Возвращение блудного сына. «Блудный сын» значение фразеологизма

Радостно, когда обретаешь друга или ученика, но еще приятнее, когда человек, ходивший в темноте, обретает свет и исцеление. Поговорим сегодня о том, каково значение фразеологизма «блудный сын».

Источник

Обратимся к Библии, Евангелию от Луки. Было у старика два сына, один - серьезный и положительный, другой - странный и легкомысленный. И вот второй решил попросить у отца часть денег, причитающихся ему по праву, и ушел из дома. Разумеется, состояние он свое промотал. Потом он работал свинопасом и умирал от голода. Легкомысленный молодой человек и рад бы откушать от лоханки животных, за которыми он ухаживал, но ему было не положено. И вдруг беглеца осенило: «Отец богат, у него много в услужении людей, и все они сыты и накормлены, повинюсь, выпрошу работу». Сказано - сделано. Явился блудный сын (значение и происхождение фразеологизма рассматриваются сейчас) к отцу, сказал речь, а тот нарядил его в лучшие одежды, зарезал самого жирного теленка и закатил пир.

Когда брат непутевого отрока возвращался домой с поля, то услышал звуки веселья и спросил у слуг, что происходит. Ему сказали, что вернулся его сбежавший родственник, и отец очень рад. Трудолюбивый сын рассердился и отказался войти в дом. К нему вышел отец. Между ними случился такой диалог:

Мне ты не давал даже козленка на заклание, чтобы я попировал с друзьями, а в честь блудного сына устроил целый праздник, хотя я честно на тебя работал в то время, когда он проматывал состояние.

Ну что ты, ты был при мне и рядом со мной. Все, что мое - твое. А твой брат все равно что умер и воскрес, пропал и нашелся.

После последних слов старший сын, видимо, все понял и постиг. В любом случае причта на этом кончается. Просим прощения за излишне осовремененный язык. Так или иначе, но значение фразеологизма «блудный сын» все еще нуждается в пояснении.

Символизация образа

В наши дни, если и бегут из дома, то зачастую уже не возвращаются, а библейский миф, вернее его герой, стал именем нарицательным. Христианская мораль ставит раскаявшегося грешника выше, чем последовательного праведника. Парадокс, но тот, кто ходил в темноте, а затем вышел к свету, ценнее того, кто пребывал все время подле истины. Рациональных доказательств этому быть не может, мы же говорим о религиозных догматах. Наверное, грешник потому ценится Богом выше, потому что он был на той стороне, но сознательным волевым решением выбрал все-таки добро. Таков моральный смысл и значение фразеологизма «блудный сын».

В любом случае блудным сыном называют того, кто сначала что-то отвергал, а потом вернулся к изначальным убеждениям. Например, математик отказался заниматься наукой точной и обратился к науке субъективной - филологии. Последняя ему надоела спустя три года, и он снова вернулся в Движение математика туда и обратно вполне укладывается в значение фразеологизма «блудный сын».

И почему все-таки отец из притчи так поступил?

В поступке родителя был не только нравственный, но и политический или, если хотите, практический смысл. Его легкомысленный сын, во-первых, никогда больше не покинет дома, а во-вторых, будет значительно более праведным, чем брат его. Он испытал искушение, страдал. Блудный сын знает, что такое дно жизни, что такое пропасть, а его брат верит и творит добро по привычке. Поэтому-то очень так радовался возращению «мота».

Когда люди употребляют выражение «возвращение блудного сына», значение фразеологизма подразумевает не только раскаяние в предыдущем поведении, но и некоторое обогащение новым опытом. Хотя если отойти от философских реалий, то человек, произносящий эту фразу, имеет в виду просто возвращение кого-то домой, и под домом может мыслиться как физический объект, так и прошлые установки и убеждения.

Выражение "Блудный сын" имеет библейские корни. Есть такая поучительная притча. Когда в одной очень верующей, богатой семье был младший сын, который вел разгульный образ жизни. Он ушел из семьи и много лет о нем ничего не было слышно. В общем то, он фактически умер для близких. И вот по прошествии многих лет этот мужчина вернулся в семью.

Он бросился к ногам отца и попросил прощения за свое непутящее поведение. Он не знал, какая будет реакция у его родителя. Тот принял его, простил и устроил по этому поводу пышный пир. А сын, реально осознал свое недостойное поведение и стал совершенно другим человеком, достойным своей семьи.

Сейчас нам сложно понять эту ситуацию. Но, в те времена отец был главой семейства до конца своих дней. Все финансы были в его руках. Отца все слушались и почитали, его слово было законом для всех домочадцев.

Поскольку притча из Библии, то у нее следующее значение: Каждый грешник, который искренне раскаивается в своих грехах, переосмысливает свою жизнь, меняет ее к лучшему будет прощен Богом.

Выражение "возвращение блудного сына" актуально и в наши дни, и означает следующее:

  • Человек, который своим беспутным поведением значительно выделяется из своей семьи.
  • Можно сказать о сотруднике, который вечно опаздывает, прогуливает работу.
  • Человек, который осознал свои ошибки, изменил свое поведение или образ жизни в целом, к лучшему.

И конец». Фразеологизм построен на столкновении антонимичных компонентов: альфа и омега - первая и последняя буквы греческого алфавита...
Такие выражения есть во всех языках мира. Например, мы говорим: «Изучи все от А до Я», а в царские времена говорили «От аза до ижицы». Аз - это первая буква старославянского алфавита, ижица соответствии последняя буква. Фразеологизм «от альфы до омеги» означает «все вполне», «от начала до конца».
Однажды царь Эврисфей поручил Гераклу очистить от навоза скотный двор царя Авгия. Отец Авгия бог солнца Гелиос дал своему сыну огромные стада: триста Билоногу быков, двести красных быков и двенадцать быков белых как снег. А еще один бык как солнце озарял красотой все вокруг. Скотного двора Авгия никто никогда не убирал, а царь велел Гераклу очистить его от навоза за один день. Геракл согласился, и Авгий пообещал отдать ему за работу десятую часть своих стад: царь не верил, что за один день можно сделать так много.
Выражение приписывается древнеримском писателю и оратору Цицерону (106 - 43 гг. До н. Э.) Стремясь популяризировать в Риме греческую культуру, Цицерон в своих писаниях уделил значительное место теории ораторского искусства, разработанной греками. Особенно он выделял жителей Аттики, что славились красноречием. «Все они были... посыпанные солью остроумия...» - писал Цицерон.
О, какой же он точный, военный словарь,
Без аттицькои соли и пикантного перца.
(Е.Маланюк, Пятая симфония)
Сергей Иванович,.
«Гордиев узел» - фразеологизм , который каждый из нас слышал, но что значит фразеологизм «гордиев узел» объяснит не каждый.
По легенде, приведенной древнегреческим историком Плутархом (I-II вв. Н. Э.), Фригийцы, послушав советы оракула, избрали царем первого, кто встретился им с телегой у храма Зевса. Это был простой крестьянин Гордей.
В память о своем неожиданное возвеличивания Гордей поставил в храме Зевса этот воз, привязав ярмо к нему очень запутанным узлом. Александр Македонский, узнав о пророчестве оракула

Драч. блудный сын В Лос-Анджелесе, просто на газоне,
Упал человек в траву вниз
И видит сквозь планету: играют лошади
И играет Роська в шали их зрачков.
Упал человек и видит сквозь всю землю
Траву свою и тропинку свою
Такую свою что совсем не отделю
От той споришевои в раю.
Упал человек под пальмами чужими
И видит верболозы, и кусты,
И седую мать с седыми дверью,
Где ютятся на стропилах две звезды.
Упал человек, и только ему встать,
И кранами его не подвести. 1. Какой бродит , бродит, постоянно меняя место пребывания. Блудным рыцарем сделаться.., двинуться из дома в мир широк - Вот что сразу задумал он (фр., XII, 1953, 114).
◊ Блудный сын, зам. - О человеке, после долгих блужданий и распутной жизни с раскаянием возвращается к своей семье. * В ср. [Жанна:] Ну, ваш милый Петя очень быстро вернется к вам, как блудный сын, без копейки и, возможно, без пиджака (Кор., Почему посмешище. Заре, 1958, 86).
2. перен.

Эта фраза понятна всем, когда говорят «возвращение блудного сына», то имеют в виду взрослого ребенка, который ушел из семьи, а потом вернулся домой . Очень часто так говорят о детях, которые очень давно не навещали своих родителей. Либо о детях, которые жили очень далеко, вели беспутную жизнь, а затем явились семье.

Фраза эта библейская. В Евангелии от Луки, в пятнадцатой главе есть известная притча о блудном сыне. Однажды жил человек, у которого было два сына. Как-то младший из них решил потребовать свою долю имущества и уйти из дома. Отец согласился отдать ему его долю, сын забрал ее и ушел в далекие края. Там он вел распутную жизнь и вскоре промотал все полученное от отца состояние.

В стране, где он жил, наступили тяжелые времена, многие люди голодали. Блудный сын решил пойти наемным работником, чтобы хоть как-то прокормиться. Он стал пасти свиней, думая, что сможет есть хотя бы ту пищу, которую дают животным. Но ему не позволили. Тогда он решил вернуться домой и наняться к своему отцу, поскольку его работники живут намного лучше.

Когда он вернулся, то попросил прощения у своего отца и попросился стать его слугою. Отец же очень сильно обрадовался возвращению сына, приказал его одеть в хорошую одежду, заколол в его честь теленка и устроил праздник. Когда старший сын вернулся с работы и увидел праздник в честь распутного брата, то обиделся и решил даже в дом не входить. Отец же, увидев его, сказал, чтобы тот не обижался, потому что он всегда был рядом с ним, и все свое богатство отец делил с ним поровну. А младший сын был для отца уже мертв, но он жив и вернулся домой, а это большая радость — возвращение блудного сына.

Для христиан – это одна из самых главных библейских притч, которая символизирует жизнь человека без Бога (жизнь блудного сына в чужих краях) и возвращение его к Богу, когда он покаялся и решил жить в согласии с Отцом своим (возвращение блудного сына к отцу и его раскаяние).

Эта притча — часть устной еврейской традиции. В древней еврейской легенде есть еще и слова о том, что блудный сын на чужбине забыл свой язык, и вернувшись домой, он не смог даже позвать отца. Тогда в отчаянии он закричал. Эта притча нашла отражение в праздновании еврейского Нового года. Крик юноши символизирует звучание шофара в синагогах – музыкального инструмента, сделанного из рога животного.

Притча о блудном сыне с распространением христианства стала популярна не только среди евреев, но во всем христианском свете. Это конечно способствовало тому, что фраза «возвращение блудного сына» стала крылатой во многих языках мира.

Крылатая фраза «возвращение блудного сына» дала название многим великим произведениям искусства, самой известной среди которых является работа Рембранта «Возвращение блудного сына», написанная в 60-х годах 17 века.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!