Наступление нирваны как результат правильного поведения человека. Чем не является нирвана и мнение эзотериков

Анна Любимова

Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения , а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.

Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.

Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?

По верованию Будды, невзирая на мучения, что пронизывают каждый этап существования в Сансаре, существует состояние без мучений, и его возможно достичь. Им выступает состояние транса или нирвана. Вхождение в данное состояния в учении Будды обозначают термином амата, то есть достижение души, что разрушает цепь кармического существования.

Что такое нирвана? По определению – это состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины

В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.

Что такое нирвана?

Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.

нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей

Всем знакома фраза «впасть в нирвану» . Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье , но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.

Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.

В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны

В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре . Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.

Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это , где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий

Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания . Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.

Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.

Есть несколько разновидностей нирваны. В разных учениях она трактуется по-своему. Нельзя однозначно сказать, что именно означает это состояние

Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.

Типы нирваны

Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:

  • непознанное состояние постоянного покоя и абсолютное удовлетворение;
  • разрушение цепочки перерождений, окончание перерождений, полный, нерушимый покой;
  • она не поддается какому-либо определению;
  • в среде ученых и буддистов до сих пор ведутся споры о правильном понимании нирваны.

Существуют разные типы нирваны по различным учениям

Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:

  1. ментальная . Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
  2. жизненная . Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
  3. вечная . Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.

В тхераваде есть 2 вида нирваны:

  • «с остатком ». В данном состоянии пребывает святой в буддизме, прежде чем выйти из цепи реинкарнаций. Остатком называется тело, оно носит имя «последнего»;
  • «без остатка ». В этом случае у буддийского святого «успокаивается» полный набор дхарм, а сам он навсегда прекращает существование.

Как впасть в нирвану?

Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.

Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.

Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира

Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:

  1. Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление. Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь. По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
  2. Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
  3. Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
  4. Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
  5. Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.

Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания

Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.

29 марта 2014

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае - только Будда , ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук - очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой - это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс - чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её - создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина - о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это - арийская восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это - арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено - выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос - можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А. , Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.

(санскр. nirvâna, пали nibbâna, букв. «угасание»), в буддийской религиозно-мифологической системе одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к другой. Из сансарических существ только человек может достичь Н. и стать буддой. По теории буддизма, о Н. нельзя сказать ничего определённого, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (хотя все эти слова неадекватны для описания Н.). Считается, что Н. можно достичь и при жизни, но полностью она достигается лишь после смерти (т. н. пари-нирвана). Существа, которые ушли в Н. (т. е. будды), теоретически не могут вернуться в сансару, но в мифологии буддизма нередко встречаются сюжеты, в которых «нирванические существа» помогают людям и другим существам вырваться из оков сансары. В мифологии махаяны так поступают эманации будд - бодхисатвы. Сами будды могут перевоплотиться в человека (так, например, Амитабха перевоплощается в панчен-ламу).
В мифологии махаяны различается несколько уровней Н. сторонников хинаяны (т. н. нирвана шраваков и пратьекабудд) считается более низкой по сравнению с Н., которой достигают бодхисатвы.
Лит.: Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии (статья 1), в сб.: Труды по востоковедению, 2, Тарту, 1973, с. 202-16; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927.
Л. М./>/>/>

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(санскр. угасание). 1. Вечный покой, прекращение (не является обязательным для самих существ, но обязательно для их эго, желаний, эгоистических действий и умонастроения). Нирвана – свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, совершенствование духовного...

Энциклопедия "Религия"

НИРВАНА (от санскр. "угасать") - в буддизме и джайнизме - конечное освобождение, особое состояние духа, преодоление земных страстей и желаний, полный покой вне бытия и вне времени. Указывает на стремление к освобождению в целях избавления от любых свойств и характеристик в Н...

Философский словарь

(Санскр.) Согласно востоковедам, полное "угасание", подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время жизни достигшего высшей степени...

Философский словарь

(санскр.-остывание, угасание, затухание): в древнеиндийской философско-религиозной мысли означает идеальноесостояние отрешенности, характеризующееся утратой чувства «я», исчезновением личности, индивидуального сознания. «Я» растворяется в Абсолюте (Брахмане), перестает...

Философский словарь

(санскр., букв. - угасание) - центр, понятие религ. философии буддизма» джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. - разрыв в цепи...

Философский словарь

(санскр. - угасание, прекращение) - в Буддизме понимается как разрушение желаний, прекращение страданий, всякой "жажды" - жажды жизни, жажды познания, угашение страстей и работы сознания, выход из реинкарнаций. С точки зрения плотского ("сансарного") человека - это прекращение...

Словарь Ушакова

Нирвана

нирва на , нирваны, мн. нет, жен. (санскр. nirvâna - исчезновение, потухание) (книж. ). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия.

| Смерть, небытие (поэт. ).

Погрузиться в нирвану (разг. ) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Нирвана

(санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

Культурология. Словарь-справочник

Нирвана

(санскр. – угасание) – центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Нирвана – особое психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютная отрешенность от внешнего мира.

Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

Нирвана

Nirvana

"безветренность", "бездыханность". Понятие о Нирване весьма растяжимо – от значения просто "небытие" до значения "отрешенность ото всякого миропроявления", глубочайшей интраверсии, экстаза Бытия-Знания-Блаженства.

Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету

Нирвана

(санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха).

В. И. Корнев

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Нирвана

Нирвана

♦ Nirvana

В буддизме – название абсолюта или спасения; это сама относительность (сансара), само непостоянство (аничча), когда исчезают преграды, воздвигаемые неудовлетворенностью, умом и ожиданием чего бы то ни было. Эго угасает (на санскрите слово «нирвана» означает «угасание»); остается все, а кроме всего нет ничего. Понятие нирваны означает примерно то же, что понятие атараксии у Эпикура и понятие блаженства у Спинозы, хотя рассматривается оно в иной плоскости. Нирвана есть опыт вечности здесь и сейчас.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Нирвана

блаженство, в буддизме - конечное блаженное состояние, цель существования:

* "Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars amandi [искусство любви (лат.)] - не какая-нибудь там прана, дао, нирвана, студенистое блаженство, равнодушное безделье и самовлюбленность, а чувственность в чистом виде, мир как эмоциональная привязанность молекул, уже при рождении хозяйственных и деловитых". - Повторение *

Энциклопедический словарь

Нирвана

(санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Словарь Ожегова

НИРВА НА, ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешённости от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Словарь Ефремовой

Нирвана

  1. ж.
    1. Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).
    2. Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.
    3. перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Нирвана

(санскр. Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) - у буддистов и джайнов (см.) последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная, или неполная, Н. и 2) конечная, или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н . тожествен с состоянием дживанмукти (jî vanmakti - искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упадисеса (санскр. upadhi ç esha - имеющий остаток нижнего слоя). Вторая, или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nir ûpadhiç esha, пал. anupadisesa), или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко-блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному определенно Н. как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низкий страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия H. - нирврти (палийск . ниббути ).

Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основным значением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования и рассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Budbhism and Buddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduclion to Buddhaphosha"s Parables" (1869); Barthélé my Saint-Hilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-е изд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статья Childers"a "Nibb â nam", в его "Dictionary of the P â li Language" (Л., 1876, стр. 265); J. D. Alwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в Revue Bibliograph." 15 июня 1874. О. Frankfurter, "Buddhist. N." и "Noble Eightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII).

С. Б-ч.

Словари русского языка

Четыре благородных истины, можно сказать, составляют суть буддизма и рассказывают, что нужно делать со страданиями людей. Эти истины гласят, что жизнь живых существ полна различных страданий, и эти страдания имеют начало (причину) и конец, и вы можете достичь нирваны, чтобы прекратить эти страдания. Благородный восьмеричный путь подробно описывает, что необходимо делать для достижения нирваны. Иными словами, Четыре благородных истины описывают болезнь человеческого существования, а Восьмеричный путь дает рецепт, позволяющий исцелиться. Понимание истин и прохождение пути позволит вам достичь мира и счастья в этой жизни.

Шаги

Часть 1

Как следовать Благородному восьмеричному пути

    Регулярно медитируйте. Медитация является ключом к работе ума и позволяет приблизиться к нирване. Медитация должна стать частью вашей повседневной жизни. Вы можете учиться медитировать самостоятельно, но учитель всегда направит вас и позволит овладеть техникой правильно. Можно медитировать в одиночестве, но медитация в группе под руководством учителя принесет бо льшие плоды.

    • Вы не сможете достичь нирваны без медитации. Медитации позволяют лучше понять себя и окружающий мир.
  1. Практикуйте правильное воззрение. Буддийские учения (то есть Четыре благородных истины) можно назвать линзой, через которую вы должны смотреть на мир. Если вы не можете принять учение, то вы не сможете достичь нирваны. Правильное воззрение и правильное понимание - это основа пути. Смотрите на мир реалистично, а не так, как вам хотелось бы его видеть. Вы должны стремиться познать реальность полностью, через линзу объективности. Это требует от вас исследования, изучения и познавания.

    Имейте правильные намерения. Нацельтесь на то, чтобы развивать в себе поведение, соответствующее вашей системе убеждений. Действуйте так, словно вся жизнь заслуживает сострадания и любви. Это должно относиться как в вам самим, так и к остальным живым существам. Отвергайте эгоистичные, жестокие или ненавистные мысли. Любовь и ненасилие должны быть вашим главным принципом.

    • Проявляйте любовь ко всем существам (людям, животным и даже растениям), независимо от их статуса. Например, относитесь к богатым и бедным одинаково уважительно. Представители всех профессий, рас, этнических групп и возрастов должны быть равны для вас.
  2. Следите за правильной речью. Третий шаг - это правильная речь. Практикуя правильную речь, вы не должны лгать, распространять клевету, сплетни или говорить грубо. Говорите только добрые и правдивые слова. Ваши слова должны вдохновлять и радовать других. Знайте, когда нужно промолчать и ничего не говорить - это очень важно.

    • Практикуйте правильную речь каждый день.
  3. Правильно ведите себя. Ваши действия зависят от того, что в вашем сердце и уме. Относитесь к себе и к другим людям доброжелательно. Не портите жизнь и не крадите. Живите мирной жизнью и помогайте другим жить также. Будьте честны, взаимодействуя с другими людьми. Например, не обманывайте и не вводите других в заблуждение, чтобы получить желаемое.

    • Ваше присутствие и действия должны быть положительными и улучшать жизнь других людей и общества в целом.
  4. Выбирайте правильный образ жизни. Выбирайте профессию или деятельность в соответствии со своими убеждениями. Не выполняйте работу, которая причиняет вред другим людям, связана с убийством животных или с обманом. Продажа оружия или наркотиков, работа на скотобойне не согласуются с правильным образом жизни. Какую бы работу вы ни выбрали, вы должны выполнять ее честно.

    • Например, если вы работаете в сфере продаж, то не обманывайте и не лгите людям, покупающим ваш товар.
  5. Практикуйте правильные усилия. Прикладывайте правильные усилия ко всему, что делаете, чтобы добиться успеха. Избавьте свой ум от негативных мыслей и сконцентрируйтесь на положительных мыслях. Делайте все с интересом (учитесь в школе, делайте карьеру, дружите, занимайтесь хобби и так далее). Постоянно практикуйте позитивное мышление, поскольку это не всегда происходит естественным образом. Это подготовит ваш ум к практике осознанности. Вот четыре принципа правильных усилий:

    Практикуйте осознанность. Осознанность позволяет видеть реальность и вещи такими, какие они есть. Четыре основы осознанности - это созерцание тела, чувств, состояний ума и явлений. Когда вы осознанны, вы находитесь в настоящем моменте и открыты любому опыту. Вы сконцентрированы в настоящем, а не в прошлом или в будущем. Будьте внимательны к своему телу, своим чувствам, своим мыслям, своим идеям и всему, что вас окружает.

    • Жизнь в настоящем освобождает вас от желаний.
    • Осознанность также означает быть внимательным к чувствам, эмоциям и физическому состоянию других людей.
  6. Фокусируйтесь на своем уме. Правильное сосредоточение - это способность концентрировать свой ум на одном объекте и не отвлекаться на посторонние влияния. Прохождение всего пути позволит вам научиться концентрироваться. Ваш ум будет сфокусирован и не будет наполнен стрессом и тревогой. У вас будут хорошие отношения с собой и со всем миром. Правильная концентрация позволяет вам ясно видеть, то есть видеть истинную суть.

    • Концентрация подобна осознанности. Однако, когда вы концентрируетесь, вы не осознаете все чувства и ощущения. Например, если вы сконцентрированы на экзамене, вы сконцентрированы только на процессе сдачи экзамена. Если бы вы практиковали осознанность во время экзамена, то вы смогли бы ощутить свои эмоции во время сдачи экзамена, увидеть действия других людей или как вы сидите во время экзамена.

    Часть 2

    Как достичь нирваны в повседневной жизни
    1. Практикуйте любящую доброту (метта бхавана). "Метта" означает неромантическую любовь, доброту и дружелюбие. Эти чувства приходят из сердца, и их можно взращивать и практиковать. Обычно практика включает в себя пять этапов. Если вы новичок, постарайтесь уделить каждому этапу по пять минут.

      • Этап 1: почувствуйте "метту" по отношению к себе. Сфокусируйтесь на чувствах мира, спокойствия, силы и уверенности. Вы можете сказать себе: "Пусть я буду здоров и счастлив".
      • Этап 2: подумайте о друзьях и обо всех людях, которые вам нравятся. Повторите фразу: "Пусть они будут здоровы, пусть они будут счастливы".
      • Этап 3: подумайте о тех людях, к кому вы не испытываете никаких чувств (нейтральное отношение) и мысленно отправьте им "метту".
      • Этап 4: подумайте о тех людях, которые вам не нравятся. Вместо того чтобы думать, почему они вам не нравятся, и взращивать в себе мысли ненависти, отправьте им "метту".
      • Этап 5: на последнем этапе подумайте обо всех людях, о каждом отдельном человеке и о себе. Отправьте "метту" людям своего города, региона, страны и людям всего мира.
    2. Практикуйте осознанное дыхание. Этот тип медитации научит вас концентрироваться и фокусироваться на своих мыслях. С помощью этой медитации вы научитесь практиковать осознанность, расслабляться и избавляться от тревоги. Сядьте в удобное для вас положение. Спина должна быть прямой и расслабленной, плечи - расслаблены и слегка откинуты назад. Положите руки на подушку или на колени. Когда вы найдете удобное и правильное положение, начните практику. Она состоит из нескольких этапов. Уделите каждому этапу хотя бы по 5 минут.

      Поддерживайте и воодушевляйте других. Конечная цель буддизма - достижение внутреннего мира и разделение этого опыта с другими людьми. Достижение нирваны будет полезным не только для вас, но и для всего мира. Вы должны стать источником поддержки и вдохновения для других. Это очень просто - как обнять и поддержать кого-то в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным. Если человек важен для вас или делает вам что-то хорошее, расскажите ему о своих чувствах. Пусть люди знают, как вы им благодарны и как цените их. Если у кого-то был неудачный день, выслушайте, дайте возможность этому человеку выговориться.

      Помните о сострадании к людям. Ваше счастье напрямую связано со счастьем других людей. Проявление сострадания дарит радость всем людям. Практиковать сострадание можно по-разному:

      • Выключайте сотовый телефон, когда проводите время с друзьями или родными.
      • Смотрите другим людям в глаза, особенно когда с вами разговаривают, слушайте, не перебивая.
      • Занимайтесь волонтерской деятельностью.
      • Открывайте двери для других людей.
      • Будьте чуткими по отношению к другим людям. Например, если кто-то расстроен, обратите на это внимание и постарайтесь понять причины. Предложите свою помощь. Выслушайте и проявите заботу.
    3. Помните об осознанности. Практикуя осознанность, вы должны уделять внимание тому, что вы думаете и чувствуете в настоящий момент. Осознанность нужно практиковать не только во время медитаций, но и в повседневной жизни. Например, будьте осознаны во время приема пищи, когда принимаете душ или одеваетесь. Начните с того, чтобы практиковать осознанность во время одного определенного вида деятельности, фокусируясь на ощущениях в своем теле и на дыхании.

      • Если вы хотите практиковать осознанность во время еды, то сконцентрируйтесь на вкусе, текстуре и запахе пищи, которую вы едите.
      • Когда моете посуду, обратите внимание на температуру воды, на то, как действуют ваши руки, когда вы моете тарелки, и на то, как вода ополаскивает тарелки.
      • Вместо того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор, когда вы одеваетесь и собираетесь на учебу или на работу, подготовьте себя к тому, чтобы делать это в тишине. Следите за своими ощущениями. Чувствуете ли вы усталость или полны сил, вставая с постели? Какие у вас возникают ощущения в теле, когда вы принимаете душ или одеваетесь?

    Часть 3

    Четыре благородных истины
    1. Определите страдания. Будда описывает страдания иначе, чем мы привыкли о них думать. Страдания являются неотъемлемой частью жизни. Дукха - это истина, гласящая, что все живые существа страдают. Мы привыкли описывать словом страдания такие состояния, как болезнь, старение, травмы, физическую или эмоциональную боль. Но Будда иначе описывает страдания: он описывает их как, главным образом, невыполненные желания и тягу (привязанность) к чему-либо. Желания и привязанности являются причиной страданий, потому что люди редко чувствуют себя удовлетворенными или довольными. Как только одно желание оказывается удовлетворено, появляется новое желание, и это порочный круг.

      Выявите причины страданий. Желания и невежество - это корень страданий. Неисполненные желания - это худший тип страданий. Например, если вы больны, вы страдаете. Когда вы больны, вы хотите чувствовать себя лучше. Ваше неудовлетворенное желание быть здоровым намного тяжелее, чем дискомфорт, вызванный болезнью. Каждый раз, когда вы желаете чего-либо (вещи, возможности, человека или достижений), чего-то, что вы не можете получить, вы страдаете. Путь к нирване должен опираться на три идеи. Во-первых, вы должны иметь правильные намерения и мышление. Во-вторых, вы должны жить правильными намерениями и мыслями каждый день. Наконец, вы должны понимать истинную реальность и иметь правильное отношение ко всем вещам.

    • Ваш личный путь к просветлению может отличаться от пути других людей: как уникальна каждая снежинка, так уникален и путь каждого человека. Практикуйте то, что вам нравится, кажется естественным или правильным.
    • Пробуйте разные методы медитации, ведь медитация - это лишь инструмент или метод, который вы используете на пути. Для достижения цели могут пригодиться различные инструменты.
    • Нирвана достигается тогда, когда прекращается неправильное представление о существовании себя и всего остального. Есть различные методы достичь этого состояния. Ни один из них не является правильным или неправильным, лучшим или худшим. Иногда достичь нирваны удается случайным образом, а иногда это требует много времени и сил.
    • Никто другой не знает, каков ваш путь, но иногда учитель может подсказать, куда идти. Большинство учителей/традиций/сект очень крепко привязаны к описанному пути просветления, и одно из главных препятствий на пути к этому просветлению - эта привязанность ко мнению/точке зрения. Вы не должны забывать об иронии на своем пути.
    • Индивидуальная практика крайне необходима для достижения нирваны. Роль учителя - помочь вам расти и становиться духовно самостоятельными. Роль учителя - не создавать созависимость и регресс до инфантильного состояния, а напротив. К сожалению, первое случается очень и очень часто.
    • Достичь нирваны, вероятно, нелегко. Это может занять много времени. Даже если вам кажется, что это невозможно, продолжайте пытаться.
    • Вы можете практиковать буддизм самостоятельно, но вероятнее вы добьетесь бо льших успехов, если отправитесь в храм и найдете учителя. Не спешите с выбором, а доверяйте собственной интуиции - пусть даже поиски правильного учителя займут время, вы получите только преимущества. Есть хорошие учителя, а есть не очень хорошие. Поищите в интернете храмы, группы (сангхи) или учителей, узнайте, что говорят о них и их учениях.
    • Восьмеричный путь нелинеен. Это путешествие, в которое вы отправляетесь каждый день.
    • Найдите то, что вам нравится и посвятите себя этому делу.
    • Ни на миг не забывайте о преимуществах, которые дает просветление. Постоянно напоминайте себе о них, и пусть это мотивирует вас.
    • На пути каждого охватывают сомнения.
    • Пробуждение может угаснуть, но знание невозможно потерять.
    • Пробуждения остаются, со временем они становятся глубже.
    • Пробуждения часто случаются во время серьезных личных кризисов.
    • Сконцентрируйтесь на практике и, возможно, вы добьетесь цели. Стоит сконцентрироваться на цели, и практика не даст результата.
    • Найдите в интернете группы или курсы по обучению медитации пробуждения. Вы наверняка найдете много полезных ресурсов.
    • Нирваны можно достичь при помощи любых духовных или религиозных практик, даже если эти практики отрицают существование нирваны. Существует множество доказательств этому. Например, очень часто последователи христианства говорят о том, что к ним пришло озарение, что Бог открыл им истины и тому подобное.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!