История правления спокойного царя Соломона: биография пророка в Библии. Краткое жизнеописание соломона,царя израильского народа

Определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9 -10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).

Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32 -40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6 -16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1 -9).

Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии . Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу - девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, - надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар - сослан в Анафоф ; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12 -35).

В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник - Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер - исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.

Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, "народ ещё приносил жертвы на высотах" (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон , где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: "Проси, что дать тебе" (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя "отроком малым" перед величием народа Божия, и попросил себе "сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что - добро и что - зло" (3 Цар. 3, 7 -9). Также просил он "премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить" (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:

"сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; [...] и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои " (3 Цар. 3, 11 -14).

Мудрость Соломона

Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая - подлинная мать - взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди "стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд" (3 Цар. 3, 16 -28).

Мудрость Соломона была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян [...] и имя его было в славе у всех окрестных народов" (3 Цар 4, 30 -31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24 -25). Ярким примером указывается царица Савская - т. е. правительница отдалённого Сабейского царства , которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1 -3; 2 Пар 9, 1 -12).

Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания .

Расцвет царства Соломонова

Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1 -7). Всё государство, за исключением удела Иуды , было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7 -19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14 ; 9, 25).

Израильтяне при Соломоне, "многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились" (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры - к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.

Царь-строитель

Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме . Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта , на четвертом году своего царствования (3 Цар 6, 1), Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек. Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм (3 Цар 7, 51 ; 8, 1). Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы (3 Цар. 8, 54 -55, 62). Господь принял и освятил новый храм.

По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет (3 Цар 7, 1). Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки - дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (3 Цар 9, 17 -19; 2 Пар 8, 2 -6). Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота - части этой градостроительной программы налицо в Гацоре , Мегиддо , Бефсамисе , Тель-Бет-Мирсиме , Газере . Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.

Закат Соломонова царства

Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1 -9; 2 Пар 7, 11 -22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц - кроме царевны-египтянки , среди них были моавитянки , аммонитянки , идумеянки , сидонянки и хеттеянки , - и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам - Астарте , Милхому , Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1 -10).

Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11 -13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29 -39).

Против Соломона поднялись не только внешние враги - Адер и Разон , но и внутренний - Иеровоам . Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет . Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли "жестокой работой" и "тяжким игом" (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена . Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского , "не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона " . Тема суетности мирской жизни и сознание "единого на потребу" выступают эпитафией мудрого царя:

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. (Еккл 12, 13)

С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий , хотя и величает Соломона "премудрым", говорит что царь "умер в грехах " .

Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет, и был погребён на Сионе (3 Цар 11, 42 -43). Престол перешёл было к его сыну Ровоаму , но тут вернулся Иеровоам и возглавил успешное восстание 10 колен против Иуды. Так суд Божий над домом Давида и еврейским народом выразился в разделении царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное) , которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.

Кончину Соломона и разделение единого царства обычно относят к периоду между и приблизительно годом до н.э. Так как Священное Писание указывает продолжительность его царствования - 40 лет, воцарение соответственно датируют - годами. О продолжительности жизни Соломона мнения расходятся куда сильнее. В итоге авторы значительных исследований о Соломоне представляют различные версии датировки. Например, Каплинский датирует рождение годом, воцарение - годом, а кончину и раздел царства - годом до н.э. . Дубнов считает что Соломон прожил 64 года . Версия о воцарении Соломона в двенадцатилетнем возрасте встречается у армянского историка Моисея Хоренского . Особняком стоит древний историк Иосиф Флавий , утверждающий, что Соломон прожил 90 лет, из которых 80 лет правил .

Память

Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём "мира", является прообразом Христа - великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия . Его прославленная мудрость - главный дар, испрошенный Соломоном у Бога - открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:

Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. (Сир 47, 16 -19)

Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне - в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон , гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи , Премудрость , Екклесиаст и Песнь Песней . Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) - таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона . Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он "больше Соломона" (Мф. 12, 42 ; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из" полевых лилий (Мф. 6, 29).

Новозаветная Церковь , по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:

"Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него [...] Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога " (вторник, песнь 7).

Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон - всего единожды: "Адама восхвалим, Авеля , Сифа [...] Давида и Соломона " (светилен).

Образование иконографической традиции первоначально прослеживается в книжной миниатюре, а приблизительно с века - во многочисленных иконах, фресках и мозаиках. Как правило, Соломон предстаёт молодым и безбородым, со стройной фигурой; на нем царские одежды, а на голове венец. Атрибутом в руках Соломона обыкновенно является свиток с пророческой или учительной надписью - часто: "Слыши, сыне, наказание отца твоего" (Притч 1, 8); "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Притч 9, 1). Реже в руку царя помещается также небольшой "макет" построенного им храма. Самые распространённые типы изображения царя Соломона - в пророческом чине иконостасов и на иконах Сошествия во ад . Часто он изображается близ своего отца, святого Давида Псалмопевца - так, на иконах Сошествия во ад взор Соломона традиционно обращён к Давиду; в миниатюре распространено изображение юного музицирующего Соломона по правую руку от Давида, составляющего

Вконтакте

Сын и (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен - главная святыня иудаизма.

Приход к царствованию

Отец Соломона, Давид, собирался передать престол именно Соломону. Однако, когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию. Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3Цар.1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал.

После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками. Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.


Храм

Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного , заменившего собой обветшавшую Скинию, который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни. При нём же и поэзия достигла своего наивысшего развития, и замечательнейшими произведениями её служит знаменитая « » (Шир ха-ширим), по своей внешней форме представляющая нечто вроде лирической драмы, воспевающей любовь в её глубочайшей основе и чистоте. При Соломоне еврейский народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое всего заметнее сказалось на самом царе.

Правление Соломона

Соломон наследовал от своего отца, обширное государство, простиравшееся от «реки египетской до великой реки Евфрата». Для управления таким государством требовался обширный ум и испытанная мудрость, и, к счастью для народа, юный дар был от природы наделён светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь глубоким миром, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов.


Страна разбогатела, и благосостояние народа возросло до небывалой степени. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Состав правительства, сформированного Соломоном:

  • Первосвященники - Садок, Авиафар, Азария;
  • Командующий войсками - Ванея;
  • Министр налогообложения - Адонирам;
  • Придворный летописец - Иосафат; также писцы - Елихореф и Ахия;
  • Ахисар - начальник царской администрации;
  • Завуф;
  • Азария - начальник наместников;

12 наместников: Бен-Хур, Бен-Декер, Бен-Хесед, Бен-Авинадав, Ваана, сын Ахилуда, Бен-Гевер, Ахинадав, Ахимаас, Ваана, сын Хушая, Иосафат, Шимей, Гевер.

Внешняя политика

Соломон придерживался, как и большинство правителей того времени, имперских взглядов. Объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали большую территорию; Соломон стремился к экспансии, чему доказательством служит произведённая им под предлогом обращения в «правильную» религию аннексия Сабы. Соломон покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона.

Аннексия Сабы

Согласно легенде, Соломон присоединил к своему государству Сабу - легендарное государство, официальной религией которого было солнцепоклонничество. Он отправил правительнице Сабы (известной под титулом Царица Савская) Билкис ноту с предложением об объединении вкупе с изменением государственной религии.


Верховный Совет Сабы принял решение считать эту ноту объявлением войны и вступить в оную, однако Билкис наложила на это решение вето и вступила с Соломоном в переговоры. Посол Сабы привёз Соломону подарки, однако тот демонстративно отказался, мотивируя тем, что ничего лучшего и большего, чем у него есть, Саба дать ему не может, и единственная цель объединения - воцарение справедливой религии на территории Сабы. В ходе переговоров Соломон заявил, что при необходимости начнёт войну и захватит Сабу силой. Тогда на переговоры отправилась лично Билкис, предварительно приказав спрятать царственные регалии (главным образом трон). От своих шпионов Соломон узнал об этом и приказал своим резидентам в Сабе выкрасть трон и доставить к месту переговоров. Когда Билкис прибыла, Соломон предложил ей её же трон.

Подавленная Билкис согласилась на присоединение, которое таким образом состоялось; государственная религия Сабы была приведена в соответствие государственной религии Соломонова царства.

Конец царствования Соломона

Конец царствования Соломона омрачился разными разочарованиями, причиной которых главным образом было дошедшее до необычайных размеров многоженство и связанные с ним непомерные расходы. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, и Соломон кончил жизнь с убеждением, что «всё суета и томление духа», и с опасением за будущность своего дома, которому угрожал выступивший уже при нём . Согласно Библии, Соломон имел 700 жен и 300 наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам ее родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.


Соломон умер в 928 году до н. э. в возрасте 62 лет. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен. Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Соломон в исламе

Сулейман - исламское имя, у евреев известен как Шломо, в христианстве известен, как Соломон, у армян - как Согомон. Уважаемо как имя пророка Сулеймана, сына пророка Дауда. Сулейман был сыном пророка Дауда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над всеми существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. Сулейман был известен своей мудростью и справедливостью.


Известны контакты Сулеймана с царицей Билкис. Билкис была мудрой правительницей, но её народ поклонялся солнцу и луне. Сулейман пытался прекратить это, она же хотела задобрить пророка подарками, что привело только к тому, что он в гневе послал в её страну огромную армию. Находясь в походе, он разговаривал с муравьями и птицами. Вскоре он пожалел народ Билкис и решил не причинять им вреда. Когда царица Савская пришла на переговоры, один из подчиненных Сулейману джиннов принес к пророку один из тронов царицы, который она узнала. Удивленная мудростью и могуществом пророка, Билкис вышла за него замуж. Сулейман завершил строительство Храма, которое было начато его отцом Даудом. Он прожил 80 лет, но после его смерти царство распалось, поскольку сын Сулеймана стал нечестивым правителем.

Фотогалерея







Годы жизни: 1011–928 до н. э.

Полезная информация

др.-евр. שְׁלֹמֹה
транслит. «Шломо»
греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте
лат. Solomon в Вульгате
араб. سليمان‎‎ транслит. «Сулайман»

Имя Соломон на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).

Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Так, иногда он называется Иедидия («возлюбленный Богом») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду, после его глубокого раскаяния в истории с Вирсавией.

Легенды о Соломоне

Суд царя Соломона

Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мёртвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч».

И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой».

Одна из женщин при этих словах воскликнула: «отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!»

Другая же, напротив, говорила: «рубите, пусть не достанется ни ей ни мне».

Тогда Соломон сказал: «не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать».

Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог.

Кольцо Соломона

Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!»

На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: «Это пройдет». Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!»

Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет.»

Исламские предания

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Были две женщины со своими сыновьями(, как вдруг) прибежал волк, унёс сына одной из них, и она сказала своей подруге: «Волк унёс твоего сына!» Другая (женщина) сказала: «Нет, это был твой сын!», - и тогда они обратились на суд к Дауду, да благословит его Аллах и да приветствует, который вынес решение (отдать) его старшей.

А потом они пошли к Суляйману, сыну Дауда, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказали ему (обо всём), а он сказал: «Принесите мне нож, и я разделю его между ними». Тогда младшая воскликнула: «Не делай этого, да помилует тебя Аллах, это её сын!», - после чего он вынес решение отдать его младшей.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, вчера ко мне явился дух из числа джиннов (или же он сказал что-то подобное), чтобы прервать мою молитву, но Аллах помог мне справиться с ним. (Сначала) я хотел привязать его к одному из столбов мечети, чтобы утром все вы посмотрели на него, но (потом) вспомнил слова моего брата Суляймана (, который сказал): «Господь мой! Прости меня и даруй мне (такую) власть, которой после меня не будет обладать уже никто»».

Образ в искусстве

Образ царя Соломона вдохновил многих поэтов и художников:

  • немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах,
  • художник Рубенс написал картину «Суд Соломона»,
  • Гендель посвятил ему ораторию,
  • Гуно - оперу.

В 2009 г. режиссером Александром Кириенко был снят фильм «Иллюзия страха» (по книге Александра Турчинова), где образ царя Соломона и легенды о нем использованы для раскрытия образа главного героя, предпринимателя Короба, посредством проведения аналогий между древностью и современностью.

Звезда Соломона

По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона.

В то же время, средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду).

По другой версии, знаком Соломона, т. н. Соломоновой печатью, являлась восьмиконечная звезда, переплетённая, как пентаграмма.

В то же время в оккультизме пентаклем с названием «Звезда Соломона» принято считать 12-и конечную звезду. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ, благодаря чему пентакль помогал в интеллектуальной работе и усиливал таланты.

Считается, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.

Эти знаки широко использовались в магии, алхимии, Каббале и прочих мистических учениях.

Соломон — это легендарный библейский царь, третий правитель объединенного Израильского царства в 965-928 годах до нашей эры.

Отцом Соломона был царь Давид, который назначил его своим преемником. Однако Соломон был не единственным ребенком в семье, у него еще был брат Адония, который тоже претендовал на престол. Когда он узнал, что отец назначил своим преемником Соломона, он устроил заговор против брата. Заговор был раскрыт. Давид не стал наказывать Адонию, он просто взял с него клятву, что тот не будет мешать Соломону править. А Соломон, в свою очередь, поклялся, что не причинит Адонию вреда, если тот не будет претендовать на престол. По истечении некоторого времени Давид умер, а царем стал Соломон.

Однажды Адония пришел к Вирсавии, матери Соломона. Он попросил ее о помощи, чтобы она поспособствовала его женитьбе на Ависаге Сунамитянке, которая была одной из наложниц покойного царя. Вирсавия без злого умысла передала эту просьбу Соломону. Он увидел угрозу для себя в этой просьбе, ведь по обычаю весь гарем покойного царя должен переходить к наследнику. Соломон расценил просьбу Адония как первый шаг к попытке занять престол. Он приказал убить Адония.


У власти Соломон находился целых 40 лет. Удивительно, но за все это время он не вел ни одной большой войны. Он славился как хороший администратор, дипломат, строитель и торговец. При нем государство стало сильным, причем как в экономическом отношении, так и в военном, оно стало пользоваться большим авторитетом во всем мире. Именно Соломон великолепно отстроил Иерусалим и сделал его настоящей столицей. Храм, который был им воздвигнут, стал единственным центром и символом еврейской религии. Ко всему прочему, Соломон старался развить в Израиле ремесла и морскую торговлю. Для этой цели он привозил специалистов из Финикии.

Древние семиты убеждены, что одной из черт дьявола являются козлиные копыта. Соломон боялся, что под видом красивой женщины в его гостье скрывается дьявол. Он решил проверить, так ли это? Соломон построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил царице савской пройти через этот зал. Другими словами, Соломон создал иллюзию настоящего бассейна. Царица савская переступила порог павильона и сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, — приподняла платье. Это было всего на мгновение. Однако Соломону хватило и этого мгновения, за которое он успел увидеть вполне человеческие ноги царицы, которые были покрыты густыми волосами. Соломон не промолчал, он громко воскликнул, что не ожидал у красивой женщины такого недостатка.

Согласно археологическим находкам, смело можно утверждать, что израильские женщины того времени заботились о своей внешности. Были найдены дорогие чаши для косметики, которые сделаны из алебастра и слоновой кости, пузырьки разной формы, пинцеты, зеркала и шпильки для волос. Они пользовались духами, румянами, кремами, мирру, хной, бальзамовым маслом, порошком из кипарисовой коры, красной краской для ногтей и голубой для век.

В XX веке археологами был обнаружен город Мегиддо, через который проходил торговый путь из Азии в Египет. Именно там удалось раскрыть тайну Соломона: из каких источников он черпал свои богатства. Среди руин города были найдены конюшни на 450 лошадей. Их расположение и размеры лишний раз служат подтверждением тому, что Мегиддо являлся основной базой торговли лошадьми между Азией и Египтом.

Царь Соломон, держащий в руках изображение Храма. Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в.


Слава о мудрости Соломона, его богатстве и роскоши его двора разошлась по всему свету. Послы из разных стран прибывали в столицу Израиля, чтобы заключить договоры о дружбе и торговые соглашения. Однажды разошелся слух, что в Иерусалим прибывает караван царицы савской из Аравии. Предполагают, что она не просто прибыла в гости к Соломону. Дело в том, что торговый путь, по которому жители савского царства вывозили свои товары в Египет, Сирию и Финикию, проходил вдоль Красного моря и пересекал территории Израиля. Царице нужна была добрая воля Соломона, чтобы караваны благополучно продвигались вперед.

Единственное сокровище, которое сохранилось из всего богатства Соломона — это гранат Соломона размером 43 мм. В Израиле он считается символом благоденствия и достатка. Храм, который был возведен Соломоном, не сохранился, о нем напоминает лишь осколок Второго Храма, который был возведен на месте первого — Иерусалимская Стена Плача.

Конечно же, народная фантазия придала этому визиту весьма романтический оттенок. Якобы Соломон был поражен красотой царицы, которая вскоре родила ему сына.

Несмотря на то, что в памяти людей сохранились только светлые стороны правления Соломона, темных было немало. Он был достаточно расточительным, поэтому неудивительно, что не раз влезал в долги. В стране была принята чудовищная система рабского труда, что не могло способствовать глубоким социальным сдвигам. С каждым годом пропасть между богачами и беднотой, которая не имела прав, становилась все больше. Роковой ошибкой Соломона было то, что он разделил свою страну на двенадцать налоговых округов, которые обязаны были поставлять определенное количество сельскохозяйственных продуктов для нужд царского двора и армии. Причем в списке округов отсутствовала территория Иуды, получается, что она была освобождена от налогов. Конечно же, это обстоятельство не могло не озлобить жителей других территорий, что повлекло за собой мятежи. Все это и многое другое вело к гибели Израиля. После смерти царя страна распалось на два слабых государства, в которых постоянно возникали междоусобные войны.

Более прославленного своей мудростью человека в истории сложно отыскать. К его словам прислушивались современники и о них помнят потомки. Поговаривали, что даже дикие звери, растения, птицы, степные духи и огненные джинны склонялись, лишь заслышав имя царя Соломона. Однажды ночью ему явился сам Бог, у которого мудрец не стал требовать богатств или бессмертия. Он просил только мудрости и разумения, чтобы отличать добро от зла, а хорошее от худого. Об этом гласит легенда, но ведь третий правитель объединенного Израильского царства существовал на самом деле. Давайте разберемся, каким был этот удивительный монарх и как сложилась его судьба, тщательно отбирая зерна от плевел, то есть отсеивая правду из вымысла.

Кто такой Соломон: биография величайшего легендарного мудреца

Своего наивысшего расцвета государство Израиль достигло во времена именно этого правителя. Начало десятого века до нашей эры было для него чрезвычайно удачным. Прозорливость предыдущего царя Давида, а также настоящая мудрость Соломона привели к колоссальному скачку экономики, развитию архитектуры, строительства, науки, искусств. Он был мирным царем, за время его правления не произошло ни единого крупного вооруженного конфликта, а сидеть на троне ему довелось ровно сорок лет.

Историческая достоверность всего, что мы будем обсуждать в статье, является предметом научных споров на протяжении сотен лет. Существование Соломона, как и его отца, вкупе со всем Израильским царством, вызывает сомнение даже у ученых-историков. Профессор Исраэль Финкельштейн из Тель-Авива считает, что в те времена Иерусалим был просто крохотной деревенькой на пересечении караванных путей, а сами евреи – шайкой разбойников. Никаких археологических подтверждений «золотого века» найдено так и не было.

Кратко о царе, благословенным Богом

С самого рождения сын Давида Соломон знал, что предназначен для будущего царствования. Отец готовил его к этому, обучая всему, что требуется знать будущему правителю. Он пришел на престол через кровь своего старшего брата, но тот сам выбрал свою судьбу, предавая его. За сорок лет своего правления царь, получивший в полное и безраздельное владение целое государство, не только продержал его на должном уровне, но и значительно возвеличил и укрепил. Считается, что он не любил воевать, а проблемы с соседями решал по-своему – он просто женился на их дочерях, становясь зятем и близким другом. В его гареме было более семи сотен жен и еще около трех сотен одалисок и наложниц.

Особо прославился этот правитель тем, что в центре Иерусалима возвел огромный храм в честь бога Яхве. Постройка по величию, размерам и красоте ничуть не уступала вавилонским или египетским архитектурным шедеврам. Он первым решил применить в иудейской армии конницу и боевые колесницы, хотя сам воевать никогда не стремился. Он окружил себя и своих подданных роскошью и достатком, а также отличался врождённой справедливостью, чем завоевал доверие и любовь. Но, как и любому несовершенному человеку, ему было присуще совершать ошибки, которые впоследствии привели к развалу державы после его смерти.

Рождение легенды Иерусалима

Чтобы разобраться, существовал ли такой правитель, стоит выяснить, кто такой Соломон в Библии. Именно эта книга является главным источником информации о древнем царе. В священных еврейских текстах, связанных с годами его руководства, имеется множество личных имен, географических мест, а также дат и других цифр. Потому принято считать его исторической персоной. Кроме того, в некоторых античных текстах тоже можно отыскать его имя, что полностью подтверждает военачальник и иудейский историк Иосиф Флавий.

Упоминается пророк Сулейман, которого принято отождествлять с интересующим нас персонажем, и в Коране. Обе истории, рассказанные в священных книгах, очень похожи: Соломон строит храм, развивает добропорядочные отношения с соседями, женится на египетской принцессе, а после смерти, все, созданное с любовью и трудом, разваливается – страна рассыпается на отдельные княжества.

Правда, в историчности событий сомневаются многие ученые. Археолог из Израиля Зеэв Херцог считает, что при полном отсутствии фактических доказательных материалов по поводу существования Израильского царства, Давид и Соломон могли быть и правителями соседних княжеств. Более того, он говорит, что Иерусалим, хотя и был уже довольно большим поселением, но никаких дворцов, а тем более, крупных храмов, в нем быть просто не могло.

Однако стоит вернуться к герою нашего повествования. Согласно Библии, он появился на свет в царском семействе приблизительно в 1010-1011 годах до нашей эры, о чем гласит третья глава Первой Книги Паралипоменон. Матерью его была пресловутая Вирсавия (Бат-Шева), которую Давид сперва изнасиловал, а потом послал ее мужа на верную гибель, чтобы узаконить отношения. Существует версия, будто ничего подобного не было, а супруг женщины, отправляясь на войну, дал ей разводное письмо, как было принято в те времена. Тогда-то ее встретил царь и взял к себе во дворец.

При рождении будущему пророку было дано имя Иедидиа, что значит «друг Бога» или «возлюбленный Всевышним». Имя Шломо (Соломон) появилось несколько позже, когда стала понятна натура будущего правителя, ведь слово это происходит от еврейского «шалом», что значит «мир». Было у него еще семеро братьев и сестер, ничем особенным, кроме предательства и измены, не отличившихся.

Приход к власти младшего из братьев

Задолго до того, как развернулись трагические события, царя Соломона, вернее только будущего правителя, отец выбрал в качестве своего преемника, несмотря на то, что он не был старшим из детей. Причина была проста – другие сыновья не оправдали его ожиданий. Старший отпрыск его – Амнон – имел неосторожность влюбиться в собственную сестрицу Фамарь, которая взаимностью ему не отвечала (на близкородственные связи уже существовал строжайший законодательный запрет). Тогда он заманил ее к себе в покои, где изнасиловал, а затем прогнал. Увидев, что Давид никак не наказал сына за такой серьезный проступок, за сестру решил вступиться еще один брат – Авессалом.

Он выжидал очень долго, целых два года тая обиду и планируя месть. Однажды на пиру он приказал своим верным рабам убить Амнона. Эта смерть была ему выгодной вдвойне, ведь так он становился еще и первым по старшинству наследником империи отца, устранив соперника. На этом Авессалом не остановился. Он стал активно агитировать против отца, и его политические игры привели к расколу в кругах знати. В итоге молодой вождь поднял мятеж и даже на некоторое время занял Иерусалим, но Давид справился с проблемой. Будучи уже старым и дряхлым, он решил помазать на царство своего младшего сына от любимой жены.

Последний акт этой древней трагедии разыгрался уже после того, как прежний правитель умер, а молодой успешно взошел на престол. Еще один из братьев пророка Соломона, Адония, заключив тайный договор с военачальником Иоавом, а также верховным священнослужителем Авиафаром, решил узурпировать власть. Его «потуги» были раскрыты, он бежал и спрятался в храме, опасаясь мести брата-правителя. Но тот, казнив всех участников заговора, его помиловал. Правда, когда Адония пришел просить у него руки одалиски Ависаги, Соломон не на шутку рассердился. В те времена, чтобы доказать и укрепить свою власть, мужчины забирали себе жен и наложниц соперников. Упрямого брата царя схватили и тут же казнили, имея вполне законную причину.

Внутренняя политика справедливого царя

Согласно библейским историям, Соломон всегда старался не уничтожать врагов, а приобрести союзников и друзей. Он действительно был нацелен на процветание государства, потому заботился о собственных подданных. Если верить этим рассказам, то он организовал справедливый и честный суд для каждого, вне зависимости от достатка или положения.

Третья книга Царств как нельзя лучше иллюстрирует это. В ней содержится притча о женщинах, живущих в одном доме и неспособных «поделить» ребенка. Каждая из них утверждала, будто ребенок ее, не собираясь уступать. Тогда Соломон приказал разрубить дитя на равные части. После чего царь приказал отдать малыша той, которая просила сжалиться и сохранить ему жизнь.

Согласно тем же библейским рассказам, создание центрального храма в Иерусалиме – намного больше, чем просто возведения культового здания. Это было символом объединения всего израильского народа под эгидой мудрого правителя. Причем проект его был создан еще Давидом, а Соломон только воплотил его в жизнь, хотя это оказалось вовсе не просто.

Считается, что он приступил к работам на четвертом году своего правления, а уже спустя семь лет храм был открыт в аккурат перед праздником Суккот (Кущей). Но так быстро удалось воздвигнуть только основное строение, весь остальной комплекс доводился еще восемь лет. В 586 году до нашей эры великолепное здание было до основания разрушено вавилонянами. При этом пропали древние еврейские реликвии, к примеру, Ковчег Завета со скрижалями Закона Моисея.

В период правления Соломона наблюдалось также зарождение и расцвет иудейской духовной литературы. Как раз тогда были созданы труды Ягвиста, составлены сборники сказаний об Иисусе Навине, досконально проработаны биографии первых израильских царей. Было написано даже некое подобие официальной хроники – «Книга дел Соломоновых». Правда, большинство текстов полностью утрачены и об их существовании можно судить только из более поздних описаний людей, которые якобы держали их в руках.

Внешняя политика дипломатичного лидера

Как упоминалось неоднократно, про царя Соломона всегда говорили, что он являлся мудрым и справедливым правителем и был крайне миролюбив. Он неохотно вступал в конфликты, старался купировать их в стадии зарождения и воссоединил территории Иудеи и Израиля под собственным руководством. Приоритетным для его царства был торговый путь из Дамаска в Египет, который приносил основные доходы в казну.

Также правитель поддерживал дружбу с финикийским монархом Хирамом I Великим. Но главной заслугой Соломона считается то, что он сумел поставить точку в многовековой войне египтян и евреев. Он взял в жены египетскую принцессу и тем самым породнился с правящей там династией. Исследователи считают, что девушка могла быть дочерью фараона Псусеннеса II, Шешонка I или Сиамона.

Эзотерические послания от царя

Вокруг этого правителя всегда ходило множество разнообразных слухов и сплетен, причем большая часть их была окутана тайнами, мистикой и колдовством. Поговаривали, что, кроме ума, он обладал еще и магическими способностями, а также умел правильно и грамотно их использовать. По легенде, он написал даже несколько трактатов по данной теме, а также являлся обладателем настоящих магических артефактов.

  • «Ключи Соломона» - это тайный гримуар (книга заклинаний), авторство которых приписывают иудейскому царю. Нужно понимать, что этот трактат не является единым текстом, а состоит из разных книг, зачастую представляющих и описывающих различные магические системы вызова демонов и подчинения ангелов.
  • Существует система гаданий, называемых «Круг Соломона», который тоже приписывают именно этому человеку. Он состоит из расчерченного листа, разделенного на сто секторов (по числу библейских псалмов) и пшеничного зернышка.
  • Печать царя Соломона также называют еще и его звездой. Речь идет о символе из наложенных друг на друга треугольников, которые символизируют щит Давида. Считается, что при помощи такой печати царю удалось запечатать в сосуде семьдесят два демона и управлять ими по собственному разумению.
  • Еще один артефакт, заслуживающий внимания, это кольцо Соломона. Легенда гласит, что оно было подарено правителю ангелами и дает силу управлять всеми нечестивыми духами, демонами, которые под его воздействием называют свои имена.

Последний предмет якобы хранится в склепе под охраной драконов, однако точного места за все прошедшие тысячелетия выяснить так и не удалось.

Личная жизнь мудрого царя

Чаще всего в литературе упоминается библейская легенда о встрече мудрого правителя и царицы Савской – Шебы. Она якобы приехала проверить мудрость правителя и стала задавать вопросы, на которые он с легкостью ответил. После этого он осыпал девушку драгоценными дарами, а, возможно, и имел с ней интимную связь. Из-за этого христианские правители Эфиопии впоследствии стали считать, будто ведут род от двух этих прославленных личностей и являются их прямыми потомками (Соломонова династия).

Жены, наложницы и дети

В чем не получилось бы упрекнуть древнего иудейского правителя, так это в отсутствии внимания к прекрасному полу. В его гареме была тысяча женщин только по библейским текстам. Причем каждой своей супруге или наложнице он умудрялся уделить время, окружал их роскошью и создавал все условия для радостного и счастливого существования. После него осталось множество детишек, но только один наследник, упомянутый в Библии – Ровоам, сын аммонитянки Наамы (Ноемы). Он и развалил с таким трудом выстроенное царство своего отца. Однако считается, что вина его в том мала, ведь сам Бог пообещал, что за праведность Давида не будет наказывать его сына, а вот внуков уже настигла справедливая кара.

В те времена браки между израильтянами и язычниками не приветствовались. Однако в гареме царя было множество девушек совершенно разных племен и народностей. Годы Соломона протекали в неге и благоденствии, хотя он со своими женщинами мог отправлять языческие культы и его даже видели на горе Порицания (проклятая местность, куда праведным лучше было не соваться). Там он выстроил жертвенник и со своей новой молодой женой поклонялся языческим идолам, за что и навлек гнев Бога.

Закат правления, отступившего от клятв

Конечно, религия многое значила в жизни, в особенности, когда речь идет о древних временах, когда человек не мог объяснить многих явлений природы и окружающего мира. Однако, скорее всего, причины падения колоссального израильского царства были намного более тривиальны. Рядом с огромным и прекрасным храмом царь приказал возвести еще и дворец, достойный самого Всевышнего. Подданные, в том числе и высокопоставленные, со временем начали потихоньку интриговать против правителя. Назревал реальный политический кризис, но ситуацию под контролем удавалось удержать, благодаря былой мощи и славе.

Все это строительство на протяжении сорока лет правления, а также крайнее угнетение народа со стороны вождя привели к полному истощению казны. Повинность в строительстве, которое вытягивало у народа последние жилы, стали отбывать не только рабы, бедняки, нищие и наемные работники, но и обычные граждане. Для этого они должны были оставить свои текущие дела, что вовсе не способствовало экономическому росту. Народ беднел день ото дня. Еще при жизни Соломона стали вспыхивать мятежи и восстания. После его смерти единое государство снова распалось на Иудею и Израиль

Смерть мистика и мудреца

Разняться сведения в священных книгах по поводу того, сколько лет прожил великий царь. Если верить иудейскому талмуду, то возраст его был всего пятьдесят два года, когда он умер от скоротечной болезни. Однако Коран говорит уже восьмидесяти одном. Приближенные правителя уложили его во дворце, выстроив специальное ложе. Они не торопились хоронить тело, так как опасались летаргического сна. Его периодически обмывали, умасливали и натирали разными магическими мазями.

Когда черви завелись в царском посохе, тогда только Соломон был признан мертвым и захоронен. Могила древнего мудрого правителя была строго засекречена, так как, по легенде, на ней выросла волшебная трава, дающая тайные знание всякому, кто ее сорвет. Ученые так и не выяснили, где находится усыпальница Соломона.

В память о легендарном правителе

Образ этого странного человека, который порой совершал нестандартные поступки и принимал удивительные решения, во все века интересовал поэтов, писателей, художников и композиторов. Люди искусства не могли пройти мимо такого колоритного персонажа. Немецкий поэт восемнадцатого века Фридрих Готлиб Клопшток посвятил ему целую трагедию в стихотворной форме, Рубенс написал прекрасную картину «Суд Соломона», а музыкант Шарль Франсуа Гуно – целую оперу «La reine de Saba».

В 1956 году по мотивам библейской истории об этом человеке была снята историческая картина «Соломон и царица Савская». В честь него даже назван узел, который по сути является только лишь зацеплением, состоящим из двух замкнутых петель, переплетенных дважды.

Царь Соломон (Шломо, в исламе – Сулейман) (1011 – 928 гг. до н. э.) – один из главных персонажей авраамических «священных писаний».

Соломон в «священном писании» именуется великим и мудрым правителем, носителем всевозможных добродетелей (реальных и мнимых).

Заслугами царя Соломона считаются, помимо прочего, возведение главного (и единственного) еврейского Храма, находящегося в Иерусалиме, и сочинение нескольких книг библейского канона:

  • «Песнь песней»;
  • «Книга притчей Соломоновых»;
  • Некоторые псалмы «Псалтыря»;
  • «Книга Экклезиаста».

Автором последней упомянутой книги Соломон уж точно быть не мог: «Экклезиаст» («Беседа отчаявшегося со своим Ба») – классическая древнеегипетская поэма, основанная на египетской религии и философии и перекликающаяся с другой египетской поэмой – «Песней арфиста».

Авторство остальных перечисленных произведений библейского канона также остаётся под вопросом. Для еврейских книжников позднего времени царь Соломон – олицетворение идеального правителя, а его эпоха – своеобразный «золотой век» древнееврейского государства.

Поэтому неудивительно, что его фигуре уделено столь пристальное внимание.

Имя царя

Имя Шломо происходит от еврейского слова «шалом» - «мир (отсутствие войны)», а также от слова «шалем» - «цельный, совершенный», видимо, это слова родственные. Соломон упоминается в «Библии» и под другими именами, например – Иедидиа («возлюбленный Богом, друг Бога»); так его прозвал его отец – царь Давид, когда бог его простил за изнасилование Вирсавии и убийство её мужа.

Как он пришёл к власти

Шломо, по-видимому, был законным наследником еврейского престола, поскольку он являлся соправителем отца в последние годы его жизни. Когда Давид стал совсем старым, власть попытался узурпировать другой его сын – Адония. Он вошёл в сговор с главным жрецом Авиафаром и военачальником Иоавом, объявил народу о своём воцарении и устроил пышный праздник по этому поводу.

Однако Вирсавия, мать Соломона, и священник Натан донесли об этом Давиду. Адония решил убежать и скрылся в скинии (походном храме). Соломон, к тому времени уже фактически ставший наследником престола, согласился помиловать брата, если он сдастся и покается. Тот так и поступил. Остальных же заговорщиков Соломон казнил, сформировав затем новое правительство.

Сообщается, что Соломон якобы договорился с Богом; тот дал ему великую мудрость и терпение, как того и просил новый царь, а Соломон поклялся воспитывать народ в верности Богу.

Отношения с другими государствами

Как и подтверждает значение его имени, Соломон был миролюбивым правителем и не желал вести каких-либо войн. Тем не менее он создал объединённое государство Израиля и Иудеи, которое занимало значительную территорию. Основой богатства казны при Соломоне был торговый путь из Египта в Дамаск, проходивший по его территории; также Соломон торговал лошадьми и колесницами, выполнял посреднические сделки.

Только вряд ли на этом можно было заработать столь баснословные богатства, какие приписывают легендарному царю. Археологами было установлено, что во времена Соломона в Израильском царстве было много медных рудников и плавильных печей, по-видимому, это и был главный источник пополнения бюджета.

Соломон дружил с правителями соседних стран, в том числе с египетским фараоном, таким образом, многовековая вражда евреев и египтян закончилась. Для укрепления дружбы Соломон взял в качестве своей первой жены дочь фараона. В дружеских отношениях он находился также с финикийским царём Хирамом - он находился у него в долгу, в счёт погашения которого уступил Хираму некоторые селения на территории его страны.

Израильский царь не решился даже расправиться с Разоном – взбунтовавшимся арамейцем, который изгнал из Дамаска еврейских представителей и объявил себя правителем.

Отношение к своей стране

Соломон был прекрасным администратором, дипломатом, строителем и предпринимателем. Получив от отца не особенно богатое государство, живущее патриархальным племенным укладом и мало кому интересное, он сделал его настоящей древней сверхдержавой, с которой вынуждены были считаться соседние страны – даже такие могущественные, как Египет.

Само Израильское царство стало богатым и процветающим, и в первую очередь это касается Иерусалима – Соломон сделал его роскошным мегаполисом, к тому же – единственным центром иудейской религии. Между тем идеализировать царя Соломона совсем не нужно. Это был довольно властный правитель, который видел в подданных лишь своих рабов.

Роскошь при его дворе доходила до безумия, и одним из символов этой роскоши стал чудовищных размеров гарем Соломона. Царь вёл свою страну к процветанию железной рукой, часто не заботясь о простых подданных либо проявляя в их отношении насилие. Соломон и царица Савская Знаменитой стала история о том, что к Соломону однажды приехала царица Сабейского государства, располагавшегося на Аравийском полуострове. В «Библии» их отношения описаны туманно и загадочно, однако, судя по всему, царь Соломон находился с ней в любовной связи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!