Псково-Печерский монастырь. Один из самых загадочных монастырей Руси

Псково-Печерский монастырь

Фото: Владимир Поморцев

Казалось бы, Псково-Печерскому монастырю не очень повезло с расположением. Самые западные рубежи государства российского в XV–XVII веках меньше всего подходили для уединенной монашеской жизни. Первый удар неприятеля всегда приходился по монастырю, до соседних Изборска и Пскова дело доходило только во вторую очередь, если вообще доходило. Монастырской братии приходилось регулярно своими телами защищать пределы отечества, а в перерывах между осадами строить все более надежные крепостные стены. Однако именно пограничное расположение в конечном итоге спасло обитель. По Тартускому мирному договору 1920 года Псково-Печерский монастырь с прилегающими землями отошел к Эстонии. Это обстоятельство позволило монастырю избежать неминуемого разорения большевиками. После Второй мировой войны, когда Печорский район был включен в состав Псковской области, советская власть уже не так зверствовала. Ограничились обвинением настоятеля монастыря игумена Павла Горшкова в пособничестве фашистам и назначением на его место проверенного человека - будущего патриарха Пимена. Таким образом, Псково-Печерский монастырь оказался единственным российским монастырем, который за свою более чем пятисотлетнюю историю ни на один день не переставал действовать.

1 . Вид на Псково-Печерский монастырь со Святой горы. Голубые с золотыми звездами купола Успенской пещерной церкви в традициях украинского барокко призваны напоминать о Киево-Печерской лавре, откуда на псковскую землю пришли первые монахи. Справа видна Никольская надвратная церковь, от которой начинается крутой спуск на территорию монастыря, так называемый Кровавый путь. Над Большой монастырской звонницей по центру возвышается золотой купол Михайловского собора.


2. Паломники в пещерах под Псково-Печерским монастырем. В этих пещерах, чудесным образом открывшихся почти за сто лет до основания обители, жили первые монахи. В 1392 году, когда местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору валить лес, несколько деревьев неожиданно повалились, обнажив вход под землю, на которым была начертана надпись: «Богом зданная пещера». Позднее пещеры стали монастырским кладбищем. Здесь погребены несколько тысяч человек, начиная с первого обитателя монастыря святого Марка и основателя монастыря святого Ионы.


3 . Монахи Варух и Виталий достают свежий хлеб из печи в монастырской пекарне. Инок Варух живет в Псково-Печерском монастыре уже 14 лет, причем последние 10 лет он непрерывно находится на послушании в пекарне и просфорной. За один заход пекарня выпекает 46 огромных буханок по 6–7 килограммов каждая. Зимой этого количества хлеба монастырю хватает на несколько дней. Летом, когда приезжает много паломников, приходится печь хлеб круглые сутки.


4. Иконостас Успенской пещерной церкви с чудотворной иконой Богоматери «Умиление». Главный храм Псково-Печерского монастыря был выкопан в земле стараниями преподобного Ионы рядом со входом в «Богом зданные пещеры». Освящение пещерного храма состоялось 28 августа 1473 года на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Этот день теперь считается официальной датой основания монастыря.


5 . Монахи звонят к вечерне на монастырской звоннице. На Большой звоннице Псково-Печерского монастыря используется так называемый очепный звон, когда колокола раскачиваются с земли при помощи длинных канатов, или очеп. В старину такой тип звона был распространен на Руси повсеместно, до наших дней очепы сохранились только в одном единственном монастыре. В настоящее время на Большой монастырской звоннице установлено 17 колоколов. Сначала звонарь с земли раскачивает один из трех больших колоколов. После первых его ударов подключаются группы колоколов поменьше.


6. Монахи Дионисий и Кирилл несут послушание на монастырской кухне. Работа на кухне начинается еще до рассвета. Нужно успеть приготовить еду всей монастырской братии и всем паломникам. Несмотря на то, что в наши дни в монастыре есть и электричество, и газ, все блюда на монастырской кухне по старинке готовятся только на дровах. Считается, что дрова придают кушаньям особый, ни с чем не сравнимый вкус.


7 . Монастырский коровник. В коровнике внутри монастырских стен живут два быка, пара лошадей и два десятка коров, которые почти полностью покрывают потребности обители в молочных продуктах.


8. Братский молебен перед чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы в житии в Успенской пещерной церкви. Братским молебном перед главной святыней Псково-Печерского монастыря в шесть часов утра начинается каждый новый день монастырской жизни.


9. Инок Варух готовит служебные просфоры в монастырской просфорной. В производстве обычных просфор ему помогает братия и послушники, служебные просфоры инок Варух готовит только сам. За один день в просфорной выпекается 26 противней, или примерно 2,5 тысячи просфор. Зимой этого количества хватает на три дня, летом все просфоры уходят за один день.


10 . Совместная молитва воспитанниц детской воскресной школы при монастыре.


11 . Крепостные стены и башни Псково-Печерского монастыря. Монастырь расположен на крутых склонах оврага, по дну которого протекает ручей Каменец. Форма крепостных стен повторяет рельеф местности. На первом плане возвышается Тайловская, или Белая башня, за ней видна башня Верхних решеток, защищавшая уязвимое место, где ручей Каменец затекал на территорию монастыря.


12. Инок Александр звонит к вечерне в самый большой Вседневный колокол.


13 . Монастырская братия на утренней литургии в Успенской пещерной церкви.


14. Никольские ворота и спуск в монастырь по Кровавому пути. Согласно легенде, именно в этом месте царь Иван Грозный собственноручно зарубил настоятеля Псково-Печерского монастыря преподобного Корнилия, заподозрив того в государственной измене. Совершив злодеяние, царь тотчас раскаялся, на руках отнес тело убиенного им старца в Успенский пещерный храм и долго его там оплакивал. Крутой спуск, по которому Иван Грозный нес окровавленное тело игумена Корнилия, с тех пор именуется Кровавым путем.


15 . Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон служит утреннюю литургию.


16. Монастырская звонница.


17. Керамиды в пещерах под Псково-Печерским монастырем. Керамидами называют изразцовые плиты, закрывающие погребальные ниши. Всего здесь насчитывается около 350 керамид, самая древняя из которых датируется 1530 годом.


18. Производство просфор.


19. Инок Варух и послушники монастыря готовят просфоры.


20 . Инок Варух загружает противни с просфорами в печь.


21 . Монах-иконописец Авель за работой в монастырской иконописной мастерской. Иеродьякон Авель, в миру Андрей Толкунов, живет в Псково-Печерском монастыре уже почти 10 лет. Первые уроки живописи он получил еще в детстве от своего отца - известного херсонского художника Егора Толкунова.


22. Воспитанницы детского церковного хора «Благодать» на занятиях сольфеджио. Детский церковный хор существует при Псково-Печерском монастыре монастыре уже более двадцати лет и участвует во всех больших богослужениях. При этом монастырь, например, оплачивает детям еще и дополнительные занятия в городской музыкальной школе.


23 . Монах Евстихий готовит творог на молочной кухне. Евстихий уже третий год находится на послушании при молочной кухне и одновременно проводит экскурсии для паломников по пещерам.


24. Монахи Дионисий и Кирилл разделывают судака на монастырской кухне. Строгий монастырский устав запрещает употреблять в пищу мясо. Разрешены только рыба и растительные продукты. Несмотря на это, монастырское меню довольно разнообразно, в нем есть винегрет, оливье, кабачковая икра, маслины, плов, творог, конфеты, печенье и баранки. За одно только утро монахи и послушники переработали около 150 килограммов судака, которые пойдут на приготовление рыбного супа, рыбных котлет или жарку.


25 . Послушник Михаил завтракает гречневой кашей на монастырской кухне.


26. Трудник Кирилл собирает яйца в курятнике на хозяйственном дворе Псково-Печерского монастыря. Всего в курятнике живут полсотни кур, которые несут около 100 яиц в день.


27 . Красный угол в монстырском коровнике. В центре висит портрет старца Иоанна Крестьянкина, скончавшегося пять лет назад. Насельник Псково-Печерского монастыря Иоанн Крестянкин был одним из наиболее почитаемых российских старцев последних десятилетий.


28 . Монастырский коровник.


29 . Инок Александр на хозяйственном дворе Псково-Печерского монастыря. Александр живет в монастыре всего два года. Малороссийский говор выдает в нем выходца с Восточной Украины, откуда он перебрался в Москву и вел вполне обычную столичную жизнь. В 2006 году Александр крестился, а еще через три года ушел в монастырь. Сейчас он находится на послушании гостинного - размещает на ночлег паломников.


30 . Крепостные стены и башни Псково-Печерского монастыря.

Фотографии этого очерка сняты в январе 2011 года в городе Печеры Псковской области.

Copyright © 2011 Владимир Поморцев

Псково-Печерский монастырь у каждого православного верующего на слуху, многие события связаны с данной обителью, множество известных священнослужителей жили в ней и живут по сей день. Данный монастырь, является одним из крупнейших действующих монастырей на территории России.

Обитель обладает более чем пятивековой историей и находится на самом краю страны, на границе с Эстонией.

История обители

История не имеет достоверных записей о времени зарождения в этом месте монашеской жизни. Знаменитые пещеры монастыря, расположенные вдоль берега ручья Каменец, не изучались научно, поэтому данных об их появлении тоже нет.

Псково-Печерский монастырь

В монастырской летописи можно найти предания о зарождении обители на данном месте. В 1392 году жители округи нашли пещеры, считается, что эта дата была выбрана условно, для обозначения исторических начал. Монахи, бежавшие в то время с юга на псковскую землю от Крымских татар, поселились в этих пещерах, и начали обустраиваться.

Другие православные храмы Пскова:

В 1470 году иеромонах Иона построил в устье ручья Каменец церковь, которую через 3 года после возведения освятили. Вокруг данной церквушки и вырос сегодняшний Псково-Печерский монастырь. Город Печора появился позднее обители в XVI веке.

Расцвет монастыря приходится на 1540-е года, с приходом игумена преподобномученика Корнилия:

  • в 1541 году игумен построил трапезную церковь и освятил ее в честь ;
  • произошло расширения храма в честь Успения;
  • Корнилий продлил монастырские пещеры;
  • Возведена церковь над вратами в честь .

Во времена преподобномученика Корнилия монастырь приобрел силу, расширился территориально, обзавелся каменными стенами в 1558 году. В 1570 году игумен погиб у монастырских ворот от руки царя Иоанна Грозного.

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

В последующие столетия были возведены следующие постройки на территории обители:

  • в 1758 году на территории обители появилась Покровская церковь;
  • через 42 года возвели еще один храм в честь Лазаря Четверодневного;
  • 1815 год - строительство Михайловского собора, которое было начато в честь победы над наполеоновскими войсками;
  • в 1870 году был возведен Сретенский храм.

С 1920 до 1940 года, территориально Псково-Печерский монастырь был отнесен к Эстонии.

С 1896 года по 1960 год, в монастыре жил иеромонах Симеон, которого в 2003 году причислили к лику святых. Знаменитый архимандрит Иоанн Крестьянкин подвязался к обители в 1967 году.

Великая отечественная война оставила свой след в жизни монастыря, он попал под артиллерийский обстрел, были разрушены трапезная и Братский корпус.

Читайте также:

В 1840 году наместником Псково - Печерской обители стал архимандрит Парфений, который в 1941 году ушел на пенсию. На замену Парфению на его место встал игумен Павел, управлял монастырем 3 года.

В 1980 году Монастырь решили обновить, по приказу митрополита Иоанна провели реставрацию зданий и стен. В 1986 году был создан и выпущен фильм Епископом Тихоном, который называется «Псково-Печерская обитель». Из этого фильма многие христиане узнали о существовании удивительного монастыря.

Псково-Печерская обитель

Многие современные книги и рассказы, например, «Несвятые Святые» связаны с данным монастырем напрямую или косвенно.

Описание монастыря

Люди со всего мира приезжают в Печерскую обитель за поиском умиротворения и помощи Божией. Длинные ходы холодных пещер с многочисленными мощами преподобных переполняют сердца верующих трепетом и в хорошем смысле, боязнью Бога, которой не хватает современному поколению. В пещеры регулярно проводятся экскурсии, о них снимают репортажи и фильмы.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

В знаменитые места стекаются не только паломники, но и любители архитектурных памятников со всего мира.

Церкви на территории:

  • церковь Николы Вратаря;
  • храм Успения Богородицы открыт только на время службы);
  • Воскресения Христова;
  • Покровская и Сретенская церковь;
  • храм Лазаря Четверодневного;
  • Михайловский собор (открывается только на время проведения богослужений);
  • Корнилиевская церковь;
  • Благовещенский храм.

Остальные постройки:

  • трапезная;
  • дом настоятеля;
  • корпус, где живет братия;
  • звонница;
  • ризница;
  • два святых источника и стены с вратами.
Интересно! Самый первый храм обители - Успенская пещерная церковь, выкопанная в горе, сохранился до сегодняшних времен и был расширена пристройкой. Выглядит церковь необычно: она имеет только переднюю стену, остальная часть здания уходит в холм.

Ближние пещеры доступны к посещению любому желающему в течение всего дня, так же как и Сретенский храм. Дальние пещеры посещаются по предварительной записи.

Святыни

Есть на Псковщине монастырь, который с 1473 года ни на один день не закрывался. Это Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, находящийся в городе Печоры, недалеко от Пскова.
Псковские леса в те времена таили в себе массу загадок. И одной из них стало обнаружение пещер, в которых поселились монахи.

По легенде изборские охотники услышали однажды в лесу из-под земли пение и решили, что это поют ангелы. Разнесли они эту весть по всей округе. Позже эта "поющая земля" досталась местному крестьянину Ивану Дементьеву, который после сильной бури пошел в лес и увидел, что одно дерево вырвано с корнем, а под его корнями обнаружился вход в пещеры увенчанный надписью "Богом зданные пещеры", где обитали монахи-отшельники. Так и была найдена разгадка молитвенного пения, раздававшегося из-под земли.
Считается, что это были монахи Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от набегов татар.

Говорят, что надпись над пещерами вызывала недоумение даже у некоторых монахов. И жил в тех пещерах монах, по имени Фома, этакие Фома неверущий, который каждый вечер приходил и стирал надпись, однако когда монастырь шел на утреннюю службу надпись уже была на своем месте. Богом сданные пещеры это одно из тех сакральных мест, которое с тех пор являются местом паломничества для всех прихожан в Печерском монастыре.
Достоверных сведений о том, когда монахи поселились в пещерах нет, а потому датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме Успенская церковь.

Посмотрите на рельеф монастырских стен. Пожалуй это единственный монастырь-крепость, расположенный вот таким образом, т.е. спускающийся с холма в низину.
Каменные стены с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войны для защиты от ливонцев.. Позднее были построены ещё четыре башни. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория и венгерского отряда под командованием Борнемиссы в 1581 году, и впоследствии неоднократно участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году.

Башня, стоящая на дне оврага называется Башня Верхних решеток и она самая высокая из всех, ее высота 25 метров. В нижней части башни есть каменная арка, через которую внутрь крепости протекает ручей Каменец. Что бы враги не смогли воспользоваться ручьем для проникновения в крепость свод арки перекрывался железной решеткой. Она и дала такое необычное название самой башне.

Успенская церковь, является самым древним и самым главным храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчанника отцом Иоанном и имеет лишь фасад, а остальная часть церкви уходит в гору.
В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1758-1759 годах над храмом построили Покровскую церковь и сейчас Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Вход в обитель через Святые врата. Пройдя через них оказываешься на длинной дороге, ведущей вниз, к Успенскому и Покровскому храмам

Дорога эта носит название "Кровавый путь" . По преданию приехавшего в монастырь Ивана Грозного встретил у Святых врат игумен Корнилий. Слишком гордо держался монах перед царем, за что и поплатился жизнью. Отрубленная голова Корнилия покатилась по дороге, оставляя за собой кровавый след.
Раскаявшись в содеянном Иван Грозный на руках донес тело убитого им монаха до Успенского храма. С тех пор эта дорога и получила свое кровавое название.

Приняв пострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет он был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия). Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола.
Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера.
Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения
При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря.
Сейчас перед стенами монастыря стоит памятник Св. мученику Корнилию, а его мощи хранятся в Успенской церкви. Ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, в 6 утра собираются возле его мощей монахи монастыря на братский молебен.

А перед нами главный ансамбль Свято-Успенского монастыря.
Справа желтый фасад это Успенская церковь и построенная над ней Покровская. В центре красное строение это Ризница и Библиотека. Здесь хранились книги 17-17 вв, в том числе и "Слово о погибели земли русской" существовавшая в единственном экземпляре. В годы Великой Отечественной войны отступая фашисты пытались разграбить монастырскую ризницу. Настоятель монастыря рискуя собственной жизнью заставил их упаковать все так, что бы ничего не повредить. Как ни странно, но немцы послушались и в Германию сокровища монастырской ризницы попали в целости и сохранности.
После войны очень долго шли переговоры о возвращении украденного и лишь совсем недавно сокровища ризницы вернулись на свое место.
За ризницей расположены Часовая башня (ее не видно) и Большая звонница с колоколами 16-18 веков.

В самом правом углу фасада храма есть вход в пещеры, его видно, он с полукруглым перекрытием.
Вообще в пещеры попасть не так просто, вход в них очень ограничен для сохранения микроклимата. Попасть в них можно только с группой в определенные часы по благословению настоятеля монастыря. А два раза в неделю по понедельникам и пятницам доступа в пещеры нет.

Пещеры разделяются на ближние и дальние. Ближние пещеры имеют протяженность около 15м В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги, их можно потрогать, что бы понять насколько они тяжелы.

Вход в пещеры укреплен кирпичной кладкой. Сделано это было в целях безопасности, когда сюда в 1824 году приехал государь Александр 1, что бы пообщаться со старцем Лазарем.

Для того, что бы пройти в дальние пещеры всем раздают по свече и именно свечи являются там единственным источником света.

Когда-то в пещерах жили монахи, а сейчас они являются своеобразным кладбищем. Состоят дальние пещеры из 7 галерей-улиц, общая длина которых около 200 метров. Хотя когда здесь идешь, то кажется, что прошел очень много.
Несмотря на то, что гробы в с умершими стоят совершенно открыто в пещерах абсолютно нет запаха тлена и разложения. Этому способствует особый пещерный микроклимат, тщательно оберегаемый монахами монастыря. Круглый год внутри пещер держится температура +5.
Первоначально в пещерах погребали лишь иноков, но позже здесь появились захоронения и благочестивых мирян: князей, дворян, паломников. Здесь похоронены предки Пушкина, Кутузова, Мусорского.
План дальних пещер

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI - начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
За кануном установлен большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей - митрополит Вениамин (Федченков)
По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах.

А мы покидаем пещеры и заходим в Успенский пещерный храм, являющийся на сегодня главным центром религиозной жизни монахов монастыря.
В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери “Умиление”, которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.

Икона "Умиление" написана неким иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году.

В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья.

Здесь же можно увидеть икону Спаса Нерукотворного, думаю многие видели именно этот лик Христа на всевозможных календарях и брошюрах

Еще одна святыня монастыря - икона Успения Божией Матери. Икона эта считается чудотворной, впервые прославилась в 1473 году в день освящения пещерного Успенского храма будущего Псково-Печерского монастыря, когда излечилась больная женщина.

В настоящее время во время Всенощного бдения накануне праздника Успения Божией Матери образ Успения Божией Матери, богато украшенный цветами, выносится из Успенского храма и поставляется перед входом

В глубине Успенского собора,в специально устроенной нише находятся мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.

Недалеко от входа в пещеры есть лестница, ведущая на Святую гору. Не уверена, что на нее можно подняться если вы сюда пришли без экскурсии.
На горе находится яблоневый сад.

Со Святой горы открывается панорама всего монастыря и крепостных стен

А сирень там просто сказочная, аромат такой, что уходить не хочется!

Со Святой горы спускаемся к братским корпусам, т.е. туда, где живут монахи монастыря

Чем-то мне эти дома напомнили теремки

Братский корпус в котором находятся кухня, трапезная и келии монахов

Дом наместника монастыря
http://ic.pics.livejournal.com/lenorlux/7840389/681705/681705_original.jpg

Михайловский собор, воздвигнутый на народные деньги в 1827 году в честь избавления Пскова от войск Наполеона. Собор, выполненный в классическом стиле, является самым крупным строением Псково-Печерского монастыря.Позолоченный купол собора виден издалека на подъездах к монастырю.

Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году

За стенами монастыря стоит церковь Сорока Мученников Севастйиских

Тут же на площади можно купить сувениры или заказать экскурсию

Если выйти из монастыря и пойти направо, то попадете на смотровую площадку, с которой открывается вот такой чудесный открыточный вид.
Кстати, тут же на площадке чудесный дяденька продает красивые фотомагниты и оформленные фотографии монастыря.

Видеопрогулка по монастырю

Добраться до монастыря можно на автомобиле по трассе Е-77
или автобусом с автовокзала Пскова.


В рассказе была использована информация с официального сайта монастыря http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/


https://www.moya-planeta.ru/reports/view/pskovopecherskij_monastyr_odin_iz_samyh_zagadochnyh_monastyrej_rusi_32315/

Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. И потому, что слишком много событий связано с ним, и потому что о нём написано уже очень и очень много. Что могу добавить я к тому, что уже сказано? Как избежать повторения?

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь - один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Википедия).

Возможно, дело еще и в том, что я всегда ощущаю в монастырях некое стеснение. Я не принадлежу к тому миру, он для меня во многом непонятный и чуждый. Я восторгаюсь красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но всегда чувствую себя там чужаком, попавшим на чужую территорию.

Так было и в этот раз. Во время нашего пребывания на мы поехали на экскурсию в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Всего 4 человека. Изумительная экскурсовод сопровождала нас, увлекательно рассказывала не только об истории и достопримечательностях этого монастыря, но и о жизни братии.

Святыни и памятники Псково-Печерского монастыря

План Псково-Печерского монастыря (с сайта монастыря)

Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней . В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.

Потом мы подошли к памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим. (Н.И. Костомаров)

Затем экскурсовод повела нас вдоль стен обители. Здесь мы своими глазами увидели, насколько был укреплен монастырь — действительно, враг не прорвется.

К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена смотровая площадка , откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток , под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название). За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.

Смотровая площадка выдержана в общем стиле — сделана из плитняка и валунов.

По дороге, спускающейся с холма, шел монах с большой корзиной. Удивительное сочетание современности и традиции!

А мы были не в силах оторвать глаза от панорамы храмов. Солнце скрылось за облака, чуть приглушив цвета и блеск золота куполов. Но всё равно картина была завораживающая!

Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских , построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.

На Псковской земле очень чувствуется прибалтийское влияние. В 1920-40-х годах эта территория принадлежала Эстонии. И отсюда ощущение некоей инаковости этого места. Вроде «свое», но в то же самое время постоянно проскакивает что-то более европейское.

Через Петровскую башню входим в монастырь. Как же здесь многолюдно! Экскурсовод сразу ведет нас в тихий уголок около Острожной (Тюремной) башни . Думаю, незачем объяснять, для чего и для кого она предназначалась.

Впереди за деревьями скрывается величественный первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.

Поблизости от него расположена , которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса.

Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.

Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того, чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через Святые врата .

Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь» . По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.

«Кровавый путь»

Церкви Псково-Печерского монастыря

Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны , 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.

А мы спускаемся, наконец, вниз. Экскурсовод сразу уводит нас от толпы, к Лазаревскому храму , где прежде находилась монастырская больница. Печные трубы храма изящно отделаны.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

С другой стороны виднеется с садом. Сад огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.

С другой стороны виднеется еще одна ограда.

К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная) . Около него монахи устроили фотосессию. Я не удержалась и сфотографировала их (знаю, что надо было испросить благословения, но уж слишком интересной показалась сцена).

Чуть поодаль — красивая клумба. Вообще в Псково-Печерском монастыре множество красивых цветников, чувствуется рука талантливого ландшафтного дизайнера.

Следующее строение — 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.

Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы .

Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки , XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.

За ними — XVII века и с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.

От колоколов вниз тянутся тросы, которые заканчиваются специальными ручками.

Деталь троса звонницы

В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры . Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).

Верующие идут в пещеры в сопровождении монахов. Мы же прошли только чуть-чуть с другой стороны. Впрочем, я была даже рада — не стоит идти туда без ясного понимания того, для чего тебе это нужно.

На территории монастыря расположен . Около него много людей, которые набирают воду.

Ну а мы повернули назад.

«Кровавый путь»

«Кровавый путь» и храмы монастыря

Соборная площадь и торговля сувенирами

Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.

Здесь же можно купить керамику, которая подверглась процессу молочения (молочный обжиг) — повторного обжига после пропитки натуральным жирным молоком. Считается, что в такой посуде продукты долго не портятся и не прокисают.

Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром. Я очень жалею, что мы не попали в (Международная ул.,3), где была большая экспозиция, посвященная народности сету. Да и сам город Печоры не оставил какого-то внятного впечатления. Запомнились лишь отдельные постройки эстонского периода.

Информация для посетителей

  • Адрес монастыря: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
  • Сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!