Наименования основных видов бетонов. Классификация и общие технические требования

Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.

Брунеллески. Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (1377–1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420–1436) возведенный над построенным еще в 14 веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил таким образом вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.

Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419–1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Двухэтажный фасад дома отличается простотой и легкостью пропорций, четкостью горизонтальных и вертикальных членений. В нижнем этаже он оформлен изящной лоджией, полуциркульные арки которой опираются на стройные колонны. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания. В промежутках между арками размещены круглые керамические медальоны работы Андреа делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев. Своей жизнерадостностью и ясностью, нежной прелестью образов детства эти рельефы тонко гармонируют с архитектурой сооружения и его предназначением.

Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году). Эта поразительная в своей гармонической целостности, небольшая по размерам капелла находится в глубине узкого монастырского дворика; прямоугольная в плане, она завершена легким куполом. Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят о чувстве меры, о творческом применении античного ордера. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Стены ее, расчлененные пилястрами на равные отрезки, украшены нишами и круглыми медальонами. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Скульптурная декорация и керамика, графическое изящество линий, контрастность цветового решения подчеркивают плоскость стен, сообщают цельность и ясность светлому просторному интерьеру.

Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В это время создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объемом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.

Альберти. Следующим этапом в развитии ренессансной архитектуры было творчество Леона Баттиста Альберти (1404–1472), энциклопедиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»). В спроектированном им палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–1451), трехэтажном ренессансном дворце с внутренним двором и помещениями, расположенными вокруг, Альберти вводит систему пилястр, поэтажно расчленяющих стену, антаблемент и облегченную рустовку с гладкой шлифованной поверхностью.

Росселлино. Античное наследие (римская архитектура) получило в его трактовке новую пластическую выразительность. Впервые в композиции фасада палаццо введены основные элементы ордерной архитектуры, выявлены несущие и несомые части, способствующие также выражению масштаба здания и включению его в окружающий ансамбль. Исполнение замысла Альберти принадлежит Бернардо Росселлино.

Бенедетто да Майано. Развитие типа раннеренессансного дворца в 15 веке завершает палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 году) Бенедетто да Майано (1442–1497). Этот величественный дворец отличается гармонией основных масс. Ясный, правильный по композиции плана и объема, своими тремя рустованными фасадами он выходит па улицу и проезды. Венчающий его, великолепный по классической форме, богато профилированный карниз четко воспринимается по контрасту с суровой простотой стен. Внутренний двор, сообщающийся с уличной магистралью, утрачивает интимный характер и становится одной из парадных частей дворца.


  • Ордерная система | ионический ордер

  • Ордерная система | коринфский ордер

  • Сравнение ордеров | ренессанс

  • Оспедале дельи Инноченти | Флоренция

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция

  • Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция

  • Капелла Пацци | Флоренция | 1429-1443 гг.

  • Фасад в стиле ренессанса

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция | план

  • Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | купол

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | интерьер


  • Собор Святого Петра | интерьер

  • Фреска | Palazzi Pontifici | Ватикан

  • Интерьер в стиле Ренессанса

  • предметы интерьера эпохи Ренессанс

  • Мебель в стиле Ренессанс
  • >Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи
    Санта-Мария-делле-Грацие

  • Фреска в Сикстинской капелле | Микеланджело | 1508-1512 гг.

  • Собор Святого Петра | Рим | XVI в.

  • Площадь Святого Петра | 1656-1667 гг.

  • Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

  • Палаццио Фарнезе интерьер | Рим | 1597-1604 гг.

  • Площадь Капитолия | Рим | 1546 г. | Микеланджело

  • Библиотека Лауренциано Медичи | Микеланджело


  • Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль

  • Замок Блуа | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Фасад крыла Франциска I усажен химерами | Франция | XIII-XVII вв г.


  • Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Замок Шамбор | Франция | 1519-1547 гг.

  • Замок Шамбор план | Франция | 1519-1547 гг.


  • Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В Западной Европе в XIV-XVI вв. в результате сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В эпоху Возрождения происходит переломный момент в Архитектуре, особенно по отношению к предшествующему Готическому стилю. Наибольшее значение в стиле Возрождение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и определенному порядку составных частей. Архитектурные постройки в этом стиле выглядят статично в результате наслоения друг на друга горизонтальных этажей. В отличие от вертикальных построек средневековья, новые развиваются в ширину. Ренессанс перенимает античную ордерную систему. Основными архитектурными элементами данного стиля становятся колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод. Применяются различные ордера, тяжёлый дорический в нижней части, а в верхней субтильный коринфский, стена приобретает свою первоначальную функцию. Происходит изменение характера пространства, в отличие от ломаных готических линий, в Ренессансе применяют строгие прямоугольные формы. В эпоху Возрождения предпочтения отдаются следующим геометрическим фигурам и телам: прямоугольник, квадрат, шар и куб.

В архитектуре Ренессанса важным моментом является отказ от готической каменой каркасной конструкции и внедрение новой конструктивной системы. Новая система была простая, экономичная, гибкая и значительно облегчала работу архитектору. Возводились здания с кирпичными стенами и сводами, в которых использовали и дерево: балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш. Кирпичные здания покрывались облицовкой (штукатурной или каменой либо мраморной), которая применялась в качестве внешнего слоя.

Очень малоизвестно, о мастерах и архитекторах романского или готического периодов, а в эпоху Возрождение напротив практически все сооружения и проекты или произведения искусств задокументированы. В области искусств и архитектуры в эпоху Ренессанса, мастера (художники и архитекторы) играют важные роли и их творческие личности выдвигаются на первый план.

Великие мастера эпохи Ренессанса увековечившие свои имена в истории мировой архитектуры:

Итальянская архитектура Возрождения в течение XV-XVI вв. можно разделить на три этапа:

Ранний Ренессанс или кватроченто: 1420-1500 гг. Ведущий архитектор Ф. Брунеллески (1377-1446 гг.) центр - Флоренция.
Ранний Ренессанс связан с городом Флоренция, это колыбель искусства и архитектуры итальянского Возрождения. К главным мотивам архитектуры раннего Ренессанса можно отнести: аркаду на небольших колонках; филёнки в рамках, украшенные акантовым орнаментом либо рельефной скульптурой; лопатки либо пилястры, украшенные канделябровым, цепочным орнаментом; фасаду придаётся размеренность по горизонтали благодаря изяществу межэтажных карнизов, а главный карниз образует достаточно большой выступ под крышу.

Оспедале дельи Инноченти | Флоренция.
Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция | 1296-1436 гг.
Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция | XV в. реконструкция.
Капелла Пацци | Флоренция | 1429—1443 гг.
Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция.
Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере.

Внутри дворцовых и жилых зданий эпохи Ренессанс, помещения расположены в планировке, достаточно просто и чётко, парадные и жилые комнаты имеют в основном прямоугольную форму и размещаются вдоль фасадов. Большие залы и помещения в нижних этажах, перекрывают сомкнутыми сводами с распалубкой, иногда их применяют и на верхних этажах, особенно в парадных помещениях. В ранний период итальянского Возрождения, на вторых и третьих этажах, используют деревянный подшивной потолок с кессонами либо с выделенной формой балок. А в общественных сооружениях, потолки имели орнамент, оформлялись гипсом. Стены разбиты в плане оформления: внизу высокие панели с филёнками из дуба, сверху оштукатурены и окрашены; в главных помещениях стены покрывают фреской (с сюжетами или лиственным орнаментом). В интерьере широко распространены настенные безворсовые ковры (шпалера), с изображением эмблем и геральдических знаков. В оформлении верхней части стены, присутствует мотив аркады на колонках либо антаблемент с лепным фризом.

Двери обрамляют наличниками, и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. В оформлении спален применяют драпировки. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Кровати были следующих типов: с балдахином, который поддерживали четыре тонкие стойки, украшенные резьбой, с задёргивающимися занавесями. Кровати без балдахина с резными угловатыми столбами, а также без столбов и стоек с двумя спинками в изголовье и ногах. У всех этих типов кроватей в основании изготавливали цоколь, имеющий достаточную ширину, чтобы выполнять функцию прикроватной скамьи. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха.

Полы выложены плитками в виде повторяющегося геометрического орнамента или в шахматном порядке. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники; вазы из меди или керамике (фаянс, майолика); декоративную посуду ставят на полки. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. В Ренессансе используются различные мотивы: виноградная лоза, бусы, ионики, киматий, меандр, плетенка, акантовый лист, лента, ложки, чешуя, раковина, человеческие фигуры, фантастические животные и птицы, плоды и цветы. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке. В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений.

Высокий Ренессанс: первая четверть XVI века. Ведущий архитектор Д. Браманте (1444-1514 гг.), центр перемещается в Рим.
В период высокого Ренессанса: светские здания, отличаются гармонией и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон и дверей; происходит переход от средневекового крестового свода к римскому своду коробовому.

Собор Святого Петра в Риме | XVI в.
Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере XVI века:
В своем развитии - интерьеры более сдержаны и классичны. В интерьере орнамент применяется в основном при обработке деталей потолка, в художественном оформлении предметов мебели. Благодаря творчеству такого великого матера как Рафаэль Санти, бурно развивалась плафонная и настенная живопись.

При раскопках в начале 16 века археологи нашли пещеры, которые оказались комнатами и коридорами (Золотого дома Нерона) украшенные орнаментальными декорациями. С тех пор мелкие и причудливые переплетения различных мотивов получили название гротесков (от слова грот, пещера). Инициатором применения в росписях этих мотивов был Рафаэль, использовал при создании Ватиканских фресок. С 1519 года гротесковые росписи приобрели огромную популярность и распространение не только в Италии, но и в других странах. Ярким примером этой системы организации живописных орнаментальных композиций являются росписи лоджий в Ватикане. Своим строгим подчинением архитектурной организации интерьеров и структурированностью отдельных элементов, вся площадь как бы разделена на небольшие поля, каждый из которых имеет решение в виде сюжетной картинки либо орнаментально. По такому же принципу оформляют и стены, декорируют пилястрами. В интерьере легкий и светлый фон, чистые и живые краски. В эпоху возрождения мотивы гротеска широко применяются в прикладном искусстве: керамики, дерева, металле, тканях. В Ренессансе 16 века полы продолжают выкладывать плитками из камня и фаянса, мазайкой из мрамора. Создаются новые предметы мебели: поставцы; мягкие кресла, с резными подлокотниками, оббитые кожей либо бархатом, новые формы стульев. Ножки столов и стульев заменяют двумя массивными резными досками, соединяя их между собой перекладиной. В мебели неизменно сохраняются и развиваются архитектурные мотивы: антаблементы, пилястры, кронштейны, фронтоны и дополняющие их скульптурные темы; кариатиды и гермы, атланты, дельфины, звериные маски и лапы, розетки, картуши. Часто используются барельефы. Богатый и насыщенный декор мебели в стиле Ренессанс, напоминает отделку саркофагов античной эпохи. Особенно насыщенным декором отличались предметы мебели, созданные в Венеции и Северной части Италии, в отделке применялись, инкрустация из слоновой кости, интарсия из светлых и темных пород дерева. В Итальянском Ренессансе конца 16 века, благодаря развитию архитектуры и прикладного искусства, возник новый стиль - Барокко.

Поздний Ренессанс или Маньеризм: 1520-1600 гг. Поздний Ренессанс отличается усложнением деталей; затейливым орнаментом; плотностью колонн, полуколонн и пилястров; свободным соотношением пространства и материи. Основоположником позднего периода маньеризма в архитектуре считается Микеланджело Буонаротти (ведущий архитектор, скульптор и живописец), в его творчестве прослеживается тенденция свободной интерпретации принципов и форм античности.

Завершение строительства собора Св. Петра.
Площадь Капитолия | Риме | 1546 г. | Микеланджело.
Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо.
Библиотека Лауренциана.

Характеристика архитектуры стиля Ренессанс.

Безусловно, архитекторы эпохи Ренессанса позаимствовали элементы и детали римской архитектуры. Конечно формы и типы сооружений и принципы градостроительства, изменились по сравнению с античностью. Древние римляне не когда не строили сооружения, подобные церквям и особнякам эпохи классического стиля Возрождения. А в эпоху Ренессанса не было никакой надобности строить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний либо общественные бани, которые возводили римляне. Так что классические античные нормы изучались и применялись для того, чтобы служить современным целям и задачам.

Строительные материалы в стиле Ренессанс:
В раннем периоде каменные блоки применяют в конструкциях и в элементах оформления. Строительные растворы, в частности использование гладкой штукатурки в архитектуре, так что растворы применяют не только в кладке, но и для изготовления и оформления архитектурных элементов (сграффито, руста, и т.п.). Конструктивным и декоративным материалом является кирпич. В стиле Ренессанс используют и комбинируют цветные материалы (глазурованный кирпич, терракота, майолика), им придают различную форму, изготавливая из них элементы и детали для архитектурного оформления зданий.

Интерьеры стиля Ренессанс в 16 веке, помимо настенной живописи, украшены лепниной (белой, тонированной, золотой). Для конструктивных деталей, которые обеспечивали жесткость с помощью тяг и застёжек используют железо. Бронзу, медь и олово применяют в декоре. Дерево применяют для изготовления стропил, карнизов и потолков с кессонами сложной формы, иногда сводов (цилиндрических с люнетами).

В стиле Ренессанс при возведении сводов, используют античный и средневековой опыт, для их усовершенствования применяют дополнительные элементы (затяжки). Введение дополнительного промежуточного цилиндрического элемента (высокого барабана) в купол на парусах, вставляемого между куполом и парусами. Предпочтение отдаётся глухим сводам и куполам, где есть большая площадь для росписи. Типичные своды эпохи Возрождения: сомкнутый, цилиндрический с люнетами, зеркальный, зеркальный, крестовой.

План сооружений эпохи Ренессанс чётко определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмовых постройках модулем считается ширина пролёта нефа. Один из первых кто осознал проблему целостного единства конструкции и фасада, был архитектор Брунеллески, правда он так и не решил эту задачу, ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в сооружении базилике (Сант Андре в Матуе) .

Совершенствование проекта светского сооружения в стиле Ренессанс началось в 16 веке и достигло высшей степени развития в творчестве Виньолы Андре Палладио (1508-1580 гг.)

Фасады Ренессанса.

Фасады в стиле Ренессанс обычно были симметричны относительно вертикальной оси. Фасады церквей были аккуратно размерены пилястрами, арками и антаблементом и увенчаны фронтоном, такое расположение колонн и окон подчёркивает некое стремление к центру. Одним из первых фасадов в стиле Ренессанс является фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462),созданный флорентийским архитектором Бернардо Гамбарелли (Росселино), очень может быть, что и Альберти участвовал в создании этого сооружения.

Жилые дома приобретают карниз, а на каждом этаже происходит повторение, окон и сопутствующих деталей, главная дверь подчёркнута балконом либо рустом. Одним из образцов такой организации фасадов можно назвать дворец Ручеллаи во Флоренции (1446-1451 гг.) с тремя поэтажными рядами пилястр.

За пределами Италии период рассвета Возрождения происходит с опозданием на полвека, распространяясь по Европе, итальянский стиль изменяется, учитывая и вбирая местные архитектурные традиции стран.

Архитектура Ренессанса во Франции.

Во Франции Ренессанс распространился в 16 веке, став придворным стилем. Развитие архитектуры Возрождения во Франции следует разделить на два периода.

Ранее Возрождение во Франции (1500-1530 гг.):

Замок Блуа - Франциска I | Франция | XIII-XVII вв г.
Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектура и жилой интерьер Французского раннего Ренессанса, особенно интерьер, стилистически соответствуют раннему Возрождению в Италии. В частности Французский жилой интерьер называют - стилем Франциска 1.
Перекрытия с массивными, дубовыми, тёмного цвета балками, декорированные орнаментом, открытые в сторону внутреннего пространства. Высокие панели, с филёнками изготовленные из дуба. Гладкие стены над панелями, покрывались обоими с орнаментом либо тесненной кожей. А стены парадных помещений украшали безворсовые ковры (шпалеры) с сюжетами и орнаментальными композициями.

Камины призматической формы располагали на оси помещения, уходящие в потолок, в верхней части декорировались тягами или колонками, в центральной размещали герб хозяев постройки либо картину. В интерьере раннего периода, царила умеренность, и даже суровость.

Предметы мебели и прикладное искусство раннего Возрождения Франции, трансформировалась под влиянием итальянских образцов. Но стоит отметить, что новый стиль принимался лишь в центре страны, а многие предметы мебели, сохраняли готическую форму, только украшались орнаментом. В Архитектуре раннего периода, стиль Ренессанс применялся только для внешнего декорирования архитектурно- строительных элементов, не затрагивая конструкции. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. Массивные столы с резными боковыми стенками, в виде арок с мощной перекладиной, дополнены балясинами и орнаментально оформленными брусьями. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар(резной шкаф для посуды), поставец(невысокий шкаф с полками), кассоне(сундук-ларь).

Интерьер дополняют изделиями из поливной керамики и фаянса: тарелки, блюда, кувшины, бутыли. Бернар Палисси выдающийся художник-керамист по фаянсу, создавал великолепные изделия с цветными и рельефными изображениями: Листья, раковины, ящерицы, рыбы, змеи, лягушки.

Зрелое Возрождение во Франции (1540-1570 гг.).

Античные мотивы всё больше получают распространения, вытесняя при этом готические темы. Архитектурные ордерные системы занимают главные позиции, они создаются с наиболее совершенными пропорции. Во второй половине века, в интерьерах особенно в мебели, усиливается развитие декоративной орнаментики. Происходит обрамление дверей, порталами с колонками и фронтоном. В период зрелого Ренессанса в интерьере, как и в предметах мебели, большое значение придают скульптуре.

Массивные двухъярусные шкафы, их поверхности украшают рельефом с резными скульптурными кариатидами, гермами и орнаментальными мотивами на дверцах. Столы с опорными резными стенками по бокам и подстольем; кресла с высокими спинками, с резными подлокотниками, обивались бархатом либо кожей; Кровати имели деревянную архитектурную основу, продолжением их ножек были резные стойки, которые поддерживали балдахин.

В изделиях прикладного искусства широко применяются изобразительные и орнаментальные композиции на темы связанные с античностью.

Брагина Л.М. "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов" (II половина XV века). Издательство МГУ, 1983 г., Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М., 1976 г., 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Издательство "Советский художник", Ленинград, 1965 г.,История искусства зарубежных стран. Том 2. Издательство"Академия художников СССР", М., 1963 г.

Одна из первых построек Возрождения - Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436). Архитектор Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi. 1377-1446 гг.)

15-16-е века благодаря географическим открытиям стали переломным моментом в истории европейской цивилизации. Росла мировая торговля, развивались ремесла, увеличивалось городское население, увеличивались объемы строительства. Развитие получила наука, литература, искусство. Архитектура итальянского Возрождения тоже была обязана экономическому росту, а также ослаблению влияния церкви. Название стилю дал художник, исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих" (1568 г.) Джордано Вазари. С его точки зрения, которую поддержало большинство архитекторов того времени, Средневековье было периодом упадка, характеризовавшегося варварством племен, разрушившим Римскую империю, а вместе с ней и античное искусство. Именно он написал о возрождении искусства Италии, рассматривая эпоху Средневековья как период невежества, который пришел следом за крахом античного искусства. Позднее этот термин стал использоваться для обозначения эпохи появления нового стиля в искусстве, которое возникло в Италии в 16-м веке, а затем стало модным в других европейских странах. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса; есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. В отличие от средневековых архитекторов, мастера архитектуры итальянского Возрождения старались отразить в зодчестве саму античную философию, характерную для Древней Греции и Древнего Рима: преклонение перед красотой природы и человека, реалистическое мировоззрение. Архитектура Возрождения в Италии характеризуется симметрией, пропорциональностью, строгостью ордерных систем. В этом стиле строятся не только храмы, но и общественные сооружения: учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки. В 16 веке в Италии появляется новые типы городского и загородного дворца - палаццо и вилла. Изменился и состав заказчиков: в Средневековье основными заказчиками были церковь, феодалы, теперь заказы поступают от цеховых объединений, гильдий, властей города, знати.

Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески.

Первым сооружением архитектуры итальянского Возрождения стал купол Флорентийского собора (1420-1436 гг.) В конструкции этого купола Брунеллески воплотил новые идеи строительства, которые было бы трудно реализовать без специально разработанных механизмов. В этот же период, в 1419—1444 гг., Брунеллески занимался строительством Воспитательного дома для сирот - «Приюта для Невинных».

Воспитательный дом (1419—1444 гг.) Архитектор Брунеллески

Закон линейной перспективы означает особенность человеческого восприятия удаленных объектов, их пропорций и форм.

Это было одним из первых зданий в Италии по своей конструкции напоминавшее постройки античности. Именно Брунеллески приписывают открытие закона линейной перспективы, возрождение античных ордеров в архитектуре итальянского Возрождения. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Таким образом, Брунеллески возродил в архитектуре Возрождения в Италии античные традиции, взяв их за основу при создании нового типа зодчества. Идеи Брунеллески совпали с новыми направлениями философии общества: на смену средневековым запретам, презрению всего земного в этот период приходит интерес к реальности и человеку.

Золотое сечение - это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой - меньшей), заключенными в общей величине. При этом отношение большей величины к меньшей соответствует отношению общей величины к большей из двух соотносящихся величин. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. до н.э.) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1,6180339887.

Периоды в архитектуре итальянского Возрождения

Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний - 15 век, зрелый - 16 век и поздний. В раннем периоде элементы готики еще присутствовали в зодчестве, сочетаясь с античными формами, а в зрелом периоде элементы готического стиля уже не встречаются, предпочтение отдается архитектурным ордерам и пропорциональным формам, в позднем периоде Ренессанса уже чувствуется веяние нового стиля барокко. Ранний период. Основным принципом итальянского Ренессанса стала симметрия сооружения в плане, равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон, скульптурных композиций и декора по периметру фасада. Архитектура Возрождения в Италии в ранний период своего развития в основном связана с Флоренцией. Именно здесь в 15 веке строились дворцы для знати, храмовые сооружения, общественные здания. Во Флоренции в 1420 г. архитектор Филиппо Брунеллески начал возводить купол собора Санта Мария дель Фиоре, в 1421 г. он перестраивает Сан-Лоренцо и работает над возведением капеллы - Старой Сакристии. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Капелла Пацци во Флоренции - также работа Брунеллески, считается одним из наиболее изящных строений раннего Возрождения. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.

Церковь Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) была освящена еще Св. Амброзием в 393 г. В 1060 г. была переделана в романском стиле. В 1423 г. перестроена Брунеллески в стиле раннего Возрождения.

В 1452 г. архитектор Микелоцци заканчивает строительство дворца Медичи (Palazzo Medici Riccardi) во Флоренции. Альберти проектирует дворец Ручеллаи (Palazzo Rucellai, спроектирован в 1446 и 1451 гг.), Бенедетто де Майано и Симон Полайола достраивают дворец Строцци (Palazzo Strozzi, 1489—1539 гг.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески.

Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему.

Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.


Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в период в 1444 - 1464 гг.

Дворец Ручеллаи - заказ мецената Джованни Ручелаи. Проект Леона Батиста Альберти 1446-1451 гг. Возведен Бернардо Росселино

Дворец Строцци. Здание было построено Бенедетто де Майано по заказу Филиппо Строцци в 1489—1539 гг. Образцом послужил дворец Медичи (Палаццо Медичи-Риккарди) Микелоцци

В этих сооружениях общая схема пространственного решения. У каждого из них три этажа, есть внутренний двор с арочными галереями. Стены имеют этажные членения, обработаны рустом или декорируются ордером. Фасад выложен кирпичной кладкой.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески. Альберти Леон Баттиста - (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему. Бенедетто да Майано - настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) - итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 - 1508 гг.)) - флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.

Торговля Италии с Востоком прервалась в конце 15 века из-за завоевания турками Константинополя. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Особых вершин этот стиль достигает в Риме, где великие зодчие сформировали общий подход к строительству сооружений, основанный на использовании архитектурных ордеров. Для архитектуры высокого Возрождения характерны кубические формы домов, внутренний замкнутый двор. На фасадах делали рельефные оконные наличники, украшенные полуколоннами и имеющими треугольные и луковые фронтоны. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг.) - один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. В тот же период в Милане работал Леонардо да Винчи, и его творчество, несомненно, оказало влияние на произведения Браманте. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане.

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатино в Милане (1479—1483 гг.) Архитектор Донато де Анжело Браманте

Им была также перестроена часовня Сан Сатино: архитектор сделал из крестообразной постройки круглую, оформленную декоративными элементами. После переезда в Рим Браманте построил храм Темпьетто (монастырь Сан Пьетро ин Манторио) в 1502 г., оформил двор церкви Санта Мария дела Пачи.

Храм Темпьетто (Tempietto). Архитектор Браманте

В 1505 г. Браманте, занимающий должность главного архитектора, начал работать над папским дворцовым комплексом Бельведер - резиденция рядом с Ватиканом. К его работам относится палаццо Капирини (Palazzo Caprini) - дом Рафаэля (House of Raphael) - спроектирован приблизительно в 1510 г., в 1517 г. был куплен Рафаэлем. До настоящего времени дом не сохранился.


Palazzo Caprini в гравюре Антуана Лафрери. Архитектор Браманте

Рафаэль Санти (Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo, 1483 —1520 гг.) — итальянский живописец, архитектор.

В последние годы жизни архитектор занимался проектированием собора Святого Петра в Риме. Архитектурные элементы и приемы, использованные архитектором, применялись мастерами итальянского Ренессанса при сооружении вил и городских зданий. После Браманте огромной славой в период развития архитектуры высокого Возрождения пользовался Рафаэль.

Первый проект Рафаэля - церковь Сант Элиджо дельи Орифичи (Chiesa di S. Eligio degli Orefici, начало 16 в. Впоследствии церковь перестраивалась. Купол создан Б. Перуцци, нынешний фасад - Ф. Понцио (17 в)).


Церковь Сант Элиджо дельи Орифичи

По заказу папского банкира Киджи он пристроил капеллу к церкви Санта Мария Дель Пополо. В Палаццо дель Аквила он создал новый тип фасада: понизу шла ордерная аркада, бельэтаж обрамлен окнами, нишами со скульптурами, лепниной.


В палаццо Ландольфини во Флоренции архитектор придумал еще один вид оформления фасада: широко раздвинутые, богато декорированные окна, сочетались с гладко оштукатуренными стенами, дополнял облик карниз с широким фризом, рустрированные углы и портал. Рафаэль создал проект виллу Мадама для кардинала Джулио Медичи, позднее ставшим папой Клементом Седьмым. Вилла была построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Вилла осталась незавершенной: к этому времени закончили строительство только одного крыла П-образной формы. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Нынешнее название сооружение получило в честь Маргаты Пармской - жены племянника папы Климента Седьмого - Александра Медичи, первого герцога Тосканы.


Вилла Мадама (Villa Madama) — загородная вилла кардинала Джулио де Медичи (папа Климент Седьмой

С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Затем строительство собора Святого Петра, возведение которого возобновилось в 1534 г., возглавил Антонио да Сагалло - младший, после него руководство перешло к Микеланджело, приход которого послужил толчком к развитию позднего этапа в архитектуре итальянского Возрождения. Этот этап ознаменовался проведением различных архитектурных экспериментов с формами, частотой расположения колонн и других архитектурных элементов на фасаде, усложнением деталей, появлением сложных линий. С 1530 г. процесс после разграбления Рима процесс развития архитектуры итальянского Возрождения получил другие направления. Некоторые зодчие пытались восстановить утраченное величие Вечного города: например, Перуцци, Антонио да Сангалло-младший - представители старшего поколения зодчих Возрождения, вернулись в Рим после его падения и попытались найти компромисс между античными принципами и новыми веяниями.

Перуцци - Перуцци Бальдассаре (Peruzzi Baldassare, 1481-1536 гг.) Итальянский художник и архитектор. Работал с Донато Браманте и Рафаэлем. Перуцци в своем творчестве сочетал традиции Высокого Возрождения с идеями маньеризма. Антонио да Сангалло-младший - (Antonio da Sangallo il Giovane; 1484 —1546 гг. настоящее имя Антонио Кордини (итал. Antonio Cordini))— флорентийский архитектор эпохи Возрождения. Исследователи относят его также к основателям стиля барокко из-за создания необычных конструкций: например, фасада с наклоном вперед в Цекка веккиа (Банко ди Спирито), дугообразного цоколя палаццо Фарнезе.

Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. В середине 16 века в Тоскане появляется группа, объединившая мастеров, творчество которых относят к направлению маньеризма. Многие представители этой группы были учениками Микеланджело, однако, позаимствовав у него некоторые художественные приемы, они утрировали и гипертрофировали их, при этом нарушение некоторых канонов античного стиля, являвшееся выражением замыслов великого мастера, для них стало самоцелью. Итальянские архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в своих проектах характерные приемы и элементы римской классической архитектуры, применив их не только в храмовых, но и в городских, загородных домах зажиточных граждан, общественных строениях. План зданий определялся прямоугольными формами, симметрией, пропорциональностью, фасад был симметричен относительно вертикальной оси, декорирован пилястрами, карнизом, арками, увенчан фронтоном. Развитие итальянской архитектуры Возрождения характеризовалось появлением строительных материалов и технологий, у архитекторов появился персональный узнаваемый стиль, сделавший их известными. Архитектура Возрождения в Италии прошла полный этап развития - от раннего до позднего, создавшего предпосылки для появления нового стиля - барокко. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.

ГОСТ 25192-82

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БЕТОНЫ

КЛАССИФИКАЦИЯ
И ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дата введения 01.01.83

Настоящий стандарт распространяется на бетоны, применяемые в промышленном, энергетическом, транспортном, водохозяйственном, жилищно-гражданском, сельскохозяйственном и других видах строительства.

Стандарт устанавливает классификацию бетонов и общие технические требования к ним.

Стандарт не распространяется на бетоны на битумных вяжущих.

Требования настоящего стандарта должны соблюдаться при разработке новых и пересмотре действующих стандартов и другой нормативно-технической, а также проектной и технологической документации по бетонам, бетонным и железобетонным конструкциям и изделиям. Основные термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в обязательном .

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Бетоны классифицируются по следующим признакам:

Основному назначению;

Виду вяжущего;

Виду заполнителей;

Структуре;

Условиям твердения.

1.2. В зависимости от основного назначения бетоны подразделяются на:

Конструкционные;

Специальные (жаростойкие, химически стойкие, декоративные, радиационно-защитные, теплоизоляционные и др.).

1.3. По виду вяжущего бетоны могут быть на основе:

Цементных вяжущих;

Известковых вяжущих;

Шлаковых вяжущих;

Гипсовых вяжущих;

Специальных вяжущих.

1.4. По виду заполнителей бетоны могут быть на:

Плотных заполнителях;

Пористых заполнителях;

Специальных заполнителях.

1.5. По структуре бетоны могут быть:

Плотной структуры;

Поризованной структуры;

Ячеистой структуры;

Крупнопористой структуры.

1.5а. По условиям твердения бетоны подразделяются на твердевшие:

В естественных условиях;

В условиях тепловлажностной обработки при атмосферном давлении;

В условиях тепловлажностной обработки при давлении выше атмосферного (автоклавного твердения).

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

1.6. Наименование бетонов

1.6.1. Наименования бетонов определенных видов должны включать, как правило, все признаки, установленные настоящим стандартом. Признаки, не являющиеся определяющими для бетона данного вида, в его наименование допускается не включать.

В наименованиях специальных видов бетонов указывается их основное назначение, а в наименованиях конструкционных бетонов слово «конструкционный» может быть опущено.

1.6.2. При необходимости уточнения характеристики бетонов в их наименованиях могут указываться конкретные виды вяжущих, заполнителей или условий твердения.

1.6.3. Для бетонов, характеризуемых наиболее часто применяемыми сочетаниями признаков, применяют следующие наименования: «бетон тяжелый», «бетон легкий», «бетон ячеистый», «бетон силикатный (плотный и ячеистый)».

1.6.4. Наименования основных видов бетонов, образованные в соответствии с установленной настоящим стандартов классификацией, приведены в справочном .

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Требования к качеству бетонов должны устанавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта в зависимости от их назначения и условий работы в конструкциях зданий и сооружений:

В стандартах на бетоны определенного вида;

В стандартах и технических условиях на сборные бетонные и железобетонные изделия;

В рабочих чертежах монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

2.2. Требования должны устанавливаться по показателям, характеризующим прочность, среднюю плотность, стойкость к различным воздействиям, упругопластические, теплофизические, защитные, декоративные и другие свойства бетонов, а также по применению материалов для их приготовления и отдельным технологическим параметрам, обеспечивающим требуемое качество конструкций и изделий.

Требования к материалам для приготовления бетона (вяжущим, добавкам, заполнителям), его составу и технологическим параметрам должны устанавливаться в нормативно-технической документации на бетон конкретного вида исходя из основных характеристик бетона и условий его твердения, а также в зависимости от назначения конструкций и условий их работы.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3. По показателям прочности бетона устанавливают их гарантированные значения - классы в соответствии с СТ СЭВ 1406 .

Примечание. Для конструкций, запроектированных ранее без учета требований СТ СЭВ 1406 , показатели прочности бетона характеризуются марками.

2.4. Марка или класс бетона по прочности определяются прочностью базовых образцов бетона в установленном проектном возрасте, определяемой в соответствии с действующими государственными стандартами.

2.5. Марка бетонов по морозостойкости определяется количеством циклов попеременного замораживания и оттаивания в воде, которое выдерживают образцы, изготовленные и испытанные на морозостойкость согласно требованиям действующих государственных стандартов.

2.6. Марка бетонов по водонепроницаемости определяется максимальной величиной давления воды, при котором не наблюдается ее просачивания через образцы, изготовленные и испытанные на водонепроницаемость согласно требованиям действующих государственных стандартов.

2.5, 2.6. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.7. Марка бетона по средней плотности определяется фактическим значением показателя массы в единице объема (в кг/м3) образцов, изготовленных и испытанных согласно требованиям действующих государственных стандартов.

2.8. Ряды унифицированных значений показателей качества бетонов по маркам или классам устанавливаются в стандартах на соответствующие виды бетонов.

2.9. Соответствие бетонов установленным требованиям должно обеспечиваться рациональным выбором материалов, подбором их состава и технологических режимов приготовления, укладки, уплотнения и твердения в соответствии с действующими технологическими правилами или стандартами предприятия.

2.10. Определение значений показателей качества бетонов производится путем испытания бетона в конструкциях или испытаний специально изготовленных контрольных образцов.

Соответствие показателей бетонов заданным требованиям устанавливаются путем оценки результатов испытаний, как правило, с учетом показателей однородности.

2.11. Определение значений показателей качества бетонов может осуществляться несколькими методами испытаний, но при этом должна быть обеспечена сравнимость результатов путем установления переходных коэффициентов или другими способами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Определение

1. Бетон

Искусственный камневидный материал, представляющий собой затвердевшую бетонную смесь.

Различают следующие стадии готовности бетона: бетонная смесь, свежеуложенный бетон и затвердевший бетон

2. Смесь бетонная

Смесь вяжущих, заполнителей, затворителей и, при необходимости, добавок до ее укладки

3. Смесь сухая бетонная

Бетонная смесь без затворителя

4. Бетоны конструкционные

Бетоны несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, определяющими требованиями к качеству которых являются требования по физико-механическим характеристикам

5. Бетоны специальные

Бетоны, к которым предъявляются специальные требования в соответствии с их назначением

5.1. Бетоны теплоизоляционные

Специальные бетоны, предназначенные для тепловой изоляции конструкций, зданий и сооружений

5.2. Бетоны жаростойкие

Специальные бетоны, предназначенные для работы в условиях воздействия температур от 200 до 1800 °С

5.3. Бетоны химические стойкие

Специальные бетоны, предназначенные для работы в условиях воздействия агрессивных сред

5.4. Бетоны напрягающие

Специальные бетоны на основе напрягающего цемента, расширяющиеся при твердении и предназначенные для создания предварительного напряжения (самонапряжения) и конструкции при его твердении

5.5. Бетоны декоративные

Специальные бетоны, предназначенные для отделки зданий и сооружений

5.6. Бетоны радиационно-защитные

Специальные бетоны, предназначенные для защиты от воздействия радиационных излучений

6. Бетоны на цементных вяжущих (цементные бетоны)

Бетоны на основе клинкерных цементов

7. Бетоны на известковых вяжущих

Бетоны на основе извести в сочетании с гидравлическими активными и (или) кремнеземистыми компонентами (цемент, шлаки, золы, кварцевый песок и активные минеральные добавки)

8. Бетоны на гипсовых вяжущих

Бетоны на основе полуводного гипса или ангидрита (включая гипсоцементно-пуццолановые и т.п. вяжущие)

9. Бетоны на шлаковых вяжущих

Бетоны на основе молотых шлаков и зол с активизаторами твердения (щелочными растворами, известью, цементом или гипсом)

10. Бетонополимеры

Специальные бетоны на минеральном вяжущем, пропитанные монополимерами с их последующим отверждением

11. Полимербетоны

Специальные бетоны на основе полимерного вяжущего, химически стойких минеральных заполнителей, наполнителей и добавок

11а. Бетоны цементно-полимерные

Специальные бетоны на цементном вяжущем, заполнители которого перед изготовлением бетонной смеси обработаны полимерным составом

12. Бетоны на плотных заполнителях

Бетоны на заполнителях из плотных горных пород или шлаков

13. Бетоны на пористых заполнителях

Бетоны на искусственных и естественных минеральных пористых заполнителях, а также на пористых крупных и плотных мелких заполнителях

14. Бетоны на органических заполнителях (арболит)

Бетоны на цементном вяжущем и растительного происхождения органических заполнителей (измельченные древесина из отходов производства, стебли хлопчатника или рисовой соломы, костра конопли и льна)

15. Бетоны мелкозернистые (пескобетон)

Бетоны плотной структуры на цементном вяжущем и плотных мелких заполнителях

16. Бетоны плотные

Бетоны, у которых пространство между зернами крупного и мелкого или только мелкого заполнителя заполнено затвердевшим вяжущим и порами вовлеченного газа или воздуха, в том числе образующихся за счет применения добавок, регулирующих пористость в объеме не более 7 %

17. Бетоны крупнопористые

Бетоны, у которых пространство между зернами крупного и мелкого заполнителя неполностью заполнено или совсем не заполнено мелкими заполнителями и затвердевшими вяжущими, поризованными добавками, регулирующих пористость в объеме не более 7 %

18. Бетоны ячеистые

Бетоны, у которых основную часть объема составляют равномерно распределенные поры в виде ячеек, полученных с помощью газо- или пенообразователей

19. Бетоны тяжелые

Бетоны плотные на цементном вяжущем и плотных крупных и мелких заполнителях

20. Бетоны легкие

Бетоны на цементном вяжущем, пористом крупном и пористом или плотном мелком заполнителе

21. Бетоны силикатные

Бетоны на известковых вяжущих автоклавного и неавтоклавного твердения

22. Марка бетона

Одно из нормируемых значений унифицированного ряда данного показателя качества бетона, принимаемого по его среднему значению

23. Класс бетона

Одно из нормируемых значений унифицированного ряда данного показателя качества бетона, принимаемого с гарантированной обеспеченностью

24. Проектный возраст бетона

Время, в течение которого должно быть обеспечено достижение бетоном заданных требований по маркам, классам или по другим показателям, которое устанавливается в нормативно-технической документации на бетонные или железобетонные изделия или в рабочих чертежах бетонных и железобетонных монолитных сооружений

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Измененная редакция, Изм. № 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

НАИМЕНОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ БЕТОНОВ

1. Конструкционные бетоны

1.1. Бетоны конструкционные на цементных вяжущих и плотных заполнителях, плотной структуры.

Сокращенное наименование: бетоны конструкционные тяжелые.

Бетон тяжелый на щебне из доменного шлака.

1.2. Бетоны конструкционные на цементном вяжущем и плотных заполнителях, крупнопористой структуры.

1.3. Бетоны конструкционные на цементных вяжущих и пористых заполнителях.

Сокращенное наименование: бетоны конструкционные легкие.

Примеры уточненных наименований.

Бетон легкий плотной структуры;

Бетон легкий поризованной структуры,

Бетон легкий крупнопористой структуры;

Бетон легкий на керамзитовом гравии (керамзитобетон).

1.4. Бетоны конструкционные на известковом вяжущем плотной структуры.

Сокращенное наименование: бетон силикатный.

Пример уточненного наименования, бетон конструкционный силикатный на известковом вяжущем.

1.5. Бетоны конструкционные на цементном, шлаковом или известковом вяжущем, ячеистой структуры.

Сокращенное наименование: бетон конструкционный ячеистый.

Пример уточненного наименования: бетон конструкционный ячеистый силикатный.

1.6 Бетоны конструкционные на шлаковом вяжущем.

Пример уточненного наименования: бетон конструкционный на шлакощелочном вяжущем и плотных заполнителях.

1.7. Бетоны конструкционные на гипсовом вяжущем.

Пример уточненного наименования: бетон конструкционный на гипсовом вяжущем (гипсобетон).

1.8. Бетоны конструкционные на специальных вяжущих.

2. Бетоны жаростойкие

Примеры уточненных наименований:

Бетон жаростойкий тяжелый;

Бетон жаростойкий легкий;

Бетон жаростойкий на жидком стекле и бое глиняного кирпича;

Бетон жаростойкий на глиноземистом цементе и шамоте.

3. Бетоны теплоизоляционные

Примеры уточненных наименований:

Бетон теплоизоляционный легкий поризованной структуры;

Бетон теплоизоляционный ячеистый на цементом вяжущем;

Бетон теплоизоляционный ячеистый на известково-кремнеземистом вяжущем (теплоизоляционный газо- или пеносиликат).

4. Бетоны радиационно-защитные

Примеры уточненного наименования: бетон радиационно-защитный на цементном вяжущем и чугунной дроби.

5. Бетоны химически стойкие

Пример уточненного наименования: бетон химически стойкий на полимерном связующем и специальных заполнителях.

6. Бетоны декоративные

Пример уточненного наименования: бетон декоративный тяжелый.

7. Бетоны напрягающие

Примеры уточненных наименований:

Бетон напрягающий тяжелый;

Бетон напрягающий легкий;

Бетон напрягающий на шлаковых заполнителях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное

Зависимость между классом бетона по прочности и его средней прочностью
в контролируемой партии бетона

где В - класс бетона по прочности, МПа;

Средняя прочность бетона, МПа, которую следует обеспечить при производстве конструкций

v - коэффициент вариации прочности бетона;

t - коэффициент, характеризующий принятую при проектировании обеспеченность класса бетона.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона (НИИЖБ) Госстроя СССР,

Министерством промышленности строительных материалов СССР,

Министерством транспортного строительства СССР,

Министерством энергетики и электрификации СССР

ВНЕСЕН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона (НИИЖБ) Госстроя СССР

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 04.03.82 № 43

3 Стандарт соответствует СТ СЭВ 6550-88 в части приложений 1 и 2

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

6. ИЗДАНИЕ (май 2003 г.) с Изменением № 1, утвержденным в мае 1990 г. (ИУС 9-90)

Переиздание (по состоянию на март 2008 г.)

ГОСТ 25192-82

УДК 691.32:666.972:006.354 Группа Ж13

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БЕТОНЫ

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Concretes. Classification and general technical requirements

МКС 91.100.30
Дата введения 01.01.83

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона (НИИЖБ) Госстроя СССР,
Министерством промышленности строительных материалов СССР,
Министерством транспортного строительства СССР,
Министерством энергетики и электрификации СССР

ВНЕСЕН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона (НИИЖБ) Госстроя СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 04.03.82 № 43

3. СТАНДАРТ СООТВЕТСТВУЕТ СТ СЭВ 6550-88 в части приложений 1 и 2

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

6. ИЗДАНИЕ (май 2003 г.) с Изменением № 1, утвержденным в мае 1990 г. (ИУС 9-90)

Настоящий стандарт распространяется на бетоны, применяемые в промышленном, энергетическом, транспортном, водохозяйственном, жилищно-гражданском, сельскохозяйственном и других видах строительства.
Стандарт устанавливает классификацию бетонов и общие технические требования к ним.
Стандарт не распространяется на бетоны на битумных вяжущих.
Требования настоящего стандарта должны соблюдаться при разработке новых и пересмотре действующих стандартов и другой нормативно-технической, а также проектной и технологической документации по бетонам, бетонным и железобетонным конструкциям и изделиям.
Основные термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Бетоны классифицируются по следующим признакам:
основному назначению;
виду вяжущего;
виду заполнителей;
структуре;
условиям твердения.

1.2. В зависимости от основного назначения бетоны подразделяются на:
конструкционные;
специальные (жаростойкие, химически стойкие, декоративные, радиационно-защитные, теплоизоляционные и др.).
1.3. По виду вяжущего бетоны могут быть на основе:
цементных вяжущих;
известковых вяжущих;
шлаковых вяжущих;
гипсовых вяжущих;
специальных вяжущих.
1.4. По виду заполнителей бетоны могут быть на:
плотных заполнителях;
пористых заполнителях;
специальных заполнителях.
1.5. По структуре бетоны могут быть:
плотной структуры;
поризованной структуры;
ячеистой структуры;
крупнопористой структуры.
1.5а. По условиям твердения бетоны подразделяют на твердевшие:
в естественных условиях;
в условиях тепловлажностной обработки при атмосферном давлении;
в условиях тепловлажностной обработки при давлении выше атмосферного (автоклавного твердения).

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

1.6. Наименования бетонов
1.6.1. Наименования бетонов определенных видов должны включать, как правило, все признаки, установленные настоящим стандартом. Признаки, не являющиеся определяющими для бетона данного вида, в его наименование допускается не включать.
В наименованиях специальных видов бетонов указывается их основное назначение, а в наименованиях конструкционных бетонов слово "конструкционный" может быть опущено.
1.6.2. При необходимости уточнения характеристики бетонов в их наименованиях могут указываться конкретные виды вяжущих, заполнителей или условия твердения.
1.6.3. Для бетонов, характеризуемых наиболее часто применяемыми сочетаниями признаков, применяют следующие наименования: "бетон тяжелый", "бетон легкий", "бетон ячеистый", "бетон силикатный (плотный и ячеистый)".
1.6.4. Наименования основных видов бетонов, образованные в соответствии с установленной настоящим стандартом классификацией, приведены в приложении 2.

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Требования к качеству бетонов должны устанавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта в зависимости от их назначения и условий работы в конструкциях зданий и сооружений:
в стандартах на бетоны определенного вида;
в стандартах и технических условиях на сборные бетонные и железобетонные изделия;
в рабочих чертежах монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
2.2. Требования должны устанавливаться по показателям, характеризующим прочность, среднюю плотность, стойкость к различным воздействиям, упругопластические, теплофизические, защитные, декоративные и другие свойства бетонов, а также по применению материалов для их приготовления и отдельным технологическим параметрам, обеспечивающим требуемое качество конструкций и изделий.
Требования к материалам для приготовления бетона (вяжущим, добавкам, заполнителям), его составу и технологическим параметрам должны устанавливаться в нормативно-технической документации на бетон конкретного вида, исходя из основных характеристик бетона и условий его твердения, а также в зависимости от назначения конструкций и условий их работы

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3. По показателям прочности бетона устанавливаются их гарантированные значения - классы в соответствии с СТ СЭВ 1406.

Примечание. Для конструкций, запроектированных ранее без учета требований СТ СЭВ 1406, показатели прочности бетона характеризуются марками.

2.4. Марка или класс бетона по прочности определяются прочностью базовых образцов бетона в установленном проектном возрасте, определяемой в соответствии с действующими государственными стандартами.
2.5. Марка бетонов по морозостойкости определяется количеством циклов попеременного замораживания и оттаивания в воде, которое выдерживают образцы, изготовленные и испытанные на морозостойкость согласно требованиям действующих государственных стандартов.
2.6. Марка бетонов по водонепроницаемости определяется максимальной величиной давления воды, при котором не наблюдается ее просачивания через образцы, изготовленные и испытанные на водонепроницаемость согласно требованиям действующих государственных стандартов.

2.5, 2.6. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.7. Марка бетона по средней плотности определяется фактическим значением показателя массы в единице объема (кг/м3) образцов, изготовленных и испытанных согласно требованиям действующих государственных стандартов.
2.8. Ряды унифицированных значений показателей качества бетонов по маркам или классам устанавливаются в стандартах на бетоны соответствующих видов.
2.9. Соответствие бетонов установленным требованиям должно обеспечиваться рациональным выбором материалов, подбором их составa и технологических режимов приготовления, укладки, уплотнения и твердения согласно действующим технологическим правилам или стандартам предприятия.
2.10. Определение значений показателей качества бетонов производится путем испытания бетона в конструкциях или испытаний специально изготовленных контрольных образцов.
Соответствие показателей бетонов заданным требованиям устанавливают путем оценки результатов испытаний, как правило, с учетом показателей однородности.
2.11. Определение значений показателей качества бетонов может осуществляться несколькими методами испытаний, но при этом должна быть обеспечена сравнимость результатов путем установления переходных коэффициентов или другими способами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Термин Определение
1. Бетон Искусственный камневидный материал, представляющий собой затвердевшую бетонную смесь.
Различают следующие стадии готовности бетона: бетонная смесь, свежеуложенный бетон и затвердевший бетон
2. Смесь бетонная Смесь вяжущих, заполнителей, затворителей и, при необходимости, добавок до ее укладки
3. Смесь сухая бетонная Бетонная смесь без затворителя
4. Бетоны конструкционные Бетоны несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, определяющими требованиями к качеству которых являются требования по физико-механическим характеристикам
5. Бетоны специальные Бетоны, к которым предъявляются специальные требования в соответствии с их назначением



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!