Структура конституции. Новая конституция ссср В конституции ссср 1977 г заявлялось

Глава 1. Исторический аспект принятия Конституции 1977 г. 4

1.1 Причина разработки новой Конституции. 4

1.2 Процесс создания Конституции 1977 гг. 9

Глава 2. Характеристика Конституции 1977 г. 13

2.1 Новеллы и структура Конституции 1977 г. 13

2.2 Изменения в структуре и функциях государственного аппарата, вводимые Конституцией. 17

Заключение. 26

Литература. 29

Введение

Конституция 1977 г. вошла в историю как "Конституция развитого социализма". Была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Конституция состояла из преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21 главы, 174 статей. В преамбуле в обобщенном виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после победы Октябрьской революции, дана характеристика советского общества как "развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму". В разделе I "Основы общественного строя и политики СССР" были закреплены общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. В разделе I в первой главе "Политическая система" зафиксировано, что СССР "есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны". В статье 6 раздела I законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций. В главе второй "Экономическая система" было зафиксировано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. В третьей главе "Социальное развитие и культура" определялось, что социальной основой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В разделе II Конституции "Государство и личность" содержались права и свободы граждан. Полностью сохранив права и свободы, гарантированные советскому народу Конституцией 1936 г., новая Конституция расширила перечень прав и свобод советских граждан. В частности к числу политических прав и свобод были добавлены: право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество и др. Раздел III Конституции был посвящен национально-государственному устройству СССР. В нем были сохранены принципы федеративного устройства СССР. Новая Конституция усиливала гарантию прав суверенных республик. Конституция закрепила широкие права за депутатами Советов, являвшихся "полномочными представителями народа в Советах народных депутатов".

Глава 1. Исторический аспект принятия Конституции 1977 г.

1.1 Причина разработки новой Конституции

Главную причину и необходимость разработки новой Конституции, по нашему мнению, следует связать с существенным изменением политического режима в стране. Чуть далее будет назван целый ряд официально объявленных предпосылок появления новой Конституции (с нашими комментариями), однако основной все же можно назвать именно эту. Хотя общество по-прежнему оставалось строго организованным на условиях руководства им со стороны одной политической партии, оно уже встало на путь освобождения от режима личной власти, произвола, беззакония и всеобъемлющего страха - режима, публично осужденного прежде всего самой правящей партией.

Кстати, именно тогда, когда шаги, сделанные в этом направлении, закрепили необходимые результаты и стало очевидным, что режим в прежнем страшном виде уже не будет реставрирован (у нового руководства хватало своих ошибок и перекосов, но этот итог был очевиден), встал вопрос о разработке новой Конституции и была образована Конституционная комиссия. Заслушав и обсудив доклад первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева, Верховный Совет СССР постановлением от 25 апреля 1962 г. решил "образовать комиссию для подготовки проекта новой Конституции СССР" и утвердил ее состав во главе с Н.С. Хрущевым. Естественно, с приходом на руководящие посты Л.И. Брежнева он стал Председателем Конституционной комиссии (постановление Верховного Совета СССР от 11 декабря 1964 г). Состав ее несколько раз корректировался, но принцип формирования оставался неизменным - в комиссию входили первые лица союзного партийного и государственного руководства, а также представители от союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, от различных слоев общества - рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д.

При разработке проекта Конституции все уперлось в то, какое общество мы имеем или строим на новом этапе. Оставаться на позициях диктатуры пролетариата, как сущности общества и власти, было невозможно: никакой "классовой борьбы" уже не было, поэтому отдавать приоритеты в обществе и государстве одним социальным слоям и считать другие как бы стоящими на втором плане - уже не имелось даже надуманных оснований.

Чтобы отойти от прежних догм и создать новую концепцию общества (иначе говоря, новые догмы), требовалось время. Как известно, родилась теория зрелого, развитого социалистического общества. И только тогда, когда она была создана (а на это ушло около 15 лет), разработка проекта Конституции пошла более быстрыми темпами. Как отмечал один из непосредственных участников подготовки Конституции СССР 1977 г. на последнем этапе А.И. Лукьянов, разработка проекта Конституции проходила в период завершения строительства зрелого социализма. Это заняло сравнительно продолжительный промежуток времени: отдельные черты зрелого социализма постепенно приобретали комплексный, всеобъемлющий характер. Потребовались глубокое теоретическое осмысление нового этапа развития социалистического общества, разработка партией концепции зрелого социализма. Без такой концепции нельзя было создать принципиально новый Основной Закон.

В чем же более детально виделись черты созданного общества, а следовательно - причины принятия новой Конституции:

1) Экономические предпосылки нового Основного Закона его создатели видели в следующем: в Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. Теперь же социализм развивается на своей собственной экономической основе. Развитие экономики страны характеризуется: безраздельным господством социалистической собственности, высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства, использованием достижений научно-технической революции, превращением экономики СССР в единый мощный народнохозяйственный организм.

2) В социальной структуре общества определяющими при подготовке Конституции стали такие позиции: сохранение за рабочим классом положения ведущей силы общества, рост его численности (1936 г. - 1/3, 1977 г. - 2/3 населения страны), это - десятки миллионов образованных, технически грамотных, политически зрелых людей, активность которых и участие в управлении государством значительно возросли; изменилось и колхозное крестьянство, современный крестьянин родился и вырос в колхозе, его психология сформировалась уже на социалистической, коллективистской основе, подлинно народной, социалистической стала интеллигенция (в том числе и по происхождению) в связи с ростом уровня культуры народа и роли науки возрастает удельный вес интеллигенции в жизни общества. Все слои общества вместе, дружно и без малейшего противостояния решают единые задачи. Таким образом, изменение социальной структуры общества, духовного облика составляющих его слоев, нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции, рост социальной однородности общества - все это называлось важной составляющей в числе причин появления Конституции СССР.

3) Принципиальный аспект теории состоял в том, что с построением зрелого социализма, переходом на идейно-политические позиции рабочего класса всех слоев населения советское государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное государство. Это означало, по концепции того периода, во-первых, что расширилась социальная база государства: в первые годы советской власти - союз рабочего класса и беднейшего крестьянства; с 30-х годов - союз рабочего класса и колхозного крестьянства (правда, другого крестьянства практически и не было); ко времени принятия Конституции 1977 г. - нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Во-вторых, государство превратилось в общенародную организацию, выражающую интересы всего народа, всех социальных групп и слоев населения; в-третьих, неизмеримо большими по объему стали творческие, созидательные функции государства. И эти факторы следовало учесть в новой Конституции.

4) По созданной концепции, в решении задач строительства коммунистического общества активно участвуют не только государство, но и негосударственные организации. Чтобы всех их консолидировать, в теорию и конституционную терминологию вводилось понятие "политическая система советского общества". Все организации (государственные и общественные) интегрируются в рамках политсистемы общества, которая служит интересам социалистического народовластия. Создается мощная государственно-общественная связка для управления и государственными, и общественными делами. Это единство направления в развитии политической системы, принципы и механизм ее функционирования надо было также отразить в Основном Законе.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).

Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу - социалистическая собственность на средства производства.

В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства.

Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.

Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:

I. Основы общественного строя и политики.

II. Государство и личность.

III. Национально-государственное устройство.

IV Советы народных депутатов и порядок их избрания.

V. Высшие органы власти и управления.

VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

VIII. Герб, флаг, гимн и столица.

IX. Действие Конституции и порядок ее применения. Конституция закрепляла новые гражданские права:

Право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

Вскоре после принятия Конституции СССР, в апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, утвержденный 12 апреля Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция соответствовала Основному закону СССР и в значительной степени повторяла его главные положения.

Развитие советского права (середина 60-х - середина 80-х гг.)

На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан. Так, ст. 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством.

Конституция СССР устанавливала, что имущество, находящееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Ст. 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь, и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. В ст. 53 Конституции СССР устанавливалось: «Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях».

27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969-1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках.

Основы законодательства о браке и семье признавали законными только браки, зарегистрированные в органах загса. Фактический брак не нес юридических последствий.

Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близкого родства.

Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст - 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года.

Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о расторжении брака решался в народном суде либо в органах загс, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод.

Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Иностранцы и лица без гражданства пользовались правами и несли обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с советскими гражданами.

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

Провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юридическими, но и материальными гарантиями.

В 1966-1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.

В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР в 1971г.).

Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др.

Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т. д.).

В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.

Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции:

усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение;

смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

В рассматриваемый период был осуществлен ряд мер по усилению ответственности за совершение преступлений, представлявших большую общественную опасность. Так, в 1966г. была повышена ответственность за совершение хулиганства, особо каралось злостное хулиганство, связанное с применением или попыткой применения оружия. В 1973 г. были установлены жесткие меры наказания за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений.

Для разработки повой Конституции СССР 25 апреля 1962 г. Верховным Советом СССР была образована специальная Конституционная комиссия под председательством Н. С. Хрущева. К августу 1964 г. был подготовлен проект для обсуждения из 276 статей. Решено было его доработать, а после отставки Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. и утверждения председателем Комиссии Л. И. Брежнева в декабре того же года, работа практически началась заново и продолжалась до 1977 г. Задержка связана в значительной степени с тем, что невозможно было связать положение Программы КПСС о скором наступлении эры коммунизма с реальным положением дел в стране. Была найдена "спасительная формула": путь к коммунизму лежит через стадию "развитого социализма". Принятую Верховным Советом СССР новую Конституцию СССР так и называли "Конституцией развитого социализма". Она состояла из девяти разделов, 21 главы и 174 статей.

Конституция включала разделы: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и личность; III. Национально-государственное устройство; IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания; V. Высшие органы власти и управления; VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; VII. Правосудие; VIII. Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

Конституция СССР закрепляла в качестве основы экономической системы социалистическую собственность на средства производства (ст. 10), а в качестве основы политической системы - Советы (ст. 2). Конституция констатировала построение развитого социалистического общества (Преамбула) и общенародного государства (ст. 1), определила основную цель: построение бесклассового коммунистического общества. Ст. 6 Конституции закрепляла особое положение КПСС: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза". Такой статус правящей, притом единственной партии является базовым признаком тоталитаризма. Законодательно закреплялись формы непосредственной демократии - референдум и всенародное обсуждение, ранее не известные советскому законодательству.

Избирательная система, которая ввиду отсутствия альтернативы, была формальным голосованием, принципиально не изменилась. Весь депутатский корпус формировался заранее партийными структурами, а избирателю надлежало просто опустить бюллетень в ящик для голосования. Изменения носили частный характер: предусматривалось, например, в период предвыборной кампании обсуждение деловых и иных качеств кандидата в депутаты, а также агитация на собраниях и в печати. Ничего нового это не вносило, поскольку собрания были строго регламентированы, а печать подвергалась жесткой партийной цензуре. Конституционные положения в сфере избирательного права были развиты в законах "О выборах в Верховный Совет СССР" (1978), "О порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР" (1979), "О статусе народных депутатов СССР" (1979). Что касается регламента и самого характера деятельности Законодательного органа власти, то никаких существенных изменений не произошло.

В сфере исполнительной власти были созданы новые структуры, например, Министерство медицинской промышленности, и упразднены некоторые дублирующие структуры.

Получил конституционное закрепление созданный в 1965 г. Комитет народного контроля СССР, после чего аналогичные комитеты были созданы на всех административных уровнях, а на предприятиях, в колхозах, учреждениях и даже в воинских частях образованы группы и посты народного контроля.

Впервые в советской конституционной практике был выделен специальный раздел "Государство и личность". Уже само название раздела говорит о том, что личность не мыслится в отрыве от государства и полностью зависит от него. Спектр прав личности был достаточно широк и в целом соответствовал общепринятым демократическим стандартам. Впервые были закреплены права на охрану здоровья (ст. 42), жилище (ст. 44), на пользование достижениями культуры и свободу творчества (ст. 46-47). Как уже говорилось выше, свобода творчества в СССР была под большим вопросом. Статья 49 устанавливала право граждан вносить предложения по улучшению работы различных структур и критиковать недостатки. Должностные лица обязаны были не позднее установленного срока отреагировать на заявление граждан и дать ответ .

Свыше 10 статей посвящены обязанностям личности, при этом ст. 59 устанавливает, что "осуществление прав и свобод человека неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей". Каждый советский гражданин был обязан трудиться, бороться с хищением и расточительством государственной и общественной собственности, защищать Отечество, уважать национальное достоинство каждого человека, уважать законные права и интересы других лиц, заботиться о воспитании детей, охранять природу и памятники культуры и др.

Развитие советского права осуществлялось в русле генеральной линии коммунистической партии на построение коммунистического общества, определенной XXII съездом КПСС и Программой КПСС. Продолжалось принятие Основ законодательства СССР и союзных республик (о браке и семье, труде, недрах, исполнении наказаний и др.), союзных законов, например, нового Воздушного кодекса СССР, утвержденного Законом СССР от 17 июня 1983 г. взамен утратившего силу одноименного кодекса 1961 г. Продолжалась работа по кодификации в союзных республиках.

23 марта 1978 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление об издании Свода законов СССР, который начал издаваться с 1981 г. в качестве официального издания Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. В него должны были войти Конституция СССР, нормативные правовые акты союзного значения, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также правительственные постановления нормативного характера. Структурно Свод законов СССР состоял из семи разделов, каждый из которых делился на главы (от двух до 10), включавшие крупные блоки нормативных актов, например, "труд", "наука", "транспорт и связь", уголовное законодательство" и т.д.

В сфере гражданского права осуществлялось регулирование имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений "в целях создания материально-технической базы коммунизма". Субъектами гражданско-правовых отношений были граждане, организации, государство, объектами - имущество (движимое и недвижимое) и различные материальные блага. Законодатель определил лип вида собственности: социалистическую и личную. К первой относились: государственная собственность, колхозно-кооперативная собственность, собственность профсоюзов и иных общественных организаций, причем особой защите подлежала собственность государственная.

В собственности государства находились: земля и все, что с нею связано (недра, воды, леса и т.д.), основные средства производства, средства транспорта и связи, банки и т.д. Право требования возврата государственного имущества из незаконного владения юридических или физических лиц не имело срока давности. Социалистические предприятия и организации строили отношения на основе договоров и в соответствии с государственными планами. Распределение и поставки продукции регулировались не только Гражданским кодексом, но и административными методами, подзаконными актами. Государственное имущество находилось в оперативном управлении государственных предприятий и учреждений. На это имущество не обращалось взыскание по претензиям кредиторов.

Предметами собственности коллективных хозяйств, профсоюзов и иных общественных организаций могли быть различные строения, оборудование, транспортные и денежные средства и все остальное, что не составляло предмета исключительной собственности государства.

Личная собственность имела определенные ограничения. Например, в личной собственности семьи мог находиться только один жилой дом, площадь которого не должна была превышать 60 м2. Для многодетных семей площадь могла увеличиваться только по решению исполкома местного совета. Если гражданин располагал жилой площадью, предоставленной из государственного или общественного фонда, то он, а также члены семьи были не вправе иметь в собственности жилой дом. Ограничивалась численность транспорта и скота, находящегося в личной собственности. Личное имущество нельзя было использовать иначе, чем для личного или семейного потребления, в противном случае это считалось извлечением нетрудовых доходов и наказывалось в административном либо уголовном порядке (конфискация). Не допускалось и влекло административную ответственность скармливание хлеба и иных продуктов скоту. И это при том, что производство комбикормов в стране было явно недостаточно. Найти всему этому рациональное объяснение достаточно трудно.

Семейные отношения регулировались Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. и республиканскими кодексами. Был значительно облегчен бракоразводный процесс: отменялись публикации в прессе, при отсутствии детей брак мог быть расторгнут в органах ЗАГС, решение народного суда было окончательным и не требовало утверждения вышестоящей инстанцией. Восстанавливался отмененный в 1944 г. институт установления отцовства. Основанием для признания отцовства теперь служило совместное проживание матери ребенка и ответчика и ведение общего хозяйства, а также совместное воспитание или содержание ребенка либо добровольное признание отцовства с представлением доказательств. Забота о воспитании детей с принятием Конституции СССР стала конституционной обязанностью.

Регулирование трудовых отношений осуществлялось Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г., Кодексами законов о труде союзных республик, текущим законодательством, постановлениями ВЦСПС. Конституция закрепила право на труд и одновременно обязанность трудиться в соответствии с принципом "Кто не работает, тот не ест". Советский гражданин воспитывался в духе превращения труда в первую жизненную необходимость.

Несмотря на то что государство и профсоюзы достаточно последовательно проводили линию на строгое соблюдение трудового законодательства в плане обеспечения условий труда, особенно женщин и молодежи, далеко не всегда удавалось осуществлять то, что декларировалось на бумаге. Много женщин трудилось на строительстве, на ремонте железнодорожного полотна. В сентябре 1981 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому женщинам предоставлялся по их желанию частично оплачиваемый послеродовой отпуск по уходу за ребенком до достижения им годовалого возраста и еще на полгода отпуска без сохранения содержания.

Были повышены минимумы заработной платы для работников производственных отраслей и железнодорожного транспорта. Изменения произошли и в пенсионном законодательстве. Для ряда пенсионеров по старости пенсии были повышены. Это коснулось работников наиболее тяжелых отраслей. Вводились надбавки за непрерывный стаж работы в одной организации. Было улучшено материальное положение многих людей с принятием в 1980 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших па фронте". Со 2 сентября 1981 г. была повышена пенсия по старости женщинам с неполным стажем работы, родившим пять и более детей. Во второй половине 1960-х гг. страна перешла на пятидневную рабочую неделю.

Государство вместе с профсоюзами старалось по возможности активизировать работников предприятий, укрепить дисциплину труда, остановить текучесть кадров. Для борьбы с нарушениями трудовой дисциплины и поведения в быту были введены товарищеские суды, которые в ряде случаев были достаточно эффективны в предупреждении правонарушений. Однако, несмотря на все усилия власти, дисциплина труда падала, реальная действительность искажалась всякого рода приписками. "Дефицит" постепенно приобретал всеобщий характер.

Для развития колхозного права важное значение имело принятие совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. "Примерного устава колхоза", который действовал до 1988 г., когда его сменил новый одноименный закон от 25 марта 1988 г., принятый в связи с Законом "О кооперации в СССР". Уставом расширялись права колхозников. Они получили право участвовать в распределении доходов. Совершенствовалась система их оплаты и социального обеспечения. В то же время сохранялись все положения, касающиеся партийно-государственного руководства, порядок вступления в колхоз и выхода из него. Однако меры по улучшению положения колхозников не меняли общего положения дел. Командные методы в экстремальных ситуациях могли быть эффективными, а в условиях мирного времени они не работают. Отсутствие стимулов к развитию производства вело к бесхозяйственности, падению дисциплины, пьянству на производстве и, как следствие, к возникновению дефицита сельскохозяйственной продукции.

Существенной стороной изменений в сфере уголовного права стало смягчение уголовной репрессии, декриминализация некоторых составов, не представляющих серьезной общественной опасности. Вместе с тем повысилась мера ответственности за тяжкие преступления. Положительный эффект имело и применение условно-досрочного освобождения с обязательным привлечением освобожденных лиц к трудовой деятельности, а также условного осуждения, при котором оступившийся человек попадал под контроль правоохранительных органов, не оказываясь при этом в непосредственном контакте с криминальной средой.

Уголовная ответственность наступала с 16 лет, а за особо тяжкие преступления с 14 лет. Первостепенное внимание уголовный закон сосредоточивал на преступлениях против социалистического строя и советского государства. Меры наказания включали: в качестве исключительной - смертную казнь, лишение свободы, ссылку и высылку, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, общественное порицание, лишение воинского или специального звания, конфискацию имущества. Наказания делились на основные, применяемые судом самостоятельно, например, лишение свободы, арест, обязательные работы, ссылка, высылка и др., дополнительные, сопровождающие основную меру наказания, например, конфискация имущества. Некоторые могли применяться как в качестве основных, так и дополнительных, например, штраф, запрет заниматься определенной деятельностью.

В начале 1970-х гг. имели место случаи захвата или попыток захвата воздушных судов с целью эмиграции. В связи с этим в 1973 г. была повышена уголовная ответственность за данное преступление вплоть до смертной казни. Всеобщий дефицит и ослабление наказаний за хищение социалистической собственности привели к массовым хищениям на производстве. Против "несунов" применяли уголовные, административные меры, лишали их льгот на производстве. Однако пока существовал дефицит, это явление было неискоренимо. При этом "несунов" общественное мнение не осуждало, поскольку они не посягали на личную собственность граждан, в быту были абсолютно честными людьми, а государственную собственность считали принадлежащей всем людям, в том числе и себе. Как только с дефицитом было покончено, это явление прекратилось само собой без каких-либо санкций со стороны государства. Продолжало нарастать диссидентское движение.

Несмотря на все попытки модернизировать советское общество, внушить людям веру в "светлое будущее", коммунистический эксперимент все больше обнаруживал свою несостоятельность. Власти не могли обеспечить достойный уровень жизни населения. Авторитет коммунистической партии неуклонно падал. В обществе нарастала социальная апатия, всегда чреватая взрывом недовольства. Перед советским и партийным руководством вновь встал вопрос, когда-то поставленный В. И. Лениным "о пересмотре всей точки зрения на социализм". И здесь нельзя не вспомнить слова Гегеля, введенные в широкий оборот К. Марксом в своем знаменитом памфлете "18 брюмера Луи-Бонапарта" о том, что "все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй - как фарс".

  • Что касается сроков реагирования, то они соблюдались. За.этим следили органы партийного контроля, прокурорские работники. Другое дело, качество ответов. В подавляющем числе эти жалобы перенаправлялись тем, на кого жаловался заявитель. Достаточно часто все кончалось формальной отпиской.

Вопрос о разработке и принятии новой Конституции был поставлен еще в 1956 г. Хрущевым на XXI съезде КПСС. На XXI съезде КПСС (1956), потом на XXII съезде КПСС (1961) было заявлено, что Советское государство из государства диктатуры пролетариата переросло в общенародное государство, а пролетарская демократия - в общенародную демократию. Поэтому съезд постановил приступить к разработке проекта новой Конституции СССР.

В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР «О выработке проекта Конституции СССР» была образована конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым. Было создано девять подкомиссий.

В 1964 г. председателем конституционной комиссии был утвержден Л.И. Брежнев. Однако комиссия фактически бездействовала. Это было связано также и с тем, что, заявив о построении в СССР развитого социалистического общества, необходимо было теоретически и практически обосновать указанную новую фазу социалистического строительства.

Проходивший в 1971 г. XXIV съезд КПСС обратил внимание на необходимость обоснования теории развитого социализма и разработки с учетом этого проекта Конституции.

  • 7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР утвердил новую Конституцию СССР. Конституция состояла из преамбулы и девяти разделов: (1) Основы общественного строя и развития СССР. (2) Государство и личность. (3) Национально-государ-ственное устройство СССР. (4) Советы народных депутатов и порядок их избрания. (5) Высшие органы власти и управления СССР. (6) Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.
  • (7) Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор. (8) Герб, флаг, гимн и столица СССР. (9) Действие Конституции и порядок ее изменения.

В Преамбуле был кратко охарактеризован исторический путь, пройденный Советским государством, отмечалось построение в СССР развитого социалистического общества - закономерного этапа на пути к коммунизму. Отмечалось также, что СССР есть социалистическое общенародное государство, вся власть в котором принадлежит народу (в Конституции СССР 1936 г. утверждалось, что вся власть в СССР принадлежит трудящимся).

Экономическую основу СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности, политическую основу СССР - Советы народных депутатов. Статья 6 Конституции СССР закрепляла, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС.

Конституция СССР закрепляла СССР как федерацию, определяла компетенцию общесоюзных органов и права союзных республик. За каждой союзной республикой сохранялось право на выход из СССР.

Значительно была расширена система социально-экономических и политических прав, в том числе впервые было закреплено право на жилище, медицинское обслуживание, на участие в управлении государственными и общественными делами, на обжалование действий должностных лиц в суд и др. В Конституции СССР впервые была выделена глава «Социальное развитие и культура», закрепившая принципы государственной политики в социальнокультурной сфере, в том числе обязанность государства способствовать усилению социальной однородности общества, стиранию классовых противоречий.

Право избирать было предоставлено всем гражданам по достижении 18 лет, право быть избранным в Верховные Советы - с 21 года.

12 апреля 1978 г. была принята Конституция РСФСР. В ней указывалось, что РСФСР в своей политике руководствуется принципами Конституции СССР.

Конституция РСФСР 1978 г. в значительной степени соответствовала Конституции СССР. Отличие заключалось в том, что высшим органом государственной власти в РСФСР является однопалатный Верховный Совет СССР, насчитывающий 975 депутатов, избираемых по избирательным округам.

Разработка и принятие конституции СССР

За прошедший после принятия Конституции 1936 г. период в жизни советского общества произошли значительные изменения:

* сложился единый народнохозяйственный комплекс;

* существенно вырос национальный доход страны;

* были освоены крупные районы на Севере и Востоке;

* осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию;

* изменилось международное положение СССР, появились союзники в лице развивающихся государств.

Вместе с тем следует отметить и то обстоятельство, что в оценке итогов пройденного за годы советской власти пути имелась значительная доля преувеличений. В политической и хозяйственной жизни сохранялась административно- командная система, которая была не способна придать общественному развитию страны наступательный характер. Необходимо было глубоко осмыслить пройденный путь и разработать на этой основе концепцию дальнейшего развития существующего строя. С этой целью была развернута работа по подготовке нового Основного закона СССР. 25 апреля 1962 года ВС СССР принял постановление "О выработке проекта новой Конституции СССР" и образовал Конституционную комиссию. Подготовка Конституции шла под непосредственным руководством и контролем партийных органов. Проект Конституции прошел всенародное обсуждение, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята.

В сравнении с предшествующей Конституцией она представляет более высокий уровень конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 года состоит из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи.

В преамбуле:

* дается характеристика основных этапов истории советского государства, указывается высшая цель государства - построение бесклассового коммунистического общества;

* указываются главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и преобразование их в коммунистическое, воспитание нового человека коммунистического общества и т. д.

Первая глава Конституции посвящена политической системе современного советского общества. СССР провозглашается социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных организаций (ст. 6). Подчеркивается, что все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Во второй главе формулируется экономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Третья глава отражает происшедшие изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития и культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих, крестьян и интеллигенции.

Четвертая глава закрепляет важнейшие положения внешней политики советского государства.

Цели и задачи деятельности советского государства и его Вооруженных Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены в специальной главе "Защита социалистического Отечества".

Главы VI и VII раздела "Государство и личность" содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан, формулируются основные права и свободы граждан, устанавливаются гарантии их осуществления. К закрепленным ранее добавились новые права: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и др.

Национально-государственному устройству СССР посвящен специальный раздел (главы 8-11). В нем закреплено, что СССР - единое многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Каждая союзная республика определяется как суверенное государство с правом участвовать в решении всех вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР.

Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов государственной власти и управления (рассматриваются в разделах IV-VI).

Отражая новый этап развития советской государственности, представительные органы стали называться Советами народных депутатов.

Срок полномочий ВС СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило связь их деятельности с народнохозяйственным планом.

Возрастной ценз для избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и АССР - с 21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС СССР - по 750 человек. Впервые была сделана попытка регулирования правового положения народного депутата. Конституция закрепила правовое положение и органов народного контроля.

Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы 20-21).

Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!