Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны. Где находится Янтарная комната

Янтарная комната (Пушкин, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Янтарная комната в Пушкине - великолепное произведение мирового искусства с яркой и интересной судьбой. Над созданием трудились настоящие мастера - архитекторы и скульпторы, художники и камнерезы, а позже - реставраторы, скрупулезно восстанавливая утраченный шедевр.

История этой комнаты начинается в Пруссии - стране, которая издавна использовала «золото» Балтийского моря как материал для драгоценностей - отсюда и название. В 1701 г. король Пруссии Фридрих I потребовал сделать ему уникальный по красоте и убранству кабинет. Кто его проектировал до сих пор неизвестно, по одной версии замысел принадлежал Иоганну Эозандеру, любимцу королевы, по другой - известнейшему архитектору Андреасу Шлютеру. Невозможно сказать, сколько длились работы, точно известно лишь то, что к смерти монарха в 1713 г. комнату еще не завершили. Пришедший на трон Фридрих Вильгельм I закрыл все дорогие проекты отца, а те янтарные панно и украшения, что успели создать, украсили кабинет на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине.

Путешествие Янтарной комнаты туда и обратно

В 1716 г. Пруссия и Россия заключили союз, и Фридрих Вильгельм I подарил в знак уважения Янтарный кабинет Петру I, который уже давно хотел себе такую диковинку. Неизвестно, где великий самодержец поставил янтарные подарки, вспоминают о них только в 1743 г., уже во время царствования Елизаветы Петровны, при создании нового Зимнего дворца. Строительством руководил Бартоломео Растрелли - русский архитектор итальянского происхождения. Создавая из разрозненных деталей единый ансамбль, Растрелли поместил между тремя янтарными рамами зеркальные пилястры в рамках из позолоты. Потом, чуть позже, к коллекции присоединилась четвертая рама с императорской символикой - подарок императрице от прусского короля. Долгое время комната служила для аудиенции послов и знатных вельмож в столичной резиденции, пока ее не перенесли в Царское Село, причем для транспортировки потребовалось 18 повозок. В летней резиденции места оказалось больше - Растрелли заполнил свободное пространство флорентийскими картинами из агата и яшмы, изящными фигурками амуров и золоченной деревянной резьбой.

В 60-70 гг. 18 века комнату дополняет художественный паркет из цветных пород дерева и мозаичные картины. Такой она простоит еще 200 лет, вызывая восхищение у посетителей. Комнату множество раз реставрировали - янтарь разрушался из-за многочисленных перепадов температур. В первую неделю Великой Отечественной Войны из Екатерининского дворца стали вывозить самые ценные экспонаты, но Янтарную комнату законсервировали прямо на месте - слишком много было хрупких предметов. 18 сентября 1941 г. Пушкин оккупировали немцы и комнату отвезли в Кёнигсберг. При наступлении Советов в 1944 г. большую часть упаковали и увезли неизвестно куда - шедевр пропал.

Наши дни

Совет РСФСР в июле 1979 г. постановил восстановить комнату - работа закипела в 1983 г. под руководством А. А. Кедринского. В стремлении максимально точно воссоздать оригинал, реставраторы даже добыли в Германии часть мебели и несколько флорентийских мозаик - они входили в первоначальное убранство. Кропотливый труд реставраторов закончился только к 300-летию Санкт-Петербурга и с 2003 г. возродившаяся Янтарная комната радует тысячи гостей из разных стран, решивших ее осмотреть.

Практическая информация

Янтарная комната - часть Екатерининского дворца, который расположен в 25 км к югу от города, в ГМЗ «Царское Село». Адрес: Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, 7.

Доехать можно несколькими путями:

Электропоездом от Витебского вокзала до станции «Царское село», затем автобусом или маршрутками №№ 371, 382.

От станций метро «Звездная» и «Купчино» г. Санкт-Петербурга автобусом № 186.

От станции метро «Московская» маршрутками №№ 286, 287, 342 или 347. Непосредственно к дворцу транспорт не подъезжает - нужно будет пройти полкилометра.

Екатерининский дворец работает с 10:00 до 18:00 всю неделю, кроме вторника и понедельника последнего месяца, но билеты продаются только до 16:45.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ - 350 RUB, взрослые билеты - 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 150 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

История создания

Фрагмент восстановленной Янтарной комнаты

Янтарная комната была создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I . Когда в 1709 году работа была завершена, плохо закреплённые янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастера из страны. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали» - писал он жене Екатерине . Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году .

Исчезновение Янтарной комнаты

С исчезновением Янтарной комнаты связано множество легенд.

Согласно одной из них, сразу после подписания Пакта о ненападении 1939 года А. Н. Толстой предложил Сталину для укрепления намечавшейся дружбы с Германией преподнести ей в подарок Янтарную комнату, ссылаясь на то, что она находится в плачевном состоянии. Но Сталин не решился расстаться с оригиналом, а вместо этого замечательному реставратору и резчику по камню А. О. Баранову было предложено сделать копию Янтарной комнаты. Одновременно делались две янтарные комнаты: копия Баранова и макет в масштабе 1:1, который делали его ученики. За 20 дней до начала Великой Отечественной войны подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его место установили копию. Её сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики, которые спустили в подвалы Екатерининского дворца. А макет установили в зале, где Янтарная комната стояла два века. Таким образом, в Царском Селе оказались три янтарные комнаты. Дальнейшая судьба их всех неизвестна.

Другая версия выглядит так. В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск . Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра, поскольку гитлеровцы , ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату.

Основными версиями судьбы Янтарной комнаты являются следующие:

1. Комната сгорела при пожаре , возникшем по вине английских налетчиков, бомбивших Кёнигсберг. Однако, эти утверждения опровергаются свидетелями, утверждающими, что пожар действительно был, но после него комната была разобрана, упакована в ящики и спрятана в подвалах замка, как говорится «от греха подальше».

2. Комната была спрятана немецкими войсками на территории Кёнигсберга и до сих пор находится там. По версии немецкого журнала «Шпигель» («Spiegel»), который финансировал проводившиеся в 2001-2008 годах раскопки, знаменитые сокровища находятся под руинами бывшего Королевского замка, уничтоженного в 1969 году . Сотрудники издания нашли очевидцев, которые утверждают, что видели, как за несколько дней до штурма Кёнигсберга 30 ящиков с янтарным панно были спрятаны в подвалах северного флигеля. В этом случае, к сожалению, комната может считаться утраченной, поскольку специалисты, изучающие свойства янтаря, утверждают, что ни в одном из подземелий знаменитая Янтарная комната не смогла бы сохраниться до наших дней: для её хранения необходим специальный режим влажности и температуры, иначе «солнечный камень» просто начнёт разлагаться.

3. Комната всё же была эвакуирована из Кёнигсберга и впоследствии оказалась в одном из до сих пор не найденных тайников на территории Германии , Австрии , Польши или Чехии . В этом случае она также может считаться утраченной - по той же причине.

4. Тайник оказался на территории, оккупированной после окончания войны союзниками (американскими, английскими или французскими войсками). Комната была обнаружена специальными подразделениями американской армии , занимавшимися поисками похищенных нацистами предметов искусства, и тайно вывезена в США, после чего попала в руки частных коллекционеров.

5. Нацистам удалось тайно вывезти Янтарную комнату в Южную Америку и она до сих пор находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха . Поскольку о владельцах «всплывших» предметов практически ничего неизвестно, этот факт может служить подтверждением и этой версии.

С другой стороны, эти предметы могли быть просто похищены немецкими военнослужащими, а подавляющее большинство элементов комнаты были спрятаны в тайнике. Поэтому, вероятнее всего, Янтарная комната всё же погибла - либо при штурме Кёнигсберга, либо впоследствии - в результате длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения.

Воссоздание

Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.

См. также

Примечания

Литература

  • Bruhn, Peter: Bibliographie Bernsteinzimmer (Международная библиография публикаций о Янтарной комнате от 1790 до 2003). - Berlin, 2-е переработанное и дополненное изд., 2004. - 468 с. ISBN 3-86155-109-8
  • Аксенов В. Е. Дело о Янтарной комнате: началось 1743 году 3 Генваря месяца и по сей день не окончилось / В. Аксенов; Худ. В. Горин. - СПб. ; М.: Нева: Олма-Пресс, 2000. - 399 с., л. фот., портр. - ISBN 5-7654-0498-7 .
  • Аксенов В. Е. Дело о янтарном кабинете: восьмое чудо света / Виталий Аксенов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Продюс. центр «Культура и коммуникации», 2004. - 237 с.: ил. - ISBN 5-98338-001-X .
  • Воронов М. Г., Кучумов А. М. Янтарная комната. Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - 288 с., ил. - ISBN 5-7370-0176-8 .

The Kestrel Strategy (Пустельга стратегия), novel by C B Leonard http://www.thekestrelstrategy.com/ (ISBN 978129111346)

  • Горляк А. Магия Янтарной комнаты. - М., 2002. - 216 с. - ISBN 5-93721-107-3 .
  • Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра / П. О. Овсянов; под редакцией Т. Г. Тетенькиной. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - ISBN 5-7406-0590-3 .
  • Пржездомский А. С. Янтарный призрак. Документальная повесть. - Калининград, 1997. 384 с., с илл. ISBN 5-7406-0061-8 .
  • Пржездомский А. С. Секретные объекты «W». Художественно-документальная повесть. - Калининград, 1999. - 368 с., с илл. - ISBN 5-7406-0264-5
  • Мосякин А.Г. За пеленой янтарного мифа. Сокровища в закулисье войн, революций, политики и спецслужб. – Москва, РОССПЭН, 2008.

Ссылки

  • «Возвращение янтарной комнаты» Одним из центральных событий празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга в мае 2003 года стало открытие воссозданной в Екатерининском дворце Царского Села знаменитой Янтарной комнаты.
  • Библиографическая база данных по международным публикациям о Янтарной комнате. Содержит больше чем 4000 позиций всемирной литературы от 1790 до 2008 г.
  • Л. В. Никифорова. Янтарный кабинет Екатерининского дворца в Царском селе

Фильмография

  • «Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Сокровища нацистов» (англ. "Solving History with Olly Steeds. Treasures of the Nazis" ) - фильм, снятый Discovery в 2010 г.

Категории:

  • Царское Село (музей-заповедник)
  • Культура Пруссии
  • Культура Российской империи
  • Изобразительное искусство Германии
  • Янтарь
  • Достопримечательности Санкт-Петербурга

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Янтарная комната" в других словарях:

    Янтарная комната - (Янтарный кабинет) принятое в литературе название одного из помещений Большого Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне город Пушкин в составе Пушкинского района Санкт Петербурга). История Янтарной комнаты полна легенд и загадок. Существует… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Взрослые (базовый тариф) - 1 000 руб.
  • Взрослые (льготный тариф - для налоговых резидентов РФ) - 500 руб.
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь - 290 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России - 290 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты - 290 руб.
  • Посетители до 16 лет - бесплатно.

: «Екатерининский дворец работал на пределе своих возможностей еще в 2015 году: тогда посещаемость достигла допустимого максимума. Поэтому теперь музей искусственно сдерживает поток туристов. Мы очень зависим от погоды: в дождь плац перед дворцом практически пустеет, а в солнечные дни посетители выстраиваются в огромные очереди. В такое время мы очень внимательно следим за тем, чтобы люди в очередях стояли честно: например, чтобы турфирмы на подходе к дворцу не ставили целую группу вместо одного человека».



Как купить билет

Билеты в Екатерининский дворец продаются только в кассах (возможности приобрести их на сайте ГМЗ «Царское Село» нет). Обратите внимание, что Янтарная комната пользуется огромной популярностью у туристов, поэтому в солнечные дни в туристический сезон время ожидания в очереди может составлять несколько часов. Как говорят работники музея, около четверти всех желающих посетить дворец так и не попадают в него.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Половина наших посетителей — люди в составе туристических групп, а остальные — одиночные посетители. Многие из них — это люди, приехавшие издалека, часто они живут в провинции и не имеют постоянного доступа к интернету. Мы могли бы поступить так, как поступают, например, во многих музеях Италии — запись только через интернет. Но я понимаю, что к нам приезжают туристы со всей страны, и многие могут просто не иметь компьютера и возможности записаться онлайн».

Экскурсии в Екатерининский дворец и янтарную комнату

Одиночные посетители Екатерининского дворца рублей взять аудиогид на английском, немецком и французском языках. Стоимость услуги — 150 рублей. Аудиогида на русском языке нет: для русскоговорящих посетителей организуется осмотр Екатерининского дворца в составе экскурсионной группы, которая формируется в вестибюле дворца после приобретения билетов.



История подлинной Янтарной комнаты

Идея создания Янтарной комнаты принадлежит немецкому архитектору Эозандеру. Изначально предполагалось, что она будет украшать Литценбург — летний дворец прусской королевы Софии-Шарлотты в Берлине, ныне известный как Шарлоттенбург. К созданию янтарного шедевра приступили в 1707 году двое польских мастеров — Э. Шахт и Г. Турау, которые трудились над отделкой на протяжении шести лет. Петр Первый, увидевший во время визита в Пруссию в 1712 году янтарные панели, был восхищен, и спустя четыре года Фридрих-Вильгельм подарил их российскому императору. В Большом Царскосельском дворце Янтарная комната была установлена только в 1755 году, и сделала это дочь Петра — императрица Елизавета.


История похищения Янтарной комнаты

Когда в 1941 году жителям Пушкина стало понятно, что вскоре линия фронта переместится под Ленинград, началась экстренная эвакуация ценностей из музеев Царского Села. Хрупкие панели Янтарной комнаты было опасно демонтировать, поэтому сотрудники приняли решение произвести их консервацию: панно прикрыли бумагой, марлей, ватой и деревянными щитами. Это не спасло шедевр от нацистов: Янтарную комнату вывезли в Германию, и в последний раз она демонстрировалась в Кенигсбергском замке в 1944 году. После отступления гитлеровцы разобрали янтарные панно и с тех пор их местонахождение неизвестно.


История восстановления Янтарной комнаты

Работы по воссозданию утраченного шедевра начались в 1983 году, а первые янтарные панели, созданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской, увидели свет уже после развала СССР. Элементы первоначального убранства комнаты вернулись на родину весной 2000 года: это были обнаруженные в Германии комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние». В общей сложности восстановление Янтарной комнаты заняло почти четверть века, и она вновь приняла посетителей в 2003 году — в год празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга.




Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Многие идут в Екатерининский дворец только для того, чтобы посмотреть Янтарную комнату. К сожалению, она находится в середине золотой анфилады, поэтому отдельный вход в нее никак не организовать. У нас существует несколько основных маршрутов по дворцу. Мы запускаем два потока одновременно: они двигаются по параллельным анфиладам и встречаются в Янтарной комнате. Иногда одновременно в ней бывает по 4-5 групп. Мы разрабатываем нормы посещения дворца (не более девятисот человек в час) в том числе и из интересов Янтарной комнаты».

Янтарная комната и Агатовые комнаты

Помимо всемирно известной Янтарной комнаты, окутанной множеством мифов и легенд, в Царском Селе есть еще и агатовые комнаты, незаслуженно обделенные вниманием многих туристов. Это архитектурный шедевр ХVIII века, расположенный в павильоне «Холодная баня». Агатовые комнаты являются бывшими апартаментами Екатерины Великой и не имеют аналогов во всем мире. В отличие от Янтарной комнаты, они являются оригиналом, а их аутентичная отделка сохранилась до наших дней.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Агатовые комнаты не стали таким брендом, как Янтарная комната, и не имеют такой красивой легенды. Но мы этому даже рады: они бы точно не выдержали огромного потока туристов. Все-таки надо понимать, что Янтарная комната — это очень точное воссоздание, а агатовые комнаты - оригинал 18 века. Мы очень бережем их: например, в дождливую погоду они закрыты для посещения».




Текст: Светлана Широкова

Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря». Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».

1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением - прекратить поиски. В 1987 г. в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке». Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве.

Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы.

В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли… Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь.

Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке… Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это - подлинный элемент декора Янтарной комнаты. Случайность? Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России.

Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней - цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков.

После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.

И все-таки судьба Янтарной Комнаты - великолепного подарка прусских королей продолжает порождать легенды. Вот некоторые версии ее судьбы:

Некоторым ученым спокойнее считать, что комната погибла в пожаре, который охватил Кенигсбергский дворец, в котором она хранилась во время Второй Мировой войны. Однако эта версия весьма сомнительна, особенно учитывая свидетельства очевидцев, утверждающих, что задолго до пожара янтарный кабинет был демонтирован и спрятан в хранилищах дворца.

Более правдоподобной кажется версия о том, что Янтарная Комната была сохранена и до сих пор находится где-то в Кенигсберге. По непроверенным сведениям немецких изданий остатки комнаты могут быть захоронены под останками Королевского замка, который был разрушен в 1969 году. Есть очевидцы, утверждающие, что видели, как ящики с янтарными панелями опускались в подвалы одного из флигелей дворца. Если версия правдива, то комнату, к сожалению, можно считать утерянной навсегда. Дело в том, что янтарь, как настоящий солнечный камень, не подлежит хранению в темноте и сырости, а ведь именно такие условия в подвальных помещениях. Увы, темные подвалы - это не комфортабельная гостиница в Санкт-Петербурге . Вероятнее всего, янтарь уже полностью разложился за прошедшие десятилетия.

- Еще некоторые исследователи полагают, что янтарный кабинет все-таки успели вывезти из Кенигсберга и спрятать в тайном месте на территории одной из Западных стран (Австрии, Польши, Чехии или Германии). Даже если это и так, что опять же, без необходимых условий хранения, янтарь, скорее всего уже погиб.

Есть вероятность, что демонтированная Янтарная Комната попала на территорию союзников (американцев, англичан или французов) после войны. Можно предположить, что после обнаружения тайника, комната попала на территорию США и осела в частных коллекциях. Эта версия кажется фантастической, однако сравнительно недавно, в конце прошлого века были обнаружены некоторые элементы, которые признаны экспертами оригинальными деталями знаменитой Янтарной Комнаты.

Еще одна фантастическая версия заключается в предположении, что янтарный кабинет был вывезен некоторыми нацистскими лидерами в Южную Америку и до сих пор им владеют потомки руководителей Третьего рейха. Эта версия также, как и предыдущая косвенно подтверждается обнаружением оригинальных фрагментов комнаты.

Однако можно предположить, что немногочисленные элементы янтарного кабинета просто случайно оказались в руках рядовых немецких военных, которые оказались на месте разрушенного Кенигсбергского дворца. И, как это ни печально, основная часть сокровища погибла безвозвратно.

В прессе мелькали сведения о том, что современные кладоискатели обнаружили золото, которым, якобы, была оформлена Янтарная Комната, но подтверждений правдоподобности этих данных нет.

Янтарная Комната была полностью воссоздана российскими мастерами, знатоками янтаря, и подарена петербуржцам ко дню 300-летия основания Санкт-Петербурга. В своей работы они использовали фотографии и зарисовки, сделанные карандашом и акварельными красками с оригинальной комнаты, а также старинные методы обработки солнечного камня, которыми, по их мнению, пользовались создатели утраченной Янтарной Комнаты. Каждый современный отель в Санкт-Петербурге дает возможность своим посетителям посетить город Пушкин и увидеть янтарное великолепие. Царскосельская янтарная мастерская не закрылась после окончания работ по восстановлению Янтарной Комнаты и сегодня изготавливает уникальные изделия и украшения из янтаря.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!