Храмовый комплекс кхаджурахо в индии. Кхаджурахо

Каджурахо находится немного в стороне от «Золотого треугольника» Индии. Кроме меня, из нашей небольшой группы в 5 человек туда никто не поехал. И экскурсия проводилась для меня одного.

Утро, когда я должен был смотреть Каджурахо, выдалось прохладным и туманным.

Первым делом меня привезли к западной группе храмов. Я купил билет за 500 рупий (билет действителен для посещения всех групп храмов), вошёл на огороженную территорию, и минут сорок ходил по храмам в сопровождении гида, слушая его объяснения.

Гид Виджай, хоть и русскоговорящий, но русский язык в его интерпретации не сильно велик и совсем не могуч. Однако без его объяснений я бы многое не понял, а, главное, не заметил бы. Потом он оставил меня одного, и я ещё часа 2 бродил по комплексу храмов, с интересом их осматривая. Народу было немного: несколько европейцев, молодой кореец и группа индийцев.

С утра было туманно, но постепенно дымка рассеялась, и под конец стало даже проглядывать солнышко.

Впечатлений от храмов Каджурахо много. Необычна форма храмов. Они напоминают какие-то фантастические грибы. В западной группе их, наверное, больше десятка. Не могу сказать точно, потому что я и не считал. Да и не знаю я, как считать постройки, стоящие на одном основании: один это храм или несколько.

До того, как я побывал в Каджурахо, мне было непонятно, как устроены индийские храмы. Думал, как же индийцы делали такие высокие своды. Оказалось, что самая большая и высокая часть храма, шикхара, символизирующая райскую гору Меру, целиком сложена из камня. А пространство внутри совсем маленькое.

Внутреннее помещение украшено рельефами, там стоят скульптуры богов и колонны своеобразной формы. И часто установлен лингам, которому индуисты молятся. Индийские женщины, которые посещали храмы параллельно со мной, зайдя в храм, посвящённый богине Парвати, жене Шивы, пали на колени и благоговейно повторяли: «ПАрвати, ПАрвати». Хотя храмы вроде бы являются музеями и не действуют.

Храмы украшены своеобразными узорами. Многие покрыты сотнями и тысячами изваяний, религиозного, военного, бытового и эротического характера. Религиозные изваяния изображают каких-то неведомых мне индийских богов и богинь. На военных — солдаты маршируют, лошади скачут. Трубы трубят, барабаны бьют. На бытовых — женщины рассматривают себя в зеркало, вытаскивают занозы, подкрашивают губы. Работа мелкая, филигранная, но, на мой дилетантский взгляд, сильно уступает греческой скульптуре.

женщина справа одета в тонкие штанишки, типа лосин

гид сказал, что эта группа изображает школу кама-сутры

Но этих изваяний из камня столько, что диву даёшься. Сколько же времени и сил потратили древние жители этих мест на сооружение этих храмов! Хотя строились храмы в течение продолжительного времени: с 8 по 12 века при династии Чандела.

Династия эта по каким-то причинам захирела, город и святилища были заброшены, и, как обычно бывает в Индии, заросли джунглями. Спасибо английским колониальным инженерам, которые в 1830 году охотились в этих местах и обнаружили в лесу развалины. Они были потрясены забытым городом и, благодаря их открытию, храмы стали очищать от деревьев и земли и восстанавливать.Хотя реставрация кое-где проведена халтурно, такое впечатление, что некоторым «фигуркам» не нашли место и пристроили куда попало.

Больше всего англичан поразили не храмы и даже не их размеры, а эротическая скульптура. Она и сейчас, в наше либеральное время, даже и после сексуальной революции, смущает. А как же были возмущены англичане того пуританского века! Британские учёные стали писать о моральном разложении индийского общества, что, по мнению некоторых, и привело к завоеванию Индии сначала мусульманами, а потом британцами.

женщина закрыла лицо ладонями, ей стыдно, пояснил гид

Так ли, нет ли, не знаю, но действия, запечатленные в «фигурках» (как называл их Виджай), мягко говоря, удивляют. Всем мыслимые и немыслимые сексуальные позы изображены без всякого стеснения. Виджай объясняет это просто: местный раджа много воевал, ему нужны были солдаты. Вот он и повелел изобразить, как нужно делать этих солдат в большом количестве. Но чем тогда объяснить сцену, в которой женщина спаривается с собакой (как прокомментировал Виджай: «мужчины ушли на войну»).

Ну, а воин вдали от жены утешается с лошадью. Правда, на картинке с собакой женщину потом судят. То есть, это нельзя.

Так или иначе, нравы древних индийцев, судя по картинкам, были, ну, очень вольные.

И ведь изображено всё это на храмах, куда ходили, да и сейчас ходят молиться. И не только взрослые, но и дети. Может, в отсутствии ханжеских предрассудков дети росли с правильным взглядом на мир, мораль и место секса в жизни? Непонятно.

Но факт есть факт, эти изображения сделаны не в современном порнографическом журнале, а в древности и на стенах священных храмов.

В общем, впечатление от западной группы храмов двойственное. Храмы замечательны, оформление красивое, но содержание спорное.

После посещения музейных храмов гид сводил меня в расположенный рядом, за забором, действующий храм. Ничем особым он мне не запомнился.

Восточная группа храмов

После посещения западной группы храмов меня отвезли в восточную. Храмов там гораздо меньше. Она находится под управлением джайнистов, которые и переделали сохранившиеся храмы под свои нужды. А, может, эти храмы и раньше принадлежали этой вере. В статье в википедии, посвящённой Каджурахо, сказано, что там 3 храма принадлежат джайнистам, три – индуистам. Я различий не заметил.

джайнистские пророки

Сохранилось там немного. Это в основном фундаменты или часть стен. Остальное – новодел. Это сразу видно, новое специально сделано из светлого материала, а старые мастера делали свои храмы из тёмного камня.

индийская горгулья

Стены старых построек покрыты фигурками, очень похожими на те, что я уже видел в западной группе. Только эротических изображений тут почти не было.

Лишь один храм целиком старинный.

Жрец сопроводил меня внутрь этого храма. От тёмного, освещаемого только фонариком, пространства осталось впечатление магической таинственности. Да ещё крыса (или какой-то похожий зверёк) при нашем появлении убежала по статуям куда-то вверх и скрылась. Настоящий индийский храм.

Есть ещё южная группа храмов, но туда меня не возили.

После посещения храмов меня привезли в непременную мастерскую, где современные мастера изготовляют копии храмовых «фигурок» или что-то подобное для продажи туристам. Я сразу сказал, что покупать ничего не буду. Но посещения всё равно не избежал.

Порадовала скульптура «бога» в чёрных очках. Кого-то он мне напомнил.

Я в Индии искал, в первую очередь, подлинной индийской архитектуры, без внешних влияний, и ждал от неё очарования невероятного. Как в своё время я был очарован , который хоть и в Камбодже, но тоже индуистский.

И Каджурахо меня не разочаровал. Было, как в описаниях: монументальные древние индийские храмы, эротическая скульптура, иллюстрирующая кама-сутру, и даже больше. Около Каджурахо мне за отдельную плату даже показали каньон и кусочек джунглей. Я остался очень доволен этой экскурсией в некогда затерянное, но теперь всемирно известное место.
и

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и

Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

) статьёй . Где чуточку расскажем и во множестве покажем места в Индии, где всё ещё сохранились более менее в целостности такие вот храмы.

Храмы любви в Индии расположены во множестве в храмовом комплексе Каджурахо — древнем заброшенном городе, который стоял, поглощённый джунглями, на протяжении столетий. Чему и обязана его сохранность по сравнению с более доступными аналогами.

Впервые наш город Каджурахо, как столица государства Чанделла, упоминается в записях Абу Рихан аль-Бируни, арабского путешественника начала XI века. Хотя достоверных сведений о времени постройки не сохранилось, считается, что храмы были воздвигнуты в период с 950 по 1050 г.г. нашей эры, в правление династии Раджпутов, когда Каджурахо становится религиозным центром государства.

Во времена последующего мусульманского завоевания Индии множество индуистских храмов было разрушено, но Каджурахо сохранился до наших дней, хотя из первоначальных 85-ти сооружений в целости пребывают лишь 22.

По предположениям историков, храмовый комплекс уцелел благодаря тому, что жители Каджурахо, опасаясь вторжения с севера афганских племен, покинули город в XIV веке, службы прекратились, и постепенно джунгли поглотили и сам город, и подступы к нему.

Лишь в 1838 году британский военный инженер Д.С. Барт случайно открыл эту уникальную группу храмов. В настоящее время монументы безупречно восстановлены, но раскопки на месте бывшей столицы Чанделла продолжаются по сей день.

Храмы Каджурахо поражают воображение:

  1. И многочисленностью скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность зданий.
  2. И филигранностью работы: формы тела, позы, движение, мимика выполнены поистине потрясяюще, а прорисовка деталей удивительна для столь величественных сооружений.
  3. И разнообразием изображенных сюжетов: здесь и бытовые зарисовки, и батальные композиции, и различные животные, и, конечно, прекрасные эротические сцены, выполненные с редкой, поразительной откровенностью и мельчайшей детализацией.

О происхождении и предназначении храмов спорят и по сей день.

Нельзя не упомянуть местную легенду, рассказывающую о появлении этих сооружений с изящными чувственными скульптурами. В далекие времена в Каджурахо жила прекрасная девушка Эмавати, дочь брамина. Однажды вечером она купалась в реке Рати. Бог Луны увидел юную красавицу, и воспылав к ней страстью, соблазнил ее.

От этого союза был рожден ребенок, названный Чандраварманом. Но Эмавати была отвергнута родными и вынуждена была скрываться в густых джунглях, где она вырастила сына, став для него не просто матерью, но и учителем во всех житейских делах.

Именно этот мальчик стал со временем основателем великой династии правителей Чанделла (вероятно, убив всех обидчиков мамы — или, судя по барельефам, не убив…), и во имя своей матери он построил множество храмов, воспевающих силу человеческой страсти, красоту женщины и величие любви.

Насколько правдива легенда, неизвестно, но точно можно сказать лишь, что храмы группы не принадлежат к какой-либо одной религии. Некоторые из них посвящены Вишну, некоторые Шиве, другие Джайне Тиртанкарасу, однако общность архитектуры и композиции говорит о том, что это все-таки единый комплекс.

Так что смотрим, как умели древние, и завидуем 🙂

Или же, как говорит Ошо Раджниш:

Каджурахо не сравнимо ни с чем. В мире сотни тысяч храмов, но ни одного подобного тому, что можно увидеть в Каджурахо. Всё в храмах Каджурахо таинственно. Должно быть, для создания каждого из них потребовались сотни лет и тысячи мастеров. Я никогда не встречал ничего, что можно назвать настолько совершенным. Даже Тадж-Махал имеет свои недостатки, Каджурахо - нет. Более того, Тадж-Махал это только прекрасная архитектура; Каджурахо - это вся философия и психология Нового Человека. Я пытаюсь, чтобы его красота стала отблеском сердец моих саньясинов. Не только красота каменных статуй, но красота человеческой реальности. Красота людей, которые способны любить, которые действительно настолько живы, что заражают этой полноценностью жизни весь мир.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post152287092/

Около тысячи лет назад возле небольшой деревни Кхаджурахо цари из династии Чандела построили 85 храмов невероятной красоты и изящества. До наших дней дошли всего 25 из них, и они образуют один из самых великолепных храмовых ансамблей Индии.

Построенные в невероятном порыве творческой энергии, храмы Кхаджурахо, прославляющие радость жизнь во всех ее проявлениях, входят в число самых удивительных шедевров мирового искусства. С 1838 года, когда храмы были обнаружены европейцами, их посетили и продолжают посещать путешественники, художники и исследователи. Храмовый комплекс считается одним из семи чудес Индии, а в 1986 году он был внесен в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Прежде всего храмы Кхаджурахо рассказывают нам о религии, эротике и радости бытия. Эти древние шедевры архитектуры известны своими эротическими скульптурами, которые стали предметом для бесконечных споров и интерпретаций. Эротические горельефы Кхаджурахо составляют неотъемлемую часть художественного наследия этого грандиозного комплекса.

И хотя Кхаджурахо известно во многом благодаря эротической скульптуре, такие композиции составляют менее десятой части всех изображений. Фигуры, представленные в движении, живые, теплые, бесконечно изящные и чувственные, воплощают единение с природой и смысл человеческого существования.

Храмовый комплекс Кхаджурахо

Кхаджурахо было бы обычной деревней, каких не счесть в Центральной Индии, если бы не его исключительное культурное наследие в виде храмового комплекса, который выдвигает это местечко на передний план мировой культуры и архитектуры.

При правлении царей из династии Чандела, которые владели этой местностью с IX по XIV века нашей эры, здесь процветала исключительная архитектурная школа, чьи идеи и мастерство нашли свое воплощение в храмах Кхаджурахо.

Комплекс, окружающий деревню, занимает территорию около 21 квадратного километра и представляет собой один из красивейших и загадочных памятников Индии. Считается, что 85 храмов, из которых в той или иной степени сохранилось всего 25, были построены за два с небольшим столетия, примерно с 900 г. до 1125 г. нашей эры.

Храмы Кхаджурахо – это кульминация североиндийского стиля культовой архитектуры нагара. Они богато украшены великолепными горельефами тончайшей работы, которые считаются шедевром индийского искусства. Стены храмов сплошь покрыты изображениями богов, богинь, божественных существ, украшенны растительными и символическими орнаментами. Здесь и стражи сторон света дикпалы, и небесные танцовщицы апсары, и небесные нимфы сурасундари, и добрые духи видьядхары, и музыканты гандхарвы, ганы – помощники Ганешы и влюбленные пары в процессе майтхуны – тантрического секса.

Совершенство скульптуры подчеркивается сочетанием мягкого цвета песчаника всевозможных оттенков от светло-желтого до розового, и глубины фона, что создает особую игру света и тени.

Стены храмов внутри и снаружи украшены фризами, где как в калейдоскопе сменяют друг друга сцены из жизни богов и простых смертных – религиозные ритуалы, музыкальные представления, воинские сражения, процессии, церемонии, придворная жизнь, животные, влюбленные пары и простые бытовые сюжеты. Это настоящий гимн жизни, запечатлевший в камне всю палитру ее красоты и многообразия.

История Кхаджурахо

Название «Кхаджурахо» происходит от слова «каджур» — финиковая пальма, которые в изобилии произрастают в здешних местах. По легенде, древние ворота Кхаджурахо были украшены золотыми финиковыми пальмами. Этот регион известен с древних времен, и до 400 века до н.э. носил название Ватса, в Средние века – Джеджабхукти, а после XIV века стал называться Бунделкханд. В IX веке здесь возвысилась династия правителей Чандела, которые принадлежали к раджпутскому клану Луны.

В эпической поэме индийского поэта Чанд Бардая, жившего при дворе правителя Дели и Аджмера «Сказание о Притхвирадже» есть красивая легенда о легендарном прародителе династии Чандела. Она гласит, что бог луны Чандра как-то увидел Хемавати, юную дочь брахмана, купающуюся в бассейне. Очарованный красотой девушки, Чандра спустился на землю и соблазнил ее. Когда Хемавати забеременела, Чандра велел ей удалиться в глухую деревушку Кхаджурахо. Хемавати покинула отчий дом в Каши (ныне Варанаси), где родила божественного мальчика Чандравармана.

Чандраварман вырос настоящим героем. Так, в 16 лет он голыми руками победил льва, и с тех пор эмблемой Чандела стало изображение юноши, побеждающего льва. Этот сюжет довольно часто встречается среди скульптур Кхаджурахо. Со временем Чандраварман стал великим царем и основал королевскую династию Чандела.

Историки же считают, что Чандела происходят из местной народности гондов. Их родовые владения включали в себя Махобу, Аджайгарх, Каланджар и Кхаджурахо, который был культурной и религиозной столицей их госудаства с IX по XII века н.э.

Чандела были прозорливыми политиками, талантливыми воинами и покровителями искусства и архитектуры. Они многократно расширили свои владения, добились независимости своего государства и в свое время остановили нашествие мусульманской армии тюрков Махмуда Газневи. В принадлежащих им владениях Чандела построили множество прекрасных фортов, дворцов и храмов, но ни один из них не превзошел Кхаджурахо по красоте и величию.

По всей вероятности, строительство религиозного комплекса близ Кхаджурахо началось в период правления Харшадевы (900-925 г.г.), который построил первые храмы Чаусатх Йогини и Лалгуан Махадева. Его преемник и сын Ясоварман (годы правления 925-950) был могущественным правителем. По его приказанию был возведен храм, посвященный Вишну, известный сейчас как храм Лакшмана, который был невероятно сложным архитектурным творением для того времени.

Сын Ясовармана Дханга (правил в 950-1002 годах) во время своего правления объединил королевство Чандела, сделав его самым могущественным государством на севере Индии. Он был не только талантливым государем, но и большим поклонником искусств. Именно Дханге Кхаджурахо обязан самыми прекрасными из сохранившихся храмов — Вишнаватхой и Паршванатхой.

Надписи, сделанные в Каджурахо в период правления Дханги, являются бесценным источником исторических сведений об этой эпохе. Одна из надписей, найденных в Вишнаватхе, датирована 1002 годом – годом смерти Дахнги. В ней упоминается название «Кхаджур-вахака», что, очевидно, было исконным названием Кхаджурахо.

Во время мирного правления сына и наследника Дханги Ганды (1002-1017 г.г.) были построены храмы Вайшнава (ныне Джагадамби) и храм Чхитрагупта, посвященный богу Солнца.

В 1017 году Ганду сменил на троне его сын Видьядхара, 12 лет правления которого стали периодом максимального расцвета и могущества государства Чандела. За годы, которые он провел на троне, Видьядхра одержал множество славных побед, в том числе остановил натиск мусульманского войска под предводительством Махмуда Газневи. Именно Видьядхра построил самый большой храм Кхаджурахо Кандарья-Махадева, посвященный Шиве.

После его смерти политическое значение Кхаджурахо постепенно начало снижаться. Последние Чандела теряли завоёванные территории одну за одной, пока в 1202 году все их земли не оказались под властью Делийского султаната. Однако строительство храмов не прекращалось до середины XII века, а Кхаджурахо оставался религиозным центром региона вплоть до XIV столетия.

Арабский путешественник Ибн Батута посетил местность под названием Каджарра в 1335 году. В его хронике упоминается огромное озеро, окруженное храмами со статуями, поврежденными мусульманами. Это озеро существует поныне и называется Кхаджурасагар. Оно расположено в 800 метрах от западной группы храмов, которые, скорее всего, образовывали центр старого города.

К XVI веку Кхаджурахо очевидно утратил свое значение и превратился в неприметную деревушку, затерянную в джунглях. Когда британцы обследовали эту местность в 1818 году, деревня лежала в руинах. Мир ничего не знал об изумительных храмах, пока в 1838 году инженер британской армии капитан Берт случайно не обнаружил таинственные сооружения, продираясь через джунгли. Похоже, что удаленность Кхаджурахо от крупных городов и дорог сослужила добрую службу этому месту, защитив его от полного разрушения.

Храмы Кхаджурахо – микрокосмос человека

Первые индуистские храмы представляли собой простую платформу с крышей или даже без нее. Позже, в период Гупта (3-5 в.в. н. э.), архитектура храмов постепенно начала усложняться, и сформировались каноны, в соответствии с которыми велось строительство культовых сооружений. Тогда появились основные элементы – квадратное святилище и портик с колоннами. Позже добавился обход вокруг главного святилища и цоколь с колоннами, вход в который, как правило, предварялся портиком. Форма крыши, плоская изначально, изменялась, в ее конструкции появлялась многоярусная надстройка – шикхара, характерная для северных храмов.

В Средние века в Индии появились «Шилпашастры» — трактаты, посвященные индуистской храмовой архитектуре и иконографии. Храм стал микрокосмом, моделью мироздания, символом Абсолюта. Каждая часть здания имеет особое значение, но все вместе они составляют неделимое целое, символизирующее единство Вселенной.

Храм строится на массивном каменном основании – адистхане, поверх которого расположена еще одна платформа – джагати. Основание символизирует алтарь, на который как жертва богам возлагается само здание. Святая святых храма, куда допускались только священнослужители храма, называется «гарбагриха». Это небольшое темное помещение со скульптурой божества, которое находится под высокой башней пирамидальной формы, увенчанной шпилем, – шикхарой. Для молитвенных собраний верующих предназначается большой молельный зал – мандапа, соединенный с гарбагрихой небольшим вестибюлем – антаралой. Вход в мандапу предваряется портиком – ардха-мандапой. Элементы храмов могли различаться в зависимости от эпохи строительства и культурного влияния соседних регионов, но основополагающие принципы были едины и строго соблюдались архитекторами.

Храмы Кхаджурахо – типичные образцы северной школы Нагара, которая отличается высокой шикхарой округлой формы, сужающейся кверху. Планировка храмов включает в себя гарбагриху, мандапу, ардха-мандапу и антаралу, каждая из которых увенчана собственной пирамидальной крышей. Все вместе они образуют единое целое, постепенно увеличиваясь по высоте от самой низкой крыши над портиком до самой высокой – шикхары над святилищем. Центральная шикхара символизирует мифический пик Меру, небесное царство Брахмы, или священную гору Кайлас, обитель Шивы.

Все шикхары Кхаджурахо как бы наклонены внутрь. Такой эффект создается за счет небольших шикхар, примыкающих к основной башне и устремленных вверх, к небесам. Каждый уровень плавно переходит в следующий, что символизирует рост, обновление всего сущего, бесконечную смену миров. Этот эффект дополнительно подчеркивается амалаками – дисками в форме окружности с ребристыми краями, которые пересекают вертикальные линии башен. Шпили шикхар оканчиваются калашами – сосудами с нектаром бессмертия амритой.

Храмы Кхаджурахо построены на высоких цоколях и окружены открытыми галереями. В самых больших храмах Кхаджурахо – Кандарья Махадева, Лакшамана и Вишванатха – также есть прадакшина, обходная галерея вокруг святилища, а мандапа имеет четыре боковых выступа с окнами для вентиляции и освещения, благодаря которым храм имеет форму двойного креста.

Архитектура святилища полна сакрального смысла: шикхара включает в себя семь вертикальных выступов нага, символизирующих единый восходящий аспект всего сущего, – такой тип шикхар называется «саптаратха», а по горизонтали оно разделено на семь уровней-выступов сапта-баба, которые отражают многообразие нисходящих уровней сущего. Внутри и снаружи храмы богато декорированы орнаментами и многочисленными скульптурами, которые кажутся живыми и динамичными благодаря контрасту света и тени, придающему фигурам объем и пластичность.

Скульптура: эротика и религия

Своей всемирной славой храмы Кхаджурахо прежде всего обязаны изумительной скульптуре, которая гармонично дополняет архитектурный замысел своих создателей. Творение средневековых архитекторов, созданное в порыве невероятного вдохновения, вошло в список самых прекрасных шедевров Индии.

Строители Кхаджурахо не использовали раствор: все каменные блоки уложены друг на друга и соединены особой системой выступов-консолей, что требует большого мастерства и точного расчета. Каждую глыбу тщательно отбирали, освящали, обрабатывали и только потом устанавливали на место.

Песчаник, из которого построены почти все храмы Кхаджурахо, прекрасно подходит для обработки и позволяет скульптору создавать мельчайшие детали – капли воды, ногти, пряди волос, морщины на коже.

Индуистский идеал красоты строго формализован, все религиозные скульптуры подчиняются канонам, изложенным в Шилпашастрах. Лицо должно быть «круглым как куриное яйцо», глаза — миндалевидными, напоминающими по форме рыбу. Лоб сравнивали с согнутой дугой лука, брови — с листьями мелии, подбородок – с косточкой манго, а ступни и ладони — с цветком лотоса, талию же предписывалось изображать тонкой как у осы, тогда как грудь и бедра – пышными и округлыми.

Скульптурные изображения Кхаджурахо

Кхаджурахо часто называют «храмами любви» или даже «храмами Камасутры», но на самом деле стены Кхаджурахо повествуют о гораздо большем, чем плотская любовь и эротика. Темы скульптурных изображений можно условно разделить на пять групп.

  • Изображения богов и богинь

Каждый храм посвящен определенному божеству, чей образ установлен в главном святилище. В соответствии с канонами, образы этого божества встречаются на фризах, опоясывающих внешние стены. Обычно божество изображено в сопровождении супруга или супруги, полубогов, дикпал, видьядхар, гандхарв, кумар и прочих мифических существ.

  • Сцены из повседневной жизни

Здесь представлены изображения военных баталий, охоты, процессии и ритуалы, придворная жизнь и бытовые сцены.

  • Животные и мифические звери

На стенах храмов можно найти лошадей, обезьян, попугаев, верблюдов. С особой любовью выполнены фигуры слонов – главной опоры армии в средневековой Индии. Нередко встречается изображение воина, сражающегося со львом – герб династии Чандела. На нескольких барельефах можно увидеть шардулу – мифическое животное, символизирующее борьбу знания с невежеством, которое обычно изображалось с нижней половиной тела лошади, а верхней – льва, слона, кабана и даже попугая.

  • Геометрические и цветочные мотивы

Используются для украшения стен, колонн и потолков внутри зданий как обычные декоративные элементы либо имеют символическое значение.

  • Влюблённые пары и женские фигуры

Наполненные чувственностью и эротизмом, именно эти изображения придают Кхаджурахо его утонченную красоту и очарование. Пары, занимающиеся любовью, прекрасные апсары и сурасундари изображены с огромным изяществом и мастерством. Сцены плотской любви встречаются только на внешних стенах храма, тогда как апсар и сурасундари можно встретить повсюду – в мандапе, на стенах галереи и на фризах, опоясывающих храмы снаружи. Они отражают жизнь женщины во всех ее проявлениях и застают ее за повседневными делами, несущую кувшины с водой, расчёсывающую волосы, танцующую или играющую на музыкальных инструментах, подкрашивающую глаза.

Теоретическая трактовка изображений

С середины XIX века, когда о Кхаджурахо узнали европейцы, появилось немало теорий по поводу эротических скульптур, украшающих храмы, которые с точки зрения западного человека были абсолютно неуместны на стенах религиозного сооружения. Капитан Берт, первым обнаруживший Кхаджурахо, назвал эти скульптуры «в высшей степени непристойными и отвратительными», а Каннингэм, который составил первое подробное описание храмового комплекса, счел их «неприличными до отвращения». Немного позже, в начале XX века, историки попытались найти объяснение изобилию скульптурного декора и расшифровать смысл изображений.

В действительности, скульптурное изображение майтхуны – ритуального соития — появилось в Индии более 2000 лет назад, возможно, как отражение древних культов плодородия. Самые ранние изображения относятся к периоду Сунга (II-I в.в. до н.э.), а впоследствии они стали характерными для школ Амравати и Матхура.

Еще со времен Ригведы (XVI-XV веке до н.э.) мифы о сотворении мира проникнуты эротизмом. Согласно Упанишадам, конечная цель человека – мокша, освобождение от материального воплощения, единение атмана – человеческой души и Параматмана – высшей души, основой всего сущего. Древняя философская система Санкхья проповедует дуальность Вселенной, состоящей из двух начал — Пракрити (материи, изначальной первопричины всего сущего), и Пуруши (духа). Пуруша олицетворяет мужское начало, неподвижного созерцателя постоянных изменений Пракрити – женского начала. Воссоединение Пракрити и Пуруши, представленное как сексуальный союз мужчины и женщины, является символом мокши.

Позже эти идеи нашли свое отражение в Тантре – мощном религиозном движении, которое было широко распространено среди последователей буддизма и индуизма в VIII-XIV в.в. Тогда как ортодоксальный индуизм придавал особое значение сознательному отказу от физического и эмоционального наслаждения, тантризм пропагандировал контролируемое чувственное удовольствие, которое сравнивали с хождением по лезвию ножа. Сексу не только придавали сакральное значение, более того, он стал религиозным ритуалом.

Тантрический секс (майтхуна) в его изначальном понимании является завершением ритуала панчамакара, или «пять М», включающего в себя пять частей: мадья (алкоголь), мамся (мясо), матьса (рыба), мудра (поджареные зерна) и майтхуна (половой акт). Ритуал панчамакара был доступен немногим посвященным и проводился под строгим контролем. Его целью было не получение плотского наслаждения, а духовное совершенствование и достижение самадхи – особого состояния просветления.

Шакти почитается во всей Индии под разными именами, каждое из которых олицетворяет один из ее аспектов, как светлые, созидающие, так и темные, разрушительные. Шакти – источник вселенской энергии, активизирующий созидательную силу Шивы, его творческая часть. Этот аспект Шивы выражается физическим союзом мужчины и женщины как образом акта сотворения мира.

Индийская литература, как светская, так и религиозная, полна сексуальных аллюзий и эротических пассажей. Кама – желание и удовлетворение — провозглашалась одной из целей жизни в священных индуистских текстах Смрити, и ее получение считалось один из шагов на пути к освобождению от круговорота перерождений и смертей. Некоторые средневековые ответвления индуизма верили, что бхога (чувственное наслаждение), как и йога, является одним из способов достичь освобождения, поэтому сексу придавалось церемониальное значение.

По одной из версий, эротические сцены на стенах храмов являются иллюстрациями к Камасутре, трактатом философа и ученого Ватьсьяяны, жившего предположительно в IV веке. Согласно другой теории, фривольные барельефы служили для проверки, насколько чисты помыслы входящих в храм.

Однако сакральное искусство не призвано сосредотачиваться на преходящем; оно фокусируется на вечном. Храмы Кхаджурахо представляют собой бессмертное наследие, которое отражает широкий взгляд на бытие и радость мироздания. Жизнь, которая священна для индусов, запечатлена на древних стенах не просто как существование, а как один из аспектов Божественной Сущности.

Вряд ли мы когда-либо узнаем, какими были истинные причины, но несомненно одно — изображение духовного и чувственного блаженства посредством великой силы искусства, в символах, формах и изображениях, чья жизненная энергия, динамичность и выразительность граничит с совершенством, объединяет мирское и божественное.

Западная группа храмов

По расположению храмы Кхаджурахо принято делить на три группы – западную, восточную и южную.

Самой известной является западная группа, она наиболее посещаема туристами во многом благодаря храму Кандарья Махадева, который считается самым значимым объектом комплекса Кхаджурахо. Храмы этой группы находятся в прекрасном парке к северу от озера Шив Сагар. Сооружения расположены близко друг к другу и, возможно, такое компактное расположение объясняется тем, что в давние времена они стояли на берегу священного озера, описанного в XI веке арабским путешественником.

Самый древний из храмов Кхаджурахо Чаусат Йогини (вторая половина IX века) почти не сохранился. Руины храма расположены в 400 метрах к югу от Кандарьи Махадевы и представляют собой четырехугольник, образованный маленькими квадратными святилищами, каждое из которых увенчано пирамидальной крышей. Перед храмом находится сильно разрушенное святилище Ганеши. В отличие от более поздних храмов, сложенных из песчаника, при строительстве Чаусатх Йогини использовался гранит.

Вараха (около 900-925 г.г.) расположен напротив храма Лакшмана и представляет собой небольшой четырехугольный павильон с пирамидальной крышей, возведенный на платформе. Внутри святилища можно увидеть изображение Варахи, третьей инкарнации бога Вишну, в которой он принял образ вепря, чтобы спаси мир. Статуя вепря покрыта 674 затейливыми фигурами богов и богинь, а между его ногами на пьедестале изображен змей Шеша – олицетворение вечности. Потолок павильона в форме лотоса с тремя рядами лепестков, представляющий собой образчик искусной работы мастеров, один из лучших в Кхаджурахо.Лалгуан Махадева (около 900 года) также относится к раннему периоду, когда планировка храмов и их оформление были просты и сильно отличались от роскошных храмов поздней эпохи. Лалгуан Махадева сооружен уже из двух видов материала – он стоит на высоком гранитном основании, а для строительства шикхары использовали песчаник. Храм находится в 600 метрах к западу от Чаусат Йогини, где когда-то было озеро Лалгуан, по которому проходила западная граница города.

Матангешвара (около 900-925 г.г.) – единственный в Кхаджурахо действующий храм, о чем свидетельствует флаг на его крыше. Он находится за пределами огороженной территории комплекса неподалеку от храма Лакшмана. Храм стоит на высокой платформе, а попасть внутрь можно по крутым ступеням с восточной стороны. Три стороны храма украшены балконами с выступающими карнизами, а четвертая – красивым портиком над входом.

Главная особенность Матангешвары – огромный лингам около 2,5 метров высотой и почти 1 м в диаметре, символ животворящей силы Шивы.

Лакшмана (около 930-950 г.г.) расположен неподалеку от озера Шив Сагар, в самом сердце плотной группы храмов, которая включает в себя самые знаменитые объекты Кхаджурахо. Лакшмана – первый из числа храмов, построенных в период расцвета Чандела. Он построен королем Ясоварманом и посвящен богу Вишну.

Этот храм относится к типу панчаятана (храм с пятью святилищами). Дополнительные святилища, окружающие главный храм, меньше его по размеру и проще по планировке, но каждое из них также украшено панелями с искусной резьбой. Храм стоит на высокой платформе, его вход ориентирован на восток.

Барельефы, опоясывающие террасу, пожалуй, самые впечатляющие из всех скульптур Кхаджурахо. Прежде всего они известными своими откровенными сюжетами на эротические темы. Барельефы повествуют о военных кампаниях Чандела, о процессиях и ритуальных представлениях, о повседневной жизни того времени, изображают животных, прекрасных женщин, божественных существ, эротические сцены.

Вход в храм венчает великолепная резная арка макара-торана с головами морских чудовищ. К святилищу ведет мандапа с колоннами, каждая из которых покрыта изображениями, символизирующими восемь сект Тантры. По углам находятся консоли с великолепными фигурами апсар, одними из прекраснейших в Кхаджурахо. Вход в святилище оформлен искусной резьбой, изображающей многочисленные аватары Вишну в виде рыбы, черепахи, вепря, льва, и Наваграх – девять небесных планет-божественных существ. В центре святилища расположена статуя четырехрукого Вишну с тремя головами, человеческой, львиной и кабаньей.

Вишванатха (1002 г.) был построен на берегу когда-то существовавшего озера Дхугаван. Посвящен Шиве и носит одно из его имен: Вишнаватха – Господь Вселенной. Согласно надписи на входном портике, храм был возведен правителем Дхангадевой.

Фасады храма и его основание покрыто барельефами с процессиями людей и животных и любовными сценами. Ниши цоколя содержат изображения Саптаматрик (Семи Божественных матерей), Ганеши и Вирабхадры. Внутри храма можно полюбоваться изумительными образцами скульптуры Кхаджурахо – парами, занимающимися любовью, девушкой с фруктами и попугаем, матери с ребенком, сурасундари, играющей на флейте. Потолок прекрасной работы украшен цветами.

Напротив восточного фасада находится открытый павильон Нанди , посвященный священному быку Шивы, с его великолепной статуей.

Небольшой храм Парвати (около 950-1000 г.г.), что находится к юго-западу от Вишванатхи, сильно пострадал от времени. Портик не сохранился, а само святилище удалось восстановить. Храм лишен привычных скульптурных декораций за исключением нескольких оригинальных изображений, оформляющих дверной проем. Внутри павильона есть образ Гаури, одной из форм богини Парвати.

Построенный на отдельной платформе храм Читрагупта (начало XI века) единственный в Кхаджурахо и один из немногочисленных храмов в Северной Индии, посвященный богу Солнца Сурье. По своей архитектуре этот храм весьма похож на Деви Джагадамби, построенный несколькими годами ранее.

Внешние стены храма покрыты резьбой прекрасной работы. Здесь можно найти дикпал, сурасундари, любовные сцены из жизни богов и простых смертных, а на южном фасаде расположено великолепное изображение Вишну с одиннадцатью головами, символизирующими его десять воплощений. Храм опоясывают три яруса резных панелей, на которых запечатлены сцены охоты, битвы слонов, строители, переносящие камни. Планировка храма традиционна и состоит из входного портика, зала с двумя боковыми нефами, вестибюля и святилища с богато украшенным входом, в котором находится прекрасный образ Сурьи на колеснице, запряженной семью лошадями.

Деви Джагадамби (начало XI века) стоит на одной платформе с Кандарьей Махадева. Изначально храм был посвящен Вишну, но сейчас в нем находится образ Парвати, Властительницы мира. Образ не является оригинальным, но относится к тому же периоду, что и храм.

Деви Джагадамби построен по тому же плану, что и Читрагупта. Храм известен превосходной резьбой по камню, одной из лучших в Кхаджурахо. Среди изображений можно встретить всю индуистскую троицу в их различных воплощениях, очаровательных сурасундари и множество эротических сцен. Их сложные позы, полные изящества, чувственная красота тел, лица, выражающие глубокое сосредоточение, ставят скульптуру Деви Джагадамби в один ряд с лучшими творениями стиля Чандела.

На террасе между храмами Деви Джагамби и Кандарья Махадева находится полуразрушенный храм Шивы (XI век), от которого сохранилась только часть, которая служила входом в святилище, и предваряющий ее портик.

Кандарья Махадева (1025-1050 г.г.), посвященный Шиве, считается вершиной мастерства скульпторов и архитекторов стиля Чандела, непревзойденным шедевром по своему масштабу, планировке и декоративному оформлению. Это не только самый изысканный, но и самый большой храм в комплексе – высота его шикхары составляет 31 метр, и возвышается он на трехметровой платформе. Шикхару окружают 84 башенки, которые, сплетаясь в единое целое, образуют собой суперструктуру, которая выглядит невероятно сложной, но при этом полной гармонии. Очертания храма, с его постепенно увеличивающимися по высоте башнями, воспроизводят священную гору Кайлас, окруженную гималайскими горными хребтами.

Массивное здание храма с бесчисленными скульптурами могло бы показаться пестрым нагромождением камней, если бы не изумительные архитектурные решения, благодаря которым объем строения, разделенный внизу горизонтальными линиями, становится все более легким и устремленным вверх, что достигается вертикальными линиями башенок и выступов на шикхаре и куполах над мандапой и ардха-мандапой.

Планировка храма, классическая для стиля Нагара, включает в себя четыре части, каждая из которых увенчана отдельным куполом. Это портик с колоннами, зал-мандапа, «святая святых» храма гарбагриха и вестибюль, соединяющий гарбагриху с мандапой. Храм стоит на постаменте и имеет обходную галерею с выходами на балконы.

Из-за горельефов и орнаментов, которыми плотно покрыты стены храма, он кажется сказочной шкатулкой, обтянутой тончайшим кружевом. Резные потолки, изумительной красоты макара-торана, вырезанная из единого камня, украшающая портик, три ряда горельефных фризов на стенах храма поражают богатством деталей и выразительностью. Вход в святилище, где установлен мраморный лингам, декорирован великолепными резными изображениями мифических животных, апсар и речных богинь Гагни и Ямуны. В нишах стоят изображения Шивы.

Внутреннее убранство храма соперничает с внешним по роскоши и красоте. Стены Кандарья Махадевы внутри и снаружи украшены 800 скульптурами, изображающими богов и богинь, дикпал и сурасундари, охотников и воинов, артистов и акробатов, молящихся людей и божественных существ. Эротическая скульптура сосредоточена на южном и северном фасадах, а также в проходе между святилищем и мандапой.

Восточная группа

Восточная группа храмов включает в себя семь храмов – четыре джайнских и три брахманских. Также в этой группе можно увидеть сильно перестроенный джайнский храм Шантинатх , возведенный на древнем постаменте. Храмы расположены вокруг деревни Кхаджурахо и возле озера Нинора.

Брахмы (около 900 г.) представляет собой простое сооружение квадратной формы с портиком и святилищем. Храм ошибочно приписывается Брахме; на самом деле он посвящен Вишну, о чем свидетельствует его образ на обрамлении дверного проема. Как и другие ранние храмы, он построен из гранита и песчаника.Вамана (около 1050 – 1075 г.г.) посвящен пятому воплощению Вишну в образе карлика-брахмана. Храм представляет собой образец зрелого стиля Чандела. Храм имеет традиционную планировку, включающую в себя портик, мандапу с трансептами, вестибюль и святилище. Внешние стены украшены двумя фризами со скульптурными изображениями, в том числе чувственными сурасундари, однако эротическая скульптура здесь не представлена. В святилище находится образ четырехрукого Ваманы и главных индуистских богов – Брахмы, Вишну и Шивы.

Паршванатха (середина X века) – самый значительный из джайнских храмов Кхаджурахо по своему размеру и художественным достоинствам. По-видимому, изначально храм был посвящен Адинатхе – первому тиртханкаре, духовному учителю джайнов, достигшему просветления. Сейчас в святилище находится черная статуя Паршванатхи, которая была установлена только в 1860 году.

Храм имеет вытянутую форму с выступами на двух концах – входной портик на восточной стороне и дополнительное святилище на западной. Скульптурное обрамление храма великолепно, от трех рядов горельефов на внешних стенах до искусного декора дверного проема. Храм известен прекрасными женскими фигурами, изображениями танцоров и музыкантов и небесных существ. Хотя храм принадлежит джайнской религии, в его оформлении присутствуют многочисленные вайшнавистские сюжеты – эпизоды из легенды о Кришне, Рама, Сита и Хануман, другие индуистские боги в разных воплощениях и их супруги.

Адинатха (вторая половина XI века), расположенный рядом с Паршванатхой, относится к группе джайнских храмов. Он представляет собой оригинальную шикхару с вестибюлем; портик же был пристроен значительно позже. Стены храма опоясаны тремя рядами горельефов с изображениями сурасундари, летающих видьядхар, танцоров и музыкантов.

Небольшой храм Джавари (примерно 1075-1100 г.г.) примечателен своими гармоничными пропорциями, которые достигаются высокой, устремленной вверх шикхарой, и изящной макара-тораной, украшающей портик. Храм посвящен Вишну, чей поврежденный образ без головы находится в главном святилище.

Гхантай (конец X века) получил свое название от орнамента в виде колокольчиков, которым декорированы элегантные колонны. Храм почти полностью разрушен, сохранились лишь входной портик и мандапа с четырьмя колоннами, чьи потолок и соединяющий их дверной проход украшены утонченной резьбой.

Южная группа храмов

Южная группа представлена двумя индуистскими храмами, которые находятся на некотором отдалении от основных достопримечательностей. Это наиболее поздние строения в комплексе Каджурахо времен эпохи Чандела.

Чатурбхудж (около 1100 г.) был построен, когда расцвет династии Чандела остался позади, а искусство, как и само государство, уже начинало приходить в упадок. Хотя стены храма и украшены традиционными тремя рядами горельефов, фигуры стереотипны и лишены выразительности. Однако в святилище храма стоит замечательное скульптурное изображение Шивы высотой 2,7 метров, которое выступает предметом споров исследователей – некоторые из них предполагают, что статуя изображает бога Вишну.

Название храма Дуладео (около 1100-1150 г.г.) означает «священный жених». Храм посвящен Шиве, чьи многочисленные изображения и лингам украшают гарбагриху. Дуладео – последнее творение Чандела в Кхаджурахо, в котором чувствуется закат блестящей эпохи. Храм щедро декорирован, но ему недостает жизненной силы и глубины образов, которыми славится Кхаджурахо.

Для того чтобы насладиться архитектурными шедеврами Кхаджурахо, а не мучаться от жары или проливных дождей, то свой визит лучше планировать в период с ноября по март. Дорога от Дели прямым поездом займет около 11 часов.

Чтобы осмотреть все храмы потребуется не меньше двух дней. А чтобы наверняка все успеть рекомендуем воспользоваться услугами «авторикш».

Комплекс открыт с 9 утра и до 5 вечера. Вход в каждый храм необходимо оплачивать отдельно.

Каждый год в феврале здесь проходит Фестиваль танца, но даты меняются и необходимо заранее планировать посещение Кхаджурахо, чтобы получить дополнительные впечатления от фольклорных выступлений.

Инфраструктура деревни довольно хорошо развита и найти номер в гостинице не должно составить труда, но все же лучше забронировать номер заранее, так как в разгар туристического сезона сюда приезжают сотни туристов.

Индийский храмовый комплекс Каджурахо в настоящее время является одним из памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально, храмов было около 85, но до нынешнего времени, дошло только порядка 30. Те храмы, которые уцелели, как не странно находятся в хорошем состоянии и это несмотря на то, что около 1000 лет они не были посещаемы. Если этот комплекс сравнить с храмами, которые расположены в Ориссе, то становится ясно, что они являются уникальными строениями, ведь у них нет привычных ограждений, которые обычно бывают у таких построек., хотя они построены на высотах.

Стены храма с внешней стороны, украшены человеческими формами, которые демонстрируют любовные утехи. Этот комплекс очень часто называют храм любви. И это неспроста. Каждая человеческая скульптура выполнена в каком-то пульсирующем, жизненном тонусе. Каждая фигура, каждый жест и то, как они выполнены, делают данное место уникальным. Слаживается такое ощущение, что в каждой фигуре имеется жизнь, она пропитана ею. Просто невероятно, что такое можно сотворить из камня – нужно быть уникальным мастером своего дела, чтобы вонзить в камень душу. К примеру, на башне Shikhara, имеются плавные линии, которые придают ей очень элегантный силуэт. Они имеются практически на всех башнях, но, несмотря на это, все храмы отличаются друг от друга.

Главное, что их всех объединяет – это эротизм. По этому поводу, имеется несколько версий, почему именно такой стиль был выбран. Главной является такова, что эротические скульптуры – это соединение мужского и женского начала, что так популярно в буддизме. Еще одно предположение, которое так же имеет право на жизнь – это сексуальный опыт человека, который сливается с божественными чувствами. Некоторые археологи предполагают, такой факт, что раз эротика изображена на наружных стенах, а внутри отсутствует, то это своего рода предупреждение. Они считают, что нельзя входить в храм, если на уме имеются плотские желания.

Как бы там не было, здесь есть на что посмотреть. Кстати, еще одно популярное название этих дворцов - обитель любви, а один из самых красивых храмов этого комплекса - храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Наиболее важные храмы комплекса, расположены на севере комплекса. Всего их 12 штук. Наиболее крупный из них храм Шивы в Индии. Он несет на себе воздушные вибрации, которые великолепно продумал архитектор, который работал с ним.

Сам комплекс, можно смело назвать Камасутрой, которая высечена на камне. Изучить каждую скульптуру стоит очень тщательно, чтобы не упустить важного момента, который хотел донести людям создатель храмов. Со всех стран ежегодно сюда съезжаются множество людей, которые желают увидеть это необычное творение человеческих рук, ведь такого больше нигде не увидишь. Добраться сюда, вам не составит огромной сложности, ведь в Индии каждый знает, где расположен этот комплекс.

К юго-востоку от Дели, второго по величине города Индии, на расстоянии около 620 км, находится удивительный храмовый комплекс Кхаджурахо, включённый по инициативе ЮНЕСКО в список объектов, являющихся мировым наследием. Глядя на него, складывается впечатление, что он вырван из контекста современного мира и видится нам из глубины веков. Этот эффект создаёт первозданная природа, окружающая со всех сторон храмы Кхаджурахо, и даже дикие звери, появляющиеся иной раз из чащи леса.

Вопросы, не получившие ответов

Архитектурный комплекс Кхаджурахо сосредоточен на площади 21 км² и состоит из 25 построек, возведённых в период IX-XII века. Известно, что когда-то в древности здесь находилось не менее 85 храмов, но в ходе проведённых раскопок большую часть из них восстановить не удалось. Тем не менее остатки их фундаментов дают представление о расположении всех некогда существовавших здесь построек.

Которых представлены в статье, порождают у исследователей множество вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы. Прежде всего вызывает недоумение тот факт, что здесь были обнаружены только храмы и не нашлось никаких следов светских построек.

Куда исчезло окружавшее храмы царство?

Если территория Кхаджурахо являлась частью некоего царства (а иначе и быть не могло), то куда в таком случае исчезли руины дворцов его правителей и тех построек, в которых селились жители? Трудно предположить, что столь многочисленные храмы были возведены в отдалённом и необитаемом районе страны. Кроме того, нельзя даже с полной уверенностью сказать, что храмы Кхаджурахо имели лишь сугубо религиозное назначение.

Эти и многие другие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного исторического документа, способного пролить свет на деятельность храмов, возведённых среди девственных лесов Индии. И тем не менее определённую информацию о них удалось получить на основании результатов археологических раскопок и общих сведений об истории этого государства, породившего одну из древнейших мировых цивилизаций.

Религиозный центр династии Чанделла

Само название Кхаджурахо происходит от санскритского слова kharjura, означающего в переводе «финиковая пальма». Первое упоминание об этой местности встречается в записках арабского путешественника Абу Рихан аль-Бируни, посетившего её в начала XI века. В них он представляет её как столицу государства, созданного правителями династии Чанделла, происходившими из древнего рода Раджпутов.

Несмотря на то что документальных подтверждений периода создания храмов Кхаджурахо не сохранилось (о чём говорилось выше), существует мнение, что их постройка относится к периоду между 950-1050 гг. нашей эры, поскольку именно в этот исторический отрезок территория, на которой они расположены, являлась религиозным центром государства, которым правила династия Чанделла, тогда как их административная столица помещалась в городе Калинжаре, находившемся в 100 км к юго-западу.

Храмы, затерявшиеся во времени

На основании раскопок установлено, что храмовый комплекс, сооружавшийся на протяжение целого столетия, изначально был окружён высокой каменной стеной с восьмью воротами, украшенными золотыми пальмами. Большое количество золота было использовано и для отделки фасадов, а также внутренних помещений храмов, но всё это великолепие было разграблено во время мусульманских вторжений, неоднократно повторявшихся в течение XII-XIV вв.

В XIII веке династия Чанделла утратила свои позиции и была вытеснена иными правителями. Вместе с ней потеряли свою значимость и воздвигнутые при них храмы Кхаджурахо. В Индии того периода стали активно возводиться новые религиозные центры, тогда как прежний был забыт и на несколько веков стал достоянием буйно разросшегося вокруг него тропического леса. Лишь в 1836 году древние постройки, а точнее, руины, сохранившиеся на их месте, были случайно обнаружены военным инженером британской армии, капитаном Т. Бертом.

Прекрасная Хемавати

История, как известно, не терпит пустоты, отсутствие документальных сведений всегда возмещается легендами. Одна из них повествует как раз о возведении лесных храмов, а заодно и объясняет, почему в их скульптурном оформлении едва ли не доминирующее место занимает эротическая тематика.

Так вот, легенда рассказывает, что когда-то в древнем городе Каши (нынешний Варанаси) жил некий священник-брахман по имени Хемрадж, и была у него дочь невиданной красы, которую звали Хемавати. Однажды ночью, найдя на берегу реки укромное место, скрытое от посторонних глаз, она решила искупаться. В своей наготе дева была столь прекрасна, что бог Луны Чандра, любовавшийся ею из-за тучки, воспылал страстью и, низринувшись с небес, соединился с ней в любовном порыве.

Эта ночь, наполненная высокими чувствами, закончилась для девицы беременностью и страхом перед всеобщим осуждением, которому неминуемо подвергалась любая брахманка, допустившая внебрачную связь пусть даже с небожителем. Бедняжке ничего не оставалось, как по совету своего любовника Чандры покинуть дом и родить ребёнка в отдалённой глухой деревне Кхаджурахо. На свет появился мальчик, названный Чандраварманом.

Откуда появились храмы Кхаджурахо?

История, начавшаяся любовным приключением, привела Хемавати в глухие джунгли, куда она была вынуждена удалиться со своим незаконнорожденным сыном. Там она стала для него не только матерью, но и гуру (наставницей). (отец мальчика) предсказал, что в будущем он станет царём ─ основателем династии и, достигнув могущества, построит 85 храмов, на стенах которых будут изображены сцены любви, плодом которой он является. Именно так всё и произошло. Чандраварман вырос, стал царём, основал династию Чанделла и положил начало строительству храмов, украшенных многочисленными эротическими композициями.

Шедевры безымянных зодчих

Возведённые почти тысячу лет назад храмы Кхаджурахо, фото которых лишь в общих чертах способны дать представление об их величии и красоте, подобны космическим кораблям пришельцев, опустившимся среди густых лесов Центральной Индии. Вблизи каждый из них поражает филигранной утончённостью работы древних мастеров и в то же время создаёт впечатление, что он высечен из единого монолита божественной рукой неземного ваятеля.

Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, что характерно для зодчества многих районов мира, где этот материал добывается в достаточном количестве, но в данном случае особенность построек состоит в том, что древние строители не пользовались раствором. Соединение отдельных блоков осуществлялось исключительно за счёт пазов и выступов, что требовало высокой точности расчётов.

Загадки древних технологий

Храмы Кхаджурахо, особенности архитектуры которых включают в себя множество столбцов и различных архитравов (выступов, бордюров и т. д.), возводились с использованием технологий, неизвестных современным строителям и заставляющих их строить самые фантастические предположения. Дело в том, что многие детали конструкции, высеченные из единого камня, имеют вес, достигающий 20 т, и при этом они не только подняты на значительную высоту, но и установлены с поразительной точностью в предназначенные для них пазы.

Наружный вид храмов

Даже общее описание храмов Кхаджурахо позволяет убедиться в том, что они по своему архитектурному решению значительно отличаются от прочих культовых построек той эпохи. Каждый из них возведён на высокой каменной платформе строго ориентированной по сторонам света. На углах платформ установлены меньшие по размеру святилища, представляющие собой башни-купола, называемые шикхарами. В целом же такая композиция напоминает вершины некой горной цепи, на которой обитают боги.

Устройство внутренних помещений храмов

Внутрь любого из храмов можно попасть через продолговатый проход, богато декорированный каменной гирляндой, составленной из объёмных изображений мифических животных, растений и любовных пар. Сразу за ним располагается мандала ─ своего рода вестибюль, также богато украшенный барельефами. Кроме того, его убранство состоит, как правило, из резного потолка и нескольких колонн или пилястр ─ вертикальных выступов стены, имитирующих своим видом колонны.

Из мандалы посетитель проходит в центральный зал, называемый «маха ─ мандала». Он занимает собой весь внутренний объём здания, и в центре него обычно размещается квадратное возвышение с колоннами, за которым находится вход в святилище. Попав в эту главную часть храма, можно увидеть установленную там статую или лингам (символическое изображение) того божества, в честь которого возведено всё сооружение.

Самой большой и знаменитой постройкой комплекса, включающего в себя 25 сооружений, является храм, носящий название Кандарья Махадева. Его центральную часть, поднятую вверх на высоту 30 м, окружают 84 башенки, высота которых уменьшается по мере их удаления от центральной оси. Это гигантское по своим размерам святилище украшают 900 скульптур, равномерно распределённых по его поверхности.

Необычайно насыщенно орнаментированы и платформы, окружённые балюстрадами с рельефными изображениями мифических и реальных персонажей, а также многочисленных сцен охоты, труда и повседневного быта людей той давней эпохи. Однако в большинстве композиций доминирующими являются различные эротические сюжеты, из-за чего храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо нередко называют «Камасутрой в камне».

Храмовый комплекс, ставший символом веротерпимости

Весьма примечателен тот факт, что объединённые общей архитектурной концепцией храмы Кхаджурахо не являются принадлежностью только одной какой-либо религии или отдельного её направления. Здесь, на площади 21 км² прекрасно уживаются внешне схожие между собой святилища последователей шиваизма, джайнизма и вишннуизма. Однако большинство из них посвящены индуизму, впитавшему в себя традиции и учения различных философских школ индийского субконтинента.

Все храмовые постройки Кхаджурахо расположены таким образом, что составляют три отдельные группы ─ южную, западную и восточную, удалённые друг от друга на расстояние нескольких километров. Существует гипотеза, что в таком их размещении заложен некий сакральный смысл, непонятный современным исследователям. На подобную мысль наталкивают сооружения храмового комплекса Анкор Ват в Камбодже и мексиканского храма Солнца.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!