«Растения, которые лечат». Конспект занятия "лекарственные растения"

«Лекарственные растения»

Цель :

Выполнила: Феденева О.К

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?

Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?

Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Душица:

Взгляните на это растение. (Фото душицы). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

Подорожник:

А кто угадает это растение? (Загадка о подорожнике)

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички.

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животу.

Шалфей:

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.

А еще шалфей замечательно лечит больное горло.

Крапива:

А это растение знают все кругом. Оно жгучее, и колючее. Про что я говорю? Кто мне подскажет?? Правильно крапиву.

В питании крапиву использовали еще в древние времена. С ранней весны до глубокой осени она служит питательной добавкой в пищу. Из нее приготавливают закуски, первые и вторые блюда, приправы, соусы, кондитерские изделия, напитки и т.д. Крапиву лучше употреблять в свежем виде, не подвергая тепловой обработке. Крапива улучшает деятельность сердца, желудка, кишечника, , почек, состав крови, повышает содержание в ней эритроцитов, гемоглобина.

Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Подорожник

Шалфей

Зверобой

Аннотация

В данной методической разработке содержатся конкретные материалы по организации и проведению занятия “Лекарственные растения” в форме фитогостиной в объединении “Цветоводство” МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки для детей среднего и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек.

Методические материалы могут использовать педагоги дополнительного образования объединений научно-естественной направленности учреждений дополнительного образования и учителя биологии ОО.

Введение

Среди разнообразных форм занятий с учащимися объединения “Цветоводство” особое место занимает фитогостиная, которая проводится как обобщающее занятие по теме “Лекарственные растения”. Логика данной формы выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова “фитогостиная”: это комната, напоминаюшая маленький уголок природы, где принимают гостей и, одновременно, это сам процесс приёма гостей для свободного общения на основе их заинтересованного, заботливого и ответственного отношения к окружающей природе, её разнообразной флоре. Гости рассказывают истории, приводят интересные факты, организуют игры, викторины, и все участники общения стремятся к самовыражению и творчеству.

Гостей иногда угощают, поэтому фитогостиная включает фитобар с различными лекарственными сборами, чашками и самоваром. Летом ребята собирают лекарственные травы и ягоды, засушивают их. А в зимний период обострения различных вирусных заболеваний заваривают травяные чаи и коктейли. “Знатоки-бармены” показывают, как это надо делать и угощают всех гостей заранее приготовленным и настоявшимся ароматным фиточаем.

Основная часть

Цель занятия: развивать интерес и любовь, ответственное и заботливое отношение к окружающей природе.

Задачи:

Обобщить знания по теме “Лекарственные растения”;

Научить учащихся бережному общению с природой;

Познакомить с жизненным кредо достойного человека по отношению к природе;

Стимулировать познавательную активность учащихся;

Развивать умения самостоятельно осуществлять сбор информации, выделять главное.

Материалы: мультимедийное оборудование, лекарственные растения, папка материалов о лекарственных растениях, фиточаи, памятки для учащихся по сбору растений, сообщения учащихся, костюмы для постановки сказки.

Ход занятия

Звучит нежная мелодия.

Педагог. Друзья! У нас сегодня необычное занятие, сегодня мы встретились в фитогостиной, где поговорим о природе и её роли в нашей жизни, о наших друзьях – лекарственных растениях. В нашей гостиной вас ждёт много необычного. Организуя её, мы проявили творчество и фантазию, чтобы всем было интересно. Устраивайтесь поудобнее и послушайте вначале вот такую историю.

На экране – слайды-иллюстрации к следующему повествованию, которое учащиеся озвучивают по ролям:

За горами, за лесами, за широкими морями,
Не на небе – на земле жил-был царь в одной стране.
Дочь царя – красну-дивчину извела совсем кручина.
Царь-отец созвал совет: как царевну, белу-свет,
От болезни сей избавить, крепко на ноги поставить?
И был дан ему ответ: съездить в “Царство тыщи лет”,
По – соседству что с горою, омываемой водою, называемой живою.

Тут же дали клич народу: кто отправится в дорогу,
Привезёт живой воды из Курдюмочки-реки,
В жёны тот возьмёт царевну и пол-царства непременно!
Этот клич Иван услышал, пораздумал, поразмыслил
И решил минут за пять своё счастье испытать.
У Ивана был дружок, звавшийся Конь-Горбунок.
- Эй, Конёчек-Горбуночек, собирайся в путь, дружочек!
Мы поедем в град-столицу добывать живу-водицу,
Чтоб царевну излечить и полцарства получить.

Взял он склянку для воды, каравая для еды,
Потеплее приоделся, на коньке своём уселся.
Ехал долго по горам, про долинам и лесам.
Вот конёк по косогору поднимается на гору -
На горе той град стоит с голубыми куполами,
Пятиглавыми церквами. Старца встретил у ворот...
Наш Иван с конька спустился, низко Старцу поклонился
И с вопросом обратился: надобно идти куды, чтоб набрать живой воды?
И тут Старец отвечает: у подножия горы та речушка протекает.
Попрощавшись, как умел, на конька Иван тут сел
И с горы тотчас спустился, у Курдюмки очутился.

Там царило запустенье... Вид унылый был кругом:
Гибли чахлые растения, и ржавел металлолом,
Кучи сора неопрятны попадались им везде,
Подозрительные пятна расплывались по воде.
- Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил? -
Говорит ему Конёк. - Сомневаюсь я, дружок,
Впрямь ли раны заживит, долгим веком наградит
Эта мутная водица? Есть ли в ней такой живица?
Но что велено, исполнил, склянку он водой наполнил.
Свистнул, будто витязь знатный, и пустился в путь обратный.

Стало быть, на день восьмой приезжает он домой.
Царь с крыльца к нему бежит, весь волнуется, дрожит.
А Иван с конька слезает и преважно отвечает:
- Вот тебе жива-водица, что излечит царь-девицу.
В руки кубок дочь взяла, к алым губкам поднесла,
Лишь немного пригубила и глаза свои закрыла,
И без чувств тут же упала на шелковы покрывала.
Ах, какой тут шум поднялся, ведь совет не оправдался!
Вмиг Иванушку схватили и в темницу заточили.
Горевать Иван пустился, но тут Старец объявился.

Прямиком прошёл к царю и сказал речь такову:
- Вы Ивана отпустите, а затем его простите.
Не хотел он делать зла, без него беда пришла.
Речку ту всю захламили и водицу отравили.
А Иван не знал о том, так что он тут ни при чём.
Но печалиться не должно, разбудить царевну можно.
Средство есть – трава душица, зверобой и медуница,
Земляника и черника, и календула, брусника,
Чистотел, полынь, калина, Иван-чай, чабрец, крапива.
Травы где найти такие, знают отроки младые.
И о том они для нас поведут сейчас рассказ.

Педагог. Из того, что рассказали ребята, можно составить следующую

Памятку по сбору трав.

Текст выступления учащихся - приложение 2

  • Собирать надо только те растения, которые вы хорошо знаете, отличаете их от других, близких видов.
  • Сбор лекарственных растений необходимо производить только в хорошую сухую погоду.
  • Нельзя складывать в одну тару одновременно несколько видов растений.
  • Большинство лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются некоторые биологически активные вещества.
  • Нельзя засорять сборы механическими примесями: землёй, песком и т.д., и нелекарственными частями собираемых растений.
  • Не следует туго набивать корзины или мешки, так как сырьё самосогревается и действующие начала в растении частично разлагаются, по той же причине нельзя оставлять собранные растения на ночь не разложенными, в пучках.

(памятка – раздаточный материал для учащихся)

Выступающие занимают свои места.

Педагог. А сейчас давайте досмотрим нашу историю.

На экране - заключительные слайды.

Тут букет целебных трав наш Иван к лицу поднёс
Девицы. О! Старец прав: щёки стали цвета роз,
Веки дрогнули, вздохнула, стала краше, чем была,
Открыв очи, улыбнулась: “Как же долго я спала!”

Педагог. Вот такой счастливый конец у нашей истории. Да, в самом деле лекарственные растения творят чудеса.

А в нашей фитогостиной - новый гость!

Появляется Доктор Нехворайкин.

Доктор. Всем доброго здоровья!

Доктор. Лес, как сказочное царство: там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке и микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить – я могу вас научить.

Спрашивайте, я отвечу на все ваши вопросы.

1 обучающийся. Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?

Доктор. Ответить на этот вопрос поможет вот такая загадка.

Он знаменитый, золотой,
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

Дети отгадывают, и на экране появляется одуванчик.

Да, правильно, это одуванчик. Корни этого растения возбуждают аппетит.

2 обучающийся. Доктор, я часто болею ангиной. Есть ли растения, которые мне помогут?

Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом?

Дети отгадывают, и на экране появляется лекарственная ромашка.

Совершенно верно, это ромашка. И запомните:

Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.

А ещё вам поможет уже знакомая календула, которой хорошо полоскать горло при ангине.

3 обучающийся. А какое растение поможет от болезни желудка?

На экране появляется тысячелистник.

Доктор. Поможет вам тысячелистник.

Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
10, 20 или тридцать?..
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желание есть
Дольки снова перечесть?

4 обучающийся. А какое растение поможет при ссадинах и порезах?

Доктор. Конечно же, подорожник!

На экране появляется подорожник.

Путника друг – подорожник,
Скромный невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.

Кстати, ещё запомните, друзья, что настой подорожника хорош при кашле.

А раздражённую кожу успокоит и череда.

На экране – изображение череды.

5 обучающийся. Доктор, если сердце болит, чем тогда его лечить?

На экране появляется ландыш.

Доктор. При болезни сердца помогают капли ландыша. А ещё можно приготовить сбор из ландыша, валерианы, боярышника...

Я дарю вам эту книжку, из которой вы узнаете ещё много полезного о целебных растениях. Ну, а мне пора. Рад был нашей встрече. (Уходит).

Звучит волшебная музыка. Появляется Лесная Фея.

Лесная Фея.

Я Лесная Фея, а мой лес
Полон радостных чудес.

Но свои тайны, свою красоту и целебную силу открывает он не всем, а самым чутким, добрым, внимательным людям.

А бывает, к сожалению, часто такое, что после компании отдыхающих мы долго в себя придти не можем: консервные банки, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты валяются под вызревающей черникой, вытоптана земляничная поляна, помят зверобой, кучи мусора там, где был свежий лечебный мох сфагнум, заменяющий подчас людям вату, повреждена кора деревьев, сожжен муравейник...

Ребята! Помните!

И на этом месте уже не вырастет ни одно лекарственное растение! Поэтому давайте вести себя аккуратно в гостях у природы, а она, уж поверьте, и напоит, и накормит, и силы придаст, и подлечит.

Давайте будем выполнять следующие правила. Попробуем их сформулировать вместе.

  • Нельзя ломать......... (ветви деревьев и кустарников).
  • Нельзя повреждать........ (кору деревьев).
  • Нельзя без дела рвать.........(цветы на природе).
  • Нельзя топтать......... (целебные травы).
  • Нельзя сбивать......... (грибы).
  • Нельзя разорять.......... (муравейник, птичьи гнёзда).

Педагог. Сегодня, ребята, мы познакомимся с жизненным кредо достойного человека, уважающего природу. Жизненное кредо – это убеждения человека, которым он следует. Вот оно:

Я – ДИТЯ ПРИРОДЫ И ГОСПОДИН ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я...

  • люблю небо, звёзды, землю и море;
  • радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
  • не топчу травы, не рву цветов, не пугаю птиц, не обижаю животных;
  • умею слышать голоса природы, умею общаться с природой, переживаю за состояние природы на нашей Земле;
  • принимаю дары природы как самые дорогие, ценю их и использую на благо человека;
  • по мере своих сил содействую её приумножению;
  • несу ответственность за состояние природы вместе со всем человечеством.

Пусть отныне это станет и нашим жизненным кредо, ребята! Вы согласны?

Рефлексия (что удалось при проведении такого занятия, какие проблемы вскрыты, что нового узнали учащиеся, чему научились и где им это пригодится).

Педагог. А сейчас приглашаем всех отведать приготовленный нами фиточай.

Гостям предлагаются разные настои и озвучиваются рецепты их приготовления.

Заключение

Советы педагогам:

* Занятие в форме фитогостиной объединения “Цветоводство” можно проводить совместно с объединениями разной направленности, например, “Книголюбы”. “Кулинария”, “Актерское мастерство”.

* Педагогу подготовить заранее слайды о разнообразии лекарственных

растений, сказочных героях, фиточаи по рецептам.

* Важно: развивать способности учащихся к самостоятельному поиску информации, публичному выступлению.

Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «В царстве лекарственных растений»

Занятие на тему: "В царстве лекарственных растений"

Цели: - дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка) .

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)

Воспитатель: Какое это растение?

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса - целая зеленая аптека.

Добро пожаловать в "Зеленую аптеку". Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник)

Воспитатель: Посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник выкапывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют "зеленым бинтом". Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.

Следующее растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на него, на его листья. Он так называется потому, что каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края. Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита.

Следующая загадка.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

О каком растении так говорят? Правильно, о крапиве. Но почему же все-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай укол. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

Ребята, ну а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? На этот вопрос, мы сможем ответить, если отгадаем загадки.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (Ромашка)

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушенная в запасе

От простуды лечит нас. (Малина)

Вот растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветки - как медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа)

Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в районах нашего края. А как же их используют при болезни, что из них делают?

Воспитатель: Запомните правила сбора лекарственных трав.

* Цветки собирают, когда растение цветет.

* Корневища - поздне осенью, когда плоды уже осыпались.

* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.

* Нельзя собирать вблизи дорог.

Воспитатель: Ребята, пришла срочная телеграмма, в ней написано, что звери в лесу заболели, а доктор Айболит в Африке лечит обезьян и не может нам помочь. Давайте же попробуем вылечить зверей сами. Чем будем лечить?

Дети: Лекарственными растениями.

Воспитатель: Правильно, конечно же ими. У маленького Миши болит горло, чем его можно полечить?

Воспитатель: Очень полезен отвар календулы и ромашки. Ими можно полоскать горло.

А у лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?

Дети советуют.

Воспитатель: Ей надо попить отвар мать-и-мачехи или чабреца.

Ребята, а серый Волк, такой бледный, у него нет сил. Что же делать?

Дети советуют.

Воспитатель: Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Вот мы и помогли нашим лесным жителям. А чтобы и мы с вами не болели, предлагаю всем принять отвар шиповника. Угощайтесь, ребята, и будьте здоровы.

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т.д.

Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

Кто видел в аптеке лекарственные растения?

Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород -

Оттого она и жжет. (крапива)

Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».

Подружись с крапивой

Сегодня на обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

Крапивные?

Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы...

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

(А. Плешаков)

Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его - сережки,

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (подорожник)

Найдите это растение в нашей коллекции.

Кто догадался, почему это растение так называется?

Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

Это растение всем знакомо. Отгадайте:

Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь.

На себе их все найдешь. (лопух)

Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (одуванчик)

Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.

Мох, клюква и морошка -

Жильцы лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растет.

Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.

Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит - корень одуванчика.

Заболел желудок - тысячелистник.

Простуда - душица.

Рана на руке - подорожник.

Ангина - мать-и-мачеха.

Ожог ноги - зверобой.

Пятна на коже - чистотел.

На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

Тема: «Спасти заколдованную принцессу» занятие на развитие творческого воображения детей в старшей группеД/О № 40 «Балдаурен» воспитатель: Вивтоненко Наталья Ивановна
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказок. Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе. Ожидаемые результаты:1. Дети не будут бояться ошибиться при высказывании своих мыслей.2. Научатся нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций.3.Подымется на более высокий уровень фантазия, воображение, мышление.
Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями. Кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, клубок из ниток, игрушка – заяц, одеяльце, домик – теремок, кукла – Принцесса, предметные картинки к игре «Теремок» на каждого ребенка, модели к сказке «Козел и лиса», яблоки.
Ход занятия:
Утренний круг: В круг скорее становитесь, Крепко за руки держитесь, 1-2-3-4-5 Сказку будем начинать.

Воспитатель: Я сегодня принесла вам чудесный сундучок
1-2-3 чок-чок отворяйся сундучок. Отварился сундучок, Появился тут клубок.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, для чего нам нужен клубок? Воспитатель: как он нам может помочь?Дети: указать дорогу, поможет попасть в сказку, поможет найти какой - то предмет.Как такой клубок называется?
Дети: волшебный.
Воспитатель: ой, и правда, ожил наш волшебный друг и зовет всех вместе в путь. Куда же нас клубочек ведет.
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
Воспитатель: посмотрите, какая красивая вуаль, что же спрятано за ней? Можно я одни глазком посмотрю. Ребята, скажу вам, что это не живой предмет, попробуйте отгадать.
Проводится игра «Данетка»
Дети: это книга?
Воспитатель: нет.Дети: это игрушка?Воспитатель: нет.
Дети: может кукла?Воспитатель: нет. Дети: это домик?
Воспитатель: да!
(Воспитатель снимает вуаль) Воспитатель: в одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая фея. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко - накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу?
Ответы детей. (Пример: «победить злую фею», «решить задания»)
Чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Дети: Да.
Воспитатель: Смотрите, нас клубочек зовет за собой, что же он хочет нам показать?
(подходят к дереву и находят конверт) это письмо от Доброй Феи (читает письмо)
Чтобы расколдовать принцессу, вы должны выполнить задания, и только тогда она пробудиться ото сна.
Вот первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?Уши у кого - длинней?В огороде ест морковку,и капустную листву,удирать умеет ловко,Если встретит вдруг лису...Сильно глазками косит,всех боится и дрожит...
Дети: Заяц
Воспитатель: правильно. Клубочек снова зовет за собой. Обращает внимание на зайку, сидящего под деревом. Смотрите, да ведь это зайка. Он весь мокрый и грустный. Если мы сможем ему помочь, то мы выполним первое задание и откроется первое окошко в замке. Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
(Обсуждение с детьми противоречий в погоде)
Воспитатель: что хорошего в дожде? (Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя, можно бегать по лужам босиком) Воспитатель: а что плохого в дожде? Дети: можно простудиться и заболеть, ели долго будет идти дождь, погибнут деревья, животные и птицы.
Воспитатель: значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь - это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …
Воспитатель: а что хорошего в солнце? (Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло, можно на речке купаться, загорать…) Воспитатель: А что плохого может быть в солнце? Дети: когда жарко - голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
Воспитатель: выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое. Как мы можем помочь зайцу?
Дети: высушить, согреть одеяло, посадить на солнышко.
Воспитатель: давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. Ребята, а кто мне назовет сказки, в которых главный герой заяц?Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц - хваста» и т.д.
Воспитатель: мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, окошко в замке открылось. И нас клубочек приглашает присесть на ковер. Садитесь на ковер, а я прочту загадки:
Борода, да рожкибегут по дорожке. (Козел)
Длинный хвост, сама – краса,Это рыжая …(Лиса)
Воспитатель: узнали название сказки?Дети: «Козел и лиса»
Воспитатель: а второе задание такое, надо рассказать сказку «Козел и лиса», используя модели, если мы выполним задание, откроется второе окно в замке. Как вы думаете, кто из вас выполнит это задание? (выбирается один ребенок рассказчик) Воспитатель: каким голосом лиса просила спрыгнуть козла в колодец?Дети: добрым голосом, ласковым.Воспитатель: каким тоном разговаривала лиса в колодце с козлом?Дети: грубым голосом.Воспитатель: чему учит сказка?Дети: век живи, век учись.Воспитатель: какие модели использовала Катя при рассказывании сказки?Дети: оранжевый круг – это лиса. Она рыжая по цвету. Треугольник – это козел, он серый по цвету и голова похожа на треугольник.Воспитатель: на какую фигуру похож хозяин? Дети: он высокий с веревкой в руках похож на прямоугольник.Воспитатель: клубочек предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка:
Вот мы репку посадили.И водой ее полили,А теперь ее потянем,И из репы кашу сварим.И будем мы от репкиЗдоровые и крепкие.

Воспитатель: смотрите, второе окошко в замке открылось. Снова нас клубочек зовет в путь. Он нас привел к теремку. Нам надо выполнить третье задание. Вы помните сказку «Теремок»? Давайте вспомним, что же там случилось?Дети: разные животные приходили в теремок по очереди и просились жить. Воспитатель: поиграем в эту сказку? Дети: да.Воспитатель: только игра будет у нас другая. Из вас получить картинки с изображением предметов и будете играть за тот объект, который вам достанется. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?- Я, хозяйка теремка. А ты кто?- Я, домбра. Впусти меня, будем вместе жить. Хозяйка: входи. - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, домбра, а ты кто?- Я, балалайка.- Если скажешь, чем ты на меня похож, то впущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и домбра, и балалайка сделаны из дерева, есть струны. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
Воспитатель: вот и третье задание выполнили, окно открылось. Ребята, снова нас клубочек приглашает на ковер. Нам надо выполнить последнее задание, чтобы открыть дверь в замке. Я расскажу вам сказку «Красная шапочка». Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка: - Не Желтая, а Красная- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
- И пошла Красная шапочка к бабушке, отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
- Не площадь, а лес.
- И встретила она медведя.
- Не медведя, а волка.
Волк предложил свою помощь.
Он отправил Красную Шапочку по длинной дороге.
Когда пришла Красная Шапочка к бабушке, волк пил чай с бабушкой.
Нет, он ее съел.
Охотники волка отпустили в лес.Они вспороли волку живот и освободили бабушку.
Воспитатель: вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Аленушка – сестрицы,Унесли братишку птицы.Высоко они летят,Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,И была та девочка не больше ноготка.Кто читал такую книжку,Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,Необычный, деревянный,Он имел предлинный нос.Что за сказка? - Вот вопрос. (Буратино)
Она красива и мила,А имя ей от слова «зола». (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда -Где воды напиться.Очень вкусная водаВ ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) (показ слайдов при отгадывании загадок)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса «благодарит» детей и раздает яблоки.
Воспитатель: Что мы сегодня сделали хорошего?Дети: помогли принцессе проснуться. Воспитатель: а как мы помогли?Дети: мы выполняли задания.Воспитатель: как вы думаете, мы справились с заданиями?Дети: да, все окна и двери открылись и принцесса проснулась. Кто нам помогал выполнять задания?Дети: клубочек.Воспитатель: ребята, а давайте мы нашего Зайку подарим Принцессе, чтобы ей не было скучно, она с ним будет играть, вы согласны?Дети: да.(Заключительные слова воспитателя)Воспитатель: не даром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душаИ на любые испытаньяСогласны храбрые сердца,В не терпеливом ожидании, Благополучного конца. Воспитатель: Попрощаемся с гостями, скажем до свидания!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!