Происхождение и значение фразеологизма «танталовы муки. Каково значение фразеологизма "танталовы муки"? Каково его происхождение

Танталовы муки February 20th, 2016

Многие слышали выражение «танталовы муки». Оно не так популярно например, как и, но все же. Однако не все сразу ответят в чем суть и из какой легенды взялся этот фразеологизм.

Узнаем это, обратившись к древнегреческой легенде.

У верховного бога Зевса было много детей, но Тантал был самым любимым. С самого раннего детства отец по каждому пустяку хвалил мальчика, говорил ему, что он самый умный, красивый и достойный. Другие боги тоже очень любили и баловали его. Поэтому Тантал вырос очень гордым, амбициозным и честолюбивым. Отец одарил его богатствами и послал жить на Землю. Стал Тантал царем города Лидии, жители которого любили его и ни в чем не нуждались. Более того, в любое время он мог подняться на Олимп, принять участие в любом пире богов и слушать любые беседы небожителей. Понятно, что Тантал знал много тайн богов.

В один прекрасный момент Танталу показалось этого мало, он захотел большего: чтобы все люди знали, какой он могущественный и приближенный к богам. С этого момента он забыл о чести и совести, о том что боги считали его своим другом, и предал их.

Тантал стал рассказывать людям о тайных решениях, которые принимал Зевс. С присущим ему эгоизмом он даже не осознавал, что предает своего любящего отца.

Спускаясь на Землю с пирушек богов, он стал подворовывать со столов пищу богов — нектар и амброзию — и раздавать их людям. При этом хвастаясь, вот, мол, что мы едим с богами!

До последних стали доходить слухи о недостойном поведении Тантала, но Зевс не хотел верить в измену сына и прощал его.

Возможно, все бы забылось, если бы Тантал остановился. Но он продолжал делать новые гадости.

У Зевса была золотая собака, которую он очень любил, ведь она была с ним рядом с самого детства. Когда Зевс вырос и стал верховным богом, он поставил любимицу у входа в свой храм. Однажды эту золотую собаку украл нечистый на руку царь Эфеса Пандарей. Он побоялся оставить ее у себя и попросил Тантала спрятать собаку. Тот сразу же узнал ее, но все равно взял, радуясь, что предоставился шанс обмануть богов. Зевс, будучи всеведущим, узнал правду и послал к Танталу Гермеса за золотой собакой. Но тот сказал, что никакой собаки у него нет, и поклялся в этом! И даже клятвопреступление не открыло глаза Зевсу — он снова простил Тантала.

Дальше было еще хуже.Тантал решил проверить небожителей, обладают ли они ясновидением. Он пригласил их к себе на пир, убив перед этим своего маленького сына Пелопа. Тантал разрубил его на куски и предложил отведать это яство богам. Но те раскусили замысел злого Тантала и отказались. Только сестра Зевса Деметра, у которой только что пропала дочь, не осознавала, где находится и что делает. Она взяла кусочек мяса и откусила — это было плечико мальчика. Боги были в ужасе от происходящего, чаша терпения переполнилась, и они решили наказать Тантала. Сперва они решили воскресить ребенка. Собрав со столов все куски мяса, боги бросили их в котел с кипящей водой. В этот момент другой сын Зевса Гермес, владевший магией, воскресил мальчика. Тот стал еще красивей, чем прежде, вот только правое плечо было откушено Деметрой. Его Гермес сделал из слоновой кости.

Это был последний случай, после которого несчастный отец наконец-то окончательно понял, в какое чудовище превратился его драгоценный сын. И он уготовал ему страшную кару. Тантала опустили в подземное царство Аида и поставили в воду, доходящую до горла. Вода была свежая, прохладная и чистая, но несчастный не мог утолить жажду. Как только он наклонялся, чтобы испить воды, она тотчас же исчезала — и вокруг была только сухая, потрескавшаяся земля. Так же дело обстояло и с едой. Кругом росли разнообразные фруктовые деревья со спелыми, крупными плодами. Свои ветки они склоняли прямо к лицу Тантала, но как только тот протягивал руки в надежде сорвать что-нибудь и пытался откусить кусочек, ветви отодвигались.

Но и этого прозревшему Зевсу показалось малой платой за грехи, совершенные Танталом. Он воздвиг огромную скалу, один край которой нависал над стоящим по горло в воде беднягой. Так что, ко всему прочему еще добавился безумный страх быть раздавленным обломившейся каменной глыбой.

Вот такая легенда. В наши дни значение фразеологизма «танталовы муки» таково: оно применяется тогда, когда говорят о тяжких мучениях из-за близости желанной цели, которую невозможно достичь.

А давайте мы еще вспомним про и чем знаменит остров Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=89033

Posts from This Journal by “Традиции” Tag


Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Некоторые называют Тантала мужем известной Омфалы , но другие говорят, что его дети – Пелопс , Ниоба и Бротей – были рождены то ли дочерью речного бога Пактола Эврианассой, то ли Эвритемистой, дочерью бога другой реки – Ксанфа.

Мифы древней Греции. Тартар. Проклятые богами. Эпизод 10

Еще никто не успел узнать об этом преступлении, как он совершил еще более страшное. Пригласив олимпийских богов на пир, Тантал обнаружил, что в его кладовых еды на всех не хватит. То ли для того, чтобы проверить, насколько Зевс всеведущ, то ли для того, чтобы накормить небожителей вволю, он разрубил своего сына Пелопса на куски и подложил его мясо богам под видом прекрасного блюда. Все боги тотчас поняли, каким блюдом их угощают, и в ужасе отвернулись. Лишь богиня Деметра , полная скорби по похищенной у нее мрачным Аидом дочери Персефоне и ничего не замечавшая вокруг, съела плечо юного Пелопса.

За эти два преступления Тантала царство его было разрушено, а сам он был низвергнут Зевсом в подземное царство мёртвых и осужден на вечные муки, как другие великие грешники – Иксион , Сизиф , Титий , данаиды и другие. С тех пор Тантал стоит в прозрачной воде, вечно томимый жаждой и голодом. Волны озера плещутся у его пояса, иногда даже достают подбородка, но стоит ему наклониться, чтобы утолить жажду, как вода бесследно исчезает. Даже если ему удается зачерпнуть пригоршню, влага сбегает у него между пальцев, и он лишь смачивает потрескавшиеся губы, от чего жажда только усиливается. Над головой Тантала склоняются прекрасные плоды – наливные яблоки, сладкие финики, спелые оливы и гранаты, но, как только он протягивает руку к этим лакомствам, налетает ветер, ветви отклоняются и плод становится недосягаемым.

Это и есть танталовы муки . Кроме того огромный камень – утес с горы Сипил – свисает над деревом и постоянно угрожает размозжить Танталу голову. Так он наказан за третье преступление – кражу, отягощенную лжесвидетельством. Вот как Тантал совершил его. Когда Зевс еще совсем ребенком находился на Крите и его вскармливала коза Амалфея, Гефест сделал для матери Зевса, Реи, золотого пса, который должен был сторожить ребенка. Но лидиец Пандарей решил украсть пса и отдать его Танталу, чтобы тот спрятал его на горе Сипил. Когда шум по поводу кражи стих, Пандарей потребовал у Тантала вернуть пса, но Тантал стал клясться Зевсом, что отродясь не только не видел золотой собаки, но и ничего не слышал о ней.

Эту клятву услышал Зевс и распорядился, чтобы Гермес расследовал дело. Тантал продолжал клясться, всё отрицая. Однако Гермес силой или хитростью обнаружил пса, и Зевс бросил Тантала под один из утесов горы Сипил. Пандарей и его жена Гармотея бежали в Афины, а потом на Сицилию, где и кончили бесславно свою жизнь.

Другие утверждают, что золотого пса украл сам Тантал и доверил его сторожить Пандарею. За ложную клятву в том, что он никогда не видел золотого пса, разъяренные боги убили Пандарея и его жену или превратили их в камень.

Наказав Тантала, Зевс оживил несчастного Пелопса, для чего приказал Гермесу собрать все члены его разрубленного тела и снова сварить в том же котле. После этого Зевс произнес над котлом заклинание, и мойра Клото вернула телу Пелопса прежний вид. Деметра дала ему прочную лопатку из слоновой кости вместо той, что она обглодала, Рея вдохнула в него жизнь, а козлоногий Пан стал танцевать вокруг него от радости.

Пелопс возник из волшебного котла таким красивым, что Посейдон унес его с собой на Олимп в колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Там он назначил Пелопса своим виночерпием и постельничим и стал кормить его амбросией. Позже Пелопс прославился своим конным состязанием с царём Эномаем . После смерти Пелопса его лопатка из слоновой кости хранилась в городе Писе.

Устойчивое фразеологическое выражение «танталовы муки» пришло к нам из древнегреческой мифологии. Тантал был правителем Фригийского царства (по одной из версий - Лидийского) . Царь был неприлично богат: его амбары ломились от зерна, по полям гуляли огромные стада, хранилища были полны золота и серебра. Он являлся сыном греческого бога Зевса, поэтому был приближен к пантеону божеств, живших на священной горе Олимп.

Немногим из греческих героев было дозволено быть рядом с правителями Олимпа, участвовать в их трапезах, быть посвящёнными в секреты божественного промысла. Народ, которым правил царь-бог, был сыт, доволен и любил своего правителя.

История возникновения

В «Одиссее» Гомера описывается такой вариант развития судьбы Тантала. Он имел дружеские отношения с богами Олимпа и слыл их любимчиком. Они часто приглашали его на пиры и советы. Тантал безмерно гордился тем, что он приближен к богам. В какой-то момент фривольность царя взяла верх над его положением среди богов, и он посмел дерзить им, считая, что имеет на это права, данные ему при рождении. Этакий наместник всевышнего на Земле.

Обиженный Зевс долго не мог придумать как поступить с царем Фригии. Гордыня была одним из страшных грехов у греков. В наказание он решил отправить грешника в ад. У древних греков ад назывался словом «Тартар». Отсюда прослеживаются корни другого русского фразеологизма - «полететь в Тартарары». Немного искаженно, но тем не менее речь идёт о спуске в подземное царство, где правит повелитель загробной жизни - Аид.

Наказания богов всегда отличались некой изощренностью. Просто так отправить Тантала в ад Зевс конечно же не мог. За его гордыню он придумал хитроумное наказание - Тантал стоял по шею в воде. Над его головой висели спелые фрукты. Он очень мучился от голода и нестерпимой жажды. Когда он пытался напиться и открывал рот, вода понижала уровень ниже подбородка. Сколько он не пытался, не мог сделать ни единого глотка. Если Тантал тянулся к плодам, ветви деревьев поднимались вверх, и он не мог их сорвать .

Описанная мучительная ситуация, когда желания не стыкуются с возможностями, хотя они предельно близко, собственно и называют «танталовыми муками». Значение фразеологизма прочно укоренилось в русском языке и часто используется для характеристики невозможности достигнуть легко достижимого. Эта ситуация часто обыгрывается в современных художественных экранизациях.

Другие версии мифа

Мораль

Мифов о Тантале гораздо больше, чем описано в статье. Все они построены примерно одинаково: есть преступление, и затем наказание. Наказание статично - Тартар и вечные муки в виде голода и жажды, а вот само преступление варьируется. Мораль всех этих историй такова:

  • не переступай черту дозволенного и не получишь наказания;
  • скромность и добродетель должны быть верными друзьями даже такому богорожденному правителю. Гордыня - страшный грех, ведущий к саморазрушению.

В славянском эквиваленте существует другое устойчивое выражение с этим же смыслом - «близко локоть, но не укусить»

17.12.2016

О значении известного фразеологизма «танталовы муки» очень сложно догадаться, если не располагать информацией о его происхождении. Тем не менее, оборот достаточно часто встречается в различных СМИ. Кроме того, его можно услышать в разговорах интеллигенции. Попробуем разобраться со значением выражения «танталовы муки» с помощью рассмотрения его истории происхождения и значения.

Фразеологизм состоит из двух элементов. Значение слова «муки» понятно всем: даже когда люди сталкиваются с выражением впервые, они тут же понимают, что речь идет о чьих-то страданиях и пытках. А вот элемент «танталовы» (реже используется форма «Тантала») понятен лишь тем, кто в свое время познакомился с греческой мифологией.

Дело в том, что в Древней Греции существовал миф о царе Тантале, провинившимся перед богами и обреченным на вечные муки. Тантал был сыном Зевса, и его жизнь была воплощением настоящего счастья. Боги очень любили земного царя, засыпали его дарами и даже приглашали на Олимп.

Так как же Тантал смог разгневать своих покровителей? Все очень просто. Тантал очень возгордился своим положением, многое себе позволял, не страшился разглашать тайны могущественного родителя и, как-то раз, высокомерно заявил, что живет намного счастливее всех олимпийских богов.

Конечно, такое поведение не могло остаться безнаказанным. Последней каплей для Зевса стала ужасная преступная выходка Тантала: земной царь изрубил на куски своего сына Пелопса, приготовил из него угощения, которые подал на стол для спустившихся с Олимпа богов. Этим земной царь хотел проверить, настолько ли боги всеведущи, как о них принято говорить.

Разумеется, боги раскрыли страшный замысел Тантала и обрекли его на вечные страдания в подземном Царстве Аида. Согласно Гомеру «Танталовы муки» заключались в том, что он должен был вечно стоять в озере по горло в воде, но не иметь возможности ее испить. Также над наказанным царем располагались ветви фруктовых деревьев, которые поднимались вверх от сильного ветра, как только Тантал протягивал к ним руку.

Благодаря этому описанию становится понятно и значение рассматриваемого фразеологизма. «Танталовы муки» - это удовольствия и блага, которые кажутся такими близкими, но по факту являются абсолютно недостижимыми, какие усилия ни прикладывай. Это самая распространенная трактовка.

Существует и другая версия. Поэт Пиндар описывал муки Тантала несколько иначе. По его версии над царем нависла огромная каменная глыба, которая вселяла нестерпимый вечный ужас в человека, так как казалось, что этот камень в любой момент сорвется и упадет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!