Пора вставать разбор предложения. Синтаксический разбор простого словосочетания

В русском языке процессом синтаксического анализа считается поочередное сопоставление слов с выделением некоторого подмножества из множества всех слов. Результатом выступает синтаксическая очерёдность, которая применяется совместно с лексическим анализом. Синтаксический анализ даёт возможность проанализировать строение предложения, что увеличивает уровень пунктуационной грамотности.

Синтаксический разбор приемлемо выполнять как в простых, так и в сложных предложениях, а также в словосочетаниях. В каждом примере свой сценарий анализа, в котором подчеркиваются свойственные составные части. При синтаксическом анализе необходимо обладать способностью выделить словосочетание из предложений, а также определить, каким предложение является - простым либо сложным. Кроме того, следует понимать, каким образом строится словосочетание, и присвоить ему тип связи. Различают такие типы связи: согласование, примыкание, управление. При синтаксическом анализе нужно выбрать желаемое нам словосочетание в предложении, затем установить главное слово. Следующим шагом будет определение времени, наклонения, а также лица и числа главного слова. Что касается анализа простого предложения, то необходимо изначально определить его по цели высказывания, а именно - повествовательное оно, побудительное либо вопросительное. Затем нужно найти подлежащее и сказуемое. Следующим этапом определяем тип предложения - оно односоставное либо двусоставное. После выясняем наличие в предложении слов помимо подлежащего и сказуемого, что позволит нам сказать – распространенное оно либо нераспространенное. Далее будет установление - полное или неполное предложение. Разберем такой пример: «Я не слушала музыку прекрасней Бетховена». Предложение будем считать простым. Наделено одной грамматической основой - «я не слушала». «Я» - подлежащее, личное местоимение. «Не слушала» - простой глагол, сказуемое, в состав которого входит частица «не». В предложении присутствуют следующие второстепенные члены «музыку» - дополнение, выраженное существительным. «Прекрасней» - определение, выраженное прилагательным в сравнительной степени. «Бетховена» - дополнение, существительное. Теперь можно охарактеризовать это предложение - оно повествовательное, не восклицательное; по строению - простое, так как одна грамматическая основа; двусоставное - есть оба главных члена; распространенное - ведь в нем присутствуют второстепенные члены; полное - нет пропущенных членов. Однородных членов в предложении также нет.


Порядок синтаксического разбора может быть различным. Иногда требуется дать характеристику сложному предложению в целом, а иногда - разобрать входящие в него части, которые организованы как простые предложения. Рассмотрим вариант более подробного синтаксического разбора. Сначала определяем предложение по цели высказывания. Затем вид по интонации. После этого следует найти простые предложения в составе сложного и определить их основы. Далее выделяем средства связи между частями сложного предложения и указываем тип предложения по средствам связи. Определяемся с наличием второстепенных членов в каждой части сложного предложения и указываем, являются ли части распространенными или нераспространенными. В следующем шаге отмечаем наличие однородных членов или обращения.

Пользуясь последовательностью и правилами синтаксического анализа, не составит большого труда сделать правильный синтаксический разбор предложения, хотя по скорости разбора скорее всего вас обойдёт шестиклассник-хорошист.

Как сделать синтаксический разбор грамотно

Разбор предложения и составление схемы входят в базовый комплекс знаний школьной программы. Поэтому такие задания даются ученикам уже в начальной школе, где они учатся делать синтаксический анализ простой конструкции текста.

В 5–8 и 9–11 классах задача усложняется: появляются новые термины и дополнительные характеристики. Полный набор признаков дается уже в 7–8–м классах. Чтобы правильно составлять схему, надо понять суть анализа и запомнить несколько правил.

Что такое синтаксический разбор предложения

Ответ кроется в самом термине. Синтаксис – это система правил соединения между собой разных единиц. Соответственно, цель синтаксического анализа конструкции текста – показать связи между его компонентами.

Обратите внимание

Для разбора текст или нужная его часть выписывается в тетрадь через строчку, чтобы осталось место для подчеркиваний и помет над словами.

Как сделать синтаксический анализ предложения правильно? Ответить на этот вопрос поможет иллюстрированный примерами план.

Алгоритм анализа и характеристика

Существует четкий порядок синтаксического разбора. Если его придерживаться, проблем не возникнет.

Простое предложение – единица системы синтаксиса, обладающая только одной предикативной частью. Это значит, что в нем может быть выделена только одна грамматическая основа (двусоставное) или только один главный член (односоставное). Порядок его разбора таков:

1. В двусоставном найти и подчеркнуть подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое (то, что говорится); в односоставном – главный член:

2. Определить тип по содержанию задачи говорящего, или по цели высказывания:

  • Повествовательное: Дремлет взрытая дорога. (С. Есенин)
  • Вопросительное: Что делать нам в деревне? (А. Пушкин)
  • Побудительное: Поедем в Царское Село! (О. Мандельштам)

3. Синтаксический разбор предложения не обходится без нескольких характеристик:

3.1. По составу:

Двусоставное – присутствуют и подлежащее, и сказуемое:

Односоставное отличается тем, что субъект (то, о чем говорится) и предикат (то, что говорится) выражены одним членом. Его не называют «подлежащим» или «сказуемым», как в двусоставном, потому что его значение не сводится ни к одному из этих компонентов. Для обозначения этой единицы используют термин «главный член односоставного предложения» (ГЧОП).

Также нужно указать тип односоставного:

  • Определенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 1-го и 2-го лица ед. ч. Наиболее близко к двусоставному: неназванный субъект действия восстанавливается слушающим по форме глагола.
    Примеры:
    Люблю песчаный косогор (А. Пушкин)
    Что делаешь, милая? (А. Островский)
    Уходи, пожалуйста, от них, уходи скорее. (Ю. Домбровский)
  • Неопределенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 3-го лица множ. ч. При синтаксическом разборе предложения важно понимать связь формы и смысла: здесь такой глагол используется, потому что субъект действия не так важен или выражен коллективно.
    Примеры:
    «Не везём мы автоматов! нет у нас оружия!» – кричат со стороны грузовиков. (В. Маканин).
    Кирпичные, бетонные поверхности стен отделывают штукатуркой (Ландшафтный дизайн. 2003. No2)
  • Обобщенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 2-го лица ед. ч. (реже – формой 1-го лица ед. и множ. ч.). Значение – обобщение личного или коллективного опыта.
    Примеры:
    Что-то для его-то делаешь, бьешься, как муха в паутине… (А. Волков)
    Без беды друга не узнаешь (посл.)
    В чужой монастырь со своим уставом не ходят (посл.)
  • Безличное – выражает проявление процессов или состояний, протекающих или существующих независимо от активного деятеля. Независимость действия от субъекта, невозможность изменить ход событий – ключевая особенность этого типа. В ходе синтаксического разбора предложений к безличным относят такие единицы, ГЧОП которых выражен категорией состояния, наречием или инфинитивом.
    Примеры:
    Мне стало страшно – так и быть….
    С Татьяной нам не ворожить. (А. Пушкин)
    Еще с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. (А. Солженицын)
  • Номинативное (назывное) – обозначает предмет в пространстве, указывает, дает оценку. Чаще всего ГЧОП выражается именем существительным, которое стоит в именительном падеже.
    Примеры:
    Ветра теплого порывы,
    Дальний гром и дождь порой… (Ф. Тютчев)

3.2. По распространенности

  • нераспространенное – есть только главные члены: Уезжали. (Р. Рождественский)
  • распространенное – есть и главные, и второстепенные: Отговорила роща золотая // Березовым, веселым языком. (С. Есенин)

3.3. По полноте

  • полное – самодостаточно по смыслу: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев)
  • неполное – смысл непонятен вне контекста: Ты любишь шахматы? – Не очень. (С. Довлатов). Понять смысл ответа вне контекста вопроса невозможно.

4. Следующий этап синтаксического разбора предложения – выделение случаев осложнения:

Однородными членами:

Я блуждал в игрушечной чаще // И открыл лазоревый грот… (О. Мандельштам) – осложнение однородными сказуемыми.

Обособленными членами:

  • Причастным оборотом: Прадеда Красовых, прозванного на дворне Цыганом, затравил борзыми барин Дурново. (И. Бунин)
  • Деепричастным оборотом: … глядя на него, как не вспомнить лошадку? (А. Голяндин)
  • Обособленным приложением: Я позвонил еще одному своему другу, очень крупному фермеру из Аргентины … (А. Тарасов)
  • Обращением: Тётя Вася, меня оставили задание переделывать, а Таня меня дожидалась… (Л. Улицкая)
  • Вводными конструкциями:
    Ты сам сказал, что ты мой друг. (А. Вампилов)
    А бывает же, вот так утром побреешься, умоешься, оденешься – заглянешь в зеркало – останешься довольным… (Е. Гришковец)
  • Вставными конструкциями:
    Неужели – даже если ты не хочешь – ты не мог бы сделать это для меня?

5. Выделить члены предложения – то есть установить синтаксическую функцию компонентов и сделать соответствующее подчеркивание. Это самый большой по объему раздел. На этом этапе нужно быть особенно внимательным, потому что одна неловкая ошибка в начале может привести к неправильным синтаксическим построению и оценке простой конструкции.

Новичкам стоит делать анализ на основе этой статьи или учебника. Материал для анализа можно подбирать самому или брать заданные на дом упражнения. Опытные ученики могут подсматривать в теорию только там, где нужно. Для закрепления навыка надо сделать несколько разборов самостоятельно и потом проверить их. Для сверки лучше обратиться к учителю, а при отсутствии такой возможности – сделать синтаксический анализ предложения по составу онлайн.

После грамматической основы надо найти члены предложения группы подлежащего (то есть те, к которым задается вопрос от подлежащего) и группы сказуемого. Каждый член подчеркивается по-своему:

Над словами подписывают тип члена и часть речи, которой он выражен. Пример: с ожесточением – обстоятельство образа действия, выражено сущ. с предлогом в твор. падеже.

Синтаксический разбор сложного предложения будет нетрудно освоить после изучения предыдущего материала. План такой:

  1. Выделить все грамматические основы, посчитать их и определить, сколько простых частей составляют сложное. Сколько основ, столько и частей.
    Папа сел на лошадь, и мы поехали. (Л. Толстой). В этом сложной единице две простых.
  2. Найти союзы и союзные слова.
    Мне жалко, что теперь зима (О. Мандельштам) – подчинительный союз “что”.
    Когда Черубина разоблачила себя, Маковский приехал к ней с визитом (М. Волошин) – подчинительный союз “когда”.
    Бессонные ночи и полусонные дни летели чередой, но не было помощи ниоткуда. (Н. Помяловский) – противительный союз “но”.
    В отличие от союзов, союзные слова всегда будут полноправными членами предложения, на них может падать логическое ударение.
    Россия сходится с Западом, который до того времени был совершенно чужд ей. (А. Хомяков)
    При затруднениях в анализе можно обратиться к поисковику и бесплатно разобрать предложение в интернете. Но если есть возможность поговорить с учителем, лучше решить проблему таким способом. В русском синтаксисе много трудных мест, разобраться в которых можно только в разговоре с преподавателем.
  3. Указать значение союзов и, соответственно, обозначить характер связи частей между собой. Они бывают трех типов:
    Сочинительные состоят из двух и более равноправных компонентов: Она подала ему свою руку, и оба отправились по дороге в ее усадьбу. (И. Тургенев)
    В подчинительных выделяют главную и зависимую части, при этом от первой ко второй задают вопрос и по нему определяют тип зависимого (придаточного) компонента: Через полтора часа я просыпаюсь, потому что солнце начинает мне жечь щеку (М. Волошин). Задаем вопрос: просыпаюсь почему, по какой причине? Тип зависимой части – придаточное причины.
    Суть бессоюзных ясна из самого термина. В таких единицах отсутствуют какие-либо лексические средства связи: Кольцов не есть только народный поэт: нет, он стоит выше. (В. Белинский)
  4. Этот этап синтаксического разбора сложного предложения актуален только для сложноподчиненных конструкций. Его содержание – определение значения придаточных частей.
    Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег (М. Лермонтов) – придаточное времени.
    Сейчас прибегала к жене соседка, сказывала, что старики собрались у мечети и хотят остановить тебя (Л. Толстой) – придаточное изъяснительное.
    К нему тоже шло названье Моргача, хотя он глазами не моргал более других людей (И. Тургенев) – придаточное уступки.
    Дальнейшего князь не услышал, потому что камердинер начал шептать. (Ф. Достоевский) – придаточное причины.
  5. Разбор каждого простого компонента в составе сложного.

Что такое схема предложения

Финальный аккорд анализа – чертеж схемы. Это графическое отображение основной информации: количества частей, их взаимоотношений, средств связи и типов зависимых частей.

Рисунок – это абстракция синтаксических отношений, отграниченная от конкретного лексического наполнения. Правильно составленный чертеж показывает высокое понимание раздела «Синтаксис и пунктуация» и грамотное освоение синтаксического разбора предложения.


Границы единицы обозначаются квадратными скобками; после закрывающей скобки ставится точка. Однородные члены в схеме обводят кружками, а деепричастный оборот берется в круглые скобки.

В схеме сложного, соответственно, выделяется две и более частей. В самом тексте их разделяют скобками, чтобы перенести это отображение в схему, и нумеруют по порядку. В схему переносится только основа. Поскольку рисовать придется много, для ровности чертежа используют трафарет и остро отточенный карандаш.

В бессоюзном и сложносочиненном используют только квадратные скобки, чтобы показать равноправность частей:

Для синтаксического анализа предложений с главной и зависимой (зависимыми) частями, то есть сложноподчиненных конструкций, существует два вида схемы – горизонтальная и вертикальная:

Синтаксический разбор простых и сложных предложений в интернете

Очевидно, что такой анализ занимает много времени и сил, требует определенных знаний и навыков. Поэтому многие ученики предпочитают делать анализ синтаксической конструкции по составу онлайн. Это хорошее средство для самопроверки, но только в том случае, если качество сервиса заслуживает уважения.

Сделать разбор можно на сайте Главред (glvrd.ru). Анализ синтаксиса здесь не соответствует школьному, но подскажет названия частей речи и определит некоторые члены предложения. Для использования:

  1. Вставить текст в окно на главной странице.
  2. Выбрать вкладку “Синтаксис” над верхней левой частью окна.
  3. Навести на подсвеченное слово и получить информацию в белом поле справа от окна.

Еще один ресурс – Школьный помощник (school-assistant.ru). Его преимущество – краткость в изложении материала. Путь к информации по анализу таков:

  1. В левом меню кликнуть “Русский”.
  2. Выбрать нужный класс (5, 6, 7).
  3. Выбрать интересующий раздел.

На странице появится краткая теоретическая справка и задания, которые после выполнения пройдут автоматическую проверку. Чтобы сохранять результаты, надо зарегистрироваться в личном кабинете.

Составить схему онлайн

Сопоставление результатов с разных сайтов со своим анализом поможет проверить работу электронного интеллекта и выбрать лучший среди них. Обращаться к интернет-помощнику лучше после самостоятельного разбора и выполнения чертежа, чтобы сторонняя информация не помешала тренироваться.

Разобраться в структуре можно также через форумы лингвистов, где опытные специалисты помогут решить спорные вопросы. К ним тоже лучше обращаться после того, как какая-то часть задания уже сделана, чтобы был предмет для обсуждения.

Большую поддержку окажут также таблицы и схемы, в большом количестве размещенные в интернете. Все указанные ресурсы и материалы помогут составить синтаксический разбор (схему) предложения и бесплатно разобрать его по составу онлайн. Залог успеха – понимание теории и регулярная практика.

Синтаксис – наиболее сложный раздел современного русского языка. В школе синтаксический разбор предложения практически всегда вызывает серьёзные затруднения, так как при анализе необходимо использовать полученные ранее знания комплексно: уметь различать части речи, обращаться к сведениям из лексики, отлично ориентироваться в смысловой нагрузке и функциях разных членов предложения, правильно указывать простые предложения в составе сложного и определять их роль.


В школе и вузе предъявляются различные требования к синтаксическому разбору предложения. Школьники обычно обозначают части речи, при анализе комментируют каждое слово. Требование связано с тем, что для правильного разбора необходимо хорошо знать морфологию, нельзя путать понятия синтаксиса и морфологии (существует распространённая ошибка, когда смешивают части речи и члены предложения). На филологических факультетах разных высших учебных заведений схемы синтаксического разбора индивидуальны: это зависит от того, по какому учебному комплексу проходит обучение, какие имеются методические разработки на кафедре. При подготовке к поступлению абитуриенту понадобится выяснить требования конкретного вуза, иначе разбор может быть признан неверным.

Чтобы правильно сделать синтаксический разбор предложения, нужно освоить большой объём теории, уметь точно использовать термины, получить практический навык. Практика играет особенно большую роль, поэтому желательно регулярно тренироваться, анализируя предложения разного уровня сложности.

К синтаксическому разбору предъявляются строгие требования: его можно делать только по чёткой схеме, не отступая от заданного алгоритма. Зачастую нужно также начертить графическую схему предложения, отразив в ней уровни членения, зависимость простых предложений друг от друга. Также члены предложения графически выделяются разными знаками прямо в тексте (несколькими типами подстрочных линий).

Общая схема синтаксического разбора предложения
Существует общая схема, по которой осуществляется синтаксический разбор предложения. Она варьируется в зависимости от конкретных требований, но основная база остаётся прежней.

  1. Указывается цель высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное предложение.
  2. На данном этапе следует написать, каким предложение является по интонации: восклицательным или невосклицательным.
  3. Определяется тип предложения: простое или сложное, состоящее из нескольких простых.
  4. У сложных предложений нужно указать тип конструкции: простая (однотипная), сложная (разные виды связи между простыми предложениями в составе сложного).
  5. Указывается тип связи предложений: союзная, бессоюзная.
  6. У союзных предложений два типа: сложносочинённые и сложноподчинённые.
  7. Для сложноподчинённого предложения определяют тип придаточного: определительное, изъяснительное, обстоятельственное, присоединительное;
  8. Нужно обозначить тип обстоятельственного придаточного предложения:
    • образа действия;
    • места;
    • времени;
    • условия;
    • меры и степени;
    • сравнения;
    • уступки;
    • следствия;
    • цели;
    • причины.
  9. Если предложение сложное, выполняется описание связи частей в составе сложного. Части нумеруются, указываются все виды связи (бессоюзная и союзная, подчинительная и сочинительная), при необходимости делают членение на уровни.
  10. Затем переходят к характеристике каждого простого предложения, указав его номер.
  11. Анализ простого предложения продолжает указание на наличие главных членов: односоставное или двусоставное.
  12. У односоставного предложения определяют его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
  13. На данном этапе нужно написать тип сказуемого: ПГС (простое глагольное сказуемое), СГС (составное глагольное сказуемое) или СИС (составное именное сказуемое).
  14. Теперь следует определить наличие второстепенных членов: распространённое (имеются второстепенные члены), нераспространённое (второстепенные члены отсутствуют).
  15. В этом пункте разбора указывают, является ли предложение осложнённым, чем именно оно осложнено.
  16. В конце анализа надо определить, тип предложения по полноте: полное или неполное. Неполными называют предложения, в которых опущены главные или второстепенные члены, но их можно легко восстановить из контекста.
Также потребуется графически обозначить члены и границы предложений в тексте, начертить схемы, указав в них номера предложений, союзы, задав вопросы к придаточным предложениям от главных.

Способы выражения членов предложения
Знание способов выражения членов предложения поможет сделать синтаксический разбор предложенияправильно, не путая его части. Нередко ученики школ с трудом определяют даже главные члены предложения, поскольку существует ряд сложностей, а общепринятые стереотипы мешают верно найти основу и точно проанализировать второстепенные члены.

Необходимо помнить, что разные части речи обладают практически неограниченными возможностями и могут быть почти любыми членами предложения, за редким исключением. Зачастую школьники привыкают, что подлежащее – это существительное, а сказуемое – глагол. Не увидев подходящих частей речи в предложении, они оказываются в затруднительном положении и не знают, как разобрать его по составу. На самом деле нельзя заключать анализ в подобные рамки.

Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа и выражается разными частями речи: существительными, местоимениями, числительными. Также подлежащее может быть выражено:

  • прилагательным (красный – мой любимый цвет);
  • причастием, перешедшим в существительное (окружающие умолкли);
  • союзом (и – соединительный союз);
  • неопределённой формой глагола (например, неопределённая форма глагола с существительным в винительном падеже: иметь в доме врача – серьёзное преимущество).
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое?

Чтобы отличать разные типы сказуемых, важно вспомнить о лексическом и грамматическом значении слов. Лексическое значение отражает смысл слова, а грамматическое содержит грамматические категории (например, наклонение, время, число и род глагола). Типы сказуемых:

  • ПГС: сказуемое выражено личной формой глагола, в которой ГЗ и ЛЗ совпадают. Иногда ПГС выражено фразеологизмом, содержащим спрягаемую глагольную форму.
  • СГС: должно состоять как минимум из двух слов. Каждое слово несёт своё значение: инфинитив глагола (лексическое значение) и модальная или фазисная связка (грамматическое значение). Фазисная связка указывает на фазу действия, а модальная отражает отношение к действию. Связка может быть выражена словами, отражающими оценку действия, желательность, необходимость, краткими прилагательными.
  • СИС: должно состоять как минимум из двух слов. Именная часть (ЛЗ) и формальная либо полузнаменательная связка (ГЗ). Более распространена формальная связка: глагол быть. В роли именной части выступают все именные части речи, наречия, словосочетания. Полузнаменательной связкой бывают глаголы делаться, стать, являться, казаться и другие; глаголы состояния, движения.
Определения отвечают на вопросы какой? чей? Их делят на согласованные и несогласованные.
  • Согласованное определение узнать легко, оно выражено местоимением-прилагательным, прилагательным, причастием, порядковым числительным. Главное не спутать его с именной частью СИС.
  • Несогласованное определение обычно выражается существительными в косвенных падежах, но иногда им становятся наречия, словосочетания, инфинитивы, прилагательные сравнительных степеней. Существуют также несогласованные определения-приложения.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Чаще выражается существительным.

Обстоятельство отвечает на общий вопрос как? Выражается наречиями, существительными. Обстоятельства делятся на разряды:

  • обстоятельство времени;
  • места;
  • образа действия;
  • причины;
  • сравнения;
  • уступки;
  • условия;
  • цели;
  • меры и степени.
Нужно учитывать нюансы выражения членов предложения разными частями речи, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор предложения.

Типы придаточных предложений
Анализируя сложноподчинённое предложение, важно правильно определить тип придаточного предложения. Оно может быть обстоятельственным, изъяснительным и определительным.

  1. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве средств связи выступают союзы, союзные слова.
  2. Придаточные определительные предложения относятся к существительному, присоединяются с помощью союзных слов, иногда союзов, отвечают на вопросы чей? какой?
  3. Придаточные обстоятельственные предложения отличаются в зависимости от разряда:
    • ПО места отвечают на вопросы куда? откуда? где? присоединяются с помощью союзных слов;
    • ПО времени отвечают на вопросы до каких пор? как долго? когда? на сколько времени? Распространено присоединение с помощью союзов только, когда, пока, как только и т.д.;
    • ПО меры и степени отвечают на вопросы в какой мере? насколько?, относятся к слову, выражающему понятие, которое может иметь степень проявления;
    • ПО образа действия отвечают на вопрос как?, в главную часть можно вставить слова таким образом, так;
    • ПО условия отвечают на вопрос при каком условии?, присоединительные союзы – когда, если, как скоро;
    • ПО причины раскрывают вопрос почему?, союзы благодаря тому что, так как, потому что, вследствие того что;
    • ПО цели: вопросы с какой целью? зачем? и пр. Союзы лишь бы, чтобы, для того чтобы;
    • ПО следствия: следствие вытекает из первой части, союз так что;
    • ПО уступки: вопросы вопреки чему? несмотря на что? Союзы пускай, даром, несмотря на то что;
    • ПО сравнительные: вопросы как что? подобно чему?Союзы будто, словно, точно, как;
  4. Придаточные присоединительные не отвечают на вопросы, не выражают смысловых отношений обстоятельства, но дают дополнительную информацию к главной части. Средства связи: союзные слова (относительные местоимения что, где, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем).
В многочленных предложениях нужно указывать вид подчинения. Оно бывает последовательным: первое придаточное подчиняется главному, второе придаточное – первому и т.д. При параллельном подчинении придаточные зависят от главного, но отвечают на разные вопросы. Когда подчинение однородное, придаточные зависят от одного главного слова, отвечают на один вопрос.
В университетах разбирают в основном многочленные предложения, поэтому выделяют уровни членения, связи между ними, указывают все блоки и особенности их отношений между собой, чертят сложные схемы. В школе обычно ограничиваются предложениями, состоящими из двух-четырёх простых.

Предложение содержит информацию, спрашивает о ней или направляет на действие. Чаще всего имеет основу и описывающие её второстепенные члены. Чтобы усвоить или освежить в памяти тему, полезно изучить примеры грамматического разбора предложения в русском языке.

Грамматическая основа в разборе предложения

Основа достаточно логична в применении. Состоит из подлежащего, которое называет непосредственно вещь или явление, и сказуемого - действия, совершённого или направленного на объект.

Подлежащее всегда употребляется в начальной форме (именительный п.), но может являться не только существительным. Это может быть:

  • числительное - для указания количества, множества, числа (в очереди стояло трое; четыре была для него лучшей оценкой);
  • личное местоимение (он тихо ходил по коридору; мы вышли из класса);
  • неопределённое местоимение (кое-кто сидел в комнате; что-то мне мешало);
  • отрицательное местоимение (никто не мог им помешать);
  • прилагательное в значении существительного (ответственный назначался руководством; дежурный следил за порядком).

В грамматическом разборе предложения подлежащее принято выделять подчёркиванием, а сказуемое - двойным подчеркиванием.

Сказуемое чаще всего является глаголом, но имеет несколько видов:

  • простое глагольное, выражено глаголом в любом наклонении (пёс бежал по аллее; студент встаёт рано);
  • составное глагольное, состоит из вспомогательного глагола (модального слова) и инфинитива (она начала бегать по утрам; я должен съездить на работу);
  • составное именное, имеющее глагол-связку (чаще всего - быть) и назывную часть (школьник стал студентом; хлеб является основной их едой; трижды два - шесть (опускается слово «будет»));

Полнота предложения

Исходя из состава основы, предложения бывают двусоставные, где присутствуют оба главных члена либо один подразумевается (неполные) (наступила ночь; где он (опущено «находится»)?) , и односоставные. Последние бывают:

  • определённо-личные, в которых по лицу глагола понятно, о ком речь (делаю всё возможное (я); идём на прогулку (мы));
  • неопределённо-личные, выражаемые глаголом прошедшего времени во множественном числе (этажом ниже зашумели; где-то вдалеке пели);
  • обобщённо-личные, которые приписывают действие всем (часто встречается в пословицах и поговорках) (хочешь рыбку съесть - надо в воду лезть; идёшь и восхищаешься видом);
  • безличные, не подразумевающие никакого объекта (стемнело; его было очень жаль; в комнате холодно).

Второстепенные, но не менее важные

Чтобы дать развёрнутую информацию, объект и действие подкрепляются сторонними словами и конструкциями. Ими являются:


Выполняя грамматический разбор предложения, их тоже обязательно следует учитывать. Если второстепенные члены имеются - предложение считается распространённым, соответственно, без них - нераспространённым.

Осложненные предложения - это совсем не сложно

Различные вставные компоненты дополняют предложение, увеличивая объем информации. Они встраиваются между главными и второстепенными членами, но определяются уже как отдельная часть, которая идёт отдельным пунктом в грамматическом разборе предложения. Эти компоненты можно убрать или заменить без потери смысла текста. Среди них:

  • обособленные определения, применимые к объектному члену (описывают свойство, выделяются как определение), являются причастными оборотами (чайник, гревшийся на плите, резко засвистел; дорога вела к дому, стоявшему в лесу);
  • обособленные обстоятельства (выделяются как обстоятельство) являются деепричастными оборотами (он бежал, спотыкаясь о камни; глядя с опаской, собака протянула лапу);
  • однородные члены предложения - выполняют одинаковую функцию и всегда задаются одинаковым вопросом (на полу были разбросаны (что?) книги, тетради, заметки (однородное подлежащее); на выходных мы только (что делали?) спали и гуляли (однородное сказуемое); он взглянул на (кого?) маму и сестру (однородное дополнение));
  • обращение к кому-либо, которое всегда обособляется запятой и является самостоятельным членом предложения (сын мой, ты поступил правильно; Ты, Андрей, меня не так понял);
  • вводные слова (вероятно, возможно, наконец-то и пр.) (я, наверное, погорячился; завтра, скорее всего, будет жарко).

Как сделать грамматический разбор предложения, учитывая все компоненты?

Для разбора создан чёткий алгоритм, не вызывающий затруднений при знании всех вышеперечисленных конструкций и компонентов предложения. Среди них выделяются простые и сложные - порядок анализа у них немного разный. Далее предоставлен грамматический разбор предложений с примерами для отдельных случаев.

Простое предложение

В начале осени, покрытые золотым ковром, причудливо переливаются городские аллеи.

1. Определить главные члены. Основа должна быть одна, как в данном примере: аллеи - подлежащее, переливаются - сказуемое.

2. Выделить второстепенные члены: (когда?) в начале осени - обстоятельство, (какие?) покрытые золотым ковром - обособленное определение, (как?) причудливо - обстоятельство, (какие?) городские - определение.

3. Определить части речи:

В пр. начале сущ. осени сущ. , покрытые прич. золотым прил. ковром сущ. , причудливо нар. переливаются гл. городские прил. аллеи сущ.

4. Описать признаки:

  • цель высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);
  • интонация (восклицательное, невосклицательное);
  • по основе (двусоставное, односоставное - указать, какое);
  • полнота (полное, неполное)
  • по наличию второстепенных (распространённое, нераспространённое);
  • осложнено (если да, то чем) или не осложнено;

Характеристика данного невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением.

Так и выглядит полный грамматический разбор предложения.

Сложное предложение

Поскольку сложное предложение включает два и более простых, весьма логично разобрать их по отдельности, но алгоритм разбора всё равно другой. Грамматический разбор предложения в русском языке неоднозначен. Сложные предложения по связи простых бывают:


Пример разбора сложносочинённого предложения

В семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым, но на выходных все собирались вместе за одним большим столом.

  1. Выделяются все основы. Их несколько в сложном предложении: каждый - подлежащее, был занятым - составное именное сказуемое; все - подлежащее, собирались - сказуемое.
  2. Определить части речи.

В пр. семье сущ. , независимо нар. от пр. возраста сущ. , каждый местоим. был гл. очень нар. занятым прил. , но с. на пр. выходных прил. все местоим. собирались гл. за пр. большим прил. столом су щ.

  1. Выявить наличие союза. Здесь - «но». Значит предложение является союзным.
  2. Охарактеризовать по положению простых можно в том случае, если имеется союз (пункт 2). Данный пример - сложносочинённое предложение, простые в нём равнозначны (т.е. при желании можно разделить его на два самостоятельных). В случае бессоюзного этот пункт не указывается.
  3. Сделать общую характеристику: повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
  4. Разобрать простые внутри по отдельности:
  • в семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением «независимо от возраста»)a
  • на выходных все собирались за большим столом (повеств., невоскл, прост., двусост., полное, распр., неосл.)

Сложноподчинённое предложение

Алгоритм будет аналогичным, только с указанием подчинительного союза. Он входит в состав Также нужно выделить главное и выяснить, каким способом к нему «прикрепляются» придаточные (круглые скобки).

Это - вид подчинения, не обязательный пункт, но тоже часто учитывается.

Главное, помнить, что грамматический и синтаксический разбор - синонимы. Встреча одного из слов в задании не должна пугать, так как тема достаточно общая и быстроусваиваемая. Для иностранцев она сложна из-за большой вариативности, но тем и красив русский язык.

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!