Колосс Родосский — одно из чудес света. Семь чудес света: Колосс Родосский

Слова «колосс», «колоссальный» прочно укоренились в русском языке и используются для обозначения чего-то очень большого, гигантского. Но мы обычно не задумываемся о первоначальном их значении. Древние греки называли колоссами огромные статуи, значительно превышавшие человеческий рост. Увидев гигантские статуи в Египте, они начали создавать их сами. Одной из первых была сооружена статуя бога Аполлона высотой 13 метров, в Амиклах. Но самой почитаемой в Греции была статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, ставшая одним из семи чудес света, известном нам как Колосс Родосский.

Остров Родос в конце IV века до н. э. был одним из самых богатых и могущественных греческих государств. Основным источником благосостояния жителей острова служила торговля. Будучи искусными мореходами, родосцы смело отправлялись по торговым делам в отдаленные края и страны. Они плавали в Африку, Сицилию и даже к северным берегам Черного моря.

Богатство и процветание Родоса не могли остаться незамеченными теми, кто жаждал власти. Тем более что после смерти Александра Македонского его полководцы начали борьбу за раздел державы. Каждый стремился захватить наиболее богатые земли.

  • Селевк обосновался в Вавилонии,
  • Птолемей – в Египте,
  • Антигон – в Сирии и Передней Азии.
  • А сын Антигона, Деметрий, ставший прославленным полководцем, обратил внимание на богатства Родоса.

По какому случаю статуя появилась

Деметрий потребовал от жителей Родоса помощи в борьбе с Египтом. Но те отказались, так как с Египтом были налажены торговые отношения: именно там жители острова закупали большую часть хлеба.

Возмущенный отказом Деметрий направил к острову флот и начал осаду. При осаде широко использовались стенобитные орудия и метательные машины. Под стенами Родоса впервые была применена гелепола.

Гелепола – осадная машина, изобретенная афинским архитектором Эпимахом. Она представляла собой огромную башню 40 метров высотой и 15 метров шириной, которую обслуживало 3400 человек. В нижней ее части находился таран для пробивания стен и ворот. А на верхних этажах размещались стрелки из лука и располагались метательные машины. Гелепола была обшита плотными листами железа, которые защищали находившихся в ней воинов. Из этого сооружения нападавшие могли почти беспрепятственно обстреливать город.

Гелепола наносила защитникам Родоса большой урон. Но родосцы продолжали обороняться и даже предпринимали смелые вылазки, уничтожая стенобитные машины. По ночам они восстанавливали разрушенные стены и вновь занимали оборону. Египет и другие союзники оказывали им помощь, доставляя по морю продовольствие и снаряжение.

Осада Родоса продолжалась год и успеха не принесла. Враги Деметрия, пользуясь тем, что он развязал войну на острове, стали нападать на захваченные им земли. И полководец поспешил заключить мир с родосцами, которые восприняли это как победу.

По условиям договора они становились союзниками Деметрия, но отказывались от войны с Египтом. Осада была снята, а гелепола досталась родосцам. В память о своей победе родосцы решили создать гигантскую статую богу Гелиосу – покровителю острова.

Покровитель острова Родос

По преданию, бог Солнца Гелиос, не имея во всей Греции ни одного посвященного ему места, с согласия богов поднял из морской глубины остров Родос. Поэтому жители острова особо почитали этого бога. Они чеканили его изображение на своих монетах и строили в честь него храмы, в которых устанавливали статуи Гелиоса.

Но новая статуя бога-покровителя должна была превзойти все прежние красотой и величием. На народном собрании было принято решение продать полученные в результате победы осадные машины, а на полученные деньги возвести новую бронзовую статую Гелиоса.

Бронзовые статуи создавались с использованием техники литья. Само по себе сооружение такой статуи требовало немалых затрат и большого мастерства. Сначала копия будущей скульптуры лепилась из глины. Затем на нее наносился слой воска. Толщина этого слоя соответствовала той, которую должна была составлять толщина бронзы. После этого поверх воскового слоя фигуру вновь покрывали глиной.

Именно верхний слой и служил формой для будущей статуи: сверху оставляли отверстие для заливки металла и по сторонам – для выхода воздуха. Затем форму нагревали и давали стечь воску. Для усиления прочности глиняную форму обжигали. И только после этого бронзу разливали в полученную форму. После того как металл остывал, глиняную форму разбивали, и получившуюся статую полировали специальными инструментами.

Мастера, создававшие Колос Родосский

Считается, что статуи из металла греки начали отливать в VII веке до н. э. Первые скульптуры были достаточно примитивны, но постепенно мастера совершенствовали технику литья. Одним из знаменитых греческих скульпторов был Мирон из Элевфер. Именно ему принадлежит статуя юноши – метателя диска «Дискобол». До наших дней дошла ее мраморная копия.

Не менее известны были работы мастера-самоучки Лисиппа из Сикиона. Он создавал из бронзы огромные статуи и целые скульптурные композиции. Согласно книгам древних авторов, на счету Лисиппа – около 1,5 тысячи различных статуй. Причем начинал он свою деятельность в качестве подручного в мастерской. Именно скульптурные портреты работы Лисиппа Александр Македонский ценил больше других. Лисиппом была отлита гигантская статуя Зевса (около 20 метров в высоту), которая считалась самой большой в Греции до тех пор, пока его ученик Харес из родосского города Линда не создал гигантскую статую Гелиоса.

Сооружение статуи началось не сразу. Сначала жители острова восстанавливали все разрушенное в ходе военных действий. Лишь затем началось создание Колосса. Работа продолжалась 12 лет. Весть о гигантской статуе быстро разнеслась по всему эллинистическому миру. Бывавшие на острове купцы говорили об огромной статуе высотой в 70 локтей (приблизительно 35 метров).

После создания статуи Гелиоса родосские мастера тоже стали делать гигантские статуи. Всего их на острове было около 100. Но Колосса, созданного Харесом, никому превзойти не удалось. Правда, простоял Колосс очень недолго, около 60 лет.

Разрушение статуи

В 220 году до н. э. на острове произошло сильное землетрясение, причинившее множество разрушений и унесшее жизни многих людей. Оно же сокрушило и Колосса: переломившись в коленях, он рухнул на землю.

Беда, обрушившаяся на остров Родос, не оставила равнодушными соседей. Многие государства, связанные с ним тесными торговыми и дружескими отношениями, пришли на помощь. Богатые дары поступили из Сирии, Македонии, Сицилии, Вифинии. Правители многих стран на время освободили родосцев от уплаты пошлин. А египетский царь Птолемей прислал средства и опытных мастеров для восстановления Колосса.

Но все старания и затраты оказались напрасными: поднять статую не удалось. Не смогли этого сделать и в более позднее время. Обломки гигантской статуи были оставлены на том же месте и по-прежнему привлекали внимание гостей и путешественников, пораженных ее размерами.

В I веке н. э. римский писатель Плиний Старший, посетив Родос, не смог скрыть своего восхищения. Он отметил, что большинство людей не может обхватить даже двумя руками большой палец руки бронзового Гелиоса. Обломки статуи пролежали на земле больше тысячи лет, до 977 года, когда арабы, к тому времени занявшие Родос, продали их какому-то купцу, который, по рассказам одной из хроник, нагрузил их на 900 верблюдов. С тех пор следы Колосса теряются.

  • Во-первых, неизвестны ни ее внешний вид, ни место, на котором она стояла.
  • А во-вторых – непонятно, каким именно образом она была создана. Ведь ясно, что отлить такую огромную статую целиком было просто невозможно.

Как выглядел Колосс Родосский

Тем не менее ученые пытаются найти ответы на все эти вопросы. Например, удалось выяснить с большой долей вероятности, как выглядела статуя Гелиоса. Во время археологических раскопок был найден фрагмент барельефа с изображением Гелиоса, относящийся ко II веку до н. э.

Ученые склонны предполагать, что оно списано со статуи Колосса Родосского. Следовательно, знаменитая статуя изображала бога Солнца в виде юноши с венцом из лучей на голове. Правая рука божества приложена ко лбу, словно он вглядывается в даль, а левая придерживает спадающее до земли покрывало.

Колосс Родосский (статуя Гелиоса)

Эта несколько необычная для солнечного божества поза нашла свое объяснение у ученых. Они полагают, что скульптор не стал изображать Гелиоса с торжественно простертыми вперед или вверх руками, так как понимал, что без дополнительной поддержки руки просто обломились бы под собственной тяжестью. Покрывало, спадающее на землю за спиной статуи, исполняло роль своеобразной подставки, придающей ей дополнительную устойчивость.

Что касается месторасположения, то ученые исходили из того, что такая гигантская статуя требовала большого пространства вокруг. При этом она не должна была заслонять собой другие архитектурные сооружения. Поэтому наилучшим местом для нее была, вероятно, гавань, откуда бронзовый гигант издали приветствовал всех мореплавателей.

Как была изготовлена статуя. Версия

Первоначально предполагалось, что статуя была литой. Но затем это стало вызывать сомнения, так как отлить такую огромную скульптуру целиком при существовавшем тогда уровне техники было просто
невозможно. К тому же, даже если бы это удалось сделать, статуя была бы такой тяжелой, что установить ее на выбранном месте было бы весьма проблематично.

Английский скульптор Мэрион попытался выяснить, как же была создана статуя Гелиоса. Для начала он тщательно изучил все сведения о Колоссе из античных источников. Большая часть из них содержит лишь упоминания, но в некоторых есть и более подробные сведения. Например, Филон Византийский сообщает, что на изготовление статуи потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, что в пересчете на привычную нам меру веса составляет 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа.

Исходя из этих сведений, Мэрион вычислил толщину бронзового листа, покрывавшего Колосса, и пришел к выводу, что он не был литым. При его создании использовались листы бронзы толщиной в 1,5 миллиметра.

Мэрион предположил, что на месте, выбранном для установки статуи, были вкопаны три каменных столба, от которых отходили железные брусья. На брусья были нанизаны железные ободья. Эта конструкция являлась каркасом статуи, на котором и крепились бронзовые пластины. Следовательно, скульптура монтировалась постепенно, снизу вверх, ярус за ярусом. Когда потребовалось вести работы на высоте, превышающей рост человека, вокруг статуи стали насыпать земляной холм, который скрывал уже созданные ярусы и позволял подниматься на необходимый для работы уровень.

Где ж тот холм?

На склонах холма сооружался настил из досок, и шло монтирование соответствующего яруса статуи. Сама статуя в этот момент находилась в земляной яме, облицованной досками, которые предохраняли уже готовую часть от насыпанной вокруг земли. Каменные столбы, железные прутья и ободья, служившие каркасом, также постепенно росли ввысь. К ним приходилось добираться по шатким мосткам. Работа была достаточно опасной и трудоемкой. Рабочие рисковали упасть и покалечиться о металлические прутья. Сложной была и задача скульптора, которому приходилось собирать отдельные участки, как пазлы или кубики в детской головоломке.

Для того чтобы не перепутать и правильно состыковать фрагменты, Харес, вероятно, сначала создал модель статуи в человеческий рост из гипса или глины. С помощью этой модели он, скорее всего, продемонстрировал родосцам свой замысел и ее же использовал при создании Колосса. Все детали фрагмента переносились с глиняной модели на гипсовую поверхность в натуральную величину, а затем уже с гипсовой модели изготавливали деревянные шаблоны, по которым и чеканили бронзовые листы, добиваясь соответствия гипсовому слепку Остывшую и отполированную бронзовую деталь поднимали и закрепляли в нужном месте на железном каркасе, затем заделывали швы.

После того как статуя была полностью смонтирована, земляной холм срыли, а помост, на котором она располагалась, облицевали мраморными плитами. Нет ничего необычного в том, что на изготовление Колосса потребовалось столько лет. В создании статуи принимали участие около 100 ремесленников различных специализаций и несколько сотен рабов. Даже в наше время, при современном уровне техники, статую Гелиоса можно считать гигантской. Ведь по высоте она в три раза превосходит Медного всадника в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что в древности ее причисляли к семи чудесам света.


Жители Родоса, племя дорийцев,
колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
воздвигли тебе.
(Неизвестный античный поэт)

Колосс Родосский (греч. Κολοσσός της Ρόδου, лат. Colossus Rhodi) - одно из античных семи чудес света, явное и неопровержимое доказательство богатства и могущества Родоса. Колоссом Родосским называли в Древней Греции огромную бронзувую статую на острове Родос. Как и большинство из семи чудес света, эта скульптура не сохранилась до наших дней. От него вообще ничего не осталось, кроме упоминаний в античных исторических трудах и мифах. Несмотря на это, историки и археологи упорно пытаются научными методами уточнить форму статуи и место, где она стояла.

При всей неопределенности сведений о полумифическом Колоссе историческая наука все-таки накопила немалое количество объективных данных об этом древнегреческом чуде. Судя по античным источникам, высота Колосса была от 30 до 36 метров.


Georg Balthasar Probst.

В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные машины - последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудо света - вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом” за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, и возвели статую Гелиоса - покровителя острова Родос. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э.


After Marten de Vos. 1614

Автором проекта был, предположительно, скульптор Хадес из города Линдос на Родосе, ученик Лисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками.

Сотрудник Британского музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса (есть версия, что каркас был обмазан глиной, "колосс на глиняных ногах"?), который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6 миллиметра.

Статуя сооружалась 12 лет. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки, Харес использовал оригинальный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова.

На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

Бог Гелиос был представлен в виде прямостоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль.

Основными источниками фактических данных о легендарном бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие тексты - надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не указано, где стоял Колосс. Нет там и детального описания статуи - только самые общие сведения.

Долго полагалось, что Колосс стоял перед гаванью Мандраки, одной из многих в городе Родес. Хорошо известно изображение Колосса Родосского с широко расставленными ногами, возвышающегося наподобие арки над входом в гавань. Учитывая высоту статуи и ширины входа гавани, это соображение невозможно. При высоте Колосса 36 м, расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Кроме того, Колосс блокировал бы вход в гавань. Отсутствуют не только конкретные археологические подтверждения, но и косвенные указания на такое расположение прославленной статуи. Недавние исследования говорят, что Колосс был установлен или на восточном мысе гавани Мандраки, или даже у неё внутри. В пользу гипотезы об установке Гелиоса в гавани можно привести еще тот факт, что жители соорудили своего Колосса в честь снятия острова с осады, а противник прибыл со стороны моря.

Быстро распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной. Колосс простоял 65 (по другим сведениям- 56) лет, В 226 (222 г.?) году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю.

Сальвадор Дали. Colossus of Rhodes.

Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не удалось.(Оракул запретил новый монтаж.) Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший.

Только в 977 году арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.


1608

Самое старое изображение Колосса Родосского сохранилось с 1556 года. Не известна истинная форма и история появления Колосса, современные реконструкции статуи, стоящей вертикально более точны, чем ранние рисунки. Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например Французского скульптора Августа Бартолди, известного своей работой "Статуя Свободы".

Теперь при входе в гавань Мандраки на колоннах стоят две бронзовые статуи оленей, являющиеся эмблемой современного Родоса. Считается, что колонны стоят на месте ног колосса. Изображение Колосса Родосского можно увидеть повсюду: на марках, открытках, старинных гравюрах.

В ноябре 2008 года было объявлено о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции. По словам руководителей проекта, конструкция будет в несколько раз выше своего оригинала - от 60 до 100 метров. Бюджет проекта оценивается в 200 миллионов евро, которые будут выручены у международных спонсоров, а также из личных средств немецкого деятеля искусств Герта Хофа (Gert Hof).


Церетели хочет построить в Сочи 47-метровый "Колосс Олимпийский". По проекту З.Церетели, внутри этой 47-метровой скульптуры будут лифты, а под ней будут помещения для музеев.

В наше время огромными, чуть ли не стометровыми статуями, мало кого удивишь – в последние годы их возвели немало. И всё равно, высота такого монумента, как Колосс Родосский поражает, удивляет и восхищает находящихся рядом с ним людей.

А вы только представьте себе, что чувствовали люди пять тысяч лет назад, когда стояли у подножья самой первой, огромной, ранее не виданной по размерам статуи и, не веря глазам своим, смотрели вверх. А воплощала она Гелиоса, бога Солнца.

Гелиос, бог Солнца, жил на восточном побережье Эгейского моря в шикарном золотом дворце. Ежедневно, с самого утра, он на своей золотой колеснице, в которую были запряжены четыре крылатых коня, отправлялся на запад, где у него находились другие хоромы, в которых он проводил день, а вечером, в золотой ладье, возвращался в восточный дом.

Он целыми днями работал, освещая Землю, момент, когда боги делили мир, он пропустил – и оказался ни с чем. Но Гелиос не растерялся и решил взять дело в свои руки, подняв с морского дна остров и назвав его в честь своей супруги Роды – Родосом.


С тех самых пор люди, поселившиеся здесь, почитали и прославляли его, а когда он спас их город от врага, решили возвести ему памятник, невиданных по тем временам масштабах.От кого Гелиос спас Родос

После того как умер Александр Македонский, его империю разделили между собой три его соратника и полководца – Селевк, Антигон и Птоломей (именно последнего и поддержали обитатели Родоса). Антигону это не понравилось (как-никак, Родос этот в то время считался одним из важнейших стратегических и экономических центров) – и он приказал своему сыну захватить остров.

Сделать это было довольно непросто – столицу, носившую одноименное с островом название, окружала чрезвычайно высокая, толстая и прочная стена, поэтому, чтобы завоевать её, надо было очень постараться (и это даже несмотря на то, что численность вражеского войска в разы превышала количество местных жителей). В ход пошли высокие осадные машины, оснащенные мощными катапультами.


Несмотря на то что столица была полностью взята в окружение и атакована со всех сторон как с суши, так и с моря, осаждающие покорить её не смогли: жители острова отчаянно сопротивлялись, выливая на головы осаждающим кипящую смолу, нечистоты и грязь.

Продержав Родос в осаде целый год, враг отступил (это произошло в 304 г. до н.э.), бросив под городом оружие, катапульты и другие осадные машины. Свое спасение жители связали с Гелиосом и возвели ему статую, которая в наше время по праву входит с список «Семь чудес света» – и назвали скульптуру Колосс Родосский.

История создания

Создать статую невиданных по тем временам масштабам доверили Харесу, известному архитектору и скульптору того времени. Трудился он над ней ни много ни мало – 12 лет, при этом во время работ ему пришлось думать не только над образом статуи и решать, каким образом воплотить свои идеи в жизнь, но и искать новейшие технические решения своим задумкам, поскольку создание огромной чудо статуи требовало применения новейших технологий того времени (если вначале жители острова заказали ему 18-метрового исполина, то затем передумали, и потребовали создать Колосса в два раза больше).


Материалы

Статую скульптор принял решение делать из глины, с внешней стороны оббив её бронзовыми листами. А в качестве каркаса были использованы соединенные железными обручами каменные столбы – поэтому внешне он чрезвычайно сильно напоминал человеческий скелет.

Для возведения Колосса Родосского потребовалось около 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа – благо, этих материалов на острове было предостаточно, поскольку при отступлении многие враги побросали не только своё оружие, но и осадные машины, полностью окованные бронзой и железом.

Стоит заметить, что из бронзы под строгим надзором Хереса кузнецы выковывали листы, форма которых должна была четко соответствовать заданным скульптором параметрам – если в них была замечена неточность, то их приходилось переделывать.

Как возводили статую

Каркас Колосса Родосского, состоящий из трёх массивных каменных столбов, соединенных между собой обручами, строители обшивали листами, изготовленными из бронзы, после чего в образовавшуюся форму выливали глину. Чудо статую возводили начиная от основания, поэтому насыпь, на которой находились мастера, вокруг неё постоянно увеличивалась (строительных лесов тогда ещё не было и, таким образом, рабочим было легче собирать скульптуру). Отровитяне не имели возможности наблюдать за ходом работ, а Колосса Родосского увидели уже после того, как насыпь была убрана.

Сбор средств

Вначале деньги на постройку скульптуру Харесу дали жители острова, при этом никто не остался в стороне – и каждый внес свою лепту. Также удалось выручить немало средств от продажи брошенного врагом оружия, драгоценных металлов и другого добра.

Пока речь шла о возведении статуи Колосса Родосского высотой в 18 метров, средств вполне хватало.

Но потом жители острова передумали и решили, что скульптура должна быть значительно выше, и потребовали возвести монумент, высота которого составляла бы 36 метров (уже к собранной сумме добавили ровно такую же).

И вот тут денег оказалось недостаточно, поскольку, несмотря на то, что статую нужно было возвести больше в два раза, расход материалов увеличился в восемь раз . Сбор недостающих средств, согласно легендам, был возложен на Хареса, которому пришлось эти деньги одалживать – при этом сумма займа оказалась колоссальной (по одной из версий, именно из-за этих долгов скульптор впоследствии покончил с собой, по другой – из-за того, что увидел трещину в конструкции ещё до её открытия).

Как выглядела статуя. Гипотезы

До наших дней сведений о том, как именно выглядела статуя, входящая в список «Семь чудес света», не сохранилось. Более-менее детальные воспоминания о нём можно встретить в записях Плиния и Филония, другие авторы тех времён о скульптуре в своих заметках упоминали вскользь. Поэтому нет информации не только о том, как выглядела статуя, но и где точно была установлена.

Гипотез на этот счет существует немало. Многие сходятся на том, что правая рука статуи была приложена ко лбу, а не вытянута в жесте благословения, как требовали того каноны того времени – если бы сделано было иначе, то рука долго не продержалась бы, и обломилась бы под собственной тяжестью.

Подвергается сомнению (но не опровергнута) версия о том, что Статуя Колоссу Родосскому находилась на побережье, поскольку насыпь возводить на берегу, как и саму скульптуру, из-за переменчивых погодных условий на море, довольно-таки непросто. Она имеет право на существование, поскольку в своё время на дне гавани была найдена кисть бога Солнца.

Высота постамента (по одной из версий – мраморного) составляла около 15 м, тогда сам статуя была от 33 до 36 м. Скульптуру поддержали три колонны, соединенные в районе пояса и плеч толстыми железными трубами. Голову солнечного юноши украшала корона, от которой расходились лучи в разные стороны света.

Согласно одной из версий, статуя Колосса Родосского представляла собой юношу, стоящего на белом мраморном постаменте, который, немного отклонившись назад, вглядывался в море.

Установлена огромная скульптура была возле входа в гавань и была до того огромной, что её можно было увидеть даже с соседних островов.

Ещё одна версия говорит о том, что юноша, выпрямившись, стоял, подняв факел в руке, ноги его при этом были широко расставлены, одна нога с одной стороны гавани, другая – с другой, а под ними проплывали морские судна. Несмотря на то, что эта гипотеза – одна из наиболее популярных, этот вариант маловероятен, поскольку один берег от другого отделяет четыреста метров, а Колоссу, при всех его грандиозных размерах, длины ног попросту не хватило бы.

Согласно ещё одной гипотезе, в левой руке Колосс Родосский придерживал ниспадающую к земле накидку, а правую он приложил ко лбу.

Один из вариантов несколько отличается от общепринятых и говорит о том, что статуя, входящая в список «Семь чудес света», находилась в центре столицы, при этом правую руку Гелиос поднял ко лбу, а сам он всматривался вдаль.

Колосс Родосский — одно из семи чудес света простояло недолго. По разным данным от пятидесяти до шестидесяти лет – разрушило его в 220 г. до н.э. сильное землетрясение, во время которого глиняные ноги статуи надломились в коленях, и огромная скульптура рухнула, развалившись на части (а в обиходе появилось выражение «колосс на глиняных ногах»).

Но и падший, в разваленном состоянии, Колосс Родосский ещё долгое время удивлял своими размерами.

Например, есть упоминания о том, что большой палец статуи двумя руками могли охватить далеко не все (если при возведении скульптуры пропорции тела были соблюдены правильно, то рост скульптуры вполне мог быть не около тридцати метров, как принято считать, а целых шестьдесят).


Многие сочувствовали островитянам, и даже предлагали, например, египетский правитель, немалую финансовую помощь для восстановления статуи. Но они, испугавшись гнева Гелиоса, о котором их предостерег оракул в случае восстановления статуи (землетрясение было довольно-таки сильным и, помимо гавани, разрушило ещё и немало домов на острове), Колосса реконструировать отказались.

Жизнь после смерти

Обломки провалялись на острове почти тысячу лет, пока из-за нехватки денег некоторая часть металлических и бронзовых частей статуи не была отправлена на переплавку. Ещё некоторое время спустя, захватившие остров арабы, по одной из версий, продали обломки скульптуры одному купцу (при этом их было так много, что тому только для того, чтобы увезти бронзовые пластины, понадобилось около девятисот верблюдов), который вывез их в Сирию и продал богатым евреям.

Статуя в современном мире

В наше время ученые задумали статую Колосса Родосского все-таки восстановить – но несколько по-другому. Согласно замыслу, её соорудят из светящихся деталей, она будет значительно выше оригинала (от 60 до 100 м), и установят её там, где согласно предположениям, наиболее вероятно находился Колосс. Предварительная стоимость такого проекта составляет приблизительно 200 млн. евро – при этом спонсоры уже найдены: львиную долю денег на осуществление этой идеи согласился выделить немецкий деятель искусств Герт Хоф.

Каждый человек знает 93-метровую Статую Свободы установленную в гавани Нью-Йорка. В левой руке факел, а в правой табличка, на которой увековечена дата принятия Декларации Независимости. Удивительно, но более 2000 лет назад, примерно такая же статуя была построена на острове Родос и имя ей Колосс Родосский.

Во времена античности, остров Родосс занимал важную экономическую роль, располагаясь на юго-западе Малой Азии. Главной город — Родос, носил имя острова и был заложен в 407 году до нашей эры. В 358 году до н.э. остров был завоеван царем Мавсолом, да-да именно тем, в честь кого возведено одно из семи чудес света — усыпальня в Галикарнасе. Позже, в 340 году до н.э. остров перешёл во владение Персов, а через восемь лет его захватил Александр Македонский. После смерти Македонского, который скончался в садах Семирамиды (ещё одно из семи чудес света), полководцы начали борьбу за право унаследования империи.

Родос поделили на три части, которые достались Птолемею, Селевку, Антигону. Так получилось, что родовцы были на стороне Птоломея, который ещё до этого правил Египтом. Зависть затуманила глаза Антигона и он с помощью своего сына Демитрия пошёл войной на Родос. Огромная армия насчитывающая более 40 000 (больше всего населения острова) солдат обрушилась на стены портового города. Для покорения Родоса была сооружена огромная осадная башня, установленная на шести кораблях! Но тут Демитрия постигла неудача, внезапный ураган опрокинул конструкцию в воду. Антигон не сдавался и приказал своему сыну построить ещё одну башню-гигант высотой 150 футов и основанием 75 квадратных футов. Вторая башня несла на себе множество катапульт, солдатов на ней защищали шкуры животных и щиты из дерева. Родосцы и тут не спасовали, вылив кучу нечистот с наружной стороны стены. В итоге огромная башня завязла, так и не добравшись до места назначения. Как раз во время поспел флот из Египта, который отбил атаку Демитрия, обратив его в бегство.

Для того, чтобы увековечить свою победу, островитяне решили построить громадную статую Гелиоса — бога солнца, который по приданию, вынес остров из глубин морских. Для строительства были использованы средства получены с продажи осадных машин Демитрия, которые были брошены за стеной. Строительство статуй длилось двенадцать лет, Колосс был установлен на холме, который был создан на входе в гавань. Очень часто, Колосса Родосски изображают с широко расставленными ногами, между которых корабли проплывают в гавань, однако это не так, статуя была установлена на берегу. Высота Колосса составляла около 110 футов, прибавьте сюда ещё 50 футов, которые давал постамент. Скульптура представляла из себя полуобнаженного бога, который правой рукой закрывал глаза от солнца, а левой держал своё одеяние. Среди историков бытует мнение, что большая часть скульптуры состояла из глины налепленной на каркас из стали, а поверх неё уже накладывали бронзовые листы.

Создателем статуй Колосс Родосский был Херес родом из Линда, учившийся у известного скульптура Лисиппа. К сожалению Херес так и не увидел результата своей работы.. Существует две версии его кончины. Первая — Херес заметил трещину в почти готовой статуи, не сумев этого пережить он покончил с собой. Вторая заключается в полном разорении скульптора из-за увеличения расходов на строительство. Херес долго горевал и в итоге повесился. Колосс Родовски простоял на входе в гавань около 6о лет. Статуя была видна ещё далеко до острова, отражая лучи солнца.

Простоявшая на греческом острове Родос всего чуть более полувека в третьем столетии до н. э. гигантская статуя бога Солнца Гелиоса оказала огромное влияние не только на античность, но и на западную культуру, историю и изобразительное искусство.

Колосс Родосский - одно из чудес света

Славу составления списка Семи чудес света традиционно приписывают поэту Антипатру Сидонскому, который творил во втором веке до н. э. Он действительно написал эпиграмму, включающую список из семи величественных творений рук человеческих. Впоследствии ученики в школах заучивали этот стих наизусть. Для древних эллинов это был всего лишь рекомендательный список для путешественников. То, что стоило бы увидеть своими глазами.

Время оказалось безжалостным к этим творениям людей. Сегодня из всего рекомендательного списка Антипатра мы можем увидеть лишь пирамиду Хеопса. Остальные постройки были разрушены землетрясениями, пожарами, войнами и мародерами. Однако, невзирая на то, что Александрийский маяк, статуя Зевса, храм Артемды и Галикарнасский мавзолей давно лежат в руинах, исторические документы и археологические данные позволяют многое узнать не только об истории их появления, но и о внешнем виде. С Колоссом Родосским дело обстоит совсем иначе.

Колоссальный дефицит информации

Подробности о появлении Колосса на острове Родос остаются загадкой для современных исследователей. Единственное чудо света, о котором ученые располагают еще меньшим количеством данных - это висячие сады Семирамиды. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые вообще сомневаются в их существовании. О Колоссе Родосском, разрушенном землетрясением в 225 г. до н. э., историкам доподлинно не известно, ни как он был построен, ни где именно он стоял, ни как он выглядел.

Создавшийся вакуум был немедля заполнен полулегендарными подробностями, а вид Колосса на протяжении веков видоизменялся в зависимости от видения очередного художника, который его изображал. И все-таки современным исследователям удалось с помощью некоторых подсказок буквально по крупицам собрать некоторые достоверные сведения об этом сооружении.

Колоссальная предыстория

После распада империи Александра Македонского Египет играл важную роль на мировой арене. Там правил один из полководцев Александра - Птолемей. Понимая важное стратегическое расположение острова для развития торговли, он заключил с Родосом союз. Это не понравилось противнику Птолемея Деметрию Македонскому. Собрав внушительное войско в сорок тысяч человек, Деметрий высадился на остров и взял главный город в осаду.

Целый год македонцы сражались на острове. Они соорудили множество осадных машин и предпринимали попытку за попыткой взять город. Но родосцы не покорились. Птолемей прислал подкрепление, однако это была лишь горстка воинов. Но остров прибыло 650 человек, которые пополнили ряды оборонявшихся. В результате сорокатысячной армии противостояли 7500 воинов Родоса. Еще через несколько месяцев Птолемей смог отправить на Родос еще 1,5 тысячи человек. Однако силы сторон это, конечно, не сровняло.

Неудивительно, что при таком раскладе родосцы посвятили свою победу покровителю острова Гелиосу. В память о ней было принято решение воздвигнуть огромную статую бога Солнца.

Колоссальные средства

Статую было решено делать из бронзы. Согласно трактату Филона Византийского, который сам был инженером и математиком, для статуи Гелиоса понадобилось от 12 до 13 тонн бронзы. Для того чтобы собрать такое огромное количество металла, родосцы выделили всю имевшуюся в наличии бронзу, однако и этого оказалось мало. Поэтому остаток пришлось докупить за собранные горожанами деньги, которые они выручили за продажу оставленного Деметрием оружия.

Колоссальный размер

Исполнение грандиозного проекта доверили Харесу из Линдоса, который был учеником Лиссиппа - одного из трех величайших скульпторов классической греческой школы. Харес трудился над статуей 12 лет. Как именно скульптору удалось воздвигнуть статую такого размера, до конца не ясно.

Филон Византийский пишет, что, в отличие от других статуй, Колосс Родосский отливался поэтапно, начиная с ног. Харес сначала сделал стопы, потом насыпал вокруг земляной холм, укрепивший уже готовую часть статуи, а затем принялся за следующий участок. Так, шаг за шагом, скульптор отливал грандиозную статую. А когда она была полностью закончена, скрывавший ее земляной холм просто срыли и глазам родосцев предстал величественный титан Гелиос высотой 36 метров (что сравнимо с высотой 12-этажного дома).

Колоссальное падение

Воздвигнутый с таким трудом Колосс просуществовал всего несколько десятилетий. В 225 году до н. э. (некоторые источники указывают 226 год) сильное землетрясение разрушило статую и часть города. Большинство историков согласны с утверждением, что Колосс Родосский сломался в районе колен и рухнул наземь.

Примечательно, что Птолемей III предлагал выделить средства на восстановление статуи. Это указывает не только на очень тесные связи между Родосом и Египтом, но и на чрезвычайно трепетное отношение к статуе Гелиоса во всем регионе.

Однако родосцы отказались восстанавливать статую, прислушавшись к совету своего оракула. Останки гиганта так и остались лежать на земле, продолжая восхищать людей. Уже во втором веке нашей эры Люциан Самосатский писал, что Колосса Родосского наверняка можно рассмотреть с Луны.

Статуя Гелиоса пролежала в таком состоянии вплоть до 654 года н. э. В том году Родос завоевали мусульмане. Они разобрали остатки грандиозного сооружения и отправили всю бронзу в Сирию. Согласно византийским источникам, для того, чтобы отгрузить всю бронзу, потребовалось 900 верблюдов.

Колоссальное наследие

Колосс исчез, но его слава осталась в памяти людей. К образу Колосса Родосского обращается Шекспир в своей пьесе «Юлий Цезарь». Художники, ни разу не видевшие статую, изображали ее на своих полотнах. Само прилагательное «колоссальный» в современном значении - «большой», «грандиозный» - образовано именно от Колосса Родосского. Изначально слово «колосс» относилось просто к определенному типу скульптуры.

Большинство художников на своих полотнах помещали Колосса Родосского в устье порта, придавая ему значение ориентира для кораблей. С течением времени его стали изображать с высоко поднятым в руке факелом. Неотъемлемым атрибутом Гелиоса также всегда были лучи, исходившие из его головы в форме короны. Именно эти детали - размер, факел и лучистая корона - вдохновляли дизайнера Статуи Свободы. Он же послужил прототипом для статуи Титана в порту Браавос, который присутствует во вселенной популярного телесериала «Игра престолов».

Колоссальное заблуждение

В более позднее время стало популярным изображать Колосса Родосского стоящим одной ногой на одном причале у входа в родосскую гавань, а другой - на противоположном причале. Таким образом, корабли, заходящие в гавань, проходили прямо под Колоссом. Ноги этого заблуждения «растут» по-видимому, из рассказа итальянского паломника Николаса де Мартони.

Этот уважаемый путешественник посетил Родос спустя тысячу лет после землетрясения, разрушившего Колосса. К тому времени даже вмятин на земле от упавшего великана не осталось. Он был давно переплавлен на более тривиальные вещи. Но красивая легенда прижилась. И вплоть до сегодняшнего дня большинство людей при упоминании о Колоссе Родосском представляют себе огромную статую, возвышающуюся над почти игрушечными на его фоне корабликами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!