Зинаида Михайловна Толстопятова
Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег…» с использованием мнемотаблицы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема : Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .
Возраст : старшая группа
Направление : познавательно – речевое
Основная образовательная область : коммуникация
Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Безопасность» , «Здоровье» , «Социализация» .
Задачи :
Образовательные : Формирование умения запоминать короткое стихотворение , читать его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту .
Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его, читать выразительно.
Закреплять приметы весны.
Развивающие : Развитие наблюдательности , внимания, памяти.
Воспитательные : Воспитание интереса к художественной литературе о природе.
Планируемый результат : Добиться хорошего запоминания стихотворения , используя приёмы моделирования.
Методы и приемы : словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.
Наглядные средства обучения : мольберт, мнемотаблица , картинки с изображением ранней весны, аудио запись П. И. Чайковского «Времена года»
Организация детей :1, 2части – свободная, 3 – в кругу, 4,5 – на стульчиках перед мольбертом.
Индивидуальная работа : Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам при заучивании стихотворения .
Словарная работа : долгожданная, лазурь, миновала, протальник, снегосгон , цветень.
Предварительная работа. Беседы о весне, наблюдения на прогулке за весенними признаками. Разучивание стихов о весне , примет о весне, беседы по теме.
Структура :1 – организационный момент (загадка, 2- д/и , 3- физминутка «Веснянка» , 4 - заучивание стихотворения , 5 – итог занятия.
Ход занятия
1. Воспитатель : Ребята, я хочу, чтобы вы отгадали загадку :
Тает снежок ,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной) .
Правильно, весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года» . Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная) .
А сейчас, я прошу вас доказать, что действительно пришла весна. Вам из предложенных картинках, необходимо «отыскать» приметы весны.
2. Дидактическая игра «Найди приметы весны по картинкам»
(Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске, а потом, каждый из детей рассказывает о них).
Воспитатель : Какие приметы весны изображены на картинах?
(Тает снег , солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы).
Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?
(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)
Воспитатель : Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
Воспитатель : В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей) . Проталины – то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей) . Почему он так называется? (Ответы детей) . А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон . Почему? (Ответы детей) . А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) .
3. Физминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, (Машут руками.)
А сугробы тают, тают, (Приседают.)
А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх)
4. Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .
Послушайте стихотворение А . Плещеева «Уж тает снег » .
Уж тает снег , бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- Воспитатель : Вам понравилось стихотворение ? Как оно называется и кто автор? Это стихотворение мы будет учить наизусть, а поможет вам быстрее запомнить стихотворение вот такая схема (мнемотаблица ) .
Воспитатель : Как вы понимаете слово лазурь? (светло – синий цвет) . А слово – миновало? (прошло)
Что весной происходит? (Уж тает снег , бегут ручьи)
Что будут делать соловьи? (Засвищут скоро соловьи)
И лес (оденется листвою) .
Солнце весной какое стало? (теплей и ярче)
А пора метелей злых и бурь что? (опять надолго миновала)
Воспитатель : Я еще раз прочитаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу , слушайте и запоминайте.
Чтение стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу .
5. Итог занятия.
Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии? Назовите автора и название стихотворения .
По данному адресу ничего не найдено. Попробуйте воспользоваться одной из ссылок ниже или поиском.
Архивы
Выберите месяц Декабрь 2019 Ноябрь 2019Рубрики
Стихи Алексея Николаевича Плещеева о весне знакомы нам с самого раннего детства. Добрые, волшебные строки о прекрасном времени года читали нам папы и мамы, бабушки и дедушки.
«Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье, впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!
Ни одно мероприятие, посвящённое весне, не обходится без рассказанных вслух удивительных стихов Плещеева. «Уж тает снег, бегут ручьи… » — это просто классика жанра, любимые, красивые строки.
«Весна»
Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней…
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.
Сошли снега… Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны…
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.
О, как бы мне из этих комнат душных
Скорей туда хотелось — на простор,
Где нету фраз трескучих и бездушных,
Где не гремит витий продажных хор.
В поля! в поля! знакомая природа
К себе красой стыдливою манит…
В поля! там песнь воскресшего народа
Свободная и мощная звучит.
Плещеев был человеком удивительной искренности и душевной чистоты. Воспевая родную природу, он испытывал истинное наслаждение.
«И вот шатер свой голубой…»
И вот шатер свой голубой
Опять раскинула весна;
Окроплены луга росой,
И серебристой полосой
Бросает свет на них луна.
Светла, как детский взор, река,
И ветви ив склонились к ней
Под гнетом легким ветерка;
И прилетел издалека
С звенящей трелью соловей…
Прекрасны вы, дары весны;
И горе бедным и больным,
Чьи очи горьких слез полны…
Такие ночи созданы
Для тех, кто счастлив и любим!
Весна создана для тех, кто любит предстоящие радостные перемены, любить ловить моменты счастья.
«Весна»
Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
«Гостья милая, здоро
во!» —
Говорят они весне.
Уж теплее солнце греет,
Стали краше небеса…
Скоро всё зазеленеет —
Степи, рощи и леса.
Позабудет бедный горе,
Расцветет душой старик…
В каждом сердце, в каждом взоре
Радость вспыхнет хоть на миг.
Выйдет пахарь на дорогу,
Взглянет весело вокруг;
Помолясь усердно богу,
Бодро примется за плуг.
С кротким сердцем, с верой сильной
Весь отдастся он трудам —
И пошлет господь обильный
Урожай его полям!
На плещеевских лирических пейзажах лежит особая, таинственная печать. Его сравнения и образы зачастую неожиданны и интересны.
«Быстро тают снега, побежали ручьи…»
Быстро тают снега, побежали ручьи,
И теплей небеса засинели…
Вот недолго еще — прилетят соловьи,
Зазвучат их влюбленные трели.
Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна!
Жду и я наболевшей душою,
Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна,
Разукрашенный яркой листвою.
Сколько раз этот шум, как ему я внимал,
На меня навевал примиренье;
Я сильнее любил, я полнее прощал,
Затихало в груди озлобленье,
Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей,
Когда всё вкруг тебя расцветает;
Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой,
С примиреньем в груди угасает».
«Весна»
В старый сад выхожу я, росинки
Как алмазы на листьях горят;
И цветы мне головкой кивают,
Разливая кругом аромат.
Всё влечет, веселит мои взоры:
Золотая пчела на цветке,
Разноцветные бабочки крылья
И прыжки воробья на песке.
Как ярка эта зелень деревьев!
Купол неба так чист и глубок!
И брожу я, восторгом объятый,
И слеза застилает зрачок.
За оградой садовой чернеет
Полоса взбороненной земли,
И покрытые соснами горы
Поднимаются к небу вдали.
Как любовью и радостью дышит
Вся природа под вешним лучом,
И душа благодарная чует
Здесь присутствие бога во всем!
Снова крепнут дремавшие силы;
Новой жизни приходит пора,
И становится всё так возможным,
Что мечтою казалось вчера!
Как прекрасна весна! Миллионы
Ей навстречу звучат голосов,
И в моем воскресающем сердце
Ей привет вдохновенный готов!
«Весенней ночью»
Над росистыми лугами
Ветерок ночной гуляет,
Разговор ведет с цветами,
Травку тихо колыхает.
Над заснувшею долиной
Звезды яркие зажглися;
Звуки песни соловьиной
Из-за леса полилися.
Этой ночью не сидится
В душной комнате. Работа
Никакая не спорится,
И бежит от глаз дремота.
В эту ночь сильнее просит
Счастья сердце молодое;
Старика мечта уносит
В невозвратное былое.
Даже тот, чей взор слезою
Злое горе застилает,
Кто поник в борьбе с нуждою,
На мгновенье отдыхает
И, утешенный приветом
Расцветающей природы,
Забывает, что с рассветом
Вновь прийти должны невзгоды.
«Теплый день весенний…»
Теплый день весенний,
Солнышко блестит,
Птичка, заливаясь,
В поле всех манит.
Улицы, бульвары
Запрудил народ,
Пестрыми толпами
За город идет.
Праздничные лица
Радостно глядят;
Редко, редко встретишь
Невеселый взгляд.
Славно всем живется,
Так легко, что нет
У толпы нарядной
Ни забот, ни бед.
Только мне с тоскою
Справиться невмочь,
Как ее прогнать я
Ни стараюсь прочь.
Где б я ни был — всюду
Шепчет мне она:
«А твоя навеки
Отцвела весна!»
Зашумит ли в роще
Яркая листва,
Мне и в этом шуме
Слышатся слова:
«Нечего от жизни
Ждать тебе. Твой путь
Пройден, — не пора ли
Навсегда уснуть?
И когда сойдешь ты
В землю — над тобой
Зеленеть мы будем
Каждою весной!»
Здравствуйте, ребята
Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?
Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».
Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )
Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)
О чем это стихотворение?
Какие звуки вы услышали?
Молодцы, какие вы внимательные!
Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?
Что помогает раскрыть образ весны?
А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.
Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.
Повеяло - дуть
Лазурь - светло-синий цвет, синева
Миновала – прошла
Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык
Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?
Молодцы
Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?
Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?
Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?
Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?
Правильно
Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?
А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении
Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?
Давайте расставим паузы и выделим главные слова
Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники
Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:
Что нового узнали?
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение?
Как вы поработали на уроке?
Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен
Предварительный просмотр:
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».
Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.
Часть 1.
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети:
Весна!
Воспитатель:
Правильно, ребята. Ярче светит солнышко, растаял снег, бегут ручейки, вернулись из «теплых стран» перелетные птицы.
Замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приходе весны писал так:
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Воспитатель:
Вам понравилось это стихотворение? Послушайте еще раз, как красиво автор описывает приход весны (повторное прочтение стихотворения).
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, как Алексей Николаевич Плещеев писал об осени:
Осень.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Часть 2.
На столах перед детьми лежит цветочек из картона (символ весны) и жёлтый кленовый листок (символ осени).
Воспитатель:
Ребята, давайте поиграем? Перед вами лежат цветочек и листочек. Я буду называть признаки весны или осени, а вы, если я назвала признак весны - показывайте мне цветочек, а если осени - листочек.
Травка зеленеет, солнышко блестит… (весна)
Стало холоднее, высохли цветы… (осень)
Уж тает снег, бегут ручьи… (весна)
Вянет и желтеет травка на лугах… (осень)
Птицы прилетели к нам из «теплых стран»… (весна)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! У нас получилась красивая цветочная весенняя полянка и осенний яркий листопад!
Часть 3.
Подвижная игра «Скворечники».
Воспитатель:
Ребята, одним из первых с приходом весны из «теплых стран» к нам прилетают скворцы. А люди изготовляют для них домики-скворечники (показать на картинке скворца и скворечник).
Что-то мы, ребятки, с вами засиделись! Давайте еще немного поиграем. Выходите все ко мне сюда (в игровую зону).
Ход игры.
В игровой зоне стоят заранее приготовленные стулья с приклеенными изображениями скворечников (на один меньше чем детей).
Воспитатель:
Вы, ребятки, будете птичками-скворцами, а эти стульчика ваши домики – скворечники.
Вы бегаете, машете крылышками и поете песенку «Чив-чив-чив…». Когда я скажу вам «По домам!», вы бежите к стульчикам, садитесь на них. Кто-то из детей остается без скворечника.
Игра проходит три раза.
Заканчивая игру, воспитатель ставит еще один стульчик, стульчиков и детей становится равное количество.
Воспитатель:
Какие хорошие скворцы из вас получились. Садитесь на свои места.
Итог.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами познакомились со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна» и вспомнили стихотворение А.Н. Плещеева «Осень». Научились отличать признаки весны от признаков осени и поиграли в интересную игру. Вам понравилось занятие сегодня?
Вы большие молодцы! Славно потрудились! Похлопайте себе в ладоши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
данный конспект занятия позволяет детям запоминать текст с помощью мнемотаблиц (картинок)...
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. ПЛЕЩЕЕВА «ВЕСНА». ПЕНИЕ
: познакомить с новым стихотворением; учить называть признаки весны, петь эмоционально, выразительно, самостоятельно; развивать поэтический и музыкальный слух; воспитывать интерес к искусству....
Презентация к НОД Тема: «Чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает»
Цели:1. Познакомить детей со стихотворением А.Н.Плещеева «Весна»2. Учить называть признаки времен года3. Формировать представления о весне и ее характерных признакахЗадачи:1. Расширять сло...