О чём умолчали апостолы: Где на самом деле произошло Преображение Господне? Архимандрит Алипий (Светличный): Сто лет назад в православной России был обычай изображать демонов.

Архимандрит Алипий Светличный Был такой период, когда я почти пять лет практически ежедневно ходил в Покровский монастырь к мощам блаженной Матроны Московской. Первично выстаивал длиннющие очереди, бывало, что и по полтора часа. А потом монахини меня приметили и, прознав, что я священник, предложили ходить вне очереди. Но стояние в очереди было для меня весьма полезно. Именно там я наслушался от людей массу чудесных случаев, связанных с заступничеством святой. Каждый имел свой опыт. Сегодня мне вспомнилось как одна женщина весело так рассказывала, что не так давно сына похоронила (и года нет!). Кажется у него лейкемия была (точно не скажу - запамятовал). Сыну не было и пятнадцати лет как умер. Она ради ребенка объездила всю заграницу и везде лечились. Но врачи отправили ее с сыном обратно в Москву. Понятно, что умирать... Говорит, что люди посоветовали ей пойти к Матроне. Ей помолиться. Не знала куда идти и нашла сообщение, что похоронена старица на Даниловском кладбище. Туда и пошла. Могилку нашла скоро (а преподобной тело уже выкопали, но на могилке народ собирался все равно в часовенке) по большой скученности людей. Рассказывает, что стоит в очереди, ждет когда сможет сама подойти. Плачет, как может молится: о сыночке просит. Зимой было, перед Новым годом. Из толпы выходит какая-то старуха и скользит по наклонной тропке, за оградки могильные хватается. Вот эта женщина и подхватила ее. А старенькая вся замотана платками теплыми, даже поверх ватного пальто обвязана была теплым большим клетчатым платком (при рассказе женщина на себе показала). И эта пожилая женщина не глядя поблагодарила ее и назвала "милой". А потом так же не глядя и говорит: "А чего ты плачешь? Не плачь. Сын твой со мной будет. Не оставлю его. " Женщина вся обнадежилась (легко человеку в доброе поверить, когда столько настрадался!) и спрашивает: "А куда мне его привезти? Вылечите ли его?" А старуха ей:" На земле не вылечится- нечего ему здесь лечиться! Господь его заберет в самый мой день!Что бы ты знала: кто в этот день умирает верный Христу Богу, того я сама буду вымаливать - мой он! Не плач!" Как услышала та раба Божья, что сын ее умрет, так вновь в слезы. И не уследила куда делась пророчица та. А подошла к могилке, увидела фотографию покойницы и ужаснулась, что с ней беседовала только что! Почил ее Денис в том же году в самый день памяти блаженной Матроны. Ушел легко. Причастился накануне. А женщина та (Валентина - помню, потому что до сих пор поминаю ее) закончила рассказ: "Хожу вот теперь к ней, сыночку приветы передаю! С ней, как с родной говорю. Прошу, чтобы и мне умереть в ее день!" Тогда и я возжелал этой чести: умереть в день блаженной Матроны в верности нашему Господу. Хочется иметь такую ходатаицу пред престолом Божиим...

Священник Украинской православной церкви рассказал, чем вызван конфликт с Константинопольской патриархией

«Ну зачем, в конце концов, спорить? Неужели не все равно, какой патриархат или какая Церковь? Был Московский, теперь — Константинопольский, потом будет Киевский…»

Вопрос не праздный. Зачем вообще выступать против чего-то или защищать что-то?

Так многие удивляются и святому Предтече Иоанну.

Сидел бы себе на Иордане. Проповедовал, анахоретствовал, крестил бы… Чего он полез с обличениями царя? Зачем была ему эта политика?

Но дело в том, что там, где политика соприкоснулась с нравственными вопросами, человек такого авторитета, как Иоанн Креститель, не имел права молчать.

Ведь царь Антипа был предводителем религиозного народа, он стоял на вершине богоизбранного народа и служил, вольно-невольно, примером для тех, кого святой призывал к покаянию. Любой поступок царя становился тягостным соблазном или возвышенным примером, вдохновляющим на подвиг. Нужен был голос совести!

Нравственно-моральное преступление царя заставило Предтечу возвысить свой голос. И он оказался за решеткой в тюрьме.

Царь пользуется близостью присутствия праведника для продолжительных с ним бесед.

Возможно, что они бы привели к изменению жизни Ирода Антипы, если бы не развратный танец юной девицы — его племянницы во время попойки и пьяное бахвальство перед гостями…

Итак, стоило ли Иоанну Предтече обличать царя, стоило ли, как теперь жаргонно выражаются, «подписываться» тогда, когда Ирод был неправ, когда лично грешил?

Почему теперь мы не имеем права молчать о грехе патриарха Константинопольского против Христовой Церкви? Зачем эта принципиальность вплоть до гонений?

Неужели не проще закрыть глаза и согласиться, что с патриархом Константинопольским тоже можно спастись? Важна ведь любовь!

Можно со всем согласиться. Но в том-то и проблема, что, по словам апостола Павла, любовь «не бесчинна». И если это бесчиние навязывается под вывеской любви — это сугубое преступление! Против самой Любви!

Церковь веками разрабатывала каноны, как удерживающий порядок жизни церковного организма в норме и порядке. И единое нарушение канона бывает болезненным от любого христианина. Но особенной, смертельной раной становится тогда, когда это делает предстоятель Церкви и ему в этом разбое способствуют те, кто призван блюсти Церковь, —архиереи!

Власть, богатство и политика уничтожают Христианство в каждом, кто прилепляется этой грязи. Константинопольский Патриархат нынче пал. И быть с ним — быть в его преступлении против Церкви и Любви.

Я не могу на это согласиться. Я — грешник. Но масштабы прегрешения Константинопольского Синода меня просто пугают.

Оттого я остаюсь с Церковью гонимой, но стоящей на верной позиции, на позиции Истинной Церкви. И этим я счастлив.

Потому что в этой Церкви остаются только верные Христу. И я с благоговением взираю на нынешних святых архиереев и священников, на мирян Украинской Православной Церкви, созидающих полноту святости своей верностью. И прошу их не отвергать меня, грешного.

24.08.2018 - 10:53

Архимандрит Алипий (Светличный) на своей странице в Facebook прокомментировал инцидент в Новосибирском государственном университете архитектуры и дизайна, где задрапировали тканью обнаженные статуи перед приходом православных священников.

21.02.2016 - 22:29

В киевском храме святых апостолов Петра и Павла, что на Нивках, по благословению викарного архиерея преосвященнейшего Феодосия, епископа Боярского, 21 февраля 2016 года был совершен Чин переведения в Православную Церковь из Римско-Католической Алешандре Энрике Тамассия.

21.01.2016 - 12:55

Вышли бы снова в подобной ситуации на Грушевского отец Алипий и отец Мелхиседек? И может ли духовенство и Церковь сделать что-то сегодня, чтобы примирить стороны конфликта? Об этом рассказали порталу «Православная Жизнь» священнослужители-миротворцы ровно год назад.

25.12.2015 - 02:24

О том, как помогает сегодня святитель в Греции и Украине, а также о главных чудесах человеческой жизни – рассказывают секретарь Керкирской Митрополии отец Темистоклис (Мурдзанос), архимандрит Алипий (Светличный) и настоятель храма в честь святителя Спиридона в Киеве протоиерей Николай Данилевич

17.12.2015 - 15:25

Постоянно пугают нас, что мы станем маргинальной Церковью. Нас учат, что мы должны быть народной церковью, церковью, близкой и понятной народу, церковью, исполняющей социальный заказ, мы должны поддерживать передовые настроения людей, искать им оправдания в Библии, Святоотеческой литературе. А иначе: по миру пойдем, храмы наши все отберут, люди перестанут ходить к нам, ну и прочее.

20.09.2015 - 20:07

Протестанты обладают крайней наивностью, когда отрицают возвышенную святость и благодатность Преблагословенной Девы Богородицы. Понятно, что учение отрицания возникло у них не от доброго расположения, а как тотальный протест! Но при этом как назвать еще человека, который позволяет, чтобы его обворовывали под предлогом, что так ему будет лучше? Разве не простецом? А вы хотели бы назвать его "глупец"? Ладно. Соглашусь. Ума большого в неверии нет.

11.04.2015 - 11:08

"Не ищите чудес, ищите правды Божией. И любите Бога. Споры увянут. Останется Тот, ради Кого нет нужды затевать эти споры. Он, Христос - Сам по себе наивысшее чудо в нашей жизни! И Он воскрес человеческой плотью. Он не побрезговал ею, даже с ранами, даже после смерти. Потому что мы, люди, для Него не чужды. И то, что Он посылает нам чудеса время от времени, это только заигрывание с нами как с наивными детьми. Потому что истинное Чудо нам не понять и не осмыслить"

03.02.2015 - 17:58

Храм свв. апостолов Петра и Павла, что на Нивках, передал продукты и вино для Литургии, - сообщает настоятель архимандрит Алипий (Светличный).

26.12.2014 - 13:03

Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!

Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы,

Свидетели величия?

«...мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших...» (2- е Соборное Послание апостола Петра)

Когда апостол Петр пишет о том, что Ученики Господни были очевидцами Его величия, невольно восклицаешь: «Когда? Когда это было ВЕЛИЧИЕ Спасителя?»
Рождество - в уединенной пещере. Крещение - при едином свидетеле, Крестителе. Распятие на Голгофе - среди поругания. Воскресение - никому не видимо. Вознесение - в окружении небольшого числа Его последователей. Когда ОНИ были свидетелями Его величия?

Да и сами Ученики как-то вели себя в отношении Господа просто и даже дерзко. Но апостол пишет, что были очевидцами Его величия.

Хорошо, что поясняет тут же, напоминая известное по Евангелиям апостолов Матфея, Марка, и Луки событие Преображения Господня. И это всё ставит по своим местам. Однако и здесь требуются некоторые важные пояснения.

Для чего?

Сосредотачивая свое внимание на преобразившемся виде Спасителя - на Его обновившейся одежде, сделавшейся белее снега, на лике, сияющем необыкновенным светом, - мы теряем главное событие и его смысл. А о нем и говорит апостол Петр: «Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

«Велелепная слава», откуда донесся голос Отца, это то, что иудеи называют «Шхина» - средоточие святости и всякой благости. Шхина - это, собственно, благодать. В событии Преображения Господня она явлена невещественным облаком. Оттуда принесся голос Отца.

Отец наименовывает Иисуса - Своим Сыном возлюбленным. Для чего это делается?

Об этом позже. А теперь продолжим следить за концепцией Апостола.

Гора

Очень интересным является упоминание Петром святой горы. Святой горой иудеи считали прежде гору Сион, но потом Сион стало именем нарицательным для всего Иерусалима.
Называлась так гора Мориа, но от времен Соломона эта гора стала просто именоваться Храмом, и святость сооружения превзошла значимость самой горы.

Осталась гора Елеон - Масличная гора на восток от Иерусалима. Она считалась святой. На ней помазывались на царство цари Иудеи, как бы перед лицом Иерусалима. Первоначально на этой горе росли ритуально чистые оливы для масла в храмовую менору (семисвечник). Потом, после возникновения кладбища на горе, которое стало продвигаться от Кидрона на север и вверх, этой чести удостоились особые оливковые рощи в Галилее, недалеко от нынешнего Назарета. Но гора продолжала именоваться «Святой горой». И в Мидрашской традиции (Мидраш - законническая книга евреев) этой горе упрочилось свойство подножия Престола Божьего.

Апостол Петр в Соборном послании замечает, что слышал слова Отца, когда были с Господом Иисусом на горе святой. Некоторые возразят: не могло событие Преображения произойти на Елеонской горе! И будут правы.

Поскольку евангелисты согласны в том, что преобразился Спаситель на горе между горой Ермон и городом Капернаум. И, как и апостол Петр, избегают именовать эту гору. В этом некая хитрость!

Помазанник

Дело в том, что само событие Преображения - это не просто изменение вида Христова, чтобы поразить Учеников. Это не просто проявление славы и могущества перед Распятием. Это - помазание на Царство.

И оно является самым важным событием перед приходом в Иерусалим и завершением обряда поставления на Царство схождением с горы Елеонской на белой ослице с осленком при ликовании иерусалимской толпы.

Итак на «святой горе» Господь преображается в присутствии двух пророков - Моисея и Илии - и при свидетельстве трех свидетелей - Учеников.
За шесть дней до этого события при истоке Иордана в Кессарии Филипповой Иисус вопрошает Своих учеников, за кого они Его принимают.
Это выглядит для читателя Евангелия как самый обычный вопрос любопытного человека. Но для Христа этот вопрос не простой. Он носит ритуальный характер. Так опрашивали народ при избрании царя. И представитель народа - первосвященник или старейшина синедриона - должен был в присутствии народа громко огласить, что видят в нем своего царя.
«Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Ев. от Матфея гл. 16). И ответ Господа на слова Петра носит ритуальный характер, утверждающий именем Бога, что он сказал истину.

Удивительно и продолжение речи Спасителя. Оно напоминает благодарное обещание царя придворному за его услугу царю: «...и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». И это тоже из ритуала поставления на царство...

А потом Господь вдруг запрещает Свом ученикам говорить кому-либо, что Он Иисус Христос. Понятно, что ключевым является слово «Христос», именно оно запретно, именно его от имени Учеников огласил Петр. Но важно, что теперь оно в плотной привязке к имени Иисус: Иисус Христос. Христос, напоминаю, - Помазанник.

Неоспоримое право

И вот, на неименованной горе происходит Преображение. А где же, спросите вы, само Помазание на Царство?

Действительно, читаем в Библии и знаем, что царей помазывают на царство священным елеем - миро, которое было изготовлено по указанию Божию еще Моисеем и Аароном. Так пророк Самуил помазал миро сначала Саула на царство, а затем, когда Саул стал поступать вопреки Божьей воле, помазал тайно Давида. Помазывались и другие цари иудейские.
Т.е. и от события Преображения, как от обряда поставления на Царство, мы тоже ждем ритуала помазания.

Но дело в том, что помазывались видимым помазанием на царство только те цари, которых право на царство оспаривалось! Так Давид помазывался, чтобы отнята была благодать помазания у Саула, Соломон был помазан потому, что на его престол претендовал Адония, Иосия - из-за Аталии, Иоахаз вынужден был помазываться из-за старшего на два года брата Иеахокима и т.д. Однако если не было претендентов на престол в силу прямого наследства, то только оглашали царем, переодевали в новые царские одежды и на белой ослице возвращали в Иерусалим царя для исполнения им Божьих Заповедей о своем народе. Т.е. царь должен был вести народ к спасению. Именно эти слова и кричали иудеи в Иерусалиме, приветствуя Господа с ветвями: «Осанна!». «Хошанна» - переводится как «спасение».

Других претендентов на Царство у Христа не было. Сам Отец огласил Его Своим Сыном для земных и Небесных обитателей. И об этих словах свидетельствует апостол Петр в своем Послании. Отец утвердил Его Своим Наследником. Помазание физическим миро больше не требуется - Он Христос!

Итак, в таинственном Преображении мы все становимся соучастниками, постфактум, удивительного действа поставления нам Царя в Вечность. И об этом Царстве Он нам говорит постоянно. Иногда намеками, притчами, а иногда и прямо, так что и уклониться от знания не получится. И нам открыто, что Царство Небесное внутри нас уже есть! И Он там теперь Царь. Он ведет нас ко спасению. И это мы должны кричать что есть мочи «Хошанна!», потому что мы видим, сколько усилий прикладывает наш Царь, чтобы ввести в Свое - наше Царство нас, народ Божий.

О чём умолчали апостолы?

А теперь о «горе святой». Апостолы умолчали ее имя. И нам до сих пор неведомо точно, на какой горе случилось Преображение, лишь позднее Предание нашло подсказку в Псалтири: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». Догадавшись, что коль Господь опрашивал Своих учеников под Ермоном и вышел оттуда в Галилею, чтобы следовать к Елеонской горе, что над Иерусалимом, но не должен был пройти возрадовавшейся о имени Господнем Фавора, что возвышается над Изреельской долиной.
Однако Фавор для иудеев - не авторитетная гора. Она была отдана на поселение левитам еще во времена Первого Храма. И потому там была заповедная роща оливок для храмового семисвечника.

Таким образом благословение ритуальной чистоты с Елеона незаметно для кичливых иудеев перешло на тихий Фавор. И гора сделалась в глазах галилеян святой.
Но Апостолы показывают, что Престоловосхождение Христа не ограничивается одной горой. Ермон - место опрашивания. Фавор - место поставления на Престол. Елеон - явление Царя народу. Это все - «святая гора».

Однако завершилось все на Голгофе, где в изголовье Царя была прибита ничтожная табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский». Завершилось как свидетельство исполнения пророчеств («...мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте» - ап. Петр).
Но началась совершенно другая история: «...начнет рассветать день и...взойдет утренняя звезда в сердцах ваших...»(Второе Соборное послание ап. Петра). Этот рассветный день, опираясь в земные точки, славы Господней простирается в Царство Вечности. Туда, где фаворский свет - естественное состояние каждого гражданина истинного Отечества Небесного. Быть его горячим патриотом, я бы не побоялся сказать - «националистом», призваны мы все стать. Это Царство, которое вручил на Фаворе Сыну Отец, и «Его же Царствию не будет конца» (из Символа веры).

Архимандрит Алипий (Светличный)

(В оформлении статьи использованы фрагменты мозаичного изображения Преображения Господня VI века из базилики Преображения в монастыре св. Екатерины на горе Синай)

31 октября. Киев. ПРОТОИНФО — Известный украинский священник, стоявший в январе на Грушевского между митингующими и «беркутовцами», раскритиковал в своем Фейсбуке заявления протоиерея Георгия Коваленко, сделанные в его блоге на ТСН.

Служба ПРОТОИНФО уже о скандальной публикации руководителя Синодального просветительского отдела УПЦ, которую священник Коваленко допустил в своем новом блоге на сайте «Телевизионной службы новостей» телеканала «1+1», принадлежащего олигарху Игорю Коломойскому.

На страницах своего Фейсбука ему ответил настоятель храма святых апостолов Петра и Павла, что на Нивках города Киева. Тот самый архимандрит Алипий (Светличный), который один из немногих священников и монахов встал на киевской улице Грушевского между митингующими и бойцами «Беркута». Таким образом православные христиане дежурили несколько дней, подменяя друг друга, чтобы не допустить кровопролития.

Отец Алипий посетовал, что ему горько от того, что подобное в блоге написал священник, которого он много лет уважал и любил. И теперь архимандрит не знает как себя вести при встрече с этим человеком, который оскорбил его Церковь.

««На майдане была Украинская Православная Церковь»? — ЛОЖЬ!!! Церковь была со Христом! Она была в храмах Божиих», — восклицает отец Алипий. — «Церковь не устраивала оргии на этом торжище пустословия! Украинская Православная Церковь не является Церковью народа Украины — она Церковь народа Божьего в Украине! Не надо делать столь крутой политический замес только, чтобы оправдать свою политическую религиозность!»

На слова протоиерея Георгия, который обвинил Московский Патриархат в «совковости», архимандрит Алипий заметил что именно от купели Русской Православной Церкови родился этот неблагодарный священник. Автор поста в Фейсбуке засвидетельствовал, что Церковь, от которой протоиерей отрекается — объединяет единой Евхаристической Чашей Украину, Белоруссию, Эстонию, Молдавию, Латвию, Литву, Казахстан, Японию, Китай и другие государства.

«Это Советский Союз? Какой глоток из ада надо сделать, чтобы потом излить столько яда?» — удивляется архимандрит. — «И чем этот иерей теперь отличается от невзоровых и подобных им? Я хотел бы вновь Причащаться из единой Чаши с этим священником. Но не сегодня. Потому что его слова слишком инфернального происхождения, чтобы мне позволить заявить о Евхаристическом единстве с ним».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!