Развитие ассоциативного мышления упражнения. Ассоциативное мышление

Инструкция

При ассоциативном мышлении в памяти человека возникают различные образы, каждый из которых в какой-то мере индивидуален: он порожден подсознанием и опытом. Именно поэтому образы влекут за собой друг друга, и цепочка из них получается неповторимая для каждого человека, даже если вначале присутствует несколько стандартных стереотипных ассоциаций.

Именно ассоциативное мышление является основой творческого процесса, который происходит в голове человека. Это мышление свойственно каждому, независимо от возраста, пола, национальности, убеждений и так далее. У детей не возникает проблем с использованием ассоциативного мышления. Примером этому легко может служить способность ребенка играть с любым предметом, наделяя его вымышленными свойствами. Детское воображение создает гораздо более интересные и необычные игрушки, чем любая фабрика по их производству.

Так как социальная структура, которой является человеческое общество, базируется на некоторых стереотипных вариантах поведения, то в процессе взросления человек усваивает их. Это происходит, начиная самого раннего детства, но им не ограничивается. Благодаря подобным процессам ассоциативное мышление у людей начинает основываться не только на собственном опыте, но и на том, чему они научились, то есть, появляется некий общий для всех людей набор ассоциаций. Именно их называют стереотипами. Несмотря на повсеместное негативное отношение к стереотипам, без их существования невозможно было бы себе представить человеческое общество.

Ассоциативное мышление очень важно для работы мозга, так как именно на этой способности базируется память и умение генерировать идеи, в том числе, и для формирования собственной жизни. Творчество – это не только создание какого-либо произведения искусства, удачного или нет, на творчестве основывается вся жизнь человека. Можно сказать, что жизнь – это и есть главный для человека творческий процесс. Именно поэтому различные знания, которые могут помочь формированию новых образов и идей, помогают людям устроить свою жизнь наилучшим образом.

Особенность ассоциативного мышления в том, что его можно непрерывно развивать и улучшать, что позволяет расширить свой потенциал. Работать над этим особенно важно представителям творческих профессий, но и всем остальным тоже не повредит. Развитию ассоциативного мышления способствуют различные упражнения. Например, самое простое – это составление цепочек ассоциаций. Вы просто берете любое слово или ситуацию, а дальше успевайте записывать, какие ассоциации будут всплывать в голове. Еще одно хорошее упражнение – поиск пути ассоциаций. Нужно взять два слова и написать между ними путь из ассоциаций. Любые упражнения, в процессе которых нужно работать с ассоциациями, помогают развить этот тип мышления.

Ассоциативное мышление

как способ развития мотивации

Ассоциация (от лат. associatio - соедине­ние) - закономерная связь двух или более психических процессов (психических эле­ментов), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. Напри­мер, это связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ас­социация идей).

Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассо­циацией по смежности. Строки стихотворе­ния, тригонометрические формулы, истори­ческие события, свойства материальных предметов - всё это для нас системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определённой последовательности, каждый из которых вызывает в памяти представление об остальных. Этим рутинным путём повто­рения и наведения идут почти все умствен­ные процессы у сухих и прозаических натур. Напротив, у людей остроумных и обладаю­щих богатой фантазией обычное течение процессов может легко прерваться. У них одно поле духовных объектов может вызвать появление в сознании другого, такого, с ко­торым первое, быть может, ни разу не соче­талось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном в таком случае обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами - аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чув­ствуем её, всё же с трудом можем найти её основание. Например, в красном цвете мно­гие видят что-то мужественное, а в голубом - женственное; некоторые человеческие харак­теры напоминают нам кошку, другие - со­баку, третьи, пожалуй, корову.

Повседневный опыт показывает, что наш ум может переходить от одного предмета к другому через множество промежуточных полей сознания. Мы никогда не в состоя­нии заранее определить цепь возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о чём человек будет думать через пять минут. По мнению основателя ассоциативной пси­хологии английского врача Д. Хартли (1705-1757), ассоциативное мышление - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий вы­водима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.

Многие ключевые вопросы химии, такие, как химическая связь, окислительно-восстано­вительные процессы, электронное строение атомов и т. д., трудны для понимания, а зна­чит, и для запоминания школьников. К тому же многие из таких вопросов изучаются в 8-м классе, т. е. на первом году обучения хи­мии. Именно по этой причине, т. е. из-за про­стого непонимания, любовь к химии, воз­никшая на первых порах, может легко пере­расти в ненависть, и справиться с ней учите­лю будет нелегко Восприятие сложных вопросов затруднено также тем, что у учащихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию химической природы мира. Первостепенная задача преподавателя химии - не просто донести до студента смысл тех или иных понятий, но научить его самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности связи таких явлений и объектов которые невозможно непосредственно наблюдать и потрогать своими руками.

Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала учащимся с учётом их индивидуального развития. Одним из приёмов, способствующих пониманию нового, зачастую действительно трудного для восприятия материала, может быть ассоциативное мышление.

К использованию на уроках приёмов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если не представлять тот или иной процесс на сложном научном уровне, а связать его с чем-то привычным законным для учащихся, то многие научные термины становятся им понятны, а значит, уже не так страшны и не требуют заучивания.

Как можно заглянуть внутрь атома, особенно если невозможно использовать компьютерную поддержку урока? И Мы придумываем! Представляем, например, что взаимоотношения между атомами различных химических элементов - это взаимоотношения между людьми, обладающими своими характерами, привычками, способностями и т.д.

Пример ассоциативного мышления в истории развития химии - представление английским химиком Дж. Томсоном в 1903 г. модели атома, которую он назвал «пудинг с изюмом». По его гипотезе, атом подобен положительно заряженному пудингу, в которой вкраплены отрицательно заряженные «изюмины» - электроны. Впоследствии Э. Резерфорд в 1911 г. предложил планетарную модель атома, согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг него по замкнутым орбитам, подобно движению планет вокруг Солнца.

Рассмотрим некоторые темы из курса химии, при изучении которых мож­но использовать метод ассоциативного мыш­ления (см. таблицу).

Можно провести анкетирование с целью определить, помо­гает ли студентам ассоциативное мышление в обу­чении химии.

1. Есть ли в курсе химии трудные для ва­шего понимания темы?

2. Если да, назовите хотя бы одну из таких тем.

3. Доступно ли учитель объясняет те или иные понятия?

4. Что помогает вам лучше понимать и запоминать материал?

5. Приведите примеры способов запоми­нания (свои и предложенные учителем).

6. Помогает ли ассоциативное мышление усвоению материала?

7. На каких ещё уроках вы используете ассоциативные приёмы?

Анализ анкет показал, что 15% студентов легко запоминают новый материал, 45% усваивают его с помощью ассоциаций, 30% заучивают (см. диаграмму). Предпо­лагаю, что некоторые студенты, использую­щие ассоциации, просто не определяют их так для себя. По результатам опроса можно сделать вывод, что применение метода ассоциаций способствуют усвоению нового материала, а также свидетельствует о необходимости дальнейшего развития ассоциативного мышления учащихся.

Изучаемый материал

Ассоциации

Знаки химических элементов, например знак фосфора - Р

например знак фосфора - Р

Р - это русская буква «эр». На букву «эр» начинается слово «рыба», в рыбе много фосфора

Электронное строение атомов химических элементов

Правило Хунда

Принцип Паули

Преподаватель - ядро, студенты - электроны. У каждого своё место, свой уровень и т. д. Имеются вакантные места за партами, первые парты заполнены

В автобусе на сдвоенные сиденья пассажиры садятся по одному, если есть свободные места. Так удобнее

В автобусе не бывает мест, где сидели бы более двух человек

Валентность, Степень окисления

Имея определённую сумму денег, вы можете потратить все или часть. Потра­ченная сумма равна степени окисления. А возможности - это валентность

Химическая связь. Причины её образования. Смещение общей электронной пары к одному из атомов

Атомы, как и люди, стремятся к стабильности, поэтому они «встречаются», «дружат» крепко или не очень, «расстаются». Всё зависит от характера

Окислительно-восстановительные процессы. Окисление. Окислитель. Восстановление. Восстановитель

Если ты потерял что-либо, настроение грустное, кислое - окисление. А когда ты нашёл пропажу, настроение восстановилось - восстановление. Тот, кто помог восстановить настроение, - восстановитель

Металлические свойства. На внешнем уровне атомов металлов 1-3 электрона, которые атомы легко отдают, проявляя восстановительные свойства

Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличе­нием радиуса их атомов

Если в кармане 1-3 рубля - это мало. Потеряешь и не заметишь

Студент, сидящий за последней партой, легче отвлекается на уроке, т. е. отрывается от основного занятия

Неметаллические свойства

Чем больше денег в кармане, тем труднее с ними расстаться. Если есть большой капитал, то легче заработать ещё

Электроотрицательность. Смещение электронов к атому более электроотри­цательного элемента

Поговорка «тянуть одеяло на себя»; из двух друзей всегда кто-то лидирует

Химические реакции. Взаимодействие с кислородом - реакция окисления Реакции замещения и обмена

Кислород обозначают буквой 0. На «о» начинается слово «окисление»

Легко показать, пересаживая учащихся на их местах за партами

Структура органических соединений. Изомерия углеродного скелета

Структура полимеров

Если учеников класса пересадить за партами по-другому, то состав класса не изменится, но от этого может измениться дисциплина и успеваемость

Бусы или цепочка (украшение). Звенья могут быть одинаковые или разные, в определённом порядке

Способы запоминания, %

С этой целью на уроках и дополнитель­ных занятиях я систематически использую нестандартные задачи.

В качестве примера приведу несколько задач.

Задача 1. В подвале дома обнаружен ящик гвоздей. От плохого хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с химической точки зрения? Каким простым способом можно удалить ржавчину? В ответе приведите химические формулы и уравнения реакций.

Задача 2. Молодая хозяйка повесила су­шить бельё на железную проволоку, натяну­тую между стойками вместо бельевого шнура. Когда бельё высохло, хозяйка с ужасом обна­ружила на чистом белье ржавые полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?

Задача 3. В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их спла­вов. Но вот беда: при хранении металличе­ские изделия подвергаются коррозии. Укажи­те условия хранения металлических изделий, чтобы срок их службы был как можно больше. Какие химические процессы могут проис­ходить на поверхности инструментов при неправильном хранении? Объясните, почему новые металлические изделия покрыты смаз­кой, лаком или обернуты промасленной бу­магой.

Благодаря необычной формулировке та­ких задач, их связи с жизнью они вызывают повышенный интерес у обучаемых, разви­вают любознательность. Многим нравится решать эти задачи. Самостоятельный поиск путей решения повышает прочность знаний, качество обучения.

Решение нестандартных задач по химии развивает логическое и ассоциативное мыш­ление. Преподаватели математики и физики также отмечают возрастание внимания к трудным задачам по их предметам. Это свидетельствует о развитии умений решать сложные задачи естественно-математической направленно­сти. Кроме того, эти задачи способствуют интеграции знаний, установлению межпред­метных связей, побуждают студентов исполь­зовать дополнительную литературу. Таким образом, появляется мотивация не только изучения химии, но и учёбы в целом.

Все предложенные выше способы разви­тия ассоциативного мышления – результат многолетней педагогической работы. Конечно, возможны и другие ассоциации, иной ход рассуждений. Важно, чтобы преподаватель не навязывал свои ассоциации, а советовался со студентами, ведь восприя­тие мира индивидуально. Если студенты на занятии предлагают свои варианты запомина­ния того или иного химического понятия, это свидетельствует о многом, и прежде всего о том, что у них есть интерес к предмету, а са­мое главное - развиваются способности рас­суждать, сравнивать, анализировать. Таким образом, все это позволяет не только научить химии, но и воспитать интеллекту­ально развитую личность.

ГОУ СПО (ССУЗ) «Темниковское медицинское училище»

ДОКЛАД

Подготовила для выступления

на методическом совете

преподаватель химии

Сергеева Любовь Юрьевна

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

— Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).

— Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).

— Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).

— Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).

— Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).

— Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).

— Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).

— Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).

— Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

— Важность использования наглядного материала в процессе обучения;

— Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.

— Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

Способствует развитию воображения;

Помогает генерировать новые, незаурядные идеи;

Облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;

Улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;

Стимулирует работу мозга;

Улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.

2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).

3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.

4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.

5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?

6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву - первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

По изменению темпа мышления:

— Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.

— Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.

— Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.

— Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

По подвижности, живости процесса мышления:

— Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.

— Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.

— Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

По грамматическому построению речи:

— Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.

— Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.

— Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

По целенаправленности:

— Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.

— Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.

— Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).

— Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).

— Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).

— Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).

— Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.

— Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.

— Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.

— Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.

— Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.

— Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.

— Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на .

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциации и их виды

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
  • Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
  • Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

Упражнение 1

Это известная игра, которую интереснее всего проводить в группе, но для начала рекомендуем вам освоить основные ее принципы вдвоем с кем-нибудь. Правила просты: один из играющих загадывает человека, известного всем, а другой (или другие) начинает спрашивать, с чем или кем ассоциируется этот человек, чтобы угадать, кто же именно загадан. Водящий должен сосредоточиться на загаданном человеке, тогда нужные ассоциации будут непроизвольно возникать в сознании. Если ваш партнер по игре вам хорошо известен, вы можете попытаться по окончании игры восстановить эти связующие цепочки. Точно так же можно загадывать книги, героев кинофильмов и т. д.

Упражнение 2

Это упражнение подготовит вас к процессу воспоминания информации, запомненной по принципу ассоциаций. Последите за собой: у вас постоянно возникают непроизвольные ассоциации. Остановитесь в момент, когда вы поймаете себя на этом. Попытайтесь восстановить логическую цепочку, связывающую вещи или понятия, возникшие у вас в сознании. Что лежит в основе возникшей ассоциации (сходство, контраст или смежность)?

Упражнение 3

Это еще одна игра, которая помогает тренировать память и ассоциативное мышление. Она называется «Светская беседа». Количество участников может быть довольно большим. Игроки заранее оговаривают тему будущего разговора. Первый участник начинает повествование на предложенную тему, в какой-то момент обрывает его и передает слово другому и т. д. Каждый из игроков старается увести рассказ от предложенной темы, запутывая беседу, перескакивая с образа на образ, с мысли на мысль.

Очередность вступления в беседу не оговаривается предварительно. Задача следующего игрока – распутать цепочку ассоциативных образов предыдущего рассказчика, и вернуться к начальной теме. Затем он сам выстраивает свое повествование на тех же условиях.

Приемы ассоциативного запоминания довольно просты:

1) выстраивание мысленной ассоциативной цепочки из двух или больше объектов, на одном конце которой будет то, что необходимо запомнить, на другой – некий ключ, который напомнит вам нужную информацию в нужный момент;

2) построение наглядного мысленного образа, связывающего все звенья ассоциативной цепочки воедино. На одном конце цепи вы должны поместить запоминаемую информацию, на другом – тот ассоциативный ключик, который позволит вам вспомнить ее (например, какой-либо предмет, который вам точно попадется на глаза в нужный момент).

Основные принципы, облегчающие работу с ассоциациями:

1) глубокая сосредоточенность и концентрированность при запоминании любых данных;

2) чем больше ассоциаций разного рода, связывающих необходимую информацию с различными раздражителями, тем лучше идет запоминание и тем проще данные восстанавливаются в памяти: контекст, образованный ассоциациями, подсказывает запомненное;

3) опытные мнемонисты говорят, что ассоциации должны быть оригинальными, необычными. Еще лучше, если они образуют своеобразные «сюжетные» цепочки (этот прием помогает, когда нужно запоминать списки, состоящие из пунктов ничем между собой не связанных).

Рассмотрим приемы на практическом примере. Например, вам нужно сходить на почту и отправить поздравительную телеграмму, но вы постоянно об этом забываете. Если вы собираетесь воспользоваться первым приемом, то выстройте цепочку: телеграмма – почта – голубь (ассоциация по сходству функций). Сконцентрируйтесь на том, чтобы связать звенья в единую наглядную цепь образов. Теперь, увидев на улице голубей, вы сразу вспомните о почте и телеграмме. Второй прием предлагает вам объединить все звенья в одном образе: пусть это будет голубь, держащий в руках телеграмму. Детализируйте картинку, чтобы представить ее как можно нагляднее: белоснежный голубь стучится в окно, опускается на подоконник, косит на вас глазом, а в его клюве – телеграмма. Или представьте себе бумажного голубка, сделанного из бланка поздравительной телеграммы; наверняка, вы сами делали таких в детстве. Вариантов может быть бесконечное количество, все зависит лишь от вашего воображения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!