Происхождение и значение фразеологизма «танталовы муки. Каково значение фразеологизма "танталовы муки"? Каково его происхождение

Танталовы муки February 20th, 2016

Многие слышали выражение «танталовы муки». Оно не так популярно например, как и, но все же. Однако не все сразу ответят в чем суть и из какой легенды взялся этот фразеологизм.

Узнаем это, обратившись к древнегреческой легенде.

У верховного бога Зевса было много детей, но Тантал был самым любимым. С самого раннего детства отец по каждому пустяку хвалил мальчика, говорил ему, что он самый умный, красивый и достойный. Другие боги тоже очень любили и баловали его. Поэтому Тантал вырос очень гордым, амбициозным и честолюбивым. Отец одарил его богатствами и послал жить на Землю. Стал Тантал царем города Лидии, жители которого любили его и ни в чем не нуждались. Более того, в любое время он мог подняться на Олимп, принять участие в любом пире богов и слушать любые беседы небожителей. Понятно, что Тантал знал много тайн богов.

В один прекрасный момент Танталу показалось этого мало, он захотел большего: чтобы все люди знали, какой он могущественный и приближенный к богам. С этого момента он забыл о чести и совести, о том что боги считали его своим другом, и предал их.

Тантал стал рассказывать людям о тайных решениях, которые принимал Зевс. С присущим ему эгоизмом он даже не осознавал, что предает своего любящего отца.

Спускаясь на Землю с пирушек богов, он стал подворовывать со столов пищу богов — нектар и амброзию — и раздавать их людям. При этом хвастаясь, вот, мол, что мы едим с богами!

До последних стали доходить слухи о недостойном поведении Тантала, но Зевс не хотел верить в измену сына и прощал его.

Возможно, все бы забылось, если бы Тантал остановился. Но он продолжал делать новые гадости.

У Зевса была золотая собака, которую он очень любил, ведь она была с ним рядом с самого детства. Когда Зевс вырос и стал верховным богом, он поставил любимицу у входа в свой храм. Однажды эту золотую собаку украл нечистый на руку царь Эфеса Пандарей. Он побоялся оставить ее у себя и попросил Тантала спрятать собаку. Тот сразу же узнал ее, но все равно взял, радуясь, что предоставился шанс обмануть богов. Зевс, будучи всеведущим, узнал правду и послал к Танталу Гермеса за золотой собакой. Но тот сказал, что никакой собаки у него нет, и поклялся в этом! И даже клятвопреступление не открыло глаза Зевсу — он снова простил Тантала.

Дальше было еще хуже.Тантал решил проверить небожителей, обладают ли они ясновидением. Он пригласил их к себе на пир, убив перед этим своего маленького сына Пелопа. Тантал разрубил его на куски и предложил отведать это яство богам. Но те раскусили замысел злого Тантала и отказались. Только сестра Зевса Деметра, у которой только что пропала дочь, не осознавала, где находится и что делает. Она взяла кусочек мяса и откусила — это было плечико мальчика. Боги были в ужасе от происходящего, чаша терпения переполнилась, и они решили наказать Тантала. Сперва они решили воскресить ребенка. Собрав со столов все куски мяса, боги бросили их в котел с кипящей водой. В этот момент другой сын Зевса Гермес, владевший магией, воскресил мальчика. Тот стал еще красивей, чем прежде, вот только правое плечо было откушено Деметрой. Его Гермес сделал из слоновой кости.

Это был последний случай, после которого несчастный отец наконец-то окончательно понял, в какое чудовище превратился его драгоценный сын. И он уготовал ему страшную кару. Тантала опустили в подземное царство Аида и поставили в воду, доходящую до горла. Вода была свежая, прохладная и чистая, но несчастный не мог утолить жажду. Как только он наклонялся, чтобы испить воды, она тотчас же исчезала — и вокруг была только сухая, потрескавшаяся земля. Так же дело обстояло и с едой. Кругом росли разнообразные фруктовые деревья со спелыми, крупными плодами. Свои ветки они склоняли прямо к лицу Тантала, но как только тот протягивал руки в надежде сорвать что-нибудь и пытался откусить кусочек, ветви отодвигались.

Но и этого прозревшему Зевсу показалось малой платой за грехи, совершенные Танталом. Он воздвиг огромную скалу, один край которой нависал над стоящим по горло в воде беднягой. Так что, ко всему прочему еще добавился безумный страх быть раздавленным обломившейся каменной глыбой.

Вот такая легенда. В наши дни значение фразеологизма «танталовы муки» таково: оно применяется тогда, когда говорят о тяжких мучениях из-за близости желанной цели, которую невозможно достичь.

А давайте мы еще вспомним про и чем знаменит остров Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=89033

Posts from This Journal by “Традиции” Tag


Вот так выглядит ушедший от нас 2017 год. А вот кстати, начало 2018 года показывает еще больший трафик, чем декабрь 2017: И вот один из дней - рекордсменов за всю историю журнала тоже уже в 2018 году: Красная цифра - это общее количество уникальных посетителей попавших в блог. В…

Устойчивое фразеологическое выражение «танталовы муки» пришло к нам из древнегреческой мифологии. Тантал был правителем Фригийского царства (по одной из версий - Лидийского) . Царь был неприлично богат: его амбары ломились от зерна, по полям гуляли огромные стада, хранилища были полны золота и серебра. Он являлся сыном греческого бога Зевса, поэтому был приближен к пантеону божеств, живших на священной горе Олимп.

Немногим из греческих героев было дозволено быть рядом с правителями Олимпа, участвовать в их трапезах, быть посвящёнными в секреты божественного промысла. Народ, которым правил царь-бог, был сыт, доволен и любил своего правителя.

История возникновения

В «Одиссее» Гомера описывается такой вариант развития судьбы Тантала. Он имел дружеские отношения с богами Олимпа и слыл их любимчиком. Они часто приглашали его на пиры и советы. Тантал безмерно гордился тем, что он приближен к богам. В какой-то момент фривольность царя взяла верх над его положением среди богов, и он посмел дерзить им, считая, что имеет на это права, данные ему при рождении. Этакий наместник всевышнего на Земле.

Обиженный Зевс долго не мог придумать как поступить с царем Фригии. Гордыня была одним из страшных грехов у греков. В наказание он решил отправить грешника в ад. У древних греков ад назывался словом «Тартар». Отсюда прослеживаются корни другого русского фразеологизма - «полететь в Тартарары». Немного искаженно, но тем не менее речь идёт о спуске в подземное царство, где правит повелитель загробной жизни - Аид.

Наказания богов всегда отличались некой изощренностью. Просто так отправить Тантала в ад Зевс конечно же не мог. За его гордыню он придумал хитроумное наказание - Тантал стоял по шею в воде. Над его головой висели спелые фрукты. Он очень мучился от голода и нестерпимой жажды. Когда он пытался напиться и открывал рот, вода понижала уровень ниже подбородка. Сколько он не пытался, не мог сделать ни единого глотка. Если Тантал тянулся к плодам, ветви деревьев поднимались вверх, и он не мог их сорвать .

Описанная мучительная ситуация, когда желания не стыкуются с возможностями, хотя они предельно близко, собственно и называют «танталовыми муками». Значение фразеологизма прочно укоренилось в русском языке и часто используется для характеристики невозможности достигнуть легко достижимого. Эта ситуация часто обыгрывается в современных художественных экранизациях.

Другие версии мифа

Мораль

Мифов о Тантале гораздо больше, чем описано в статье. Все они построены примерно одинаково: есть преступление, и затем наказание. Наказание статично - Тартар и вечные муки в виде голода и жажды, а вот само преступление варьируется. Мораль всех этих историй такова:

  • не переступай черту дозволенного и не получишь наказания;
  • скромность и добродетель должны быть верными друзьями даже такому богорожденному правителю. Гордыня - страшный грех, ведущий к саморазрушению.

В славянском эквиваленте существует другое устойчивое выражение с этим же смыслом - «близко локоть, но не укусить»

Танталовы муки
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.
Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям - они поднимаются вверх.
Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».

  • - Из названного по первой строке стихотворения «Милый друг, я знаю...» русского поэта Семена Яковлевича Надсона: Милый друг, я знаю, я глубоко знаю, Что бессилен стих мой, бледный и больной...
  • - Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии, был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - тант"аловы м"уки, тант"аловых м"...

    Русский орфографический словарь

  • - страдания вследствие неудовлетворенных желаний Тантал - мученик Ср. Что меня держит? - думал он: - для чего я здесь сижу и изнываю, как истинный, не баснословный Тантал? В.И. Даль. П.А. Игривый...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Танталовы мученія страданія вслѣдствіе неудовлетворенныхъ желаній. Танталъ мученикъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - МУ́КИ АДА. Разг. Экспрес. Тяжкие мучения, страдания...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. УЧЕНЬЕ -...
  • - См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - 1. Курск. О чём-л. очень трудном. БотСан, 82. 2. Прикам. Болезнь, напущенная по наговору. МФС, 60...
  • - Книжн. О сложностях писательского труда. /i> Выражение из стихотворения С. Я. Надсона «Нет на свете мук сильнее муки слова» . БМС 1998, 390...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 4 испытывавший мучения испытывавший страдания мучившийся страдавший...

    Словарь синонимов

  • - невзгоды, страдания, терзания, мучения...

    Словарь синонимов

  • - позднее сожаление, раскаяние, сожаление, угрызения...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 муки тантала мучение...

    Словарь синонимов

"Танталовы муки" в книгах

Незаслуженные муки

Из книги Каменный пояс, 1989 автора Карпов Владимир Александрович

Незаслуженные муки Авдотья Матвеевна, измученная старостью и болезнями, отдала богу душу, вымолив кое-какие льготы для себя в той новой, немного пугающей жизни.Сделка состоялась далеко от дома, в городской больнице, на скрипучей казенной кровати с панцирной сеткой, в

Муки музы

Из книги Прорабы духа автора Вознесенский Андрей Андреевич

Муки музы Таланты рождаются плеядами.Астрофизики школы Чижевского объясняют их общность воздействием солнечной активности на биомассу, социологи - общественными сдвигами, философы - духовным ритмом.Казалось бы, поэзию двадцатых годов можно представить в виде

Муки любви

Из книги В поисках Марселя Пруста автора Моруа Андрэ

Муки любви Какой же будет вторая ступень? A priori кажется, что совместная жизнь двух существ, объединенных двумя недоразумениями, которые считают, что увидели друг в друге то, чего там на самом деле не было, может стать лишь мучительным пробуждением и провалом. Мы обручаемся

1. МУКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич

1. МУКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И тут меня вызвал шеф-пилот фирмы Микояна Александр Васильевич Федотов. Он сидел в машине вместе с Петром Максимовичем Остапенко. Они со мной поговорили, и Федотов спросил: как я отнесусь к предложению пойти к ним на фирму?- Положительно, - ответил

Дамьеновы муки

Из книги Истории давние и недавние автора Арнольд Владимир Игоревич

Дамьеновы муки Когда Дамьен пырнул ножом Людовика XV в Версале, тот потребовал, чтобы охрана сохранила ему жизнь. Хотя ноги Дамьену и переломали, так что он вплоть до «казни по обычаю предков» лежал, прикованный к специальному матрацу и вставать не мог, он был вполне

Глава XII Танталовы муки

Из книги Сталинским курсом автора Ильяшук Михаил Игнатьевич

Глава XII Танталовы муки Словно наверстывая потерю времени на стоянках, поезд развивал бешеную скорость. Нас подкидывало и качало, как на судне во время шторма. Старые вагоны скрипели, трещали, грохотали. Казалось, крыша вот-вот сорвется и упадет на голову. Мы мчались «на

6. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализмизм)

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

6. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализмизм) Одним из духовных наследников философии жизни стал экзистенциализм – широко распространенное направление в современной философии. Его родоначальником, а вернее, предшественником считается живший в XIX

§ 40. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 40. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм) Одним из духовных наследников философии жизни стал экзистенциализм – широко распространенное и популярное направление в современной философии. Его родоначальником, точнее, отдаленным предшественником,

Танталовы муки

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Танталовы муки Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора

Муки ада

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Муки ада Новелла (1918) Дама, служившая при дворе его светлости Хорикава, рассказывает историю написания ширм «Муки ада». Его светлость был могущественным и великодушным правителем, поэтому все жители столицы почитали его как

Ловушка для профанов. Что такое журналистский талант? Заблуждения, которыми нередко вымощена дорога к профессии. Что тяжелее - «муки слова» или «муки мысли»? Быть журналистом - значит особым образом жить

Из книги Беседы о журналистике (второе издание) автора Ученова Виктория Васильевна

Ловушка для профанов. Что такое журналистский талант? Заблуждения, которыми нередко вымощена дорога к профессии. Что тяжелее - «муки слова» или «муки мысли»? Быть журналистом - значит особым образом жить - Как по-вашему, что такое журналистский талант? В чем основа

Глава 2. ТАНТАЛОВЫ МУКИ ДЛЯ МОБИЛЬНИКА

Из книги Черная книга корпораций автора Вернер Клаус

Как появилось выражение «танталовы муки»?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как появилось выражение «танталовы муки»? В греческой мифологии Тантал – сын Зевса и титаниды Плуто, царь лидийской Пафлагонии. Тантал славился своим богатством, поскольку был женат на нимфе Эврианассе, дочери бога златоносной реки Пактола. Зевс очень хорошо относился к

3. От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу. 4. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу. 4. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня. Я взволнован... - можно перевести так: "я так взволнован,

Которые употребляются без изменений уже многие годы. За такими оборотами речи - исторические факты и события прошлого, даже реальные люди. Эти выражения представляют собой сочетания слов, которые по отдельности обозначают часто совсем другое и имеют другой смысл. Такие обороты называют фразеологизмами. Иногда в них используются имена собственные. Часто в нашей речи встречаются такие обороты: «ящик Пандоры», «ахиллесова пята» или «муки Тантала». Значение фразеологизма такого типа можно понять, только если знать события, которые привели к появлению данного выражения. Большинство этих оборотов взято из древнегреческой культуры.

Мифы - источник фразеологизмов

В древнегреческой культуре накоплен огромный пласт мифов и легенд о деяниях богов и героев. Они многие столетия являются источником устойчивых выражений. Одно из них - «муки Тантала». Значение фразеологизма становится понятным, если знать мифологию. жили на Олимпе. Они обладали такими же пороками, как и люди, много времени проводили в пирах и веселье.

На эти собрания приглашались иногда смертные - дети богов и простые люди. Такой чести был удостоен и фригийский царь Тантал. Он был и нимфы Плуто, и боги любили его, часто приглашали на Олимп и посещали его роскошный дворец. Он был очень богат и жил счастливо. Почему же в истории сохранилось только выражение "муки Тантала"? Значение его станет понятным, если изучить дальнейшую судьбу этого царя. Тантал стал высокомерным, возгордился и совершил несколько неблаговидных поступков, за которые был наказан богами. Его низвергли в Тартар и подвергли страшным мучениям.

За что был наказан Тантал?

1. По одной версии он так возгордился, что много хвастал перед людьми своей дружбой с богами и даже выдавал их тайны.

2. Согласно другому мнению, Тантал захотел похитить с Олимпа амброзию и божественный нектар, чтобы подарить их людям. Но так как они даровали бессмертие, Зевс не мог этого допустить.

3. Самая распространенная версия появления выражения «муки Тантала» - это убийство им своего сына. Боги часто обедали у него во дворце. И однажды царь захотел проверить всевидение богов и, зарезав своего сына, подал им на обед блюдо из его мяса. Но боги не стали это есть, они любили Пелопса, поэтому оживили его, а самого Тантала жестоко наказали. Его изгнали в ад, чтобы он страданием искупил свою вину.

Муки Тантала

Каким же испытаниям подвергался бывший любимец богов в Тартаре? Он испытывал мучительную жажду, жуткий голод и страх. Поэтому фразеологизм «муки Тантала» не

сильно отличается от своего первоначального значения. Фригийский царь стоял по горло в прозрачной воде, но испытывал сильную жажду. Ведь когда он хотел напиться, вода стремительно уходила. Над головой Тантала висело множество спелых плодов, но он испытывал страшный голод. Ведь стоило ему протянуть руку, ветки отодвигались от него. Кроме того, он находился в постоянном страхе, потому что над его головой нависала огромная скала, готовая вот-вот рухнуть. Вот так описываются в мифах муки Тантала.

Значение фразеологизма сегодня

Наказание фригийского царя было настолько показательным и жестоким, что эта история поучительна и сейчас. Люди считают очень жестокими муки Тантала. Значение фразеологизма в современной речи - это различные переживания или мучения, вызванные невозможностью достичь вожделенной и такой близкой цели. Так говорят о человеке, который претерпевает жестокие мучения, бесконечные страдания.

Часто выражение «муки Тантала» употребляется при нехватке каких-то жизненно важных вещей - например, еды или сна. Но иногда этот фразеологизм употребляют в отношении явлений не очень важных, но имеющих для человека большую ценность. Кажется, что просто достичь цели, но это невозможно. Выражение «танталовы муки» может использоваться и в переносном значении для придания речи иронического смысла.

Большинство фразеологизмов, берущих свое начало в древнегреческой мифологии, употребляются в основном в художественной литературе и публицистике. Не исключение и выражение «муки Тантала». Значение его многим людям непонятно, и в обычных разговорах оно почти не употребляется. Но каждый культурный и образованный человек должен знать, что оно обозначает.

Танталовы муки (значение ) - нестерпимые муки, вызываемые созерцанием близости желанной цели и сознанием бессилия, невозможности ее достигнуть (Толковый словарь , 1935-1940).

Согласно древнегреческому мифу, царь Фригии Тантал был любимцем богов и его часто приглашали их пиршества. Но, возгордившись, он оскорбил богов. За это в наказание он был отправлен в Тартар, где он стоит по горло в воде, но не может напиться. Вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Роскошные плоды, висящие над его головой, отклоняются от его рук. Поэтому он вечно обречен испытывать нестерпимые муки голода и жажды.

"Видел потом я Тантала , казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
585 Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Черное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
590 Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным".

Миф о Тантале по Куну Н.А.

В "Легенды и мифы Древней Греции" описывает историю Тантала (по поэме Гомера "Одиссея"):

"В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней. У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление.

Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов - амврозию и нектар - и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного.

На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой."



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!