Лиепая военный городок бывший подплав. Лиепая - военный городок, царские береговые укрепления и непарадные районы

Военный городок появился в Лиепае (тогда Либаве) в конце 19 века. Он начал строиться в северном районе города по приказу Александра III.
Лиепайская гавань не замерзает, к тому же Александра III привлекала близость порта к Пруссии, и он, несмотря на возражения адмирала Макарова и министра финансов Витте, которые хотели строить порт в Екатерининской гавани Кольского полуострова, приказал начать строительство.
После смерти царя, его сын царь Николай II, назвал новый порт и базу именем своего отца. Порт стал называться "Порт Александра III".
В 1919 году после обретения Латвией независимости порт стал называться просто "Военный порт" - "Karosta".

Члены царской семьи и оба императора, Александр III и Николай II не раз бывали в Либаве, а некоторые члены царской семьи фотографировались в местных ателье. Например, у Шульца

Императрица Мария Федоровна с младшими детьми - Михаилом и Ольгой. 1896 год


С самого начала порт задумывался, как отдельный город в городе. Он так и строился. Отдельный Военный городок с полностью автономной инфраструктурой. Со своей электростанцией, канализационной системой, почтой. Со своим православным храмом и школой.

Водонапорная башня Военного городка

Бывшая школа Военного городка. Школа №14

Надеюсь, ее успеют отреставрировать, пока она совсем не разрушится

Кстати, письма, которые ходили между Лиепаей и Портом Александра III, стоили не одну копейку, как обычные письма в черте города, а три копейки – как международные отправления.

Долгое время и в Советский период Военный городок был закрытым городом в городе. Чтобы лиепайчанам попасть туда, нужен был пропуск. Не военным жителям Военного городка выдавали пропуска с фотографией. такие пропуска были одно время даже у детей.
Попасть в Городок можно было с двух сторон.
Со стороны Воздушного моста (сейчас мост Калпака). Перед мостом была специальная проходная, где проверяли пропуска.

Мост после ремонта (после того, как грузинский корабль с пьяным лоцманом своротил одну из половин разводного моста)

воздушный мост просто уникальный стальной
клепанный как американские небоскребы
говорят делали это так
в места клепок вставляли динамит и взрывали
клепка получалась идеальной
проектировал мост сам Эйфель
таких мостов только два во всем мире
разводится мост не так как все мосты вверх
он в стороны разводится параллельно берегам
опоры мостов в воде стоят
когда мост разводят обе части в разные стороны крутятся
только ночи ждать как в Питере
чтобы разводкой полюбоваться совсем не нужно было
мост в Лиепае разводили по несколько раз на дню
когда надо было корабли в море выводить
тогда и разводили
мост развели стой час и жди любуйся как корабли идут
или вокруг десять километров объезжай
вот и придумали лиепайчане такой вид спорта
бег по мосту с препятствиями
малышня всегда первая неслась
иногда даже просто ради прикола
видишь дяденька идет ворота закрывать
мчишься пулей мимо сдвигающихся ворот
бежишь по мосту и прыгаешь через щель
половинки моста разъезжаются надо успеть
не только с одной половины на другую прыгнуть
надо успеть со второй половины на берег спуститься
не успеешь виси на мосту целый час
слушай как дежурный тебе голову оторвать обещает
а пацаны на берегу хохочут и рожи строят
pailish

В Военный городок можно было попасть еще с одной стороны. Со стороны жилого района Тосмаре. Этот район очень похож на нашу Болдерайку. Застроен типичными серыми коробками.

Но центральная улица Тосмаре, которая сейчас тянется от Тосмаре до Военного городка и называется улица генерала Баложа, застроена старыми "петровскими" домами из красного кирпича. Пара домов выглядит ухоженными, вставлены стеклопакеты и на окнах стоят цветы. Остальные либо не жилые, либо похожи на коммуналки

Дом, где жила латышская поэтесса Мирдза Кемпе. Ну что тут скажешь...

Очаг культуры вейкалс нактыньш (магазин Ночка). Абориген в белой футболке и черных носках с сандалиями выглядит здесь очень органично.

В этом районе и раньше был и сейчас есть судоремонтный завод.

Доки судоремонтного завода Тосмаре (фото друзей)

Между Тосмаре и Военным городком, говорят, когда-то в советские времена, там, где не было военных частей с колючей проволокой, стояла стена. Дорога между Военным городком и Тосмаре перекрывал шлагбаум, где проверяли пропуска.
У жителей Тосмаре, которые не работали в Военном городке, естественно, пропусков не было.
Но, во-первых, в Военном городке в отличие от единственного тосмарского магазина, магазины были забиты дефицитными товарами.

Когда-то это был единственный магазин Тосмаре. Он сейчас закрыт. Я заглянула в окна, там стоит какая-то мебель.

А это магазин в Военном городке. Так называемый "Красный магазин". Он тоже сейчас закрыт и заколочен. За ним маленький рыночек, типа местного Латгальчика.

А еще жители Тосмаре любили (и любят) ходить на пляж Военного городка.
Но никто тогда не парился приобретением пропусков. Буквально за спиной у проверяющих документы в стене были ворота. Там проходила железная дорога.
Но кто же будет постоянно закрывать и открывать ворота, когда военные поезда ходят по одному известному им расписанию?
Вот их и держали постоянно открытыми. Закрывали только тогда, когда какая-нибудь комиссия приезжала.
Местные жители, естественно, этим и пользовались.

В Военном городке была военная база подводников - "подплав", он размещался в зданиях Петровских казарм, огромных казематах из красного кирпича. Сейчас от них мало что осталось.

Когда-то в подплаве базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота.
В лиепайском Подплаве была традиция – прямо с пирса экипаж вернувшейся из «автономки» лодки в полном составе шел в баню: парилка, бассейн, душевые, накрытый стол с обязательным поросенком, чай и пиво (ну и конечно неофициально "шило" - разведенный спирт)

В советские времена построения проходили на плацу, где перед зданием штаба стояли рубки прославленных подводных лодок военной поры.

Эта рубка подводной лодки, которая стояла в подплаве, стоит теперь на Поклонной горе в Москве

Был большой плавательный бассейн. В него ходили не только подводники, но и дети всего военного городка и Тосмаре. Но от него не осталось и следов.

Еще в 1906 году в подплаве был организован Учебный отряд подводного плавания.
В состав отряда включали офицеров и матросов, которые имели какой-то опыт подводного плавания. Для матросов была школа, а для офицеров классы.
Матросы, чтобы попасть в эту школу должны были закончить перед этим минную, машинную или водолазную школы.
Офицеру, чтобы попасть в Учебный отряд подводного плавания нужно было прослужить не менее трех лет в надводном плавании, иметь отличные характеристики от командования и здоровье, подходящее для условий подводной лодки.
Так что в Лиепае служила элита российского флота.

После экзаменов офицерам присваивали звание "офицера подводного плавания".
Устройство подводных лодок сначала изучали по чертежам, и только после этого переходили к практическому изучению материальной части непосредственно на лодках.
Причем, сначала офицеры исполняли на лодках обязанности специалистов-матросов и только потом практиковались в управлении лодкой и в стрельбе торпедами.

Все офицеры, которые служили на подводных лодках, обязательно проходили курс подводного плавания. Даже врачи получали звание "офицер подводного плавания".
Причем, это звание давало определенные привилегии, начиная с окладов и заканчивая сроками выхода на пенсию.

Лиепайский учебный отряд готовил специалистов для всех флотов России. Подводников для Владивостока тоже учили в Лиепае.

Сейчас в Военном городке нет подводных лодок и нет подплава. Но есть центр подготовки водолазов.

После вывода советской армии из городка, его начали преобразовывать в гражданскую территорию. Теперь Военный городок очень любят туристы. Здесь смешались архитектурные стили: изящный, богато декорированный стиль конца 19 века

и стиль типичных военных городков советской армии.

Военный городок Кароста представляет собой пригород на севере Лиепаи, занимающий примерно 1/3 от ее общей площади и являющийся исторической достопримечательностью. Кароста возникла в конце XIX века.

Дорога в военный городок проходит через 2 моста. Первый мост перекинут через канал, который связывает близрасположенное Лиепайское озеро и Балтийское море. А второй мост проходит через Каростский канал, который на несколько километров врезается в сушу. Некогда в недрах канала существовали доки Балтийского флота Советского Союза, а путь сюда был заказан большому количеству граждан.

Лиепая стала основным торговым поселением во времена первых балтийских крестовых походов по причине того, что её бухта зимой не замерзала. В XIX веке город стал фундаментной базой Балтийского Военно-морского флота Российского государства. Близкое расположение к Пруссии являлось одним из важнейших обстоятельств, предопределивших избрание города Лиепая в качестве базы морского флота. Эта военная база – последняя, которая была заложена и построена Российской империей.

История лиепайского военного городка Кароста насчитывает более века. Указ о строительстве крепости, морского порта и военного городка принял русский царь Александр III в 1890 году. Одновременно с ростом и развитием порта была создана внушительная система фортов вдоль берегов Балтийского моря. После смерти царя Александра III его сын, царь Николай II, распоряжается назвать новый военный порт в честь его отца. В 1919 году, после принятия Латвией независимости, порт Александра III меняет свое название на Кароста, то есть теперь он называется просто – Военный порт.

Порт Александра III задумывался как самостоятельный объект, включающий в себя свою инфраструктуру, электростанцию, канализационную систему, церковь, школу и почту. Интересно, что письма, отправленные из Лиепаи до Порта Александра III и наоборот, стоили не 1 копейку, как обыкновенные послания в пределах города, а 3 копейки, как будто это были международные отправления.

Сегодня Кароста стал интереснейшим туристическим местом города Лиепая. На территории бывшего военного порта сохранились памятники тех лет. Это – разводной мост, сделанный из стали. Он был построен в 1906 году и действует до сих пор. Подальше можно увидеть удивительной красоты православный собор Святого Николая, возведенный в 1901 году. А еще здесь располагается военная тюрьма, состоящая из нескольких 2-3-хэтажных зданий из кирпича красного цвета. Первыми арестованными были матросы, которые участвовали в революции 1905 года. Здесь же они и расстреливались. Захоронены, напротив – на братском кладбище. В советское время корпуса использовались в качестве гауптвахты, позднее – для нужд армии Латвии. Но последние здесь не прижились, и было решено отдать все это на обозрение туристам.

Тюрьмы сейчас стали музеем. Они открыты для туристов. В камерах создана атмосфера тех времен, как будто здесь содержатся заключенные: грязные матрацы, металлические кружки, табуретки. А в административном отсеке можно увидеть портреты Ленина, казенные металлические столы, милицейская форма конвойных на вешалке.

Еще одним интересным объектом являются Северные форты. Эти прибрежные укрепления выполняли свои функции совсем недолго. В 1908 году они были взорваны по причине мирного договора России с Германией. Но через 6 лет эти страны вновь станут заклятыми врагами. А уничтожение системы фортов только лишь подорвало позиции страны. А еще через несколько лет прекратит свое существование Царская Россия. В лабиринты Северных фортов также можно попасть и побродить по ним при свете факелов.

Сейчас в военном городке живет около 8000 жителей. До него можно добраться из центра Лиепаи на автобусе или маршрутке.

Лиепайский военный городок Кароста – удивительное место, уникальный памятник не только латвийской, но и мировой истории и архитектуры.



Большой пост о Лиепае, включающий в себя три части: военный городок, построенный как база флота Российской империи в конце ХIХ века, береговые укрепления того же времени и один из нетуристических районов города, сформировавшийся опять же на на рубеже ХIХ-ХХ веков.

// conrad.livejournal.com


Лиепайский военный городок, он же Karosta (военный порт - лат.), он же бывший порт Александра III, на мой взгляд наиболее впечатляющая и известная часть города, сформировавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ веков в качестве крупного военно-морского порта и форпоста Российской империи на Балтике. Лиепая (тогда город назывался Либава) обладала незамерзающим коммерческим портом и было принято сомнительное решение обустраивать опорную базу Балтийского военно-морского флота именно здесь. Сомнительное, ибо она (база) не могла представлять надёжного и безопасного прикрытия ввиду чрезвычайной близости к прусской границе, которая была километрах в 60-ти от Либавы. Да и для флота потенциального противника не составляло труда блокировать выход в море для русской эскадры. Кстати, ещё за несколько десятилетий до сооружения военного порта Либаве было отдано предпочтение перед Виндавой (Вентспилсом) в выборе кандидатуры главного торгового порта России на южной Балтике, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам.

В конце ХIХ века Либава вновь вышла на авансцену - здесь решили сооружать военный порт, причём специальная Комиссия "О связи и совместности действий сухопутных и морских сил в обороне государства" отвергла такие варианты как Виндава, Моонзунд и Екатерининская гавань, что аж на севере Кольского полуострова. В итоге судьба истории сыграла с Лиепаей злую шутку уже после распада СССР - ничего не скажу за Моонзунд и Екатерининскую гавань, но Вентспилс, что в 100 км севернее Лиепаи, в советское время превратился в мощный торговый порт с современными причалами и пирсами, и пережил действительно бурный расцвет, что при умелом руководстве оставленным наследием положительно сказалось на благосостоянии города уже в наши дни - а Лиепая, получив статус закрытого города как база военно-морского флота СССР, осталась в 1991 году у разбитого корыта. Одно из подтверждений тому - жесточайшее запустение военного городка (он же Karosta) в последние два десятилетия.

// conrad.livejournal.com


Так или иначе, сегодня это впечатляющий и уникальный памятник архитектуры, район со своими особенностями и своеобразной аурой, тяжело переживший смутные 90-ые, а ныне, как говорят латвийские источники информации, понемногу превращающийся в цельный туристический объект. Однако до большой известности ещё далеко, так как при всём желании явление в два с половиной прибалта и полтора немца, приезжающие посетить наиболее известный объект городка Лиепайскую гарнизонную тюрьму, я не могу назвать массовым. Привлечение туриста - задача тяжёлая и творческая, на это требуется не одно десятилетие. Так что можете считать, что этим постом я продвигаю Лиепаю в интернете, хотя от местного туристического центра я не получил не копейки. Шутка!

// conrad.livejournal.com


На самом деле прогулка получилась не совсем целостной, потому что планировал приехать сюда на следующий день вновь, но не вышло, так что наверстаю упущенное в следующий раз, который будет, надеюсь, летом.

// conrad.livejournal.com


Я вам так скажу - ещё недавно, лет пять назад, военный городок являлся страшнейшей дырой, но в последнее время местные власти вроде бы взялись за облагораживание этого района. Ремонтируют дороги, прокладывают новые тротуары, выделяют жилье малоимущим слоям населения. Лично я ожидал увидеть ситуацию намного печальнее, но заметил, что процесс медленно продвигается в позитивную сторону. Очень медленно, но продвигается. Предстоит пройти долгий путь, когда массовый турист, да что турист - обычный лиепайчанин, сможет приехать в городок и сказать, что здесь круто.

// conrad.livejournal.com


Административное здание судоремонтного завода, некогда производившего ремонт боевых кораблей. Сейчас вроде бы предприятие работает, но далеко не в прошлых масштабах. С распадом СССР и обружением плановой экономики город покинули тысячи военнослужащих и гражданских лиц, для которых не осталось работы, а 90-ые ознаменовались повальным исходом активной, трудоспособной части населения.

// conrad.livejournal.com


Неподалёку можно увидеть удручающее зрелище на месте бывшего дома культуры "Балтика". Подобных заколоченных и забытых зданий в Каросте и Тосмаре (Tosmare - прилегающий район) здесь немало, но опять же, повторюсь, необходимо время.

// conrad.livejournal.com


В во времена СССР в военном городке проживали военные, их семьи, рабочие с окрестных производств и гражданские вольнонаёмные. Район был приятный и ухоженный, а в середине 90-ых соваться сюда было опасно для здоровья. Вдруг появилось огромное количество разнообразных гопников, люмпенов и маргиналов, криминальная обстановка была крайне неблагоприятной.

// conrad.livejournal.com


Сейчас в Каросте живёт порядка 7 тысяч человек. Разговаривал с людьми, там живущими. Настроены позитивно, не жалуются, магазины есть, транспортное сообщение с основным городом хорошее и регулярное. Бедность вот только, зарплаты совсем невысокие, пенсии тоже маленькие, работы мало.

// conrad.livejournal.com


Это жилой массив Тосмаре, внутренний двор между пятиэтажками. Обращает на себя внимание граффити с российским флагом, ярко выделающееся на фоне февральской серости. Кстати, национальному состав нынешних резидентов городка примерно такой: 70% русскоговорящие, а для остальных 30% родным языком является латышский.

// conrad.livejournal.com


Одна из местных достопримечательностей - водонапорная башня, построенная в 1905 году и обеспечивающая водой всю территорию Военного порта.

// conrad.livejournal.com


Территория военного городка буквально нашпигована железнодорожными путями, особенно при подъезде к нему. Те пути на снимке ведут к зернопогрузочному терминалу на берегу Военного канала, о котором чуть ниже.

// conrad.livejournal.com


Так называемый в простонародье Красный магазин, по цвету строительного материала. Неподалёку есть ещё и Белый магазин, в смысле там тоже какая-то местная торговая сеть, но местные жители называют магазины по-прежнему: красным и белым.

// conrad.livejournal.com


Какую-то часть городка занимает подобный жилой фонд - дома, построенные после войны.

// conrad.livejournal.com


Некоторые дороги в Каросте ещё заасфальтированы бетонными авиационными плитами, которые постепенно снимают.

// conrad.livejournal.com


Большой ремонт, замена дорожного покрытия и коммуникаций на улице, где находился Подплав - военная база подводного плавания. Поясню, что в 1906 году в Подплаве был организован первый в России учебный отряд подводного плавания. Родина российского подводного плавания находится именно здесь, в Лиепае. А в советское время здесьбыла база подлодок Балтийского флота.

// conrad.livejournal.com


Эта часть городка наиболее запущена. Состояние зданий плачевное.

// conrad.livejournal.com


Здесь располагались службы Подлава и казармы, когда-то тут базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота. Сейчас в Военном городке ни подводных лодок, ни Подплава, зато функционирует единственный в Балтии центр подготовки водолазов. И сапёров там тоже обучают.

// conrad.livejournal.com


Где-то здесь был большой плавательный бассейн, но от него не осталось и следов. Здесь, кстати, вроде бы есть открытый проход к гавани Подплава, но и запрещающие надписи тоже имеются. Так что не пошёл я дальше на закрытую территорию порта.

// conrad.livejournal.com


Ещё немного советского жилого фонда Каросты. Хотите узнать сколько стоит недвижимость в таких домах? 2-хкомнатную и требующую небольшого косметического ремонта квартиру в 48 кв.метров можно взять за 4-5 тысяч евро. Желающих пока откровенно немного.

// conrad.livejournal.com


Лиепайский Свято-Никольский морской собор, освящение которого состоялось в 1903 году в присутствии Императора Николая II и его семьи. Во времена Латвийской СССР в соборе располагался обычный матросский клуб и кинотеатр.

// conrad.livejournal.com


От собора по прямой 300 метров до берега. На горизонте виднеется северный мол, защищающий Лиепайский порт от ветра и песчаных наносов.

// conrad.livejournal.com


Затем я направился к руинам Либавской морской крепости. Это интересное место для фанатов и почитателей военной истории, крепостей и различного рода фортификационных сооружений. Это так называемая 3-я береговая батарея, расположенная на северной окраине военного городка.

Мощную и современную по тем временам морскую крепость решили строить в 1890 году в качестве прикрытия военного порта на Балтике, необходимость создания которого назревала уже давно. Однако судьба крепости сложилась трагично и в какой-то степени бездарно, менее чем через 20 лет её просто упразднили и ликвидировали, и это несмотря на колоссальные средства потраченные на строительство, а само сооружение крепости было признано стратегической ошибкой.

// conrad.livejournal.com


Вообще, система подобных укреплений опоясывала всё побережье города и относительно неплохо сохранилась до наших дней, являясь сегодня городской достопромечательностью наравне с военным городком Каростой, лиепайским трамваем и успешно сохранившейся городсой застройкой конца 19 века. Причём артиллерийские батареи, подземные сооружения и склады даже пытались взрывать, но это не дало желаемого результата.

// conrad.livejournal.com


В наши дни, особенно летом, эти места чрезвычайно популярны у местных жителей. А я попал на форты в февральский туман и на море стоял штиль, с волнами, конечно, вид был бы более эффектным. Тут вообще настоящее раздолье для профессиональных фотографов. Пишу эти строки и улыбаюсь, вспомнил как с десяток лет назад я увидел царский форт в на страницах одного латвийского мужского журнала. И одну из бывших одноклассниц на его фоне в весьма интересном и пикантном виде))

// conrad.livejournal.com


На самом деле повезло с погодой, я считаю, ибо сильный пронизывающий холодный ветер, какой обычно дует в этих краях, не самый приятный спутник для приморской прогулки, а так получилось хорошо и спокойно прогулятся. Хотя из всех фортов в этот раз я был только на 3-ей береговой батарее, именно она и на снимках. Личного времени в этот раз в Лиепае у меня практически не было, я пытался совмещать частные встречи со своими интересами. Получилось в целом, считаю, неплохо, посмотрел, пусть и в стиле "галопом по Европам", практически всё, что планировал.

// conrad.livejournal.com


Здесь всё очень впечатляюще, эта система фортов и приморские укрепления, опясывающие город действительно уникальны в своем роде. Что происходит с фортами сейчас? Природа берт свое. Ветер и море с годами подтачивают былую мощь и разрушают старую крепость, бетонные куски зданий отваливаются и падают в воду.

// conrad.livejournal.com


Зрелище грустное и печальное одновременно.

// conrad.livejournal.com


Мегапроект прошлого, на который было потрачены огромные деньги без смысла и без прока.

// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


Следующие две фотографии сделаны в полукилометре или около того от фортов. Действительно нереально красиво, мои фото не передадут, конечно, подобных впечатлений. Невысокий отвесмый берег Балтийского моря, свержайший воздух, сосновый лес, поваленное ветром дерево на жёлтом песке и многокилометровая безлюдная полоса пляжа. Красота. Baltic Beauty.

// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


Выезжал я через известный разводной мост, что на Военном канале. Мост был спроектирован по эскизу того самого Эйфеля и предназначался для обеспечения судоходства по каналу военного городка либавской базы и сухопутного сообщения между Каростой, являющейся отдельной административной единицей и Либавой. Мост образован из двух одинаковых разводных ферм, которые поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.

// conrad.livejournal.com


Немного информации о мосте. Он считается технический памятником, ето единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Интересно, что сам Александр Густав Эйфель лишь набросал технический эскиз, по которому в Петербурге был разработан окончательный проект, а металлические конструкции привезли из Брянска.

// conrad.livejournal.com


Мост неоднократно выходил из строя, он был повреждён и немецкой армией в ходе Первой мировой войны, и во время Великой Отечественной войны. А чуть менее 10 лет назад произошёл и вовсе анекдотический случай - танкер "Анна", ходивший под флагом Грузии, врезался в северный пролёт моста, вновьповредив его, причём случилось это перед долгожданной масштабной реконструкцией. Проэкт реконструкции вновь пришлось пересматривать.

// conrad.livejournal.com


Военный канал, сооружение которого потребовало грандиозных дорогостоящих гидротехнических работ.

// conrad.livejournal.com


Хмурая, но спокойная Балтика на горизонте.

// conrad.livejournal.com


И немного о наиболее колоритном районе города на мой скоромный взгляд. Это Яунлиепая или Новая Лиепая, расположенная между железнодорожным вокзалом и Торговым каналом, соединяющим Балтийское море с Лиепайским озером и делящим город на две части. Здесь отлично сохранилась архитектура рубежа XIX-XX веков, когда Лиепая развивалась фантастическими - не побоюсь этого громкого определения - темпами. Судите сами, в 1871 году сюда пришла железная дорога, давшая серьёзный импульс для развития города и торгового порта, спустя два десятка лет в Лиепае начале сооружать уже военный порт для флота Российской империи, семимильными шагами стала развиваться промышленность, включая металлургическую, появился первый в Прибалтике трамвай. К началу Первой мировой войны население Лиепаи насчитывало более 100 тысяч человек, почти в два раза больше, чем во Владивостоке (сейчас для сравнения 70-80 тысяч, данные разнятся). В общем, для города существовали объективные предпосылки вырасти в масштабный город уровня Кёнигсберга либо Хельсинки. Исторический, однако, жребий Либаве выпал крайне неудачный, мрачноватый в какой-то степени жребий.

Весь в будущем предполагаемый авторитет города затонул в пучине двух мировых войн, нестабильности и смены государственных режимов. Сейчас, откровенно говоря, Лиепая - это провинциальный латвийский городок, из года в год теряющий активных и работоспособных людей, которые уезжают либо в Ригу, либо в Европу. Скажу сразу, видно, что общая картина визуально медленно улучшается, городские власти пытаются что-то делать, но кардинально и быстро изменить положение к лучшему не получится. Но если не вдаваться в перипетии нынешней экономической ситуации города, а просто приехать с целью туризма, то Лиепая безусловно хороша своим удивительным шармом запущенности, который проявляется именно в районе, о котором идёт речь. 100-летние деревянные и кирпичные дома, бывшее рабочее предместье, почти не затронутое разрушениями последней войны, в отличии от центра города, претерпевшем значительные изменения в своём облике.

// conrad.livejournal.com


Яркий образец архитектуры города - добротный трёхэтажный дом из красного кирпича.

// conrad.livejournal.com


На главной площади Новой Лиепаи, раньше тут был неплохой рынок с местной крестьянской продукцией.

В северной части Лиепаи находится пригородное селение под названием Кароста, которое занимает примерно треть всей ее территории. Этот городок является исторической достопримечательностью. Военный городок Кароста был основан еще в девятнадцатом столетии.

Чтобы в него попасть, нужно преодолеть два моста. Первый из них проходит через канал, который связывает находящееся неподалеку озеро под названием Лиепайское и Балтияское море. Второй мост расположен над Каростским каналом, который течет на несколько километров и врезается… в сушу. Когда-то здесь находились доки Балтийского флота, принадлежащего Советскому Союзу, а для большинства простых граждан путь сюда был строжайше воспрещен.

В период первых крестовых походов Лиепая стала главным торговым поселением. Связано это было с тем, что находящаяся неподалеку бухта не замерзала даже в зимнее время года. В девятнадцатом столетии город стал основой для Балтийского Военно-морского флота, который принадлежал Российской империи. Кроме того, Лиепая находилась максимально близко к Пруссии, что тоже послужило немаловажной причиной для размещения здесь военно-морской базы. Эта база стала последний из тех, которые были созданы во времена существования российской империи.

Возраст военного городка под названием Кароста – чуть более века. Он был построен в 1890 году по приказу русского императора Александра Третьего. Именно тогда были возведены крепость, морской порт и военный городок. Порт рос и развивался, в следствии чего начала расти и развиваться мощная фортовая система на побережье Балтийского моря. После того, как трагически скончался император Александр Третий, его сыном Николаем Вторым было решено назвать порт в честь отца. Название порта было изменено в 1919 году. Именно тогда вместо порта Александра Третьего он стал называться Кароста. Что просто означало «Военный порт».

Изначально порт Александра Третьего проектировался как самостоятельный комплекс, который бы включал в себя не только всю портовую инфраструктур, но и собственную электростанцию, канализационную систему, почту, церковь и даже школу. Интересен тот факт, что не смотря на наличие собственной почты, отправленные Александром Третьим письма из Лиепаи стоили не одну копейку, как обыкновенные письма, отправленные в черте города, а целых три, что было равноценно стоимости письма, отправленному за границу.

Сегодня городок Кароста, пожалуй, наиболее интересная часть города Лиепая для посещения туристами. Здесь сохранились памятники еще со времен Первой Мировой войны. Например, интерес представляет разводной мост, который выполнен из стали. Он был возведен еще в 1906 году, однако отлично функционирует и по сей день. Невероятной красоты собору Святого Николая так же стоит уделить внимание. Он был возведен в 1901 году. Кроме того, на территории городка Кароста размещается военная тюрьма. Это комплекс двух- и трехэтажных построек, которые построены из красного кирпича. Первыми заключенными этой тюрьмы стали матросы, которые являлись участниками революционных действий 1905 года. На территории тюрьмы они и были расстреляны. Напротив было создано братское кладбище, на котором хоронились расстрелянные. Во времена советской власти тюремный комплекс функционировал как гауптвахта, а позднее как одно из зданий латвийской армии. Однако, армейцы здесь не прижились, после чего власти решили отдать здания для туристических экскурсий.

В тюремных помещениях сейчас размещаются музей, который может посетить все желающие туристы. В камерах была тщательно воссоздана атмосфера времен функционирования тюрьмы. Эдесь можно увидеть грязные матрасы, табуретки тех времен, металлические кружки. Осмотреть можно не только тюремные камеры, но и административные здания, в которых можно увидеть ленинские портреты, милицейскую форму тех лет, а так же знаменитые казенные столы, которые были созданы из металла.

Особый интерес представляют Северные форты. Эти укрепления, которые были установлены в прибрежной зоне, функционировали совсем мало времени. В 1908 году их взорвали по условиям мирного договора, который был заключен между Германией и Россией. Спустя всего шесть лет между этими государствами вновь развернется жесточайшая борьба. Уничтожение фортовой системы крайне неблагоприятно сказалось на позициях Российской империи, которая буквально через три года и вовсе прекратит свое существование. В коридоры Северных фронтов можно попасть с экскурсией. Особый шарм этому приключение придаст освещение от выдаваемых туристам факелов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!