует роль торговли, ремесел и земледелия, подчеркивает роль армии для сохранения государственной независимости. Крижанич указывает на необходимость культурного развития, выступает против преклонения перед иностранцами.

Государство. Происхождение государства . Книга Крижанича обращена ко всем славянам, но прежде всего к русскому монарху, царю Алексею Михайловичу. Именно в монархии он видит наиболее подходящую форму правления, обеспечивающую единство народа и государственную стабильность. Царя он считает наместником Бога на Земле, власть его – священной. «Ни один человек не может ставить царей, но один лишь Бог. Бог ставит царей либо с помощью чудесного пророчества, либо посредством народного соглашения, либо с помощью оружия». Крижанич полагал, что русские цари получили власть из рук Бога, и называл «басней» теорию о призвании варягов, «глупыми и нелепыми» – теории о получении власти от Константина Мономаха, происхождении рода русских царей от римского императора Августа. Был он против и концепции «Москва – третий Рим».

Форма государства . Из всех форм правления (на основе работ Платона и Аристотеля, выделяя правильные и неправильные формы) самой лучшей для России он считает «совершенное самовлавство» – неограниченную монархию. «Это жезл Моисеев, которым царь-государь может творить все необходимые чудеса. При таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки, недостатки и извращения и могут быть введены всякие благие законы».

Обращаясь к царю, Крижанич говорит не только о правах, но и об обязанностях правителя перед народом. Царь должен быть скромным, мудрым, спокойным, праведным, свято блюсти божеские законы. Крижанич резко осуждает жестокость Ивана Грозного.

Экономика. В области экономики Крижанич руководствуется наиболее передовыми для того времени воззрениями. Он подчеркивает, что разо­рительные налоги на крестьян вредят хозяйству, советует поощрять талантливых мастеровых людей. Необычайно актуально звучит сегодня мысль Крижанича об опасности, исходящей от бюрократии.

Религия. Что касается вопросов религии, то тут Крижанич окончательно отвергает Унию и призывает укреплять православие. Конечная цель «Политики» – показать, как надо править государством, чтобы все люди в нем были счастливы, чтобы русский народ стал «самым прославленным между народами» и возглавил все славянские племена.

Одно из первых мест среди политических деятелей второй половины XVII в. принадлежит Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину (1605–1680 гг.), занимавшему при Алексее Михайловиче пост главного управителя Посольского приказа. Будучи прогрессивным государственным деятелем, Ордин-Нащокин хорошо понимал необходимость проведения реформ в России.

Ордин-Нащокин критиковал и порицал старые порядки, считая, что русские люди должны многое у себя перестроить, призывал учитывать пример «сторонних чужих земель», но в то же время подчеркивал, что «не все нужно брать без разбора».

Приказная администрация и отжившее свой век местничество бояр возмущали Ордин-Нащокина.

В бытность воеводой в Пскове Ордин-Нащокин высказывался за расширение прав местного управления. Он полагал, что воеводам не обязательно при решении всех дел на местах ждать указания из центра, то есть считал, что местная власть лучше может решать ряд дел самостоятельно, приняв во внимание местные особенности. В Пскове им был разработан проект организации городского самоуправления.

Ордин-Нащокин видел в дворянстве основную опору феодального государства. Он был сторонником неограниченной власти царя.

На основе личного опыта в качестве участника войн с поляками и шведами Ордин-Нащокин считал необходимыми укрепление войска и замену конного дворянского ополчения постоянной армией.

В области внешней политики он был сторонником тесного союза России со славянскими странами.

27. Социально-политические идеи украинских историко-публицистических памятников втор. пол. 16 век – послед пол. 17 века (синопсис, гизель, баранович, казацкие летописи)

Политическими мыслителями в Украине в конце XVI - первой половине XVII в. были также Х.Філалет (? -?), И. вишенский (1560-1620), П.Могила (1597-1647).

Х.Філалет (основной труд - "Апокрисис") строил свою концепцию в виде антитезы взглядам польского иезуита П. Жалобы, изложенным в "Синод брестский" (1597). Концепция Філалета вытекала из следующих положений: защита в религиозной форме идеи равенства людей независимо от социального статуса; обязательный элемент общественного климата - религиозная толерантность, свобода совести; необходимость соблюдения прав народа его обладателями; право народа на защиту нарушенных свобод (в том числе вооруженное); отрицание абсолютной власти королей, магнатов и папы римского; подчиненность действий феодалов суда подданных. Х.Філалет одним из первых украинских мыслителей, которые находились в русле гуманистической и рационалистической традиции, предложил и обосновал идеи общественного договора и естественного права, ограничения власти законом.

Проблема соотношения религии и политики, власти духовной и светской занимала центральное место в политических концепциях І.Вишенського и П.могилы. Вишенский, автор многочисленных полемических памфлетов, направленных против всевластия духовных и светских властей, пытался обосновать свои взгляды, опираясь на идею необходимости возвращения к гуманистических и демократических принципов раннего христианства. Он, в частности, определил эти принципы (равенство, братство, свобода, справедливость) краеугольными для построения справедливых общественных отношений в сфере как религиозной, так и светской жизни; основываясь на идее равенства, высказал мнение о необходимости соборного правления христианской церкви людьми духовного сана и мирянами: утверждал равноправие церквей и необходимость подчинения их только Богу; отверг как абсолютно безосновательное, необоснованную и неоправданную доктрину католического универсализма и абсолютного централизма папы римского; подверг острой критике действия светской власти, что нарушали идеалы раннего христианства; большую роль отводил правосудию, в частности судебном защите гражданских прав и свобод в случае их нарушения с власть имущими.

Продолжая аргументацию І.Вишенського, П.Могила отстаивал идею верховенства церкви над государством, что объективно способствовало вмотивуванню независимого от власти папы римского и польского короля существования Украинской православной церкви и сохранению идентичности украинского народа. Взгляды П.могилы на соотношение воздействий церкви и государства в общественной жизни разделяли многие его современники и получили широкое распространение с утверждением российского влияния на украине в XVII-XVIII ст.

Национально-освободительная революция середины XVII века, и создание казацко-гетманского государства начали новую фазу развития украинской политической мысли (середина XVII-XVIII ст.). Этот период ее эволюции характерен прежде всего усиленным вниманием к осмыслению проблем международных союзов и межгосударственных объединений Украины с Польшей, Россией, Османской империей, Крымским ханством и другими субъектами тогдашней международной политики, определению политического статуса украинского народа и созданием первых конституционно-правовых документов.

Решения поднятых проблем было предложено на государственном уровне Б.хмельницким (1595-1657) в "Мартовских статьях" 1654 г. и І.Виговським (?-1658) и Ю.Немиричем (1612-1659) в "Гадячском трактате" 1658 г. В первом случае речь шла об установлении межгосударственного (прежде всего военного союза с Россией, во втором - о создании федералістського объединения Польши, Великого княжества Литовского и Украины. Оба политико-правовые документы не были полностью реализованы: в первом случае - через сознательное нарушение Россией условий заключенной сделки, во втором - через отсутствия социальной базы.

Самым заметным украинским политическим мыслителем второй половины XVII в. был И.гизель (1600-1683), основной труд которого "Мир с Богом человеку" запретил 1690 г. Священный Синод за оригинальность мысли и несоответствие некоторых ее идей догмам официального русского православия. Концепция И. Гизеля базировалась на постулатах общественного договора и естественного права. Мыслитель, в частности, признавал за подданными, право в случае нарушения обладателем условий соглашения между ним и народом восстать и отобрать у него власть. Позиция І.Гізеля относительно Москвы отмечалась непоследовательностью и противоречивостью: именно из круга людей, близких к нему, вышел "Синопсис" (1663), что имел четкую промосковскую и промонархічну ориентацию.

Идея объединения Украины и России не навязывалась Русским государством, а изначально являлась украинской и исходила от части казацкой старшины, причем её актуализация в этой среде обозначилась уже в конце XVI века и закреплялась весь XVII век . В эпоху Руины концепция малороссийства и единой Руси одержала победу в высших церковных и светских кругах . Важным шагом на пути к её оформлению стало в 1674 году издание Киевского синопсиса архимандритом Киево-Печерской лавры и ректором Киево-братской коллегии Иннокентием Гизелем, в котором была предпринята попытка обосновать религиозно-династическую связь между Киевом и Москвой, а население Малой и Великой Руси того времени именовалось еди­ным и целостным «православнороссийским народом». В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России .

Близкие к І.Гізеля позиции занимали также Л.Баранович (1620-1693) и І.Галятовський (?-1688).

Баранович Лазарь [около 1620 - 3(13).9.1693], украинский религиозно-политический деятель и писатель, сторонник воссоединения Украины с Россией. Вместе с тем отстаивал независимость украинского духовенства от Московского патриарха. С 1650 ректор Киевской коллегии; с 1657 черниговский архиепископ. В 1674 основал в Новгороде-Северском типографию, перенесённую в 1679 в Чернигов, где было напечатано около 50 богослужебных книг и литературных произведений на церковнославянский, польский и латинский языки. Б. являлся автором "слов", панегириков, полемических сочинений, в которых защищал православие от наступления католической церкви, опубликовал сборник своих проповедей: "Меч духовный" (1666) и "Трубы словес проповедных" (1674). В 1671 опубликовал на польском языке сборник "Лютня Аполлона", содержавший более 1 тыс. стихов, в которых писал о любви к родине, о необходимости соединения сил русского, украинского и польского народов для борьбы против общих тогда врагов - татар и турок.

Казацкие летописи - историко-литературные произведения 2-й половины XVII - середины XVIII века, посвященные казацким войнам. Ценные источники для исследования отечественной истории и важные памятники литературы. Язык большинства летописей-книжный, близкий к народноразговорного.

До наших дней дошли три крупнейшие казацкие летописи - Самовидца (о событиях 1648 - 1702 лет, вероятный автор - Роман Ракушка-Романовский), Грабянки (1710, о событиях от возникновения казачества в 1709) и Величка (1720, о событиях в Украине 1648 - 1700 лет).

Во всех этих летописях не только подробно рассказывается об освободительной войне украинского народа 1648 - 1654 лет, а подается экономическая, политическая и культурная характеристика страны, факты из истории России, Польши, Венгрии, Швеции, Молдовы, Турции и других государств.

Источниками казацких летописей были давние украинские летописи, собственные наблюдения, воспоминания современников, документальные материалы (правительственные официальные и частные письма, акты, грамоты, универсалы), произведения чужеземных историков, народные легенды, переводы и т.д..

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (до пострижения в монашество - Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) родился - писатель и переводчик, общественный и церковный деятель.

Белорус по происхождению.

Учился в Киево-Могилянской коллегии - крупней­шем центре высшего богословского и гуманитарного образования, потом в од­ной из польсколитовских иезуитских коллегий (вероятно, в Вильне).

В 1656 он Полоцком Богоявленском монастыре принимает монашество и получает новое имя - Симеон. В том же году он зна­комится с царем Алексеем Михайлови­чем, который заехал в Полоцк по пути в Лифляндию.

В Полоцке он выполняет обязанности учи­теля в местной братской школе. К этому же периоду относится начало его литера­турной деятельности: он пишет стихи на польском и белорусско-украинском язы­ках и очень распространенные в школьной практике того времени декламации, кото­рые исполнялись на праздниках его уче­никами. В стихах автор приветствовал царя и выражал радость и благодарность за освобождение Полоцка от власти шля­хетской Польши.

Полоцкий был одним из тех представителей украинской и белорусской интеллигенции, которые хорошо понимали необходимость присоединения Украины и Белоруссии к Русскому государству и старались ак­тивно этому содействовать.

Поэтому, ко­гда в 1661 Полоцк опять был временно занят польскими войсками, Симеон пере­селился в Москву. Здесь он состоял пере­водчиком при митрополите Паисий Лигарид, обучал латинскому языку подьячих Приказа тайных дел.

В 1667, зная ши­рокую образованность Полоцкого, царь Алек­сей Михайлович пригласил его в настав­ники к наследнику престола царевичу Алексею, а после его смерти - к царевичу Федору. Позднее Симеон стал учителем царевны Софьи и малолетнего Петра. Кроме занятий с учениками, ему приходилось выполнять самые разнообразные и нередко очень ответственные поруче­ния. По указанию церковного собора, созванного для суда над патриархом Нико­ном, он составил обширный богословско-полемический трактат, который в 1667 был напечатан под заглавием «Жезл прав­ления» . Он три раза ездил на состязания с вождями старообрядчества, в частности с протопопом Аввакумом. Будучи горя­чим сторонником политики царя, Алексея Михайловича, Полоцкий охотно выполнял даваемые ему поручения и заслужил этим особое расположение царя. Подобного рода поручения ему приходилось выпол­нять и при царе Федоре Алексеевиче. Однако, занимая видное место при дворе, Симеон не стремился к тому, чтобы занять высокое положение в церковной иерар­хии. Просветитель по своему характеру и интересам, он не имел призвания к за­ботам и тревогам церковно-административной деятельности, и все свое свободное время отдавал чтению и литературной работе. Его библиотека была одной из лучших и богатейших в Москве. Хорошо понимая, что первоочередной задачей для Русского государства является широкое развитие школьного образования, по­стройка училищ, приглашение и подго­товка учителей, Полоцкий в 1680 принимает участие в обсуждении плана организации в Москве первого в стране высшего учеб­ного заведения - академии. Он состав­ляет устав проектируемой академии, ко­торая, по замыслу Полоцкого, должна быть организована по типу Киево-Могилянской коллегии, но с расширен­ной программой преподавания отдель­ных наук. В новую программу должны были войти науки, как духовные, так и светские - гражданские, обучаться в ака­демии должны были люди всех сословий.

В конце 1678 учитывая, какую огромную роль в деле просвещения играет печатное слово, Симеон с разрешения царя Федора Алексеевича организует в Кремле типо­графию. Здесь он печатает книги, при­влекая к работе выдающихся художни­ков и мастеров гравюры.

В русскую литературу С. П. вошел как талантливый проповедник, поэт и драма­тург. Проповеди его собраны и изданы в двух сборниках: «Обед душевный» (1681) и «Вечеря душевная» (1683). Оба сборника вышли после смерти автора.

Литературное наследство Симеона Полоцкого, кроме вышеупомянутых декламаций, составляют несколько рукописных сборников стихов и две драмы, написанные им для придвор­ного театра царя Алексея Михайловича. Стихи он писал охотно, и, судя по его автографам и черновикам, они давались ему легко. Начав заниматься стихотвор­ством в Полоцке, он систематически про­должал свои литературные занятия и в Москве. Здесь он пишет свои произведе­ния на славяно-русском языке. Поэзия в его представлении не забава, не развле­чение, а серьезное и важное дело, способствующее просвещению общества. Всем доступная, легко запоминающаяся форма поэзии должна была, по его мнению, способствовать ее распространению.

Представление о содержании и форме поэзии Полоцкого можно составить по первому сборнику его стихов, над которым он ра­ботал в 1677 - 78. Сборник носит название «Вертоград многоцветный» . Автор помес­тил в него все то, что было им до этого написано, дополнив и упорядочив собран­ный материал. Сборник должен был слу­жить не только книгой для чтения, но и своеобразной энциклопедией-справочни­ком, в котором читатель мог найти ряд интересных и полезных сведений; поэтому стихи расположены здесь по алфавиту, в порядке заглавий. И по объему, и по жанрам стихи сборника очень разнооб­разны: рядом с короткими двустишиями встречаются целые поэмы в несколько сот стихов на темы, заимствованные из миро­вой истории; панегирические стихи чере­дуются с сатирическими, повествователь­ные стоят рядом с поучительными. Стихи сборника разнообразны и по своей тематике. Большое место занимают в нем стихотворения, посвященные обществен­но-политическим проблемам («Граж­данство» ).

Целый цикл произведений по­священ изображению идеального прави­теля государства, которому противопо­ставляется жестокий правитель-тиран. Эта тема разрабатывается автором не случай­но: его сборник предназначался в пер­вую очередь для царя и его семьи. Мно­гие стихотворения сборника носят ярко выраженный сатирический характер и обличают недостатки различных слоев общества («Монах», «Купецтво» ).

Рядом с ними стоят произведения, задача кото­рых-познакомить читателя с фактами ис­тории, дать ему сведения из географии, зоологии, минералогии и тому подобное.

Большое место в сборнике занимают «ди­дактические» стихотворения («Вдовство», «Женитьба», «Невежда», «Чародейство» и другие). Автор или непосредственно обраща­ется к читателю, или рассказывает ему в по­учение какой-нибудь случай-пример. Мате­риал для этих примеров Полоцкий обычно чер­пал в латинских сборниках типа «Зерцала исторического» Викентия Цезаря из Бовэ, «Церковных летописей» Барония и «Великого Зерцала», несомненно, из­вестного писателю в польском издании 1633. Он берет отсюда как исторические, так и легендарные сюжеты, широко известные в мировой литературе, повести на семейно-бытовые темы, а в ряде случаев и шу­точные рассказы и излагает их в стихах в поучение любознательному читателю. Будучи первым сборником стихов в русской литературе, «Вертоград многоцвет­ный» по своему содержанию представляет собой памятник уже новой эпохи.

Вторым большим трудом Полоцкого в обла­сти поэзии является его «рифмотворная» Псалтырь - переложение стихами псал­мов, приписываемых библейскому царю Давиду. Создание писателем «рифмотворной» Псалтыри было тесно связано с польской литературной традицией.

В 1680, еще при жизни автора, книга была издана в осно­ванной им типографии и получила широ­кое распространение, особенно после того как дьяк В. П. Титов - выдающийся русский композитор XVII века- положил ее на музыку. Псалтырь Симеона была пер­вой книгой, по которой знакомился с рус­ским стихотворством М. В. Ломоносов .

В 1679 писатель решил объединить в отдель­ный сборник панегирические и привет­ственные стихи, которые он писал по раз­ным случаям царю и его близким. Эти стихи составили третий сборник, полу­чивших название «Рифмологион» . Сбор­ник состоит из ряда «книжиц», каж­дая из которых роскошно оформлена в расчете на чисто зрительный эффект: Полоцкий в помощь к слову привлекает двух­цветное письмо, графику и живопись. Центральная тема стихов «Рифмологиона» - Российское государство, его поли­тическое могущество и слава.

Его стихи написаны силлабическим стихосложением, чаще всего одиннадцатисложной и тринадцатисложной стро­кой с цезурой после пятого или седьмого стиха, с парной женской рифмой. Симеон является основоположником «правиль­ного» силлабического стиха в русской литературе.

Таким же стихом написаны и пьесы Полоцкого «Комедия о блудном сыне» - перело­жение известной евангельской притчи - и «трагедия» «О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных». Особенно интересной являет­ся первая пьеса, состоящая из пролога, эпилога и шести действий - «частей». На­писанная просто, доступным языком, «Комедия» Полоцкого нашла живой отклик у со­временников, тем более что в ней была поставлена злободневная проблема, волно­вавшая многих представителей общества,- проблема взаимоотношения отцов и детей. Пьеса оказалась уроком как для молоде­жи, увлекающейся внешними формами за­падной цивилизации, так и для старшего поколения, часто не желающего счита­ться с требованиями времени и не уделя­ющего должного внимания молодежи с ее еще не установившимися запросами и интересами.

Симеон Полоцкий вошел в историю русской лите­ратуры как основоположник поэзии и дра­матургии, которые до него были почти совершенно не разработаны. В этом за­ключается его большая и неоспоримая за­слуга перед современниками и потомками.

Умер - , Москва.

Полоцкий Симеон - (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович, белор. Самуіл Гаўрылавіч Пятроўскі-Сітняновіч, польск. Samuel Piotrowski-Sitnianowicz; Полоцкий — топонимическое прозвище) (1629—1680) — деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русскоязычной силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений».

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Возможно, во время обучения Виленской иезуитской академии в первой половине 1650-ых годов С. Полоцкий вступил в греко-католический орден святого Василия Великого. Во всяком случае, сам он себя именовал как «[…] Simeonis Piotrowskj Sitnianowicz hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»).

Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 Алексеем Михайловичем, Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 он отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако, в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Московском государстве.

В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

Полоцкий Семеон (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-1680), просветитель, поэт.

Уроженец города Полоцка (ныне в Белоруссии).

Получил в Киево-Могилянской коллегии и Виленской академии глубокое латино-греческое образование, открывавшее тогда доступ к европейской гуманитарной науке. В 1656 г. принял монашеский постриг в полоцком Богоявленском монастыре. Писал стихи на польском и книжном южнорусском языках, преподавал в школе при обители. В том же году Симеон создал в честь царя Алексея Михайловича оду «Метры», в которой приветствовал воссоединение Украины с Россией.

Царю понравились стихи, и в 1660 г. Полоцкий с учениками восемь месяцев провёл в Москве, читая оды на разных торжествах. Во время взятия Полоцка поляками поэт попал в тюрьму, после чего счёл за благо окончательно перебраться в Москву (1664 г.).

Прижившись при дворе, он отмечал стихами все крупные политические события (по заказу царя и «ближних людей») и вскоре был взят на дворцовое содержание. Поселился в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице. Первый придворный поэт стал и первым профессиональным литератором, получавшим за свой труд достойное вознаграждение.

Симеон участвовал в качестве переводчика и редактора-издателя в деле осуждения Никона и староверов (1666-1667 гг.). Его знания и талант были оценены патриархом Иоасафом II и многими архиереями. При их под держке Полоцкий ввёл в московский обиход литературные церковные проповеди.

Просветитель был наставником царевича Алексея Алексеевича (1667 г.), затем Фёдора Алексеевича и царевны Софьи, а также молодых служащих из московских приказов. Один из них, подьячий приказа тайных дел Семён (в монашестве Сильвестр) Медведев, стал его другом и последователем.

Царь Фёдор открыл для своего учителя бесцензурную Верхнюю типографию, но даже он не смог осуществить мечту Симеона о создании в Москве университета.

Колоссальное литературное наследие Полоцкого было частично обработано и опубликовано Медведевым. Из его трудов наиболее знамениты стихотворная энциклопедия «Вертоград многоцветный» (1678 г.); «Букварь языка словенска» (1679 г.); «Псалтирь рифмованная» (1680 г.), положенная на новые линейные ноты придворным композитором Софьи Василием Титовым; первая на Руси беллетристическая «История о Варлааме и Иоасафе» (1680 г.); громадные сборники проповедей «Обед душевный» (1681 г.) и «Вечеря душевная» (1683 г.).

Учёные исследуют и публикуют всё новые поэмы, пьесы, назидательные притчи и учебные сочинения Полоцкого.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!