Горькая правда о тридцатилетних. Одно из мнений казахов о калмыках

Я думаю это самое объективное мнение о калмыцко-казахских отношениях. Джунгары — союз многих племен и казахских в том числе. Только вот история распорядилась так что нас разорвали два мощных государства Китай и Россия. У нас даже вера была одна Тенгрианство. Да и внешность у казахов особенно Астанинских ближе к калмыкам нежели к их родичам киргизам. Есть много родов с калмыцкими корнями. Да и Абылай — хан был Чингизидом, т.е. монгольских кровей. Вот интерьвью одного казахского историка. Так что казахи вам судить верить ли в официальную версию казахстана советских времен, либо верить народному мнению сформированному историей двух народов.

— Джамбул, а что заставило вас увлечься калмыцкой темой? Какая-то легенда, поразившая ваше воображение? Или осознание того, что многое, касавшееся калмыков, было неверно интерпретировано?

— В центральном Казахстане есть памятник архитектуры калмыков 17-18 веков — Кентский дворец, казахи называют его Кызылкенчским. Там есть развалины старого ламаистского монастыря. Мне, еще студенту, рассказывали местные старики, что в этом дворце останавливалась Эдрежеп, дочь Аюки-хана. Эдрежеп была выдана замуж за правителя восточных калмыков (джунгарских). Аюка-хан отправил ее в сопровождении 40 батыров. Когда они дошли до наших гор, они вынуждены были остановиться в Кызылкенче. Остались на зиму, и легенда казахская гласит, что они и построили этот монастырь. Я студентом буквально воспринимал эти сказания. Уже потом выяснил, что у Аюки-хана действительно была дочь, но звали ее Сетерджаб; действительно она была выдана за джунгарского правителя Цеван-Рабдана и в самом деле провела зиму в Кызылкенче в 1697 году. Одно не сошлось — буддийский монастырь был построен гораздо раньше, в середине 17 века. Думаю, что его построил ойрат Кунделен-тайши, хошеутовский правитель. У казахов есть термин «ойлоут» — это не хошеуты ваши, интересно? Дербетов, торгутов мы так и называли, а вот для хошеутов нет названия. А ведь это было многочисленное племя, их было больше, чем торгутов.

— Сюда, на Волгу, пришла малая часть хошутов, и сейчас их потомки составляют около полутора десятка родов.

— Мне было бы интересно с ними встретиться, записать их легенды и предания. А что касается вашего вопроса, действительно, в официальной истории было много неверных постулатов. Как представитель молодого поколения казахских историков, я должен был заявить о своих позициях; может быть, поэтому я был более других принципиален в отстаивании своей точки зрения. Я считал и считаю, что в 18 веке основными противниками казахов и калмыков являлись Россия и Китай. Как мне кажется, я это осознал раньше других наших историков. Кандидатскую диссертацию защитил по этносоциальной структуре казахского общества в 19 веке. Тема докторской — казахский этносоциум 18 века.

— Интересно, о чем вы беседовали с калмыцкими коллегами?

— Во многих вопросах мы единомышленники. Но должен сказать, до приезда сюда я несколько иначе представлял себе калмыков.

— Расскажите об этом, пожалуйста.

— В последние месяцы я был очень занят деканскими заботами и археологическими раскопками. Поэтому попросил молодых своих коллег собрать материал по калмыкам, появившийся в 90-е годы. Их вывод был таков: калмыки — довольно обрусевший народ, у которого с родным языком большие проблемы; нам будет трудно найти в современной России калмыкоязычных калмыков; традиции у вас в республике в большом «загоне». Исходя из этого, на многое мы и не рассчитывали. А здесь, к большому своему удивлению, я обнаружил живую развивающуюся культуру и науку. И получил большой положительный эмоциональный заряд. Я чрезвычайно рад этому.

— Это радость друга.

— Да. Кроме общения с коллегами, я был на концерте, в музее. Здесь царит национальный дух, за которым стоит государственная политика. Калмыки не потерялись в современный период — в такой пучине репрессий. Как этот стотысячный народ сумел сохранить себя — поражает и удивляет. То, что заложили ваши предки, Зая-пандита, оказалось мощным фундаментом. Ведь на протяжении веков ваше положение в Российском государстве — очень сложное в историческом плане, даже маргинальное. И в этих условиях еще и развиваться — дорогого стоит. У такого стойкого народа, несомненно, есть будущее.

Я услышал здесь великолепную живую калмыцкую речь из уст прекрасных ораторов, один из них и, может быть, лучший — замминистра образования Бадма Салаев. Строй его калмыцкой речи просто восхищает.

— Давайте поговорим о далеком прошлом, о «начале начал» калмыцко-казахских отношений — это где и когда?

— Я спрашивал своих коллег, сохранились ли здесь легенды об Аблай-хане, Огуз-хане. Увы, параллелей не прослеживается. По нашим устным преданиям, казахи, калмыки, ногайцы и некоторые другие народы происходят от единого родоначальника, предка. А разделила их религия. Казахи и ногайцы приняли ислам, калмыки и монголы — буддизм. Это стало границей.

Да, казахи приняли ислам в середине 14 века, но мы ведь говорим о преданиях.

Вчера слушал концерт Калмыцкого национального оркестра, звуки домбры калмыцкой напомнили мне звучание казахской домбры. И песни ваши более схожи с казахскими, чем с монгольскими.

— Вы хотите сказать, что калмыкам ближе казахи, чем монголы? Это новость, во всяком случае, для меня…

— Конечно, языки разные. Но многое, на мой взгляд, говорит о том, что мы имеем какие-то общие корни.

— Тем не менее, между нашими народами в историческом прошлом были и конфликты. Как этот период интерпретирует казахская историческая наука?

— Официальная историческая наука и художественная литература Казахстана очень отрицательно относятся к калмыкам. Образ калмыка, как вечного врага, присутствует в нашей истории и литературе.

В письменной исторической литературе это стало ярко проявляться с 30-х годов 20 века. В устной традиции образ калмыка несколько иной, он не обязательно имел враждебные черты.

— С чем связано то, что в период формирования советской казахской исторической науки стал культивироваться образ врага-калмыка?

— Трудно сказать что-то определенное. Надо было, видимо, именно так интерпретировать историю 17-18 веков, и была поставлена задача перед казахскими историками, среди которых, кстати, в 30-ые годы профессионалов-то и не было. Репрессии уничтожили тех, кто получил хорошее образование еще до революции.

Глубинных каких-то причин для вражды между нашими народами не было. Нет оснований считать, что в обозримом историческом пространстве два народа, казахи и калмыки, имели глубокие корни для затяжной вражды.

Калмыцкие уроки — исход 1771 года, депортация 1943-го…
Были походы, миграция кочевого народа на запад, на юг… Проходя через казахские земли, калмыки не ставили целью уничтожение казахов. Например, ойратский Галдан-Церен в 1741 году взял в плен Аблай-хана, продержал его два года и отпустил. Причем обставил это весьма торжественно и даже выдал за Аблай-хана дочь Хучун Мергена Топуш-ханум. Если бы Галдан-Церен хотел уничтожить казахов, первым делом он ликвидировал бы Аблай-хана.

— Да, для казахов Аблай-султан — знаковая фигура.

— Именно. И Галдан-Церен это прекрасно знал. Калмычка Топуш-ханум родила Аблаю сыновей, оставивших след в казахской истории, в том числе Косум-терима, который был отцом последнего официального казахского хана Кенесары. Его «поднимали на белом войлоке». Кенесары — последний хан, который боролся за независимость Казахского ханства, и он был внук знатной калмычки.

Следующий пример. В конце первой половины 18 века, когда Джунгарское ханство оказалось в окружении врагов, когда цинский Китай и халха-монголы делали все для уничтожения Джунгарии, Аблай-хан спас Амурсану, последнего правителя Джунгарии, дал ему убежище.

— А теперь скажите мне, Джамбул, почему по казахским источникам ойрат, хойтский князь Амурсана — казах?!

— Да, в наших легендах утверждается, что Амурсана нес в себе казахские гены. Не знаю, почему. Вообще, знаменитый Амурсана — неудачник. Правитель Джунгарии, на которого ойраты возлагали большие надежды. С Казахским ханством он поддерживал хорошие отношения, очень помогал казахам, но и казахи платили ему тем же. Казахам ослабление Джунгарии не было выгодно. Джунгария была «буфером» между Казахским ханством и Китайской империей. Казахи, скажем прямо, боялись китайцев, причем не в какой-то особо опасный период своей истории, а всегда. Страх этот сохранился надолго. Ойраты ощущали себя иначе перед лицом огромной мощи Китайской империи. Своими землями, войсками они прикрывали восточные границы Казахского ханства. Так что Амурсане казахи помогали не столько из личных симпатий, сколько из политических соображений.

Амурсана в период своего противостояния с цинским Китаем был национальным героем для казахов. Мы гордимся тем, что наши предки не выдали Амурсану китайцам. Даже когда цинские войска стали угрожать военным противостоянием, казахи стояли на своем. И казахи многим рисковали.

— Не прошло и 20 лет после тех событий, как калмыки в 1771 году во главе с Убаши ушли из России в Китай на свою историческую родину. Шли через казахские земли, и печальные воспоминания о том, что казахи терзали набегами растянувшиеся на многие километры калмыцкие обозы, остались в памяти как синьцзяньских, так и волжских калмыков. Великолепно обученная калмыцкая конница была немногочисленной, а казахи избрали тактику партизанских наскоков небольшими группами. Многих и многое потеряли в походе калмыки. Оттого печальны песни, посвященные тому периоду.

— И у казахов есть исторические песни, предания на эту тему. Это тоже очень «тяжелые» песни. 1771 год, великий исход калмыков на историческую родину, из одной империи в другую, — страшный поучительный пример, урок для казахов. «Вот видишь, как разрушилось Калмыцкое государство? Видишь, как из-за тесноты, из-за отсутствия земель калмыки уходят на восток? Видишь, как они страдают, как они голодают, как умирают их дети…». В казахских исторических песнях описывается страшная картина, и поход этот объясняется исключительно ошибкой Убаши.

Мы считаем, что калмыки дошли до Балхаша, это центральный Казахстан, без больших потерь. У Балхаша разделились — одна группа пошла по южному берегу озера, другая — по северу, по казахскому берегу. Так вот, группа, которая шла по северному пути, по казахским землям, полностью дошла до Джунгарии. А была уничтожена южная группа, которая шла через киргизские земли. Именно эта версия содержится в наших преданиях.

Да, были стычки, столкновения у воинов Убаши с казахами. Но нельзя забывать, что Аблай-хан так и не дал генерального сражения калмыкам…

Есть предание, что калмыки подарили Аблай-хану белую юрту в знак мира. И тогда как будто Убурхаджи (великий казахский жрец) сказал Аблаю: «Аблай-хан, калмыки не поднимают против тебя оружие. Ты прости их (за вторжение?), и дай пройти через наши земли».

— А у калмыков сохранилось убеждение, что именно казахи сильно досаждали Убаши-хану во время перехода…

— Во всяком случае, казахи, судя по фольклору, в заслугу себе не ставят это. Наоборот, убеждены, что, избери Убаши северный путь от Балхаша, потерь у калмыков не было бы. А набеги отдельных групп были. Но не по приказу хана. Просто был соблазн легкой добычи, видимо.

— Пропустим без малого два века и перенесемся в наши времена. Когда калмыков сослали в 43-м году, в Казахстане калмыкам было легче выжить, чем, допустим, в Сибири. Мы помним это.

Официальная история — одно, отношения между народами — другое. Казахам, наверное, должны быть благодарны и другие сосланные народы, например, чеченцы. Казахам вообще свойственна терпимость. Сильны были традиции гостеприимства. К тому же историческое самосознание у казахов было очень развито, и, как мне порой кажется, нет казаха, не числящего среди своих предков калмыков. И здесь ни при чем официальная интерпретация казахско-калмыцких отношений в 17-18 веках.
— Ну, много девушек поворовали казахи…

— Еще в 18 веке великий Бухара-жырау, рапсод, акын, учил: «Надо (в качестве дров) использовать колючку; пусть женой у тебя будет калмычка; пусть воинами у тебя будут казахи. Если ты возьмешь в жены калмычку, не прервется твой род в этом восьмигранном мире… Полулежа в своей почетной юрте, думай об этом и размышляй…».

— Как казашки реагировали на такие речи?

— Уезжаю сюда, в Калмыкию, в командировку, жена говорит: не привезешь ли калмычку? Установка мощная, конечно.

Я рос в среде, где сохранились старые предания. Один из моих предков отправился в поход против калмыков и вернулся с добычей. А в те времена самой дорогой добычей были калмыцкие девушки и мальчики-подростки. Девушка, ладно, она должна стать женой казаха. А вот мальчика должны взять в семью и воспитать как казаха, как сына. Существовал специальный ритуал принятия калмыка-подростка в семью. Этот обряд был разработан только для калмыцких детей.

Вообще у казахов много ритуалов, легенд и преданий, где фигурируют только калмыки. Ни один другой народ столь явно не присутствует в устном народном творчестве казахов. Это тоже повод размышлять, анализировать.

Расскажу об одном таком ритуале. Например, семья хочет усыновить калмыцкого мальчика, чтобы он стал частью рода. Совершается небольшой набег на калмыцкие кочевья именно с этой целью — пленить мальчика. Приводят его домой. Режут барана. Мальчику дают в руки берцовую кость, несколько мужчин приподнимают юрту, и мальчик должен проникнуть в юрту ползком с берцовой костью в руках с одной из сторон юрты. После этого глава семьи произносит: этот мальчик теперь мне сын и держит он эту кость и т. д.

Если большая патронимия, род то есть, хочет принять в сыновья калмычонка, проводился другой обряд. Я не знаю, куда, в какие времена это уходило корнями, но ритуал своеобычный, конечно. Казахская старуха становилась возле юрты и приподнимала подол своей большой юбки и мальчик с костью в руках проползал под юбкой в юрту. Ну, а если глава рода хотел закрепить усыновление так, чтобы ни у кого не возникало сомнений, он вообще выстраивал колонну из сорока бабушек. Это полная гарантия усыновления.

— Интересно, для чего вообще это делалось?

— Это надо анализировать. Я расскажу о своей прапрабабушке. Были две пленные калмычки, одна красивая, другая некрасивая. Когда мой предок возвратился в свой аул, красивую сразу взяли в жены. А вторую девушку он предназначил в жены своему младшему брату, совсем мальчишке. Подросток уперся — не хочу вообще жениться. Заперли его с калмычкой на три дня в юрту. Так они поженились. Родила жена-калмычка ему пятерых сыновей. Я — потомок третьего сына. 250 лет прошло с тех пор, но воспоминания остались. Например, про то, как друзья мужа калмычки приходили в гости и подшучивали над ней: ты, мол, калмычка, но почему-то некрасивая. Моя прапрабабушка парировала: что вам надо от меня, мои глаза — мой старший сын, мой нос — второй сын и т. д. Причем тут красота, когда у меня пять сыновей? Действительно, женщина, родившая и воспитавшая пятерых сыновей, она пользовалась огромным уважением и почетом. Перечить ей не решались вообще.

Я в детстве слышал все эти рассказы — например, про то, как она старилась. Правнуки пошли уже, представьте, какое это было количество потомков от пятерых сыновей. Кто-нибудь что-то стащит у нее, а найти виновника не может — такая куча-мала. Мне в детстве порой напоминали, что я — с калмыцкой кровью. Особенно, если подерусь.

— Как вы считаете, вам удалось сказать новое слово в науке?

— Может быть, мне удалось привести в соответствие с историческими реалиями образ калмыков в казахской литературе. Может быть, я «сломал» этот образ вечного врага. Не скажу, что создал взамен исключительно положительный образ, но, полагаю, моя оценка роли калмыков в казахской истории более объективна.

Современный Казахстан: чем отличается Сити Чесс от Астаны?
— А чем вы объясните то, что в калмыцком фольклоре казахи как недруги вообще не проходят? Тем более в «Джангаре». Впрочем, и другие народы тоже не называются врагами. В ойратском эпосе есть просто враг — без национальной окраски.

— Да? Интересно, а вот в наших эпосах, эпосах других центрально-азиатских народов речь обязательно идет о противостоянии с калмыками. Главный враг — калмыки. Ногайцам очень не повезло с калмыками в историческом плане. Ведь калмыки разгромили Ногайскую орду, и до сих пор ведь нет у них административного центра. Их государственность на этом и закончилась.

Очень много в Казахстане родов с калмыцкой родословной, и в названиях сохранилась приставка «калмах». Сколько выдающихся казахов вышли из этих родов. Первый наш космонавт Тохтар Абакиров, философ, доктор технических наук Агжан Машаров, человек, который открыл для казахов имя Аль-Фараби. Много еще имен.

— Расскажите об Олжасе Сулейменове. Казахи всегда гордились им. И даже тем, что он сопротивлялся официозу советской науки в застойные брежневские времена.

— Да, в 80-х годах, впрочем, и сейчас, казахскую нацию действительно олицетворял Олжас Сулейменов, как у вас Кугультинов. Мы когда говорим о калмыках, прежде всего подразумеваем Давида Никитича, и наоборот. Сейчас, правда, мы знаем и о Кирсане Илюмжинове. Мы отслеживали его шахматную эпопею. Но казахов мало интересовало то, что сочиняла о нем московская желтая пресса. Мы понимали всегда, что Илюмжинов многое делает для того, чтобы мир знал о калмыках. А ваш народ немногочисленный; чтобы выжить в этом мире, надо, чтобы о вас все знали. Все остальное — лирика.

Олжас Сулейменов — выдающийся наш деятель. Ему немногим за 60 лет. Его нет дома, и, честно признаюсь, нам, молодому поколению, не хватает его присутствия в жизни современного Казахстана. А в советские годы он действительно, по мнению Москвы, совершил преступление: поставил кипчаков вровень с великим русским народом. И действительно его защитил первый секретарь Казахского ЦК КПСС Кунаев. Сейчас Сулейменов — посол Казахстана в Италии. У нас шутят: когда-то Аттила завоевал Рим, а сейчас — Олжас. Он ведь остается флагманом казахской культуры и по сей день. Хотя в последние годы мы ощущаем оживление казахской культуры. Думаю, в недалеком будущем у нас появятся национальные лидеры в области духа, равные Сулейменову.

— За 10 прошедших лет Казахстан выработал свою национальную идеологию?

— А когда бывшие республики Средней Азии стали называть себя центральноазиатскими? И почему?

— Понятие «Центральная Азия» мне, например, нравится больше. Произошло это в 90-е годы, когда точно, не могу вспомнить. Недавно сдал в типографию свою книгу под названием «Истоки и история кочевых обществ Евразии в калейдоскопе веков и тысячелетий». Эта книга — ответ на ваш вопрос.

— А сколько у вас вообще книг?

— Написал и издал около 20 книг. Пишу больше, чем выступаю. Монография «Казахское общество в 19 веке…», учебные пособия по истории Казахстана 19 века, «Этнос и общество 19 века». По заказу подготовил трехтомник по истории казахов, с 15 века начиная. Есть у меня художественные вещи, научно-популярного плана, скорее всего. Я пишу их на казахском языке. Издается серия «История Казахстана: взгляд в профиль». Писал и для нее. Интересуюсь историей казахских родов, племен и так далее. Написал книгу о казахско-калмыцких отношениях в 17-18 веках.

— Казахи — мусульмане. Вы ощущаете на себе влияние исламского фактора в международных отношениях?

— Мы осуждаем на государственном уровне терроризм, но считаем, что афганскому народу нужно помогать вовсе не бомбардировками. На смену талибам могут прийти более страшные силы. Для Казахстана представляет опасность усиление миграции с юга, со стороны этого государства. Идут афганцы, таджики, казахи, которые жили в Афганистане (интервью бралось осенью 2001 года — ред.). Это очень нежелательный поворот событий для Казахстана.

— Ваши пожелания калмыцким ученым, с которыми хотели бы установить рабочие контакты?

— Успехов, таких же, каких достигли у нас — Чокан Валиханов, Номто Очиров — у вас. Это прекрасные примеры для нас, историков. А также — осознания того, что наши труды будут оценены потомками. Сегодняшние трудности — это временно. Всемерно готов поддержать калмыцких ученых, которые будут заниматься этногенезом калмыков и казахов в общем историческом контексте.

О Дне независимости и уроках Желтоксана рассуждает первый Председатель Верховного Совета Республики Серикболсын АБДИЛЬДИН

— Вас, Серикболсын Абдильдаевич, в народе считают человеком, стоявшим у истоков многих исторических перемен и гражданином, излагающим свою позицию без какой-либо ретуши. Какие чувства испытываете, когда идет речь о дне независимости?

— Борьба за независимость присуща всем нациям, народам и государствам. Казахи и Казахстан — не исключение. Наши предки веками боролись за защиту своей земли и национальных признаков. Немало патриотов сложило головы в этой борьбе. Стремление к независимости не есть национализм. Словосочетание независимый Казахстан у меня вызывает чувства гордости и уверенности. Этот день мне ярок еще тем, что по воле судьбы я оказался первым гражданином страны огласившим принятие Закона “О государственной независимости Республики Казахстан” и подписавшим Постановление Верховного Совета Республики Казахстан о введении в действие данного судьбоносного акта.

— Какие значимые события предшествовали дню провозглашения независимости Казахстана?

— Декабрь 1991 года был насыщен политическими событиями. Если говорить о внутренней политике в системе власти, то 1 декабря был переизбран народом первый Президент Казахской Советской Социалистической Республики Н.Назарбаев, избранный на данный высокий государственный пост 24 апреля 1990 года Верховным Советом КазССР. Выборы президента проведены без альтернативы. В день инаугурации вновь избранного президента 10 декабря 1991 года на утреннем заседании Верховный Совет принял решение об изменении названия страны – Казахская Советская Социалистическая Республика переименована в Республику Казахстан. В этот же день на вечернем торжественном заседании во дворце им. Ленина Верховный Совет ввел в высшую государственную должность всенародно избранного Президента уже Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Постановления по этим вопросам подписывал я, в должности и.о. председателя Верховного Совета Республики. А на следующий день, 11 декабря избран первый Председатель Верховного Совета Республики Казахстан на альтернативных началах. Из шести претендентов на этот высокий по значению второй государственный пост был избран ваш покорный слуга. 10 декабря поменяли название республики, 11-го избрали председателя ВС, а 16-го — провозгласили независимость государства. Так я оказался на гребне исторических перемен в жизни страны.

— А что происходило, Серикболсын Абдильдаевич, вне Казахстана в канун принятия закона о государственной независимости?

— История так распорядилась, что ко времени принятия закона о государственной независимости Казахстана мы остались одни. Россия, Белоруссия и Украина подписали 8 декабря 1991 года Беловежское соглашение о распаде СССР, а до этого все союзные республики провозгласили свою суверенность. Даже при этой ситуации, нельзя сказать, что закон о независимости у нас прошел “автоматом”, было предметное обсуждение каждой статьи данного проекта 14, 16 декабря. Среди всех законов, принятых Верховным Советом 12 созыва (их было около 300), акт торжественного провозглашения государственной независимости Казахстана есть и остается, несомненно, важнейшим днем в многовековой истории древнего Казахстана и в судьбе его многонационального народа.

— Прошло 15 лет с того исторического момента. Как Вы оцениваете пройденный путь?

— Конечно, люди ожидали лучшего, надежды большинства не оправдались. Мы сильно упали как материально, так и морально. По сей день объем промышленной и сельскохозяйственной продукции не достиг уровня 1990 года. Значительно сократилась численность населения. Общество разделилось на богатых и бедных, свирепствует коррупция в структурах государственной власти. Я бы не хотел омрачать этот святой день 16 декабря – День Независимости. Напротив, пользуясь случаем, просил бы наших читателей, всех соотечественников принять мои поздравления и пожелания, чтобы впредь каждый житель Казахстана пользовался всеми благами и богатствами своей Родины, как независимый, гордый, свободный и счастливый гражданин! Разумеется, для этого необходимо добиться изменения системы политической власти, избрания порядочных сынов и дочерей в структуры народовластия.

— На всей территории бывшего СССР крушение союзного государства ассоциируется с декабрьскими событиями в Алма-Ате. А как вы оцениваете ту ситуацию?

— В моем понимании объективная оценка любых событий или явлений возвышает их значимость, а искажение истины — наоборот. Связывать сокрушение СССР с одними декабрьским событиями было бы легкомысленно. Тем более, демонстранты тогда о выходе из состава Союза, о государственной независимости Казахстана не обронили ни одного слова. Им и были вручены лозунги – “Мы за ленинскую национальную политику!”, “Каждому народу – своего руководителя!” и т.д.

— Как вы расцениваете сегодня уроки и значение этого массового выступления молодежи против диктата властей?

— Прежде всего, положительно то, что на зов проявить протест против диктата верховной власти того периода откликнулась молодежь, в начале небольшой группой, а затем из-за неопытности и грубости органов правопорядка по принципу “пошли, там наших бьют” стихийно обросли колонны. Думаю, такого хода событий не предполагали и сами подстрекатели.

Во-вторых, для того, чтобы сегодня извлечь уроки из того массового выступления нужны познания достоверных причин и источников этого феномена, повторившегося по сути через 70 лет после тургайского восстания. Я не следователь и не участник кровавых декабрьских событий. Скорее всего, я близок к “пострадавшим”. Дело в том, что в те дни работал в здании Казгосагропрома, что на площади им. Брежнева. И мне в первые минуты помощник показал в окно, как с транспарантами появилась группа людей на площади. А затем мы видели все ужасы этого кровопролития. После разгона митингующих началась разборка. К нам поступила команда уволить ни в чем неповинных сотрудников агропрома, которые попадали в объектив при входе и выходе из здания. Я ни одного человека не увольнял. Позднее получилось, как в отместку, меня самого освободили с должности министра и направили послом (постпредом) в Москву, опять же для сглаживания конфликтов, возникших из-за алма-атинских событий, и налаживания контактов с Центром.

В ЦК КПСС (у Мищенко Н.Ф. – зав.сектором Казахстана отдела оргпартработы) меня ознакомили с материалами декабрьских событий, собранными для обоснования известного постановления ЦК КПСС о казахском национализме. Материалы были многотомными, разного объема, якобы доказывающими развитие национализма и поддержку этой политики руководством Казахстана. Выходя из кабинета, Николай Федорович закрывал меня под ключ, говоря, что эти материалы совершенно секретные от соответствующих органов…

— Сер-ага, получается, что в Алма-Ате вы видели разгон демонстрантов, а в Москве ознакомились с томами по этим событиям. Следовательно, вы один из очевидцев?

— Не только видел и ознакомился… В Москве наряду с основными функциями Постпредства нам приходилось заниматься с 64 вузами, где учились студенты-казахстанцы. Чтобы иметь тесную связь с молодежью, организовали при Постпредстве домбровый оркестр, ансамбль, школу по изучению казахского языка. Я встречался с ректорами, секретарями партийных и комсомольских организаций вузов, чтобы они сняли “подозрения” с наших соотечественников, и на культурных мероприятиях давали возможность выступить нашим талантам с концертными номерами. Мне очень крепко запомнился наш выезд в Подольск, где дислоцировалась строительная дивизия, сформированная в основном за счет призывников из Казахстана. Двухчасовой концерт студенческого ансамбля с участием самих военнослужащих “взрывал” актовый зал на 800 мест.

Когда вернулся в Алма-Ату в Верховный Совет мне снова “повесили” вопросы, связанные с событиями 17-18 декабря 1986 года. Таким образом, я был не только очевидцем, но и был участником проведения работ после этих исторических событий. Моя деятельность в те годы, как посла, так и руководителя Верховного Совета, была направлена на консолидацию многонационального народа Казахстана.

— Многие говорят, что декабрьские события до сих пор не получили политическую оценку. Ваше мнение?

— Я считаю, что этим событиям политическая оценка была дана на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, принявшим известное постановление о казахском национализме. Эта оценка была липовая, сфабрикованная наподобие того, как тремя выстрелами власть сегодня обосновывает самоубийство.

Спустя три года Постановлением Секретариата ЦК КПСС “Об оценке Президиумом Верховного Совета Казахской ССР событий в г. Алма-Аты 17-18 декабря 1986 года”, Горбачев вынужден был отменить решение ЦК КПСС об обвинении казахского народа в национализме.

Разумеется, со снятием ярлыка о казахском национализме, снимались и так называемые межнациональные конфликты. События не расшатали дружбу народов. Напротив, о случившемся сопереживали простые люди, представители всех наций, населяющих Казахстан. Добрые отношения наций между собой это заслуга самих людей, укоренившаяся веками. Хотя власть до сих пор манипулирует межэтническими вопросами.

Я поддерживаю инициаторов переоценки значения декабрьских событий. Трагические дни 17-18 декабря 1986 года не должны оставаться в тени яркого дня независимости 16 декабря 1991 года. Они должны быть в цепи борьбы за справедливость, как заметил великий Абай, что “справедливость – мать всех благодеяний”.

— Какую оценку можно было бы сформулировать спустя 20 лет после этих событий?

— Мы и здесь должны установить истину. Аналитики говорят, что при нынешнем руководстве невозможно добиться правды. И это верно. Вместе с тем таковым я предлагаю прочесть книгу Н.Назарбаева “Без правых и левых” (1991 г. изд-во “Молодая гвардия”), где на стр. 180 написано, что он “пошел с ними, в голове колонны ”, а на стр. 186 указано, “что декабрьские события в Алма-Ате – дело рук Назарбаева ” со ссылкой на Д.Кунаева. А зачем искать другую правду из других рук?

Как видим из самой книги, истина связана с именем автора этих строк. По моему предположению, если бы “вожак” стоял до конца, не было бы кровопролития и он стал бы национальным героем и вошел бы в историю Казахстана как султан Кенесары Касымов, герой казахского народа Амангельды Иманов, возглавившие национально-освободительное движение против царского самодержавия с интервалом в 70 лет. В истории бывали другие восстания и движения, но эти два имели общенациональный характер.

Повторившиеся опять, спустя 70 лет после тургайского восстания, декабрьские события, как восстание против диктата высшей политической власти державы, пока еще остаются без имени вождя. Почему? На этот вопрос теперь уже вряд ли ответит история, так как есть другая сторона медали. Гибель людей, тысячи искалеченных судеб молодых. Надо быть объективным во всем. Имелись негативные последствия этих событий для нации и общества. В любом раскладе явный перевес имеет пробуждение национального самосознания, защита чести нации, борьба против диктата Политбюро при подборе первого руководителя Казахстана. Наряду с этим, многие считают, что если бы тогда ставили первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Н.Назарбаева, не было бы и этих событий в Алма-Ате. И здесь заложен так же причинный фактор.

Между тем, все еще есть возможность выбора. Безусловно, деятельность нынешнего руководителя в личном плане высока. Но, в аспекте защиты интересов народа, он далек от образа борца за счастье нации. Его антинародная политика, неискренность, несправедливость измучили многих людей. Об этом говорят сейчас, при его жизни. А что скажут потом? Политическую оценку декабрьским событиям целесообразно вынести при живых фигурантах, очевидцах, свидетелях. Она нужна не только желтоксановцам, но и необходима самой власти. Объективная, правдивая оценка укрепит дух нации, дружбу народов. Немаловажно для потомков – ему быть вождем алматинских восстаний или остаться главой коррумпированного государства. Есть и другой вариант – стать тем и другим.

— Что вы могли бы сказать о парламентской комиссии по оценке обстоятельств, связанных с событиями декабря 1986 года?

— Нужно отдать должное стремлению этой комиссии правдиво оценить декабрьские события. Очень много сделал сам сопредседатель комиссии Мухтар Шаханов, будучи народным депутатом СССР, затем депутатом Верховного Совета Казахстана. Сопредседателем был К.Мурзалиев, а членами комиссии Н.Фокина, С.Абдрахманов, В.Ким, И.Тасмагамбетов, всего 15 человек из представителей разных наций. Высокую активность проявили вожаки движения “Желтоксан”, особенно по освобождению из тюрьмы все еще находившихся там братьев по “оружию”.

— Как вы считаете, что недоработала комиссия?

— Мне трудно судить, мое мнение может быть субъективным. Но мне кажется, комиссия рановато свернула свою деятельность. После отмены обвинения в казахском национализме надо было продолжать работу и добиться другой редакции оценки алматинских событий.

Еще об одном. Заключение комиссии в Президиум Верховного Совета поступило 19 сентября 1990 года. Я распорядился внести его на рассмотрение Президиума ВС 20 сентября. Почему-то до рассмотрения на президиуме комиссия вдогонку заменила 95, 96 страницы материала, где было записано, что “правительство, секретари ЦК Компартии Казахстана несут политическую ответственность”, оставив только “моральную ответственность”.

— А вы сами как оценили эти события?

— Ваш вопрос несколько некорректный. Подобные оценки должны быть по меньшей мере со стороны высшего представительного органа власти страны, поддержанные большинством населения, а не отдельных лиц. Тем не менее, я бы отнес данный феномен в разряд восстания, особенно молодого поколения против беспредела, диктата и оскорбления чести нации со стороны политической власти того времени (не имеет значения московская или алматинская). По большому счету власть сама спровоцировала этот протест. Мне запомнилось, что, когда комиссия работала в 1990 году, приходили девушки со слезами и говорили: “Агаларымыз оздерi шыгарды да, коргаудын орнына сабатып койдыгой” (дяденьки сами нас вывели на улицы и, вместо того чтобы защищать, отдали нас на растерзание). Тогда комиссии было выделено несколько комнат в здании Верховного Совета с входом со стороны улицы Советской. И я по просьбе пострадавших общался с ними в помещении парламента. А в 1987 году в Москве некоторые чиновники поговаривали: “Казахи сами поднялись и сами себя опустили. По разгону бунтарей все было согласовано с правительством республики”. Самое непростительное, когда из-за защиты кресла чиновников-авантюристов ломаются судьбы людей. При этом борцы за справедливость остаются в тени, а дельцы процветают. И здесь горькая правда лучше сладкой лжи.

Владимир Хандрусай о внезапно возникших мифах - Чингисхан, Модэ, Аттила, и даже король Артур и наполеоновский полководец Мюрат были... казахами.

Выход Крыма из «единой и неделимой» Украины мгновенно «разбудил» национальный вопрос во многих полиэтничных странах мира, по извечному принципу: почему им (крымчанам) можно освободиться, а нам (шотландцам, каталонцам, фламандцам, уйгурам, курдам, баскам… нельзя? И это не удивительно, ибо понятно, что нации, устремлённые в будущее (даже имея отличные условия труда, ЗП, отдыха как шотландцы, каталонцы, валлонцы) не примиряются с политической «немотой» в мире, хотят играть в «первом составе» народов мира, а не сидеть в запасных - автономиях.

Но более удивительно и познавательно для нас здесь иное: резко-пугливая реакция тех, кто недавно «откинулся» от СССР. Политолог из Казахстана Виктор Ковтуновский считает, что «согласно логике Кремля Россия может ввести войска на любую территорию, где, по ее мнению, нарушаются права русских. Затем под дулами автоматов провести плебисцит о включении данной области в состав России». Действительно, «хук» Путина, когда целое государство на глазах планеты практически распласталось, ошарашил все «малые» страны и народы Европы и Азии.

«От новостей с украинским акцентом» тряхнуло основательно всё постсоветское пространство, а межгосударственные отношения вышли на уровень непредсказуемости», - подтверждает шок бывших советских республик осведомленный в Казахстане деятель, лидер Казахского конгресса Адил Тойганбаев. Отсюда он делает весьма грозное (казахам? или кому ещё?) предупреждение: «на нас наступает радикальное и беспощадное время». Поэтому лидер титульной нации горячо поддерживает проекты своего президента-елбасы, призванные срочно разбудить этнопатриотизм казахов перед лицом реальной угрозы и тем сплотить рыхлое сообщество племен-родов монгол, тюрок, узбек-казак и пр., лишь в СССР узаконенных казахами, в этнополитически единую нацию. Так на кого же всё-таки наступает «радикальное и беспощадное время»? И как реагирует Казахстан, это, по определению великого мыслителя русского национализма А.И. Солженицына, российское подбрюшье? В чём феномен и причины взлёта современного казахского национализма? Какие уроки он нам, соседним народам, да и хрупкому миру и демократии преподносит?

Этнополитические проекты елбасы (президента Назарбаева). 4 марта с.г., в разгар аннексии Крыма «зелеными человечками» Назарбаев провёл экстренное совещание с генералами в Минобороны РК и объявил целый ряд идей-проектов.

1. Переименовать Казахстан в Казах елi - Страну казахов.

2. Разработать срочно что-то типа концепции «Мангилик ел» - «Вечный народ», с целью, видимо, обессмертить неким эликсиром вечности казахов.

КАЗАХСТАН в прошлом назывался КАЗАЧИЙ СТАН

О великой Тартарии и монголо-татарах. Древние карты

Горькая правда о, казахах. 20 век в истории казахов был полон трагическими событиями. Восстания в первую мировую, голодомор в годы коллективизации, миграция казахов в соседние страны, вторая мировая война, целинная компания и переселение славянского населения - в итоге казахи оказались в численном меньшинстве на своей же земле. Последствия колониальной политики еще до конца не осознаны самими казахами. В этой статье попробуем подсчитать плоды духовной деградации нации. Начнем с руководителей Казахстана за последние сто лет истории. Таблица 1. Руководители Казахстана с 1920 по 2016 гг: 1920-1920 Пестковский поляк 1920- 1921 Aкyлов русский 1921 -1924 Коростелев русский 1924- 1925 Нанейшвили грузин 1925-1933 Голощекин еврей 1933- 1938 Mирзоян арменин 1938 - 1945 Cкворцов русский 1945 - 1946 Борков русский 1946 - 1954 Шаяхметов казах 1954 - 1955 Пономаренко украинец 1955 - 1956 Брежнев русский 1956 - 1957 Яковлев русский 1957 - 1960 Беляев русский 1960 -1962 Kyнаев татарин 1962- 1964 Юсупов уйгур 1964 - 1986 Kyнаев татарин 1986 - 1989 Кoлбин русский 1989 - 2016 Haзарбаев калмык Что имеем в итоге: из 17 руководителей Казахстана - 1 поляк, 1 грузин, 1 еврей, 1 армянин, 1 казах, 1 украинец, 1татарин, 1 уйгур, 1 калмык, 8 русских. Единственный казах в этом списке, Жумабай Шаяхметов, родился в Омской области России и был женат на татарке.Согласно сегодняшней конституции, он не имел бы права даже выдвинуть свою кандидатуру на пост президента. Таким образом, ЗА СТО ЛЕТ НИ ОДИН КАЗАХ, РОЖДЕННЫЙ В КАЗАХСТАНЕ, НЕ РУКОВОДИЛ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКОЙ. Можно, конечно, сказать, что назначала Москва, но ведь назначали не только в Казахстан. В другие республики посылать чужаков побаивались, а местных харизматических личностей там, в отличие от нас, было в достатке. Теперь заглянем в интернет и проследим этнические корни казахстанской элиты. Таблица 2. « Известные казахи с примесью крови по материнской линии»: 1. Бибигуль Тулегенова певица, нар артистка СССР мать татарка 2. Тимур Бек*****ов кинорежиссер мать еврейка 3. Ермек Серкебаев певец, нар артист СССР мать татарка 4. Карл Байпаков археолог мать еврейка 5. Алибек Днишев певец, нар артист СССР мать татарка 6. Булат Аюханов балетмейстер мать татарка 7. Тунгышбай Жаманкулов театр. режиссер мать узбечка 8. Бари Алибасов муз. продюсер мать татарка 9. Гульфайруз Исмаилова нар. художница Казахстана мать татарка 10. Наталья Аринбасарова актриса, засл.артистка РСФСР мать полячка 11. Мурат Ауэзов культуролог, писатель мать татарка 12. Серик Сапиев боксер, олимпийский чемпион мать марийка 13. Шамиль Сериков борец, олимпийский чемпион мать татарка 14. Талгат Бигельдинов летчик, дважды Герой СССР мать татарка 15. Талгат Мусабаев космонавт мать татарка 16. Аман Тулеев губернатор Кемеровской обл мать башкирка 17. Рахат Алиев политик, зять президента мать татарка 18. Заманбек Нуркадилов аким Алматы 1985г-1994г мать дунганка 19. Мустафа Чокаев лидер Кокандской автономии мать узбечка 20. Ораз Жандосов вице-премьер пр-ва 1998г-2001г мать еврейка 21. Мадел Исмаилов лидер «Рабочего движения» мать татарка 22. Хасен Кожа Ахмет диссидент, лидер «Желтоксана» мать украинка 23. Аманжол Налибаев лидер и организатор «Желтоксана» мать татарка 24. Арон Атабек политзаключ. лидер «Алаша» мать карачаевка 25. Жасарал Куанышалин лидер «Азата» мать татарка 26. Марат Шорманов лидер и организатор «Азата» мать татарка Как видим из этой таблицы, значительную часть нашей интеллигенции составляют полукровки. Хотя, справедливости ради, таковыми можно назвать только №№ 2, 4, 10 18 , 20, 22 . Матери остальных - представительницы братских тюркских народов. Большой татарский компонент, среди творческой интеллигенции вообще, можно объяснить влиянием двух татарок, первых леди - Майнур Чокабаевой (жена Шаяхметова) и Зухры Ялымовой (жена Кунаева). Обратим внимание на последние шесть фамилий из списка. Это лидеры и организаторы «Азата», «Алаша, «Желтоксана» и «Рабочего Движения» – оппозиционных движений эпохи перестройки и первых лет независимости. Упомянутые организации худо¬-бедно пытались помешать тому, к чему мы сегодня пришли.Значит ли это, что если бы в их жилы не влилась кровь других народов, то мы бы вообще не имели бы оппозицию?!

Познакомившись с казахами Челябинской области, я вдруг увидел, что они в чем-то даже больше казахи, чем люди этой национальности, живущие в Казахстане. Больше придерживаются традиций и обычаев. Некоторые «соплеменники» из соседней страны их даже немного стесняются. Но где бы ни жили казахи, главные их качества и правила остаются неизменными.

Все казахи - родственники. У народа есть понятие жети ата - семь предков. Каждый человек должен знать семь поколений своих дедов по отцовской линии. Их имена, выдающиеся деяния. Не ведать этого считается стыдно. Казахи точно знают свои рода и племена, между ними есть связи. И, пообщавшись минут десять, можно найти знакомых, родственников. Как полушутя говорит Булат Хасенов, в области все казахи являются родственниками, сватами или просто знают и слышали друг о друге. Если следовать этой логике, то одного из самых уважаемых казахов Южного Урала, главу Нагайбакского района Каирбека Сеилова можно назвать родственником …автора этого материала. В Костанае у меня есть свояк (по-казахски - бажа) Муратбек Ашубаев - подполковник полиции в отставке, очень интересный человек (наши жены - родные сестры). Его племянник Кайрат недавно женился на племяннице Каирбека Хакимовича Айгуль. Значит, мы с Сеиловым сваты! А у казахов говорят: «Зять - 100 лет зять, сват - 1000 лет сват».

Очень гостеприимный народ. Есть понятие «кунак ас»: ужин - гостю. Любой человек мог ездить из аула в аул и останавливаться у совершенно незнакомых людей. Гостя были обязаны накормить, разместить, расспросить и т.п. До сих пор существует обычай Ауз тию - прийдя в дом другого человека, нельзя уходить без угощения. И если человек спешит, то он должен съесть хотя бы кусочек хлеба с маслом. Справедливость этих слов я неоднократно с удовольствием «испытывал на себе». Когда сидишь по-казахски на полу и берешь бешбармак рукой (это надо уметь, тут целая «технология»), ощущения просто удивительные. Слова «казы», «корта», «шужык» вызывают у меня самые добрые ощущения.

Любят праздники. Кочевой, вольный образ жизни во многом определил качества степного народа. Зимы в Казахстане достаточно суровые, приходилось беречь скот. Весной казахи откочевывали на летние пастбища - джайляу. Лето проходило в общении, в бесконечной череде праздников, так как скот привольно пасся на тучных пастбищах. Казахи и сейчас любят ходить в гости, отмечать праздники. На среднюю по численности свадьбу в области приезжают от 100 до 250 человек.

Большие острословы. Издавна в степи устраивались песенные состязания акынов в сопровождении домбры - айтысы. Акыны импровизировали, прославляли свой род, земляков и очень язвили по поводу соплеменников и деяний оппонента. Такие состязания могли продолжаться часами. Сегодня эту линию продолжают казахские команды КВН, которые доходят до полуфинала и финала высшей лиги КВН. 1 декабря 2010 года команда «Казахи» (Астана) выступала в Челябинске на фестивале «Снежные буераки» в числе почетных гостей.

Любят руководить и контролировать. Сама степь располагает к неспешности, обстоятельности. Это хорошие качества для первого руководителя. Но порой несуетливость казахов граничит с медлительностью. Одна моя хорошая кустанайская знакомая была довольно живой, энергичной, но стоило ей получить высокую должность, как превратилась в спокойную, важно говорящую даму. Я не сразу понял, что именно эта линия поведения ближе ее человеческой и национальной сути. В Казахстане представители коренной нации любят занимать должности в контролирующих органах - налоговой инспекции, таможне, санэпиднадзоре и т.д. При этом у молоденьких девушек в руках сразу появляется солидная папка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!