Рассказ Константина Дмитриевича Ушинского. История одной яблоньки

В прошлый раз мы вместе с вами семимильными шагами прошлись по следующим рассказам Ушинского для детей: . В этот раз вашему вниманию предлагается еще 4 рассказа данного автора: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».

Рассказ «История одной яблоньки» —

читаем детям, чтобы проследить судьбу одной яблоньки: как она в лесу из зернышка от кислой яблони выросла, как ее садовник выкопал и в сад пересадил, как он за ней ухаживал, да как на ней вместо кислых яблок стали расти сладкие. Прочитав этот рассказ, можно прийти к следующему умозаключению: не надо никогда думать, что если родители плохие, то и дети такие же будут, потому что важная роль в формировании ребенка отдается уходу и воспитанию. Этот урок будет полезно усвоить и взрослому человеку, а не только ребенку.

Рассказ «Как рубашка в поле выросла» —

читаем для того, чтобы показать ребятам, как много стараний человек отдает на то, чтобы что-то сделать. И таким образом ребенок осознает ценность труда и научается ценить человеческие старания. А в итоге – бережно относиться к вещам. Более того, в начале рассказа перед детьми опять-таки ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ.

Рассказ «Курица и утята» —

о том, как хозяйка захотела утят вывести и подложила утиные яйца под курицу. А курица высидела утят и растила и однажды ради них чуть не погибла. А смысл в этом произведении таков: если принял кого-то как родного, то и будешь с ним как с родным. И за это сердце будет болеть не меньше. И неважно, что это не твои детки…

Рассказ «Чужое яичко» очень похож на рассказ «Курица и утята» . И смысл в нем тот же.

Рассказ «Проказы старухи-зимы» —

в интересной, даже сказочной, форме подается нам информация о зиме, о том, как хотела она всех заморозить и у нее это не получалось, да о том, как она «расплакалась» — так, что стало ясно, что и весна недалеко. Описывается, как проводят время зимой птицы, звери, рыбы и люди, и почему им всем зима не страшна. После прочтения для развития мышления можно задать детям вопрос: «А что это за зимние слезы такие?»

Что же, на этом мы с вами и заканчиваем знакомство с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского для детей . Но я надеюсь, что за это время вы успели осознать главное: читать детям не только интересно, но и полезно!

Кстати, а вы уже прочитали своему ребенку сказку про ?

Вот, кстати, подобрала интересный мультфильм, по тематике подходящий к рассказам «Курица и утята» и «Чужое яичко». Я сама его пересматривала несколько раз и он мне очень понравился. Уверена, что понравится он и вам, и вашему ребенку. Приятного просмотра!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


И моя благодарность останется с вами!

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.

Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».

Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, — думает она, — когда меня из лесу в сад перенесли», — и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.

На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.

Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.

Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.

Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.

Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!

И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.

Цель. Закладывать основы гуманистического отношения к природе

Образовательные:

  • учить устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

Развивающие:

Воспитательные:

  • Продолжать формировать позитивное отношение к природе

Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: пыльца, чешуйки, переопыление.

Методические приемы:

  • Загадки,
  • Художественное слово,
  • Психологическая разминка,
  • Физкультминутки,
  • Модель зимы, весны, насекомого,
  • Экологическая задача.

Демонстрационный материал:

  • солнце,
  • цветы,
  • листики (зеленые, желтые),
  • яблоко,
  • пчела,
  • дерево.

Предшествующая работа.

  • Чтение рассказа К.Ушинского “История одной яблоньки”.
  • Наблюдение на прогулке.
  • Рассматривание иллюстраций по теме.
  • Работа по схемам-моделям.
  • Дидактические игры “Когда это бывает?; “Правила друзей леса”.
  • Настольная игра “Наш сад”.
  • Рассматривание репродукций картин известных художников.
  • И.И. Левитан. “Золотая осень”, “Яблоневый сад”, И. Шишкин “Зима”.

Ход занятия

Ведущий. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы пойдем в большой сад, где растет много разных растений. С одним из них мы познакомимся и узнаем, как его называют. Чтобы лучше узнать это дерево, мы должны побывать около него зимой, весной, летом и осенью.

Отгадайте, в какое время года мы начнем знакомиться с нашим деревом:

Вот поднялся ветерок,
Набежали тучи.
И пошел, пошел снежок
Мелкий да колючий.
Посыпал он как крупой
Все дорожки наши.
Только из такой крупы
Не наваришь каши.

Правильно, с нашим деревом мы начнем знакомиться зимой. Тогда надеваем зимнюю одежду, шапки, шубы, варежки и валенки и идем в сад на лыжах.

Мы на лыжах в сад идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вот мы и в саду.

Посмотрите на эту модель, на дерево и расскажите все, что знаете о зиме. (На улице холодно, идет снег, деревья стоят голые, на их веточках нет ни одного листика).

А где же зимой находится солнышко?

Дети. Оно находится низко.

Воспитатель. Прикрепим солнышко чуть выше верхушки дерева.

Какое красивое дерево стоит в нашем саду! Давайте рассмотрим его веточку. Посмотрите, да к ней прилепились какие-то продолговатые шарики. Отгадайте загадку.

Это домики для листьев
Открываются весной,
И из каждого выходит
К нам листочек молодой.

Вы догадались, что это за продолговатые шарики? (Почки.)

Кто из вас понял, что такое почка?

Дети. Это – туго свернутые маленькие листочки.

Воспитатель. А кто догадается, почему они сверху покрыты плотными коричневыми чешуйками?

Дети. Чешуйки защищают нежные листики от дождя, снега и холода.

Воспитатель. Сейчас, я покажу вам модели, а вы попробуйте определить, к какому времени года они относятся (солнце ярко греет, капают сосульки, появляется зеленая травка, раскрывается почка, на деревьях появляются листочки).

Воспитатель. Пока мы с вами беседовали, солнышко высоко поднялось над верхушкой нашего дерева. Под нашим деревом появилась зеленая травка. А что же появилось из почки? (Маленькие зелененькие листочки.) Приложите листики к почкам.

Ребята, а как вы думаете, растения какую любят почву?

Дети. Мягкую, влажную, рыхлую.

Воспитатель. Мы сейчас с ребятами лейки и грабли возьмем земельку под нашим деревом взрыхлим и польем.

За мной, за мной ребята,
Вот вам лейки и лопата.
В сад пойдем,
Землю черную взрыхлим.
Мы вскопаем землю.
В руки лейки мы возьмем,
Наше дерево польем.
Будет дерево цвести
Радовать нас новым урожаем.

Воспитатель. Вот мы с вами землю взрыхлили, полили наше дерево и на нем появились красивые цветочки. Возьмите и приложите их рядом с листиками на веточки дерева.

Девочка рассказывает стихотворение.

Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька
Подружись со мной.

Психологическая разгрузка.

Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этих чудесных цветов. Мы любим эту чудесную яблоньку. Спасибо тебе природа за создание этих красот! Вот мы и отдохнули.

Но в саду не только растут деревья, но и обитают представители животного мира. Догадайтесь, кто это? (Насекомое.)

Воспитатель. (Рядом с деревом появляется пчела.)

Вы посмотрите!
Прилетела пчелка,
Села на цветок…
Немного посидела
И на другой перелетела.
У пчелы полно хлопот,
Добывать ей надо мед.
Она по цветкам летает,
Вашему дереву помогает.

Кто расскажет, как пчела помогает дереву?

Дети. В цветках кроме сладкого меда находится нежная пыльца, которую пчела переносит от цветка к цветку. Происходит чудо, на деревьях и кустарниках появляются ягоды и фрукты.

Воспитатель.

Солнце будет греть.
Дождик поливать,
Фрукты да ягоды
Будут созревать.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на веточках нашего дерева творятся чудеса. Исчезли цветы, и на их месте появились маленькие зелененькие шарики, которые быстро начали расти и превратились…

Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Вы догадались, что это?

Воспитатель (показывает детям яблоко). Правильно, это яблоко. Уберите цветы с дерева и наложите на их место яблоки. Ребята, вы узнали, как называется это дерево? (Яблоня.)

А теперь передавайте это яблоко друг другу и скажите, какое оно (круглое, румяное, красивое, сладкое, вкусное, сочное, аппетитное).

Воспитатель. Какая польза человеку от яблок, которые растут на яблоне?

Дети: Яблоки очень вкусные и полезные, из них делают повидло, мармелад, сок, пюре, пекут пироги, в них много витаминов.

Воспитатель. Как много яблок выросло на нашей Яблоньке! Веточки ее от тяжести к земле клонятся. Пошли наши дети помогать Яблоньке, осторожно, не ломая веток, освободили ее от яблочек. Вдруг они заметили, что зеленые листики стали желтыми. Посмотрели они на Солнышко, а оно вниз опустилось, у самой верхушки Яблони находятся. (Дети убирают зеленые листья и яблоки и прикладывают на их место желтые.) Налетели ветры буйные, сорвали они желтые листья, и осталась наша Яблонька голая. И вдруг:

С нахмуренной тучи
Снежинка слетела.
Зимою их много
Летают, кружатся,
На лес, на дорогу,
На поле ложатся.
А та покружилась
У яблоньки и под елкой
В саду до тепла
Задремала надолго.

Ребята, а как вы думаете, почему растения не растут и не цветут зимой?

Дети. Зимой холодно, мало света, почва замерзла, нет влаги.

Воспитатель. Так может, они погибли?

Дети. Нет, они засыпают и спят до самой весны. Когда мало света, листья желтеют, а когда становится холодно – листья опадают.

Воспитатель. А сейчас я хочу вам предложить решить задачу. А что будет, если кто-нибудь оборвет все почки с дерева: (не будет зеленых листочков, не расцветут цветочки, погибнет пчела, не вырастут яблоки, исчезнут семена, не вырастет новая яблонька).

Так давайте, ребята, будем бережно относиться ко всем деревьям!

1
Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зернышко под снегом, а весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-промеж листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки, наверху, вышли зеленые листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко.

Пришел в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит:

– Вот хорошее деревцо; оно мне пригодится.

Задрожала яблонька, когда садовник стал ее выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю.

2
Загордилась яблонька в саду. «Должно быть, я редкое дерево, – думает она, – когда меня из лесу в сад перенесли», и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками: не знала она, что попала в школу.

На другой год пришел садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать. Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зеленую верхушку деревца, оставил один пенек, да и тот еще расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепу колышками и ушел.

3
Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой. Пьет веточка соки сильной яблоньки и растет быстро: выкидывает почку за почкой, листок за листком; выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми, душистыми цветами. Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зеленая завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые. И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от нее побеги для прищеп.

оля купряхина

Конспект беседы в старшей группе

На тему : «Берегите добрый лес – он источник всех чудес »

МБДОУ МО «Центр развития

ребенка детский сад № 23»

воспитатель : Купряхина О. А.

Задачи : 1. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, любят ее. 2. Воспитывать бережное отношение к лесу , желание совершать добрые поступки .

Ход беседы:

Воспитатель : Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что случилось с мальчиком? А с веткой дерева? Почему мальчик плачет? А как вы думаете, может быть, дерево тоже плачет? Чем закончилась эта история ?

Воспитатель : Послушайте внимательно и скажите, почему так говорят :

Берегите добрый лес-

Он источник всех чудес !

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели –

Берегите лес !

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить

В мир и покой!

Упражнение «Что мы можем сделать для леса?»

Воспитатель : Нас лес угощает орешками, земляникой, грибами, малиной и другими ягодами…Скажите, дети, а что мы можем сделать для него? Как мы можем позаботиться о лесе? (предполагаемые ответы детей ) .

Чтение рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки »

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало под снегом, а весной пустило вниз корешок, а к верху выгнало два первых листика. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька стояла в том месте, где упало зернышко.

Пришел в лес садовник с лопатой, увидал яблоньку и говорит : «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится» . Задрожала яблонька когда садовник стал ее выкапывать, и думает : «Пропала я совсем!» . Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес в сад и посадил в хорошую землю.

Загордилась яблонька в саду. «Должно быть, я редкое дерево, - думает она, - когда меня из лесу в сад перенесли», - и свысока посматривает на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками, не знала она, что попала в школу.

На другой год пришел садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать. Задрожала яблонька и думает : «Ну, теперь я совсем пропала» . Срезал садовник всю зеленую верхушку деревца, оставил один пенек, да и тот еще и расщепил сверху : в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони, закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушел.

Прихворнула яблонька; но была она молода и скоро поправилась и срослась с чужой веточкой. Пьет веточка соки сильной яблоньки и растет быстро : выкидывает почку за почкой, листок за листком , выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами. Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зеленая завязь, а к осени из завязи сделались яблоки, да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые! И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от нее побеги для прищеп.

Воспитатель : скажите, ребята, как поступил садовник, хорошо или плохо? А чем он помог лесу? А для чего он прищипывал яблоньку? (предполагаемые ответы детей ) . А теперь давайте с вами поиграем.

Игровое упражнение «Детки на ветке»

Дети сидят в кругу на стульчиках. Воспитатель кладет перед собой несколько еловых и сосновых шишек, желудь, орехи, летучки клена, берет ветки от этих плодов и, показывая детям по одной, говорит : «Где детки ветки?» Дети отгадывают, кто ответил правильно, берет ветку и шишку себе .

Воспитатель : дети я получила грустное письмо от Лесовичка о том, что в лесу стало неуютно, печально. Здесь много больных, голых деревьев, поломанных кустарников . Лесовичок просит помочь. Как вы думаете, почему все это произошло?

Дети : дети и взрослые ломали ветки, вырезали на стволах рисунки, вырывали с корнем грибы, молодые побеги…

Воспитатель : как можно помочь детям?

Дети : написать письмо лесничему; каждому человеку бережно относиться к лесным богатствам.

Воспитатель : ребята, посмотрите на рисунки я буду зачитывать вам правила которым нужно следовать, находясь в лесу и мы с вами вместе их соединим.

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!