Рисуем картину с разнообразной листвой. Живой мох в интерьере: идеи декора, советы по уходу

Вступление

Проезжая по ландшафтной дороге, я просто влюбилась в разнообразие зелени в лесу вдоль дороги. Была весна и все-все зеленело! Вернувшись домой, я решила нарисовать картину с различной листвой.

Кисти

Вдобавок к стандартному набору кистей Photoshop, я использовала свои кисти. Я назвала их «плоская щетина» (flat bristle) и «нож» (knife), потому что они имитируют традиционные инструменты, которые я использую в работе. Я использую эти две кисти на протяжении всего процесса рисования. Я использую кисть «нож» при создании стволов и ветвей деревьев. Маленькую твердую кисть - для детализации, а мягкую – для смешивания оттенков. Кисть «щетина» я использую при работе над большими деталями, закрашивая крупные объекты.

ШАГ 1

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Я всегда начинаю свои работы с эскиза, нарисованного либо карандашом на бумаге, затем отсканированного на компьютере, либо при помощи ручки и планшета. Я никогда не очищаю свой линейный рисунок с тех пор, как начала закрашивать сразу поверх эскиза. Для данной работы я создавала эскиз на планшете, используя маленькую твердую круглую кисть с Нажимом пера (Pen pressure).

Я начала с наброска фигуры девушки, сначала это было контурное изображение, постепенно я добавляла объем и драпировку. Когда фигура была готова, я начала закрашивать деревья, которые были на заднем фоне, и еще несколько мелких деталей, таких, как листья плюща и свисающие лианы, которые создавали интересную композицию и изначально напоминали мне о том, что бы я хотела еще добавить по ходу работы.

Я использовала инструмент Лассо (Lasso tool) для выделения фигуры дерева, потом залила эту область темно-коричневым цветом. Воспользовавшись своей кистью «нож», я дорисовала крупные ветви и мелкие веточки. Затем я создала новый слой и установила на нем режим Жесткий Свет (Hard Light). Используя щетинистую кисть, я прошлась светло-коричневым цветом по дереву, чтобы установить источник света на нем. Я также закрасила платье, чтобы в дальнейшем было проще работать с пространством.

Я начертила схему линий лица, таких как уровень глаз, носа, и рта. Я сделала эти линии красными на отдельном слое с Непрозрачностью (Opacity) 50%. Эти линии очень помогут придерживаться правильной анатомии лица, когда я начну детально прорисовывать его.

ШАГ 2

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

После того, как эскиз готов, начинается основная работа. Обычно я работаю по принципу «от края в центр», прорисовывая сначала фон, оставляя лицо напоследок. Я начала с большого дерева. Нарисовала кору и мох.

Я переделала черты лица и определила основные светотени. Чтобы сохранить линии чистыми, с помощью инструмента Перо (Pen tool), я сохраняла отдельно «левую руку», «правую руку», «туловище», и т.д. Это в дальнейшем очень поможет мне при смешивании цветов и добавлении теней. Чтобы сохранить объект с помощью Пера (Pen tool), обведите его, нажмите правую кнопку мыши и выберите «выделить» (make selection), затем нажмите Выбрать (Select) – Сохранить выделенное (Save selection), дайте название выделенному объекту и нажмите Сохранить (Save).

ШАГ 3

На этом этапе я начала добавлять текстуру, такую как мох, плющ, лианы и опавшие листья на заднем фоне.

Для мха я создала кисть, которую сама же и нарисовала. Используя твердую круглую кисть маленького диаметра, я нарисовала несколько разных точек и линий. Издалека эти точки будут напоминать маленькие цветочки поповика. Когда эскиз кисти готов, я делаю следующее: Редактировать (Edit) – Определить кисть (Define Brush Preset). В разделе Динамики кисти (Brush Dynamics) ставлю галочки на Рассеивание (Scattering) и Нажим пера (Pen pressure).

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Здесь на маленьком примере вы видите, как я добавила мох на камень. Используя свою моховую кисть, я на новом слое покрыла дерево мхом. Создать слой (Create a Layer) – Обтравочная маска (Clipping mask), применяется на активный слой так, что идеально ложиться на камень. Я использовала этот же метод, когда покрывала мхом дерево.

Я также удлинила волосы девушки, придав ей более романтический образ; подрисовала ей большие стрекозьи крылья и несколько колибри рядом, просто чтобы посмотреть, захочу ли я добавить эти элементы. Но я решила оставить эту затею, потому что эти детали уже использовались мной в других картинах... Вместо этого я подумала о листьях, и о том, что они могли бы стать очень интересной основой для крыльев. А стрекозья крылья переместились на ее платье:)

ШАГ 4

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь я начала работать над кормушкой для птиц... решив отдохнуть от плюща! Я использовала образец кормушки, которая висела у меня в саду. Образцы я использую для двух целей: постановке света и определению структуры. Делая набросок, я сначала провела вертикальную линию, она послужит осью для кормушки. Затем я нарисовала ее общие очертания и в конце добавила цветы. Когда базовая форма и светотени готовы, я начинаю изобретать свой собственный дизайн кормушки... добавляя цветы, листья, орнамент, и т.д. Смысл образца был в том, чтобы изучить его строение, поэтому в следующий раз мне уже не понадобится образец, чтобы нарисовать кормушку, я теперь смогу сделать это без фотографии.

ШАГ 5

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

На этом этапе я добавила бревно, затем несколько маленьких цветочков на нем, чтобы усилить атмосферу сказочности. Я так же нарисовала улиток и раскрасила их в соответствии с расположением источника света. Я потратила немало времени, вырисовывая листья плюща. Суть всех этих усилий заключается в том, чтобы сделать что-то необычное, что отличалось бы от основной массы листьев на картинах. Звучит просто, но на это уходят дни!!

ШАГ 6

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Я начала прорисовывать складки на платье и добавила крылья из листьев. Форма и цвет листьев были взяты с фотографии молодых листочков, которые я когда-то сфотографировала. Я никогда не выхожу из дома без своей камеры Lumix. Конечно высококачественных профессиональных фотографий она не делает (к тому же падала она не один десяток раз!), но для меня она отлично выполняет свою работу. Красивые кадры могут подстерегать где угодно, и я не хочу упустить их! Складки на листьях были одной из тех «счастливых случайностей», которая застала меня в те дни, когда я как раз работала над картиной.

Для платья я использовала свой собственный образец. И снова повторюсь, мне нужно было только поймать правильный свет и понять текстуру платья; не имело никакого значения, что оригинальное платье было розовым. Моей целью было запечатлеть основные складки на платье, чтобы оно выглядело более есесттвенно на теле девушки, не все складки были видны на фото. Я хотела понять, «как эта ткань ведет себя на теле?»

Когда складки готовы, я добавляю свой собственный дизайн на платье. Мне дико понравилась эта часть работы. Я добавила стрекозье крыло на верхнюю часть платья, которое слегка перекрывалось другим принтом, похожим на лист плюща, который перекликался с задним фоном. Я также собрала несколько цветов и листьев как головной убор героини.

ШАГ 7

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Снова я возвращаюсь к плющу и лианам! Я добавила несколько мелких закрученных лиан, чтобы придать им более дикого характера, и чтобы фон выглядел более необычным. Я нарисовала несколько ягод, чтобы добавить немного разнообразных форм, и пару белых цветков, чтобы было на чем остановить взгляд, глядя на всю эту зелень. Затем я добавила птиц. Каждую из них я рисовала на отдельном слое, периодически меняя их положение до тех пор, пока они не нашли свое место. Я хотела, чтобы одна из птиц (та, на которую смотрит героиня) направляла взгляд зрителя в глубь картины, т.к., если бы зритель следовал взгляду героини, то он вышел бы за его пределы, отведя глаза в сторону. Позднее, я добавила еще один цветок в волосах девушки, чтобы еще больше «приковать» взгляд смотрителя.

ШАГ 8

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

На этом этапе я покажу вам, как создавала текстурную кисть или «штамп» из фотографии. Т.к. листья были светлыми на темном фоне, они казались абсолюнто белыми. Если бы я выбрала этот паттерн, на фоне была бы просто текстура, мало похожая на листья. Поэтому мне надо было сделать так, чтобы листья стали черными фигурами. Сделайте следующее: Изображение (Image) – Коррекция (Adjustments) – Инвертировать (Invert). В результате получится отличный паттерн, который и будет листьями. Я выделила зону, которую хотела, и Определила установки кисти (Define brush preset). На картинке виден тот самый штамп с листьями.

ШАГ 9

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Больше деталей!

Я нарисовала тонкую паутину на отдельном слое. От лени я просто дублировала слой и вставляла эту же паутину на другие участки картины. Я также нарисовала сверкающие паутинки, свисающие с цветов, и на подоле платья героини. И наконец исправила ступню! Она была слишком большой и мне пришлось уменьшить ее. Затем я добавила еще больше паутины на земле, где ее платье касалось листьев, чтобы показать, что она как бы проходит через лес с трудом и прорывает нити паутин.

Затем были добавлены бусинки на подол платья. На этих бусинках я нарисовала «капельки воды», чтобы они заблестели как росинки. Я также добавила на отдельном слое орнаментальный дизайн на подоле платье. Этот слой был поставлен в режим Наложение (Overlay), я использовала тонкую кисть в 5 пикселей, чтобы прорисовать мелкие детали. Я также использовала штамп с опавшими листьями на нижней части платья, чтобы добавить большей текстурности.

Теперь я просто разбрызгиваю «блестки» и добавляю тесьму на платье, используя тонкую кисть. Затем я нарисовала серьги и ожерелье в виде плюща.

ШАГ 10

И вот я снова вернулась к ее лицу. Я изменила и добавила больше цветов и других деталей на головной убор девушки. Главная сложность для меня при рисовании лица заключается не в вырисосывании ресниц, а в том, чтобы суметь сохранить пропорциональнось глаз и остальных частей лица. Линии (которые я рисовала в начале работы) очень помогли в этом деле, и я смогла работать над чертами ее лица, не боясь искозить его. Поворачивание изображения горизонтально (Flip horizontally) также помогает заметить некоторые ошибки, касаемые пропорциональности объектов.

В завершении я добавила ногти на пальцах и складки в местах суставов, чтобы добиться более реалистичного вида. В конце я добавила немного веснушек, нарисовав несколько коричневых точек на отдельном слое, установленном в режиме Наложение (Overlay) и с Непрозрачностью (Opacity) 25%.

В самом конце я объеденила все слои, проверила, правильно ли освещены все объекты картины, учтывая что свет падал слева направо. На листья плюща на дереве свет падает неравномерно, создавая светлые и темные участки. Чтобы добиться этого эффекта, я создала новый слой в режиме Наложение (Overlay), добавила «света» на середину дерева, затемнив там, где крылья девушки приминают листья плюща, и добавила блики на улиток, чтобы глаз зрителя обязательно заметил эти мелкие детали.

В завершении я снова объеденила все слои (Flatten image), сделала дубликат получившегося изображения в режиме Мягкий свет (Soft light), чтобы сделать его более четким, добавить резкости. Но этот прием может повысить насыщенность (saturation) картинки, поэтому я делаю следующее: Изображение (Image) – Коррекция (Adjustments) – Тон/Насыщенность (Hue/Saturation) и перемещаю слайдер Насыщенности до -60. Я объеденяю слои в последний раз и сохраняю файл. Готово!

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Спасибо, что прочитали этот урок. Надеюсь вы нашли для себя что-нибудь полезное из этого урока.

Декорирование стен при помощи красок уже не так актуально, как было раньше. Теперь украсить свой дом хочется необычными способами. И такой вариант есть – рисунки на стенах мхом, как на фото в этой статье. Самое удивительное, что для создания подобных композиций не потребуется приобретать дорогих материалов или искать в продаже редкие составляющие – все необходимое доступно и есть практически в каждом доме.

Что потребуется

Для того, чтобы создавать рисунки мхом на стенах , понадобится прежде всего, сам мох. Его можно найти в лесопарковых городских зонах или же специально съездить в лес за ним. В целом, найти мох не слишком сложно. Стоит лишь иметь в виду такой факт: собранные с деревьев лишайники будут лучше расти именно на деревянных поверхностях, а для бетонных оснований лучше взять растение с почвы. Помимо основного ингредиента потребуется:

  • Гидрогель, предназначенный для растений. Он продается в любом садоводческом магазине и представляет собой небольшие шарики, которые впитывая воду увеличиваются в размерах в десятки раз.
  • Обычный кефир. Он будет питательной базой для растения.
  • Немного теплой воды для замачивания лишайника.

Имея все это под рукой, можно создать смесь, которая станет основой нашего будущего рисунка.

Рецепт смеси

Чтобы создавать картины из мха не стенах, нужно сначала приготовить специальною смесь, которая станет основой рисунка. Сделать это, можно при помощи обычного блендера или другого приспособления для перемешивания и измельчения. Начать следует с замачивания мха. Его предварительно тщательно отмывают от всех загрязнений, комочков земли и возможных обитателей типа мошек и жуков.

  • В блендер закладывается три – четыре горсти размоченного в теплой воде мха. Можно увеличить или уменьшить количество использованного лишайника, в зависимости от консистенции смеси – она должна быть похожа на густую краску.
  • К растительной основе добавляем около стакана кефира. Как и в предыдущем пункте, количество компонента можно варьировать.
  • Следующий компонент – пара столовых ложек размоченного гидрогеля. Желательно хорошо размочить его, чтобы он впитал максимум влаги. Не переборщите с количеством – это отрицательно скажется на интенсивности цвета рисунка.
  • Последний компонент – пара чайных ложек сахара. Он послужит дополнительной «кормовой» базой для растения.

После того, как все составляющие окажутся в блендере, его включают и смешивают состав в течении пары минут, чтобы получилась густая пастообразная масса. Она должна иметь такую густоту, чтобы ее можно было наносить обычной кистью. Не стоит опасаться тогою что растение погибнет – это очень «живучий» представитель флоры и даже измельчение в миксере ему не повредит. После этого можно начинать рисование мхом на стенах.

Сначала вы получите просто темные контуры будущей картины. Естественно мох не прорастет немедленно, Поэтому, придется подождать от двух до четырех недель, пока споры не прорастут окончательно. После этого изображение будет оставаться зеленым очень долго, если правильно за ним ухаживать – это не сложно.

Рисование

Тщательно очистите поверхность, на которую будет наноситься рисунок. С помощью трафарета или от руки нарисуйте контуры будущего изображения. Окуните кисть в готовую массу и рисуйте – сложность картины зависит только от ваших художественных талантов и фантазии. Если подобрать несколько разных по цвету лишайников, то можно не просто создавать контурные композиции, но и разнообразить их оттенками.

Важно: если вам потребуется убрать созданную картину со стены, то на ней могут остаться следы от композиции. Дело в том, что лишайник прорастает вглубь поверхности, закрепляясь на ней. После снятия растительной композиции нужно обработать место любым составом, предотвращающим развитие плесени. От следов полностью избавиться может и не получиться. Поэтому, перед тем, как начинать рисовать мхом на стенах, тщательно подберите место для размещения композиций такого плана.

Уход

Так как в этом случае будет использоваться натуральный природный материал, то за созданной композицией придется ухаживать. Ее необходимо опрыскивать водой каждые три — четыре дня. Сделать это, проще всего при помощи обычного пульверизатора. Другого ухода мох не требует. Единственное, что необходимо учесть, это плохая переносимость подобными растениями яркого солнца и жары. Поэтому, для декора лучше выбрать затененное место.

Экологичные материалы просачиваются во все сферы нашей с вами жизни, и новые течения в уличном и садовом искусстве охотно подхватывают эту тенденцию. Кажется невозможным совместить раскрашивание уличных поверхностей и экологию, но такой способ есть. Специально приготовленная смесь позволяет выращивать мох не только на любых поверхностях, но и придавать ему разнообразные формы. Причем, рисовать можно сколь угодно сложные картины, работая при этом привычной кисточкой.

1. Как приготовить смесь для граффити из мха

Все компоненты, необходимые для нашего творчества, несложно достать.

Нам потребуется:

Гидрогель . Это специальный грунт для растений, который при впитывании воды разбухает в несколько сотен раз, становясь похожим на мягкий мармелад. Его можно найти в цветочных магазинах и садовых супермаркетах. Он будет являться основой, на которой будет расти граффити из мха .

Кефир . Самый обычный обезжиренный. Он нужен для того, чтобы дать мху, необходимые для роста вещества.

Мох . Можно найти как в лесу, так и в черте города. Главное – это хорошенько его отмыть от комочков земли и живности, которая может в нем обитать.

Сахар . Потребуется очень немного.

Теперь нужно смешать все ингредиенты при помощи блендера. Для этого кладем в миску две горсти промытого мха, одну чайную ложку сахара, треть стакана кефира и пару столовых ложек размоченного гидрогеля. Комбинируя количество мха и кефира, добейтесь однородной пастообразной консистенции, напоминающей густую краску.

Рис.1 Граффити из мха в виде волка

Рис.2 Граффити из мха в виде оленя

2. Как создавать рисунки мхом

По предварительно немеченому карандашом контуру, нанесите на кирпичную или бетонную стену кисточкой полученную смесь для выращивания мха . Чем толще получится слой – тем лучше.

Рис.3 Нанесение рисунка мхом

Поверхность для нанесения мха лучше выбирать в тенистом, прохладном месте, так как прямые солнечные лучи будут слишком его высушивать. Вертикальная поверхность или горизонтальная – значения не имеет, так как, развиваясь, ростки мха проникают в пористую структуру кирпича или бетона, надежно закрепляясь в нем. Это позволяет покрывать нашим составом не только плоские поверхности, но и гипсовые статуи, камни и прочие конструкции для придания им «состаренного» облика.

Рис.4 Рисунки мхом

3. Как ухаживать за композицией из мха

Так как мох будет расти в непривычной для него среде, то его нужно периодически увлажнять. Кефир в составе смеси даст необходимые для роста вещества, а гидрогель позволит опрыскивать готовую картину не каждый день, а лишь раз в неделю. Для увлажнения подойдет любой пульверизатор, заправленный обычной водой.

Любительница влажного воздуха и одна из самых компактных и редких орхидей пафиния для большинства орхидееводов является настоящей звездой. Ее цветение редко длится дольше недели, но это бывает незабываемое зрелище. Необычные полосатые узоры на огромных цветках скромной орхидеи хочется рассматривать бесконечно. В комнатной культуре пафинию справедливо зачисляют в ряды сложных в выращивании видов. Она стала модной только с распространением интерьерных террариумов.

Мармелад из тыквы с имбирём - согревающая сладость, которую можно готовить почти круглый год. Тыква хранится долго - иногда мне удаётся сберечь несколько овощей до лета, свежий имбирь и лимоны всегда доступны в наше время. Лимон можно заменить лаймом или апельсином, чтобы получить различные вкусы - разнообразие в сладостях всегда приятно. Готовый мармелад раскладывают в сухие банки, он может храниться при комнатной температуре, но всегда полезнее готовить свежие продукты.

В 2014-м японская компания «Takii seed» представила петунию с поражающей воображение окраской лепестков – лососево-оранжевую. По ассоциациям с яркими красками южного закатного неба, уникальный гибрид получил название African Sunset («Африканский закат»). Надо ли говорить, что эта петуния моментально покорила сердца садоводов и пользовалась огромным спросом. Но в последние два года диковинка неожиданно пропала с витрин магазинов. Куда изчезла оранжевая петуния?

В нашей семье сладкий перец любят, поэтому и высаживаем его каждый год. Большинство сортов, которые я выращиваю, проверены мною на протяжении не одного сезона, их я культивирую постоянно. А еще каждый год стараюсь попробовать что-то новенькое. Перец - растение теплолюбивое и достаточно прихотливое. О сортовых и гибридных разновидностях вкусного и урожайного сладкого перца, который хорошо у меня растет, и пойдет речь далее. Я проживаю в средней полосе России.

Мясные котлеты с брокколи в соусе бешамель - отличная идея для быстрого обеда или ужина. Начните с приготовления фарша, одновременно нагрейте до кипения 2 литра воды, чтобы бланшировать брокколи. К моменту, когда котлеты обжарятся, будет готова и капуста. Останется собрать продукты в сковороде, заправить соусом и довести до готовности. Брокколи нужно готовить быстро, чтобы сохранить яркий зелёный цвет, который при долгой варке или блекнет, или капуста становится бурой.

Домашнее цветоводство - не только увлекательный процесс, но и весьма хлопотное хобби. И, как правило, чем больше опыта у цветовода, тем здоровее выглядят его растения. А что делать тем, кто не имеет опыта, но хочет иметь дома комнатные растения – не вытянувшиеся чахлые экземпляры, а красивые и здоровые, не вызывающие чувство вины своим угасанием? Для новичков и цветоводов, не обременённых большим стажем, расскажу об основных ошибках, которые легко избежать.

Пышные сырники на сковороде с бананово-яблочным конфитюром - ещё один рецепт всеми любимого блюда. Чтобы сырники не опадали после приготовления, запомните несколько простых правил. Во-первых, только свежий и сухой творог, во-вторых, никаких разрыхлителей и соды, в-третьих, густота теста - из него можно лепить, оно не тугое, но податливое. Хорошее тесто с малым количеством муки получится только из хорошего творога, а тут снова смотрите пункт «во-первых».

Не секрет, что многие препараты из аптек перекочевали на дачные участки. Их применение, на первый взгляд, кажется таким экзотичным, что некоторыми дачниками воспринимается чуть ли не в штыки. При этом марганцовка - давно известный антисептик, который применяется и в медицине, и в ветеринарии. В растениеводстве раствор марганцовки применяют и как антисептик, и как удобрение. В этой статье расскажем, как правильно использовать марганцовку в саду и огороде.

Мясной салат из свинины с грибами - сельское блюдо, которое частенько можно встретить на праздничном столе в деревне. Этот рецепт с шампиньонами, но если есть возможность использовать лесные грибы, то обязательно готовьте так, будет ещё вкуснее. Много времени тратить на приготовление этого салата не нужно - 5 минут сложить мясо в кастрюлю и ещё 5 минут на нарезку. Всё остальное происходит практически без участия повара - мясо и грибы варятся, остывают, маринуются.

Огурцы хорошо растут не только в теплице или оранжерее, но и в открытом грунте. Обычно посев огурцов производится с середины апреля до середины мая. Сбор урожая в таком случае возможен с середины июля до конца лета. Огурцы не переносят мороза. Вот почему мы не сеем их слишком рано. Однако есть способ приблизить их урожай и отведать сочных красавчиков со своей грядки еще в начале лета или даже в мае. Необходимо только учесть некоторые особенности этого растения.

Полисциас – прекрасная альтернатива классическим пестролистным кустарникам и древесным. Нарядные круглые или перистые листья у этого растения создают поразительно праздничную курчавую крону, а элегантные силуэты и достаточно скромный характер превращают его в прекрасного кандидата на роль самого большого растения в доме. Более крупные листья не мешают ему успешно заменять фикусы Бенджамина и Ко. Тем более что полисциас предлагает куда больше разнообразие.

Тыквенная запеканка с корицей - сочная и невероятно вкусная, немножко похожа на тыквенный пирог, но, в отличие от пирога, она более нежная и просто тает во рту! Это идеальный рецепт сладкой выпечки для семьи, в которой есть дети. Как правило, тыкву малыши не очень любят, зато полакомиться сладеньким никогда не против. Сладкая запеканка из тыквы - вкусный и полезный десерт, который, к тому же, и готовится очень просто и быстро. Попробуйте! Вам понравится!

Живая изгородь - это не только один из важнейших элементов ландшафтного дизайна. Она выполняет и различные защитные функции. Если, например, сад граничит с проезжей дорогой, или неподалеку проходит автотрасса, то живая изгородь просто необходима. «Зеленые стены» защитят сад от пыли, шума, ветра и создадут особый уют и микроклимат. В этой статье рассмотрим оптимальные растения для создания живой изгороди, которая сможет надежно защитить участок от пыли.

Многим культурам в первые недели развития необходима пикировка (и даже не одна), а другим - пересадка «противопоказана». Чтобы «угодить» и тем, и другим, можно использовать не совсем стандартные ёмкости для рассады. Еще один весомый повод их попробовать - экономия средств. В этой статье расскажем, как обойтись без привычных ящиков, горшочков, кассет и таблеток. И обратим внимание на не традиционные, но очень эффективные и интересные ёмкости для рассады.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!