Вопросы и синтаксическая роль местоимений. Значение и грамматические признаки местоимения: особенности и правила

1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Я замираю в восторге.

Сказуемое: А кто этот господин?

Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.

Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.

2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.

Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.

3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:

Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?

Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?

Определением: Какой цветок упал к моим ногам?

4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:

Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.

Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.

Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.

Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.

5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.

Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.

Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.

Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.

6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:

Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.

Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .

7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:

Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.

Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.

Определением: Этот разговор не принёс облегчения.

Дополнением: В деревне только об этом и говорили.

Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .

8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .

В предложении может быть:

Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.

Сказуемое: Лара бывала разной, любой .

Определение: Солнце убрало все тени.

Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.

9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .

В предложении могут быть:

Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.

Дополнение: Дома никого не было.

Определение: Никакие уговоры не помогли.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть любым членом предложения:

Я хочу спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша — мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.; некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (— Который час? — Пятый ).

3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам.

Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

Примечания:

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо ).

План морфологического разбора местоимения

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма.

3. Постоянные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (если есть);
  • род (если есть).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) себе

кому?

2. Н. ф. — себя .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

5. В предложении дополнение.

  • какого-нибудь (ботаника)

какого?

2. Н. ф. — какой-нибудь .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — который .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос каких?

2. Н. ф. — этот .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

5. В предложении часть обстоятельства времени.

  • ничья (нога)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чья?

2. Н. ф. — ничей .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — он .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чью?

2. Н. ф. — свой .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос какими?

2. Н. ф. — всякий .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Дополнительно на Геноне:

§1. Общая характеристика местоимения как части речи

Местоимение - это самостоятельная часть речи. Местоимение не является знаменательной частью речи.
Местоимения - разнородный по значению и грамматическим особенностям класс слов.

Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные. Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными. Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».

1. Грамматическое значение - «указание».

К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них.

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным,
  • изменяемые - падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.

3. Синтаксическая роль в предложении , как у существительных, прилагательных и числительных.

§2. Разряды по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
  2. Возвратное: себя
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой
  4. Указательные: , а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам , а также устар.: всяческий, всяк
  6. Вопросительные:
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей

В школьной практике разряды местоимений учат наизусть . Поверьте опыту, хуже всего ребятам даются определительные местоимения: не запоминаются и всё! Разные они какие-то.

Пользователь нашего сайта О.В. Лобанкова прислала стишок, включающий определительные местоимения.

ВЕСЬ день уроки САМ учу,
ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу.
Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске
Меня зовут, я весь в тоске.
Я САМЫЙ умный, но стесняюсь;
ДРУГОЙ смелей меня, на зависть.
ИНОЙ учитель и не знает,
Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

(Ольга Лобанкова)

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, т.е. омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

Вопросительные
- относительные

§3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами

Язык позволяет нам избежать множества ненужных повторений одних и тех же слов. Это возможно, в частности, потому, что роль других слов могут брать на себя местоимения. Они способны замещать в предложениях имена: существительные, прилагательные, числительные. Рассмотрим пример:

Ярославль - красивый город. Ярославль стоит на берегу Волги.

Если во втором предложении заменить слово Ярославль на местоимение он , мы избежим повтора: Он стоит на берегу Волги.

Если местоимение может заместить существительное, то оно соотносится с существительным, если прилагательное, то - с прилагательным, а если числительное, то - с числительным.

1. Местоимения, соотносимые с существительными

В эту группу входят:

  • все личные местоимения,
  • возвратное: себя,
  • вопросительно-относительные: кто, что,
  • неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то и др.,
  • отрицательные: никто, ничто.

Морфологические признаки этих местоимений сходны с морфологическими признаками существительных. У них тоже есть род, число и падеж. А у личных местоимений есть еще неизменяемый признак лица.

Местоимения, как и существительные, не изменяются по роду. У одних слов принадлежность к роду выражена окончаниями: он - она - оно , у других показателей рода нет. Но часто род можно определить из контекста. Помогают формы прилагательного в ед.ч. или глаголов прошедшего времени, например: кто-то пришёл, кто-то незнакомый, что-то большое . Благодаря синтаксическим связям мы знаем, что слово кто - м.р., а что - среднего. Местоимения я и ты - общего рода, сравни: Я уже взрослая. Я уже взрослый.

Число

У местоимений признак числа постоянный. Я и мы , ты и вы , он и они - это разные слова. Особенностью местоимений, соотносящихся с существительными, является то, что они не изменяются по числам.

Падеж

Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
Но:

  • у возвратного местоимения себя , отрицательных некого, нечего нет формы И.п.,
  • некто есть только формы И.п.,
  • у неопределённого местоимения нечто есть формы И. и В.п.

Лицо

У личных местоимений есть лицо. Местоимения не изменяются по лицам.

Синтаксическая роль в предложении, как у существительного. Например:

Никто ничего не узнает.

Никто - подлежащее, ничего - дополнение.

Себя не может быть подлежащим. Вторая особенность в том, что себя может входить в сказуемое вместе с глаголом. Местоимение в этом случае не добавляет никакого другого значения, кроме возвратности.

2. Местоимения, соотносимые с прилагательными

В эту группу входят:

  • все притяжательные местоимения,
  • указательные: почти все местоимения этого разряда,
  • все определительные местоимения,
  • четыре вопросительных и относительных: какой, каков, который, чей,
  • неопределённые, образованные от какой, который, чей : какой-либо, некоторый и др.
  • отрицательные: никакой, ничей

Как и прилагательные, местоимения, соотносимые с ними, изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому они относятся.
Исключение составляют притяжательные местоимения её, его, употребляемые в ед.ч., и местоимение их , употребляемое во мн.ч. Это неизменяемые слова. Примеры:

И.п. её, его, их сестра, брат, общество
Р.п. её, его, их сестры, брата, общества
Д.п. её, его, их сестре, брату, обществу
В.п. её, его, их сестру, брата, общества
Т.п. её, его, их сестрой, братом, обществом
П.п. (о) её, его, их сестре, брате, обществе

И.п. её, его, их сестры, братья, окна и т. д.

Примеры показывают, что притяжательные местоимения её, его и их сами не изменяются. Их грамматическую форму помогают определить существительные.

Местоимения каков, таков, совпадающие формально с краткими прилагательными, как и они, изменяются по родам и числам.

Каков отец, какова мать, каково государство, каковы законы, таков сын, такова дочь, таково общество, таковы обычаи.

Синтаксическая роль в предложении по преимуществу - определение, реже часть сказуемого. Например:

Моя, твоя - определения.

Без трудолюбия способности ничто .

Ничто - часть сказуемого. (Нулевая связка быть)

3. Местоимения, соотносимые с числительными

Это небольшая группа местоимений, к которым относятся слова сколько, столько и их производные: несколько,сколько-нибудь и др.

Как и числительные, эти местоимения изменяются по падежам. Признаков рода и числа они не имеют. Как и числительные, они, находясь в форме И. и В.п. управляют формой существительного: требуют после себя сущ. в форме Р.п. мн.ч., например: несколько яблок, столько-то килограммов. В остальных падежах они согласуются с существительными в падеже, например: несколькими яблоками, стольким-то килограммам, (о) стольких-то килограммах.

Как и числительные, в предложении такие местоимения выполняют ту же роль, что и существительное, к которому относится местоимение. Например:

Несколько яблок лежало на столе.

Несколько яблок - подлежащее.

Он съел несколько яблок.

Несколько яблок - дополнение.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Может ли местоимение замещать глаголы?

  2. Верно ли полагать, что синтаксическая роль у местоимения в предложении может быть такой же, как у существительных, прилагательных или числительных, которые оно замещает?

  3. Какого из признаков, свойственных личным местоимениям, нет у других местоимений?

    • Падежа
    • Числа
  4. Является ли лицо у личных местоимений постоянным (неизменяемым признаком)?

  5. Формы какого падежа нет у возвратного местоимения себя ?

  6. С какой частью речи соотносятся местоимения сколько, столько ?

    • С существительными
    • С прилагательными
    • С числительными
  7. Форм какого падежа нет у местоимений некого, нечего ?

  8. некто ?

    • Все, кроме И.п.
  9. Какие формы есть у местоимения нечто ?

    • И.п. и В.п.
    • Только И.п.
    • Только В.п.
  10. К какому разряду относятся местоимения: этот, тот, такой, таков, столько ?

    • Определительные
    • Неопределённые
    • Указательные
  11. Сколько местоимений в примере: Относись к каждому человеку так, как ты бы хотел, чтобы все относились к тебе.?

Правильные ответы:

  1. С числительными
  2. И.п. и В.п.
  3. Указательные

Вконтакте

МОРФОЛОГИЯ

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их: я, он, его, себя, тот, никто, свой, столько.

Разряды местоимений по значению

Разбор местоимения

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. числа);

2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (уличных);

3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; род (если есть).

III. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение или определение.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании материалы, посвященные теме “Местоимение”. Какие темы, связанные с местоимением, вы будете изучать?

Найдите в учебнике параграфы, посвященные местоимению. Какой материал вам частично известен? Какие темы связаны с правописанием местоимения?

2. Аукцион знаний. Просмотрите материалы схемы. Какие термины и понятия вам известны? Переведите их на украинский язык.

3. Многие ученые-филологи соотносят местоимения с существительными. прилагательными и числительными. Местоимения – существительные указывают на лицо или предмет. Местоимения-прилагательные – на признак предмета. Местоимения-числительные – на количество или порядок при счете. Используя материалы схемы, продолжите перечень местоимений.

Местоимения-существительные: себя, … .

Местоимения-прилагательные: мой, твой, свой, наш, ваш, … .

Местоимения-числительные: столько, … .

4. Один ученик приводит пример местоимения определенного разряда; второй, используя материалы схемы, определяет разряд этого местоимения.

5. Прочитайте план разбора местоимения. Укажите морфологические признаки в словах я, к вам, ты, своего, моему.

Спишите предложения. Укажите разряд выделенных местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Сделайте вывод в роли каких членов предложения могут выступать местоимения?

1. Некто неслышно вошел в зрительный зал. 2. Мы услышали какой-то странный шорох. 3. Сергей нечаянно положил мою тетрадь в свой рюкзак.

§38-39 Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Возвратное местоимение

351 Эксперимент

1. Прочитайте предложения и сравните их. Задайте вопросы к выделенным словам. Определите, на месте каких частей речи стоят местоимения.

1. Сергей принесет мою книгу завтра. – Ты принеси завтра мою книгу, пожалуйста. 2. Друзья отправились б поход. – Они отправились в поход. 3. Неизвестный человек стоял у входа. – Какой-то человек стоял у входа. 4. В сумке лежало пять яблок. – В сумке лежало несколько яблок.

2. Прочитайте перевод термина “местоимение”. Почему изучаемая в этом параграфе часть речи называется местоимением.

Местоимение – от латинского слова прономен – “вместо имени”.

352 Анализ теоретического материала

1. Прочитайте теоретический материал о местоимении. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?

2. Сопоставьте материал параграфа с материалом схемы на с. 154. Какая информация есть на с. 154, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах о местоимении на с. 154?

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет (кто? что?): я, ты, никто: признак (какой? чей?): такой, этот или количество (который? сколько?): столько, но не называет их.

По значению местоимения делятся на разряды: личные (я, ты, он и т. д.), притяжательные (мой, твой, наш и т. д.). возвратное (себя), указательные (тот, этот и т. д.), определительные (сам, всякий, любой и т. д.). относительные (кто, что, какой и т. д.), вопросительные (кто?, что?, какой? и т. д.). неопределенные (некто, кое-кто, какой-либо и т. д.). отрицательные (ничто, никого, никакой и т. д.).

Все местоимения изменяются по падежам: я – меня, тот – тому, наш – нашим, кто – кого, какой – о каком, весь – всяким, какой-либо – какого-либо.

Притяжательные (мой, твой, наш и др.), определительные (всякий, любой, другой и др.) и указательные (этот, столько и др.), как имена прилагательные, изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с именем существительным, к которому они относятся.

В предложении местоимение может быть подлежащим сегодня всех удивил!), дополнением (Ребята увидели светящееся вдалеке.): определением (Я испытывал сомнения.)

1. Спишите текст.

2. Выделенные слова являются местоимениями. Используя материалы схемы на с. 154. укажите в скобках их разряд. Отметьте, на что указывает местоимение: на предмет (предм.) – кто? что?, на признак (призн.) – какой? чей?, на количество (кол.) – сколько?

Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного – ей все казалось, что я еще маленький ребенок. В новом доме мы поселились несколько дней назад, ни с кем из соседей еще не успели познакомиться, поэтому мама хотела “подбросить” меня на воскресенье к своей приятельнице.

Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.

Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой.

По Ю. Сотнику

Личные местоимения

1. Что вы знаете о личных местоимениях из изученного ранее?

2. Найдите в схеме на с. 154 информацию о том, как изменяются личные местоимения.

Личные местоимения указывают на конкретное лицо или лица (я, ты, мы, вы) либо на лица (не участвующие в разговоре) и предметы (он, она, оно, они).

Личные местоимения имеют следующие морфологические признаки: лицо (я, мы – 1-е лицо: ты, вы – 2-е лицо; он, она, оно, они – 3-є лицо): число (единственное: я, ты, он, она, оно и множественное: мы, вы, они).

Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении местоимений иногда меняется все слово: я – меня; мы – нас, он – ему. В косвенных падежах местоимений 3-го лица посте предлога появляется буква н: он –

1. Сопоставьте местоимение в начальной форме и его формы в косвенных падежах. В чем особенность форм местоимений в косвенных падежах? В каком случае в местоимениях 3-го лица появляется в начале слова буква н?

2. После каждой группы укажите в скобках лицо и число. Над каждым местоимением напишите его падеж.

1. Я – меня, мне, обо мне, со мной (1л., ед. ч.).

2. Ты – тебя, тебе, о тебе, с тобой.

3. Он, оно – его, ему, с ним, о нем, она – ее, ей, о ней. с ней.

4. Мы – нас, нам, с нами, о нас.

5. Вы – вас, вам. с вами, о вас.

6. Они – их, им, о них, с ними, о них.

1. Восстановите словосочетания, ставя личные местоимения в нужную форму.

2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите лицо, число и падеж местоимения.

3. Отметьте в словосочетании главное слово (х).

Пришел к (он), ра..говаривал с (она), пр..готовит для (они), пр..к..снулся к (они), предл..гаеш.. (они); соб..раешься ко (я), заб..решь у (я), одного с (я) возр..ста.

4. Составьте со словосочетаниями три предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения.

Поставьте личные местоимения я, он, она, мы, они в форму косвенных падежей, используя предлоги для, от, у, к (ко), по, с (со), о (обо). Запишите по образцу. Обозначьте орфограмму-пробел – раздельное написание местоимений с предлогами.

Образец. Оно – для_него, от_него, у_него, к_нему, по_нему, с_ним, о_нем.

1. Прочитайте текст, употребляя местоимения в нужной форме.

Озаглавьте текст. Какими средствами связи соединены предложения в тексте?

2. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в нужную форму. Укажите их падеж. Используя схему на с. 154. укажите разряд местоимений.

Я был поражен солнечной голубизной моря. Глаза у (я) слезились от морского ветра. Ветер был очень силен. Он поддерживал (мы), когда мы спускались с обрыва к морю.

Кыш первым подбежал к воде, лизнул (она), фыркнул. В этот момент как раз набежала волна, но он ухитрился подпрыгнуть и отбежать. Отбежал, улегся между двух камней и стал следить за волной. Он думал, что она с (он) играет, но подойти поближе боялся.

Мы устроили навес и пять минут загорали. У (я) сил больше не было терпеть, и мы пошли в море.

Я вошел по пояс в воду, поскользнулся, упал, начал барахтаться и кричать:

– Море! Море! Ура!

По Ю. Алешковскому

3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

359 Изложение

359 Изложения

1. Составьте пунктуационные схемы предложений упражнения 358. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднения.

2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных.

Внимание!

Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в официальных документах и личных письмах как форма выражения вежливости: сообщаем Вам…; Поздравляем Вас….

Спишите предложения, ставя местоимение вы в нужную форму. Расставьте знаки препинания.

1. Уважаемый Николай Петрович от имени всего класса поздравляем (вы) с юбилеем. 2. Довожу до (вы) сведения что в нашем доме уже два дня отсутствует электроэнергия.

3. Приглашаем (вы) Ирина Анатольевна на торжественный вечер в честь Дня учителя.

Учись учиться, учись общаться, учись жить о культуре общения

Личные местоимения он, она, они указывают на лиц, не участвующих в диалоге, поэтому использование этих местоимений по отношению к собеседникам недопустимо.

361 Редактирование

1. Найдите в тексте ошибки, учитывая, что в разговоре участвуют трое.

2. Разыграйте полилог, используя в речи одного из участников разговора предложенное высказывание в исправленном виде. Другие участники должны ответить репликой на порученное им задание.

1. – Нам поручили подготовить совместный проект по истории нашего города. Я буду отбирать материал. Никита займется художественным оформлением, а она возьмет на себя презентацию нашей работы.

2. – Хочу вас обрадовать. Мы будем участвовать в школьном конкурсе на лучшую постановку сказки.

Сергей напишет сценарий, он найдет костюмы, я подготовлю реквизит и подумаю над постановкой.

Реквизит

362 Притяжательные местоимения

Используя материалы схемы на с. 154, заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие личным местоимениям притяжательные местоимения и, наоборот, соответствующие притяжательным местоимениям личные.

Притяжательные местоимения выражают принадлежность к 1-му (.мой, наш), 2-му (твой, ваш), 3-му лицу (его, ее, их). Местоимение свой может относиться к любому лицу.

Притяжательные местоимения соотносятся с притяжательными прилагательными. Однако прилагательные называют конкретное лицо, которому что-то принадлежит, а местоимения только указывают на это лицо: Петина тетрадь – его тетрадь.

Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные. В предложении обычно бывают определениями.

Местоимения его, ее, их совпадают с формами родительного падежа местоимений он, она, они. Но при наличии предлога к ним не присоединяется буква н: от ее голоса, к его бабушке, с их родителями.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по падежам (моего – моему, твоему – твоим, наш – нашим, вашему – о вашем), а местоимения его, ее, их не изменяются (к его дому, их правами, о ее голосе).

Внимание!

Окончания местоимений н(аи, ваш в формах косвенных падежей можно проверить с помощью вопроса:

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения.

2. Укажите разряд местоимений (см. схему на с. 154).

1. Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили. 2. Его биография конечно примечательна и трагична (В. Брагин). 3. Над моим домом к сожалению сегодня совсем не плывут облака (С. Козлов).

3. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.

Замените сочетание существительное + существительное сначала сочетанием существительное + притяжательное прилагательное: затем существительное – притяжательное местоимение.

Нора лисы – лисья нора – ее нора, хвост лисицы: логово волка; лай собаки; берлога медведя; следы зайца; яд змеи; гнезда птиц; верность лебедя: вещь сестрицы: плащ папы; девочка соседей.

1. Выпишите сначала предложения с личными местоимениями (кто? что?), затем предложения с притяжательными местоимениями (чей?).

1. Я встретил его. – Это была его куртка. 2. Я сразу узнал ее. – Ее голос я узнал сразу. 3. У них есть замечательная игра. – Их игра мне очень понравилась. 4. У меня не было времени ждать его. – К его дому подъехал красный автомобиль. 5. Ее всегда интересовала классическая музыка. – Я всегда восхищался ее голосом.

2. Выразите смысл выделенного предложения двумя собственными вариантами выражения мысли.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа:

Р. п. – себя.

Д. п. – себе;

В. п. – себя.

Тв. п. – собой;

П. п. – (о) себе.

В предложении возвратное местоимение является дополнением:

1. Спишите фразеологизмы, вставляя местоимение себя в нужной форме.

2. Объясните, как вы понимаете значение каждого фразеологизма.

1. … на уме. 2. Не в…. 3. Вышел из… . 4. Скупой… добра хочет. 5. Бранить – … тешить! 6. Не делай другому то, чего сам… не желаешь. 7. Когда… хочешь добра, то никому не делай зла. 8. Чего… не хочешь, то и другому не твори. 9. Шутку любишь над Фомой, так люби и над….

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. Все перечисленные местоимения относятся к личным: мне, тобой, он, ваш, вас.

2. Все перечисленные местоимения относятся к притяжательным: нашего, собой, твоего, моему, твоем.

3. Местоимения его, ее, их изменяются по падежам.

368 Редактирование

1. Спишите текст, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.

2. Укажите в тексте все местоимения, их разряд и падеж

Полон стол игрушек и сластей – и все это принадлежит только Павлику. Однако Павлику этого показалось мало. Павлик потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки. Теперь игрушек было много, но и этого ему показалось недостаточно…

Павлика уже давно тревожил один очень большой пряник, повешенный совсем невысоко на желтой нитке. Красота этого пряника в виде звезды с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть пряник как можно скорее.

Павлик отцепил пряник от ветки и сунул в рот. К своему удивлению. Павлик заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как он думал.

Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник.

По В. Катаеву


Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
  • указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
  • возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого : Это он .
  • Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения : Мама позвала меня .
  • Обстоятельства : Как это могло случиться?


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!