Начало правления рюрика в какое время было. Рюрик и его братья

Точных данных об истории Руси до Рюрика немного. Более того, известные факты могут трактоваться по-разному приверженцами норманской теории и антинорманистами. Первые связывают появление государства на территории славянских народов именно с приходом варягов, вторые утверждают, что государство славян уже существовало к этому времени. Однако стоит отметить, что даже то, к какому этносу принадлежал род легендарного князя Рюрика, ученым неизвестно. Теорий о его происхождении существует немало, но ни одну из них пока не удалось доказать. Затрудняется исследование этого вопроса и некоторыми сложностями чтения древнерусских летописей. Так, к примеру, точно не установлено, Русью назывался род Рюрика или же так в летописи именуется одно из племен, призвавших князя.

Правление Рюрика

Происхождение Рюрика до сих пор вызывает множество споров среди тех, кто считает его реальной исторической личностью. Приверженцы норманской теории утверждают, что Рюрик и его дружина были викингами - скандинавами. Норманисты ищут доказательства своей теории в этимологии имени князя, связывая его с латинским словом rex («король»). Известно, что имя Рюрик и сегодня используется в Швеции, Финляндии и некоторых других странах. Сторонники западнославянской версии связывают биографию Рюрика со славянским племенем ободритов, иначе называвшихся «ререгами» (соколами). Призвание Рюрика, согласно , произошло в 862 г. Племена весь, чудь, ильменские словене и кривичи, не сумев договориться о том, кто же будет править, и не желая усобицы, призвали к себе на княжение Рюрика. Он пришел в Новгород с братьями Синеусом и Трувором. Существует версия о том, что правление Рюрика началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге. В соответствии с этой теорией Новгород был построен князем только через два года. Такие археологические находки, как Рюриково Городище, способны подтвердить эту теорию.

Согласно летописной версии братья Рюрика стали княжить в славянских землях. Синеус получил Белоозеро, а Трувор - Изборск в землях кривичей. Но правили они недолго. Через два года, после их смерти, Рюрик стал единоличным правителем. Стоит отметить, что некоторые историки придерживаются версии о том, что братьев у Рюрика не было. Они переводят слово «трувор» как «верная дружина», а «синеус» как «свой род». Сведений о правлении Рюрика немного. Летописи довольно скупо сообщают о том, что он стремился укреплять границы своих владений, строил города, а также подавил мятеж Вадима Храброго в Новгороде. Из этого можно заключить, что приход Рюрика на Русь повлек за собой укрепление государственности и централизацию власти. Смерть Рюрика датируется примерно 879 г. Власть унаследовал сын Рюрика (предположительно от норвежской княжны)

Восточные славяне жили «каждо своим родом», собираясь время от времени на совместное вече. Уже в VI веке у них возникли межплеменные союзы, во главе которых стояли старейшины или вожди. Славяне вели оседлый образ жизни. В борьбе за новые земли они теснили угро-финские и балтские этносы. Северные племена нередко терпели набеги скандинавов. некоторые из них, не имея сил отразить грабительские вторжения, становились данниками варягов.

Обилие водных путей сообщения обусловило укрепление культурных и коммерческих связей между славянскими племенами и их соседями. На местах меновой торговли возникли Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. Вокруг них стали образовываться городовые области, в которых обитали представители не одного, а разных племен. Формирование Древнерусского государства в IX веке началось в двух местах: Среднем Поднепровье (Киев) на юге и Новгородской земле (Новгород) на севере.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  862 г. Летописное сообщение об отказе ильменских словен, чуди, мери, веси и кривичей платить дань варягам и изгнание скандинавов «за море «. Начало межплеменных усобиц. Призвание союзом славянских и финно-угорских племен династии варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Начало княжения Рюрика в Ладоге, Синеуса — в Белоозере, а Трувора — в Изборске.

  862-882 гг. Легендарные даты правления в Киеве Аскольда и Дира.

  863 г. Создание братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки.

  864 г. Смерть Синеуса и Трувора. Летописное указание на то, что «принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города «. Рюрик обосновался в городище у истока Волхова (т.н. Рюриково Городище).

  Позднее 864 г. Женитьба Рюрика на урманской княжне Ефанде. Возвращение Рюрика в Европу. Восстание в Новгороде под предводительством Вадима Храброго против своевластия Рюрика. Возвращение Рюрика в Новгород. Убийство Рюриком Вадима Храброго и подавление восстания. Бегство многих «новгородских мужей » в Киев во избежание расправы. Отъезд из Новгорода Аскольда и Дира. Начало их княжения в Киеве. Рождение у Рюрика сына Игоря.

  865 г. Военный поход киевского князя Аскольда против Полоцка.

  Позднее 865 г. Войны киевского князя Аскольда с древлянами и уличами.

  866 г. Легендарный поход киевских князей Аскольда и Дира на Царьград (Константинополь).

  867 г. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов.

  867 г. Началось правление византийского императора Василия I Македонянина (867-886 гг.), основателя Македонской династии. Успешно вел борьбу против арабов на востоке империи и в Италии.

  867 г. Патриарх Фотий (в Константинополе) учредил первую епархию для славян и варягов, принявших христианство.

  869 г. Поход князей Аскольда и Дира на кривичей.

  874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе.

  Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).

  879 г. Смерть Рюрика, князя Новгородского.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

 Возникновение праздника Ризоположения
 Легендарная дата образования Русского государства
 Рюриково городище

Происхождение Рюрика

Этимология имени

Рорик из Дании

Эйрик из Швеции

Рорик из Гаутланда

Западно-славянская версия

Варяги из вагров или пруссов

Мекленбургские генеалогии

Вендский сокол

Иоакимовская летопись

Рюрик в историографии

Наследники

Рюрик (ум. 879) - летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

По одной из версий Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком (Hrorek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По другой версии, Рюрик - славянское родовое имя, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Рюрик в летописях

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной.

Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи «ПВЛ», Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII - первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. Норманизм), позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь или русы (см. статью Русь).

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская (скандинавская) теория

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, викингами-варягами, происходящими из Скандинавии.

Этимология имени

Древнескандинавское имя Hrorekr является производным от форм старосканд. «*HrooiR» («слава») и «-rikR» («знатный», также толкование как изменённое заимствование из латинского - rex, правитель). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

  • Hrodric - старо-германский язык
  • Hreric и Hroiricus - старо-английский язык
  • Rorik - восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrirekr - западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR - из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rorik (Hrrekr):

  • Hreiric - сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
  • Рорик - датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира
  • Rudereiks (Рудерих) - король вестготов в Испании в 710-711 гг.
  • Рёрик Ютландский - датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
  • Хрёрек, сын Хринга - норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»

Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Рорик из Дании

По одной из версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой ». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель » относится к началу его правления - 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Рорик из Гаутланда

Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями:

  • У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом… Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море… Тогда им пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком… Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга»

Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском. Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.

Данные генетических исследований

Результаты исследования ДНК потомков рода Рюриковичей, принадлежащих ветви Мономашичей, были опубликованы и собраны в Интернет-проекте. Предположительно потомки Рюрика из русских княжеских родов имеют разный генотип, указывающий на разных предков по мужской линии. Сам генетический набор исследуемых лиц относится к распространённому в Восточной Европе (гаплогруппа R1a) и в северной Европе (гаплогруппа N1c1a). Так как принято мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторы проекта отобрали результат с гаплогруппой N1c1a и по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделали вывод о происхождении корней Рюрика в Руслагене, к северу от Стокгольма. В научных изданиях результаты поиска корней Рюрика не опубликованы. Аналогичная гаплогруппа выявлена теми же исследователями преимущественно у лиц, происходящих из Финляндии (90 %), но обнаружена также у уроженцев Швеции(10 %). Сравнение с гаплотипами жителей Северо-Западной России не проводилось.

Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Гаплогруппу N1c (прежнее обозначение: N3) имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (см. Генофонд славян), наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1a, на севере России. Скандинавским маркером, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов, является гаплогруппа I1a. Среди потомков Рюрика данная гаплогруппа не обнаружена.

Западно-славянская версия

Альтернативой «норманской теории» является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком ». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

Мекленбургские генеалогии

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным , второй - Сиваром Победоносным , третий - Труваром Верным . Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар - Псковское (Pleskow), Трувар - Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Вендский сокол

Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами . Адам Бременский свидетельствует.

  • Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик - это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях » в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами - «как датчанами, так и вендами ». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Впоследствии автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей - соколичами, однако такой эпитет с древних времён применялся к людям благородного происхождения.

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины. Подтверждением версии о происхождении имени «Рюрик» от западнославянского обозначения сокола могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола. Однако в таком случае герб Рюриковичей возможно указывает на датское (или смешанное датско-венедское) происхождение Рюрика, так как похожее изображение сокола (или ворона Одина) отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939-941 гг.). Сокол в скандинавских языках не назывался словом близким к имени «Рюрик», поэтому имя могло быть заимствованным.

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. Переход формы «ререг»/«рарог» в «рерик» характерен для славянских наречий бодричей. В древанском зафиксировано woatrik вместо «отрок» и rik вместо «рог».

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись - летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика быля Ефанда, дочь «урманского » (норвежского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский » князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

Скандинавское происхождение Рюрика косвенно подтверждается одной из версий этимологии слова русь . Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi , то есть шведов в современном финском языке. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собирающих дань с местного населения, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы] .» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Смоленск и на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (древнерусское собирательное название северо-западных финноязычных племён) стоит на первом месте после варягов и перед словенами.

Рюрик в историографии

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житие Св. князя Владимира», написанного предположительно около 1070 года монахом Иаковом: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рориком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» - иностранных властителей. В историографии XIX?XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей - «антинаучная норманнская теория», якобы доказывающая, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов-руси, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В лето 6370 изгнаша Варягы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соба володати»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» - «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были по замыслу летописца стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Наследники

Неизвестно сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне - Игоре. По Иоакимовской летописи Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря у Рюрика возможно есть и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря - Игорь и Акун.


Семьсот лет в России правила династия Рюриковичей. Князь Рюрик дал династии имя, он был первым князем. Конечно, до Рюрика тоже были на Руси князья, но именно Рюрик создал единое государство.

Биография основателя династии полна загадок и таинств. Достоверных данных о его жизни нет, по одной из версий, первый правитель Руси был внуком новгородского князя Гостомысла. Средняя дочь Гостомысла вышла замуж за заморского князя Годослава. В этой семье и родились братья – Рюрик, Синеус и Трувор. Жили они на территории нынешней Германии в городе Рёрик. Имя Рюрик, скорее всего, славянское родовое прозвище, означающее птицу сокол. Сокола считали хранителем княжеского рода. Рёрик, Рюрик, Рарог – всё это разные произношения одного слова. У сокола – сильные, длинные, заостренные крылья. Его повадки в атаке стремительны, непредсказуемы для противника. Вполне подходящее имя для воинского вождя, для правителя. Древним гербом Рюриковичей было изображение сокола, летящего на добычу. Отец Рюрика погиб в одном из сражений.

Когда сам Рюрик возмужал, он собрал варяжскую дружину, блуждал по разным странам, добывая себе славу оружием. Варяги это не национальность. Это воинское сообщество, в него входили воины из разных племен – норманны, финны и славяне. Воинские племена находились на острове Ильмень. По нескольким сведениям известно, что Новгородские послы приплыли на остров и предложили начальнику варягов – Рюрику, приехать в славянскую столицу Ладогу со своей дружиной и быть там князем. Рюрик согласился. Став князем, Рюрик сильно изменился. Он не отправлялся в рискованные походы, а укреплял границы собственного государства, развивал экономическую и политическую систему. С Рюриком, Трувором и Синеусом на кораблях прибыли варяги, 150 человек, но по тем временам это была сильная армия. В Ладоге всего жило около тысячи человек, поэтому такой дружины вполне хватило для защиты. Рюрик также пополнял военные ряды, брав местную молодежь на службу. Варяги не проявляли уважения к местному населению, они искали лишь способ наживы, но Рюрик чувствовал родственные корни своего деда Гостомысла и стремился воссоединить государство. Князь распределил власть, он управлял в Ладоге, брату Синеусу дал Белоозер, а Трувор правил в Изборске. Прошло немного времени, братья Рюрика погибли. Вся власть сосредоточилась в одних руках. Через два года, Рюрик переносит славянскую столицу в Великий Новгород.
Князь тщательно следил за сбором полюдья, а бунты и различные конфликты подавлял армией. Рюрик создал древнее русское государство, границы которого протянулись от выхода из Балтики до Ростова. Под его властью также развивалась аграрная система. Крестьяне пахали землю, выращивали рожь, ячмень, овёс и капусту. В огородах росли горох и репа. Также при Рюрике, начали строить печи, выпекали хлеб. Есть сведения, что князь наведывался и на Запад – встречался с королями Людовиком Немецким и Карлом Лысым. Он хотел заручиться их поддержкой для большого похода на Киев и Византию. Последняя жена Рюрика – Эфанда происходила из норвежского королевского рода. Она родила ему наследника Игоря. Обрадовавшись рождению сына, Рюрик решил отметить это новыми победами. Он отправился в поход с дружиной и простудился. Несколько месяцев могучий князь боролся с болезнью, но умер. Рюрик завещал родственнику Олегу попечение над малолетним Игорем и поход на Киев. Умер князь в 879 году. Хоронили князя с большим почетом, ведь он оставил большой след в истории Руси, основал великую династию мудрых и смелых князей.

Биография этого человека полна тайн. Некоторые историки даже утверждают, что Рюрика и вовсе не существовало.

Рюрик, первый князь русичей, считается одной из самых таинственных исторических личностей. Точной даты рождения его нет, но предположительно он появился на свет между 806 и 808 годами, в городе Рерик, именуемом иначе Рарог.

В 808 году король датский Готфрид пытался на основе Дании, Швеции и Норвегии создать государство, противостоящее франкской империи. Он нанес удар по землям прибалтийских славян и захватил город Рерик. Князя Годолюба, отца Рюрика, Готфрид приказал повесить. Матерью Рюрика, согласно Иоакимовской летописи, была дочь Гостомысла, князя новгородского, – Умила, и овдовевшая княгиня вместе с малолетними детьми бежала на чужбину. Детский период жизни Рюрика практически неизвестен. Упоминание о нем встречается в «Бертинских анналах» лишь в 826 году, когда братья Рюрик и Харальд прибыли в резиденцию франкского императора – Ингельгейм. Король франков Людовик Благочестивый крестил братьев, и они получили от него наделы земель за Эльбой в так называемое ленное владение.

Судя по тому, что Рюрик с братом приняли крещение при дворе франкского императора, до этого они скрывались в землях западных славян, в те времена бывших язычниками. Если разобраться, то «земли за Эльбой», отданные Людовиком Рюрику в лен скорее всего и были землями отца Рюрика. Таким образом, франкский король признал права Рюрика на отцовское княжество, однако лишь на правах вассала. Саму франкскую империю в это время разрывали междоусобицы, и сыновья Людовика Благочестивого, между которыми он поделил империю на королевства, отчаянно воевали друг с другом за расширение пределов своих владений. История умалчивает о том, принимал ли участие в этих усобицах Рюрик, но получение земель от Людовика являлось лишь формальным признанием их притязаний, а военную помощь франкский император оказать не мог чисто физически, да, впрочем, вряд ли и собирался.

В 829 году в результате очередного передела империи король Лотарь получил Фрисланд и земли вдоль Эльбы, а потому, скорее всего, Рюрик окончательно лишился отцовского наследства. Подобный поворот судьбы для таких безземельных князей открывал только одну дорогу – в варяжскую дружину. Собственно, варяги представляли собой весьма разношерстные отряды искателей удачи, которые собирались на береговых базах и вокруг хозяев кораблей. Обида Рюрика на франков была, вне сомнений, велика, и позже он заслужил, несмотря на свое крещение, прозвище, отражающее его отношение к этой религии: «язва христианства». Тем более что обычно в варяжских дружинах руководитель исповедовал веру большинства своих дружинников.

В 843 году в Нанте объявилась крупная эскадра норманнов, напрочь сожгла город и в устье Лауры, на острове Нуартье организовала временную базу. На следующий год норманны провели ряд набегов на города, расположенные по реке Гаронне и дошли аж до Бордо. Отсюда они развернулись на юг, захватили Ла Корунью, затем Лиссабон и в Африке разграбили город Нокур. Возвращаясь, варяги посетили Андалузию и взяли Севилью. Хронист халифа Испании, Ахмед-ал-Кааф, утверждает, что Севилью штурмовали «русы» под предводительством Рюрика и Харальда. Историк и поэт Г. Р. Державин, опираясь на архивы древних документов, уверяет, что Рюрик, будучи пиратским вождем, совершил множество «подвигов» и захватывал не только перечисленные выше города, но и Нант, Тур, Орлеан, Лимузен и даже принимал участие в осаде Парижа. В этот период брат Рюрика Харальд, по-видимому, погиб, так как в хрониках его имя более не упоминается.

В 845 году варяги под предводительством Рюрика поднялись на ладьях вверх по Эльбе и разгромили почти все города на протяжении реки. А через пять лет Рюрик уже предводительствовал целым флотом, состоящим из трехсот пятидесяти кораблей, и обрушил всю эту армаду на Англию. Многие историки сомневаются в этом – по той причине, что в суда викингов вмещалось от сорока до шестидесяти человек, и при указанном количестве кораблей армия Рюрика должна была включать в себя около двадцати тысяч человек. Следует учесть и то, что в те времена грабежами Англии занимались датские ватаги викингов, и вторжение Рюрика на чужую территорию можно рассматривать как акт возмездия датчанам за отца.

Следующий свой удар Рюрик нанес по городам Рейна и Фрисланду. Утверждается, что король Лотарь был вынужден в результате этого набега заключить с Рюриком договор и даже вернуть ему земли во Фрисланде. Однако в 854 году Лотарь нашел нужным отобрать у Рюрика земли и даровать новые владения – в землях Ютландии. По законам того времени это было вовсе не подарком, а смертельным оскорблением для феодала, и кроме того считалось нарушением сюзереном собственной части вассального договора. Тем более что Ютландия Лотарю никогда не принадлежала и даже не являлась частью империи франков. Но Рюрик воевать с Лотарем не стал, а принудил его заранее признать земли, которые завоюет в будущем, частью империи франков, таким образом обеспечив себе мощное покровительство.

Рюрик со своей дружиной высадился на подконтрольных датчанам землях и занял довольно обширную территорию, принадлежавшую как славянам, так и Ютландии. За это его прозвали в западных хрониках Рюриком Ютландским. Однако Лотарь побоялся войны с датчанами и разорвал вассальский договор с Рюриком – то есть, отказался признать земли, захваченные Рюриком, принадлежностью империи, а самого Рюрика – вассалом. В результате Рюрик остался один на один с сильнейшим противником – датским королевством.

«Повесть временных лет», летописный свод XII века, говорит, что уставшие от междоусобиц и нападок соседей племена чуди, мери, кривичей и ильменских словен в 862 году договорились пригласить к себе князя из варягов. Сделано это было в надежде, что чужая, но объединяющая власть не только примирит племена меж собой, но и защитит их с помощью опытной дружины. Такая идея во многом опиралась и на легенду о том, что перед самой своей смертью Гостомысл, новгородский князь, сыновья которого уже погибли, увидел во сне, как чрево его дочери Умилы породило чудесное дерево, плод которого насытил людей всей земли. Волхвы истолковали княжий сон в пользу уже существовавшего мнения – и к Рюрику, сыну Умилы и внуку Гостомысла, были направлены послы.

Сам Рюрик, вне сомнений, был тоже заинтересован в постоянстве, так как удерживать при себе наемную варяжскую дружину он мог с огромным трудом – ведь оборонительные войны с датчанами добычи не сулили, а следовательно, платить дружинникам было нечем. А потому предложение новгородцев было для него весьма своевременным, не говоря уже о том, что в то время Рюрику было около пятидесяти лет, и возраст также требовал определиться с прочным пристанищем.

И вот в 862 году Рюрик прибыл в новгородские земли – по летописи не один, а со своими братьями Трувором и Синеусом. Трувора он послал княжить в Изборске, Синеуса посадил в Белоозеро, а сам занял новгородский княжий престол. Удивителен факт, что братья Рюрика Трувор и Синеус умерли едва ли не в одночасье. Одна из исторических версий гласит, что таких людей не существовало в природе вообще, и появление Трувора с Синеусом в летописях – это в буквальном смысле проблема более позднего перевода с варяжского на русский. Однако подобная ошибка указывает на тот факт, что хроники времени правления Рюрика в Новгороде изначально писались по-норманнски, а не по-русски. В подтверждение этому есть и другие факты. Женой Рюрика стала Ефанда – родственница королей Норвегии, а правой рукой нового князя новгородского, его советником, а позже и опекуном сына Рюрика, Игоря, был родной брат Ефанды Олег, получивший впоследствии прозвище «Вещий». Похоже, что в конце своих подвигов на Балтике Рюрик сдружился с норвежцами для более эффективного сопротивления датчанам.

Буквально через два года после того, как Рюрик сел на княжий престол, новгородцы подняли восстание под предводительством Вадима Храброго. Можно считать, что это восстание было обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, прибывшие с Рюриком дружинники сразу заняли все ключевые посты управления в новгородском княжестве. А во-вторых, свободолюбивые новгородцы привыкли решать все основные вопросы при помощи вече – собрания на площади. Рюрик же в своей власти ориентировался на систему управления западных королей и пресекал любые проявления демократии. Возможно, сказались и религиозные причины – ведь восточные славяне свято хранили устои древней митраистской и ведической религии, а прибалтийские венды по религиозным убеждениям достаточно сильно отличались от славян, так как впитали элементы германских и балтских культов. В свою очередь дружины варягов исповедовали довольно пестрый конгломерат верований, к тому же предельно упрощенный. Если на стоянках они еще прислушивались к жрецам, то в походах считали вполне нормальным обращаться к своим богам без посредников. Распорядителем ритуалов выступал обычно их предводитель.

Рюрик в полной мере доказал, что способен управлять столь непокорными подданными, и жесточайшим образом подавил восстание новгородцев. Вадим Храбрый погиб, а его сторонники были вынуждены бежать в киевские земли. Судя по всему, к 864 году Рюрику удалось резко изменить политику Новгорода, в результате активной войны с хазарами подчинить себе Муром и Ростов и расширить Новгородское княжество от устья Оки до Волхова. В период своего правления Рюрик активно укреплял границы и закладывал города. Его политика была достаточно понятна, так как князь осознавал важность речных путей, по которым передвигалась основная масса грузов с Востока на Запад. Благодаря своей политике он мог контролировать практически все торговые пути, а следовательно делал Новгород еще богаче. Над Волховом Рюрик срубил город, в котором жили позднее новгородские князья и который называется теперь Городище.

До самой своей смерти Рюрик прочно удерживал бразды правления Новгородом. Согласно летописи он княжил семнадцать лет и умер в 879 году во время похода на племена корелу и лопь. После его смерти правление Новгородом перешло к сыну Игорю, но из-за малолетства князя фактически править стал Олег. Святослав, сын князя Игоря продолжил династию Рюриковичей, прервавшуюся лишь в конце XVI века.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!