О знаках препинания. Презентация "рассказ о знаках препинания"

Года

Из истории возникновения знаков препинания

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания . Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и - соответственно - слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?
К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка .
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания .
На вопрос, когда возник славянский алфавит , лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
А когда появились знаки препинания ? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?
Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания : точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:],вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].

https://pandia.ru/text/78/123/images/image004_2.gif" align="left hspace=12" width="343" height="219"> Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению, слово запятая - это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) - „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“.

https://pandia.ru/text/78/123/images/image006.jpg" align="left" width="178" height="144 src=">
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода (1731).

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

https://pandia.ru/text/78/123/images/image008.jpg" align="left" width="354" height="473 src=">К знакам препинания относится также абзац или красная строка. Абзац служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей.

https://pandia.ru/text/78/123/images/image010_0.gif" alt=". , ? ! ... : ; " align="left" width="692" height="116 src=">Ягодина Анастасия, ученица 4А класса гимназии №1 г. Мурманска

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами.

Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем - запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

С возникновением книгопечатания появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак).

К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его "черта", а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, - "молчанкой". Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась "полуточием", восклицательный знак - "удивительным" знаком, кавычки - "пресекательным" или "отменительным" знаком, знак переноса- "единительным" знаком (или "единитным"), скобки - "вместительным" знаком (который "слово или целый разум в речь вмещает").

В 1755 году в Петербурге была напечатана "Российская грамматика" М. Ломоносова, которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении втором был приведён перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.

Точка, точка, запятая...

Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении "Точка, точка, запятая..." А. Шибаев :

Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.

Восклицательный знак

Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!

Вопросительный знак

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

Многоточие

Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но - тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками...

Двоеточие

Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...

Тире

Ляжет палочкой
На строчку: -
Проходите
По мосточку.

Кавычки

Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят...

Скобки

Словам раскрывают объятья: -
Ждём в гости вас,
Милые братья!

Запятая

Выйдет на дорожку -
Всем подставит ножку!

Точка

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

А вот реальная история из жизни одного французского писателя с участием знаков препинания:

Чудесные знаки

Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить.

В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: "?". Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: "!".

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

1. А.П.Чехов о знаках препинания

А.П. Чехов говорил, что "знаки препинания служат нотами при чтении".

2. К.Г.Паустовский о знаках препинания

"Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться". (К.Г.Паустовский )

3. "Побольше точек!"

Исаак Бабель: «Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек».

4. Многоточие

"Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…" (В. Набоков )

5. "...знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью..."

"Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю". (Н. Г. Гольцова, профессор)

6. "Весна!!! Лето. Осень…Зима?"

Фрагмент рассказа Татьяны Толстой "Милая Шура" демонстрирует исчерпывающий набор знаков препинания, возможных в позиции конца предложения: "На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень…Зима?"

7. «Казнить нельзя помиловать»

8. Бессловесная переписка

А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго , закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!» Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

9. Юмор знаков препинания

Сомерсет Моэм : "Это был не юмор мыслей, и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое — юмор знаков препинания: в какую-то вдохновенную минуту она постигла, сколько уморительных возможностей таит в себе точка с запятой, и пользовалась ею часто и искусно. Она умела поставить ее так, что читатель, если он был человек культурный и с чувством юмора, не то чтобы катался от хохота, но посмеивался тихо и радостно, и чем культурнее был читатель, тем радостнее он посмеивался".


10. "Пунктуационный" анекдот

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

11. У писателей... свои предпочтения знаков

У писателей есть свои предпочтения знаков. Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет о точке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...

— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?

— Да просто расставил все знаки препинания, - сказал он. - Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться...

После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя»

12. «...запятая совершенную речь делает...»

Число запятых и прочих знаков всё сокращается и сокращается, по сравнению с временем Пушкина их уже вдвое меньше. Всё это связано с общим процессом осмысления и стандартизации написанного текста, который было бы удобно «схватить налету» и сразу осознать его смысл. Судите сами, легко ли было читать в начале XX века такой вот текст: «В Москве, зачастую, можно видеть, не без изумления, как целые толпы нищих, получают, около домов богатых людей, пищу, или иную какую-нибудь милостыню... Такой образ жизни, пожалуй, освобождает их, как они, довольно заманчиво выражаются, от душевных скорбей и расстройств, но на деле, они, потопляя заботы, тонут и сами...» Воистину, как сказано в древней азбуке, «запятая совершенную речь делает», и «иногда одна запятая нарушает всю музыку» (это слова Ивана Бунина ).

13. Берегите знаки препинания!


Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!

14. О назначении пунктуации


Теоретик логического, или смыслового направления, Ф.И. Буслаев , сформулировал назначение пунктуации следующим образом: "Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему".

По материалам Интернета

Работу выполнил ученик 4 ” А ” класса кадетской школы 1785 Таганского кадетского корпуса Клюкин Владислав Владимирович. Здравствуйте!

Рассказ про знаки препинания Раздумья вопросительного знака Живу я в зарослях загадок, готов задать сто тысяч вопросов: «Откуда? Кто? Куда? Зачем?» Ведь загадывать загадки я, друзья, большой мастак. Конечно, вы меня узнали -Вопросительный я знак. Я знак Вопроса, живу вместе со своими братьями и сестрами в области Пунктуации. Однажды между нами разгорелся спор. Заспорили мы, кто из нас всех важнее. Всем известно, что я, точка, - самый маленький в мире знак, и хоть меньше не найти значка, я нужна не просто так. Тут в спор вступила Запятая, наша сестрёнка завитая. Ну и зачем же эта точка в виде крохотного комочка, или малюсенького клубочка, или тёмненького кружочка? Зачем вообще она нужна? Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. Вот для чего я всем нужна! А я Запятая - девица занятая, голова вся завитая, мне едва хватает дня, все чуть что, зовут меня. И я указываю на отношения между частями предложения. Рассердилось Двоеточие: Я не то, что прочие, я знак ужасно важный, взгляните на меня. Я даже двухэтажный и очень-очень важная персона - это я! Тут как тут Кавычки-сестрички запели: -Это мы самые главные. Мы выделяем прямую речь и цитаты. Мы Кавычки-сестрички, так у нас уж повелось: вместе мы гуляем, праздники встречаем, очень-очень дружные, людям очень нужные. - Нет, я самый главный, - сказал Дефис, - так как я разделяю слова на смысловые части. - Нет, позвольте же друзья, самый главный всё же я. Я не чёрточка, не минус, попрошу ни с кем не путать. Я Тире, нужно - буду тут как тут!

Это что ещё за штучки? - сказало Многоточие. - Мы важнее всех! И точки! Мы три сестрички-точки, если за руки возьмёмся, значит, нет конца у строчки. Что за глупости, друзья, всех важнее - это я! Друзья мои, поверьте мне, я старший брат средь вас, примите восклицательный мой пламенный привет! Это не вы, а я самый главный и важный! Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. Это меня ставят в конце предложения для выражения изумления, призыва, волнения. Я знак Восклицательный - просто замечательный! Но вдруг прибежали Скобки и запищали: - Как так случилось: неведомо как взял и пропал среди нас Вопросительный знак... Все знаки при этом сразу затихли. И только Запятая громко плакала, приговаривая: «Куда же пропал Вопросительный знак?» Ну и прекрасно! - сказал Восклицательный знак, - Рад от него я избавиться начисто, так как было ненужных вопросов количество! Надоело мне это излишество! Видеть его не желаю- и всё !

Правильно! - выкрикнули очень старательно Многоточие и Двоеточие. - Видеть! Его! Не желаем! И всё!!! День, два в области Пунктуации не слышно вопросов, но хотя Восклицательный знак не мудрец и философ, трудно ему обойтись без вопросов. Хочет узнать он, где, скажем, Тире, хочет спросить, где любимые сестрички-Кавычки, только без знака Вопроса, однако, даже простой не поставишь вопрос. Хотел он узнать, скоро ль будет обед, только спросить-то возможности нет.. .И, неудобства большие изведав, понял знак Восклицательный в результате всего: где нет вопросов, там нет и ответов. И невозможно узнать ничего. Вот ведь пустяк, - говорит Восклицательный знак, - сущий пустяк Вопросительный знак. Въедливый знак, а без него невозможно никак! Правильно! - крикнули старательно все знаки препинания. - Нам! Без него! Невозможно! Никак! И слыша все эти слова, тут выхожу я - знак Вопроса. Но тут в наш спор вмешался дядюшка Синтаксис: - Вы, конечно, все правы! Все вы важны! Каждый из вас сообщает определённую информацию в определённой последовательности, которая необходима каждому человеку. Вы все выполняете вспомогательные функции разделения, выделения смысловых отрезков предложений, словосочетаний, слов, частей слова. Указываете на грамматические отношения между словами, эмоциональную окраску, законченность. Так что все вы важны и все, безусловно, нужны! Так нас и помирил наш добрый дядюшка Синтаксис. И с тех пор в области Пунктуации мои браться и сестры больше никогда не ссорились, зажили мы все очень дружно.

Всегда пишите знаки препинания, ИНАЧЕ:

Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6? На крохотное ушко Похожа завитушка, Велит нам постоять чуть-чуть И отправляться дальше в путь.

Куда его ты ни поставишь - Быть равнодушным не заставишь... . Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.

Если что-то спрашиваешь, без меня не обойтись Разные вопросы Задаю я всем: Как? откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот такой я мастак, Вопросительный знак!

Проект

на тему:

Знаки препинания

выполнила ученица «4 ж» класса

Гребёнкина Алина

2014г

  1. Знаки препинания.
  2. История знаков препинания.
  • Точка
  • Запятая
  • Восклицательный знак
  • Вопросительный знак
  • Скобки
  • Тире
  • Многоточие
  • Кавычки
  1. Зачем нужны знаки препинания?

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

. , : ; - … ! ?

«» ()

Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский

ИСТОРИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Древнейшим знаком является точка. Точка

Ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке.

В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“.

Двоеточие [:] как разделительный знак

начинает употребляться с конца XVI века.

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления)

Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова

(1755)

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

Скобки [()] встречаются в памятниках XVI века.

Раньше этот знак назывался „вместительным“.

К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […].

Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“

А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки

[«»] . Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века.

Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать - „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш - „утёнок“, „гусёнок“; кавка - „лягушка“. Таким образом, кавычки - „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Если интонация выражает смысл высказывания в устной форме, то пунктуационные знаки – в письменной для более полного понимания смысла текста. Для отображения чувств, эмоций, интонации с которыми была произнесена речь. Передать всё это на бумаге мы можем только с помощью каких-то знаков, т. е. с помощью пунктуации (знаков препинания).

Например, точка выражает законченность предложения, а многоточие – паузу или незаконченную мысль. Вопросительные и восклицательные знаки служат для выражения интонации в зависимости от цели высказывания. Вопросительный знак в конце предложения указывает на вопрос, восклицательный – на более широкий спектр эмоций

Запятая служит разделителем нескольких предложений в составе сложного, используется при перечислении однородных членов, обращений и др.

Тире выделяет или разделяет предложения друг от друга, а также используется в качестве связки.

Точка с запятой связывает два или несколько распространенных предложений в составе сложного.

Двоеточие помогает разделить основное предложение от последующего перечисления или разъяснения главного предложения.

Знаки препинания играют определяющую роль при формировании мысли на бумаге. Они помогают сделать правильный акцент, сформировать и оформить мысль именно так, как нужно, чтоб ее восприняли, а иногда и полностью поменять смысл сказанного, т.е. написанного.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!