Иван грозный, прозванный васильевичем за жестокость, ослепил итальянских строителей барму и посника. Постник «Барма» и Василий Блаженный

  • - Ба́рма архитектор середины XVI в. Выстроил совместно с Посником Яковлевым храм Василия Блаженного, уникальный архитектурный монумент, в котором присущая московскому зодчеству XVI в. идея столпообразного...

    Москва (энциклопедия)

  • - зодчий 16 в., создал в Москве совместно с Постником Покровский собор что на рву.Источник: Энциклопедия "Отечество" русский зодчий XVI в., создал в Москве совместно с Постником Покровский собор, что на Рву...

    Русская энциклопедия

  • - Сквозь черные десны деревьев на сносе, Сквозь десны заборов, сквозь десны трущоб. Сквозь тес, сквозь леса, сквозь кромешные десны Чудес, что приснились Небесному Постнику...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - русский архитектор XVI в. В 1555-60 построил вместе с Постником Покровский собор в Москве...

    Художественная энциклопедия

  • - прозванный Постником. Автор собора Спаса на Рву, возведенного по приказу Ивана Грозного в ознаменование победы над Казанским ханством...

    Архитектурный словарь

  • - зодчий ХVI в., принимавший, вместе с своим товарищем Постником деятельное участие в постройке храма Василия Блаженного в Москве. "Русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - зодчий XVI столетия, участвовавший совместно с Постником в постройке церкви Василия Блаженного в Москве. По словам летописи, это был "русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный"...

    Биографический словарь

  • - береста вторичного образования; употребляется так же, как и первичная, на дегтекурение. Б. также называется липовый луб, с которого снято уже мочало...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский зодчий, создавший в 1555-60 совместно с зодчим Постником храм Василия Блаженного, или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский зодчий 16 в., создал совместно с Постником Василия Блаженного...

    Большой энциклопедический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 береста оплечье украшение...

    Словарь синонимов

  • Толковый словарь Даля

  • - барама, брама жен., ·стар. более употр. бармы мн. оплечья, ожерелье на торжественной одежде со священными изображениями; их носили духовные сановники и наши государи. Риза белая, бармы золотые...

    Толковый словарь Даля

  • - I ба́рма I. "пена на мёде или фруктовом сиропе при варке", заимств. из нем. Barme, Bärme "жир" . II ба́рма II., также ́н "овод", "Oestrus", парма́к – то же, олонецк. . Заимств. из фин. parma, paarma – то же; см. Калима 34, 181...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Кора вторичного образования, нарастающая на березе по сдирании бересты; также липовый луб, с которого снята уже мочала...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - БОРМА, -ы, БОРМОТА, -ы, БОРМОТЕНЬ, -и, БОРМОТУХА, -и, БОРМОТУШКА, -и, ж., БОРМОТУН, -а, БОРМОТУНЧИК, -а, м., БАРМА, -ы, БАРМА, -ы, ж. Дешевое вино. Мои брательник и сеструха - портвейн «Агдам» и бормотуха. От общеупотр...

    Словарь русского арго

"Барма и Постник" в книгах

Т. И. Гейдор Барма-Постник

Из книги автора

Т. И. Гейдор Барма-Постник Богата древняя русская культура мастерами, чей самобытный талант воплотился в замечательных произведениях литературы, живописи, архитектуры. Но слишком мало имен сохранила нам древняя история.Развитие русского зодчества в XVI веке отражало

Барма

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Барма

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Барма Барма – в мифологии бог молитвы. Супруг Тарусы. Летал Барма на лебеде.О Барме и Тарусе есть одна история. В ней говорится о том, что жил Чурила в Сварге, который был так красив, что небожительниц с ума сводил. И вот, однажды, Чурила влюбился в Тарусу, жену Бармы. И

Нил Синайский (Нил Постник)

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Нил Синайский (Нил Постник) (V в.) монах-отшельник в Египте [Совершенный монах] всякого человека почитает как бы Богом после

Барма

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Постник

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Преподобный Зинон постник

Преподобный Зинон постник Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, многими подвигами добродетельного иноческого жития - постом, молитвами, смирением, послушанием - благоугодил Богу и преставился душою на небо, а телом в пещере нетленно почивая, всем приходящим

Преподобный Пимен постник

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Преподобный Пимен постник Преподобный Пимен постник подвизался в Печерском монастыре при игуменах Никоне и Иоанне. Он имел такую благодать, что один раз в седмицу вкушал пищу, и то в малом количестве, и, непрестанно исполняя монастырское послушание, никогда не

Преподобный Захария постник

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Преподобный Захария постник В монастыре Печерском есть следующее сказание о Захарии, иноке Печерском. Во время игуменства блаженного Никона два мужа киевских, Сергий и Иоанн, однажды, молясь пред явленной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, увидели исходящий от

Постник (Французская сказка)

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Постник (Французская сказка) Один священник во время поста послал слугу на рынок купить рыбы, но рыбы там не было. Тогда священник велел купить и зажарить рябчиков.- Как? - удивился слуга. - Ведь сейчас пост!- А я окрещу их и назову рыбой. Посуди сам: ведь труднее же

Пимен постник, преподобный

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Пимен постник, преподобный Преподобный Пимен, подвизавшийся в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря, прославился подвигами постничества. Он имел ту благодать, что один раз в седмицу вкушал пищу, и то в малом количестве, и, непрестанно исполняя монастырское

Преподобный Нил Постник (ок. 450)

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Преподобный Нил Постник (ок. 450) (12 ноября по ст. ст.)Святой преподобный Нил Постник, уроженец Константинополя, родился во второй половине IV века и был учеником святого Иоанна Златоуста. Получив прекрасное образование, он был прекраснейшим оратором. Достигнув

ФЕОФАН, преподобный, постник

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ФЕОФАН, преподобный, постник мощи его почивают открыто в пещерах Антониевых: когда преставился, неизвестно. Житие Феофана в Патерике не описано; память его празднуется в Киевопечерской лавре 11 октября (332) Пат. Печ. Опис. Киев.

7. Барма, Таруса и Чур.

Из книги Книга Коляды автора Асов Александр Игоревич

7. Барма, Таруса и Чур. Чурила, живший в Сварге, был столь красив, что сводил с ума всех небожительниц. Да и сам он влюбился, и нет чтобы в незамужнюю - в жену самого бога Бармы Тарусу. - Приключилася мне кручинушка, - пел Чурила, - от зазнобушки красной девы, от Тарусушки

Постник

Из книги Современный патерик (сокр.) автора Кучерская Майя

Постник Один батюшка был людоедом. Приходит к нему человек на исповедь, а домой уже не возвращается. Приходит молодая пара венчаться и исчезает навеки. Приносят младенца покрестить - пропадает и младенец, и крестные родители. А просто батюшка их всех съедал. Только в

Барма

Барма – русский зодчий XVI века. Трудился в составе псковской артели зодчих на строительстве храмов в Москве. В русской летописи XVII века говорится: «…дарова ему (Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудри и удобни таковому чудному делу». Имена мастеров древней архитектуры Бармы и Постника в летописях упоминаются вместе. По мнению некоторых исследователей, речь может идти об одном человеке. Барма и Постник - авторы выдающегося произведения русской архитектуры 16 века – храма Покрова «на рву» на Красной площади в Москве, в честь взятия Казани 2.10.1552 года. Но народ назвал его храмом Василия Блаженного, в память юродивого Василия, снискавшего всенародную любовь. Храм был построен в годы.

Иван Грозный повелел на месте деревянного собора соорудить восемь (по числу святых) каменных престолов. Но разместить семь приделов вокруг центрального, не представлялось возможным, не нарушая законов элементарной симметрии. Поэтому Барма и Постник осмелились ослушаться царского указа и основали девять церквей. Этот храм-памятник имеет праздничный, ликующий вид, смелый по композиции, причудливый по внешнему облику, почти скульптурное произведение с минимальной внутренней площадью. Современники-иностранцы отмечали, что он построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Древние зодчие под руководством Бармы и Постника создали монумент славы и торжества Руси. Это высшая точка развития русского зодчества XVI века. Собор воплотил всю мощь русского архитектурного гения и национальной школы зодчества древнего Русского государства.

Библиография

Брунов, древнерусского зодчества / . - М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1953.
О псковских строителях Барме и Посникове, их работе в Москве. Казани, в Подмосковьес. Фото храмов. Воронин, Н. Сказочное творение Бармы / Н. Воронин // Комсомольская правдафевраля.
О соборе Василия Блаженного в Москве, построенном псковским зодчим Бармой. Творение псковича Бармы.- Псковская правдафевраля.
О соборе Василия Блаженного и посвященной ему статье И. Воронина в газете «Комсомольская правда». Артемов, В. Барма и Посник / В. Артемов // История№ 29. - С. 14-16.
О строительстве Храма Василия Блаженного. Литвинова, архитекторы / . - М.: Росмэн, 20с. : ил. - (Великие русские). - С. 23-25.
О творчестве зодчих Бармы и Постника. Ляхова, и Постник / // Ляхова архитекторы: История русского зодчества в биографиях его творцов.- Челябинск: Аркаим, 200с.: ил.- С. 52-54.

Постник Иван Яковлевич (Посник Иван)

Постник – псковский зодчий середины XVI века, строитель церквей и городских крепостных стен. Принимал участие в возведении Покровского собора на Красной площади. Имена мастеров древней архитектуры Бармы и Постника в летописях упоминаются вместе. По мнению некоторых исследователей, речь может идти об одном человеке. Имена Постника (Посника Ивана) связывают с Постником Яковлевым. Постник и Барма - авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века – храма Покрова «на рву» на Красной площади в Москве, в честь взятия Казани 2.10.1552 года, но народ назвал его храмом Василия Блаженного, в память юродивого Василия, снискавшего всенародную любовь. Храм был построен в годы. В русской летописи XVII века говорится: «…дарова ему (Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудри и удобни таковому чудному делу». Иван Грозный повелел на месте деревянного собора соорудить восемь (по числу святых) каменных престолов. Но разместить семь приделов вокруг центрального, не представлялось возможным, не нарушая законов элементарной симметрии, поэтому Постник и Барма осмелились ослушаться царского указа и основали девять церквей. Они создали монумент славы и торжества Руси. Этот храм-памятник имеет праздничный, ликующий вид смелый по композиции, причудливый по внешнему облику, почти скульптурное произведение с минимальной внутренней площадью. Современники-иностранцы отмечали, что он построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Собор воплотил всю мощь русского архитектурного гения и национальной школы зодчества древнего Русского государства.

Библиография

Романов, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях / // Известия Российской Академии истории материальной культуры. Т. 4.- Л., 1925.-С. 209-241.
О творчестве псковского зодчего Постника Яковлева. Воронин, по истории русского зодчества 16-17 вв. / .- М.;Л.: ОГИЗ, 1934.- С. 21.
О Поснике Яковлеве, каменщике Ивашке Ширяеве «с товарыщи», их работе в Казани и в Москве. Брунов, древнерусского зодчества / .- М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 19с.- С. 34-48.
Об архитекторах Барме и Постнике, построивших храм Василия Блаженного. Лобачев, В. Мнимая трагедия и настоящая тайна Ивана Постника: иностранец или русский? / В. Лобачев // Наука и религия.- 1993.- № 11.- С. 2
Краткие биографические данные по летописным материалам об Иване Постнике. Ляхова, и Постник / // Ляхова архитекторы: История русского зодчества в биографиях его творцов.- Челябинск: Аркаим, 200с.: ил.- С. 52-54.

Культура земли Псковской: [Электронный ресурс]. Вып. 1. : Мастера псковской архитектуры / Псков. обл. универс. науч. б-ка. ; сост. гл. библиотекарь Бутук Т. Д. - Электрон. дан. и прогр. (700 MB). - Псков: ПОУНБ, 20электрон. опт. диск (CD-ROM).


Пишет Eгор Холмогоров (holmogor ) @ 2011-07-14 12:49:00

Строитель Храма Василия Блаженного
В очередной раз наткнулся в блогах на повторение идиотской версии о том, что строителей Василия Блаженного мастеров Барму и Постника ослепил упырь Иван Грозный.
Так вот, для оставшихся дикими, - напоминаю, что Слава КПСС вообще не человек.
Никаких двух мастеров не было.
Был один мастер - Посник Яковлев по прозвищу Барма, родом из Пскова.
И его никто не ослеплял.
Напротив, его направили строить Казанский Кремль, что слепому было бы, мягко говоря, затруднительно.
Холмогоров ссылается на статью:
http://www.russiancity.ru/hbooks/h005.htm
Н. Ф. Калинин. Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля
Советская археология, 1957 г., № 3, стр. 261-263.
...
-262-

Как известно, «по реклу» значит «по прозвищу». Это выражение ставится в древнерусском языке перед прозвищем человека, а не перед собственным его именем. «Посник» или «Постник» - это собственное имя. «Барма» же - это явно прозвище, означающее, возможно, человека искусного, как искусно делались бармы - оплечья на великокняжеские и царские одежды, богато и разнообразно украшенные.

Имя «Постник» встречается, например, несколько раз в «Писцовых книгах г. Казани».
- На смысл имени Бармы как прозвища указывал Н. Н. Воронин. Он полагал, что оно связано с дефектным произношением мастера («барма» - картавый, говорящий невнятно) и что, может быть, сотоварищ Постника Яковлева - Барма был иноземцем. См. Н. Н. Воронин. Очерки по истории русского зодчества XVI-XVII вв. М.-Л., 1934, стр. 29, прим. 1.

Недавно был опубликован еще один источник, показывающий, что действительно имена Постник и Барма относятся к одному, а не к двум лицам. Запись 1633 г. в рукописи Судебника 1550 г. (Архив Ленинградского отделения Института Истории АН СССР, собрание Н. П. Лихачева, № 228) гласит: «Судебник Соловецкого монастыря стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Посникова, по реклу Бармы, поступился Ивану Максимову, вологодцкому таможенному подьячему в 141 году». Из записи следует, что рукопись Судебника 1550 г. принадлежала до 1633 г. монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и, очевидно, внуком Посника, имевшего прозвище «Барма». Нам кажется вполне правомерным отождествить этого Посника, по реклу «Барма» (деда владельца рукописи в первой трети XVII в.) со знаменитым зодчим Постником Яковлевым.

Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952. стр. 117.
...
Фигура «церковых и городовых дел мастера» Постника Яковлева при отождествлении его с Бармой приобретает еще большее историческое значение, Постник-Барма вырастает в величину, равную в российском масштабе западноевропейским мастерам эпохи Возрождения. Постнику Яковлеву Барме мы в праве приписывать следующие архитектурные сооружения:

1. Собор Покрова (Василий Блаженный) в Москве, 1555-1561 гг.
2. Казанский кремль, 1556 и следующие годы.
3. Спасская башня и Спасская церковь Казанского кремля, 1556-1560 гг.
4. Никольский храм Успенского монастыря в Свияжске, 1556 г.
5. Успенский собор в Свияжске, 1560 г.
6. Благовещенский собор Казанского кремля 1561 г.

Этот список его работ убедительно говорит о том, что во второй половине XVI в. в России вряд ли можно назвать другого русского мастера-архитектора, который был бы равен Поснику Барме.

Дата по И. Забелину. См. И. Е. Забелин. ук. соч., стр. 156.
Дата по Указу 15 дек. 1555 г. и по «Писцовым книгам г. Казани».
Дата по тем же данным. См. также Н. Калинин. Спасская башня Казанского Кремля. Казань, 1926.
Дата по антиминусу 6 дек. 1556 г. См. М. К. Каргер, ук. соч., стр. 26.
М. К. Каргер, ук. соч., стр. 11.
К. Ф. Фукс. Краткая история г. Казани 1817 г. ИОАИЭ, т. XXI, 1905, стр. 152, прим. 105.
Ещё о том же - но уже с картинками:
http://boris-vinnikov.ya.ru/replies.xml?item_no=256
14 декабря 2010 года, 05:29
Boris Vinnikov пишет
Постник Яковлев, церковный и городовой мастер.

Его же альбом картинок (фото, сканы):
http://fotki.yandex.ru/users/boris-vinnikov/view/255094/?page=0
Есть полезная инфа в описании и в обсуждении.
К примеру по ссылке - говорится о том, что псковские начальники уничтожают средневековый памятник архитектуры, чтоб провести водопроводную трубу (в спешке, в выходные дни).

Почитал, что там пишут о поведении тамошнего начальника по культуре Александра Голышева, при котором сгорел шатёр покровской башни, во Власьевской поселился ресторан, закатали в бетон тыщелетний культурный слой Золотой набережной, пробили под водопровод стены отлично сохранившейся церкви преподобного Евфимия Великого: «Это напоминает кадры разрушения храма Христа Спасителя», "он публично защищал принятые решения и весьма агрессивно нападал на критиковавшую его прессу, которая, по его мнению, разводила шумиху на пустом месте, без всякого повода."

Сравнил это с поведением свердловского областного главмента Бородина - точно такое же агрессивное поведение по отмызыванию себя от того бардака, который он творит, перекладыванию ответственности на защитников Сагры и т.п.

И понял, что против лома только ломом - надо вести сразу очень агрессивную массовую кампанию, доставать за малейший чих не по делу.

Барма и Постник (XV век) – архитекторы, авторы Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве .

Во время строительства храма Барма и Постник не пользовались рабочим чертежом в современном смысле этого слова, они строили по «размерам», нарисованным на строительной площадке, а также по гигантской модели будущего собора, сделанной из дерева в натуральную величину.

Впоследствии, в кирпичной кладке храма были обнаружены деревянные конструкции, оставшиеся от этого огромного натурного макета.


Многим известна страшная легенда, связанная с создателями храма Василия Блаженного.

Когда царь Иван Грозный впервые увидел построенный храм, то пришел в восторг от его красоты и великолепия. Грозный вызвал к себе зодчих, построивших храм, и спросил, смогут ли они создать такой же или, может быть, даже еще более красивый? «Сможем», - ответили зодчие. «А вот и не сможете!» - злорадно воскликнул царь и приказал выколоть зодчим глаза.



Поэт Д. Б. Кедрин посвятил целую поэму строителям Покровского собора, которая так и называется - «Зодчие».

В поэме Иван Грозный вопрошает мастеров.

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих, чтоб в земле его

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!..

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: "Да будет едино стадо и один пастырь", часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Тогда, по-видимому, Иван Грозный и принял решение построить храм в честь победы над Казанью. Город был взят в 1552 году, а в 1554 - заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: "Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили".

Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Однако официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

Историки утверждают, что опровержение этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Зашифрованный образ погибшей мечети

Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани . Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм (то есть построенный по данному обету), а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу.

Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших "за други своя" под стенами Казани, и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду "в царствии небесном", которую должны были получить, по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о "новом Иерусалиме" (мировом центре, несущем спасение православному миру). То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града - Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях.

Уникальная архитектура Храма

Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом "перевели" ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.

Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов
Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная).

Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. "В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон - амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади [...]. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей",- писал И. Я. Стеллецкий.

Открытие это навело Стеллецкого на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного была предназначена для ведения боя.

Десятая церковь - храм святого Василия - была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название - собор Василия Блаженного.

Василий Христа ради юродивый

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года , без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл "мертвого" своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер.

Говорят, что Блаженный летом 1547 г. пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, "яко провидца сердец и мыслей человеческих". Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь.

Сокровища Храма

Мощи Василия Блаженного - не единственная ценность Храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: "Знамение со святыми на полях", ее реплика и "Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными".

Икона "Знамение со святыми на полях" на восточной стороне церкви Троицы - самая ранняя, первой четверти XVIII в. По словам старосты собора В.Л.Белянкина, "изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных - составленных водою красок". У этой иконы есть предполагаемый автор - иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 г. у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.

Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х гг. XVIII в. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами - 2,84 х 2,84 м. Третья икона - "Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными" - имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.

Появление богородичных икон "Знамение" и "Покров" на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку - заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Чудесные спасения

Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести , но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах - храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.

В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: "Лазарь, поставь на место"! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. "Известный всему свету этот памятник, - говорит историк И. Е. Забелин , - по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества" ("Черты самобытности в древнерусском зодчестве").

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!