Прежде чем начать изучать тему «Сочинительные союзы», рассмотрим, в какой раздел русского языка они включены. В русском языке есть служебные части речи, где и изучаются частицы, предлоги, союзы и связки. Они не имеют номинативной функции, т.е. не называют предметы, признаки, явления, а помогают выражать отношения между ними. В предложении они не являются членами и используются, как формальное грамматическое средство языка. У них отсутствует ударение, они неизменяемы и морфологически неделимы.
Союзы
Союзы соединяют однородные члены простых предложений и части сложного предложения. Они бывают сочинительные и подчинительные.
Однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения могут связывать сочинительные союзы.
Союзы и их группы
По значению эти союзы делятся на следующие группы:
1. Соединительные: и, да (и), ни…ни, и…и. Например: Пиши и читай на русском языке. Весь день лил дождь, и ветер продолжал свистеть за окном. А он все слушает, да мотает себе на ус. Ни ветер, ни буря, ни гром не могли удержать его от поездки. И первое, и второе, и третье подавалось на стол без задержки.
2. Противительные: а, но, да (но), зато, однако, же. Например: Отец рассказывал, а вся семья внимательно слушала. Сегодня пасмурно, но тепло. Маленький, да удаленький. Трудно там было, зато очень интересно. Офицер приблизился к зданию, однако не торопился зайти в подъезд.
3. Разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то. Например: То ли солнце, то ли снег, то ли любишь, то ли нет. Быть или не быть? Мокрые собаки бродили возле или сидели в ожидании еды. Либо надо было идти вперед, либо остаться и ждать. Резкие порывы ветра то срывали листья с деревьев, то пригибали ветки к земле.
4. Сопоставительные: как…так и; не только…но (и). Например: Гости как неожиданно приехали, так и внезапно и уехали. Они побывали не только в Москве, но и в Киеве.
5. Присоединительные: да и, также, тоже. Например: Мы учимся, взрослые учатся тоже. Он рассмеялся, нам также стало весело. Нас похвалили за труд, да и за детей тоже
Сочинительные союзы. ВидыРазличаются:
Одиночные: но...
Повторяющиеся: и…и, или…или, либо…либо, ни…ни...
Двойные: как…так и, не только…, но и...
Правописание сочинительных союзов. Знаки препинания
Запятая ставится перед союзом и , когда он связывает части сложного предложения.
Перед союзом и запятая не ставится, если он соединяет два члена предложения.
При повторении союза и запятая ставится после каждого соединяемого им члена предложения.
Перед противительными союзами а, но, да (но ) всегда ставится запятая: Небо было пасмурно, но дождя уже не было. Мы направились к коменданту, а сын пошел в комнату. Мал золотник, да дорог.
Слитно пишутся союзы: тоже, также, зато . Чтобы убедиться, что тоже, также, зато союзы, нужно вместо тоже, также подставить союз и , а вместо зато - союз но . Если такая подставка возможна, то это союзы и писать их нужно слитно.
Сочинительные союзы: примеры1. Я тоже писал, но и в то же (местоимение то и частица же ) время слушал внимательно.
2. Поэт также хорошо пел. Они все так же (наречие так и частица же ) каждый день ждут писем от детей.
3. Спрячься за то (предлог за и указательное местоимение то ) дерево. Много поработали, зато все закончили.
Заключение
Предложения с сочинительными союзами очень широко используются в научной, разговорной, официальной лексике русского языка. Они делают нашу речь богатой и интересной.
ПУНКТУАЦИЯ В КОНСТРУКЦИЯХ С СОСТАВНЫМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении может присоединяться к главной с помощью составных подчинительных союзов, например: ввиду того что, вместо того чтобы, в случае если, несмотря на то что, перед тем как, потому что, прежде чем и др.
Пунктуационная трудность заключается в том, что такие союзы могут целиком входить в придаточную часть (в этом случае части союза не разделяются запятой) или же расчленяться (в этом случае запятая ставится перед второй частью союза, а первая включается в состав главной части сложноподчиненного предложения как соотносительное слово).
Составной подчинительный союз расчленяется и запятая ставится между частями союза, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
перед составным союзом имеется отрицание «не»: Она любила Ричардсона // Не потому, чтобы прочла, // Не потому, чтоб Грандисона // Она Ловласу предпочла… А. Пушкин, Евгений Онегин. Мне хочется назвать тебя женой // Не для того, чтоб всем сказать об этом, // Не потому, что ты давно со мной, // По всем досужим сплетням и приметам. К. Симонов, Мне хочется назвать тебя женой…
перед составным союзом есть усилительные, ограничительные и другие частицы, вводные слова, наречия: Этюд казался ей ничтожным, и написала она его только затем, чтобы иметь лишний предлог сходить к художнику. А. Чехов, Попрыгунья. А сердце бьется лишь для того, чтобы волос становился все длиннее и краше. Ю. Коваль, Недопесок. В том селе был у одного козака, прозвищем Коржа, работник, которого люди звали Петром Безродным; может, оттого, что никто не помнил ни отца его, ни матери. Н. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. То есть, правду сказать, я сам не знаю, почему я вернулся; вероятно, потому, что о тебе вспомнил... И. Тургенев, Рудин. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было... А. Чехов, Человек в футляре. «Это, должно быть, оттого, что я слишком долго живу на свете», – думал Мостовской. В. Гроссман, Жизнь и судьба.
первая часть составного союза входит в ряд однородных членов предложения или параллельных конструкций: Ромашов же краснел до настоящих слез от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорбленную Шурочку, и оттого, что ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова. А. Куприн, Поединок.
автор желает подчеркнуть, что на первую часть составного союза падает логическое ударение: Мужики тихи, робки и вежливы оттого, что у каждого для весу в кудели по камню… М. Пришвин, Мирская чаша. Я спросил у отца, что значит «особенный вечер». Отец объяснил мне, что этот вечер называется так потому, что он не похож на все остальные. К. Паустовский, Сказочник.
В том случае, если составной союз целиком входит в придаточную часть , знаки препинания ставятся следующим образом:
А) Если придаточная часть предложения следует за главной – запятая ставится только перед союзом .
[Калугин] рысцой ехал на бастион, с тем чтобы по приказанию генерала передать туда некоторые приказания. Л. Толстой, Севастополь в мае. Мы принялись бегать по закрайку самого берега, и все выходило отлично, несмотря на то что кое-где лед ломался и выступала вода. Д. Мамин-Сибиряк, Дурной товарищ.
Б) Если придаточная часть находится внутри главной – запятые ставятся перед союзом и после всего придаточного предложения .
Он, несмотря на то что был в упоительном чаду пива и вина, чувствовал, что несколько неприлично в таком виде и при таком действии находиться в присутствии постороннего свидетеля. Н. Гоголь, Невский проспект. Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. А. Чехов, Степь. Художник, оттого что выпил два стакана портеру, как-то вдруг опьянел и неестественно оживился . А. Чехов, Припадок.
В) Если придаточная часть предшествует главной – запятая ставится только после всего придаточного предложения .
С тех пор как вечный судия // Мне дал всеведанье пророка, // В очах людей читаю я // Страницы злобы и порока. М. Лермонтов, Пророк. Вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке. Л. Толстой, Война и мир. В случае если Исполнитель не выполнил своих обязательств в сроки, указанные в настоящем Договоре, Заказчик вправе расторгнуть Договор.
Некоторые закономерности
Анализ примеров из художественной литературы позволяет разделить составные подчинительные союзы на четыре группы (в зависимости от особенностей пунктуационного оформления) и выявить следующие закономерности:
1. Составные подчинительные союзы ввиду того что; вместо того чтобы; в случае если / когда; в то время как; для того чтобы; до того как; мало того что; на случай если; несмотря на то что; оттого что; перед тем как; подобно тому как; по мере того как; после того как; потому что; прежде чем; при том что; с тем чтобы; с тех пор как могут целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но могут и расчленяться – в зависимости от приведенных выше условий. При этом следует отметить, что союзы ввиду того что, до того как, на случай если чаще расчленяются, союз прежде чем чаще не расчленяется, а перед союзом несмотря на то что запятая сохраняется и в случае его расчленения (это обусловлено тем, что союз образован при участии отглагольного предлога).
2. Составные подчинительные союзы благодаря тому, что; во имя того, чтобы; в отношении того, что; вплоть до того, что; в связи с тем, что; в силу того, что; вследствие того, что; в сравнении с тем, что; до тех пор, пока; за счёт того, что; затем, чтобы / чтоб; за то, что; из-за того, что; на основании того, что; насчёт того, что; на том основании, что; независимо от того, что; под видом того, что; под предлогом того, что; под тем предлогом, что; по поводу того, что; по причине того, что; по той причине, что; при всём том, что; при условии, что / если; ради того, чтобы; раньше, чем; с той целью, чтобы расчленяются (т. е. запятая ставится между частями союза). При этом, если придаточная часть присоединяется союзами вплоть до того, что; вследствие того, что; на основании того, что; на том основании, что; независимо от того, что, возможна постановка запятой не только между частями союза, но и перед
3. Составные подчинительные союзы исходя из того, что; невзирая на то, что; смотря по тому, что; судя по тому, что (образованные при участии отглагольных предлогов), а также союзы вопреки тому, что; за исключением того, что; кроме того, что; помимо того, что расчленяются , при этом запятая ставится не только между частями союза, но и перед союзом (если он расположен не в начале предложения).
4. Составные подчинительные союзы как если бы; меж / между тем как; потому как; словно как; так что (в значении следствия); тем более что; тогда как не расчленяются (т. е. запятая между частями союза не ставится).
§1. Общая характеристика союзов
Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.
Союзы - неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.
§2. Образование союзов
Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.
- Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
- Производные
образованы по-разному:
- соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
- соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
- соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока
от других частей речи: хотя, чтобы
§3. Строение союзов
По строению союзы делятся на простые и составные:
- Простые : и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
- Составные : так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что . Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…
§4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению
Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.
Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.
Сочинительные союзы. Разряды по значению
- Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
- Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
- Противительные: а , но , да (=но: хорош собой, да беден), однако , зато
- Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
- Пояснительные*: то есть, а именно
- Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем
* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.
Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.
Подчинительные союзы. Разряды по значению
- Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
- Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
- Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, ли, как скоро
- Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
- Следствия: так что
- Уступительные: хотя, несмотря на то что
- Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
- Изъяснительные: что, как, чтобы
Внимание:
Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:
Передай ему, чтобы
он не звонил: меня не будет дома.
чтобы -
изъяснительный союз
Чтобы
порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.
чтобы
- целевой союз
Когда
учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.
когда
- временной союз
Я не знаю, когда
он позвонит.
когда
- изъяснительный союз
Когда
он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?
когда
- условный союз
Внимание:
Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании. См. ЕГЭ: "A, В, С" - всё для подготовки. А18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Для чего служат союзы?
- Для связи слов в предложении
- Для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и отдельных предложений в тексте
Есть ли различие между сочинительными и подчинительными союзами?
Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные?
Верно ли считать, что простые союзы употребляются в простых предложениях, а составные - в сложных?
Какая синтаксическая связь выражает равноправные отношения элементов?
- Сочинительная
- Подчинительная
Какая синтаксическая связь выражает неравноправные отношения элементов, при которой один зависит от другого?
- Сочинительная
- Подчинительная
Сочинительные или подчинительные союзы выражают сочинительную связь?
- Сочинительные
- Подчинительные
Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь?
- Сочинительные
- Подчинительные
Существуют ли в русском языке многозначные союзы?
Верно ли, что у многих союзов есть омонимы?
Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как - ?
- Производными
- Непроизводными
Готовые работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.