Выразительное чтение – природный дар или приобретенное мастерство? Как правильно читать стихи с выражением.

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

Консультация для родителей. Учим стихи с детьми дошкольного возраста

Медведева Марина Анатольевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 - «Лучики», Советского района г. Тулы

Описание материала. Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста. Причиной написания статьи послужило противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов в данной возрастной группе, а так же важность развития интонационной выразительности у дошколят.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
- выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.
Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.
Выучили и забыли?
Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.
Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.(обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете! (сердито)
«Строитель» Г. Ладонщиков
Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,(озадаченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием)
И осину полечу.
«Пластилиновый пес» С. Махотин
Не сердись на меня, (просьба)
Пластилиновый пес.
Получился кривым (с сожалением)
Пластилиновый нос.
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Я потом, может быть, (надежда, обещание)
Тебя снова слеплю,
А сейчас я тебя (с любовью)
И такого люблю.
«Про снег» Н. Светлячок
На полянку и лужок (умиротворенно)
С неба падает снежок,
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок!(мягко)
Но пропел ему петух:
- Может, это просто пух (резко, звонко)
- Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)
- Это рисовая каша!
Ей ответили утята
- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)
Вышел маленький телёнок,
Удивился как ребёнок, (удивленно)
От мороза сжал бока,
- Му-му, сколько молока! (медленно)
А весёлый Ванечка (живее, весело)
Взял из дома саночки,
Побежал кататься в сад.
Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)
«Черепаха» К. Чуковский
До болота идти далеко, (озабоченно)
До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги,(обрадовано)
присядем и вытянем ноги"
На камень лягушки кладут узелок.(не спеша)
"Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)
Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)
И за ноги их ухватил.
А они закричали от страха:
"да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно)

Это не только овладение техникой чтения: умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена. И это умение необходимо вырабатывать с самого раннего возраста.

Конечно, полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения, позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Отрабатываю навык чтения на каждом уроке. Самое главное - предупреждение ошибок в чтении.

На моих уроках ребята много читают под контролем класса. Дети следят за чтением товарища и исправляют ошибки. Совершенствую навык постоянно - ежедневно, на каждом уроке.

Урок обычно начинается с речевой разминки (1 класс):

Самолет взлетает: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся о стекло: з-з-з.

Материал для речевых разминок учитель может придумать сам. На уроках чтения во всех классах заучиваем с детьми стихи, скороговорки, чистоговорки, которые способствуют развитию речи и чёткому произношению звуков.

На уроках чтения для школьников второго класса использую таблицу согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают один ряд согласных:

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ и т.д.

Дети очень любят чтение по ролям. Весьма полезны такие упражнения-игры:

  • «Прятки» (читаю в любом месте, ребята должны найти и подключиться к чтению),
  • «Буксир» (я читаю, а дети стараются успевать за мной).

Большое внимание уделяю пересказу. В 1–2 классе школьники пересказывают без плана, в 3–4 классах - используя план, который нередко составляют сами.

И, конечно же, огромная роль отводится чтению «про себя». Перед этим обязательно даю несколько вопросов, на которые дети должны ответить после прочтения текста. Таким образом, они учатся выделять главное, приучаются к осмысленному чтению, учатся формулировать свои мысли. Но этот вид чтения стараюсь использовать в старших классах начальной школы (3–4), когда навык чтения более сформирован - дети допускают меньше ошибок при чтении.

Одновременно с развитием техники чтения необходимо работать над выразительностью - методично, спокойно, ненавязчиво. Работа над выразительным чтением проводится только после того, как текст многократно и разнообразно прочитан. На отработке выразительного чтения остановлюсь более подробно.

Под выразительным чтением мы подразумеваем: логическое ударение, паузу, интонацию.

Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Этому и служит логическое ударение (одно из самых важных средств интонационно-звуковой выразительности), которое К.С. Станиславский называл «козырем выразительности речи, указательным пальцем», отличающим самое главное слово в предложении или тексте. «В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста».

В текстах, помещённых в учебных книгах по чтению для начальных классов, главное в отдельных произведениях выделено с помощью разрядки и большого отступа перед главными строками и после них. Например, С.Я. Маршак «Урок родного языка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»):

«... Пишут по чёрному белым,
Перьями пишут и мелом:
“Н а м н е н у ж н а
В о й н а!..“»

В других произведениях внимание детей привлекается к словам с помощью выделения. Например, К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» (М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Литературное чтение. 4 класс»):

«...Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют крапинки на пыльных дорогах и крышах.»

Но, к сожалению, таких выделений главного нет в тексте и стихах.

В устной речи или при чтении логическому ударению помогают выполнять его выделяющую функцию следующие интонационно-звуковые средства: сила голоса, темп, паузы, удлинение отдельных звуков (как гласных так и согласных), послоговое проговаривание и т.д.

Например, Н. Носов «Заплатка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 2 класс»):

«У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
Смотрите, ребята, какие у меня штаны солдатские!»

Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная мысль (мораль) которых при чтении должна быть обязательно выделена.

В 3–4 классах предлагаю детям самим выделять важную информацию в тексте с помощью логического ударения слов, словосочетаний и предложений.

Также, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.

Работу по размещению смысловых пауз начинаю с пословиц, которые даны в книгах по чтению. Большое количество пословиц размещено в учебниках по русскому языку для 1 и 2 классов. (С.В. Иванов, М.И. Кузнецов УМК «21 век»). Обязательно при выполнении упражнений учу детей с помощью пауз и логического ударения подчёркивать главное. В старших классах предлагаю провести эту работу самостоятельно. Дети сами выделяют главные слова и готовятся к чтению, разбираются в значении пословицы. По вызову учителя объясняют пословицу, выразительно её читают.

Существует несколько видов пауз. Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-то большом душевном волнении. А в устной речи - для обозначения такого состояния или стремления намекнуть на что-нибудь, заинтересовать слушающего в этих местах делается пауза.

Например, А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (М.И. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Родная речь. 4 класс»):

«Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встаёт она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба».

Чтобы обратить внимание детей на многоточие, задаю вопрос: «А что получилось бы, если бы мы прочитали этот отрывок без соблюдения пауз в местах, где стоит многоточие?»

Выслушав детей, обобщаю. И предлагаю убедиться в том, что паузы необходимы. Дети читают без пауз, убеждаясь, что речь становится беднее.

Невозможно правильно организовать процесс обучения выразительному чтению без умения учащихся, с одной стороны, точно улавливать мысли и чувства по интонации говорящего или читающего и, с другой - точно передавать их с помощью интонации при собственном чтении. Кроме того, следует помнить, что интонация вообще является одной из сторон культуры речи, мысль о которой не должна покидать учителя ни на одном уроке.

Интонации бывают: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечисления и др.

Повествовательная интонация не вызывает у детей особого затруднения.

Гораздо труднее вопросительная и восклицательная. Работа над интонацией начинается с 1 класса. Подготовкой являются такие задания:

Например, Л.Е. Журова, О.А. Евдокимова «Букварь»:

Знакомство со словом «Ау».
Дети выкладывают это слово с помощью кассы букв, учатся его правильно читать. Помогаю детям: «Если вы заблудились в лесу, что будете делать? Вот давайте и мы сейчас позовём на помощь».
Параллельно идёт работа с этим словом и в «Прописи». Дети учатся правильно читать и записывать его.

С интонацией перечисления дети знакомятся более подробно в 4 классе при изучении однородных членов предложения. Знакомство с ними начинаем на уроке русского языка с простых предложений:

«Там они играли, купались, трудились на огороде» .
Предлагаю детям выразительно прочитать это предложение. В результате коллективной работы появляется разметка: «Там они играли,/ купались,/ трудились на огороде».

Совместно делается вывод, что чтение однородных членов предложения характеризуется тоном перечисления, наличием пауз, каждый однородный член произносится с повышением голоса. После первого специального знакомства с перечислительной интонацией требую от учащихся точного соблюдения её в любой произносимой или прочитанной ими фразе с однородными членами, не ограничиваюсь уроками чтения и русского языка. Работа с интонацией начинается с азбучного периода и продолжается до конца 4 класса, но постепенно усложняется.

Отработка правильной интонации проводится мною при чтении по ролям. Материал в книгах по чтению для этого разнообразен и богат.

Вся проводимая работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят читать. Этому помогают уроки внеклассного чтения. По окончании 1 класса дети вместе со мной обязательно посещают библиотеку, записываются и выбирают себе первые книги. Цель моих уроков внеклассного чтения - учить детей выбирать книги самостоятельно, работать с книгой квалифицированно, найти в книге своего друга и помощника, сделать так, чтобы дети полюбили книгу.

На уроках внеклассного чтения звучат рассказы детей о прочитанном, выразительное чтение отрывков, чтение стихов наизусть. Часто даю задание нарисовать рисунок к книге, но не принуждаю этого делать. Многие дети изъявляют желание завести специальные тетради, где они записывают понравившиеся отрывки, стихи, пишут рецензию на прочитанную книгу. Всячески поощряю эти попытки. На уроках внеклассного чтения стараюсь выслушать «слабых» школьников, похвалить их. Всегда помню о том, что самое страшное - погасить интерес у этих детей к чтению, к книге.

В 2007–2008 учебном году я стала работать по УМК «21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой: обучение чтению и литературе происходит в единстве – нет традиционного разделения чтения на классное и внеклассное, но предусмотрена специальная работа с детской книгой.

В 1 классе проходят уроки слушания. Традиции литературного слушания имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного чтения, и методы «народной педагогики» (Л.Н. Толстой), и различные системы, созданные великими педагогами России, которые ориентировали школьного учителя на формирование художественного вкуса, эстетическое и умственное развитие детей.

Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой. Чтобы приобщить ребёнка к чтению, необходимо не только учить слушать чтение произведения другим человеком, но и воспринимать и понимать его. Слушая художественное слово, ребёнок впитывает музыку родной речи и хочет ещё раз услышать понравившийся текст. Уроки литературного слушания - это не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать - сказку, рассказ, стихотворение. Это умение позволит ребёнку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. К урокам литературного слушания я готовлюсь особенно тщательно: определяю интонационный рисунок, паузы, логические и психологические ударения. Воспринимая выразительное чтение учителя, шестилетние первоклассники обогащают свой читательский опыт, учатся слушать и слышать художественное произведение, а в дальнейшем начинают подражать педагогу.

Приведу фрагмент урока литературного слушания, на котором дети знакомятся со стихотворением А. Блока «Зайчик» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»).

1. Слушание стихотворения (читает учитель). Это стихотворение очень близко ребятам по настроению и восприятию окружающего мира, так как урок проводится поздней осенью. Во время чтения я наблюдаю за детьми, их мимикой, жестами. После прочтения задаю вопрос: «Понравилось ли вам стихотворение? Почему?». Каждый ученик высказывает своё мнение о прослушанном произведении.

2. Работа с произведением. Выявление авторской точки зрения, чувств поэта. На этом этапе работы используется моделирование: «Как начинается стихотворение?». Учащиеся вспоминают. Я снова читаю первые строки:

«Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...»

Дети на листочках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и кружок с буквой «З».

«Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...»

Школьники моделируют вторую картину: рисуют изменения в окружающем зайчика мире (дождь) и кружок с буквой «В».

Ученики вспоминают последние строки:

«Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать».

Моделируют третью картину, в которой передают мечты зайчика: «Думает о лете».

3. Работа над выразительным чтением. «Как надо читать каждую картину, нарисованную поэтом? Какие чувства мы должны пробудить у слушателей?» Ребята стараются прочитать стихотворение выразительно, а те, кто ещё не умеет читать, оценивают своих одноклассников.

Работа над выразительным чтением не прекращается ни на одном уроке. Стараюсь всегда добиваться правильного и выразительного чтения. Помню об этом и во внеклассной работе. Ежегодно принимаю участие в «Неделе театра». Показываю различные произведения, готовим с детьми костюмы, приглашаем родителей. Дети с интересом участвуют. Со своим классом принимаю участие во всех школьных мероприятиях.

«...Заставить уважать самого себя без гордости;
любить и помогать ближнему своему без хитрости и расчёта;
ценить семью;
проникнуться любовью и желанием добра своей Родине даже
до готовности сложить за неё свою голову;
осмыслить свою жизнь и свой труд, как бы ни был он,
по-видимому, незначителен, и в этом труде видеть не одну
тяготу, но до некоторой степени и удовольствие,
показать разумное употребление досуга...»

Именно эти цели, обучая детей чтению, надо уметь осуществлять учителю начальных классов.


Литература

  1. Вохмянина Л.А., Игнатьева Т.В., Федосова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Начальные классы, 2004.
  2. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М.: 1986.
  3. Светловская Н.Н. Методика проведения уроков внеклассного чтения. - М.: 1993.
  4. Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М.: 1955. - т. 3.
  5. Труды Первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22–31 декабря 1903 г.). - Спб.: 1904.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

выразительно».

Воспитатель гр. № 5

Косарева О.В.

МБДОУ № 190

Ноябрь, 2016г.

выразительно».

Как по-разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4)Стихотворение должно соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Например, озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стихи, а мечтателю - более спокойные, плавные по звучанию.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий).

Важны хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок- ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать выразительно. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте .

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов

4. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

5. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

После прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит:

  • от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные),
  • от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение).

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду) . Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды) . Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки. Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученное стихотворение от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученное стихотворение. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков

Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить. (обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)

«Строитель» Г. Ладонщиков

Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)

Дятел строит новый дом,

Хоть и сам еще не знает (озадаченно)

Кто прописан будет в нем.

Подлетает к дятлу чиж:

Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час в дупле осины, (удивленно)

Как привязанный, торчишь!

Я недаром тут стучу! (доброжелательно)

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу (с удовольствием) И осину полечу.

Чтобы малышу было легче запомнить стихотворение, опирайтесь на его индивидуальный тип восприятия. Присмотритесь к его повседневному поведению. Кто он - аудиал, кинестетик или визуал? Точные признаки каждого из типов вы можете найти в многочисленных статьях и тестах, которые есть в интернете. Для каждого типа характерны свои особенности восприятия. Аудиалу проще воспринимать новую информацию на слух.

Если ваш ребенок аудиал - сделайте акцент на вашем выразительном чтении стихотворения. Повторите его несколько раз, при этом не забывайте про эмоциональность. Читайте небольшими четверостишиями, обязательно расставляя акценты на рифмах. Ориентируясь на эти своеобразные звуковые маяки, ребенку будет легче воспроизводить заучиваемое стихотворение. Еще лучше учить стихотворение построчно, в таком случае количество повторений будет увеличено. Ребенку-аудиалу будет еще проще запомнить, если вы сделаете из стихотворения песенку.

Ребенку-визуалу главное увидеть яркую картинку того, о чем говорится в тексте. Совершенно необязательно самим рисовать иллюстрации к заучиваемым стихам. Хотя это тоже неплохой способ. Практически все детские книжки снабжены прекрасными картинками. Однако еще лучше, если вы, прочитав стихотворение или отрывок из него, предложите малышу закрыть глаза и пофантазировать, представить изображаемую в стихотворении ситуацию. Потом пусть малыш откроет глаза и нарисует все, что он представил. Получится такой комикс по стихотворению. После того, как картинки будут готовы, попросите малыша рассказать стихотворения, опираясь на собственные рисунки. Если это вызывает затруднения, попробуйте рассказать стихотворение вместе с ним, только не забывайте о выразительности.

Малышу-кинестетику обычно сложно сосредоточиться на одном занятии. Предложите ему такую игру: по дороге в садик или на прогулке проговаривайте текст стихотворения построчно. Очень хорошо, если это занятие будет сопровождаться какими-то манипуляциями с пальцами или просто жестами. В идеале каждой строчке должен соответствовать какое-то определенное движение.
Когда стихотворение полностью выучено, предложите ребенку поиграть. Пусть он попробует рассказать выученное стихотворение от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль и расскажите сами или вместе с малышом разученное стихотворение .


В разделе на вопрос Как можно научиться красиво и выразительно говорить? Может есть какие - то книги? заданный автором Антонио Кентана лучший ответ это Предыдущий отвечающий во многом прав. Нельзя выучиться связно говорить за несколько уроков "Илоны Давыдовой" к тому же подавляя зевоту. Так девушки английский учат, чтобы использовать одну фразу " чю хандрид далларс пё найт".
Читайте научную фантастику: Роберт Шекли, Виктор Савченко, Гарри Гаррисон, Клиффорд Саймак, А. Б. Стругацкие, разумеется "Человек без лица" Альфреда Бестера. Наши переводчики 70-х гг. владели прекрасным русским языком- это научит Вас не только говорить, но и думать лаконично, связно, грамотно и, главное, последовательно. Да, кстати, А. Хейли: Аэропорт, Отель, Сильнодействующее лекарство.
Один побочный эффект от прочитанного и усвоенного - Одиночество.

Ответ от Aibolit aibolit [гуру]
Donald karnegi


Ответ от Европейский [гуру]
Вообще, побольше книг читать: тренируется память, формируется
мышление, а через него - грамотная речь.



Ответ от способствовать [гуру]
Просто чтение книг, журнальных статей - дело, конечно, полезное, это расширит твой кругозор и словарный запас, но отсюда до умения красиво говорить - огромная дистанция. Нужна целенаправленная работа! Есть такая наука - ораторское искусство (риторика) , и учебные пособия по нему есть... Но вся проблема в том. что даже если штудировать учебники, да читать в качестве примера для подражания речи известных ораторов, выступления писателей и т. п. - толку все равно будет мало, ибо любое умение вырабатывается только в процессе тренировки, практики - и никак иначе.
Так что: 1. купи учебник по риторике, но только такой, который имеет выраженную практическую направленность (меньше теории, больше примеров и полезных упражнений). 2. Попробуй ежедневно писать одно маленькое, в несколько фраз, сочинение на хорошо знакомую тебе тему, например, футбол, рыбалка... а потом выразительно прочитай, а лучше перескажи это сочинение. Поработаешь месяц - и будут очень заметные сдвиги.


Ответ от Дубний Нильсборий [гуру]
Интересно, для чего? Для хорошего -- достаточно говорить просто и ясно. Даже если это будет не особо красиво и выразительно. А вот чтобы лапшу на уши вешать -- обязательно именно так... Может, лучше нам научиться всем честно говорить? Но и это только после того, как научимся думать. А сейчас сначала учат красиво говорить, а думать вообще не только не учат, а учат, что это совершенно необязательно, особенно если умеешь красиво и выразительно говорить. Это "красиво и выразительно" очень уж на "неискренне и лицемерно" смахивает. Поневоле Базаров вспоминается: "Аркадий, не говори красиво... " П. ч. за этим "красиво" стоИт что-то нехороше...

Ударные слова

В каждой фразе до лж на быть одна вершина, один логический центр, который и выде ля ется, как главный. Затем последовательно, по ст еп ени важности выделяются остальные слова. И с ов сем не акцентируются второстепенные слова. Для в ы деления логических центров пользуются усилением, повыш ен ием голоса, а иногда его понижением и з аме длением темпа. Определить ударные с ло ва в тексте поможет ряд правил логического чтения. Уда рн ыми бывают преимущественно слова, обоз на чающие понятия, которые раньше в тексте не вс тр ечались, то есть новые понятия. Это одно из ос но вных правил.


В простом предложении уда р ение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обы ч но на слово, стоящее вторым по порядку:

Сдел а лось смятение . Калитка заскрипела .

Когда смысл ска зуе мого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказ уе мое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.


Если же в тексте имеется проти во поставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке , дуешь и на воду .


Противопоставление может подр а зумеваться

И дурак это поймет (не только умный).


Правило о логических ц ен трах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не д ол жно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.


Но при противопост а влении местоимение выделяется:


Сегодня – ты , а завтра – я .


Если при глаголе имеются дополнитель н ые слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам .
Люблю молодца за искренность .

Если определение выражено именем существите л ьным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин .
Шум слился с говором гостей .


Но при противопоставле н ии ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было б ы ть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на сл ов о «звезда».


Определение, выраженное прилаг ате льным, не бывает под ударением.


Черные тучи повисли над морем .
В небольших комнатках тепло и уютно .


Но если «небольшим комнаткам» противопос та вляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.


Если перед существительным стоит несколько при ла гательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.


Но если одно или несколько прилагательных с то ят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.


Он человек гордый и своенравный .


Если же после существительного ст оя т прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилага те льные.


Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .


Ударение падает на слова, выражающие ср ав нение.

Стонал, как зверь .
Как лань лесная боязлива.


Если сравнение и относящееся к нему сл ов о не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта ,
Когда в углу сидел один .

Если понятие выражено несколькими словами, то вы де ляется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выра жа ют не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.


При противопоставлении в многословном понятии ударе ни е может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зав и сит не только от ударных слов, выделяемых голос о м. Своё влияние на эмоциональность чтения ока з ывают и паузы. Они бывают смысло вы ми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими . Логические паузы могут б ы ть разной длительности: от мгновенной, которая дел ает ся перед словом для его выделения, до продолжительной, от дел яющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой р еч ью позволили составить несколько правил, помогающих опр ед елить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в с
еб е логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;


3) перед прилагательным, которое следует за су щес твительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;


4) перед существительным, определяющим другое суще с твительное:

Художник Серов | замечате л ьный русский портретист…


Но если существительное стоит впереди опред еля емого слова, пауза не нужна:


Замечательный русс ки й портретист художник Серов;


5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так ка к они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:


Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и вс тали из-за стола скорее обыкновенного.


6) При тире и при проп у ске слова:

Книга - | друг человека.


7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не раз ъе динять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет.


8) Между пояснительными словами, а также между по дле жащим, сказуемым и пояснительными словами .

9) В сложных распространённых предло
же ниях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на перел о ме двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом п
ос троен по плану французского архитектора, | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Приводятся примеры логического разбора из вес тных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения ло гиче ской паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она им е ет право приостановить течение речи на каком угодно сл о ве и зависит от творческого подхода, опирающ ег ося на анализ текста и определяющего его эмоц ио нальное содержание. Психологическая пауза может с ов падать с логической, но может и не совпадать. В отли чие от логической, психологическая пауза не может бы ть просто молчанием. Она «красноречива». В не й как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и заро жд ается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выраз ит ельного чтения материал, состоящий из дли н ных смысловых частей (периодов), в которых легко «забл уд иться» и потерять основную мысль. Важно науч ит ься также обращаться с вводными словами и придат очны ми предложениями. Их следует затушевывать, пол ь зуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Ин а че речь окажется тяжелой, а это будет мешать во сп риятию материала.

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи . Выполнять упражнения для улучшения голоса . Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!