Конспект занятия в старшей группе "лекарственные травы". Детям о лекарственных растениях

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнечелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Клубный час: Лекарственные растения.

Гилазиева Файрузя Дамировна

воспитатель первой квалификационной категории.

Верхние Челны -2015 год.

Клубный час

Тема: Лекарственные растения.

Цель: Познакомить воспитанников с простейшими видами лекарственных растений своей местности.

Задачи:

Образовательная: Учить детей различать данные растения по внешнему виду. Дать понятие об их значении в жизни человека.

Развивающая: Развивать связанную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, умение обобщать. Расширить кругозор.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к растениям, к окружающей среде.

Оборудование: наглядный материал – лекарственные растения, стенд зеленая аптека, костюмы действующих лиц, мультимедийный проектор, презентация, аптечный сбор лекарственных трав, электрический чайник, посуда для настоек и одноразовые стаканы.

Форма проведения классного часа : беседа..

Предварительная работа : собрать и высушить лекарственные растения которые растут во дворе школы, выучить с детьми сценку о применении лекарственных трав пещерными людьми.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Добрый вечер ребята! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки положите на парты как примерные ученики. Осмотритесь, что окружает вас. И теперь когда вы удобно сели настроимся на занятие: глаза закрыли, глубоко вдохнули, медленно выдохнули и улыбнулись. Начинаем наше занятие.

2. Сообщение темы:

Сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье, об укреплении здоровья, о средствах, которые помогают укрепить нам здоровье.

А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие?(ответы детей)Правильно, здоровье- это когда ничего не болит, когда человек не болеет. В словаре Даля сказано: «Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма».

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

    Соблюдать режим дня

    Проводить профилактику заболеваний

    Принимать витамины

    По мере необходимости принимать лекарства, уколы

Но кроме таблеток и уколов можно лечиться еще и травами. Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные болезни.

Учитель. Слайд 1.(Природа)

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(Р. Рождественский)

Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать - мы живем в мире лекарств!»

Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием и применением.

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Вот вы посмотрели сценку где пещерный человек подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книги - «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы.

Слайд 3. (знахарь лечащий травами)

Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором лечебных трав, так как лечение больных людей в то же время внушало и надежду на выздоровление, и веру в сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарство, знахарь обычно бормотал заклинания и совсем непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.

3. Основная часть:

И так ребята перейдем к главной части нашего занятия. К знакомству с лекарственными растениями.

Сайд 4. (природа)

Местность наша - это сказочное царство,

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Все целебные растенья знаем мы без исключенья.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить растения, пригодные для лечения!

Ребята все растения с которыми я хочу вас познакомить, уже знакомы вам. Вы каждый день их видите, проходите мимо них, срывайте их, может даже некоторые, вы и применяйте в быту.

Прослушайте загадку: Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же... (крапива)

Учитель . Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Где её видели? Вот высушенная крапива, можете понюхать, потрогать (ребята пускают по рядам).

Слайд 5. (крапива)

Да, людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Весной готовят вкусные щи из майских листьев крапивы, добавляют в салаты, предварительно ошпарив кипятком. Кроме того, из крапивы получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Крапиву используют и для временного хранения пищевых продуктов. Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.

Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы. А почему крапива жжется? Оказывается ребята всё растение покрыто простыми короткими и длинными жёсткими, жгучими волосками. Жгучесть волосков обусловлена наличием на кончиках муравьиной кислоты и гистамина.

Следующее растение: Носит этот мальчик желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

(Одуванчик) Слайд 6 (одуванчик). Ребятам дается высушенное растение. Ребята, где можно встретить одуванчик (ответы детей). А вы знали, что он лекарственный?

Одуванчик - тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые - «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.

Желтенький платок.

Как зовут целебный

Полевой цветок? (Ромашка) Слайд 7 (ромашка). Пустить по рядам высушенное растение (предложить понюхать, на ощупь какое ощущение) Ребята, где растет ромашка? (ответы детей).

Слово «ромашка» переводится как «милая простота».

Если случиться тебе простудиться,

Если кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка горьковатый душистый отвар.

Ромашка аптечная (лекарственная) обладает противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим, потогонным свойством.
Её препараты снимают спазмы органов брюшной полости, улучшают аппетит, уменьшают газообразование.
Препараты ромашки также широко применяются как наружное средство - полоскания при лечении воспаления десен, слизистых оболочек, при ангинах; примочки при экземах, нарывах, язвах, ожогах рентгеновскими лучами; припарки при лечении ревматизма, артритов, ушибов. А еще ромашка делает волосы пушистыми, лучше всяких бальзамов и кожу лица чистой и гладкой.

Музыка для релаксации.

Ну а теперь давайте –ка отдохнем. Встали все около своих стульев, друг –другу не мешаем. Пойдемте ка мы с вами в лес. Мы шагаем по дорожке (шаги), впереди у нас лес (руки вперед), мы же вежливые люди надо поздороваться, а давайте все вместе «здравствуй наш зеленый друг» (поклон вперед) высоко на небе солнышко (руки вверх) внизу мягкая трава (поклон вперед), слева птицы поют (поворот головы в влево), справа деревья шумят(поворот головы направо), приятен воздух лесной (вдох и выдох), хорошо нам в лесу, но пора к продолжению занятия. Все сели на свои места. Дальше знакомимся с растениями.

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
(Полынь)Слайд 8 (полынь) Где вы встречали полынь? Пустить по рядам сухую траву.

Полынь горькая растёт возле жилья, на пустырях, по обочинам дорог и лесным опушкам, реже на полях и огородах. Всё растение имеет своеобразный аромат, считается самой сильной горечью. Полынь горькая обладает противовоспалительными, антисептическими, противоязвенными, глистогонными свойствами. Её препараты повышают аппетит, улучшают пищеварение. В народной медицине полынь горькую назначают для лечения воспалительных заболеваниях почек и мочевого пузыря, при спазмах в животе, бессоннице, головокружениях. Во времена эпидемий холеры её использовали как дезинфицирующее средство. Наружно препараты полыни используют в виде компрессов, примочек как противовоспалительное, антисептическое, обезболивающее средство для лечения воспалительных заболеваний глаз, при ушибах, растяжениях, ссадинах, укусах насекомых. Для этого разводят настойку полыни горькой с кипячёной водой в соотношении 1:10. При неприятном запахе изо рта делают полоскания настоем полыни.

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

Слайд 9 (тысячелистник). По рядам пускаем высушенную траву.

Ребята, а это растение где вы встречали? (ответы детей). А вы знали, что она лекарственная? (ответы детей).

Трава тысячелистник обыкновенный растёт на полянах, лесных просеках, в садах, парках, вдоль дорог. Растение распространено по всей Европе. Тысячелистник обыкновенный проявляет многосторонние лечебные свойства. Его препараты обладают: кровоостанавливающим, бактерицидным, противовоспалительным, спазмолитическим, ранозаживляющим, мочегонным, антиаллергическим свойствами.
Кровоостанавливающие свойства тысячелистника используют при лечении кишечных, лёгочных, носовых кровотечений, при кровотечениях десён.
Тысячелистник применяют для улучшения аппетита и пищеварения.
Более того, в народной медицине настой применяют как средство, регулирующее обмен веществ, также при неврастении, истерии, ночном недержании мочи, при атеросклерозе, головокружении, тошноте, головной боли, бессоннице, поносе, туберкулёзе лёгких.
Тысячелистник часто применяют в составе сбора с другими лекарственными растениями.
Как наружное средство препараты тысячелистника используют при повышенной жирности кожи, угревой сыпи, для стимуляции роста волос, при герпитических высыпаниях, чешуйчатом лишае, для заживления кровоточащих и гнойных ран, язв, для полоскания рта при кровоточивости дёсен. Вот сколько у него полезного.

Это растение скромное, но очень умное. Вечером глазки закрывает, а утром открывает глаза голубизны небесной. Слайд 10 (цикорий)

Это ребята –цикорий. Вспомните, где вы видели это растение? Ребятам дается высушенное растение.

Перед вами цикорий обыкновенный. Хотя на самом деле это растение необыкновенное. Кроме того, что цветки цикория радуют глаз, это растение и ценный медонос, и продукт питания, и лекарственное растение, и, даже, цветочные часы.

Цветёт цикорий долго - с конца весны до середины осени. Встречается на лугах, пустырях, опушках, у дорог и жилья.

Цикорий - ценный медонос, даёт пчёлам много нектара и пыльцы.

Корень цикория стимулирует обмен веществ, оказывает сахароснижающее действие и может применяться при лёгких формах сахарного диабета. Свойство цикория стимулировать обмен веществ используется в лечении многих кожных заболеваний (экзема, крапивница, себороидный дерматит, псориаз, угревая сыпь, фурункулёз).
Отвар травы цикория обладает мочегонным, желчегонным, свойствами и применяется при заболеваниях желчного пузыря (холецистит), заболеваниях почек.
Настой цветков - оказывает успокаивающее действие на нервную систему, замедляет ритм сердца, увеличивает амплитуду его сокращений.
Ещё в народной медицине цикорий применяют при бессоннице.

А еще мы с вами проведем один эксперимент. Вот здесь аптечный сбор цикория, а вот здесь то, что я собирала на нашей школьной площадке летом. Мы их сейчас заварим в двух разных банках. Оставим, на некоторое время настоятся, укроем полотенцем, чтобы тепло не уходило, а сами познакомимся последним растением.

В широколиственных лесах,
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет,
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой,
Поможет вылечить желудок. Слайд 11 (пижма).

Это ребята –пижма. Растение это вам знакомо, вспомните, где вы её встречали? Даю ребятам высушенный образец.

Пижма обыкновенная обладает желчегонным, противоглистным, противовоспалительным, ранозаживляющим потогонным свойствами. Её препараты назначают при сердечных болях, при заболеваниях печени, при гастритах со сниженной кислотностью.
В народной медицине отвар пижмы назначают при нервном истощении, головных болях, эпилепсии, при воспалениях мочевого пузыря и почек, почечнокаменной болезни, при ревматизме и полиартрите.
Препараты этого растения также используются наружно для лечения ревматизма и подагры (ванны), синяков, гнойных ран и язв (примочки, обмывания). Для лечения себореи настоем моют голову. Также в старину, домах вешали букеты из пижмы для отпугивания мух и комаров.

Вот ребята мы с вами ознакомились с некоторыми видами лекарственных растений. Конечно, на одном занятии о всех лекарственных растениях рассказать не возможно, мы еще будем проводить занятия о чудодейственных растениях. На сегодняшнее занятие я вам приготовила самые распространенные растения которые вам встречаются каждый день, ведь эти растения растут на нашей школьной площадке. Ребята давайте вернемся к нашим настоям. Вот посмотрите, поменяли слегка цвет воды, она стала слегка желтоватой. Сейчас я раздам вам два стакана настоя, в одном аптечный сбор цикория, на другом наш натуральный. Вы попробуйте и мне скажите, есть ли разница. Ну как ребята? (ответы детей), если нет разницы, так зачем нам покупать лекарственные сборы из аптек за деньги, когда есть возможность приготовить самим.

Слайд 12 (сушка растений).

Теперь остановимся на сборке и хранении лекарственных растений:

    Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения.

    Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше утром, сразу после высыхания росы.

    Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.

    Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.

    Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу. (Например: ландыши, ветреница лесная, женьшень, колокольчик широколистный и др.)

    Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

    И не рвите без надобности цветы и травы.

    И запомните растения тоже лекарство, и их нельзя пить просто так, к тому же может быть аллергические реакции, например на полынь или сильно пахнущее растение.

Итог. Слайд 13 (сбор лекарственных растений)

Ребята, в заключение нашего занятия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Ученик . Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

Программное содержание:

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Развивать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Подорожник

Шалфей

Зверобой

Душица

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).
Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение?

Загадка о подорожнике

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

Цель:

- формировать представление детей о разнообразии лекарственных растений , об их влиянии на организм человека и жизненно важной ценности;

Закрепить умение распознавать лекарственные растения по запаху, внешнему виду и правильно их называть (5 - 6 лекарственных растений);

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений;

- активизировать речь детей .

Материал: сухие веточки и соцветия лекарственных растений, загадки, перо, цветок, Дюймовочка, колобок, ласточка, мешочки с лекарственными растениями, конфета.

Ход занятия в детском саду

Орг. момент

Воспитатель: Ой, я вижу в вас хорошее настроение, глазки у всех сияют и никто не скучает. А что нам еще может улучшить настроение? (Ответы детей: улыбки, добрые поступки, подарки).

Дети, как вы думаете, цветы и другие растения помогут нам улучшить настроение? Посмотрите на этот букет: в нем каждый цветок неповторим и у каждого есть свое имя.

А сейчас превратимся в растения, но не простые, а чудо-растения, которые наделены чрезвычайными свойствами и для этого надо отгадать загадки. Кто какую загадку отгадает, тот в такое чудо-растение и превратится.

Загадки о лекарственных растениях для детей

В траве растет, в лесу,

Все его собирают, рвут.

Цветы желто-золотистые,

Будто звездочки цветут. (Зверобой).

Вы его прекрасно знаете,

На дорожках встречаете.

Он всем, как добрый друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник).

У лесной дорожки

Солнышко на ножке.

Серединка золотая,

юбочка белая.... (Ромашка).

Кто это на дорожке

На высокой ножке,

Цветочки синенькие,

Листочки зелененькие? (Цикорий).

Пряность это и приправа,

Чай с ней удался на славу,

Догадаются ребята,

Ну, конечно, это…... (Мята).

Солнышко в траве взошло,

Рассмеялось, расцвело.

Впоследствии стало белое-белое

И по ветру полетело. (Одуванчик).

Зелёная Красавица

Тронешь, обжигается. (Крапива).

А теперь назовите себя. Все эти чудо-растения не простые, а лекарственные.

Каждый ребенок, «превратившись в чудо-растение», слушает про себя и свои свойства. (Воспитатель рассказывает о лекарственных растениях, рассказывает легенды и приглашает детей на чай. Дети пьют чай, узнают по запаху и вкусу, из каких трав он заварен).

Воспитатель: Хорошо, ребята, а теперь проведем небольшую оздоровительную минутку «Природные доктора» .

Поднимем ручки вверх, поздороваемся с солнышком: «Здравствуй, солнышко!» Опустим ручки ладошками вниз, поздороваемся с землицей, наберемся у нее силы: «Добрый день, земелюшка!» Поставим ручки к плечам и вдохнем воздух, поблагодарим за заботу водичку: «Спасибо тебе, водичка» ! Будьте всегда с нами, наши природные врачи!

Воспитатель. А что говорят нам наши мудрые народные пословицы:

«Когда нет здоровья и силы, то целый мир не мил»;

«Здоровому все здорово» и тому подобное.

Воспитатель: А сказки, малыши, вы любите слушать? (Ответы детей).

А посмотрите, дети, кто это у нас здесь спрятался? Похоже очаровательное перо и, кажется, оно приглашает нас с вами в сказку. Считать начинаем, в сказку быстро попадаем 1, 2, 3.

Кажется мы в сказке, но в какой? (На коврике большой цветок).

Похоже это сказка «Дюймовочка». Но где же сама героиня?

Что ж, отправимся на поиски Дюймовочки. Кто же нам поможет ее найти? А вот колобок, он хочет с нами поиграть.

Дидактическая игра «Расскажи о растении»

Дети становятся в круг, передают из рук в руки колобка и говорят слова: «Колобок, беги, беги, о растении нам расскажи». У кого остается колобок, тот рассказывает о своем чудо-растении.

Зверобой - это лекарство, как говорят в народе, от 99 болезней. Цветы желто-золотистого цвета. Настои зверобоя употребляют для возбуждения аппетита, от ангины, гриппа, головной боли, ревматизма.

Подорожник растет возле дорог, семян идет в стрелку. Применяется для остановки крови из ран.

У ромашки листочки узорные, головка белая. Используют отвар, когда болит горло.

Цикорий растет вдоль дорог. Цветочки синенькие. Применяют настойку при заболеваниях почек, селезенки, печени, так и при зубной или головной болях.

Мята растет в огороде и в лесу. Распознать можно по необычному запаху. Действует как успокаивающее средство.

Одуванчик растет в парках, садах, лесах, порой и при дороге. Используют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, для лечения сахарного диабета, болезней печени.

Крапива растет в садах, на полянах. Обладает обеззараживающими свойствами. Используют для остановки кровотечения, при гнойных ранах.

Воспитатель: Дети, многие лекарственные растения занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга? (Ответы детей). Правильно, в эту книгу заносятся редкие исчезающие виды, поэтому давайте вспомним правила поведения при сборе лекарственных растений :

Нельзя рвать много растений;

Во время сбора лекарственных растений, не нужно пытаться их все собрать в одном месте;

Часть обязательно оставляют в природе, чтобы растения продолжали размножаться;

Нельзя пробовать плоды, корневища;

После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки.

Колобок хочет нам показать, что на поиски необходимо отправляться в лес. (Дети садятся за столы).

Ой, кого это мы встретили? (Ласточку). Она какая-то расстроенная. Почему? Потому что не может распознать лекарственные растения. Итак, давайте поможем ласточке и с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.

Ну что же вижу все справились с этим заданием и за это нам ласточка приготовила небольшой сюрприз. А что у нас тут спрятано? (Большая конфета). А что в ней?

План поиска.

Пройти по зеленой дорожке.

Повернуть налево и сделать 3 шага.

Дважды подпрыгнуть.

Найти Дюймовочку не в корзине и не в ящике.

На коврике находятся: корзина, ящик, короб. Дети находят Дюймовочку.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Вот и вернули мы Дюймовочку к своим цветкам и вместе с ней совершили интересное путешествие. А теперь время возвращаться в детский сад.

Вопросы детям

Железцова Любовь Прокофьевна
Воспитатель, высшая категория МБДОУ г. Астрахани №100 г.Астрахань

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье».
Цели деятельности педагога: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения; учить различать и находить растения по описанию, правильно собирать их, сушить, знать назначение; развивать наблюдательность, любознательность, бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми и взрослыми; знает правила поведения в природе; имеет сформированные представления о здоровом образе жизни.
Материалы и оборудование: гербарий, пучки лекарственных трав, иллюстрации с их изображением.
Содержание организованной деятельности детей.
Вводное слово воспитателя.
Воспитатель.
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
(М. Киселева)
- О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети. О лекарственных травах.
Воспитатель. Вот сегодня мы и поговорим о них. Кого из вас, когда вы болели, мамы лечили травами?
Ответы детей.
Воспитатель. Лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут быть еще и целебными. В наших лесах очень много таких растений.
Работа с гербарием.
- Рассмотрите гербарий, назовите растения, которые вам известны.
Дети рассматривают гербарий. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации с изображением лекарственных трав, просит назвать их, найти подобные образцы в гербарий, сравнить.
Дети выполняют поисковое задание.
Воспитатель. Кого мама часто лечит травами, использует их как оздоровительный напиток? Ответы детей.
Воспитатель. Назовите и покажите травы, которыми лечат простуду.
Дети. Мята, шалфей, мать-и-мачеха, подорожник.
Воспитатель. Молодцы! А вот эти пьют при болезнях в желудке.
Показывает подорожник, пижму, ромашку, тысячелистник.
Воспитатель. Не надо забывать, что травы, как и таблетки, могут принести вред, если употреблять их без надобности и в больших количествах. Поговорим о том, как правильно собирать, сушить и хранить травы.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель. Многие виды трав занесены в Красную книгу, поэтому их надо собирать с осторожностью, стараться не повредить корни, брать столько, сколько используете за зиму. Словом, не наносить вреда природе.
Физкультминутка
Шеей крутим осторожно-
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три!
И направо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся,
(Потягивания- руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернемся.
(Дети садятся.)
Воспитатель. Травы бывают многолетними, двухлетними, однолетними. Сушить их надо в затемненном месте, в подвешенном состоянии, на сквозняке. При хранении не мять, упаковывать в ситцевые или бумажные мешочки, которые надо обязательно подписать. Некоторые травы, например чистотел, ядовиты.
Игры.
А) Задавать вопросы по картинкам, где изображены растения и места их произрастания, например, дорога – подорожник, луг – ромашка.
Б) Учимся узнавать лекарственные растения по запаху. Детям предлагают понюхать листья мяты, ромашки, черемухи, шалфея, земляники и отгадать названия трав.
Итог деятельности.
Выводы:
- Лекарственные растения надо собирать правильно, не нанося вреда природе.
- Употреблять лекарственные растения нужно осторожно.
- Есть ядовитые растения, их надо знать.

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым, так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
- Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
- Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.


Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.


Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.


Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.


Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.


Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.


Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
- 100 гр. листьев одуванчика;
- 90 гр. зеленого лука;
- 25 гр. петрушки;
- 15гр. растительного масла;
- 1 яйцо;
- соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.


Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения».


.
Берегите природу и здоровье.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!