Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста. Приемы работы с природными материалами

Юлия Анатольевна Пережогина
Консультация для педагогов «Работа с природным материалом»

Консультация для педагогов

«»

Посмотрите, сколько красок, совершенства, красоты. Хорошо потрудилась природа . Но каждый из нас знает, что, к сожалению, не вечен этот мир. Сменяются времена года и блекнут краски, увядает и исчезает былая красота. Шаг за шагом, открывая новое, мы постараемся в нашем волшебном мире продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые прекрасные образы.

Природные материалы по происхождению делятся на три группы :

- материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т. п.) ;

- материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья) ;

- материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки) .

СОВЕТЫ :

1. Чтобы правильно использовать различные природные материалы , надо знать их свойства и особенности. Учитесь правильно подбирать их для каждого вида изделия. Иногда бывает, что интересный по форме материал в обработке очень труден либо твёрд, либо крошится и ломается. А красивый и податливый может потом, в готовой работе деформироваться , измениться по цвету и работа придет в полную негодность.

2. Собирать природные материалы , как правило, надо, когда они созрели, т. к. некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень . Где собирать всё необходимое для работы – это широкие возможности природы и человека .

3. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет ваше воображение, но всё-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы : листья и цветы, желуди с плюсками (чашечками, в которых они растут, шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые, лиственные, орехи (грецкие и лесные, косточки (персиковые, абрикосовые, сливовые, вишнёвые, от хурмы, бобы, фасоль, горох, древесные грибы, веточки различной формы, кукурузные початки (с зёрнами и без них, морские и речные ракушки, корни (деревьев, кустарников, травянистых растений, кору (сосновую, дубовую, березовую, семена-крылатки (клёна, ясеня, липы, пух тополя, репейника, вербу, солому (пшеничную, овсяную, ржаную, ячменную, глину, песок, камушки и многое другое.

4. Запомните, что собирать нужно только те материалы , которые природа нам подарила .

5. Работу по изготовлению игрушек следует начинать с лёгких конструкций и , по мере их освоения, переходить к более сложным работам .

6. Прежде чем приступить к работе , необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите, знакомство с которыми понадобится при любой художественной работе .

7. При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы , без которых невозможно передать образ изделия. Использование каждого из них будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки и от степени развития воображения.

К дополнительным материалам относятся , например, бумага и картон, виды которых отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению. Из бумаги и картона обычно выполняются отделочные детали изделия, можно использовать их в качестве фона.

Пластилин применяется для скрепления частей из природного материала , выполнения отделочных деталей или в качестве фона-основы

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, для изготовления каркаса игрушек из соломы, для отделочных работ и др . Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная.

Клей обычно используют ПВА, он хорошо скрепляет детали и не изменяет вида изделия.

Цветные лоскутки – обрезки различных тканей нужны для оформления работы .

Спички используют для соединения деталей при выполнении объёмной игрушки и для отделочных работ .

8. Для работы с природными материалами необходимо иметь и простейшие инструменты : шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш для нанесения контура на бумагу, краски, необходимые для оформления отдельных деталей игрушки, кисточки для рисования и для клея, стеку для обработки поверхности изделия при лепке из глины и пластилина, плоскогубцы, напильник, пилку и др.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы , развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности.

Выполняя такую работу , важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное. Пусть ребёнок внимательно рассмотрит имеющийся материал , расскажет, что именно смог увидеть. Взрослые должны лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение, ведь воображение – самый главный помощник творчества.

Изготовление изделий из природного материала требует от ребёнка ловких действий, развивающих мелкую моторику пальцев, способствует развитию согласованности в работе глаза и руки , совершенствованию координации движений, что неоспоримо важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Любые творческие достижения детей не должны оставаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в виде выставки.

При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования :

Изделие должно располагаться так, чтобы его можно было хорошо рассмотреть;

Плоскостные композиции лучше закреплять на стенках или оформленные в рамки размещать на стене;

Объёмные работы расставляют на столе или специальных подставках, располагая на разные уровни высоты;

Все работы , размещённые на выставке, должны представлять собой продуманное целое по содержанию, композиции, цвету.

От того, как будут представлены детские работы , во многом зависит воспитание у ребёнка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

Участвуя вместе с взрослыми в оформлении выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, критичность, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Публикации по теме:

Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага, шаблон вазы, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш, лист картона жёлтого.

Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Я от осени привет Соберу большой букет, Ведь особого он цвета. В нем краски и запах Уходящего Лета, Приобщать детей к миру прекрасному.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра является эффективным средством формирования.

Конспект НОД в подготовительной группе «Работа с природным материалом из крашеных опилок» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Развивать творчество можно различными способами, в том числе используя природный материал. Работа с ним удовлетворяет исследовательскую потребность ребенка, пробуждает у него чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям возможность видеть результат своего труда – готовую поделку, картину.

Необычное в обычном

(работа с природным материалом)

Раннева Т.Н., воспитатель МБДОУ г. Абакана «ЦРР - д/с «Рябинушка», республика Хакасия.

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе используя природный материал. Работа с ним таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно внимательно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть: в каждом листочке или корешке деревца таиться волшебство. Из семян подсолнуха, еловых шишек, кукурузных початков можно сделать бесчисленное множество самых разных поделок: сказочных ежат, забавного гнома, Змея Горыныча. Надо лишь суметь увидеть их творчески преломить в себе.

Прежде чем приступать к созданию поделок, мы с детьми проводим целевые экскурсии в лес, парк, к реке, в сад. При этом организуются беседы, направленные на воспитание у детей умения видеть природу, замечать ее красоту, пристально вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее, беречь. В ходе бесед в детях развиваются образное восприятие, фантазия, смекалка, сообразительность.

Необыкновенно интересные поделки создают дети из чешуек шишек ели, сосны, кедра, а также ананаса. Работая с чешуйками шишек, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

Прекрасным материалом для поделок является пух. Помимо тополиного - основного материала, можно использовать пух чертополоха, одуванчика, ковыля, осота. В такой работе требуются аккуратность, точность, усидчивость. Работы из пуха, как правило. Получаются красивыми, легкими, воздушными.

Очень благородный материал - перья птиц. Перед началом работы необходимо обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций. Работа с перьями птиц способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения.

Много творческой радости доставляют детям аппликации из иголок хвойных деревьев. Коры, листьев клена и березы, а также из семян клена, стручков белой акации. Косточек разных фруктов и ягод, апельсиновой, мандариновой кожуры, из лепестков тюльпана, розы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят. Это позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, побуждает к игре.

Дети с большой охотой выкладывают мозаики из природного материала. Особую радость им доставляет работа с опилками, древесными стружками, обыкновенным речным песком, камушками, бисером. Простота, новизна и декоративность радует детей. Экспериментирование с опилками, стружками, яичной скорлупой, окраска их в разные цвета увлекает детей, придает занятиям творческую направленность.

Увлекательная форма деятельности, позволяющая детям своими руками создавать объемные игрушки, фигурки, - это работы с гипсом. Из гипсовых формочек можно выливать фигурки зверей, овощи и фрукты, создавать красивые композиции совместно с природным материалом. Работа с гипсом интересна и полезна. Она способствует развитию представлений ребят о возможности использования этого материала, формирует навыки коллективного труда, дружеские взаимоотношения.

Для изготовления картин можно использовать крупы и семена. Из них могут получиться замечательные композиции. Манную и рисовую крупу легко окрасить в разные цвета. Используем гречневую, перловую, пшеничную, кукурузную крупу, пшено, а также семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов. Мак с успехом используется для создания тонких разделительных линий на рисунке. Очень оригинально и красиво получаются панно из кокосовых стружек. Все эти материалы развивают навыки художественного конструирования, чутье и вкус. Способствует развитию пальчиковой моторики.

Природные материалы, используемые для поделок. Настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям возможность видеть результат своего труда - готовую поделку, картину.

Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом эффективно использовать устное народное творчество: загадки, потешки, скороговорки, считалки, создающие богатую почву для размышлений, вдохновения, мудрости, воздействующие на ум и чувства ребенка.

Коллективная форма занятий помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умения согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.

в начальных классах

Дети любят уроки труда больше других уроков. На уроках труда ребенок занят изготовлением милых его сердцу игрушек, в которых он видит своих друзей. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда.

Особое место в системе трудового обучения занимают уроки труда по аппликационным работам с природными материалами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки из желудей, орехов, листьев! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как:

    эстетическую отзывчивость и художественный вкус;

    творческое воображение и конструкторские способности;

    сноровку, изобретательность;

    умение целесообразно и бережно использовать дары природы;

    интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;

    трудолюбие, усидчивость, терпение.

Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др.

Учитель организует с детьми наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимаются с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена, листья – опавшие.

К сбору природного материала учитель приобщает детей, начиная с 1 класса. Это разнообразные шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, древесина, грибы, кора, ветки, желуди, мох, солома, трава, древесные спилы, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Хранится природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения ракушек, перьев, косточек, желудей, разного мелкого материала. На крышке коробки наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.

При изготовлении поделок из природного материала советуем учитывать следующие правила работы с природным материалом:

    Не пользоваться при конструировании пластилином, поскольку такие поделки непрочные, быстро теряют свой вид, не дают полной возможности совершенствовать детям конструктивные умения.

    Не следует окрашивать природный материал, так как он достаточно красив (наша задача научить детей подчеркивать его естественную красоту). Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми.

    При изготовлении поделок из природного материала не следует использовать другой материал, например, бумагу, поролон, пенопласт и пр. От этого поделка теряет свою естественную прелесть.

    Следует применять для поделок только тот материал, который не может уже использоваться в пищу и который относится к отходам (косточки от фруктов, скорлупа от орехов, кожура от апельсинов, шелуха от лука, чеснока, семечек и т.д.).

    Не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).

    Не применять слишком хрупкий, непрочный материал, который легко повреждается уже в процессе работы (целая яичная скорлупа).

Процесс выполнения аппликационных работ из природного материала очень увлекательный. У ребенка формируется особое видения мира природы, его изучение и собственное преобразование. Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и многое др. Работа растительным природным материалом имеет большое значение для всестороннего развития младшего школьника. Встреча с природой неизменно расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления.

Эта тема актуальна

И для взрослых, и детей.

В мир природы окунаясь,

Приходит много разных идей. /Сидорова Н.И./

Актуальность

Работа с природным материалом увлекательна и познавательна.

Композиции получаются яркие, красочные, долговечные и могут украсить интерьер любой квартиры.

Развивается творчество, воображение, прививается любовь к прекрасному.

Цель:

Увлечь детей и взрослых этим видом творчества;

Познакомить с приёмами изготовления цветов из арбузных и дынных семечек, абрикосовых косточек.

Идея:

Применение природных материалов для создания красоты вокруг себя;

Умение передать красоту природы через создание настенных панно;

Подарить людям радость и хорошее настроение.

Природа - замечательная мастерская . В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Любая работа с природным материалом: композиции из арбузных, дынных семечек и абрикосовых косточек - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Этим видом увлекаясь

Творчество ты развиваешь.

И когда умелым станешь,

Много нового узнаешь.

Составляя забавный узор,

Расширяешь кругозор.

Работу выполняешь аккуратно,

Чтоб всем было смотреть приятно.

В этом труде есть новизна,

Формируется мышление.

Нужно быть внимательным всегда,

Чтоб получить от него наслаждение.

Сколько радости, восторга

Приносит мне эта работа.

Чтоб работа ладилась всегда,

Нужно быть усидчивым тогда.

Много в природе есть материалов,

Но мне интересен только один.

Семечки арбузные и дынные,

Косточки абрикосовые в придачу к ним.

Вид занятий интересный

И довольно он простой.

Получаются картины,

Словно оживший сад весной. /Сидорова Н.И./

Арбузные, дынные семечки и абрикосовые косточки доступный и дешёвый материал для работы. Но работа с этими природными материалами очень интересна и увлекательна. Нет пределу фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции из них получаются очень яркие, красивые и долговечные. Они могут украсить интерьер любой квартиры. Вот уже несколько лет я увлекаюсь этим творчеством. Работаю учителем начальных классов и на уроках технологии, кружковой работе мы составляем разнообразные композиции, начиная с плоской аппликации, простой по изготовлению и кончая объёмными аппликациями. Детям этот вид творчества очень нравится.

Работы по созданию композиций из природных материалов расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Много радости приносят людям цветы. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом.

Подготовка арбузных, дынных семечек и абрикосовых косточек к работе

Семечки, косточки хорошо промыть несколько раз в воде, разложить на листе бумаги, дать хорошо высохнуть, при этом помешивая их. После того как они хорошо высохнут, ссыпать их в баночки. Они могут храниться долгое время.

Санитарно-гигиенические требования

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1 - 1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

Инструменты и материалы

Инструментов очень мало

Требуется для изготовления.

Кисти, ножницы и клей,

А ёщё умения.

1. Ножницы.

2. Кисточки № 1, № 2

4. Гофрированная бумага зелёного цвета.

5. Медная проволока № 1.

6. Листы бумаги в клетку.

7. Клей ПВА.

8. Лак ПФ - 283.

9. Картон зелёного цвета.

10. Арбузные, дынные семечки, горох и абрикосовые косточки.

11. Крашеная манка в зелёный цвет.

Охрана труда

Опасности в работе:

Травма руки ножницами;

Покрытие изделия лаком

Что нужно сделать до начала работы:

Положить инструменты и материалы в отведенное для них место

Что нужно сделать во время работы:

Быть внимательной к работе;

Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Коль просит кто-то, не зевай.

Вперёд колечками подай.

Правила безопасности во время работы

1. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.

2. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.

3. Ножницы хранят в специальном футляре.

Подготовка основы для картины

1. На картон наклеиваем мешковину или однотонную ткань, натягивая её, чтобы не было заломов, и даём возможность высохнуть клею. Также можно обтянуть самоклеющимися обоями.

2. С изнаночной стороны наклеиваем кусочек обоев, вырезанных по контуру картона.

3. Сзади картины приклеиваем петельку.

Технология изготовления

Съев дыню и арбуз

Даже малый карапуз,

Может семечки собрать

И картину из них создать.

Этапы изготовления очень просты

И всем они понятны.

Выполнив их, убедишься ты.

Что все они занятны. /Сидорова Н.И./

Технология изготовления цветов

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, арбузные семечки и горох.

Кисточки, гуашь

2. Последовательность выполнения

1. Приготовление цветов и бабочек для орнамента

Плоские цветы

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см и посередине приклеить горох, а вокруг него 7 арбузных семечек.

2) После раскрасить цветок гуашью 2 раза и нарисовать узоры нужного цвета.

Ромашка

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, дынные семечки и горох. Кисточки, гуашь

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см и посередине приклеить горох, а вокруг него 10 дынных семечек.

2) После раскрасить цветок гуашью 2 раза.

Бабочка

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, кожа (чёрный картон), арбузные, дынные семечки и горох. Кисточки, гуашь.

1) Из 2 дынных семечек составить туловище и приклеить к основе;

из кожи (чёрного картона) вырезать усики и приклеить к горошине (голова);

из арбузных семечек составить крылья и приклеить к туловищу.

2) После раскрасить её гуашью нужного цвета 2 раза; нарисовать глаза, а на крыльях узоры.

Приготовление цветов для панно.

Объёмные цветы.

1) Вырезать кружочек диаметром 2 см 2 мм и на него равномерно наклеить 7 арбузных семечек.

2) Вырезать кружочек диаметром 2 см и на него наклеить, немного помельче, 7 арбузных семечек. Наклеив семечки, надрезать ножницами бумагу вдоль одной крайней семечки и сразу же, не давая клею засохнуть, склеить с изнаночной стороны.

3) Соединить две части так, чтобы лепестки верхнего круга были между лепестками нижнего и в середину приклеить горошину.

4) Готовые цветы раскрасить гуашью 2 раза.

Нарциссы

1. Инструменты и материалы

Ножницы, кисточка, клей ПВА, бумага, простой карандаш, дынные семечки, абрикосовые косточки. Кисточки, гуашь

1) Изготовление венчика

Вырезать кружочек диаметром 2 см и на него наклеить 10 дынных семечек.

Наклеив семечки, надрезать ножницами бумагу вдоль одной крайней семечки и сразу же, не давая клею засохнуть, склеить с изнаночной стороны.

2) Изготовление лепестков

Вырезать кружочек диаметром 3 см и вдоль края круга наклеить 6 дынных семечек, а после по кругу 6 абрикосовых косточек.

3) После раскрасить лепестки жёлтой (белой) гуашью, а венчик красной (жёлтой) гуашью.

4) К лепестковому кругу приклеить клеем венчик.

5) Изготовление пестика

Обмотать проволоку длиной 3 см зелёной гофрированной бумагой, согнуть её пополам, намазать клеем и окунуть в крашеную манку, приклеить к середине венчика.

В руки семечки возьму

Арбузные и дынные.

Получатся картиночки

Очень даже дивные.

Клеем семечки намажу

И к кружочку прилеплю.

После красками раскрашу

И на фон я прикреплю.

Получился букет дивный

И красивый, и простой.

Это очень интересный,

Вид занятий такой.

Этапы составления композиции

1. Проанализировать этапы составления композиции.

2. Приготовить основу.

3. Сделать необходимое количество цветков.

4. Обмотать медную проволоку гофрированной бумагой зелёного цвета.

5. На основе составить и раскрасить орнамент.

6. Составить, приклеить к основе вазочку и раскрасить её гуашью.

7. Глядя на образцы, что-то изменив и добавив свои элементы на основе составить композицию.

8. Приклеить к основе веточки из проволоки и листочки из дынных семечек.

9. Покрасить листочки гуашью, или вырезать их из зелёного картона.

10. Приклеить готовые цветочки.

11. Готовую композицию покрыть лаком ПФ - 283.

Листики можно вырезать из зелёного картона, но тогда их покрывать тонким слоем лака.

Подготовив для основы

Нужные цветы.

Можно составить композиции

Для своей души.





Татьяна Титова

Пояснительная записка. Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку. Любая работа по изготовлению поделок из природного материала не только увлекательна, но и познавательна. Ребенок вовлекается в наблюдения за природными явлениями, учится бережно относиться к окружающей среде, обращает внимание на красоту цветов, плодов, листьев. Практически в любое время года можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, а процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет фантазию, воображение, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Назначение разработки:

Использование поделок из природного материала в играх, занятиях, совместной деятельности, при оформлении макетов, дидактических пособий.

Цель: освоение способов конструирования из различных природных материалов посредством художественного ручного труда.

Задачи:

Формировать интерес дошкольников к художественному ручному труду;

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания поделок из природного материала;

Развивать ручную умелость, мелкую моторику;

Развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на свою продуктивную деятельность;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

Воспитывать внимательное, бережное отношение к окружающей природе, ее богатствам.

Методы и приемы:

Наглядные (показ образца, рассматривание иллюстраций, выполнение последовательности работы).

Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение).

Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Материал для изготовления поделок:

Природный материал: (шишки сосны, ели, лиственницы, ольхи, каштаны, желуди, орехи (грецкие, кедровые, земляные, семена, плоды шиповника, рябины, мох, солома, птичьи перья, ракушки, камушки, сухие веточки.

Дополнительный материал: бумага, фольга, пластилин, проволока, цветные лоскутки, поролон.

Инструменты: ножницы, шило, нож, иголка, скрепки, кисточка и др.

Способ соединения деталей: пластилин, спички, палочки, проволока, нитки, клей.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала:

1. Анализ образца.

2. Поэтапная последовательность изготовления.

3. Выбор способа соединения деталей игрушки.

4. Подготовка материала и инструментов.

5. Практическая работа: изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка продуктивной деятельности.

Предварительная работа: подготовка природного материала.

Виды деятельности: занятия, мастер-классы.

1. Мастер-класс «Кленовички, Дубовички и другие Листовички»

Осенью открывается огромное количество возможностей для изготовления поделок из природного материала. В данном случае из опавших, разноцветных, сухих листьев. Для изготовления Листовичков понадобятся следующие материалы: рулончики от туалетной бумаги или самодельные цилиндры из цветной плотной принтерной бумаги, листья дуба, клена, липы, осины и других деревьев, ножницы, фломастеры, шило, степлер, клей ПВА, скотч.


2. Узоры из осенних листьев

Осенние листья при их доступности, разнообразии форм – уникальный материал для творчества. Яркие, красивые листья привлекают внимание, развивают фантазию, воображение. Из опавших разноцветных листочков можно выкладывать разнообразные узоры. В сухую погоду узоры можно выкладывать прямо на земле. А в дождливую погоду заниматься коллективным творчеством можно и в группе, только листочки нужно подготовить заранее. Ведь время золотой осени проходит быстро. Вот такие узоры мы выложили из листьев дуба, клена, березы, липы, рябины.

3. Мастер-класс по изготовлению янтарного деревца из сосновой шишки

Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. На этот раз предлагаю изготовить миниатюрное янтарное деревце всего лишь из одной сосновой шишки. Материал: сосновые шишки, янтарная крошка, универсальный полимерный клей, спилы ветки.


4. Узоры из осенних листьев. Продолжение

В этом году у нас выдалась прекрасная, теплая, сухая золотая осень! Осенние листья – лучший подарок от природы для творчества. Предлагаю вашему вниманию продолжение наших творческих фантазий с листочками. При создании узоров, сюжетных композиций дети комбинировали листочки разных пород деревьев.



5. Мастер-класс по изготовлению цветов из природного материала

Шишки – прекрасный материал для детского творчества, экологически чистый и безопасный, из которого можно создавать интересные и оригинальные поделки. Предлагаю изготовить цветы из сосновых шишек.



6. Мастер-класс по изготовлению макета «Лебеди на пруду» из природного материала.

Осень – прекрасное время для создания поделок из природного материала. Предлагаю изготовить макет пруда с водоплавающими птицами. Материал: сосновые шишки, перья, синельная проволока белого цвета, поролон зеленого цвета, тарелка из пенопласта, голубая краска, универсальный клей.


7. Мастер-класс по изготовлению веночка из природного материала

Предлагаю изготовить оригинальный веночек из сосновых шишек своими руками, который может пригодиться в качестве атрибута для танца, спектакля, игры или для осеннего оформления помещения группы.



8. Мастер-класс по изготовлению поделки из бумаги с использованием природного материала «Спящий ежик»

Веселые поделки из цветной бумаги и картона чаще других встречаются в детском творчестве. Их легко сделать, поэтому малыши, совсем не утомляясь, с пользой проводят свободное время. Для совместного творчества с детьми предлагаю изготовить осеннюю поделку из бумаги «Спящий ежик».


9. Изготовление поделок из природного материала. Фотоотчет

Знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в дошкольниках воображение, пробуждает желание фантазировать, придумывать и творить своими руками. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень интересный.



10. Мастер-класс «Куклы из травы»

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению любимых и популярных у детей кукол из травы. Для изготовления куколок понадобится: свежая трава, разноцветные нитки, ножницы. Подготовительная работа: Сбор травы и знакомство с ее свойствами.


11. Мастер-класс по изготовлению поделки из природного материала «Осенний бал»

Осенью сама природа предоставила нам богатый выбор материала для разнообразного творчества. Нужно только не полениться собрать этот материал и немного пофантазировать. А в результате получатся замечательные разнообразные поделки! Предлагаю очередную авторскую идею по созданию композиции «Осенний бал».



12. Мастер-класс по изготовлению бижутерии из природного материала

Желуди – отличный материал для изготовления всевозможных поделок. Предлагаю изготовить оригинальную бижутерию из желудей: бусы, браслеты, серьги. Понадобится материал: желуди без шляпок, лак для ногтей, тонкая проволока, шило.


13. Мастер-класс по изготовлению бижутерии из природного материала. Продолжение

Предлагаю изготовить оригинальные украшения из шляпок желудей. Материал: шляпки от желудей, ролик от туалетной бумаги, клей ПВА или универсальный, ножницы, тонкая проволока.


14. Мастер-класс по изготовлению осенних композиций из природного материала

Оригинально смотрятся осенние композиции из природного материала. Они яркие, долговечные и могут украсить интерьер любого помещения. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению композиций из веток и желудей.


15. Мастер-класс по изготовлению поделки из природного материала и цветной бумаги «Осенний парк»

Предлагаю изготовить объемные деревья из веточек и цветной принтерной бумаги для оформления группы к осеннему празднику. Материал: готовые листочки, нарезанные дыроколом из цветной принтерной бумаги, веточки, основа от рулончиков туалетной бумаги, гофрированная или креповая бумага коричневого цвета, универсальный клей или ПВА, ножницы.

16. Мастер-класс по изготовлению вазы из осенних листьев клена

В продолжение осенней темы предлагаю изготовить из осенних кленовых листочков вазу. Материал: кленовые листья, клей ПВА, воздушный шарик, миска, кисть.


17. Мастер-класс по изготовлению поделки «Павлин» из природного материала

Поделка «Павлин» выполнена из сосновых шишек, перьев и синельной проволоки. Игрушка своими руками проста в изготовлении и привлекательна для детей. Материал: Сосновая шишка, разноцветные перья, синельная проволока, готовые глазки, пластиковая крышечка, лак для ногтей.


18. Мастер-класс по изготовлению лесных птичек из природного материала

Предлагаю вашему вниманию простой вариант изготовления птичек из сосновых шишек с использованием материала для творчества. Птички, изготовленные таким способом, смотрятся нарядно и оригинально. Материал: сосновые шишки, синельная проволока разного цвета, готовые глазки клей, ножницы, пластиковые крышечки, сосновая ветка.



19. Мастер-класс по изготовлению лебедей из шишек с использованием синельной проволоки

Шишки представляют собой прекрасный материал для изготовления объемных поделок своими руками. Предлагаю изготовить прекрасных лебедей из сосновых шишек с использованием синельной проволоки. Поделка простая в изготовлении, но смотрится оригинально. Поделка доступна для детей старшего дошкольного возраста.



20. Мастер-класс по изготовлению миниатюрных игрушек из природного материала

Природа дарит нам богатый материал для творчества, возможности которого безграничны. А вследствие, экологичности, поделки из природного материала особенно популярны. Предлагаю мастер-класс по изготовлению миниатюрных поделок из желудей. Для изготовления поделок понадобятся: желуди, шляпки, сосновые шишки, акриловые краски, маркеры, лак для ногтей, пластилин, старые диски, пластиковые тарелки и немного свободного времени.



Поделки из желудей относятся к простому и увлекательному виду творчества и представляют собой богатое поле для фантазии. Желуди легко раскрашивать или рисовать на них фломастерами узоры; можно наклеивать на плоды различные детали, скреплять несколько желудей с помощью спичек или зубочисток, использовать в сочетании с пластилином. Предлагаю тем, кто сделал запас из природного материала на зиму, изготовить из желудей солдатиков в подарок папе или дедушке к 23 февраля. Такие уникальные подарки не купить в магазине, а можно сделать только своими руками.


22. Дидактическая игра-пособие из природного материала в форме игрового макета по сказке «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие, изготовленное из природного материала, материала для творчества и бросового материала по сказке «Серая шейка» Д. Мамина Сибиряка. Актуальность данного пособия заключается в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.



23. Картинки из камней. Фотоотчет детского творчества

Вся жизнь ребенка - игра. В детской игре развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции. Камешки – один из самых доступных, бесплатных и полезных материалов для творческого развития детей. С камушками интересно экспериментировать для изучения понятий «большой - маленький», «гладкий – шершавый». Камушки можно сортировать по цвету (перламутровые, красные, белые, размеру (большой, маленький, средний, форме (овальные, круглые, длинные, короткие). Используя камушки, можно закрепить порядковый и количественный счет с детьми во время прогулки.



24. Сердечный камушек. Мастер-класс

Малыши очень любят сюрпризы, подарки. Это могут быть простые, незатейливые поделки, изготовленные своими руками без материальных затрат. Например, приятно получить в подарок красивый перламутровый камушек с сердечком.


25. Дидактическое пособие по математике из природного материала для игр-занятий на улице

Математика – один из самых сложных предметов особенно для малышей от трех до пяти. У малышей в этом возрасте преобладает предметное мышление. Дети должны наглядно представлять то или иное количество предметов, могли подержать их в руках, совершать с ними различные действия. Дидактическое пособие из камушков поможет детям закрепить полученные в течение года знания по математике во время летнего отдыха.



26. Дидактическое пособие по ФЭМП «Веселые крабики»

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Веселые крабики».



27.«Веселые гномики» из природного материала. Мастер-класс

Создание поделок из природного материала – увлекательное занятие. Предлагаю вместе с детьми смастерить из еловых шишек забавных гномиков. Гномики – сказочные существа, очень маленькие, трудолюбивые. Назначение: поделку можно использовать для декорирования помещения, в качестве сувенира для подарка.


28. Портреты из камней. Мастер-класс

Природа дарит нам богатый материал для творчества. Нужно только немного пофантазировать и можно создать из камней забавные портреты с разной мимикой. Предлагаю мастер-класс по созданию портретов из морских камушков. Для этого не потребуется специальных затрат или умений. А результат стоит того.



Создание поделок из природного материала дает ребенку возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.

Благодарю за внимание!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!