Как открутить гайку, которая не откручивается.

В настоящей статье расскажем о том, как открутить прикипевшую гайку, ржавую гайку, гайку с сорванными гранями или совсем круглую. Отдельно разобраны случаи с нестандартными гайками – пластиковой и большого размера.

В материале так же описан наиболее подходящий инструмент, в т.ч. специальный инструмент, профессионально применяемый для работы с крепежом.

Материал полезен тем, кто намерен открутить крепеж коленвала двигателя, ступицы, колеса, генератора, выпускного коллектора, вариатора и на других узлах и агрегатах автомобиля, мотоцикла или другой техники.

Чем открутить гайку

Как правило, гайки откручиваются ручными слесарным инструментом – накидными или рожковыми ключами, головками с применением воротка или трещотки. Однако часто случаются и проблемные ситуации.

Как открутить гайку, когда гайка не откручивается обычным инструментом с привычным приложением сил? В этой ситуации следует из имеющегося инструмента выбрать тот, который подойдет лучше всего:

  • тонкие короткие рожковые ключи, тем более со слишком свободным (разбитым) зевом, являются худшим вариантом, от которого сразу лучше отказаться в ситуации с откручиванием ржавых прикипевших гаек (рожковые ключик приведут к сорванным граням и дальнейшим трудностям);
  • накидные ключи с удлиненной ручкой предпочтительнее рожковых, поскольку плотнее охватывают периметр гайки;
  • 6-гранный накидной ключ или головка предпочтительнее их 12-гранных версий;
  • вороток из-за простоты и прочности предпочтительнее трещотки, т.к. для последней приложение повышенных усилий может привести к повреждению механизма (особенно это касается трещоток с большим количеством зубьев, каждый из которых меньше размером и не так прочен);
  • ударный пневмогайковерт лучше справится, чем ручной инструмент;
  • в комбинации с длинным воротком или ударным пневмогайковертом лучшим решением будет головка Super Lock, в которой усилие прикладывается не к углам (граням), а к плоскостям, что исключает слизывание граней гайки;
  • усилитель момента (мультипликатор) поможет приложить к большой прикипевшей гайке усилие, недоступное при использовании только физических возможностей человека.

В какую сторону откручивать гайку

В абсолютном большинстве случаев крепеж имеет правое направление резьбы: откручивать гайку нужно против часовой стрелки (смотрим на гайку со стороны свободного резьбового конца болта или шпильки, через который необходимо согнать гайку).

Соответственно, гайку с левой резьбой откручивать по часовой стрелке.

Определяясь, в какую сторону откручивать гайку, достаточно внимательно посмотреть на крепеж:

  • сбоку виден наклон витков резьбы под малым углом – откручивать гайку в сторону, в которую «поднимается» резьба;
  • даже если резьбовая часть не видна, можно увидеть нужное направление по торцевой части гайки в месте выхода последнего витка ее внутренней резьбы.

Как открутить прикипевшую гайку

Для того, чтобы открутить прикипевшую гайку, рекомендуем выполнить несколько предварительных подготовительных операций:

  • отчистить крепеж от ржавчины и грязи металлической щеткой;
  • обстучать гайку по кругу молотком, не повредив ее грани и открытую резьбу.
Решая, как открутить прикипевшую гайку, необходимо принять во внимание несколько возможных способов, исходя из фактического состояния и доступности крепежа для инструмента, состава и параметров имеющегося инструмента, целесообразности разрушения самой гайки или резьбовой части, на которой она зафиксирована.

Возможны следующие варианты открутить прикипевшую гайку:

  • применить нагрев гайки (желательно до красна и многократно);
  • нанести в щель контакта гайки с резьбой болта (шпильки) проникающий состав (WD-40, жидкий ключ или их аналоги), выдержать время, необходимое для работы препарата (от 20 минут и более от состояния крепеже и активности средства);
  • увеличить силовое воздействие на откручивание, наростив рычаг приложения сил посредством применения удлиненного инструмента (или насадки-удлинителя на инструмент обычной длины);
  • применить специальное устройство – усилитель момента (другое название – усилитель крутящего момента, мультипликатор момента);
  • применить трубный ключ, зажав им гайку и приложив усилие в направлении откручивания;
  • зажать гайку в жестко закрепленные тиски и открутить, вращая всю деталь или агрегат, если это возможно;
  • зажать небольшие отдельные тиски и попробовать отвернуть гайку ими;
  • применить пневматический ударный гайковерт;
  • рассверлить резьбовой стержень, на котором застопорилась гайка.

Как открутить сорванную гайку

Повреждение граней (их срыв) доставляет серьезные затруднения. Основных решений в данном случае несколько:

  • использовать головку Super Lock (воздействует на плоскости, а не на грани);
  • зажать сорванную гайку в трубном ключе (в тисках, струбцине, плоскогубцах и т.п.) и открутить им;
  • забить сверху на гайку со слизанными гранями подходящую по размеру гайку большего размера, внутренний диаметр которой позволяет посадить ее в натяг, для дополнительной фиксации засверлить углубление в зоне соприкосновения гаек, вставив туда металлический стержень (обломок сверла и кусок гвоздя) как шпонку для исключения проворота) и открутить крепеж, применив инструмент по размеру гайки большего диаметра с рабочими гранями;
  • надеть гайку большего диаметра, сварить обе гайки вместе сварочным полуавтоматом (закрыв при этом резьбу шпильки или болта трубкой с подходящей толщиной стенок), открутить большую гайку вместе с приваренной малой.

Как открутить круглую гайку

Для круглых гаек, когда грани срезаны и заглажены полностью предыдущими неудачными попытками, или гайка изготовлена в таком виде изначально, так же можно применить несколько подходов:

  • посадить в натяг на нее стандартную шестигранную гайку большего диаметра и на линии их контакта засверлить отверстие и фиксирующую от проворота шпонку и открутить за большую гайку;
  • при достаточной высоте боковой поверхности использовать специальный инструмент – шпильковерт;
  • надеть на круглую гайку квадратную шайбу большой толщины (сопоставимой с высотой гайки), разрезанную с одной стороны и с внутренним диаметром шайбы точно соответствующим наружному диаметру круглой гайки, зажать гайку трубным ключом или тисками, поддаваясь сжатию гайка в разрезе будет выбирать зазор до плотного охвата поверхности круглой гайки, открутить крепеж.
В последнем способе подобрать шайбу из имеющего запаса вероятность мала, поэтому ее проще изготовить самостоятельно из подходящего куска металла.

Как открутить гайку с ее нагревом

Нагревание гайки часто является доступным, простым и эффективным способом. При нагреве металла резьбовая поверхность гайки раздается, несколько разрушается коррозионное сцепление и ослабевает прихват к резьбе болта или шпильки.

Для нагрева можно использовать любой подходящий источник тепла: спички, восковую свечу, зажигалку, горелку от газового баллончика, паяльную лампу, газовый резак (осторожно, на достаточном расстоянии, чтобы не заплавить крепеж) и т.п.

Если есть возможность, то разогревать гайку лучше докрасна и открутить. Если с первого раза не получилось, то нагрев следует повторить несколько раз. Особенно это актуально может быть для гаек, посаженных на специальное средство – фиксатор резьбы.

Как открутить гайку с отмачиванием

Ослабевание прихвата крепежа с отмачиванием является дальнейшим развитием относительно быстрого (20 минут или немногим более) применения специальных проникающих составов.

Резьбовая часть гайки как правило не отличается большой высотой, поэтому при наличии достаточного времени длительного погружения в проникающий или химически активный по отношению к ржавчине состав является результативным решением.

Основных подходов два:

  • обильно смочить ржавый крепеж в зоне резьбы активным средством, обмотать доступный резьбовой хвостовик болта или шпильки в зоне гайки смоченной в этом средстве ветошью или положить ее сверху на торец (если хвостовик не выступает за плоскость гайки), закрыть целлофаном или резиной и обмотать;
  • погрузить крепеж в химию полностью.
Следует следить за тем, чтобы проникновение активного состава происходило строго по вертикали сверху вниз.

В качестве химии могут применяться:

  • проникающие составы, помимо упомянутых ранее WD-40 и средства «Жидкий ключ», могут быть использованы керосин, бензин, очиститель карбюратора, размораживатель замков и другие;
  • преобразователь ржавчины;
  • химически активные по отношению к ржавчине составы – столовый уксус, йод, спирт, кока-кола и т.п.

Как открутить большую гайку

Для больших гаек могут быть эффективны 6 основных способов:

  • применить специальный инструмент, который предназначен для ремонта и обслуживания сельхозтехники, тракторной и специальной техники – усилитель момента (иные названия – усилитель крутящего момента, мультипликатор момента);
  • использовать соответствующий размеру гайки ключ с длинной рукояткой или головку с длинным воротком (при необходимости, использовать специальный удлинитель или надеть трубу подходящего размера на вращаемый внешний конец;
  • при отсутствии подходящего по размеру ключа или головки вырезать в прочной металлической полосе выемку с одного края строго по расстоянию параллельных граней гайки, создав тем самым индивидуальный ключ для большой гайки;
  • использовать зубило и молоток для ударов в грани гайки по направлению откручивания;
  • приварить электросваркой к большой гайке металлический прут (как вариант - уголок, швеллер или другой профиль) в качестве Т-образной или Г-образной рукоятки, за которую произвести откручивание;
  • если резьбовой конец болта или шпильки не выступает за наружную поверхность гайки, то можно с этой стороны высверлить в большой гайке 2 углубления, затем на таком же расстоянии высверлить 2 отверстия в полосе толстого металла (уголке или другом профиле), совместить отверстия и вставить в них металлические стержни, приложить усилие для откручивания (стержни сработают как шпонки на срез, передавая крутящий момент гайке).
Последние 2 способа можно совместить: приварить сваркой к наружной верхней плоскости большой гайки металлический профиль с плоской поверхностью, дополнительно засверлить пару отверстий и вставить плотные по размеру металлические стержни, которые будут работать как шпонки на срез при приложении усилий. Это существенно усилит сварное соединение.

Решая, как открутить большую гайку, надо исходить из необходимости соблюдения целостности гайки.

Как открутить пластиковую гайку

Пластиковые гайки, как правило, отличаются по форме и размерам рабочих поверхностей от обычных металлических гаек. Податливость материала ограничивает, хотя и не всегда исключает, применение инструмента, сжимающего с двух сторон (трубного ключа, тисков и т.п.) – нужен по возможности охват большей части периметра.

Открутить пластиковую гайку можно:

  • специальным ключом заводского изготовления, рабочая поверхность которого повторяет профиль периметра гайки;
  • самостоятельно изготовленным ключом;
  • съемником для масляных автомобильных фильтров, которые крепко охватывают окружность стальной лентой или несколькими металлическими лапками (сильнее прикладываемое усилие – сильнее охват);
  • прижать к выступам пластиковой гайки деревянные брусочки и двух противоположных сторон и вдвоем одновременно ударять молотками в направлении откручивания;
  • при небольшом диаметре – плоскогубцами с широким раскрытием;
  • трубным (газовым) ключом.
Если штатный ключ утерян, то несложно изготовить ключ своими руками из не самого труднообрабатываемого металла (стали или алюминия) или плотного пластика. Сначала разумнее из картона изготовить шаблон, проверить плотность посадки на пластиковую гайку, после чего перенести контур на подходящий кусок листового материала и вырезать с учетом ручки.

Как открутить гайку в труднодоступном месте

Для работы с труднодоступным крепежом используется специальный инструмент:

  • ключ или трещотка с короткой рукояткой;
  • трещотка с большим количеством зубьев в механизме (дает малый угол поворота, что актуально в стесненных условиях);
  • удлинители к головкам;
  • гибкие приводы для головок.
Решая, как открутить гайку в труднодоступном месте, нужно прежде всего найти подходящий инструмент – приобрести или попросить на время.

Как открутить гайку с ее разрушением или повреждением

В наиболее безнадежных случаях, когда все доступные способы и инструменты не дали результата, крепление остается разъединить разрушением крепежа:

  • надставляя зубило к граням гайки, ударять молотком по нему в направлении откручивания;
  • спилить крепеж электроинструментом с отрезным кругом;
  • спилить ручной ножовкой по металлу;
  • разрушить гайку сверлением многочисленных отверстий;
  • разрубить гайку зубилом и молотком (легче – после предварительного сверления отверстий);
  • применить специально созданный для этого инструмент - гайколом;
  • надеть гайку большего размера, сварить обе гайки вместе по периметру сварочным полуавтоматом (закрыв при этом резьбовую часть болта или шпильки трубкой с достаточной толщиной стенок для исключения сваривания в одно целое), открутить ключом за большую гайку.

Заключение

Решая, как открутить гайку, весьма разумно сразу использовать подходящий эффективный инструмент и выполнить предварительную подготовку с учетом состояния крепежа. Неподготовленное применение грубой силы неподходящим инструментом с высокой долей вероятности может привести к повреждению граней гайки, поломке шпильки или инструмента.

Перед тем, как открутить гайку, стоит очистить резьбовую часть шпильки или болта, применить проникающий состав и только после этого прикладывать усилия. С учетом описанных в настоящей статье приемов даже самые трудные случаи могут завершиться положительным исходом, если на подготовку потратить некоторое дополнительное время.

Вернувшись к настоящей статье тогда, когда это будет нужно, можно найти необходимую подсказку в ответе на вопрос, как открутить гайку коленвала двигателя, ступицы, колеса, генератора, выпускного коллектора, вариатора и на других узлах и агрегатах.

Нередко автомобилисты сталкиваются с серьезной проблемой, срочно нужно снять вышедшую из строя деталь или пробитое колесо, а гайка прикипела «намертво». В этом случае приходится серьезно попотеть, поэтому любого интересует вопрос: как открутить заржавевшую гайку быстро с наименьшими усилиями. При этом следует учесть, что некоторые детали необходимо демонтировать аккуратно, чтобы не нарушить электронику или целостность других механизмов.

Прежде чем начать бороться с проблемой, не мешает узнать причины ее возникновения. Казалось бы, зачем, если тема статьи несколько иная. Информация о том, что является раздражающим фактором может в некоторых случают предотвратить в будущем эту проблему.

Причины появления ржавчины и накипи на гайке

Бесспорно, влага в любом виде: вода, дождь, туман, снег, является главным катализатором, ускоряющим возникновение ржавчины. Но есть еще дополнительные раздражающие факторы, которые ускоряют этот процесс:


Реалии жизни таковы, что не эксплуатируется исключительно в идеальных условиях, и как результат, все вышеперечисленные факторы могут присутствовать. Но мы, прежде всего, рассмотрим, как с наименьшими усилиями открутить гайку, а затем узнаем каким образом можно свести к минимуму эту проблему в период круглогодичной эксплуатации автомобиля.

Самые лучшие и эффективные способы раскрутить гайку

Рассмотрим различные, ведь не секрет, чем больше выбор, тем легче в экстремальной ситуации найти выход из положения. Начнем с самого действенного и удобного в использовании:

  1. Лучшим средством считается «WD-40», или другими словами проникающие , которые в настоящее время достаточно популярны, и имеются практически в любом гараже автолюбителя. Эта смазка универсальна, но что более важно удобная длинная насадка позволяет впрыснуть жидкость в труднодоступные места. В идеале, желательно хотя бы небольшой баллончик всегда возить с собой. Пригодится в различных ситуациях, помимо той, что мы обсуждаем, без труда поможет открыть заклинившие замки автомобиля или гаража.

  2. Вторыми считаются: керосин, скипидар, олеиновая кислота. Как вариант, чтобы открутить гайку можно использовать солидол или преобразователь ржавчины (эти средства в дальнейшем помогают предотвратить коррозию).
  3. Нет рядом автомагазина, поможет супермаркет, другое торговое учреждение или рынок, в которых продают уксусную кислоту и пищевую соду (в этом случае их необходимо смешать и смочить крепеж с помощью тряпки).
  4. Подручные средства, которые есть в большинстве автомобилей: тормозной жидкостью, дизельным топливом, .
  5. Если нет возможности «подобраться» к соединению, можно воспользоваться любимым инструментом медсестер (шприцем), и перечисленными в пунктах: 2, 3 и 4 обработать гайку с болтом.

  6. Неплохой эффект дает разогрев. Можно использовать паяльник, газовую горелку, и даже зажигалку. В этом случае металл расширяется, и ржавчина постепенно трескается и отпадает от резьбы. Этот метод неприменим на двигателе, системах охлаждения и смазки. Но вполне можно использовать, чтобы раскрутить , глушитель и другие наружные детали. Да и, в общем, работа с открытым источником огня может быть опасна. Поэтому все-таки лучше работать с помощью паяльника.

  7. Если уж совсем беда, и вы сорвали головку гайки, придется ее высверливать, ну это, к счастью, случается не так часто. И если не прикладывать больших усилий, а работать аккуратно, то такой проблемы не произойдет.
  8. Самый экзотический способ: залейте гайку «Кока-Колой». Это не шутка, в состав этого напитка входит ортофосфорная кислота, способная разъесть ржавчину и открутить гайку в «полевых условиях».

  9. Еще вариант: простучать, но аккуратно, гайку с разных сторон, в этом случае ржавчина может потрескаться, и резьба легче поддастся раскручиванию.
  10. Откручивать деталь, как бы враскачку: вправо-влево, маленькими шажками. Это позволит смазывающим средствам проникнуть более глубоко по резьбе и облегчит работу.

Как правило, сразу сорвать резьбу не получится. Для того чтобы добиться эффекта, необходимо не менее 20−30 минут, а то и больше, в зависимости от времени возникновения ржавчины или накипи. Чем сильнее поражена резьба, тем дольше необходимо воздействие «растворителей ржавчины».

Видео о том, как открутить заржавевшую гайку:

Если не удалось, и проблема более усугублена, то можно смочить ветошь, отмотать гайку и оставить на некоторое время (дать, по сути, откиснуть). Также важно откручивать в правильном направлении, иначе высока вероятность «сорвать» резьбу.

Категорически не советуем применять резкое охлаждение (некоторые так называемые советуют этот вариант). Может, гайка и открутится, но такой способ может негативно сказаться на дальнейшей эксплуатации автомобиля (и колесо может отвалиться из-за лопнувшей гайки, и глушитель отпасть). Причина в том, что металл из-за резкого воздействия низких температур становится хрупким.

Совет в тему: перед тем как обрабатывать различными средствами, необходимо гайку попробовать совсем немного затянуть и отпустить, это поспособствует тому, что соединение резьбы тронется с места и возникнет небольшой зазор, куда попадет химия.

Как предотвратить образование ржавчины на гайках

Есть небольшие «хитрости», благодаря которым вы можете в дальнейшем свести к минимуму вышеописанную проблему.

  • Гайки, которые крепят глушитель, перед тем как их закрутить тщательно обработайте антикоррозийной химией, а затем смажьте солидолом с добавлением графита. В дальнейшем это предотвратит их закипание.
  • Содержать в чистом виде как двигатель, так и автомобиль в целом. Налет грязи и пыли способствует образованию коррозии.
  • Выбирайте и приобретайте качественные автокрепежи. Гайки и болты должны соответствовать необходимому классу прочности и изготовлены из хорошего металла. В этом отношении не стоит экономить на креплении. Разница в цене небольшая, а долговечность и .
  • Не оставляйте автомобиль на открытых и придомовых стоянках. Мелочь, но «ночевка» в закрытом гараже, особенно в ненастную погоду, позволяет значительно повысить срок ее эксплуатации. Каждая ночь под проливным дождем или «зимовка» под слоем снега «здоровья» гайкам и машине в целом не добавит.
  • Во время работы используйте хорошие инструменты, в идеале: накидные, специальные головки либо газовые ключи. Да не спорим, они дороже, но намного более удобные, чем рожковые. И уж точно забудьте об инструментах (думаем комментарии совершенно излишни). Во-первых, это позволит хорошо затянуть гайку с правильным усилием. Во-вторых, точно подобранные инструменты исключают царапины и нарушение целостности гайки, и как результат, меньше они подвергаются коррозии.

Мы рассмотрели не только стандартные и быстродействующие способы решить проблему, но и довольно экзотические, подручные, например, «Кока-Кола» и уксусная эссенция с содой, которые можно купить в любом придорожном магазине. Благодаря таким советам вы сможете не только легко открутить гайку, но и свести к минимуму образование ржавчины во время дальнейшей эксплуатации любимого автомобиля.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

В наше время мало кто помнит уже, как правильно закручивать гайки — с советских времен гакозакручивательная промышленность пришла в полный упадок, поэтому, если, вдруг, кто-то возьмется за это дело, надо помнить некоторые правила.

Что такое гайка? Это крепежное изделие в виде детали с резьбовым отверстием, образующее соединение с помощью винта, болта или шпильки. Гайки бывают двух видов исполнения резьбы: метрическим или дюймовым.

Гайки из углеродистых нелегированных и легированных сталей разделяются по классу прочности 4; 5; 6; 8; 9; 10; 12 — для гаек с нормальной высотой, равной или более 0,8d; 04; 05 — для гаек с номинальной высотой от 0,5d до 0,8d. Класс прочности обозначен числом при умножении которого на 100 получают значение напряжения от испытательной нагрузки в мегапаскалях и указывает на наибольший класс прочности болтов, с которыми они могут создавать соединение. При этом сочетании происходит разрушение стержня болта раньше, чем резьбы, что позволяет легко выявить разрушение крепёжного изделия .

Несмотря на то, что резьба резьбового соединения имеет угол подъёма винтовой линии намного меньше, чем угол трения, различные вибрации, переменные нагрузки, нарушение технологии способствуют рассоединению(самоотвинчиванию) деталей резьбового соединения . Для предотвращения этого(для стопорения) применяются специальные устройства: контрование, шплинтование, приварка, пайка, расклёпывание, нанесение на резьбу клея, установка пружинной или стопорной шайб, анкерные гайки и т.д.

Для того чтобы не сорвать шпильку или болт (что приведет к необходимости замены), гайки в определенных условиях необходимо дотягивать динамометрическим ключом. При отсутствии последнего можно рекомендовать пользоваться штатным ключом и руками для затяжки гаек(без использования ног и удлинителей ключа).

Вы скажете, подумаешь, сильнее затянули — крепче держаться будет. Нет, держатся, может, и будет, но нельзя забывать о последствиях. Например, если ты затягиваешь колесные болты, надо помнить, что в дисках стоят конические посадочные места. И, если перетягиваешь колёсные болты, то уменьшается толщина конуса, которая при минимальной толщине может давать вибрацию. Многие катают диски, балансируют, но вибрация остаётся. Если вибрация осталась после прокатки и балансировки, надо смириться с тем, что диску пора на свалку, а для себя сделать вывод, что не надо перетягивать болты .

Выбор надёжных инструментов — серьёзная задача, решать которую рано или поздно приходится всем, кто сталкивается с монтажными работами по роду профессии или просто считает, что делать подобные вещи под силу любому настоящему мужчине. Обратите внимание на механическое приспособление для сборки и разборки резьбовых соединений с контролируемым моментом — гайковёрт. И если «свежие» гайки и болты вполне можно открутить обычным гаечным ключом, то в более сложных ситуациях (при труднодоступных соединениях или при наличии ржавчины) обойтись без гайковёрта практически нереально .

Основным отличием российских гайковертов от импортных является то, что у каждой модели свой посадочный размер квадрата шпинделя , и при эксплуатации инструмента могут возникнуть трудности с расходными материалами. Импортные инструменты имеют посадочные квадраты ¼; 3/8; ½; ¾; 1; 11/2; 21/2; 31/2(в дюймах), поэтому проблемы со сменными головками отсутствуют. Присоединительная резьба импортного инструмента дюймовая, а российского, за исключением ИП-3115 и ИП-3128, — метрическая, что является недостатком.

В качестве профилактики, чтобы резьба не приржавела, перед закручиванием смажьте её солидолом, графитной смазкой или моторным маслом. Смазка защитит резьбу от коррозии на годы.

Как бы то ни было, закрученную гайку придется когда-нибудь открутить . Если не удается отвернуть приржавевшую гайку, капните в видимую часть резьбы керосин или хорошо проникающую смазку типа WD-40. Слегка постучите молотком по гайке. Подождите несколько минут, пока жидкость проникнет в резьбу и попробуйте снова открутить. Чтобы жидкость проникла сильнее в резьбу, приложите на более продолжительное время тряпку, смоченную керосином или WD-40.

Если открутить не получается, попробуйте, наоборот, закрутить гайку. Часто она поддается такой уловке и освобождается .

Возьмите «минусовую» отвертку со стальным стержнем вдоль всей рукоятки, острый конец отвертки приложите к приржавевшему болту таким образом, чтобы при постукивании молотком по отвертке он проворачивался. Это почти безотказный способ. Если болт большой, вместо отвертки воспользуйтесь зубилом.

Приняв все меры предосторожности, можно нагреть неподатливую гайку. Она расширится и ее можно будет легче открутить. Не дайте ей остыть, иначе она прижмет резьбу.

Чтобы не сорвать грани, откручивайте накидными ключами, а не рожковыми.


Продукт Калорийность Ккал Белки гр. Жиры гр. Углеводы гр.
Гречневая каша рассыпчатая 98,7 3,6 2,2 17,1
Каша "Янтарная"(из пшена я яблоками) 138,9 3,8 6,5 17,5
Каша боярская (из пшена с изюмом) 221,7 4,8 14,4 19,5
Каша вязкая из пшена с тыквой 4,2 18,5
Каша гурьевская 151,2 4,4 5,4 22,6
Каша из тыквы с манкой 161,5 2,8 8,4 19,9
Каша манная коричневая 162,1 5,3 23,2
Каша пшенная с сушеными сливами 121,3 2,4 2,9 22,7
Каша рисовая с какао 146,2 4,1 20,3
Манная каша на клюквенном соке 112,7 1,9 4,6
Манная каша с морковью 97,3 2,7 5,6 9,7
Мучная каша 95,3 3,4 4,9 10,2
Рисовая каша с черносливом 128,5 1,9 2,4 26,4
Рисовая с абрикосами по-венгерски 119,7 2,6 0,3 28,5
Яблочно-манная каша 128,4 1,9 4,3
Яичная каша (натуральная) 180,3 10,3 10,8
Яичная каша с овощами или грибами 15,9 13,2 20,9
Ячневая каша с картофелем 48,6 1,8 8,7

Ответственность момента.

Как закручивать гайки и болты

Рычажный динамометрический ключ. Простой, дешевый, надежный.

Ну вот, ремонт входит в завершающую стадию - пора приступать к сборке. Как обычно закручивают гайки и болты? «От души»! Один подтянет, а затем еще и ногой во что-нибудь упрется - чтобы «намертво». Другой на ключ наденет трубу, а в нее еще и вставит ломик...

На самом же деле весь крепеж рассчитан на то, чтобы его затягивали со строго определенным усилием - в технике оно называется моментом. Не меньшим, чем надо (а то и вправду открутится), но и не большим (сорвешь резьбу)... Но где она - эта золотая середина? Вам подскажет динамометрический ключ - он-то измерит и покажет вам величину момента-усилия. А те ключи, что самые современные, еще и вслух «подскажут», когда будет достаточно.

Самые старые динамометрические ключи снабжены круглой шкалой и механизмом, аналогичным часовому. В них при закручивании болта или гайки скручивается толстый стальной стержень, причем совсем незначительно. Шестеренчатый редуктор многократно увеличивает это крошечное перемещение, и стрелка шкалы поворачивается на величину, достаточную, чтобы механик мог оценить силу, приложенную к крепежу. Особенной точностью этот прибор не отличается, тем более не новый: по мере износа механизма зазоры в шестеренках и их осях вызывают люфт стрелки, а иногда и заедание.

Позже придумали инструмент попроще. К основе ключа-квадрату (для шестигранной головки) приделан стержень строго определенной жесткости и длины. А на другом конце - ручка со шкалой.

Этот древний инструмент пережил около сотни ремонтов двигателей. Одно из его достоинств - компактность.

К квадрату приделана и стрелка. Когда механик закручивает гайку, стержень изгибается, а стрелка, всегда неподвижная относительно квадрата, показывает усилие на сместившейся вместе с концом стержня шкале. Это очень простой и дешевый инструмент. А если изготовитель точно выдержал технологию изготовления, - то и самый надежный. От старости стержень может деформироваться - стрелка в свободном состоянии не будет показывать на нуль. Чтобы вернуть прибору точность, подогните стрелку - она изготовлена из мягкой стали.

Самые современные, сложные динамометрические ключи скорее предназначены для использования в специализированных мастерских или для заводского конвейера. В них есть шкала, отдаленно напоминающая шкалу микрометра, и, ориентируясь по ней, можно очень точно выставить необходимое усилие. Когда оно будет достигнуто, раздастся громкий щелчок, а рука почувствует отдачу. Значит, с этой гайкой закончил - пора переходить к следующей. Очень удобен такой инструмент, если, например, нужно стянуть половинки картера - закрутить 20-25 болтов с одним и тем же усилием. При менее монотонной работе перестраивать прибор под «свое» усилие для каждой гайки утомительно - здесь удобнее воспользоваться более простым инструментом.

Микрометрическая шкала

С какой силой закручивать крепеж - об этом можно узнать из инструкции по ремонту. Не полагайтесь на свой опыт и не пытайтесь воспользоваться «чужой» документацией. Даже на сходных по конструкции мотоциклах крепеж для одинаковых узлов следует затягивать с разным усилием (см. табл. 2). Оно может отличаться в несколько раз! Если вдруг не обнаружите рекомендации, значит, гайка или болт стандартные, и затягивать их нужно со стандартизированным усилием (см. табл. 1).

Для сложных деталей, стянутых множеством болтов, в инструкциях приводят схему, на которой указана последовательность затяжки. Если ее не соблюдать, можно покоробить весь узел, образуется течь или заклинит какой-нибудь вал. Болтов несколько, и последовательность их закрепления не указана? Значит, их нужно затягивать крест-накрест. Причем постепенно, в несколько приемов, до тех пор, пока динамометрический ключ не покажет нужный момент.

Общие спецификации моментов для стандартного крепежа
Размер «под ключ», мм Диаметр резьбы, мм Момент затяжки
Н*м Н*кг фунт*дюйм
0,6 4,3
1,5
3,0
5,5
8,5
13,0

Современный динамометрический ключ

Читая таблицу моментов затяжки, обращайте внимание на примечания. В них могут быть оговорены особые условия сборки. Например, что резьбу перед закручиванием следует смазать маслом или резьбовым герметиком... Если дополнительных требований нет, то подразумевается, что детали крепежа должны быть чистыми и сухими. И желательно ни сильно охлажденными, ни горячими - комнатной температуры.

Установка ГБЦ на Chery Very, Chery Bonus

Два установочных штифта расположены на верхней плоскости блока цилиндров. Установочные штифты головки блока цилиндров находятся на втором и четвертом резьбовых отверстиях левой стороны блока цилиндров (если смотреть спереди) и представляют собой «гибкие” установочные штифты. Натяг между установочными штифтами и блоком цилиндра составляет 0,053-0,203 мм. Установочный штифт и головка блока цилиндров собираются с переходной посадкой, зазор при этом составляет 0,016 - 0,084 мм.

Проверить прокладку головки блока цилиндров, которая должна быть гладкой и чистой, без неровностей и царапин. Установить прокладку головки блока цилиндров на плоскую поверхность блока цилиндров с помощью установочных штифтов таким образом, чтобы номер детали оказался сверху.

Протереть контактную поверхность камер сгорания головки блока цилиндров, верхнюю плоскость блока цилиндров и резьбовые отверстия. На дне резьбовых отверстий блока цилиндров не должно быть скоплений масла, в противном случае это может привести к трещинам блока цилиндров.

Установить шайбы болтов головки блока цилиндров на болты фаской вверх, а второй гладкой поверхностью к головке блока цилиндров. Далее вставить болты в отверстия в головке блока цилиндров, а затем произвести предварительную затяжку на 3/4 оборота.


Болты головки блока цилиндров затягиваются вручную четыре раза в порядке, показанном на рисунке.

Затянуть болты по очереди с усилием 20 - 25 Нм.

1. Затянуть болты по очереди с усилием 40 - 45 Нм.

2. Провернуть болты на 90 градусов в той же последовательности.

3. Снова провернуть болты на 90 градусов в той же последовательности.

Резьбовому соединению настолько много лет, что даже не известен точно его автор. Сегодня трудно себе вообразить, на каком бы уровне находилась техника, если бы не болт и гайка. И как ни странно, полноценной замены им не наблюдается в обозримом будущем, не смотря на высокие технологии. Данный вид механического соединения по праву заслуживает название гениального.

Но это хваленое соединение имеет и недостатки. Обычный резьбовой крепеж из черного металла ржавеет. На прочность соединения ржавчина практически не влияет, но вот разобрать тронутую коррозией резьбу зачастую не так-то просто. Поржавевшую резьбу часто называют проклятьем механиков. Но для настоящего профессионала нет ничего невозможного.

Между тем, защитить резьбу и облегчить тем самым демонтаж соединения можно еще на стадии изготовления гаек и болтов. Черный крепеж с этой целью покрывают слоем цинка, хромируют, оксидируют, кадмируют и покрывают другими антикоррозионными покрытиями. Однако тонкий защитный слой не решает всех проблем, поскольку он может повреждаться в месте контакта, а влаге ничего не стоит проникнуть в резьбу и сделать там свое дело.

Ржавчина способна в течение нескольких лет круглогодичной эксплуатации автомобиля превратить резьбовые соединения в неразборные. Победить такие «соединения» зачастую бывает чрезвычайно сложно, и по этой причине автослесари отказываются от проблемных машин, дабы не тратить свое время впустую. Но как же быть автовладельцам, ведь кто-то же должен выполнять и такой ремонт?

Нередко хозяева отечественных автомобилей, метизы которых защищены хуже всего, в конце концов, сами вынуждены бороться с ржавой резьбой. Первое, что здесь можно посоветовать, - смочить резьбовое соединение специальной жидкостью, смазкой WD-40 или на худой конец керосином или соляркой. Можно обернуть соединение пропитанным лоскутом ветоши. Цель этой процедуры заключается в том, чтобы жидкость проникла в резьбу и смазала собой соединение. Уже через 15-20 минут можно пробовать откручивать гайку. Если та не поддается, то не стоит сразу удлинять рычаг ключа, - сначала обстучите гайку молотком, используя второй молоток в качестве наковальни. От вибрации окислы, застопорившие соединение, расслаиваются и отпускают свою хватку. При этом ненужно совершать сильные удары - достаточно серии средних ударов по каждой грани.

Если и это не помогло, то можно применить термическое воздействие. Его суть заключается в том, чтобы вызвать тепловое расширение гайки, отчего резьба должна освободиться. Греть гайку можно газовой горелкой или мощным феном. Но делать все нужно быстро, иначе болт успеет разогреться до температуры гайки и расшириться вместе с ней.

Если гайкой можно пожертвовать, то в отдельных случаях, когда то, на что она накручена, способно выдержать значительную ударную нагрузку, можно эту гайку «расслабить» при помощи зубила. Необходимо наставить его на край гаечной грани и нанести удар по ходу откручивания. Если от одного-двух ударов гайка не тронулась с места, то эту операцию повторяют на противоположной грани. Цивилизованный аналог зубила и молотка - гайкогуб. Если такой инструмент имеется, то удобнее и безопаснее воспользоваться им.

Резьбовые соединения - это не только болты с гайкой, но и болты и шпильки, ввернутые в массивную металлическую основу. Такие соединения, могут разбираться со срывом, причем так, что обломанный отрезок резьбы остается на воем месте. В таком случае остаток высверливают, но делать это нужно очень аккуратно, чтобы не повредить базовую деталь. Очень важно сверлить строго по центру обломка шпильки, для чего необходимо его запилить и точно накернить. Высверливать лучше в несколько этапов, постепенно меняя сверла на более толстые. Когда диаметр отверстия приблизится к внутреннему диаметру резьбы, остаток извлекают экстрактором.

Если обломок шпильки выходит наружу, то к ней можно приварить гайку, затем, остудить соединение и пробовать отворачивать ключом.

Собирая узлы после ремонта, стоит обращать внимание и на состояние резьбовой части болтов и гаек. Если она тронута коррозией или на ней присутствуют характерные пустые канавки, то использовать такие метизы повторно нельзя. Специалисты вообще не рекомендуют в ответственных местах использовать старые гайки и болты. Кроме того, резьбу надо смазывать, желательно водостойкой смазкой, особенно там, где соединения мокнут. Тогда в следующий раз гайки открутятся без проблем. Ну, а насчет того, что смазанные болты могут сами собой выкрутиться, - это, мягко говоря, неподтвержденная информация. Дело в том, что гайка и болт, затянутый с рекомендованным усилием, испытывает такие нагрузки натяжения, что открутиться от вибрации никак не могут. Ну, а там, где такой риск есть, например, в подвижных узлах, предусмотрены меры страховочной фиксации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!