Развитие внимания: упражнения, приемы, способы и рекомендации. Что такое внимание упражнения для развития внимания От чего зависит внимание

Индивидуальные особенности внимания обусловлены особенностями нервной системы:

    Сильный тип нервной системы – высокая концентрация и устойчивость внимания; слабый тип – низкая концентрация и устойчивость;

    Подвижный тип нервной системы – высокая переключаемость внимания; инертный тип - низкая переключаемость.

Одним из индивидуальных особенностей внимания является рассеянность . Рассеянность в одних случаях обусловлена низкой концентрацией и устойчивостью внимания (неспособность сконцентрировать внимание), в других случаях – низкой переключаемостью (неспособность переключить внимание).

Глава 2. Способы развития внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Под развитием внимания подразумевается процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания . Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают факторы:

    речь, развиваемая под воздействием обучения;

    копирование (подражание) поведения взрослых людей;

    умственная деятельность.

В процессе развития внимания выделяют несколько стадий. На 1-й стадии имеют место только признаки непроизвольного непосредственного внимания. Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса, обеспечивающего ориентацию ребенка на что-то необычное для него, возникающее в данной конкретной ситуации.

На 2-й стадии весомую роль в развитии внимания играет невербальное поведение

взрослых (мимика, жесты, позы), а также паралингвистические параметры их речи

(интонация, громкость, паузы и др.). Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмоционально-двигательной реакции ребенка при появлении рядом с ним матери или звучании ее голоса.

На 3-й стадии ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.

На 4-й стадии процесс развития внимания получает ускорение благодаря освоению речи. Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, эмоционально-подчеркнуто обращенных к нему. Но свою речь он преимущественно использует для привлечения внимания окружающих.

На 5-й стадии речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Однако в этот период произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво. Причина обычно заключена в плохом владении собственными чувствами, в повышенной эмоциональности.

На 6-й стадии все еще преобладает непроизвольное внимание. Наглядные, яркие, необычные предметы и явления окружающего мира проходят в психику «вне очереди». Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим поведением в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня Зарождение средства регуляции своим мышлением -внутренней речи - также интенсифицирует развитие внимания.

7-я стадия характеризуется таким уровнем развития внимания, которое позволяет сосредоточиться на каком-то занятии, связанном с исполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания.

Существуют различные тесты на внимание и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что они как интересны, так и полезны для общего развития ребенка. Подобные тесты можно (и нужно) использовать также и для более взрослого населения.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволяет «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность или сосредоточенность такой деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием . Таким образом, внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Без внимания восприятие невозможно.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее , произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное .

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели (например, реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета). Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами.

Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.


При наличии такой сосредоточенности человек практически не воспринимает посторонние факторы. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения. У человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

1. Введение.

2. Внимание:

2.1. Общее понятие о внимании. Определение.

2.2. Виды внимания.

2.3. Свойства и функции внимания.

2.4. Рассеянность.

3. Способы тренировки и развития внимания.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.


Введение

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что “явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию”. Между тем, удельный вес исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или проводимых под рубрикой “внимание” довольно высок и продолжает стремительно увеличиваться.

В своей работе я постаралась дать наиболее полное определение термину “внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постаралась выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.

В своем реферате я использовала работы таких авторов, как Ж. Годфруа, Р.С. Немов, В.С. Кузин и других.

2. Внимание

2.1. Общее понятие о внимании. Определение

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Человек, занятый какой-либо работой, может не слышать о чем говорят другие и не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь от всего остального. Из этого следует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт под названием “эффект вечеринки”, изученный в 1953 году Черри. Например, в дружеской компании сначала мы слышим только общий шум голосов разговаривающих. Однако, достаточно, чтобы кто-либо вдруг обратился к нам, чтобы мы, несмотря на продолжающийся вокруг разговор, сразу начали воспринимать то, что говорят нам. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность) определяют направление внимания человека.

Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.

Внимание обычно выражается в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней деятельности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

2.2. Виды внимания

Психологи выделяют ряд видов внимания. Таковыми являются непроизвольное и произвольное внимание, природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Непроизвольное внимание , наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины условно можно разделить на три группы:

1. Характер и качество раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, его силу или интенсивность. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.

2. Ко второй группе причин относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и, прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

3. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Например, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, милиционер - на неправильно припаркованную машину, архитектор - на красоту старинного здания.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается пожизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

2.3. Свойства и функции внимания

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания. Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н. Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование преследует.ель установить, насколько прочно и устойчиво оно сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этом колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.

Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3-5-10 мин) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами - тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не выполняется, совмещение деятельности невозможно.

Для исследования распределения внимания используются таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два рядя беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют - на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную - в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом пользоваться в диагностических целях.

Многие психологи считают, что распределение внимания является обратной стороной его переключаемости . Переключаемость или переключение внимание определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания - это его объем. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую информацию на части, не превышающие возможности человека. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используют прибор - тахистоскоп - позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается 5 одновременно ясно воспринимаемых объектов.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет множество различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности.

Для рецептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в оперативной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

2.4. Рассеянность

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянность: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная сосредоточенностью на каком-либо предмете. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Произвольное внимание рассеянного человека легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.

3. Способы тренировки и развития внимания

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать следующие.

Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:

Правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;

Своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.

Учет дневного ритма работоспособности;

Чередование умственных и физических занятий.

Создание благоприятной рабочей обстановки:

Отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности);

Обеспечение гигиенических условий работы;

Оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);

Привычные условия работы.

Организация деятельности:

Установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);

Поставить конкретные задачи;

Определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.

Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.

Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.

Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:

Медитация (один из терминов, употребляющихся для обозначения способа переключения внимания с внешнего мира на мир внутренний). Существуют разные техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи, на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.

Пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает “ладонь”). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.

Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.

Активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.

1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.

3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.

4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.

5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства.

4. Заключение

В своем реферате я дала понятие внимания, выделила его виды и функции, рассмотрела способы тренировки и развития внимания.

Но это не предел. Изучение психики и личности человека, познавательных процессов и способов их тренировки и развития становится все более совершенным. Психологи изобретают более новые, более современные модели для изучения этих процессов. Человек, используя эти модели, глубже познает свой внутренний мир, что позволяет открыть новые способности человека.

5. Список использованной литературы

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 496 с., ил.

3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1999. – 336 с.

4. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. - 304 с., ил.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.

Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн.1. Общие основы психологии. - М., 1997.

Психология и педагогика. Учебное пособие // Отв. ред. В.М. Николаенко. - М., 1999.

Каждый человек – это многогранная личность с огромным количеством различных особенностей. И хотя чаще всего внимание уделяется внешнему виду и характеру людей, но есть и другие важные качества. Например, не стоит недооценивать умение концентрироваться на определенных объектах или действиях. Ведь именно от него во многом зависит успешность начатого дела. Не меньшее значение развитие внимания имеет еще и потому, что сосредоточенность тесно связана с процессом запоминания и воспроизведения полученных знаний. Следовательно, если у человека начала развиваться рассеянность, то он будет страдать и от ухудшения памяти.

Причины проблем с сконцентрированностью

Если спросить: рассеянность – что это такое, то многие могут представить ребенка или пожилого человека, которым тяжело сконцентрироваться.

Однако в наши дни с подобной проблемой сталкивается также немало молодых людей. Основной особенностью данного состояния является блуждающее внимание, которое отвлекает человека от выполнения приоритетных задач.

Рассеянность внимания имеет следующие проявления:

  • человек испытывает сложности при попытках сосредоточиться на определенной теме или предмете;
  • мысли и ощущения запутанные и расплывчатые;
  • появляется безразличие и отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг;
  • возникает апатия и чрезмерная расслабленность.

Причины рассеянности

Когда возникает вопрос относительно того, как развить внимание, для начала важно разобраться, почему снижается концентрация внимания.

Прежде всего, этому способствует быстрый темп современной жизни, насыщенность каждого дня различными событиями, а также переизбыток информации.

К основным причинам, которые провоцируют рассеянность внимания также стоит отнести:

  • физиологические факторы, например, хроническое недосыпание, напряженный график работы, чрезмерная усталость;
  • прием некоторых лекарственных препаратов, курение и злоупотребление спиртными напитками;
  • психические расстройства, а также болезни и патологии, которые поражают головной мозг;
  • недостаток йода в организме;
  • нарушение сконцентрированности нередко связано также со стрессовыми ситуациями и продолжительными депрессиями, неврозами и приступами панических атак;
  • способны вызывать проблемы с нашей концентрацией и изменения гормонального фона, возникающие при беременности или ПМС, в климактерический период или же при болезнях щитовидной железы;
  • могут понадобиться различные упражнения на концентрацию внимания и тем людям, кто ежедневно выполняет однообразную монотонную работу;
  • бывают и такие случаи, когда человек избегает концентрации внимания на тех задачах, которые ему кажутся сложными или вовсе неприятными.

Основные принципы улучшения сосредоточенности

Говоря о том, что это такое внимание, нужно отметить, что оно не является самостоятельным психическим явлением. Однако вместе с тем, его относят к наиболее важным компонентам познавательной деятельности.

Еще одна удивительная особенность внимания заключается в том, что оно делится на несколько видов:

  1. интеллектуальное и чувственное;
  2. непосредственное (если объект интересен сам по себе) и производное;
  3. пассивное (для которого нет необходимости прилагать усилия) и активное.

Кроме того, чтобы понять как научиться концентрировать внимание, нужно осознать, что сосредоточенность – это понятие совокупное. Поэтому развивать придется различные качества внимания.

Какие свойства нуждаются в улучшении:

  1. Объем дает возможность держать в зоне нашего внимания несколько единиц информации (для взрослых средним считается показатель от 4 до 6 единиц). Проверить объем восприятия можно самостоятельно – достаточно после встречи с незнакомцем описать признаки его внешности.
  2. Второе качество, которое имеет развитие внимания – это концентрация. Данный параметр определяет способность сосредоточиться на главном объекте (или объектах) и отвлечься от всего второстепенного.
  3. К наиболее важным умениям, без которых не обходится концентрация внимания, относят также устойчивость. Именно устойчивость дает возможность на протяжении длительного времени сосредотачиваться на определенном объекте. Стоит также сказать о том, что уровень развития этого свойства внимания зависит от многих факторов, начиная от возраста и особенностей нервной системы, заканчивая мотивацией и общим состоянием здоровья.

Тем, кого интересует как повысить сконцентрированность, стоит обратить внимание на время, которое занимает перенос нашего внимания с одного объекта на другой.

Распределение – это умение, незаменимое для представителей многих специальностей (например, для учителя, водителя или пилота). Выражается оно в способности одновременно выполнять несколько действий или наблюдать за несколькими объектами, либо процессами.

С чего начинать тренировки

Как развить внимание? Насколько бы это ни показалось странно, но вначале стоит научиться расслабляться и высыпаться. Тогда у мозга будет время упорядочивать информацию и освобождать пространство для чего-то нового.

Основная причина того, что человек слишком много отвлекается – множество мыслей в его голове. Мозг просто не успевает перерабатывать их быстро. Поэтому еще одно решение того, как улучшить концентрацию внимания – не перегружать мозг. Время от времени меняйте режим работы и периодически позволяйте себе скучать, не занимаясь абсолютно ничем.

Тренируйтесь удерживать внимание на каком-то конкретном объекте, не отвлекаясь на все второстепенное. Также хорошо фокусировать свое внимание на цели, которой хотелось бы достичь.

Нередко приходится интересоваться тем, как улучшить внимательность людям, жизнь которых наполнена торопливостью и суетой. Чтобы от этого избавиться, нужно научиться жить обдуманно и без чрезмерной спешки. Так как оптимальная концентрация возможна только при размеренном темпе выполнения работы.

Необходимо бороться с привычкой делать все автоматически. Начать можно с того, чтобы приучаться класть вещи на свои места.

Упражнения

Упражнения для улучшения концентрации могут быть разнообразными.

  1. Например, существует такой тренинг для улучшения объема внимания: нужно выбрать какой-либо детский цветной рисунок (к примеру, это может быть мультипликационный герой, животное или птица). Как развить внимание этим способом? Нужно на протяжении 10 секунд внимательно рассмотреть рисунок, затем закрыть его и попытаться нарисовать цветными карандашами все увиденное. При этом важно бросать свой взгляд на наименьшие детали. Потом оба рисунка сравниваются. Со временем нужно переходить на более сложные рисунки.
  2. Когда речь заходит о том, как развить концентрацию внимания, можно воспользоваться и следующим упражнением: нужно сделать табличку, в которой записаны слова, обозначающие цвета. Слова должны быть написаны разными цветами, но значение и цвет слова совпадать не должны. Попытайтесь сосредоточиться и произнести вслух каким цветом написано каждое слово.
  3. Есть также способ, как улучшить внимание и его устойчивость. Например, можно сосредоточенно наблюдать за секундной стрелкой на часах, начиная от 15 секунд и постепенно увеличивая время. Если часов нет, концентрироваться можно и на других объектах, подмечая самые мелкие детали. К примеру, таким объектом может стать монета или купюра, фотография или статуэтка.

Если мало времени для тренировок

Даже отсутствие свободного времени не является преградой в решении вопроса относительно того, как улучшить концентрацию внимания. Ведь можно тренироваться даже во время прогулок или поездок в общественном транспорте, дома или на работе:

  1. Обращайте свой взгляд на то, что происходит вокруг, чем заняты люди и как они одеты.
  2. Старайтесь замечать незначительные детали, рассматривая в привычных предметах грани и формы, цвет и другие особенности.
  3. Поможет побороть рассеянность внимания развитие умения сосредотачиваться на простых действиях. Даже если это будет собственное сердцебиение, дыхание, завязывание шнурков в обуви или мытье посуды.
  4. Рассматривая вывески магазинов, пробуйте визуально определять количество букв в их названиях. Также можно делать перерывы при чтении книги или газеты, определяя количество букв в каждом слове.
  5. Еще один тренинг на развитие концентрации внимания заключается в том, чтобы вы в обеденный перерыв или вечером вспоминали людей, которых за этот день встретили. Постарайтесь воспроизвести в памяти какими были их детали одежды и эмоции, что они говорили. Чем больше деталей вспомните, тем лучше.
  6. В то время как переключаемость внимания можно развивать, к примеру, в общественном транспорте. Для этого нужно попеременно сосредотачивать свой взгляд то на стекле, то на том, что происходит на улице.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Современным людям, особенно с момента появления мобильных телефонов и социальных сетей, порой очень сложно концентрироваться на чём-то, слишком большой объём информации со временем расслабляет внимание человека, и порой доходит до абсурдных вещей, когда мы не помним, что ели утром или куда положили ключи от дома буквально час назад. Поэтому сегодня я расскажу, как развить внимательность, чтобы вы не упускали важных деталей и могли находить важное среди большого потока информации.

От чего зависит?

6.Раздражители

Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, не стоит ругать себя, потому что это нормально. Попробуйте, когда вас отвлечёт какой-то раздражитель, не злиться и пытаться поскорее забыть, а, наоборот, на нём сосредоточиться. Прям даже мысленно представив, как вы его ловите руками, рассматриваете с разных сторон, задаваясь вопросом: «зачем он мне?», а потом отпускаете.

7.Внимание к мелочам

Каждый день осматривайте свою комнату или кабинет. Вроде бы это ваше привычное пространство, которым вы распоряжаетесь и всё знаете, но вы будете удивлены, как столько банальных и простых вещей не замечаете. Поэтому, когда у вас перерыв, или есть свободная минута, осмотритесь, а затем закройте глаза и попробуйте представить как можно больше деталей: что именно лежит на столе, каким образом…

8.Два полушария мозга

Отлично помогают развивать концентрацию способы, с помощью которых включатся в работу одновременно оба полушария мозга.

  • К примеру, возьмите лист бумаги и две ручки. Засеките время, допустим, 1 минуту, во время которой одновременно нарисуйте как можно больше кругов одной рукой, и треугольников другой. Круги должны быть ровными, а треугольники острыми. Минимальное количество пар должно составлять число 5.
  • В одной руке закрепите две ручки разными пальцами, которыми одновременно также следует нарисовать разные фигуры. Это упражнение сложнее, в таком случае, выделите себе не менее 5 минут, чтобы получилась хоть одна пара.

9.Незнакомец


Где-то на улице, либо в помещении, неважно, обратите внимание на незнакомого человека, посмотрев на него в течение 4-5 секунд, затем отведите взгляд и попробуйте вспомнить детали его внешности и одежды. Их должно быть не менее 10. Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат.

10.Концентрация

Положите перед собой какой-то предмет, к примеру, карандаш. И в течение 5 минут концентрируйтесь только на нём. Каждый раз, когда будете отвлекаться, ставьте галочку и возвращайтесь дальше выполнять задание. Со временем вы заметите, что этих галочек станет меньше, потому что благодаря постоянной практике вы будете улучшать свои результаты, к тому же отслеживать, в какой момент уровень вашей внимательности падает, а в какой возрастает.

Если вам недостаточно информации в статье, я рекомендую посмотреть вот этот курс .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Можете установить себе специальные программы и игры, с помощью которых будете практиковаться, комплексный подход принесёт более высокий результат, ваш мозг всегда будет в тонусе, и тогда вы быстрее и эффективнее будете выполнять работу, а соответственно, добиваться необходимых результатов. Подписывайтесь на блог, чтобы не упустить новой интересной информации. До скорых встреч.

30



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!