Рождество святителя Николая Чудотворца — что можно что нельзя, как отмечать, приметы и традиции. Праздник рождества святителя николая чудотворца Чудотворца 11

Память о Николае чтят тем, что проводят богослужения, христиане приходят в храм и читают молитвы, а если не могу прийти, то делают это дома перед иконой.

Что стоит сделать на Николая Чудотворца

В день рождения Николая принято жертвовать на благотворительность. Делают это не для того, чтобы угодить Чудотворцу, но и как обычное доброе дело. Дарят подарки детям-сиротам, высказывают сочувствие и моральную поддержку больным и пожилым людям.

Не забывают и о семье. Поздравляют именинников, особенно тех, кого зовут Николай. Люди стараются всячески помогать друг другу, кому-то добрым словом, кому-то деньгами, живут с любовью в сердце, не сорятся.

11 августа каждый верующий может попросить Николая, чтобы он помог исполнить заветное желание, и в этот день он услышит молитву и поможет. Он помогает всем страждущим. Святитель может исцелить больного, помочь от безденежья, с поиском работы, с удачным замужеством или даже сдачей экзаменов. Те, кто остались без крыши над головой, могут снова обрести дом.

Святой Николай выступает в качестве Деда Мороза или Санта Клауса, который приносить детям радость и подарки 19 декабря. А так как он множество раз спасал мореплавателей при штормах, то его считают и защитником моряков.

Не забывайте, что Николай творит чудеса не в один день, его стоит поблагодарить за каждое чудо, которое было в вашей жизни. Стоит прочесть молитву в его честь, жить так, как он учил и как жил сам.

Что нельзя делать

На Николая Чудотворца есть и несколько запретов:

  • Нельзя работать в саду, в поле и в огороде, это очень важный праздник.
  • Запрещается шить, вязать и заниматься вышивкой.
  • С близкими нужно вести себя хорошо и сдержано, в это день ссориться с ними и ругаться нельзя.
  • Нельзя заниматься работой по хозяйству, стиркой, уборкой.

Сегодня этот дивный Праздник, глубоко почитаемый нашими предками, только начинает возвращаться в сознание православной Руси. Поэтому естественно, что для большинства даже церковных людей 11 августа никак не ассоциируется с памятью великого угодника Божия. Даже для ученых праздник Рождества – самый загадочный из всех церковных памятей, связанных с именем святого. Не известно точно, когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? Этот праздник не встречается ни в одной современной Поместной Православной Церкви. Сегодня Рождество святителя Николая – исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние исторические корни (известен уже с XII–XIII вв.). Именно отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной упразднения его празднования и в Русской Церкви в правление Екатерины II.

Всё же Промыслом Божиим в Русскую Православную Церковь возвращается добрая традиция празднования Рождества святителя и чудотворца Николая. И нам стоит ближе познакомиться со смыслом этого Праздника, чтобы познать его глубину и важность.

Прежде всего, обратим внимание на то, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей –Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая. И если воспоминания рождения Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна теснейшим образом связаны с пришествием в мир Спасителя, составляют некий пролог к этому событию, то рождество Николая Угодника как бы выпадает из этой линии и даже может показаться несколько искусственным.

Однако если мы обратимся к богослужебным текстам Рождества , то увидим, что празднуемое событие в них приобретает вселенский масштаб:

«Приидите вси добрыи святителие убо цари же и князи и сановницы и вси людие, мужи еже и жены, юноша и девы и всяк возраст и всяко достояние согласно воспоем, всечестное и преславное рождество Николы всеблаженнаго…»; «Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь православных днесь светло празднует…»

Этот вселенский масштаб рождения праведника, пусть даже такого почитаемого и горячо любимого, как , действительно, может вызвать недоумения. Более того, в песнопениях в честь святого можно заметить явные параллели с прославлением Божией Матери. «Днесь благоплодная Нона раждает отроча богоизбранное в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога…» – поется в одной из стихир праздника. Это перифраз из службы Рождества Богородицы: «Днесь неплодная Анна раждает Боготроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога….» Также строкой: «Сей день веселия, радуйтеся, людие...» (вариант: «Сей день Господень, радуйтеся, людие…») из последования святителю Николаю начинаются и песнопения, несколько раз повторяющееся в службе Рождеству Богородицы.

Мы видим удивительные параллели, когда «Жилищем всех Царя и Зиждителя» именуется Божия Матерь и святой. Мы робко недоумеваем сравнением величия дня рождения Той, Чье появление в мир прямо возвещало о близком пришествии Спасителя, и всего лишь одного из праведников. Но всё это не случайно, Церковь преподает нам здесь важный урок.

После пришествия в мир Спасителя, после Его крестной смерти и воскресения каждая человеческая личность, причастная Христу, становится высшей ценностью Вселенной. Удивительным образом в жизни того, кто принял в свое сердце Сына Божия, отпечатлевается слава Самого Бога. Жизнь одного человека становится значимой для всей Вселенной. Причем только христианская вера, единение со Спасителем исполняет человеческую жизнь таким смыслом.

Мы часто бываем недовольны своей жизнью, теми обстоятельствами или ситуациями, которые входят в нее, обременяя будничными заботами. Редкие радостные моменты, которые приходится переживать, слишком быстро теряют свой цвет в пестроте будней. Даже такое событие, как рождение ребенка, не всегда долгое время радует близких. Будни и реалии жизни, к сожалению, часто берут свое. Но вот с чуть освещенных тихим вечерним светом сводов храма к нам спускаются умилительные слова: «Радуйтесь, Феофане и Ноно, из них же спасение человеком родися… Феофане, радуйся, Ноно, веселися славяще Истиннаго Святая и Избавителя Иисуса Единаго Господа». Здесь радость уже совсем иная, радость настоящая, непреходящая, небесная, потому что исполненная упованием, доверием Богу!

« Всемирная радость от праведнику возсия нам, от Феофана и Ноны…» – продолжает доноситься даже в самый потаенный уголок храма. «Приидите вси празднолюбцы, честное рождество святителя Божия Николы восхвалимо…» – призывают сослужащие священникам небесные силы каждого стоящего в доме Отца Небесного.

Дивный праздник Рождества раскрывает нам величие того дара Благодати, которым наделяет Спаситель каждого приходящего к Нему с чистым сердцем. Это удивительный гимн единения человека с Богом, прославление Сына Божия, совершившего Искупление человеческого рода. Здесь всё напоминает о близости Бога к человеку. Всё исполнено умилительных обетований истинной радости, славы и вечной жизни для тех, кто будет неустанно укрепляться в решительности следовать Христу.

«Торжествуйте вси земнороднии, ликовствуйте духовно вси празднолюбцы, в преславное рождество святителя Христова и чудотворца Николы, молящася Христу Богу непрестанно за душа наша», – слышим мы призыв снова и снова приблизиться сердцем к великому угоднику Божию. Непонятным для нас образом в этом празднике появляются абсолютно новые масштабы человеческой жизни. Рождение младенца, такого же человека, как каждый из нас, становится всемирным торжеством. Радость благочестивых супругов преодолевает века и тысячелетия, ничуть не умаляясь… Но ответ на это недоумение не теряется в прошлом, он исполняет и нас надеждой на то, что каждый может и в своей жизни познать такую же радость. Ответ слышится в каждой фразе, каждом слове богослужения: приблизьтесь к Богу – и Он дарует вам вечность, принесет мир, сделает Своими…

Русская Православная Церковь празднует 11 августа день Рождества святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Стоит обратить внимание, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей - Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святого Николая.

Праздник рождения святителя Николая Чудотворца – самый загадочный из всех церковных памятей, связанных с именем святого, пишет Православие.ру. Не известно точно, когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Этот праздник не встречается ни в одной современной Поместной Православной Церкви.

Сегодня Рождество святителя Николая – исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние исторические корни (известен уже с XII–XIII вв.). Именно отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной упразднения его празднования и в Русской Церкви в правление Екатерины II.

Стоит отметить, что Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых в православном мире. Он прославился как великий Угодник Божий. Ему молятся верующие не только православной, но и католической и других церквей.


История праздника - кто такой Святой Николай

Николай Чудотворец родился в далеком 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были бедными людьми, но очень верующими. Они постоянно молили Бога, чтобы тот подарил им ребенка. Бог услышал их молитвы и дал им сына, взамен попросив, чтобы тот посвятил свою жизнь служению ему.

Младенец Николай начал проявлять свои чудо-способности еще при рождении. Первое чудо он совершил, исцелив свою мать при родах от тяжелой болезни. А во время крещения в купели новорожденный три часа самостоятельно простоял на ногах, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Жизнь Николая протекала в простых и аскетичных буднях. Еще будучи ребенком начал изучать Божественное Писание и целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги.

Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве, Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.

Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.

Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.

К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.

И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.

Древние предания утверждают, что Николай при жизни совершал различные благочестивые деяния: исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, а также учил любви и состраданию. Святитель прожил долгую жизнь и умер в глубокой старости.

Установленной даты кончины святого нет. Известно, что это произошло в период 345 – 351 гг. И после смерти его тело осталось нетленным, что подтвердило его святость. Мощи святого сперва поместили в кафедральный храм города Миры, где он служил архиепископом. Позже в 1087 году мощи Николая перевезли в город Бари (Италия), где и хранятся в базилике святителя.


Как праздновать Рождество Николая Чудотворца

11 августа люди посещают храмы, где проводится священное служение, прославляющее Рождение Чудотворца. Христиане молятся перед иконами святого Николая, ставят свечи за здравие. Если по каким-то причинам у верующих не получается сходить в церковь в этот день, они могут помолиться святому дома.

В этот особенный день многие верующие жертвуют деньги, вещи и еду детским домам, школам, интернатам и малообеспеченным семьям. Благие деяния помогают сблизиться с Господом и почтить память святого угодника.

В Рождество Николая Чудотворца нельзя забывать о семье. В такой знаменательный день необходимо быть рядом с родными и близкими, чтобы вместе почтить память и отпраздновать Рождение святого.

О чем молиться святому Николаю 11 августа

Православный святой помогает людям в разных делах: встретить любовь, успешно сдать экзамены, найти работу, увеличить доход. Молитвы, вознесенные святителю, обладают чудотворной силой.

11 августа православные верующие молятся об исполнении желаний и достижении целей. Те, кто страдает от болезней, могут попросить святого об исцелении.

В день Рождества Чудотворца необходимо обязательно вознести слова благодарности за все хорошее, что он сделал для каждого. Поблагодарите его за все деяния и чудеса, которые он совершил, покайтесь и попросите прощения за грехи. В этот особенный день святитель поможет каждому, кто искренне раскаивается в своих проступках и хочет изменить жизнь к лучшему.


Рождество святителя Николая Чудотворца: что нельзя делать

  • Мы собрали главные запреты на Рождество Николая Чудотворца.
  • Нельзя осуществлять работы в саду и огороде, так как праздник Николая Чудотворца имеет большое значение в чете праздников церковного календаря.
  • Нельзя шить, вязать и вышивать.
  • Нельзя ругаться и ссориться с близкими.
  • Нельзя убирать в доме, заниматься стиркой.
  • Проведите праздник в гармонии с собой, займитесь духовным развитием.

Вряд ли найдётся в Православной Церкви святой, почитаемый более, чем Святитель Николай. Память о жившем в далёкие времена епископе не угасает в течение семнадцати веков и распространена даже среди нехристианских народов.

Имеются свидетельства того, что образы Св. Николая прятали у себя мореходы-мусульмане, веря, что добрый старец сохранит их корабли от штормов.

Шаманы-язычники у северных народов, не имея представления о христианской вере, использовали имя Святого в заклинаниях против злых сил и болезней .

Вконтакте

Одноклассники

Сегодня бережно хранит Католическая церковь . Чтимый на Западе праздник Святого Николаса (Santa Nicholas) приходится на день кончины Святителя, 19 декабря .

С этого дня начинается подготовка к Рождеству Христову . Но гораздо большую славу святой получил на русской земле.

В древней Руси Николаю Чудотворцу воздавали такую же честь, как Божией Матери и Господу. Поэтому именно здесь возник праздник, посвящённый дню рождения Святителя - его Рождество. Это уникальное для церковной традиции событие до сих пор покрыто тайной прошедших веков.

Жизнь Николая Чудотворца связана с землями, ныне принадлежащими Турции. Ещё за двенадцать веков до Рождества Христова на побережье Средиземного моря возникло небольшое государство - Ликия, ставшее одним из центров развития античной культуры.

Многие события христианской истории связаны с этой страной. Недалеко от нынешнего посёлка Гелемиш (Анталия) находилась древняя Патара, город, где родился Святитель Николай.

Руины амфитеатра и зданий до сих пор украшают гористое побережье.

Здесь постоянно ведутся археологические раскопки, с каждым годом дополняя картину, окружавшую детство великого святого. К моменту его рождения Патара была хоть и небольшим городом, но уже имела четыре христианских храма.

Родители Святителя

Точная дата рождения святого неизвестна , по древним свидетельствам относится примерно к 260 году. В 1957 году итальянские антропологи провели экспертизу мощей Св. Николая, благодаря которой принятые ныне даты его рождения и смерти можно считать вполне достоверными.

Родители святителя были знатного происхождения, но от государственной власти сторонились, считая, что «нель­зя не за­пач­кать­ся, кос­нув­шись смо­лы», так писал о них патриарх Константинопольский Мефодий (9 в). В текстах службы Рождеству Св. Николая указаны имена его отца и матери - Епифаний и Нонна. Однако это устаревшая ошибка. Один из составителей службы перепутал житие Николая Чудотворца с житием другого ликийского епископа, тоже Николая из города Пинары. Но поскольку новые имена не отвергали праведность родителей Чудотворца, то Церковь оставила их в текстах, веря, что Бог принимает молитвы верующих независимо от правильности именования неизвестных святых.

Чудеса

Детство великих святых всегда отмечается особым Божиим благоволением. Так было и со Святителем Николаем. Родители долго ожидали и молились Богу о даровании ребёнка. Древние летописи упоминают, что святой младенец соблюдал постные дни, не вкушая материнского молока, а при крещении три часа простоял в купели, никем не поддерживаемый. Даже самим своим рождением он явил чудо - исцелил от болезни свою мать. Предвидя будущую славу сына, родители назвали его Николаем, что по-гречески означает «победитель народов».

Происхождение праздника

Следует помнить, что Церковь придаёт большее значение вечной, загробной жизни, чем временной, земной. День рождения у христиан является семейным праздником, а день смерти отмечается близкими покойного из года в год в церкви служением панихиды, устраиваются поминальные трапезы. Смерть считается началом вечной жизни. Поэтому дни памяти святых в церкви чаще всего устанавливаются по дате их «успения» - телесной смерти.

Важными для всего мира событиями Церковь считает лишь дни рождения Самого Господа , Божией Матери и Иоанна Предтечи , величайшего из людей. Однако, в XII веке славянские рукописи впервые упоминают о празднике Рождества Николая Угодника , что является свидетельством высокого почитания новокрещенными славянскими народами святого епископа. Когда Русская Церковь обрела независимость от греческой, в честь этого праздника стали устраиваться крестные ходы, создаваться храмы и монастыри.

Неизвестно точно, когда день Святого Николая «Летнего» начал праздноваться на Руси. Доказана лишь его глубокая древность. Происхождение «неуставного» праздника можно объяснить склонностью непросвещённых руссов обожествлять святых людей. Имя Святителя стало известно на Руси благодаря киевскому князю Аскольду, крещённому с именем Николай ещё до принятия христианства всем народом при князе Владимире. Над его могилой (находится недалеко от Киева) была возведена одна из первых христианских церквей, посвящённая Николе Угоднику. С тех пор Святитель стал почитаться русским народом наравне с Господом и Божией Матерью. Иностранцы, посещавшие Древнюю Русь, называли его «русским богом».

Праздники Св. Николаю 11 августа

Если точная дата рождения Святителя неизвестна, то почему церковный праздник приходится на 11 августа?

В этот день (по старому стилю — 29 июля) на Руси произошли три великих события, связанные с почитанием Св. Николая:

  • Перенесение Зарайской иконы из Корсуни в Рязань (1225).
  • Перенесение Великорецкой иконы из Вятки в Москву (1555).
  • Принесение на Русь Можайского образа Св. Николая (1618).

Под словом «перенесение» подразумеваются значительные события церковной истории, связанные с явлениями и перемещениями чудотворных образов. Обычно образа переносились с мест обретения или временного хранения в выстроенные для них храмы на руках священников, в составе крестного хода. Такие крестные ходы становились праздниками для населения тех мест, через которые шествовала

День помещения иконы в храм записывался в летописи и устанавливался как ежегодное поминовение.

Именно память перенесения Великорецкого образа Св. Николая в Москву, проходившего с участием царя Иоанна Грозного, помещена в современных богослужебных книгах на день 11 августа по новому стилю. В истории этого дня отмечается, что как и на Рождество Христово, в конце июля на Руси устраивались гуляния и пелись «колядки» - духовные песни, посвящённые Св. Николаю.

Все перечисленные события приписываются в летописях к 29 июля (по старому стилю), «Рождеству Николы Чудотворца». Древние церковные документы упоминают и другие дни празднования — 20 мая, 23 и 24 августа, что говорит о повсеместном и древнем почитании этого события на Руси.

Однако в богослужебные книги служба Рождеству Святителя Николая 11 августа не внесена до сих пор. Причина этому - неканоническое (не соответствующее церковным канонам) происхождение самого праздника и недостоверность изложенных в текстах службы фактов.

В конце XIX века, когда было проведено тщательное исследование византийских документов, повествующих о рождении святого, выявились ошибки в именах родителей и датах самого события. Ранее праздник был исключён из круга богослужений по повелению Екатерины II, как не содержащийся в греческих календарях. В 2004 г патриарх Алексий благословил праздновать Рождество Святителя «по желанию настоятелей храмов». Но до сих пор далеко не в каждой церкви 11 августа можно услышать песнопения в честь Св. Николая, а тексты молитв и тропарей праздника можно найти лишь в отдельных изданиях.

Иконописные изображения

Момент Рождества Святителя можно видеть на иконах с «житийными клеймами» - изображениями основных событий из жития Святого. Наиболее известны старинные, чудотворные иконы Николы Зарайского, Соликамского (находится в Богоявленской церкви г. Соликамска), Можайского (в Никольском храме Святого острова на Днепре), Великорецкого (г. Киров).

Почитатели Николая Чудотворца сегодня могут прикоснуться к древнему обычаю и посетить места, связанные со всенародным русским праздником:

  • г. Зарайск (Московской обл.), где ежегодно 11 августа проходят празднования с крестным ходом на святой источник, посвящённые Рождеству Николы Угодника и его чудотворной иконе Зарайской, известной с XIII века;
  • г. Москва , храм Рождества Св. Николая (ул. Ваганьковская, 3), где с 2012 г хранится крупная частица мощей святого, и храм святителя Алексия на Рогожской слободе с Никольским приделом;
  • г. Новгород , где в древности существовал монастырь Рождества Св. Николая, а сейчас день 11 августа отмечается в храмах города и сёл, посвящённых Святителю;
  • г. Киров , Великорецкий крестный ход (150 км), который проводится с чудотворной иконой Николы Угодника непрерывно около 600 лет. Мероприятие посвящено Рождеству Святителя, но проводится Русской православной церковью 3-8 июня, а старообрядцами, наиболее почитающими этот праздник, 9 — 13 августа;
  • г. Южно-Сахалинск , где построена часовня Рождеству Св. Николая, для его чудотворной иконы;
  • г. Анадырь , в порту которого возведён памятник Святителю Николаю, посвящённый возобновлению празднования его Рождества. Здесь, на самой восточной оконечности Евразии, ежесуточно совершается первая на континенте Божественная

Сегодня этот дивный Праздник, глубоко почитаемый нашими предками, только начинает возвращаться в сознание православной Руси. Поэтому естественно, что для большинства даже церковных людей 11 августа никак не ассоциируется с памятью великого угодника Божия. Даже для ученых праздник Рождества - самый загадочный из всех церковных памятей, связанных с именем святого. Не известно точно, когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? Этот праздник не встречается ни в одной современной Поместной Православной Церкви. Сегодня Рождество святителя Николая - исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние исторические корни (известен уже с XII-XIII вв.). Именно отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной упразднения его празднования и в Русской Церкви в правление Екатерины II.

Всё же Промыслом Божиим в Русскую Православную Церковь возвращается добрая традиция празднования Рождества святителя и чудотворца Николая. И нам стоит ближе познакомиться со смыслом этого Праздника, чтобы познать его глубину и важность.

Прежде всего, обратим внимание на то, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей - Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая. И если воспоминания рождения Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна теснейшим образом связаны с пришествием в мир Спасителя, составляют некий пролог к этому событию, то рождество Николая Угодника как бы выпадает из этой линии и даже может показаться несколько искусственным.

Однако если мы обратимся к богослужебным текстам Рождества святителя Николая, то увидим, что празднуемое событие в них приобретает вселенский масштаб:


Фрагмент критской иконы XV века

«Приидите вси добрыи святителие убо цари же и князи и сановницы и вси людие, мужи еже и жены, юноша и девы и всяк возраст и всяко достояние согласно воспоем, всечестное и преславное рождество Николы всеблаженнаго…»; «Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь православных днесь светло празднует…»

Этот вселенский масштаб рождения праведника, пусть даже такого почитаемого и горячо любимого, как Николай Чудотворец, действительно, может вызвать недоумения. Более того, в песнопениях в честь святого можно заметить явные параллели с прославлением Божией Матери. «Днесь благоплодная Нона раждает отроча богоизбранное в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога…» - поется в одной из стихир праздника. Это перифраз из службы Рождества Богородицы: «Днесь неплодная Анна раждает Боготроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога….» Также строкой: «Сей день веселия, радуйтеся, людие...» (вариант: «Сей день Господень, радуйтеся, людие…») из последования святителю Николаю начинаются и песнопения, несколько раз повторяющееся в службе Рождеству Богородицы.

Мы видим удивительные параллели, когда «Жилищем всех Царя и Зиждителя» именуется Божия Матерь и святой. Мы робко недоумеваем сравнением величия дня рождения Той, Чье появление в мир прямо возвещало о близком пришествии Спасителя, и всего лишь одного из праведников. Но всё это не случайно, Церковь преподает нам здесь важный урок.

После пришествия в мир Спасителя, после Его крестной смерти и воскресения каждая человеческая личность, причастная Христу, становится высшей ценностью Вселенной. Удивительным образом в жизни того, кто принял в свое сердце Сына Божия, отпечатлевается слава Самого Бога. Жизнь одного человека становится значимой для всей Вселенной. Причем только христианская вера, единение со Спасителем исполняет человеческую жизнь таким смыслом.

Мы часто бываем недовольны своей жизнью, теми обстоятельствами или ситуациями, которые входят в нее, обременяя будничными заботами. Редкие радостные моменты, которые приходится переживать, слишком быстро теряют свой цвет в пестроте будней. Даже такое событие, как рождение ребенка, не всегда долгое время радует близких. Будни и реалии жизни, к сожалению, часто берут свое. Но вот с чуть освещенных тихим вечерним светом сводов храма к нам спускаются умилительные слова: «Радуйтесь, Феофане и Ноно, из них же спасение человеком родися… Феофане, радуйся, Ноно, веселися славяще Истиннаго Святая и Избавителя Иисуса Единаго Господа». Здесь радость уже совсем иная, радость настоящая, непреходящая, небесная, потому что исполненная упованием, доверием Богу!

«Всемирная радость от праведнику возсия нам, от Феофана и Ноны…» - продолжает доноситься даже в самый потаенный уголок храма. «Приидите вси празднолюбцы, честное рождество святителя Божия Николы восхвалимо…» - призывают сослужащие священникам небесные силы каждого стоящего в доме Отца Небесного.

Дивный праздник Рождества святителя Николая раскрывает нам величие того дара Благодати, которым наделяет Спаситель каждого приходящего к Нему с чистым сердцем. Это удивительный гимн единения человека с Богом, прославление Сына Божия, совершившего Искупление человеческого рода. Здесь всё напоминает о близости Бога к человеку. Всё исполнено умилительных обетований истинной радости, славы и вечной жизни для тех, кто будет неустанно укрепляться в решительности следовать Христу.

«Торжествуйте вси земнороднии, ликовствуйте духовно вси празднолюбцы, в преславное рождество святителя Христова и чудотворца Николы, молящася Христу Богу непрестанно за душа наша», - слышим мы призыв снова и снова приблизиться сердцем к великому угоднику Божию. Непонятным для нас образом в этом празднике появляются абсолютно новые масштабы человеческой жизни. Рождение младенца, такого же человека, как каждый из нас, становится всемирным торжеством. Радость благочестивых супругов преодолевает века и тысячелетия, ничуть не умаляясь… Но ответ на это недоумение не теряется в прошлом, он исполняет и нас надеждой на то, что каждый может и в своей жизни познать такую же радость. Ответ слышится в каждой фразе, каждом слове богослужения: приблизьтесь к Богу - и Он дарует вам вечность, принесет мир, сделает Своими…

Роман Савчук



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!