Об обиде. Можно ли оскорбить Бога

Что можно сказать о правовом сознании тех, для кого религиозные чувства - повод бесконечно упражняться в остроумии? Разве можно заявлять «об оскорблении Бога», ведь «Бог поругаем не бывает»? Каков критерий, определяющий оскорбление чувств верующих? С этими и другими «горячими» вопр осами мы обратились к митрополиту Бориспольскому и Броварскому Антонию , управляющему делами Украинской Православной Церкви.

- Сегодня в определенных «продвинутых» кругах приходится наблюдать довольно ироничное отношение к такому понятию, как оскорбление религиозных чувств. Обычно это сводится к «дремучести» и «нетерпимости» самих верующих. Как вы можете прокомментировать это?

Ироничное отношение в данном случае свидетельствует о неуважении в принципе к человеку и тому, что является для него сакральным.

Принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это

Мы можем вести дискуссии о критериях сакрального, о том, что именно таковым является, и т.п., но при этом следует отдавать себе отчет, что принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это является для кого-то сакральным . Лично я могу совершенно не рассматривать нечто как сакральное, но рядом есть человек или группа людей, для которых вот именно эта вещь, этот образ или этот текст сакральны. И важно понимать, что вне зависимости от нашей позиции мы учимся уважать позицию, а тем более - веру других.

Те, кто иронично относится к оскорблению чувств верующих, по сути показывают свое отношение к человеку вообще, к его правам. Не следует забывать, что принцип терпимости - один из краеугольных камней современного демократического общества. Так что если кто-то стремится реализовывать демократические ценности, пусть отдает себе отчет, что своим насмешливым отношением к чувствам верующих нарушает современную систему ценностей. Хуже этого может быть только двойная мораль, когда толерантность распространяется на одних и в ней же отказывают другим. Это уже признак вырождения нравственных ценностей.

- Еще говорят, что «Бога оскорбить нельзя».

Бога действительно нельзя оскорбить.

Более того, с точки зрения православного вероучения, Богу нельзя и угодить, так как «Он не требует служения рук человеческих». И Он как Всесовершенный не нуждается в чем-либо. Он все совершенства, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин , «имеет по самой природе, а ниоткуда не получил, но Само (Божество. - м. А .) сообщает всякое благо Своим тварям».

Поэтому, конечно, в глубоком, метафизическом смысле речь не может идти об оскорблении Бога, но вполне можно говорить об уничижительных выражениях по отношению к образу жизни и учению, которые имеют своим началом волю Божию. И в этом смысле такое оскорбительное поведение именуется богохульством и кощунством.

Приведем пример из жизни. Ведь и нас могут оскорблять не напрямую, а, скажем, унижать то, что является результатом нашей работы, труда, творческого вдохновения, стиля жизни, который мы ведем. Это не напрямую уничижает нас, но в конечном итоге имеет отношение к нам и воспринимается нами как личная обида. Если кто-то скажет, что такая-то картина ужасно написана, то, прежде всего, это высказывание относится не к картине, а к художнику, хоть и не напрямую. Так и в отношении к религии. Иногда богохульство происходит не прямо, а косвенно, когда объектом оскорбления является то, Создателем чего является Бог.

Скажем более: неверие как таковое может быть сформировано не из критики Бога, а из критики того, что Бог создал. Вспомним классический вариант такого мировоззрения - Ивана Карамазова, говорящего своему брату: «Я не Бога не принимаю, я мира Его не принимаю». Но в конечном итоге Иван Карамазов характеризуется именно как неверующий, хотя отправной точкой его неверия является не Бог, а мир, созданный Богом.

В наше время деятели искусства, чтобы привлечь зрителя, часто его эпатируют. Произведения, получающиеся в результате этого процесса, редко отличаются хорошим вкусом, но чаще бросают вызов общественным нормам поведения и морали. Это тоже может возмутить верующих. Каков вообще критерий, определяющий оскорбление чувств верующего? Ведь церковного человека может оскорбить не только конкретное кощунственное произведение искусства, но и многие вещи, которые окружают нас в обычной жизни, - например реклама, эксплуатирующая сексуальные образы. Как реагировать христианину на нехристианские декорации, в которых ему зачастую приходится существовать?

Здесь можно говорить о сугубо христианском мировоззрении, которое свойственно церковному сообществу, и об общерелигиозных утверждениях, которые разделяются большинством мировых религий. Например учение о Христе как Спасителе мира является специфической чертой христианства, а взгляд, согласно которому брак должен строиться на принципах доверия, любви и верности, разделяют все мировые религии и не только религии.

Не всегда предметом насмешки или эпатажа становится сугубо христианское учение, часто таковым оказывается то, что в принципе является признаком религиозного мировоззрения.

Так, могут высмеиваться сакральность семьи и , традиционные отношения между родителями и детьми и т.п. Это всё может делаться даже без всякого упоминания какой-либо религии, но по своим последствиям такая «критика» бьет именно по религиозному мировоззрению. Поэтому не только христиане, но и представители других религий, особенно традиционных для нашей страны, должны совместно реагировать на действия, подрывающие принципы нравственного поведения человека. А, как известно, именно они являются нервом религиозного мировоззрения.

Ненавистники религии поняли, что выбрать объектом критики вероучительные утверждения - путь долгий и малопродуктивный, поэтому избрали более легкий и действенный способ - разрушить у человека нравственное чутье, без которого он просто не в состоянии видеть, где добро, где зло, где есть для него опасность, а где нет. И хотя, как вы заметили, есть явления, формально не касающиеся религии, я уверен, что нужно смотреть на последствия этих явлений, а они часто самые разрушительные для традиционных ценностей.

Когда аморальные феномены имеют широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию

Христианин должен прежде всего беречь себя от негативного опыта или помыслов, которые могут возникнуть в результате видения или слышания вещей недостойных. И только в некоторых случаях, когда аморальные феномены имеют слишком широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию.

Имеет ли право верующий высказывать публично свое резко негативное отношение к вещам, которые противоречат вере? Какая форма выражения своего протеста в подобных случаях уместна для верующих?

Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти

- «Добро, сделанное недобрым способом, не есть добро», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов . Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти. Для выражения своего несогласия верующие могут использовать все способы, которые не идут в разрез с государственным законодательством, не противоречат нормам нравственного поведения и правилам приличия.

Спрашивает Нина
Отвечает Александра Ланц, 09.09.2010


Вопрос : Подскажите, пожалуйста, как поступать с человеком, когда он сам самолюбив, завистник и недоброжилатель, а он говорит всё это на других и насмехается, что я хожу в церковь и верю в Господа. При этом говоря, что я не в Господа верю, а в чёрта, как я сама христианка и я не могу себя сдержать, чтобы этому человеку не грубить, так как она достанет кого хочет, она как вампир энергетический...
Мир вам и возрастание в любви Божией, Нина!

Самый лучший вариант (лучше, в принципе, быть не может) - это представить что именно вы являетесь тем человеком. Как её имя? Предположим - Наташа.

Итак, вы представляете себя Наташей. Теперь, как Наташа, вы обращаетесь к верующему человеку и начинаете свою обычную песню оскорблений, обвинений и пр.

Теперь самое главное: как вы хотите, чтобы вам отвечали? Чтобы ударили в ответ? Хотите ли вы где-то в самой глубине своей души перестать быть такой моральной уродиной, хотите ли, чтобы вас любили и жалели, и помогли бы вам выбраться из того порочного круга вашего вампиризма, который разрушает и вас, и ваших близких? хотите ли, чтобы нашёлся хоть кто-то, кто мог бы противопоставить нечто, за счёт чего вы, наконец, поймёте правду и станете счастливой? Или вы хотите,чтобы вас назвали дурой, энергитическим вампиром, хамкой и бросили погибать в ваших грехах?

Вот так и поступайте, как хотели бы, чтобы поступали с вами (). Я уверена, что если бы вы оказались Наташей, то хотели бы, чтобы тот, кого вы мучаете, смог бы разрушить ваше состояние своим долготерпением и любовью. Трудно? А никто и не обещал, что будет легко.

Придётся самой меняться и расти в вере и любви? Но ведь в том-то и заключается ваше спасение, что, приняв ХРИСТА, вы позволите Ему изменить ваше сердце так, что оно станет живым, милосердным, мудрым, уверенным, спокойным, любящим даже врагов и готовым погибнуть, только бы спасти хоть одного человека от той мерзости, которая душит его.

Христос прощает вам ваши взрывы негодования и грубости в адрес людей? Прощает, иначе вы давно уже умерли бы, потому что "возмездие за грех - смерть"(), тогда почему вы продолжаете жить непрощением по отношению к человеку, который вообще ещё не знает Христа, у которого и уши, и глаза заполонены тьмой, не позволяющей видеть и делать ничего, кроме зла? даже вы, называющая себя Его именем, и то демонстрируете миру далеко не Его качества. Как она в таком случае поймёт-то, что Христос достоин внимания?

Вы позволяете Христу учить вас делать добро и любить людей, какими бы они ни были? Учитесь! Где брать силы и мудрость, и даже саму любовь? Так у Него и брать!!! Если Он требует от нас любить врагов наших (матф.5:44), то это значит только одно - Он протягивает нам всё необходимое для исполнения Его требования ()!

Христос спасает вас? Тогда почему вы не пытаетесь как можно быстрее повзрослеть в своей вере, чтобы приложить все усилия ко спасению человека, который прямым ходом направляется к пропасти навечной смерти. Или вы думаете, что Иисус хочет, чтобы она умерла навечно? Если вы так думаете, то вы совершенно пока ещё не знаете Того, Кто был распят две тысячи лет назад ().

Слава Всемогущему Богу, Которому удалось достучаться до вас и привлечь вас к Себе! Но это, дорогая Нина, только начало вашего пути веры! Теперь вас ожидает самое главное : Христос должен обровнять вас, обтесать, научить правде и любви, полностью изменить ваше сердце, изгнав из него даже намёки на тьму, и наполнить вас сиянием Своей славы и силы. Готовы ли вы учиться в Его школе? Позволите ли Ему быть Единственным вашим Наставником, преподающим вам великие уроки того, что такое Закон Божий и как его соблюдать, чтобы и не грешить, и в то же время твёрдо ЛЮБОВЬЮ противостоять проявлениям зла в других людях?

Он как раз поместил вас в начальный класс... Читайте о том, как Он вёл себя по отношению к людям, изучайте Его "тактику" и применяйте.

Трудный путь? Да. Но только на нём - благословения СПАСЕНИЯ.

Да поможет вам Бог,

Читайте еще по теме "Разное":

Количество записей: 83

Здравствуйте, батюшка! У меня есть привычка, закоренелая и дурная - иронизировать над собой, насмехаться, что ли. Например, нагрубили мне в магазине, я оттуда выйду, вся озлобленная, и мысль в голове появляется: "Ой, ну надо же, разобиделась! Великая персона! И пальцем-то ее не тронь. А маме-то утром как грубила?", и в таком духе. Мне кажется, это неправильное что-то, ведь совершенный грех должен привести меня к покаянию, к тому, чтобы я у Бога попросила прощения и сил исправляться, а этими мыслями с иронией я скорее только ненависть к себе навожу, и потом мучаюсь от этого.

Елена

Пожалуй, соглашусь с Вами, Елена: такое иронизирование мало общего имеет со смирением и самоукорением, лучше уж в содеянных грехах каяться и просить прощения. Кстати, почитайте об этом у о.Иоанна Кронштадского: в его дневниках есть замечательные моменты, когда ему приходилось согрешать и он молил Бога о прощении. Вот замечательный образец для подражания!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Я человек верующий, мне 19 лет. В церковь хожу очень редко, что врать, был там в прошлом году один раз, и то не на службе, а просто поставил свечки к иконам, помолился, попросил прощения. Я знаю, что грех верить в Бога и не ходить в церковь, но пока меня туда не тянет. Я думаю походить туда, как только этого пожелает сильно душа. Но молюсь Богу я часто, благодарю его, прошу прощения. В последние 2 года в моей голове возникают плохие мысли, оскорбляющие Бога, Богородицу. Я очень сильно боюсь их, так как думаю, что это самый страшный мой грех, поэтому хочу избавиться от них. Скажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь молитвы, которые целенаправленно помогут справиться с этим недугом? Спасибо.

Здравствуйте. Для этого есть Таинство Покаяния, но чтобы получить пользу от него, придется ходить в церковь, молиться, поститься и каяться. Других средств никогда не было и не будет. Невозможно быть христианином, если хотя бы на часок в неделю не вырвать себя из круговерти и суеты мира и не погрузиться в атмосферу храма, где все предназначено для создания условий искренней и внимательной молитвы, где преподается здравое учение и благодатные Таинства.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Как избавиться от хульных помыслов? Что конкретно надо делать? Даже терпеть еле получается, они всё лезут в голову. Во время молитвы тоже возникает желание и помысел похулить. Спасибо.

Андрей

Андрей, избавиться от хульных помыслов поможет покаяние, исповедь, вот с этого и начните. А затем старайтесь, пожалуйста, занимать свой ум молитвой или чтением, чтобы он по возможности никогда не оставался пустым. Вообще хульные помыслы происходят от гордыни и грехов.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Я очень часто думаю о болезнях (тем более, от которых умирают). Хочу спросить, как уберечь себя от этих мыслей, и почему, как только себя успокаиваю, опять те же мысли одолевают. Потом вроде сплюну, забуду, но ненадолго. Как быть? Что делать? Как думать о хорошем? Спасибо большое.

Валентина

Валентина, а что это значит Ваше «сплюну»? Вы не через левое плечо плюете, я надеюсь? А то это как-то совсем не по-христиански. Мысли, о которых Вы пишете, скорее всего, продиктованы просто Вашей природной мнительностью. Постарайтесь больше Богу доверяться, ведь какой смысл себя терзать и о всяких страхах думать? От этого что-то разве произошло в Вашей жизни? Или от чего-то Вы благодаря своим мыслям избавились? Нет. Заботишься – не заботишься, а над всем промысел Божий, как Господь благословит, так и будем жить. Вот поэтому и надо успокоиться и беречь свой внутренний мир. А чтобы ум не занимался пустыми размышлениями, займите его лучше молитвой.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Как бороться с унынием? Какие читать молитвы и как их нужно читать, чтобы Бог молитвы услышал? На душе очень плохо, плохие мысли в голову лезут, и со здоровьем не все хорошо, себя и семью жалко, от этого, наверное, и уныние. Очень хочется, чтобы моя семья была православной и верующей. У мамы с папой, у братьев и у меня были бы ангелы хранители, можно было ставить свечи за здоровье, молиться святым за нас и за умерших. И тогда Господь точно бы мои молитвы услышал. А что делать нам и тем, которые живут без Бога? Такое охватывает отчаяние за будущее, и что будет с нами после смерти? Пишу Вам, потому что не знаю, к кому обратиться с такими вопросами.

Марина

Марина, надо искать корни уныния, его причины. Здесь Вам нужно посоветоваться со священником, это поможет. Возможно, даже не одна беседа, а несколько понадобится, чтобы разобраться в себе и понять истинные причины. Но вообще, какие бы эти причины ни были, их все можно назвать одним словом – грех, просто это его те или иные разновидности. Поэтому очень действенным средством от уныния является покаяние и исповедь.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, почему так бывает, что соберешься спросить у священника о чем-то, вроде: "можно ли то-то и то-то в пост" или подобное, а ответ сам вдруг в голову приходит. Такой четкий и ясный ответ. И думаешь на себя: "Что же я за лукавый человек!? Выходит, знала ответ, а собралась спрашивать!"

Елена

Елена, вполне возможно, что ответ, который в голову приходит, как раз и есть ответ лукавый. Вы все-таки спрашивайте батюшку, это очень хорошо, в этом и смирение проявляется. Смиренных Господь любит, и лукавый над ними бессилен.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Я не понимаю, как можно совмещать жизнь в мире и любовь к Богу. К мирскому особенно не тянет (в смысле развлечений и т. п.), но и к духовному тоже в последнее время нет стремления. Молюсь кое-как, пост вызывает ужас, в голове кошмарные мысли роятся, общаться с людьми не хочу. Мама сказала, что я стала унылая, нудная и противная. У меня есть жених, но и с ним общаюсь через силу. Я просто не знаю, как можно жить духовной жизнью и, например, испытывать (разрешать себе испытывать) влюбленность к человеку, радость от своей работы, от общения в семье. Все у меня внутри смешалось: и не мирская я, и не христианка. Мы ведь свет должны людям нести, а тут задыхаешься от своей скотоподобности и уныния.

Вера

Здравствуйте, Вера. Внимательно читайте и следуйте Евангелию. Послушайте или прочитайте беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. Любовь к Богу осуществляется только тогда, когда есть решимость и понуждение к жизни по Заповедям Евангельским. Эту закономерность указал Сам Господь сказав: «Если любите Меня, исполните заповеди Мои». А эти заповеди не требуют от нас перемены своей природы, нам это не под силу, мы не можем вдруг взять и полюбить обижающих, и оскорбляющих и, даже просто неприятных. Заповеди призывают нас отнестись к каждому так же, как к самому себе. Этим осуществляется любовь христианская. Благодушным, ровным, нелицемерным отношением к каждому. Этим осуществляется любовь к Богу. А самоедством ничего не создается, только разрушается. Причем, корень самоедства - в гордыне. В отличие о покаяние, которое коренится в смирении. Покаяние рождает молитву, молитва призывает Бога, а Бог дает утешение. Самоедство рождает уныние, а уныние производит отчаяние. Внешне, кажется, похожие явления, но какой разный конец! Вот Вам стези законного духовного подвига: заповеди, смирение, покаяние, молитва, и только потом любовь. Можно быть истинным христианином и в миру, и в тюрьме, и в рабстве, и в армии, да где угодно. Но, Вы правы, совместить мир как совокупность страстей и христианство, невозможно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Помогите разобраться в моей проблеме, пожалуйста! У меня заболела мама. Я очень переживаю за неё, молюсь. Мы с мужем заехали к знакомому священнику, и он посоветовал маме исповедаться, причаститься и дать обет - если выздоровеет, обвенчается с папой. Не знаю, зачем, но по дороге домой я мысленно пообещала, что если мама выздоровеет, то мы с мужем тоже обвенчаемся в течение года. Я не должна была этого говорить, не посоветовавшись с мужем. И к венчанию отношусь очень серьезно. Хочу, чтобы мы когда-то приняли это решение вместе с мужем. Не знаю, что теперь мне делать. Очень боюсь, что Господь накажет маму через меня, если не выполню обещание. Помогите, пожалуйста, как поступить. Мучаюсь ужасно.

Татьяна

Дорогая Татьяна, не беспокойтесь, ни на маме, ни на ком другом Ваше обещание не отразится негативно. Господь же все знает, и Вашу ситуацию тоже, и то, что под впечатлением от разговора Вы, не подумав, пообещали, и даже об этом Вашем будущем беспокойстве Он уже тогда знал, и то, что Вы без мужа это не решите. Но Господу не нужно формальное соблюдение такого Вашего обещания. Вы, помня, что не все от нас зависит, можете скорректировать свое решение так: "Я попала в ситуацию, которая подтолкнула меня к мысли о венчании. Сделаю все, от меня зависящее, и, если будет на то воля Божия и согласие мужа, мы повенчаемся и меня не будет тяготить нерешенное дело. Я не могу "купить" каким-то внешним действием милость для мамы и для себя, но об этом я могу просто просить. Вот и буду просить у Бога милости". И да сотворит Господь по Вашей молитве!

иерей Сергий Осипов

Батюшка, здравствуйте! Прошу Вас помочь мне разобраться в себе! В последнее время стала часто думать о болезнях, в частности, ВИЧ инфекции, стала часто читать про нее, как не заразиться и т. д. В связи с тем, что я беременна, у меня так называемые "беременные гормоны", и переживаю по поводу и без. У меня дочка растет, ей 5 лет, и я всегда за нее переживаю, у нее аллергия, и на протяжении 5 лет мы только и делаем, что проверяем ее здоровье. Тут недавно ушки прокололи, и начиталась "страшилок" по поводу того, что при этой процедуре можно подхватить ВИЧ и т. д. Я взяла направление в поликлинике на эти анализы, но сдавать не пошли, посчитали, что это мои необоснованные опасения, что накрутила себе это. Я это сама понимаю, понимаю, что этим "гневлю" Господа, возможно, и конечно, каюсь в своих мыслях, что все будет хорошо на самом деле и беспокоиться не стоит. И я эти направления смыла в унитаз, и сказала себе, что я верю в Бога, верю, что все будет хорошо, и как бы смыла свои мыли в унитаз, и больше не хочу к этому возвращаться, не хочу возвращаться к этим мыслям а думать только о том, что моя дочка будет здорова! Меня, собственно, что волнует - конечно же, в суеверия я не верю, и во всякие там магические и гороскопные вещи тоже - отвергаю и не верю, я отреклась от всяких колдунов и каялась в этом на исповеди, но то, что я смыла это все в унитаз с мыслями, что все будет хорошо и не хочу думать больше об этом, не считается ли это каким-то магическим действием? Спасибо за понимание!

Ксения

Ксения, то, что Вы пишите о себе – не столько суеверия, сколько состояние тревожности. Вам необходима регулярная исповедь этих помыслов. Возможно, что стоит обратиться за помощью к хорошему психотерапевту. Навязчивые помыслы, навязчивые действия могут развиваться и приведут к болезни. Молитесь, исповедуйтесь и положитесь на Бога!

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что делать, если мне в голову постоянно приходят плохие мысли в виде пожелания кому-то зла, хотя в душе я никому зла не желаю!?

Анастасия

Надо бежать на исповедь, Анастасия, и открывать свои помыслы священнику. Это очень поможет.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как мне исповедать свой грех? Я замужем, но меня любит другой мужчина, и я тоже испытываю к нему какие-то чувства, но всячески стараюсь выкинуть их из головы. Мы живем в разных странах, и общаемся только в соцсетях. Сейчас общение практически сведено к нулю. Но когда он мне пишет, то постоянно говорит о своей любви ко мне и о том, что действительно серьезно ко мне относится. Физической измены не было, но в письмах, мыслях и мечтаниях я себя не хранила, поддавалась (и сейчас поддаюсь) этим мыслям. Мне очень стыдно перед собой, перед мужем и перед этим мужчиной, т. к. получается, и он грешит тоже. Подскажите, пожалуйста, как мне исповедать этот грех? Стоит ли рассказывать всю историю священнику подробно, или достаточно просто от души покаяться в прелюбодейных помыслах и не хранении себя от блудных, прелюбодейных мечтаний? Спаси вас Господь!

Елена

Елена, конечно, надо прекратить эти отношения в Сети. Покаяться достаточно в помыслах, а не в описании своих переживаний. Это ничего существенного не добавит к исповеди. А вот подумать, что у Вас происходит в семье, что послужило толчком для связи в Сети, точно надо. Видимо, семейная жизнь нуждается в «перезагрузке» отношений. Такое впечатление, что Вы перестали с мужем разговаривать, исчезло общение. Это начало серьезного кризиса.

протоиерей Максим Хижий

Пишет Вам р. Б. Мария. У меня вот какое недоумение: в книгах о духовной жизни и пособиях по подготовке к исповеди часто пишут, что помыслы исповедовать не надо, если человек их не принимает, борется с ними, противопоставляя им помыслы "правильные" и спасительные, ну, или просто не обращает на них внимания, ибо в таком случае они не являются грехом, а лишь вражьим наваждением. А вот недавно в одном из последних ответов на Вашем сайте обнаружила другой совет: исповедовать эти помыслы, даже если человек их не хочет и думать о них не желает. Так как же всё-таки правильно? Разве мысленная брань - это грех? И потом, тогда придётся исповедовать решительно всё, любую шальную мысль, невзначай мелькнувшую в голове. Мне кажется, такое мне просто не по силам... И ещё: как всё-таки правильно исповедовать помыслы? Кратко или подробно? Достаточно ли сказать, например, что "согрешила плохими мыслями" или же лучше конкретизировать: "помыслами жестокости, уныния и др."? Очень прошу Вас разрешить мои недоумения!

Мария

Мария, Вы абсолютно правы в том, что не надо исповедовать помыслы, которое не принимаешь, с которыми не происходит так называемого сосложения. Но надо кроме этого еще учитывать тот факт, что исповедь сама по себе является таким лекарством для души, которое может намного ослабить мысленную брань, а возможно и совсем исцелить от нее. Поэтому в том ответе, на который Вы ссылаетесь, и было рекомендовано озвучить на исповеди сам факт мысленной брани, сам факт наличия помыслов, хотя и не вызывающих сосложения с ними, но, тем не менее, отягощающими душу. Что же касается правильного исповедания помыслов, то надо отчасти открывать их суть на исповеди – общими словами тут себе не поможешь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я стараюсь утром и вечером усердно молиться, но часто после молитвы не чувствую благодати, или во время молитвы меня посещают неразумные мысли. Подскажите, пожалуйста, как мне быть, молиться и не обращать внимания на свой недуг?

Юлия

Совершенно верно, Юлия, молиться и ни на что не обращать внимания, даже на свои мысли. А чувство благодати придет, только несколько позже: когда душа хорошенько очистится от грехов и молитва станет в радость.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Если периодически, в том числе и во время молитвы, приходят отрицательные и мерзкие мысли, о которых не думаю и думать не хочу, обязательно ли исповедоваться в этом?

Анатолий

Да, Анатолий, исповедоваться в этом надо по той простой причине, что после исповеди эти мысли ослабнут или совсем оставят Вас. То, что Вы описываете, называется в духовной литературе мысленной или невидимой бранью и исцеляется, прежде всего, постоянной исповедью.

игумен Никон (Головко)

Говорят, что отдать свою жизнь за другого человека - это не самоубийство, а совсем наоборот. Со стыдом перед Богом, но все же надоело жить, прекрасно понимаю, что самоубийство (особенно для православного) - это страшнее не найти. Понятно, что или здесь, или в ад. Может, мне лечь в больницу и отдать другому человеку какой-нибудь орган, спасти от смерти тем самым? А мне простится тогда моя выходка с противлением Воли Божией. Я много перебрал в мыслях способов суицида и их реализации, а тут такое пришло в голову... Чем не самопожертвование? Не больно и не страшно и, может быть, не так грешно?

Сергей

Глупые, Сергей, мысли! Жертва не будет принята, если Вы свою жизнь не цените! Дело не в «технике», а во внутреннем состоянии, в депрессии, разочаровании, нежелании жить. Тут без греха не обошлось? Вам нужна серьезная исповедь, и, думаю, помощь психотерапевта. Помоги Вам Бог преодолеть разлад с собой и жизнью. Думаю, если есть жертвенность, то еще не все у Вас потеряно. Обычные самоубийцы – конченные эгоисты. Вы – не такой. Живите, служите близким. Храни Христос!

протоиерей Максим Хижий

Можно ли мечтать? Представлять то, что хочется? Если нет, то как себя подвигнуть на что-то? Не возникнет ли апатия, уныние, отчаяние?

Марина

Здравствуйте, Марина. Не путайте врожденную способность к воображению со страстью мечтательности. Без воображения невозможно никакое творчество. Прежде, чем что-то воплотить в жизнь, надо во всех деталях это продумать. Мечтательность - это представление себе того, чего никогда не будет, эфемерная жизнь, в которой мечтатель играет главную роль, представляя себя обладающим теми достоинствами и возможностями, которых не имеет в действительности. Живите не в мечтах, а в реальности, и Вам никогда это не наскучит.

иерей Александр Белослюдов

Елена

Здравствуйте, Елена. Важно соблюдать постепенность и постоянство. Как в спорте. Нельзя сразу стокилограммовую штангу поднимать, надо постепенно, изо дня в день увеличивать нагрузку, так, глядишь, через пару лет и штангу поднял. Так и в духовной жизни. Не думайте, что можно, употребив какое-то средство или прием из книжки, в одночасье увидеть всего себя. От нас требуется посильное понуждение себя к жизни по заповедям Христовым. Для того, чтобы хотя бы иногда побыть в тишине своей души, за закрытыми дверями келии сердца своего, надо учиться молитве. Дело не в каких-то особых молитвах, а в настроении, которое надо приобрести на молитве. Хорошо бы Вам прочесть и усвоить учение о молитве Иисусовой, которое есть в книге «Аскетические опыты» свт. Игнатия Брянчанинова. В первом томе, после глав о молитве Иисусовой есть глава о внимании к себе, тоже очень полезно ее прочесть. Если это чтение будет Вам даваться, то дочитайте потихоньку и всю книгу от начала до конца. Если будут затруднения, то ограничьтесь только названными главами. Вообще, чтение надо иметь, это питание души. Но можно для чтения взять книгу полегче, например, «Письма Валаамского старца». Но сначала учение о молитве. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день, батюшка. У меня возникло несколько вопросов. Скажите, если молишься рассеянно, и в голову, как назло, лезут разные мысли, не лучше ли совсем не молиться? И ещё, скажите, насколько грешно разговаривать в храме? Я прихожу в храм, но не так уж часто. Я стараюсь молчать вне службы и мысленно обращаться к Господу Богу, тем более во время службы, но в храме очень часто стоит такой шум, подчеркну ещё раз, когда служба ещё не началась - от бабулек, которые пришли порассуждать о житейском -что не возможно даже сосредоточиться. Заранее благодарю вас за ответ.

Надежда

Надежда, даже если Вы совсем отвлечетесь на молитве, молитву лучше не оставлять. В противном случае, Вы никогда не научитесь молиться Богу. Что касается разговоров в храме, то преподобный Амвросий Оптинский говорил: «За разговоры в храме попускаются скорби». Впрочем, не будем судить старушек – они зачастую весьма духовно немощные. Господь с нас за старушек не спросит, а вот за то, как мы каялись, как исповедовались, с каким сердцем причащались и сделались ли настоящими последователями Христа - спросит.

игумен Никон (Головко)

Мне 15 лет. Это началось у меня давно. Сначала просто плохие мысли, с которыми я не могла справиться. Иногда мне казалось, что я схожу с ума. Потом вроде проходило. Но теперь это каждый день. Причем, просто на разные темы, бывает, проклинаю любимых мне людей (молюсь Богу, прошу спасти их, переживаю очень сильно). У меня это как навязчивая идея - может длиться несколько дней, может еще больше. Я иногда думаю, что шизофреничка. Что мне делать? К психологу боюсь идти, к батюшке тоже. Так невозможно уже. Помогите!

Татьяна.

Татьяна, в переходном возрасте у некоторых людей так бывает, не пугайтесь. Хотя и успокаиваться, естественно, не надо, потому что это – очень плохо. В чем причина этого явления? Параллельно с процессом созревания и взросления тела, ум человека, некогда еще свободный от страстей, начинает все больше и больше заниматься вопросами, так сказать, физическими, и терять свою чистоту. А дьявол, видя, что ум загрязняется, очень быстро стремится воспользоваться этой ситуацией и еще больше засорить его своими навязчивыми мыслями. Выход один – в храм, к батюшке, на исповедь. А потом - причаститься. Если сделаете это очень искренне и достойно, почувствуете огромное облегчение и свободу от всей этой грязи. Правда, через какое-то время враг вновь начнет наседать, и тогда снова и снова надо исповедоваться в плохих мыслях и освящать свою душу Причастием. Бог Вам в помощь!

игумен Никон (Головко)

1

Как избавиться от обиды?

Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь - это школа, а все, что нам попускает Господь - скорби, искушения - это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили...

Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних - и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: "Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась". И душа наша успокоится. А если мы начнем: "А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!.. " И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке.

Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках "компромат" на этого человека: "Вот, он такой и такой... "; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: "Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! " Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти "мысли" нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости - ни обиды, ни раздражения - не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: "Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет". А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: "Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю". А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: "Для чистых все чисто" (Тит. 1, 15), а грязному - все грязно.

Как вести себя, когда обидят?

Когда нас обидят, надо тут же вспомнить, что это не человек нас обидел, а злой дух, который действует через него. И поэтому нельзя в ответ обижаться, гневаться. А что же надо делать? Подойти к иконам, положить несколько земных поклонов, возрадоваться и сказать: "Господи, благодарю Тебя, что Ты предоставил мне такой урок для моего смирения, для очищения моей души от грехов". Как-то оптинский старец Никон полнил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: "А кто это мог написать? От кого письмо? " Но он тут же взял себя в руки: "Никон, это не твое дело, не надо допытываться, кто написал. Если Господь попустил, значит, так надо. Значит, есть у тебя грехи, за которые надо потерпеть". Если человек так себя настроит, у него все в жизни встанет на свои места. А то есть такие "христиане", которые так могут разобидеться, что начинают возмущаться, шуметь, а потом перестают разговаривать и могут неделю, а то и месяц молчать - таить зло и обиду. Бывает, что и надо сделать человеку замечание, что-то подсказать, но в этом случае надо всегда помнить слова премудрого Соломона: "Обличи разумного - он тебя возлюбит, не обличай безумного - он тебя возненавидит".

Один старец-священнослужитель писал о себе: "Я - как пес. Бывает, псу скажут: "Вон отсюда! " - он и отойдет подальше; отойдет и сидит - ждет, как дальше себя хозяин поведет. А если хозяин снова позовет: "Ну-ка, иди сюда! " - он опять хвостиком завилял и с любовью к хозяину подбегает, не помнит зла. Когда меня кто-то ругает, гонит, я отхожу от него. Но если человек приходит ко мне и кается, просит прощения, я опять с любовью его принимаю и на него не обижаюсь. Я только рад, что он пришел ко мне и покаялся".

Что делать с соседями, которые колдуют, желают зла, часто подбрасывают в огород наговоренные вещи? В мире с ними жить не удается. Как молиться, когда презирают, незаслуженно, безвинно обижают?

Когда человек для укрепления здоровья едет на курорт, в санаторий, то он принимает все назначенные ему процедуры, в том числе и грязевые ванны. Он даже платит за это деньги и благодарит врачей, когда они обмажут его всего черной грязью. Намажут - он черный и ходит. Но почему-то мы не благодарим тех людей, которые безплатно нас поливают грязью. Ведь клевета, сплетни, презрительные слова - это та грязь, которая лечит нашу душу. Ее надо с радостью принимать, зная, что идет очищение нашей души.

Господь сказал: "Терпением спасайте души ваши, претерпевший до конца спасется". А как приобрести терпение, если его нет? Такому человеку Господь дает уроки терпения и смирения. Например, соседи озлобляются, шумят, ругают, клевещут. Если мы не будем соседей ни в чем обвинять, будем Бога благодарить и считать, что соседи посланы нам для выработки терпения, то душа наша быстро станет здоровой, А в здоровой душе нет ни обид, ни раздражения. В ней сострадание к падшим во зле, в ней любовь и милосердие, в ней Сам Бог.

Или постигла человека серьезная болезнь - рак. Это прекрасная возможность все, что было неправильного в жизни, исправить, поисповедовать грехи, покаяться и причаститься. Человек может встать на правильный путь, пусть даже за один месяц, за неделю до своей кончины. Господь принимает и "в одиннадцатый час", а награду всем обратившимся к Нему дает одинаковую - спасение. Главное, какими мы перейдем в потусторонний мир. С добрыми делами, со смирением и чистой душой или с грехами нераскаянными. Это самое страшное состояние, когда душа отягощена грехами.

Да, злые духи нас донимают, но только по попущению Божию. Господь лучше нас самих знает, что полезно нашей душе и, желая ее очистить, как любящий Отец дает нам горькое лекарство, а когда надо пожалеть, то утешит, ободрит.

Без воли Господней никто не имеет власти над нами: никакая бабка, никакой дед, никакой колдун. Если Бог не попустит, никто не может нам причинить вред. Когда человек постоянно ходит в церковь, он находится под особым попечительством Бога, и Господь защищает его от всякого колдовства. Надо только быть верным Господу до самой смерти. Если же вдруг случится человеку забыть о своем Отце Небесном, изменить Ему, перестать Ему молиться, Отец все же не забудет его. Наоборот, будет стараться вернуть к Себе заблудшего сына. И для этого может напомнить о Себе бедами, болезнями и скорбями. А избавиться от обиды на вредящих и злословящих можно так. Заранее настроить себя, что те люди, которые причиняют нам зло, - орудия воли Божией. Молите Господа: "Господи, помоги мне все это перенести!" Мы ведь гордые, больные, испорченные. Почему человек обидчив? Почему, когда ему слово скажут, чтобы в чем-то его поправить, он взрывается: "Как это: мне подсказывают? Разве вы не знаете, кто я такой?" Это болезнь души. За какое место ее ни тронь, везде той душе больно. А в Царстве Небесном нужны здоровые люди, крепкие духом.

История свидетельствует о многих случаях восстания против Бога, начиная от падшего ангела и вплоть до известных личностей нашего времени. Вот только некоторые примеры, к чему приводит такое поведение.

Известнейшая актриса Мэрилин Монро во время презентации шоу имела краткую встречу с евангелистом Билли Грэмом. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника она ответила: "Мне не нужен твой Иисус!". Всего неделей позже ее нашли мертвой в ее апартаментах.

Бразильский политик Танкредо ди Амейдо Невес во время своей президентской избирательной компании публично сказал: "Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!" Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.

Бразильский композитор, певец, поэт во время шоу в Рио-де-Жанейро, затянувшись сигаретой, шумно выпустил дым в воздух и кощунственно провозгласил: "Бог, это тебе!". Вскоре он умер в возрасте 32 лет от СПИДа.

Инженер, построивший Титаник, после окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо-корабль, с иронией в голосе ответил: "Теперь даже Бог не сможет его потопить!". Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.

Участник известной группы "The Beatles" Джон Леннон во время интервью ведущему американскому журналу сказал: "Христианство скоро закончится, оно просто исчезнет, я даже не желаю об этом спорить. Я просто уверен в этом. Иисус был ОК, но его идеи были слишком простыми. Сегодня мы более известны, чем ОН! После того, как он объявил, что Битлз более известен, чем Иисус Христос, он трагически погиб. Один психопат выстрелили в него в упор шесть раз. Примечательно то, что убийца сделал это с целью отобрать его популярность, и прославиться на весь мир, как убийца знаменитого певца.

В 2005 году в бразильском городе Кампинас группа пьяных друзей пришла забрать свою подругу из дома для дальнейших развлечений. Мать этой девушки, сильно волнуясь о них, провела ее до машины и, держа дочь за руку, с трепетом сказала: "Дочь моя, езжай с Богом, и пусть Он тебя сохранит", на что она дерзко ответила: "В нашей машине уже нет места для Него, разве только Он залезет и поедет в багажнике". Несколько часов позже матери сообщили, что этот автомобиль попал в ужасную автокатастрофу, и все погибли! Сам автомобиль изуродован до полной неузнаваемости, однако полиция сообщила, что, не смотря на то, что весь автомобиль полностью уничтожен так, что даже невозможно распознать его марку, багажник остался абсолютно невредимым, что совершенно противоречит здравому смыслу. Каково же было всеобщее удивление, когда багажник легко открылся, и в нем обнаружили лоток яиц, и ни одно из них не разбилось, и даже не треснуло!

Журналистка и танцовщица из Ямайки Кристина Хэвитт сказала: "Библия является самой плохой книжкой, когда-либо написанной!". Вскоре, в июне 2006 года, ее нашли сгоревшей до неузнаваемости в собственном автомобиле.

В Библии сказано: "Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает . Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). Бог создал все живое на нашей планете около шести тысяч лет тому назад, и по Его замыслу каждый из нас явился в этот мир. Мудро ли творению восставать против Творца? Жизненный опыт подсказывает, что это глупая и совершенно бессмысленная затея для многих заканчивается печально.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!