В каких современных государствах существует дуалистическая монархия. Монархия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

на тему: "Дуалистические монархии мира"

Содержание

  • Монархия
  • Дуализм в истории
  • Дуализм в истории
  • Монако
  • Марокко
  • Конституция
  • Парламент
  • Местные органы власти
  • Судебная система
  • Местные органы власти
  • Судебная система
  • Иордания
  • Таиланд
  • Малайзия
  • Вывод

Монархия

Монархия (лат. Monarchia от др. - греч. МпнбсчЯб - "единовластие": мьнпт - "одиночный, единый" и?счЮ - "управление, власть") - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежащая одному лицу - монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т.д.) и, как правило передаётся по наследству.

Дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сохраняет всю полноту контроля над исполнительной властью (в частности, назначает министров, ответственных перед ним).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis - двойственный; англ. Dual monarchy) - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Дуалистическая монархия является видом конституционной монархии.

Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически. В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать (Голосовать, подать (подавать) голос за что-нибудь или против чего-нибудь (в собрании, парламенте)) бюджет.

Дуализм в истории

Признаки дуалистической монархии

1. наличие, наряду с монархом, иных высших органов - парламента и правительства (что несвойственно абсолютной монархии);

2. назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

Если парламент однопалатный, то 50% депутатов избирались населением, которое пошлет в парламент буржуазию, а 50% депутатов назначались монархом - они консервативной направленности, т.е. за сохранение старых порядков.

3. монарх выполняет функции реальной главы государства.

4. по конституции правительство отвечает перед парламентом. Но на практике - отвечает перед монархом.

Особенности дуалистической монархии

Формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента .

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (1689-1755).

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Законодательная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.

Парламент (англ. Parliament,фр. Parlement, от parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать (Голосовать, подать (подавать) голос за что-нибудь или против чего-нибудь (в собрании, парламенте)) бюджет.

Дуализм в истории

Дуализм характерен для эпохи перехода от феодализма к капитализму.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX начале XX в. (в период буржуазно-демократической революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки.

Дуалистическая монархия - это компромисс между нарастающей буржуазией и феодалами, теряющими позиции.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно.

Российская империя в качестве дуалистической монархии существовала в 1905 - 1917 годах. Также дуалистическими монархиями были Германия (в 1871 - 1918 годах) и Япония (в последней трети XIX века).

Также дуалистической монархией была Австро-Венгрия.

Дуалистические монархии в современном мире :

К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Монако , Марокко, Иордания, Таиланд, Малайзия .

Монако

По форме правления Монако - конституционная монархия, с некоторыми вторичными признаками дуализма. Главой государства является князь.

Государственное устройство страны регулируется конституцией, введённой в действие 17 декабря 1962 года. Конституция, в частности, хоть и провозглашает принцип разделения властей, однако власть князя абсолютна (ничем и никем не может быть ограничена). В 2002 конституция княжества была пересмотрена. Официально были несколько расширены полномочия законодательного органа (Национального совета).

В соответствии с конституцией 2002, Монако - "наследственная и конституционная монархия". Законодательная власть в стране разделена между главой государства, которому принадлежит законодательная инициатива, и парламентом (Национальным советом), который принимает по ним законы.

Глава государства - князь, который представляет княжество в отношениях с другими государствами, выдвигает законопроекты, осуществляет по согласованию с Национальным советом полный или частичный пересмотр конституции, обладает правами помилования, амнистии, награждения и предоставления монакского гражданства. Князь Монако с 9 мая 1949 - Ренье III (Луи Анри Максанс Бертран) из династии Гримальди, родился в 1923, внук князя Луи II. Окончил Гастингский университет в Великобритании и университет в Монпелье (Франция), в 1944-1945 служил во французской армии в чине полковника. Умер 6 апреля 2005.

При князе действует Совет короны, который призван помогать главе государства в осуществлении ряда конституционных прерогатив и консультировать его по вопросам, затрагивающим интересы государства. Он дает заключения по проектам законов и указов, представленным на его рассмотрение князем.

Парламент Монако - Национальный совет, состоящий из 24 членов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием граждан Монако обоего пола, которым исполнилось не менее 18 лет. 16 членов Национального совета избираются по мажоритарной, 8 - по пропорциональной системе голосования. Члены парламента принимают законы и бюджет княжества; для внесения поправок в конституцию требуется не менее 2/3 голосов. Национальный совет может быть распущен главой государства при согласии Правительственного совета, но безотлагательно должны быть назначены новые выборы. Правительство страны не несет ответственности перед Национальным советом.

Исполнительная власть исходит от князя. Управление осуществляется государственным министром, представляющим главу государства и назначаемым им. Государственному министру помогает возглавляемый им Правительственный совет из советников, ответственных за руководство специализированными департаментами. Министр и члены совета несут ответственность перед князем за управление княжеством. В обязанности правительства входят: разработка законопроектов и представление их князю, обеспечение соблюдения законов, руководство административными и общественными службами, издание министерских актов и постановлений, касающихся исполнения законов и княжеских указов, командование силами порядка и полицией, ведение внешней политики и т.д.

По традиции, пост государственного министра занимает гражданин Франции, отбираемый князем из числа трех лиц, предложенных французским правительством. С января 2000 государственным министром назначен на 5 лет член монакской партии Национальный демократический союз Патрик Леклерк.

Законодательная власть в Монако принадлежит князю, но он полностью делегирует ее судебным органам, действующим от его имени. Система судопроизводства основана на французском кодексе законов. Она состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляционного судов. Имеется также Верховный суд, состоящий из пяти членов и двух заседателей, назначаемых князем сроком на четыре года по представлению Национального совета.

В административном отношении княжество состоит из четырех кварталов, соответствующих образующим его городам.

В Монако имеется полиция, но нет собственной армии, кроме королевской гвардии, состоящей из 65 человек. Вопросы обороны находятся в компетенции Франции.

Марокко

Современное Королевство Марокко это конституционная монархия, располагающая развитым аппаратом внутренней безопасности, традиционными монархическими институтами, парламентом и слабо структурированной системой политических партий.

Монарх

Политическая система Марокко характеризуется прежде всего неограниченными полномочиями короля в отношении правительств и номинальным объемом полномочий премьер-министра. В стране запрещены критические высказывания в отношении членов королевской фамилии, концепции монархии, имущественного достояния короля и права Марокко на территорию Западной Сахары.

Власть монарха в Марокко базируется на системе управления, при которой признание религиозного превосходства короля и подчинение ему как Амиру аль-Му"уминин (главе правоверных мусульман) служит основой личного авторитарного управления знатью и населением в целом. В соответствии со статьей 2 Конституции Марокко, король признается религиозным главой страны и "верховным представителем нации, символом ее единства, гарантом прочности и жизнеспособности государства". Король является важнейшей фигурой в системе управления и жизни марокканского общества, а монархия несет основной груз политической власти. Государственная религия Марокко - ислам.

Конституция

Основы жизни королевства Марокко закреплены конституцией, впервые обнародованной Королем Хасаном II в 1962 году, через год после вступления на престол. В 1970 в текст конституции был внесен ряд поправок. По результатам другого референдума, проведенного в сентябре 1972, в текст конституции были внесены изменения, расширяющие полномочия парламента и премьер-министра.

В результате конституционных поправок в 1997 году в стране был сформирован двухпалатный парламент, а избиратели получили возможность более активно влиять на выборы руководящих органов как на национальном, так и на местном уровнях.

Исполнительная власть в стране осуществляется премьер-министром, назначаемым Королем. Премьер-министр возглавляет Совет министров и формально имеет право самостоятельно подбирать министров, но тем не менее, назначение ключевых министров находится в ведении короля. Кроме того, король обладает правом осуществлять управление страной при помощи указов.

Парламент

Парламент в Марокко существует с 1956. В 1997 году был сформирован двухпалатный парламент в составе верхней Палаты советников (270 мест) и нижней Палаты представителей (325 мест). Депутаты верхней палаты избираются на девятилетний срок непрямым голосованием по спискам городских и сельских советов, Торговой палаты, промышленных, ремесленных и других профессиональных союзов. Депутаты нижней палаты избираются на пятилетний срок всеобщим голосованием.

Местные органы власти

Судебная система

В сфере компетенции парламента находятся: принятие годового бюджета, который вносится королем, утверждение состава кабинета министров, обсуждение вносимых правительством в парламент законопроектов, осуществление законодательной деятельности и формирование комитетов по разным вопросам. Парламент Марокко, в котором с начала 1960-х годов большинство мест принадлежало представителям прокоролевских партий, обычно не решался выступать с инициативой принятия каких-либо важных законов и до 1997 лишь механически утверждал предложения правительства.

Местные органы власти

Административно-территориальное деление Марокко на провинции, округа, каидаты и общины сохранилось со времен французского протектората. Крупнейшие города, Касабланка-Мохаммедия и Рабат-Сале определяются как вилаи и делятся на префектуры. С 1994 система префектур введена также в других городах, например в Ужде, Агадире, Тетуане. Города делятся на районы. Власть на местах осуществляют чиновники министерства внутренних дел: в провинциях - губернаторы, в городах - мэры, в округах - каиды.

Судебная система

Законодательство Марокко несет на себе отпечаток мусульманской, традиционной племенной и французской судебных систем. Значительная часть статей кодексов торгового и административного права Марокко заимствована из французских кодексов, в то время как вопросы личного статута мусульман решаются шариатскими судами.

Судебная система Марокко включает в себя местные суды, функционирующие в каждой общине или же городском районе, региональные суды, апелляционные суды и Верховный суд в Рабате. Существует также система военных судов. Высшая палата правосудия рассматривает злоупотребления должностных лиц. Cудьей в Марокко могут стать только граждане страны, язык судопроизводства - арабский, судебное разбирательство, как правило, ведется одним судьей.

Иордания

Иордания - дуалистическая монархия, что закреплено в Конституции, принятой 8 января 1952 года. Исключительная власть сосредоточена в руках короля и его совета министров. Король подписывает все законы, его право вето может быть преодолено двумя третями голосов обеих палат Национальной Ассамблеи. Он назначает всех судей своими указами, утверждает изменения в Конституцию, объявляет войну и командует вооруженными силами. Совет министров, возглавляемый Премьер-министром, назначается королём, который может снять с должности отдельных министров по запросу Премьер-министра.

Конституция предусматривает три вида судов: гражданские, религиозные и специальные. Административно Иордания разделена на 12 мухафаз, губернаторов которых назначает король. Они являются единственными руководителями всех отделов правления и проектов развития на вверенных им территориях.

Королевские вооруженные силы также находятся под контролем короля.

Действует Конституция 1952 г. (с изменениями; ранее действовали конституции 1928 и 1946 гг.). По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим - умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г. Национальная хартия заложила основы демократизации страны. Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в "свободном волеизъявлении народа". В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г. военное положение, в 1992 г. разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.).

Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената (40 мест) назначаются Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Члены Палаты депутатов (80 мест) избираются на всеобщих прямых выборах. Закон о выборах закрепляет часть депутатских мест за меньшинствами: 6 мест - за бедуинами (коренными жителями страны), 3 места за черкесами и чеченцами, 9 мест - за христианами.

Глава государства - Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами; он ратифицирует законы и вводит их в действие.

Конституция 1952 г. наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов; созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.

Исполнительная власть осуществляется Королем и правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Король назначает Премьер-министра, освобождает его от должности или принимает его отставку; назначает (по рекомендации Премьер-министра) министров, освобождает их от должности или принимает их отставку.

Все решения Совета министров подписываются Премьер-министром и министрами и, в предусмотренных Конституцией и законом случаях, передаются Королю для утверждения.

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Палатой депутатов за осуществление государственной политики страны. Кроме того, каждый министр ответствен перед Палатой депутатов за работу своего министерства. Конституция требует, чтобы каждый новый Кабинет представил программу своей деятельности Палате депутатов. Если палата выносит вотум недоверия, Кабинет должен уйти в отставку.

Таиланд

Королевство Таиланд - государство, управляемое системой наследственной конституционной монархии с присутствием элементов дуализма. Главой государства является Король Таиланда. В течение долгого времени с 1782 года монархами являлись представители известной династии Чакри, носящие неизменное имя Рама. В настоящий момент королем Таиланда является Пхумипон Адульядет (Рама IX, правящий рекордное количество лет даже по мировым меркам всего человечества - с июня 1946 года).

Государство является конституционной монархией с 1932 года. Последняя конституция, принятая в 1997, существенно расширяет права граждан, возможности их контроля над выборами, создает условия для борьбы с коррупцией в политической системе страны.

Король является национальным символом и лидером страны. Вмешательство в политические дела государства он осуществляет только при необходимости предотвращения кровопролитий. Не смотря на то, что власть его ограничена, король - персона неприкосновенная. За критику или оскорбления в его адрес каждый, даже власть имущий, житель государства рискует быть осужденным на немалый срок.

Парламент Таиланда - двухпалатная Национальная Ассамблея, состоит из Сената на 150 мест и Палаты Представителей на 480 мест. Лидер партии, имеющей большинство в Палате Представителей, как правило, становится премьер-министром. Членов обеих палат избирает народ Таиланда, за исключением 50 % Верхней палаты (Сената), они назначаются монархом. Нижняя палата (Палата представителей) избирается на 4 года, Сенат - на 6 лет. Глава правительства - Премьер-министр. Парламент государства обладает законодательной властью, но король имеет возможность всегда, при необходимости, заблокировать любой законодательный акт.

Таиланд - унитарное государство, разделенное на 72 провинции (чангват), которые делятся на районы (ампэ). Местные власти находятся в ведении МВД и назначаются из центра. В последнее время предпринимаются попытки децентрализации власти. Крупнейшие города: Бангкок, Накхонрачасима, Убонрачатхани, Чиангмай.

Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд. В конце 2005 и в 2006 году в стране разразился политический кризис. Он проявился в том, что на улицах столицы проходили массовые акции с требованиями отставки премьер-министра - Таксина Чиннавата. Спровоцировала всеобщее негодование сомнительная сделка между Шин корп. И сингапурской инвестиционной компанией Темасек, совершенная членами семьи Таксина. Чтобы снять остроту политического кризиса Таксин Чиннават распустил парламент и назначил новые парламентские выборы. Однако они ничего не решили, поскольку вновь победила партия Таскина Чиннавата "Тхай рак Тхай". Оппозиционная Демократическая партия не признала выборов, обвинив власти в фальсификации. Таксин передал полномочия временно исполняющему обязанности премьер-министра вице-премьеру Чатчаю Ваннасатхи. Конституционный суд признал результаты выборов недействительными, и королевским декретом были назначены новые выборы.

Однако было очевидно, что новые выборы не смогут разрешить политический конфликт, поскольку электоральная база политических партий осталась прежней. Таким образом, массовый внепарламентский протест против Таксина, а также решимость политической оппозиции, прежде всего в лице Демократической партии, создали ситуацию политического тупика, который не имел перспективы разрешения в рамках электорального процесса. Следствием всего стал военный переворот, который прошел бескровно, не встретив сопротивления. Таксин Чиннават в это время находился в Нью-Йорке, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Группа переворота сформировала Совет национальной безопасности. Правительство было отправлено в отставку, запрещена деятельность политических партий, сформировано новое правительство, которое возглавил генерал Сают Чуланон, бывший главнокомандующий сухопутными войсками и бывший советник при короле. Создана Национальная законодательная ассамблея для разработки новой конституции, которая должна была пройти первую процедуру референдума в Таиланде. Эти меры привели к стабилизации политической ситуации в стране.

Однако уже в январе 2011 года, по сообщению Российской газеты политическое затишье в Таиланде прекратилось. Сегодня на улицы Бангкока вновь выходят манифестанты из Народного альянса за демократию, или "желто рубашечники". НАД требует от правительства Ветчачивы немедленно пересмотреть отношения с Камбоджей и решить ряд накопившихся проблем, включая принадлежность древнего храма Преах Вихеар.

Политическая стабильность сегодня остается животрепещущей проблемой. Борьба за демократию в Таиланде еще не закончена.

Малайзия

Государственным устройством Малайзии является федеративная конституционная монархия. Конституция независимой Малайи была принята в 1957. В 1963 в связи с объединением Малайи с Сингапуром, Сараваком и Сабахом в Федерацию Малайзия в нее были внесены дополнения - Акт о Малайзии. Официальной идеологией страны в 1970 провозглашена "основы государства". Она провозглашает стремление к укреплению единства много расового и социально справедливого общества, упрочению демократии, уважению к культурным традициям и развитию страны. Для достижения этих целей выдвигаются следующие принципы: вера в бога, преданность монарху и государству, уважение конституции, соблюдение законов, достойное поведение и соблюдение норм морали.

Глава государства - король, иначе называемый Верховный правитель (Янг-ди-пертуан-агонг). Он и его заместитель избираются советом правителей (наследственных султанов). Совет правителей, помимо избрания главы государства, "дает советы" при назначении судей, генерального прокурора, членов избирательной комиссии и комиссии государственной службы. Он принимает или отвергает законы, связанные с изменениями границ султанатов-штатов. Управление страной происходит с согласия парламента и кабинета министров. Верховный правитель так же является главнокомандующим вооруженными силами страны. В его функции входит и назначение премьер-министра, членов сената и верховного суда, подписание всех постановлений федерального правительства. Характерной чертой государственного строя Малайзии является то, что престол монарха не передается по наследству, Верховный правитель избирается сроком на 5 лет из числа наследных титулованных правителей штатов на специально созываемой конференции, в работе которой принимают также участие и губернаторы штатов.

Высший законодательный орган Малайзии - парламент. Он состоит из двух палат: сената (Деван негара) и палаты представителей (Деван ракьят). Более половины членов сената назначается главой государства сроком на 6 лет. Все депутаты палаты представителей избираются населением сроком на 5 лет. Во всех штатах, кроме Сабаха и Саравака, их избирают на всеобщих выборах, а в указанных штатах - из числа членов законодательных собраний этих штатов.

Федеративное государство Малайзия состоит из 13 штатов и 2 федеральных территорий. Из числа штатов, расположенных в полуостровной части страны, девять - Селангор, Паханг, Негери-Сембилан, Перак, Кедах, Перлис, Келантан, Тренгану и Джохор - возглавляются наследными правителями. В остальных штатах - Малакке, Пулау-Пинанге, Сараваке и Сабахе - управление осуществляют назначаемые монархом губернаторы.

В каждом штате действует собственная конституция, имеются однопалатный законодательный орган и исполнительный совет во главе с первым министром. В обязанности правительств штатов входят рациональное использование природных ресурсов, обеспечение функционирования местных органов власти, контроль за соблюдением законов ислама и малайских обычаев, а также организация общественных работ. При этом каждый из штатов получает от федерального правительства определенную финансовую помощь.

Ведущую роль в политической жизни страны занимает группа буржуазных партий, возглавляемой партией "Объединенная малайская национальная организация" (ОМНО), построенной по национальному признаку. Другие крупные политические партии: "Китайская ассоциация Малайзии" (КАМ) и "Индийский конгресс Малайзии" (ИКМ). Эти три партии образовали единый блок - Союзную партию, состоящую из представителей трех национальных общин. В 1974 г. коалиция трех ведущих политических партий была расширена за счет других, в том числе и оппозиционных, партий, и был создан Национальный фронт (НФ), что способствовало усилению роли и влияния ОМНО. Представители ОМНО, КАМ и ИКМ занимают ключевые посты в правительстве Малайзии.

Государственным языком Малайзии является малайский, хотя значительная часть населения использует английский, китайский, тамильский и другие индийские языки. Кроме того, коренные жители Саравака и Сабаха говорят на некоторых языках австронезийской семьи языков, а малочисленное коренное население Полуостровной Малайзии пользуется языками мон-кхмерской группы австроазиатской семьи. Немногие автохтонные народы имеют письменность.

По сравнению с другими государствами Юго-Восточной Азии Малайзию отличает весьма высокий уровень урбанизации. В начале 1990-х годов немногим более 50% всех малайзийцев проживали в городах с численностью населения, превышающей 10 тыс. человек. В Малайзии насчитывается около 40 "крупных" городов с населением свыше 50 тыс. человек.

дуалистическая монархия парламент власть

Вывод

Дуалистическая монархия это один из видов конституционной монархии, исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально (в силу конституционных норм), и ещё более фактически (в силу слабости, неразрывности демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в цент всей политической системы данного государства. Так правительство несёт формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, лишь воле монарха. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Для демократической монархии характерно наличие двухпалатного парламента, нижняя палата которой избирается, а верхняя назначается монархом, обладающим так же значительными полномочиями в области законодательной и судебной власти.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формы государственного правления. Понятие монархии как государственной формы правления, ее достоинства и недостатки. Сущность абсолютной и дуалистической монархии. Конституционные монархии и современность. Нетрадиционные виды монархии и их характеристика.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Понятие и признаки монархии. Виды монархий: история и современность. Восточная деспотия и сословно-представительная монархия. Основные признаки дуалистической и парламентской монархии. Сущность кланового принципа. Главные особенности современных монархий.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Понятие, преимущества и недостатки монархии как вида государственного правления. Исторические формы становления патриархальной, сакральной, деспотической монархии. Особенности конституционной, абсолютной, дуалистической и парламентской форм единовластия.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    Исследование классификации форм и разновидностей монархии. Изучение особенностей дуалистической и парламентарной монархии. Анализ правового положения монарха, его исключительных прав и обязанностей. Системы престолонаследия в монархических государствах.

    реферат , добавлен 29.12.2016

    Исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Характеристика абсолютной, ограниченной, дуалистической и парламентарной монархии.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Становление Французского королевства после распада империи Каролингов, период сеньориальной монархии. Усиление королевской власти, формирование сословно-представительной монархии XIV-XV вв. Завершение государственной централизации, абсолютная монархия.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2014

    Понятие и сущность монархии. Признаки монархии как формы правления, ее достоинства и недостатки. Обзор монархий как формы правления: особенности абсолютной, ограниченной формы. Монархии в историческом аспекте. Современные монархические государства.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2011

    Изучение признаков монархии (абсолютной, дуалистической и парламентарной конституционной), республики (президентская, парламентская, смешанная). Особенности нетипичных форм правления. Исследование современного вида государственного управления в России.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2010

    Социальные и политические причины усиления абсолютной монархии в Европе. Годы правления Генриха VII, результаты деятельности. Создание первых постоянных английских посольств за границей. Предпосылки усиления абсолютной монархии в Англии при Генрихе VIII.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2014

    Понятия формы государства и формы правления. Особенности монархии как формы правления. Монархия как цепь политико-правовых следствий. Первичные и вторичные следствия монархии. Виды нетипичных форм монархий. Шведская модель функционирования монархии.

Дуалистическая монархия. В дуалистической монархии (от лат. dualis – двойственный) верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть.
Применительно к данной форме правления (в отличие от монархии абсолютной) можно вести речь о разделении властей, однако в той мере, в которой монарх, как минимум, лишается законодательных и судебных прерогатив .
Возникновение дуалистической монархии связывается с выступлениями против абсолютизма в XVI11-XIX вв., в результате которых возник компромисс между растущей буржуазией и еще достаточно сильным дворянством (например, Северогерманский союз и Германская империя, Австро-Венгрия в XIX–XX вв.).
Для данной формы правления не характерна конструкция «король в парламенте». Парламент имеет довольно весомый статус. Иногда, правда, его расценивают как орган, действующий при монархе. Однако сам факт того, что в государстве есть орган народного представительства, обладающий собственными полномочиями (в том числе и по вопросам бюджета, финансов и т. д.), является основанием считать власть монарха ограниченной.
Говорить о народном суверенитете в дуалистических монархиях не представляется возможным. Полновластным субъектом суверенитета является монарх. Вместе с тем само существование избираемого народом парламента предполагает, что власть монарха не безраздельна.
В данной форме правления может сложиться некоторый политический баланс между монархом и парламентом. Но более вероятно политико-правовое верховенство короля, лишь частично ограниченное свободой подданных, прерогативами представляющего их парламента.
Монарх наделен весьма обширными полномочиями, позволяющими ему эффективно участвовать в нормотворческой деятельности и влиять на парламент. Так:
1) он и сформированное им правительство вправе самостоятельно издавать нормативные акты по вопросам, на которые не распределяется компетенция парламента;
2) компетенция парламента ограничена определенным кругом вопросов. Вместе с тем вопросы, связанные с бюджетом, налогами, а также акты, возлагающие на подданных повинности и обязанности, являются исключительной компетенцией парламента, что дает ему право сопротивляться (в большей или меньшей степени) политике, проводимой монархом. Однако, как показывает практика большинства стран с дуалистической формой правления, парламент по собственной инициативе законы не принимает – его функция сводится к рассмотрению королевских и правительственных инициатив, которые он может утвердить, либо отвергнуть. Таким образом, законы выглядят как акты монарха, одобренные парламентом;
3) даже если парламент принимает решение вопреки мнению монарха и правительства, глава государства может использовать право вето. В рассматриваемой форме правления вето монарха, как правило, абсолютное. Закон, на который налагается вето, повторно не обсуждается и не вступает в силу;
4) в межсессионный период монарх может издавать акты, даже находящиеся в парламентской компетенции. Впоследствии он должен представить их на утверждение парламента. До созыва парламента эти акты фактически действуют как законы;
5) созыв парламента на сессию и его роспуск относятся к прерогативам монарха. Это право дает главе государства возможность политического маневра, выбора наиболее благоприятных для себя условий парламентской работы.
Нередко в дуалистических монархиях существенная часть депутатского корпуса не избирается, а назначается. Это позволяет монарху иметь своих сторонников в парламенте. Так, например, в Свазиленде король назначает половину сенаторов и 20 % состава нижней палаты; в Таиланде, Иордании Сенат назначается в полном составе. В Тонго из 29 мест в парламенте 11 закреплены за королем и членами его правительства, причем еще девять депутатов являются представителями знати и лишь оставшиеся девять представляют простых подданных.
Монарх в дуалистической монархии обладает также значительными полномочиями и в области формирования других органов. Для управления страной монарх формирует правительство. Министры находятся на службе у монарха. Дуалистической монархии не свойственна парламентская ответственность правительства, Политическую ответственность правительство несет только перед монархом. Разногласия с парламентом не обязывают правительство и отдельных министров уходить в отставку. Так, в Иордании парламент вправе выразить недоверие правительству, после чего министры обязаны уйти в отставку. Однако решение о недоверии правительству должно быть утверждено королем, в руках которого действительно находится судьба министров.
В рассматриваемой форме правления обычно не используется институт контрассигнатуры, хотя есть и исключения из этого правила. Причем данный институт не ограничивает главу государства в политических решениях, как это обычно происходит в парламентарных монархиях. В королевстве Иордания монарх неправомочен издавать указы без контрассигнатуры членов правительства, что не означает связывания правительства волей короля. Просто, подписывая акты короля, «кабинет берет на себя ответственность за возможные негативные последствия принятых решений» .
Внешнеполитическую деятельность контролирует монарх. Вместе с тем если международные договоры предполагают установление новых обязанностей, ограничение свобод подданных, влекут появление финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, они, как правило, подлежат ратификации парламентом.
В то же время дуализм организации государственной власти в данной форме правления означает, что и парламент, в свою очередь, не является номинальным государственным органом. Ведь финансовые вопросы и права подданных имеют исключительное политическое значение. Власть становится реальной, если ей доступны материальные ресурсы и возможность расходовать, распределять их. Именно в этих вопросах – бюджете и налогах – монарх должен договариваться с парламентом.
В дуалистической монархии парламент вырабатывает дополнительные, иногда весьма эффективные способы участия в политике. Если у парламента нет права законодательной инициативы, то он может использовать скрытую инициативу. Депутаты вправе обратиться к монарху с посланием, в котором излагаются их позиции, просьбы о принятии целесообразных решений. Безусловно, монарх может проигнорировать парламентский адрес, но тогда парламентарии могут отказать в ратификации предложенных монархом актов.
Правительство зачатую вынуждено учитывать позиции депутатов и вступать в контакт с парламентом, его комитетами и фракциями. В результате депутаты получают фактическую возможность участвовать в разработке законопроектов, даже если формально их вносят в парламент монарх и правительство.
Будучи верховным главнокомандующим вооруженными силами, монарх самостоятельно определяет военную политику государства. Однако действия главы государства в данной области всегда требуют финансирования, которое осуществляется с участием парламента.
Таким образом, дуалистическая монархия представляет собой форму правления, в которой наряду с политически суверенным монархом действует парламент, обладающий немногочисленными, но существенными полномочиями. Поэтому данная форма правления по праву считается переходной от абсолютной к парламентарной. Это такое состояние государства, когда монарх уже не может единолично управлять государством, а парламент при этом не может отстранить его от власти.
Очевидно, дуалистическая монархия как форма правления неустойчива, так как каждая из сосуществующих властей стремится захватить всю полноту власти. Монархия вынашивает надежду вернуть утраченное, тем самым трансформировать форму правления в абсолютную , а парламент – превратить монарха в номинального главу государства, установив в стране парламентаризм.

2.2.3. Номинальные монархии

Парламентарная монархия . Традиции современного государствоведения позволяют (в зависимости от источника власти монарха) выделить две категории конституционной (парламентарной) монархии:
1) основанные на принципе народного суверенитета (Испания, Португалия, Бельгия, Норвегия, Швеция, страны Балканского полуострова – Греция, Румыния, Сербия, Болгария),
2) основанные на монархическом принципе (германские государства, Австрия, Дания).
Различия между ними заключаются в следующем.
В монархиях, основанных на монархическом принципе (германских монархиях), конституции были актом самоограничения абсолютизма, власти монарха. Они связывали власть монарха лишь постольку, поскольку такое ограничение устанавливалось текстом конституции. Парламенты имели только права, предоставленные им конституцией, следовательно, при разрешении вопросов об объеме полномочий монарха, конфликтов между монархом и парламентом конституционная практика и теория исходили из того, что презумпция всегда была направлена в пользу неограниченности власти монарха и против ограничивающих ее факторов. В этом принципе и заключается, по словам Г. Еллинека, «все юридическое ядро монархического начала» .
Поскольку конституция по целому ряду вопросов не требовала участия народного представительства, то для их решения полномочия власти осуществлялись монархом непосредственно или в опосредованном порядке, фактически в рамках дуалистической модели единоличного правления государя и парламента.
В монархиях, основанных на принципе народного суверенитета, вся полнота власти первоначально принадлежала народу. Например, по Конституции Бельгии 1831 г., «все власти исходят от народа. Король не имеет других полномочий кроме тех, которые формулирует Конституция, а также иные законы, изданные на ее основе» (ст. 25 и 78) . При этом в спорном вопросе презумпция всегда склонялась в пользу народного представительства и против короны, что соответствует конституционной (парламентарной) монархии современного типа.
Парламентарная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена представительными органами. В этой форме правления уже нет дуализма между законодательной и исполнительной властью, поскольку правительство формируется не монархом, а парламентом из представителей политических партий, получивших большинство мест в парламенте, и ответственно оно за свою деятельность тоже перед парламентом.
Эта форма правления, является наиболее распространенной формой монархии на сегодняшний день и существует в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Дания, Испания и др.) .
В данной форме правления есть разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), следовательно, монарх вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий, располагающей таким большинством.
Монарх в парламентарной монархии – номинальный глава государства , т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальных властных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Реальное положение монарха отражает классическая формула: «монарх царствует, но не правит». «От имени» или «по поручению» монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно.
Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются его главой или соответствующим министром, без чего эти акты не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответствен (в Великобритании, например, это выражается принципом: «король не может быть неправ»).
Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему и принадлежит, монарх на практике либо не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства (например, право абсолютного вето, которым обладает монарх Великобритании, не используется им с 1707 г.).
Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (либо нижней палатой при двухпалатной структуре) за свою деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.
Однако это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласятся, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
Такая система отношений между монархом, парламентом и правительством характерна для парламентарного режима, или парламентаризма.. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийного правительства. Эта ситуация традиционна, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.
Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем менее устойчиво это правительство, ибо тем сложнее будет достигнуть согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955–1993 гг.), правительства, в принципе, однопартийные и парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность.
Юридически парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей большинством в парламенте, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Различают «старые» и «новые» парламентарные монархии. В «старых» монархиях, например в Великобритании, Бельгии, Норвегии, монархи лишились реальной государственной власти очень давно, но там сохраняются так называемые спящие полномочия монарха. Это означает, что определенные полномочия монарха, которые в обычной жизни не востребованы, могут применяться в кризисной ситуации, так сказать «просыпаться». Классическим примером является право короля Великобритании назначать премьер-министра в ситуации, когда места в парламенте (палате Общин) после выборов разделились пополам и нет доминирующей партии. Можно подумать, что это – абстракция, а между тем применение «спящих» полномочий имеет место. Например, в 60-е годы XX в. в Великобритании было несколько случаев, когда симпатии избирателей делились пополам: число парламентариев от консервативной и лейбористской партий оказывалось равным. Королева Елизавета II тогда использовала свои «спящие» полномочия и назначила премьер-министром Гарольда Макмиллана. Правда, такое назначение король может делать только с ведома Королевского тайного совета, который фактически и определяет кандидатуру будущего премьера.
Таким образом, для парламентарной монархии характерны следующие черты.
1) монарх – номинальный глава государства; власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
2) исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом, а не монархом;
3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах; главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
4) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.
Иные разновидности номинальных монархий . Три рассмотренные выше разновидности монархической формы правления отражают только основную классификацию. Однако наряду с ними на сегодняшний день в мире существуют другие разновидности монархии, которые условно можно определить как нетипичные монархии современности .
Так, своеобразная форма монархии существует в ряде мусульманских стран . Она связана с концепцией халифата – справедливого государственного строя, который, по преданию, был основан пророком Мухаммедом. Особая роль в замещении поста монарха здесь принадлежит совету правящей семьи – неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха, которым не всегда является старший сын, а также может заставить монарха отречься от престола (как это было, например, в Саудовской Аравии). В управлении государством применяется концепция ашшура, т. е. консультации правителя с авторитетными людьми, ибо в мусульманской доктрине читается, что выборы – не очень надежный институт: выбранными могут быть не самые достойные.
Характерными чертами этой формы правления".
институт маджилиса – право доступа любого мусульманина со своими нуждами к правителю. Просьбы принимает особый чиновник, хотя нередко выслушивает посетителей сам правитель или члены его семьи;
неравноправие граждан при назначение на государственные должности. Некоторые важнейшие посты могут занимать только правоверные мусульмане. Женщины в ряде стран вообще ограничены в политических, а зачастую и личных правах);
закят – обязательный 2,5 %-ный налог с имущества богатых в пользу бедных.
Одной из основных целей этих монархий является укрепление единства уммы – мусульманской общины. Этому способствует и тот факт, что монарх, как правило, является высшим духовным лицом государства – имамом. Данная форма монархии в своей основе представляет теократическую монархию .
Особая разновидность монархии существует в странах Черной Африки и Океании, где сильны пережитки патриархального строя (Свазиленд, Тонга и др.). Организация власти там характеризуется наличием советов теменных вождей. Хотя по племенным традициям никто не может быть наследником престола по рождению, общегосударственный племенной совет в Свазиленде – ликоко – в составе 17 других вождей обычно выбирает нового монарха из числа многочисленных сыновей покойного (в последний раз – из числа более 100 сыновей от 80 жен) . В связи с пережитками матриархата особую роль в вопросах определения политики и деятельности ликоко играет королева-мать, используются многие ритуалы, символизирующие различные преображения короля (облачение короля в костюм чудовища, обнажение, сожжение костюма короля и др.). Парламенты, если они есть, представляют собой декоративные учреждения, которые нередко надолго распускаются.
Еще одна разновидность монархии существует в некоторых государствах – членах британского Содружества (многие его члены – республики). Мелкие островные государства, бывшие колонии (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Ямайка и др.), имеют своим главой монарха Великобритании, которого представляет в этих странах генерал-губернатор. Последний на практике назначается не правительством Великобритании, а правительством данного государства, хотя это назначение и должно быть подтверждено британским монархом. По существу, это – своеобразная форма парламентарной монархии.
Выше уже упоминалось о выборной монархии в Малайзии, где пост главы государства выборный, но его фактически занимают по очереди в соответствии с особым списком султаны девяти штатов из тринадцати (в четырех штатах нет султанов, и их представители участия в коллегии выборщиков не принимают).
Отчасти похожий порядок существует в ОАЭ, но здесь во главе государства находится коллективный монарх - Совет правителей (эмиратов) семи членов федерации, которые выбирают своим председателем на пятилетний срок одного из них. В отличие от Малайзии, постоянно избирается правитель крупнейшего эмирата – Абу-Даби. По Конституции он наделен лишь представительскими полномочиями, но в реальной жизни его роль гораздо весомее, если учесть, что Абу-Даби – крупнейший эмират, он занимает 86 % территории федерации. Таким образом, ОАЭ – «коллективная монархия» с доминированием одного из эмиратов.

Контрольные вопросы

1. Понятие и признаки монархии.
2. Виды монархий. Реальные и номинальные монархии.
3. Развитие монархической формы правления с древности до современности.
4. Особенности организации государственной власти в абсолютной монархии.
5. Особенности организации государственной власти в дуалистической монархии.
6. Особенности организации государственной власти в парламентарной монархии.

Глава 3 Сущность и основные характеристики республиканской формы правления

3.1. Общие положения о республиканской форме правления

Как и монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю. Она зародилась в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления – Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль над деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь.
Республиканская форма правления сохранялась и в эпоху Средневековья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.).
Во Франции республиканская форма правления окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии.
Швейцария и государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. При этом своеобразие организации государственной власти в Сан-Марино заключается в том, что законодательная власть принадлежит Генеральному Совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежит к дворянству, 20 – к гражданам города, 20 – к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим Советом посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на шестимесячный срок Советом из своей среды, при этом один из них обязательно должен быть дворянином.
Большинство же современных европейских республик обрели данную форму правления после военных и революционных потрясений XX в., связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Южной Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий тоже, как правило, порождала республиканскую форму правления. Аналогично в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX в. привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

Термин "монархия" имеет греческое происхождение. Дословно понятие означает "единодержавие", "единовластие". Основные признаки монархии - сосредоточение верховной власти в руках главы государства и наследственное вступление на престол. Однако власть не всегда передается из поколения в поколение. Например, возглавлялась выборными королями. В Византии, являвшейся монархией, властителей часто убивали. Престол, таким образом, занимал тот, кто убил царя (на правах захвата).

Абсолютная (неограниченная) монархия отличается совершенным бесправием граждан, отсутствием представительных органов. И, безусловно, при таком режиме вся власть находится только у одного человека - самодержца. Такая была характерна для России в период с конца 18-го века до 1917 года.

Синонимами понятия в России являлись такие термины, как Основные признаки русского абсолютизма формировались на протяжении трех столетий. Законы издавались самим самодержцем или по его указанию, в соответствии с его повелением расходовалась или пополнялась казна государства, вершился суд. В стране была установлена единая система налогов. Опирался монарх на административный аппарат, состоявший из приближенных людей. К неотъемлемым признакам российского абсолютизма следует также отнести полное закрепощение крестьян, регламентацию, вмешательство власти во все наличие постоянной полиции и армии.

Абсолютизм предполагает, что самодержец стоит над всяким законом и правом. Монарху дозволено все. Он считается частью системы, его полномочия устанавливает закон. Правитель страны ответственен за свои деяния перед Богом, своей совестью и законом.

Однако монархия может быть и ограниченной. Существует несколько разновидностей этой формы правления. Одной из таких форм является дуалистическая монархия. В рамках этой системы имеет место некоторое отдаление правителя от При этом дуалистическая монархия сохраняет за главой государства всю полноту власти исполнительной.

Государственная система при такой форме правления предполагает наличие парламента и конституции. Дуалистическая монархия наделяет законодательной властью избираемый парламент. Однако при этом глава страны все же имеет право наложить абсолютное вето, которое не может быть оспорено парламентом. Кроме того, за правителем остается право издавать чрезвычайные нормативные акты, обладающие законной силой.

Как правило, дуалистическая монархия предполагает наличие у главы страны неограниченной возможности на роспуск парламента, что превращает существующую форму правления в абсолютизм. В таких государственных системах правительство отчитывается только перед главой страны и неподотчетно парламенту. Последний же, в свою очередь, может повлиять на правительственную деятельность только посредством применения своего права на утверждение государственного бюджета. В общем же, для дуалистических монархий характерно преобладание власти правителя над представительной властью.

Определенные черты такой формы правления сохраняются и сегодня в некоторых государствах. В чистом виде, разумеется, дуалистической монархии сегодня нет. Но, например, в Непале, Иордании, Марокко некоторые признаки этой формы правления присутствуют. Так, в Иордании существует парламент и правительство, ответственное формально перед ним. Однако парламентская власть имеет существенные ограничения. Выражаются они главным образом в том, что акты, которые издает этот орган, в том числе и правительству, утверждаются королем. Кроме того, именно король осуществляет государственное управление в стране.

Такого рода? Власть короля (царя, князя и т. д.) при такой политической системе ограничена парламентом. Но при этом монарх сохраняет некоторые важные полномочия.

Признаки

В современной политологии дуалистическая монархия считается подвидом конституционной. Ее очертания довольно расплывчаты, поэтому под это определение попадают самые разные страны. В первую очередь при такой системе монарх имеет ограниченное влияние на законодательную власть. Она перенесена в парламент или другой представительный орган. Его члены избираются на всенародном голосовании, что дает населению возможность влиять на политику государства.

В то же время дуалистическая монархия сохраняет всю полноту исполнительной власти за монархом. Кроме того, он может наложить вето на любой закон, принятый парламентом. Также государь имеет право издавать чрезвычайные указы, которые могут в корне поменять жизнь в стране. Дуалистическая монархия построена таким образом, что правительство держит ответ только перед первым лицом государства. Парламент в эти отношения вмешиваться не может. Единственный рычаг влияния в руках представительного органа - это возможность утверждать бюджет. Если обобщить все эти обстоятельства, то можно сказать, что в дуалистической монархии власть верховного правителя все-таки преобладает над другими институтами, даже несмотря на наличие конституции.

Примеры

Сегодня дуалистическая монархия существует в некоторых странах Азии и Африки (например, в Марокко, Непале и Иордании). Система, при которой власть государя заметно значительнее парламентской, - довольно редкое явление. Сегодня монархии как таковые либо превратились в декорацию (как в Европе), либо вовсе исчезли с политической карты мира. В то же время дуалистический принцип государственного управления существовал во многих важных странах в XIX - начале XX века. Так, например, было в Италии, Австро-Венгрии и Пруссии. Эти системы были сметены мировыми войнами и революциями.

Даже такие дуалистические монархии, как Марокко и Иордания, скорее тяготеют к абсолютизму. Это объясняется большим значением традиций и обычаев в мусульманском мире. В Иордании правительство несет ответственность перед парламентом, однако если последний хочет утвердить вотум недоверия министрам, то этот документ должен получить одобрение короля. То есть монарх на самом деле имеет все рычаги, чтобы в сложной ситуации не обращать внимания на мнение законодательной власти.

В России

Российская империя также недолгое время была дуалистической монархией. Этот период продолжался с 1905 по 1917 г. Это было десятилетие между двумя революциями. После поражения в войне против Японии популярность Николая II резко упала. Начались вооруженные восстания среди населения, которые привели к невиданному кровопролитию. Наконец, Николай II согласился уступить своим противникам. Он отказался от своей абсолютной власти и учредил парламент.

Первые созывы Государственной думы так и не смогли проработать положенный срок. В это время между исполнительной и законодательной властью регулярно вспыхивали конфликты. Николай воспользовался своим правом распустить парламент. Его политику поддерживал глава правительства – премьер-министр Петр Столыпин. Только Государственная дума третьего созыва (1907-1912 гг.) просуществовала весь отведенный законом период. С тех пор система работала без сбоев. Однако в 1917 году разразилась Февральская революция. Николаю II пришлось отречься от престола. В России ненадолго установился республиканский тип правления.

Значение дуализма

В историографии закрепилась точка зрения, что дуалистическая монархия является неким компромиссом между абсолютной властью монарха и желанием населения участвовать в политической жизни страны. Часто такие режимы становятся промежуточным звеном между королевской диктатурой и республикой.

Правители редко добровольно делились своими полномочиями с другими институтами власти. Переход от одной системы к другой, как правило, происходил благодаря революциям и народным волнениям. В каждом государстве недовольство людей приобретало собственный оттенок. Например, в Австро-Венгрии дуалистическая монархия установилась после разделения власти между двумя основными национальными частями империи – Австрией и Венгрией.

Устойчивость системы

Чаще всего сравнивается парламентская и дуалистическая монархия. Признаки и той и другой похожи. Если в дуалистической монархии разделение властей урезано, то в парламентской оно является полноценным. Если государь вмешивается в работу парламента или блокирует его решения, то он таким образом лишает население своего представительства в политической жизни страны.

Размытость дуалистической монархии делает ее неустойчивой. Как правило, такие режимы в исторической перспективе существует совсем недолго. Это неудивительно, ведь при разделении властей происходит борьба между консервативным институтом монархии и свободолюбивой частью общества. Такое противостояние заканчивается только победой одной из сторон.

Существование различных форм правления в современном мире обусловлено историческими особенностями развития государств в разных частях света. Специфические события, происходившие в судьбе каждого народа, провоцировали изменения в политическом строе и в отношении к правительству страны. Так, развивались формы правления, в которых решения принимало своего рода народное собрание или любое другое объединение нескольких людей. А в некоторых государствах авторитетом и полной властью обладал лишь один человек, такой тип власти называется монархией.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку и, чаще всего, передаётся по наследству. Единоличного правителя называют монархом, а в разных культурных традициях он приобретает различные именования – царь, король, князь, император, султан, фараон и т.д.

Ключевыми особенностями монархического строя являются:

  • Наличие единоличного монарха, правящего в государстве пожизненно;
  • Передача власти по наследству;
  • Монарх представляет своё государство на международной арене, а также является лицом и символом нации;
  • Власть монарха часто признаётся священной.

Виды монархии

В современной науке выделяется несколько разновидностей монархической власти. Основным принципом классификации понятия выступает степень ограничения власти монарха. Если царь, император или какой-либо другой единоличный правитель обладает неограниченной властью, а все органы власти ему подотчётны и полностью подчиняются, то такая монархия называется абсолютной .

Если же монарх является лишь представительным лицом, а его власть ограничена конституцией, полномочиями парламента или культурной традицией, то такая монархия называется конституционной .

Конституционная монархия, в свою очередь, делится на две ветви. Первый вид – парламентарная монархия – предполагает только представительную функцию монарха и полное отсутствие у него власти. А при дуалистической монархии глава государства имеет право принимать любые решения о судьбе страны, но только в рамках одобренной народом конституции и других законов.

Монархия в современном мире

В наши дни ещё многие страны сохраняют монархическую форму правления. Одним из самых ярких примеров парламентарной монархии является Великобритания, где монарх выступает в роли представительного лица могущественной страны.

Традиционный вариант монархии, или абсолютная монархия, сохраняется в некоторых государствах Африки, например, в Гане, Нигерии, Уганде или ЮАР.

Дуалистическая монархия сохранилась в таких странах, как Марокко, Иордания, Кувейт, Монако и Лихтенштейн. В последних двух государствах дуалистическая монархия представлена не в чистом виде, а с некоторыми специфическими особенностями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!