Повышение качества образования в доу презентация. Характеристика основных компонентов модели внутренней системы оценки качества дошкольного образования Ефремова Евгения Сергеевна, преподаватель кафедры

Cлайд 1

Управление качеством образования в условиях реализации образовательного процесса образовательного учреждения Харина Н.В. Томская область

Cлайд 2

Стратегическая задача модернизации образования - « обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.

Cлайд 3

Цель проекта: разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.

Cлайд 4

Задачи проекта: разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; разработать новые параметры качества образования в школе (кроме региональных в рамках реализации РСОКО) на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы; разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся (в соответствии с приоритетами программы развития школы); разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).

Cлайд 5

В Концепции развития РСОКО В Томской области под качеством образования понимается «степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам и условиям образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям». Комплексный проект модернизации образования

Cлайд 6

Качество образования в школе – это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне

Cлайд 7

Основные направления работы Службы качества: Качество управления школой Качество проводимых уроков Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ЕГЭ Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий Определение уровня воспитанности учеников

Cлайд 8

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в классах и школе Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.) Качество организации учебно-воспитательного процесса Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

Cлайд 9

Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью: внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий создания творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления эффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.

Cлайд 10

Параметры качества на уровне школы на первом этапе: обученность, обучаемость учащихся; адекватность достигаемых результатов образования; итоговая аттестация и результаты ЕГЭ; процент поступивших в вузы; уровень достижений в олимпиадах; уровень спортивных достижений; уровень участия в творческих конкурсах и выставках; достижения и победы учителей, школы; воспитанность учащихся; отношение к школе учеников; показатели здоровья учителей и учащихся;

Cлайд 11

На уровне учителя: психологический климат в классе качество проведения уроков качество проведения внеклассных мероприятий качество работы с документами На уровне ученика: личная успеваемость и воспитанность победы в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях смотивированность учащихся на образование сформированность общеучебных умений и навыков

Cлайд 12

Основные направления программы развития школы: обеспечение качества и доступности образования совершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихся усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП повышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельности расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы

Cлайд 13

Анализ нормативно-правовой базы 1. Приказ Департамента общего образования Томской области (далее ДОО ТО) № 652 от 05.05. 2008 г. «О введении в действие Положения о региональном банке контрольно-измерительных материалов для мониторинга и оценки качества подготовки и обучающихся образовательных учреждений Томской области». 2. Приказ Департамента общего образования Томской области № 639 от 04.05.2008 г. «Об утверждении показателей оценки результатов деятельности общеобразовательных учреждений». 3. Приказ Департамента общего образования Томской области № 791 от 30.05.2008 г. «Об утверждении Положения о центре оценки качества образования Томской области». 4. Приказ Департамента общего образования Томской области № 833 от 07.06.2008 г. «Об утверждении инструктивно-методических материалов аккредитационной экспертизы деятельности образовательного учреждения по показателям качества образования». 5. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1005 от 07.08.2008 г. «Об утверждении региональной программы мониторинговых исследований на 2008-2010 годы». 6. Информационное письмо Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. 7. Приложение 1 к письму Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. «Примерное положение о распределении стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений». 8. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1447 от 26.11.2008 г. «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Томской области». 9. Распоряжение Губернатора Томской области № 278-ра от 08.05.2008 «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации в Томской области». 10. Постановление Губернатора Томской области № 52 а «О мероприятиях по реализации комплексного проекта модернизации образования в Томской области». 11. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1. 12.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ. 13.Закон Томской области от 12. 11. 01. №119-ОЗ «Об образовании в Томской области».

Cлайд 14

Деятельность по реализации проекта 1 этап – подготовительный, январь-апрель 2009 г., (разработка индивидуального проекта, анализ существующей нормативно-правовой базы, подготовка теоретического обоснования проекта) 2 этап – разработнический, май-сентябрь 2009 г., (разработка новых показателей и критериев оценки качества образования в школе, разработка положений: «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Положение о «Портфолио» ученика», корректировка Политики школы в области качества, «Положения о Службе качества» в связи с новыми целями и задачами, разработка Модели качества образования в школе, разработка системы мотивации для педагогов, учеников, родителей для повышения качества образования в школе, разработка модели непрерывного повышения квалификации учителей.) 3 этап – внедренческий, сентябрь - декабрь 2009 г. (разработка и внедрение новой системы оценивания для учащихся, формирование банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся напредметных умений, навыков, компетентностей, внедрение в практику работы школы новой Модели качества образования с новыми показателями и критериями, внедрение Модели непрерывного повышения квалификации учителей, внедрение системы мотивации для педагогов, учеников, родителей).

Cлайд 15

План-график реализации проекта (2009 год) Разработка индивидуального проекта (январь-апрель) Проведение школьных пробных ЕГЭ в 9-х, 11-х классах (апрель) Участие в тестировании по новым текстам КИМов в 10-х классах (май) Разработка новых показателей и критериев качества образования на уровне школы, учителя, ученика (июнь) Проведение анализа результатов работы школы по новым показателям и критериям (июнь) Разработка «Положения о «Портфолио» ученика» (июль) Корректировка «Политики школы в области качества», «Положения о службе качества» (июль) Разработка системы диагностики и мониторинга мотивации для педагогов, учеников, родителей (август) Разработка модели непрерывного повышения квалификации педагогов (сентябрь) Создание банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей (сентябрь-декабрь) Разработка и внедрение новой системы оценивания достижений учащихся (сентябрь-декабрь)

Cлайд 16

Ожидаемые результаты проекта: Модель управления качеством образования в школе, включающая «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика; Модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированная на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся; система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей); банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей; банк оценочных материалов для пяти ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 7, 9, 11 кл.).

Cлайд 17

Литература. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / Москва, «Сентябрь», 2001г. Проект. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009- 2012 годы». Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. / Москва. 1993 г. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985 – 2005 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008, №1, с. 20- 38. 2. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании,- М., 1996. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2. Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы.// Педагогика, Научно – теоретический журнал, №4, 2006г., с. 3-9. Баранцев Р.Г. Тринитарная методология в синергетике/ / Перспективы синергетики в ХХI веке / : Сб. материалов Международной научной конференции: В 2-х томах. Т.1 Белгород, 2003. Панасюк В.П.Школа и качество: выбор будущего.- СПб.: КАРО, 200.- 384 с.- (Модернизация общего образования). Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования. / Педагогика, №1, 2006, с. 22- 31. Громова Т.В. Критерии и оценки качества образования // Директор школы. 2006. №5. С.51-55. Комплексный проект модернизации образования Поташник М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его.// Народное образование, 2006, №4, с. 163-171. Гормин А.С. Процессуальная модель оценки качества образования // Директор школы- 2005. - №10. С. 17 -24.



В настоящее время только начинают формироваться анализ и прогнозирование развития дошкольного образования. Объяснений этому явлению несколько: - отношение общества и государства к Российской системе дошкольного образования; - нереализованные обязательства и гарантии государства и общества перед системой дошкольного образования в достижении стратегических ориентиров; - отношения между системой дошкольного образования идеологией и политикой; - проблемы качества дошкольного образования всегда стояли на втором плане по отношению к проблеме обеспечения каждой семьи местом для ребенка в государственном дошкольном образовательном учреждении; - дошкольные образовательные учреждения нередко находятся в стесненных финансовых обстоятельствах и занимаются проблемой «выживания», не уделяя внимание образовательной функции ДОУ - развитию личности ребенка; - система дошкольного образования не признается обществом в качестве особо важной социальной системы; не выступает в ранге социального института, оторвана от системы образования в целом и только благодаря новому закону об образовании впервые объявлена официально первой ступенью образовательной системы России; - многие педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специального образования, либо имеют огромный стаж и «закостенели» в своих принципах работы; - утвердились методология дошкольного воспитания и подход к дошкольному образовательному учреждению, не соответствующие современным требованиям.


Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью системы образования Российской Федерации. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Управленческая деятельность в современном развивающемся дошкольном учреждении должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым качественным состоянием образовательного процесса; достигнутыми и требуемыми результатами развития детей согласно государственному стандарту образования с учетом возможностей каждого ребенка


Управление - это не декреты и указы, это механизм. Под управлением, по мнению В.П. Беспалько, подразумевается такое взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго относительно достижения заранее поставленных диагностических целей. М.М. Метхи-Заде под управлением понимал совокупность мероприятий (организационных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых), обеспечивающих нормальное функционирование учреждений системы просвещения, дальнейшее их расширение и развитие как в количественном, так и в качественном отношении. Управление школой, пишет А.С. Белкин, - научно обоснованное руководство учреждением (школой) как целостной, неравновесной системой в целях гармонизации отношений в ее структуре, функциях и эффективного (оптимального) решения образовательных задач.


Анализ определений категории «качество образования в ДОУ», сформулированных отдельными авторами позволяет сделать вывод, что качество дошкольного образования является системным понятием, охватывает все аспекты деятельности ДОУ и связано с оценкой и сравнением эффективности работы образовательных учреждений как на уровне города, так и всех субъектов образовательного процесса на уровне образовательного учреждения.


Управленцы, не располагающие объективной оценкой результатов образовательной деятельности, проверенной информацией о состоянии дел не могут удовлетворить соответствующие информационные запросы родителей, работодателей, общественности в целом. Знание о сравнительной эффективности ДОУ нужны в первую очередь самим дошкольным учреждениям, их руководителям, которые должны иметь представление о том, как они выглядят на фоне других.


12 Модель профессиональной компетентности педагога ДОУ 3 Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в: Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в: Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса 4 Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса 2 Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса


Цель: Выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования Цель: Выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования Задачи: Непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и факторы, которые вызывают эти изменения. Осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в ДОУ Повышать мотивации сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно- образовательных услуг Вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования




В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга: психолого- педагогический (Г.А.Карпова) мониторинг качества образования (В.А.Кальней, С.Е.Шишков) профессиональный (С.Н.Силина) мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.М.Багиров, В.Г.Горб, Е.В.Зайка и др.)


Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольном учреждении.


Алгоритм действий определение и обоснование объектов мониторинга; проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга; анализ, систематизация, структурирование полученных эмпирических данных; оценка и интерпретация полученных данных; соотнесение с данными предшествующих мониторингов; прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.


Блоки мониторинга Менеджмент и качество управления; Качество образовательной программы; Достижения воспитанников (карты развития и портфолио). Здоровье и здоровый образ жизни; Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов; Культура образовательного учреждения, психологический климат; Образовательные ресурсы ДОУ;


Работа по проведению мониторинга качества образования (МКО) в нашем ДОУ предполагает: наличие стандарта дошкольного образования, норм и требований (исходя из чего ставились цели и с чем будут сравниваться полученные результаты); выработка критериев оценки качества образовательного процесса и показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки зрения соответствия стандартам (нормам); сбор данных о качестве образования в ДОУ и научно – педагогическую экспертизу; принятие и исполнение управленческого решения, и оценивание результатов принятых мер в соответствии с целями, стандартами, нормами.






Условиями для эффективной реализации мониторинга качества образования в МКДОУ являются компетентность и всесторонность в выделении объектов мониторинга качества, в организации деятельности всех субъектов мониторинга; унифицированность форм предоставления информации; непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора и предоставления информации; оптимальность количества объектов мониторинга качества, информационных данных; обеспечение быстрой обратной связи.


Методы мониторинга качества образования в ДОУ изучение продуктов детской деятельности; игровые тестовые задания; проведение контрольно – оценочных занятий; собеседования с педагогами, родителями и детьми; анкетирование; анализ документации, хронометраж режима и др.






Командный менеджмент в системе нашего ДОУ способствует: более успешной работе ДОУ, так как функционирование и развитие зависит от обмена информацией и от способности людей совместно решать проблемы; быстрой адаптации системы ДОУ к изменениям во внешней среде и повышению качества образовательных услуг; повышению эффективности управления на основе умения заведующего работать не с отдельными личностями, а с группой подчинённых (командой); модернизации организационной структуры управления ДОУ;


Условия формирования управленческой команды в ДОУ: чёткое видение стратегических путей повышения качества образования, развития ДОУ; единство целей и ценностных ориентаций участников управленческой команды; гуманистические и демократические приоритеты, как во взаимопонимании команды, так и в осмыслении ими сущности процесса МКО, в котором велика роль самоанализа, самооценки, самоактуализации, самоуправления; коллективный поиск оптимального пути и решений проблемы информационного обеспечения управления качеством образования; оптимальное распределение функций, прав и полномочий в мониторинговых процедурах; определяющая роль руководителя, его уважение к членам команды, максимальное делегирование полномочий, обязанностей, организация устойчивых коммуникаций, чёткие координационные связи; высокий уровень компетентности и квалиметрической культуры членов команды.


Функции членов команды заведующий ДОУ – общее руководство МКО и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа системе ДОУ и его выполнение (сбор информации о заказчиках: родителях, школе, их потребностях и удовлетворённости в услугах ДОУ); мониторинг кадрового обеспечения и др.; председатель МО – педагогический мониторинг (отслеживание соответствия состояния и результатов образовательного процесса в дошкольном учреждении государственным стандартам: качество реализуемой программы воспитания и обучения детей и её выполнение; взаимоотношение взрослых и детей; предметно – развивающая среда; другие показатели образовательного процесса в ДОУ: уровень развития детей в разных видах деятельности в соответствии с установленной «зоной ближайшего развития» каждого ребёнка, готовность его к обучению в школе и др.); завхоз (мониторинг материально – технического обеспечения образовательного процесса); старшая медсестра – медико – валеологический мониторинг (отслеживание состояния, положительных и отрицательных тенденций здоровья воспитанников: заболеваемость, физическое развитие, состояние основных функциональных систем и др.; выявление факторов отрицательно влияющих на самочувствие и здоровье детей и др.); педагог – психолог – социально – психологический мониторинг (система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития ребёнка; слежение за системой коллективно – групповых и личностных отношений детского и взрослого сообщества в ДОУ).


Литература: Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ. «Управление ДОУ» , с.43-49; , с Качалова Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов // Педагогика С Кудрявцев С.Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста. «Ребенок в детском саду» , с.64. Кулакова В.Г. Мониторинг здоровья ребенка как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М: Интелект – Центр, Мониторинг в современном детском саду: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. М.: Попов В. Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании С. 30. Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении // Управление ДОУ Терзиогло Е.И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, Шаврина О.В. Мониторинг реализации Программы Развития ДОУ. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: 1998.



«Система менеджмента качества» - Самый высокий уровень качества достигнут в настоящее время в Голландии, Швейцарии, Германии и в скандинавских странах. Российские системы сертификации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. Международные стандарты семейства ИСО 9000 сосредотачивают свои рекомендации и требования на удовлетворении потребителя.

«Качество теплоснабжения» - Реестры Свидетельства. Результат реализации производителями СКТ. Отзывы Мониторинг Рейтингование. Лаборатории Временные Комиссии Рабочие группы. Информирование СМИ. Объектами качества являются деятельность и результат деятельности (продукт). Цели CКТ. Стандартизация в СКТ. Структуры СКТ. Система реестров.

«Качество образования в школе» - Цель проекта: Управление качеством образования в условиях реализации образовательного процесса образовательного учреждения. Основные направления работы Службы качества: Деятельность по реализации проекта. Стратегическая задача модернизации образования -. Параметры качества на уровне школы на первом этапе:

«Качество продукции» - Качество и сертификация продукции. Награждать качество, а не быструю работу. К показателям качества продукции относятся следующие группы показателей: назначения; надежности; экологичности; эргономичности; технологичности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; безопасности применения; сертификационные.

«Качество образования» - Экспертный совет. Критерий третий – качество учебного плана и учебных программ. Сектор подготовки измерителей качества Образования (1 чел). Региональный центр оценки качества образования (РЦОКО). Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. основные информационные потоки Организационное взаимодействие и реализация функций.

«Качество соков» - Задачи: Исследование качества фруктовых соков. Качество фруктовых соков. Этапы работы: Объект исследования: Фруктовые соки. Предмет исследования: Гипотеза: Цель исследования.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования

« Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием » . А. Дистервег

Профессиональные качества педагога ДОУ: наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку; умение заботиться о сохранении духовного и физического здоровья детей; проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями; умение осуществлять экспериментальную деятельность; способность к самообразованию.

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования.

Качество образования: Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме. Для родителей – это эффективное обучение детей: - обучение без утомления; - сохранение здоровья детей как психического, так и физического; - успешность обучения; - поддержание желания учиться; Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ, родителями: - успешное выполнение ими всех учебных программ; - оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми; - поддержание интереса детей к учебному процессу; - сохранение психического и физического здоровья детей;

Качество профессиональной деятельности педагога - степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг. Критерий оценки - признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Критерии оценки Научно-методическая работа: использование современных образовательных технологий, участие в методической работе, участие в конкурсах профмастерства, наличие публикаций педагога, наличие портфолио педагога. Организация работы по взаимодействию с социумом: взаимодействие педагога с родителями (законными представителями), взаимодействие с социумом, участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.

Свод правил успешного воспитателя Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя Творчество – отличительная черта Здоровый образ жизни – основа существования Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения Профессиональная компетентность – дело чести

«Принцип фейерверка»: Раскрой себя! Все педагоги – звёзды: близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, а у других … Главное – хотеть сиять.

«Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности! Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире, стремиться выработать свою точку зрения.

«Принцип успеха»: Реализуй себя! Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ...».

Воспитатель 21 века: Стремится к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; Умеет отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; Умеет организовать рефлексивную деятельность; Обладает высокой степенью профессиональной компетентности.

Основные составляющие профессиональной компетентности педагога ДОУ: Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности, способность педагога к инновационной деятельности; Коммуникативная компетентность - профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать. Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах. Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции.

Главные критерии качественной деятельности педагога дошкольного образования: Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает. Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал. Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Спасибо за внимание!


Слайд 2

Показатели возврата инвестиций в образование в зависимости от образовательной ступени

Слайд 3

Чем серьезнее в стране финансируется дошкольное образование, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни

Означают ли эти данные, что любое вмешательство в дошкольном возрасте приведет к таким результатам? Возникает вопрос о качестведошкольного образования

Слайд 4

Последние 7-8 лет – второй круг пересмотра задач дошкольного образования в России Формулировка задач на уровне решения конкретных проблем (очередь, финансирование, и т.п.): отсутствуют сформулированные целевые ориентиры решается задача «легкости» в управлении и контроле Оценка качества образования всегда связана с целевыми ориентирами

Слайд 5

Задачи дошкольного образования – два подхода в современном мире

Сориентировано на развитие ребенка Программы, ориентированные на ребенка Сориентировано на нужды системы ЗУН-овские программы школьного типа (хотя обычно декларируют развитие) - программы «присмотра и ухода» (потеря образовательного содержания)

Слайд 6

Пересмотр основных задач дошкольного образования – международный контекст

За рубежом (Европа, США) Движение от «дополнительного» к «основному» статусу дошкольного образования Россия В условиях развитой инфраструктуры и традиций «системности» - движение от авторитарной к личностно-ориентированнй модели дошкольного образования В России существует опасность «обратного» тренда

Слайд 7

Поиск «места» дошкольного образования во всей системе образования (отношения со школой)

Какой «готовности» школа вправе требовать от ребенка? Каковы задачи дошкольного возраста? Каковы особенности обучения в дошкольном возрасте? Каково содержание (результаты) образования в дошкольном возрасте?

Слайд 8

Оценка качества образования всегда связана с целевыми ориентирами

Исследование предпочтений родителей относительно задач дошкольного образования (два региона РФ)

Слайд 9

Хороший детский сад должен:

подготовить моего ребёнка к школе научить ребёнка слушать взрослых создать психологически комфортную обстановку для моего ребёнка научить ребёнка навыкам самообслуживания приучить ребёнка к режиму дня обеспечить безопасность моего ребёнка дать возможность моему ребёнку играть с другими детьми научить ребёнка общаться со сверстниками

Слайд 10

Слайд 11

Оценка качества дошкольного образования в ДОО

Два возможных вопроса Что происходит в ДОО (ДОУ)? Как это влияет на развитие ребенка дошкольного возраста?

Слайд 12

Международный опыт оценки качества дошкольного образования: подходы

Оценка образовательной среды (включая оценку действий взрослых – педагогов, администрации) требует высокого уровня компетентности всех субъектов образовательного процесса: инспекторов, педагогов, родителей; требует договора Оценка образовательных результатов (включая оценку разных видов детской активности) высокий риск «свалиться» в ЗУН-овскую парадигму ДО; высокий риск постоянного тестирования детей (ЕГЭ для ДО)

Слайд 13

Нормативные документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования К структуре ООП ДО К условиям ее реализации К результатам освоения ООП

Слайд 14

В рамках подхода, сориентированного на развивающее образованиеФГОС дошкольного образования

Не должен повторять ФГОС школы (в т.ч. начальной школы). Преемственность выстраивается на основании возраста Должен обеспечивать ориентиры для педагогов, родителей, «управленцев» Должен предполагать возможность выбора для детей, родителей, педагогов (вариативность организационных форм и образовательных программ) Должен создать возможность контроля качества ДО по условиям

Слайд 15

ФГОС дошкольного образования не является основанием для

оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

Слайд 16

Оценка образовательных результатов (включая оценку разных видов детской активности)

Нормативный контекст ДО – необязательный уровень образования Множество посторонних факторов, влияющих на результаты Невозможна аттестация по результату ДОО становится единственным ответственным за результат В каких категориях можно выразить образовательные результаты? (ЗУН-ы, качества, «интегративные качества», качество деятельности) Проблема обеспечения транслируемой процедуры оценки результатов

Слайд 17

Нормативный контекст (продолжение) В каких категориях можно выразить образовательные результаты?

Возможные категории результатов и процедуры оценки ЗУН - ы – экзамен (в дошкольном возрасте?) Возможность отвергается Качества ребенка – тестирование. Сопряжено с проблемой валидности теста. Характеристика возраста – большой разброс нормы (тесты определяют лишь границу нормы, которая слабо зависит от неспецифического вмешательства). Также существуют специфические проблемы тестирования «Интегративные качества» - наблюдение, другие качественные методы оценивания. Все процедуры кроме тестирования непригодны для трансляции, субъективны и носят исследовательский (экспертный) характер. Качество деятельности – наблюдение. Также непригодно для трансляции в качестве нормативного измерителя. Все перечисленные методы приводят к сравнению детей между собой

Слайд 18

Связь оценки качества с финансированием: последствия возможной связи финансирования ДОО с оценкой результатов

Наилучшим образом финансируются элитные ДОО (противоречит принципу равенства и общедоступности ДО); Нет стимула для развития «слабых» ДОО; Становится невыгодно работать с детьми из социально-незащищенных и необразованных семей; ДОО стремятся избавляться от «трудных» детей; Появляется основа для коррупции (не может быть единого валидного стандартизированного измерителя); Школы на законном основании начинают отбор детей

Слайд 19

Оценка развития детей дошкольного возраста (включая оценку разных видов детской активности)

Исследовательский контекст мониторинги развития исследовательские программы (при соблюдении всех условий информирования заинтересованных субъектов)

Слайд 20

Профессиональный контекст

Цели образования в дошкольном возрасте – развитие ребенка в условиях эмоционального благополучия Обратная связь от ребенка педагогу – основа планирования в образовательном процессе Оценка развития педагогами нацелена на помощь ребенку Исходит из личности каждого ребенка (сравнивает ребенка только с самим собой) Осуществляется в привычной для ребенка обстановке Складывается из множества частных оценок

Слайд 21

Современное дошкольное образование - резюме:

ЗУН-овская школьная модель не эффективна. Эффективны возрастосообразные образовательные программы Основное условие – вариативность и разнообразие образовательных программ, педагогических технологий, материалов и средств деятельности Образовательный результат не может быть ориентирован только на требования школы и не может быть связан с результатом формализованного тестирования детей Качество дошкольного образования оценивается в процессе экспертизы психолого-педагогических условий реализации образовательных программ

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Информация для контактов [email protected]

Посмотреть все слайды



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!