Первая советская конституция закрепила принцип всеобщего для. Первое советское правительство, избранное на II Всероссийском съезде Советов

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и .

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции.

ВЛАСТЬ - ТРУДЯЩИМСЯ

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы

социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…

Из Конституции РСФСР 1918 г.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции - большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

И.Б. БЕРХИН

Первая Советская Конституция РСФСР 1918 г. законодательно закрепила исторические завоевания Великого Октября-установление диктатуры пролетариата в форме Советов, великие социалистические и революционно-демократические преобразования, "осуществленные за первые восемь месяцев Советской власти. Основной Закон страны придал конституционный характер коренной задаче переходной эпохи - уничтожению эксплуатации человека человеком и причин, ее порождающих, построению социалистического общества в нашей стране.

Конституция РСФСР 1918 г. явилась обобщением и дальнейшим развитием революционного законодательства Советского государства, начатого ленинскими декретами Советской власти.

Конституция РСФСР - воплощение ленинских идей о государстве диктатуры пролетариата, о Советах как государственной форме диктатуры пролетариата, о демократическом централизме как основном принципе строительства и функционирования Советского государства, о пролетарской демократии, представляющей собой «начало социалистической формы демократизма» ".

Основополагающие оценки сущности, содержания, исторического значения первой Советской Конституции содержатся в трудах В. И. Ленина^ На них основывается советская историография, посвященная этой теме. Глубокую характеристику Конституции дал Я. М. Свердлов в лекции «О государственном устройстве и Конституции», прочитанной в школе советской работы при ВЦИК 22 октября 1918 г.^ В первые годы после принятия Конституции был опубликован ряд работ научно-популярного характера, пропагандирующих принципы, содержание и значение Конституции РСФСР 1918 г. В последующие годы эти вопросы были исследованы в общих трудах по истории СССР, КПСС, государства и права, по истории Конституции РСФСР 1918 г. В их ряду следует выделить работы О. И. Чистякова.

Широко освещен в литературе вопрос об основополагающей роли трудов В. И. Ленина и личном его вкладе в разработку первой Советской Конституции.

Значительное число работ посвящено истории разработки первой Советской Конституции. Это-книга профессора Г. С, Гурвича-одного из непосредственных участников создания ее проекта ". Она основана на материалах Конституционной комиссии ВЦИК, газетных материалах, личных воспоминаниях автора и сохранила свое научное значение и поныне. Ряд исследований вышел во второй половине 40-х гг. в связи с 30-летием принятия Конституции. В их числе обстоятельная монография Д. А. Чу-гаева, где история разработки Конституции анализируется на фоне истории советского строительства в первые восемь месяцев существования нашего государства. Следует отметить, что в литературе, посвященной истории разработки Конституции, имеется ряд ошибочных утверждений, в особенности связанных с последним этапом работы Конституционной комиссии (после 26 июня 1918 г.) и ролью Комиссии ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным.

В известной мере это объясняется отсутствием протоколов или стенограмм (возможно, что они не велись) заседаний Конституционной комиссии ВЦИК с 27 июня 1918 г. и до конца ее деятельности, а также протоколов и стенограмм заседаний Комиссии ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным.

Однако деятельность Комиссии ВЦИК на последнем этапе (с 26 июня 1918 г.) и вклад ленинской Комиссии ЦК РКП (б) в разработку окончательного проекта Конституции можно точно определить путем сопоставления опубликованных текстов разделов проекта Конституции до 27 июня, 3 и 5 июля 1918 г.

В данном сообщении с помощью такого сопоставления сделана попытка внести ясность в вопрос о последних этапах работы над проектом Конституции РСФСР.

В результате большой подготовительной работы к 26 июня 1918 г. Конституционная комиссия ВЦИК утвердила ряд разделов проекта Конституции РСФСР: ее общие положения, вводный раздел-«Декларацию прав и обязанностей трудящихся», документ «О российских Совдепах», статью о Правительстве РСФСР. Однако подготовка всего проекта была еще далека от окончания. Между тем приближалось открытие V Всероссийского съезда Советов, в повестку дня которого был включен и вопрос о Советской Конституции. Незавершенность работы над проектом объяснялась главным образом тем, что столь сложное и кропотливое дело велось крайне ограниченным числом людей: практически подготовкой проекта Конституции занимались 7-8 членов Конституционной комиссии ВЦИК (причем некоторые из них-Бухарин, Склянский, Смирнов-никакого участия в этой работе не принимали). Большинство членов комиссии было занято важнейшей государственной деятельностью (Я. М Свердлов - Председатель ВЦИК, В. А. Аванесов-секретарь ВЦИК, Ю. М. Стеклов-редактор газеты «Известия ВЦИК», М. И. Лацис-член коллегии НКВД и ВЧК и т. д.).

26 июня 1918 г. в ЦК РКП (б) с участием В. И. Ленина был рассмотрен вопрос о ходе разработки проекта Конституции". В тот же день Я. М. Свердлов сообщил об этом на заседании Конституционной комиссии: «Сегодня у нас в ЦК партии рассматривался вопрос о Советской Конституции. В результате разговора мы пришли к тому заключению, что к этому съезду (V съезду Советов.-и. Б.) представить всю Конституцию в полном виде нам не удастся... Но мне удалось настоять на том, что ответственные части этой Конституции, в частности, наиболее разработанная часть о Советах в организационном отношении может быть принята и теперь. Не хватает в ней только [статей] о строении ВЦИК и СНК. Вся остальная часть у нас более закончена. Со сферой компетенции мы тоже успеем закончить... Отсюда будет только один выход: [на съезде] можно принять то, что будет подготовлено. Остальное поручить ЦИК [утвердить] или отложить до следующего съезда. Окончательно этот вопрос у нас не решен, будет решен в пятницу (28 июня.- И. Б.) в окончательном виде»°.

В ряду проблем, которые Конституционной комиссии надлежало решить в оставшиеся дни, Я. М. Свердлов назвал и вопрос о Советах, о правах и свободах граждан Советской Республики.

Деятельность Конституционной комиссии ВЦИК резко активизировалась. Уже 26 и 27 июня она разработала главу проекта Конституции «О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета», а также ряд статей-глав о ВЦИК и СНК.

По предложению В. И. Ленина, в соответствии с его принципиальными указаниями, данными 2 июля члену Конституционной комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и привлеченному к работе комиссии председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману", были ими разработаны, утверждены Комиссией ВЦИК и включены в раздел «Общие положения Конституции РСФСР» 9 статей о правах и обязанностях граждан Советской Республики и о гарантиях этих прав.

Взамен ранее утвержденного раздела проекта Конституции «О Российских Советах» комиссия разработала два новых раздела: «Конструкция Советской власти» и «Об избирательном праве». В первый вошли: «А. Организация Центральной власти» с главами: 1) О Всероссийском съезде Советов, 2) О ВЦИК, 3) О Совнаркоме, 4) О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК; «Б. Организация Советской власти на местах» с 12 главами: восемь из них были посвящены съездам Советов (областным, губернским, уездным, волостным) и предметам их ведения, четыре-городским и сельским Советам и их функциям.

Второй раздел состоял из 5 глав, в которых воспроизводилась соответствующая глава раздела «О Российских Советах», определявшая избирательные права граждан, устанавливались правила проведения выборов (путем тайной подачи голосов по партийным спискам, распределения числа делегатских мест между наличными партийными списками пропорционально поданному за каждый из них количеству голосов), проверка выборов, их кассация, отзыв депутатов.

На этом Конституционная комиссия ВЦИК в основном закончила разработку проекта Конституции. 3 июля 1918 г. подготовленный ею проект Конституции РСФСР был опубликован в газете «Известия ВЦИК». В тот же день он был представлен на рассмотрение в ЦК РКП (б).

Одновременно в ЦК РКП (б) В. И. Ленину поступил проект Конституции РСФСР, «разработанный... коллегией Наркомюста, с участием редакторов М. А. Рейснера и А. Г. Гойхбарга, вернее, выработанный последними и обсужденный в коллегии Наркомюста». Вместе с проектом Конституции коллегия НКЮ направила В. И. Ленину критический отзыв на проект Конституции РСФСР, разработанный Конституционной комиссией ВЦИК. В. И. Ленин внимательно ознакомился с обоими документами НКЮ. На отзыве коллегии НКЮ на проект Конституции Комиссии ВЦИК Ленин написал: «В ЦК РКП (б) » ". На проекте Конституции НКЮ Ленин сделал ряд пометок, замечаний, дополнений, имеющих важное, принципиальное значение. Положительно Ленин оценил статью первую, которая гласит: «Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советы депутатов». В. И. Ленин добавил слова «или Совдепы» и отметил эту статью знаком плюс. В помете к статье 8 он обратил внимание на то, что форма власти пролетарского государства может быть не обязательно советской. На полях против статьи 12, в которой говорилось, что «Местные Советы и их съезды автономно обеспечивают права национальной культуры рабочему населению, живущему в пределах подведомственной им территории», Ленин написал; «с обязательной гарантией равноправия и прав меньшинств», а сверху приписал: «Разработать».

В статье 14 говорилось, что Советы, допускающие к активному и пассивному участию в выборах лиц, лишаемых Конституцией этих прав, или нарушающие установленные Конституцией положения представительства, лишаются права представительства на съездах. Ленин на полях против этой статьи написал: «Этого мало: их надо распускать» ". В статье 2 главы 3, где перечислялось, что подлежит исключительному ведению центральной власти РСФСР, Ленин подчеркнул текст: «2. Общие постановления о приобретении и утрате прав гражданства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики..., о правах иностранцев на территории Республики»

3 июля 1918 г. специальная комиссия ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным рассмотрела представленные Комиссией ВЦИК и НКЮ проекты Конституции РСФСФ.

Поскольку в проекте НКЮ игнорировался национально-территориальный принцип строительства Советской Федерации, принцип демократического централизма в строительстве и функционировании Советского государства; в главе о Всероссийском съезде Советов все внимание было сосредоточено на ограничении прав съезда Советов; отсутствовал раздел о правах и свободах граждан - он был отвергнут.

Комиссия ЦК РКП (б) во главе с Лениным приняла за основу проект Конституции, разработанный Комиссией ВЦИК, но внесла в него ряд важнейших дополнений, изменений, уточнений. Они были направлены на более последовательное и точное отражение в Конституции сущности диктатуры пролетариата, принципов пролетарской демократии, демократического централизма в строительстве и функционировании Советского государства.

Во вторую статью раздела «Общие положения Конституции РСФСР» Комиссия ЦК РКП (б) включила положительно оцененную В. И. Лениным первую статью проекта Конституции НКЮ, которую мы выше процитировали; реализуя замечания В. И. Ленина, на 12-ю и 18-ю главы проекта Конституции НКЮ, Комиссия ЦК РКП (б) разработала и включила в раздел «Общие положения Конституции РСФСР» проекта Комиссии ВЦИК три новые статьи. Во-первых, о предоставлении всех политических прав иностранцам, проживающим на территории России (20-я статья окончательного текста Конституции, утвержденного V Всероссийским съездом Советов). Основную идею этой статьи Ленин сформулировал так: «РСФСР признает полное гражданское и политическое равноправие иностранцев-трудящихся, занимающихся производительным трудом на территории Республики, с российскими гражданами» ". Во-вторых, о предоставлений права убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию по политическим и религиозным мотивам (21-я статья окончательного текста Конституции); в-третьих, о равноправии граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности (22-я статья Конституции).

Ленинская комиссия внесла важные уточнения и дополнения в статьи о правах и свободах граждан. Статья о свободе совести была дополнена указанием, что школа отделяется от церкви и за всеми гражданами признается свобода антирелигиозной пропаганды. Была дана более четкая формулировка статьи о свободе союзов. Новая редакция определяла, что РСФСР «оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации»^. Уточнялась статья о праве на образование. В проекте Комиссии ВЦИК говорилось, что РСФСР «признает право каждого рабочего и крестьянина на полное и всестороннее образование и предоставляет в распоряжение трудящихся все средства к просвещению»". В новой редакции, данной Комиссией ЦК РКП (б), учитывались ограниченные пока возможности Советского государства и указывалось, что РСФСР «ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».

Комиссия ЦК РКП (б) развила, уточнила и обогатила раздел проекта Конституции об избирательном праве. Она внесла принципиальной важности дополнение о том, что право избирать и быть избранным в Советы предоставляется «независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п.» Из проекта Комиссии ВЦИК было устранено указание на то, что правом избирать и быть избранными пользуются трудящиеся

лишь в том случае, если они являются членами профессиональных <:оюзов. В теки"» статьи о предоставлении избирательных прав крестьянам и казакам-земледельцам, W пользующимся наемным трудом, были добавлены слова: «с целью извлечения прябЫч ли». В число пользующихся активным и пассивным избирательным правом Комиссии-ЦК РКП (б) включила лиц, занимающихся домашним хозяйством, обеспечивающим трудящимся возможность производительного труда. Это право было предоставлено также иностранцам, проживающим на территории РСФСР для трудовых занятий, из числа рабочих и крестьян, не пользующихся наемным трудом. Сохранив возрастной ценз в 18 лет. Комиссия ЦК РКП (б) добавила в соответствующую статью примечание: «Местные Советы могут с утверждения Центральной власти понижать установленную возрастную норму» ".

Тем самым Комиссия ЦК РКП (б) значительно развила демократические начала советской избирательной системы, расширила круг лиц, пользующихся активным и пассивным избирательным правом.

В главе «О производстве выборов» Комиссия ЦК РКП (б) устранила 1, 2-ю и 5-ю статьи (о тайном голосовании по партийным спискам и пропорциональном распределении депутатских мест) и ввела вместо них новую статью: «Выборы производятся согласно установившимся обычаям» ", т. е. допускалось и открытое и тайное голосование. Предусматривалось также, что подобный порядок выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяется местными Советами согласно инструкции ВЦИК. В главе «О порядке и отмене выборов» была устранена статья 15, дававшая право Советам лишать отдельных депутатов или группу депутатов их полномочий и назначать новые выборы.

Комиссией ЦК РКП (б) был внесен ряд дополнений и уточнений в раздел «Конструкция Советской власти»; в главу о ВЦИК добавлена статья (36-я в утвержденном V съездом Советов тексте Конституции), которая предусматривала, что члены ВЦИК работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения ВЦИК. В статью 4 был добавлен текст о праве членов коллегий наркоматов обжаловать в СНК или Президиум ВЦИК свое несогласие с решением народного комиссара. В главе четвертой к предметам ведения ВЦИК было отнесено также утверждение областных объединений, право общей и частичной амнистии, был сделан ряд других дополнений и уточнений.

Комиссии ЦК РКП (б) принадлежит инициатива принятия V Всероссийским съездом Советов решения о включении в текст Конституции РСФСР в качестве ее вводной части ленинской «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (вместо «Декларации прав и обязанностей трудящихся», имевшейся в проекте Конституции Комиссии ВЦИК) "

Наконец, Комиссия ЦК РКП (б) придала большую структурную стройность проекту Конституции, она установила сплошную нумерацию ее глав и статей.

Окончательно доработанный Комиссией ЦК РКП (б), руководимой В. И. Лениным, текст проекта Конституции РСФСР был 5 июля 1918 г. опубликован в газете «Известия ВЦИК» (Ns 138). Он был представлен ВЦИК на утверждение V Всероссийскому съезду Советов, открывшемуся 4 июля в Москве. На своем первом заседании съезд Советов избрал комиссию из 9 человек (6 членов и 3 кандидата) ^ для предварительного рассмотрения представленного проекта Конституции.

Конституционная комиссия съезда Советов в соответствии с решением Комиссии ЦК РКП (б), возглавляемой В. И. Лениным, заменила «Декларацию прав и обязанностей трудящихся», которой открывался проект ВЦИК, ленинской «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа». По предложению члена Конституционной комиссии ВЦИК Д. П. Боголепова, был разработан и включен в проект Конституции раздел пятый-«Бюджетное право». В качестве шестого раздела-«.О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» комиссия включила в окончательный проект Конституции две главы, полностью заимствованные из проекта Конституции НКК) с добавлением двух фраз на гербе: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь1». Комиссия внесла и некоторые структурные изменения в раздел «Конструкция Советской власти».

10 июля на последнем заседании V Всероссийского съезда Советов был рассмотрен вопрос «О Советской Конституции». С докладом выступил председатель Конституционной комиссии съезда Ю. М. Стеклов.

После докладчика выступил представитель эсеров-максималистов Полянский, предложивший включать в состав ВЦИК делегатов от областных исполкомов, центральных органов профсоюзов, кооперативных и культурных организаций, стоящих на советской платформе, отказаться от деления трудящихся на рабочих, крестьян, солдат, матросов и т. д.

Пятый Всероссийский съезд Советов единогласно принял следующую резолюцию: «Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года „Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" вместе с утверждаемой V съездом Конституцией Советской Республики составляет единый Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Этот Основной Закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в „Известиях ВЦИК"» ^

Первую Советскую Конституцию-Основной Закон РСФСР 1918 г.-по праву называют Ленинской. Историческая «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная В. И. Лениным,-важнейший раздел Конституции, определяющий все ее содержание. Конституция явилась воплощением ленинских идей о строительстве и функционировании Советского социалистического государства, о пролетарской демократии. Весь ход разработки первой Советской Конституции шел при неослабном внимании В. И. Ленина, на основе его указаний. А разработка окончательного проекта Основного Закона РСФСР была осуществлена непосредственно В. И. Лениным и руко-. водимой им Комиссией ЦК ркп (б).

На основе Ленинской Конституции РСФСР 1918 г. разработали свои конституции братские советские социалистические республики в 1919-1922 гг. Важнейшие принципы -Ленинской Конституции РСФСР 1918 г. легли в основу и получили развитие в последующих советских конституциях.

Весной 1918 г. произошли заметные изменения в государственно-политическом развитии страны. Заключение Брестского мира изменило отношения большевиков с их партнерами по правительственной коалиции - левыми эсерами. Первоначально они поддерживали переговоры с Германией, но оказались не готовы к заключению сепаратного мира, который, по их мнению, отодвигал перспективы мировой революции. В вопросе о ее судьбе в России левые эсеры стояли на полуанархических позициях: их не смущало отсутствие армии для ведения революционной войны, поскольку они считали, что революция - дело не армий, а масс. Поэтому их лозунг был: «Не война, но восстание!» - и оно должно было, по их мнению, повсеместно вспыхнуть в случае германо-австрийской оккупации.

На IV (Чрезвычайном) Всероссийском съезде Советов левоэсровская фракция голосовала против ратификации мира и отозвала своих наркомов из правительства. При этом было заявлено, что партия обещает Совнаркому «свое содействие и поддержку». Разрыв, однако, был неполный: левые эсеры остались во ВЦИК, входили в коллегии наркоматов, работали в других учреждениях. Левые эсеры составляли треть коллегии ВЧК и такую же часть ее отрядов. Колебания партии в полной мере проявились на ее съезде, созванном 17 апреля 1918 г. в Москве. К числу противоречий с большевиками были отнесены вопросы о мире, социализации земли, об узурпации правительством прав ВЦИК, функции которого были сведены к формальному утверждению декретов. Делегаты не поддерживали большевистские идеи демократического централизма, требовали большей свободы творчества на местах. Специально подчеркивалось, что Советы должны быть проводниками «диктатуры пролетариата и трудового крестьянства», которое называлось «самым сильным отрядом восставшей армии трудящихся России». Не ставя под сомнение власть Советов, участники съезда выступали против ее использования как орудия только большевистской политики.

Противоречия левых эсеров и большевиков резко обострились в мае - июне 1918 г., после принятия декретов о продовольственной диктатуре и комбедах. Левые эсеры были против диктатуры в продовольственном деле, а идее его централизации Наркомпродом противопоставляли децентрализацию, предлагая передать осуществление продовольственной политики местным Советам. Эсеры были против развязывания гражданской войны в деревне. Лидеров партии смущало, что в официальных документах фигурировали не только «кулаки» и «деревенская буржуазия», но и «держатели хлеба». Они не без оснований опасались, что декреты ударят не только по кулаку, против чего никто не возражал, но и по среднему, мелкому крестьянству: документ обязывал каждого «владельца хлеба» сдать его, а «всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты», объявлял «врагами народа». Левые эсеры негативно отнеслись и к созданию комбедов, называя их «комитетами лодырей».

Откровенно негативным к правлению большевиков было отношение правых эсеров и меньшевиков. Они считали необходимым восстановить в правах Учредительное собрание, осуждали подписание Брест-Литовского мирного договора, выступали против проводившейся большевиками экономической политики. Оставаясь до лета 1918 г. легальными оппозиционерами, эти партии использовали социально-экономические трудности и ошибки новой власти для укрепления своих позиций. Большим успехом оппозиционные социалистические партии пользовались среди участников так называемого «движения уполномоченных». В нем участвовали выборные представители предприятий, на которых коллективы возложили защиту своих экономических и политических интересов перед властями. Сторонники движения дистанцировались как от традиционных профсоюзов, так и от государственных органов управления. Движение зародилось в Петрограде, затем распространилось на Центральный промышленный район. Летом 1918 г. предполагалось созвать Всероссийскую конференцию уполномоченных, но большевики арестовали активистов движения и не позволили реализовать задуманное.

Обобщающим показателем снижения популярности большевиков после нескольких месяцев пребывания у власти были итоги перевыборов Советов в апреле - мае 1918 г. Во многих местных Советах в крупных городах меньшевики и эсеры одержали победу. Они превзошли большевиков в Костроме, Рязани, Твери, Ярославле, Туле, Орле, Воронеже, Тамбове, Вологде и других городах. Однако ленинцы не признали своего поражения и в большинстве случаев новоизбранные Советы были разогнаны.

Учитывая нарастание осложнений в отношениях со своими социалистическими противниками, большевики перешли в наступление. 14 июня 1918 г. голосами большевистской фракции (левые эсеры воздержались) из ВЦИК были исключены меньшевики и эсеры, что было фактическим переворотом, ибо сделать это имел право только съезд. Вслед за ними была решена участь и партии левых эсеров, которая к лету 1918 г. оставалась самой массовой (в ее состав входило не менее 300 тыс. человек). Руководство левых эсеров попыталось добиться перемен большевистской политики на V Всероссийском съезде Советов (работал 4-10 июля 1918 г. в Москве). Однако располагавшим на съезде 30% голосов делегатов левым эсерам сделать этого не удалось. Тогда они прибегли к популярной в их партии форме давления - политическому террору. Эту позицию поддержал ЦК партии.

6 июля левый эсер Я. Г. Блюмкин застрелил германского посла Мирбаха. Эта акция не была антисоветским мятежом. «Единственная цель июльского восстания, - вспоминал впоследствии один из его участников, - сорвать контрреволюционный Брестский мир и выхватить из рук большевиков партийную диктатуру, заменив ее подлинной Советской властью». Однако выступление было плохо подготовлено организационно и не имело четкого плана. Лишь вечером 6 июля, задним числом, левоэсеровский ЦК одобрил шаг Блюмкина. Сам он после теракта укрылся в отряде ВЧК, которым командовал левый эсер Д. И. Попов. Явившийся туда с требованием выдать виновников Дзержинский был задержан, а вслед за ним изолированы еще около 30 коммунистов. По телеграфу в различные города были разосланы телеграммы с призывом к восстанию против германского империализма.

Произошедшее большевики использовали как повод для разгрома оппозиции. Изолирована была фракция левых эсеров на V съезде, а ее лидер М. А. Спиридонова стала заложницей. В ночь на 7 июля 4 тыс. верных большевикам латышских стрелков привели к повиновению отряд Попова, который насчитывал 600 человек. 12 участников выступления во главе с заместителем Дзержинского В. А. Александровичем были расстреляны. Эхом московских событий стало выступление в Симбирске командующего Восточным фронтом левого эсера М. А. Муравьева, которое также было подавлено.

После 6 июля большевики не позволили фракции левых эсеров участвовать далее в работе V Съезда. В партии начался раскол, охвативший как руководящие органы, так и низовые организации. Одни партийцы поддержали свой ЦК, другие перешли на сторону большевиков, третьи объявили о своей независимости. В считанные дни одна из самых массовых российских партий превратилась в конгломерат разрозненных групп и де-факто прекратила существование как единая организация. Большевики заявили, что будут сотрудничать лишь с теми эсерами, которые не поддержали свой ЦК, после чего развернулась чистка местных Советов от нелояльных левых эсеров, что свело их влияние практически к нулю. Таким образом завершилось существование Советской власти на двухпартийной основе, а Советы фактически превращались в органы однопартийной большевистской диктатуры.

Одновременно с решением сложных экономических и политических задач шла работа по конституционному закреплению произошедших после октября 1917 г. перемен. 1 апреля 1918 г. ВЦИК создал комиссию по составлению проекта Конституции. Возглавил ее Я. М. Свердлов, а в состав вошли представители фракций большевиков, левых эсеров и группы максималистов. К концу июня проект был готов и поступил в специальную комиссию ЦК РКП(б), которая работала под руководством В. И. Ленина. После доработки и утверждения Комиссией, текст Конституции единогласно принят 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.

Первая Конституция РСФСР носила открыто классовый характер. В ней провозглашался принцип: «Не трудящийся, да не ест»; цель государства определялась как «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы… установление социалистической организации общества». Право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся. Конституция определяла устройство государства диктатуры пролетариата, утверждала экономические основы нового строя (общественная собственность на средства производства), закрепляла федеративное устройство России. Согласно документу, вся законодательная, исполнительная власть принадлежала Советам, а принцип разделения властей отвергался как буржуазный. Высшим органом государственной власти утверждался Всероссийский съезд Советов, высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между съездами - ВЦИК, который формировал правительство Республики - СНК. Органами Советской власти на местах были областные, губернские, уездные, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, их исполкомы. Провозглашалось строительство государственной власти на основе демократического централизма.

Основной Закон РСФСР призван был обеспечить руководящую роль рабочего класса в государстве диктатуры пролетариата. С этой целью рабочие получали значительные преимущества в сравнении с крестьянами. На съезде Советов РСФСР их представлял один человек от 25 тыс., а крестьян - один от 125 тыс. избирателей. Выборы проводились открытым голосованием, что увеличивало возможности «контроля» за ними. Кроме того, часть взрослого населения лишалась избирательных прав: к «лишенцам» относились бывшие помещики, буржуазия, чиновники старого режима, жандармы, духовенство и кулачество.

Конституция принималась в условиях, когда многопартийные ранее Советы стали однопартийно-большевистскими. Поэтому она фактически узаконила государственную власть РКП(б), хотя официально об этом не говорилось.

Несмотря на заключение Брестского мира, внешнеполитическое положение Советской России оставалось шатким и неопределенным. Практически по всему периметру Республики возникли очаги напряжения, которое в марте - мае 1918 г. становилось все более ощутимым. В Прибалтике и Белоруссии существовали марионеточные прогерманские правительства. Сами державы Четверного союза с упоением «осваивали» Украину, оккупируя все новые ее области. Не считаясь с условиями заключенного мира, германская армия заняла ряд российских территорий на юге. На Дону вокруг пятитысячной Добровольческой армии концентрировались убежденные противники большевизма. Вместе с ними против Советской власти поднималось местное казачество.

В районе Оренбурга большой свободой пользовался атаман А. И. Дутов. На Севере, в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке появились пока еще незначительные воинские контингенты Англии, Франции, США и Японии, вокруг которых группировались антибольшевистские силы. «Миной замедленного действия» оказался Чехословацкий корпус, части которого были растянуты от Поволжья до Дальнего Востока. Формально он был составной частью французской армии, однако и большевики боролись за влияние на чехов и словаков. Так в составе Красной Армии и был сформирован 1-й Чехословацкий революционный полк. Однако, в результате конфликта с Советским правительством «чехословаки» подняли 25 мая 1918 г. антибольшевистский мятеж и захватили важные узлы на Сибирской железной дороге. Посол Франции в России Нуланс заявил, что союзники решили начать интервенцию и «рассматривают чешскую армию в качестве авангарда союзной армии». Чехословацкий мятеж стал катализатором вооруженных восстаний против большевиков на обширной территории в Поволжье и Сибири. Военный вопрос выходил на главное место в жизни Советской Республики, начиналась крупномасштабная Гражданская война.

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы а Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая Советская Конституция обобщила хотя и весьма небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г. ·

Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.

Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: «III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. «...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, Против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.


Таким образом Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.


Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918 г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я. М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом). Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем - М. Н. Покровский, секретарем - В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2-3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее


члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос - пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически - как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он, предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.

К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был



§ 6. Первая. Советская Конституция


обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить

работу над проектом.

В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918 г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране. В ней закреплены коренные принципы Советской демократии.

Статья 10 Основного закона гласила: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо, предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в


Глава 1. Создание Советского государства и права

ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся - классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Мы помним, что такие свободы существовали и до Октября. Они были установлены явочным порядком сразу после Февральской революции, и большевики в меру возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной пропаганде и организации. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой связи важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

Действительно, отделение церкви от государства означало раскрепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного ре-


§ 6. Первая Советская Конституция

лигиозного воспитания. Правда, и сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту между церковью и государством. Мирного сосуществования между ними не получилось, откровенная воинственная оппозиция церкви новой власти скоро вызвала репрессии против церковников. А. И. Деникин упоминает и об оборотной стороне медали: на белогвардейской территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с советской властью.

Громадной проблемой для левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках пролетарского государства.

Даже в годы гражданской войны реально осуществлялась свобода слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, .где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии истории Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до революции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм 1 .

Конституция отразила такую черту советской демократии как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 - всеобщую воинскую обязанность.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику».

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.

1 Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. С. 3.


Глава 1. Создание Советского государства и права

В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В. И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее «шагом вперед» в деле разрешения национального вопроса.

Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно.

/ Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. К(нституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

В Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.


§ 7. Создание основ советского права



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!