Дидактическая игра по сказке «Репка. Игры и задания по сказкам

Всем известная сказка «Репка», до единого слова знакома нам с детства. Но оказывается, можно придумать множество интересных заданий и игр для малышей по этой сказке и играть целую неделю не повторяясь. Пригодится немного творчества и фантазии.

  1. Покажите малышу сказку при помощи кукол. Выбирайте разные интонации для каждого героя. Потявкайте и помяукайте за зверей, покашляйте и поойкайте за людей – это оживит представление. Говорите не слишком быстро, чтобы ребенок успел воспринять слова. Если ваш малыш настороженно относится ко всему новому, то за неделю до спектакля начните его знакомить с героями. Показывайте по одному герою в день, рассказывайте как они себя ведут, что делают. Так малыш лучше познакомится с игрушками и будет воспринимать их как старых добрых друзей. После спектакля тоже дайте поиграть юному исследователю с его героями.
  1. Почитайте вместе книжку «Репка» Рассмотрите картинки. Попросите ребенка показать бабку, деда, внучку и остальных героев. Если ребенок уже говорит, то попросите показать как говорит мышка, кошка, Жучка. Спросите, кого позвала внучка. Почему репку не получалось вытащить, а когда пришла мышка получилось?

Развиваем речь и память.

  1. Распечатайте на листе изображение репки. А дальше, в зависимости от того, что любит ваш ребенок, раскрасьте его или заполните пластилином. Рассмотрите, что получилось. Напомните ребенку, что репка большая и желтая. Если вы уже знакомитесь с чтением, то прочтите подпись под рисунком.
  1. Сделайте маленькие репки из бумаги или картона. Их можно заламинировать широким скотчем. Затем вставить в прорези, например, в дуршлаге с прорезями – это будет грядка. Или просто разложить на ковре. Приготовьте корзинку и собирайте урожай прямо туда. Если вы уже считаете, то посчитайте, сколько репы вы собрали. Если еще не считаете, то познакомьте малыша с понятиями один и много. Как много репки! Одну репку вытянули. Посмотри как много репки собрали. Одна репка осталась на грядке.

Развиваем мелкую моторику и математические представления.

  1. Если есть время и желание, то можно сделать репку из полимерной глины. Разделить ее на части и к каждой приклеить липучки, чтобы после соединения получилась целая репка. Или сделать репку из пластилина. А дальше режем игрушечный корнеплод пластиковым ножом вместе с малышом. Делаем салат. Запекаем репку в игрушечной печке и угощаем всех-всех-всех! Все то же самое можно проделать и с настоящей репкой.

Развиваем мелкую моторику, знакомим с понятием часть и целое, изучаем окружающий мир.

  1. Есть замечательная песенка «Репка» по мотивам сказки. Очень весело слушать ее и танцевать. Придумайте движения, которые ребенок сможет повторить и вперед. Если дома есть погремушки или другие музыкальные игрушки, то можно сделать оркестр и сопроводить песню шумовыми эффектами в такт музыки.

Развиваем музыкальный слух, чувство ритма.

  1. И наконец, пригласите друзей и разыграйте спектакль. Выберите, кто будет играть репку, дедку, бабку и остальных героев. Подберите костюмы и можно начинать. Не забывайте наделять персонажей забавными характерами и звуками. Закончите спектакль веселой кучей малой и аплодисментами. Уверена, что получится замечательно!

Развиваем речь, память, воображение, ораторские качества.

Как видите работа со сказкой очень многогранна и развивает внимание, мышление, память, речь, воображение мелкую и крупную моторику и много чего еще. Мораль сей сказки такова, что вместе можно добиться небывалых успехов. Чего и вам желаю! А игры по сказке с вашим малышом укрепят вашу связь, взаимопонимание и сделают будни ярче. Помните, что все задания нужно делать в хорошем настроении и с позитивным настроем. Получайте удовольствие от процесса, а не ждите результат. Хотя он, разумеется, тоже будет.

В рамках сказкотерапии эту русскую народную сказку можно использовать, чтобы сплотить ребят и научить их сложные жизненные ситуации преодолевать вместе. Также можно придумать альтернативный финал или разыграть различные варианты поведения героев, или добавить своих персонажей. Работа со сказкой в рамках арт-терапии — это не занятие, где вы учите, а дружеская беседа-игра, где вы размышляете и ребенок может сделать свои выводы. Желаю вам удачи и творческих успехов!!!

«Колобок»

Во всех книжках Колобок – это круглая булочка, пирожок. Я пыталась разобраться чему нас учит эта странная сказка и никак не могла понять. Первый очевидный ответ – не убегать из дома. Но если бы Колобок не убежал, то его бы съели. Но он убежал и его все равно съели.😥 Можно еще предположить, что сказка учит не хвастаться. Если бы зазнавшийся колобок не распевал свою песенку у лисы на мордочке, то остался бы цел.

Когда я обратилась к исследованиям, оказалось, что эта сказка у славян была уроком астрономии для детей. Этот неожиданный поворот все расставляет на свои места. Колобок – это полная луна, каждый встреченный зверь откусывает от него по кусочку и он превращается в месяц, пока лиса не съедает последний маленький кусочек.

Каким бы не был смысл этой сказки, дети её очень любят и просят читать вновь и вновь.

Вот какие задания можно с ними выполнить после прочтения:

1. Показать сказку в лицах. Можно использовать мягкие игрушки, куклы на руку или бумажные куклы.и помощи кукол. Будьте внимательны к малышу, взаимодействуйте с ним, задавайте вопросы по ходу спектакля. Например: “А кого Колобок сейчас повстречает? Как голодный волк воет?”.

Развиваем речь, внимание и мышление. Знакомим с окружающим миром.

2. Нарисовать вместе Колобка. Незатейливый желтый круг с глазками и улыбкой поможет закрепить название цвета и формы.

Развиваем мелкую моторику, внимание, память.

3. Слепите Колобка из соленого теста. Это занятие обычно очень радует детей. И помогает научиться лепить шарики. Ладошка рисует круг над столом, и из невзрачного кусочка теста получается колобок. А если вы сделаете много шариков, то можно будет закрепить понятия “один” и “много”. Дай мне один Колобок. А у тебя сколько осталось? После засыхания с колобками можно будет играть на детской кухне.

Рецепт соленого теста:

1 стакан муки,

1 стакан мелкой соли,

0,5 стакана воды,

1 ст. Ложка растит масла.

Развиваем мелкую моторику и мышление.

4. Есть замечательная песенка про бабушку Марусю, которую внучата просят испечь пирожки, куличи и колобок. Спойте ее с малышом и показывайте движения, соответствующие тексту.

Испеки нам колобок,

Бабушка, бабуся!

Испеки нам колобок,

Бабушка Маруся!

Положи два яйца,

Молока чуток,

Соли, масла и муки,

Будет колобок!

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля!

Развиваем чувство ритма, музыкальный слух и голос, мелкую моторику, внимание и память.

5. Еще одна веселая песенка про колобка, под которую можно попрыгать на фитболе с малышом. Будьте внимательны к чувствам ребенка. Если он не захочет прыгать на мяче, то не настаивайте. Можете сами ритмично покачаться на нем в такт мелодии.

Прыг-скок Колобок,

Вкусненький, румяненький,

Сам похож на пирожок

С изюминкою маленькой.

Развиваем речь, крупную моторику, чувство

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра-сценка. Участвуют ведущий, семь игроков-персонажей и зрители. Ведущий распределяет роли:
1-й игрок будет репкой. Когда ведущий скажет слово "репка" (репку, ...), игрок должен сказать "оба-на"
2-й игрок будет дедом. Когда ведущий скажет слово "дед", игрок должен сказать "убил бы".
3-й игрок будет бабкой. Когда ведущий скажет слово "бабка", игрок должен сказать "ой-ой".
4-й игрок будет внучкой. Когда ведущий скажет слово "внучка" (внучку, ...), игрок должен сказать "я еще не
готова".
5-й игрок будет Жучкой (собакой). Когда ведущий скажет слово "Жучка", игрок должен сказать "гав-гав".
6-й игрок будет кошкой. Когда ведущий скажет слово "кошка", игрок должен сказать "мяу-мяу".
7-й игрок будет мышкой. Когда ведущий скажет слово "мышка", игрок должен сказать "пи-пи".
Начинается игра. Ведущий рассказывает сказку "Репка", участники озвучивают:
Посадил дед (2-й игрок - убил бы) репку (1-й игрок - оба-на). Выросла репка (1-й игрок - оба-на) большая пребольшая. Пришел дед (2-й игрок - убил бы) тянуть репку (1-й игрок - оба-на), тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед (2-й игрок - убил бы) бабку (3-й игрок - ой-ой). Бабка (3-й игрок - ой-ой) за дедку (2-й игрок - убил бы), дедка (2-й игрок - убил бы) за репку (1-й игрок - оба-на), тянут-потянут, вытянуть не могут. И так далее.

Новогодняя сказка-2 - ролевая игра

Количество игроков: любое

Ведущий выходит с шапкой, где лежат бумажки с ролями и предлагает участникам разобрать роли. Далее ведущий рассказывает сказку, предлагаемую ниже. Участники выполняют действия в соответствии с ролью.
Текст сказки:
Вот дом, который построен в лесу.
А вот Дед Мороз-крутой старикан,

И в любую погоду

Из дома, который построен в лесу.
А вот Снегурочка - сварлива девица,
Которая в девках долго томится
Но любит Деда Мороза - того старикана,
Который оденет красный кафтан,
И в любую погоду
Идет поздравлять с Новым Годом!
Из дома, который построен в лесу!
А вот веселые ребятишки
Любят они красивые книжки,
Но жизнь им готовит такие сюрпризы,

Новогодняя сказка - ролевая игра

Количество игроков: 14
Дополнительно: бумажки с ролями
Подготовка: На бумажках пишутся роли:
- Занавес
- Дуб
- Ворон
- Кабанчик
- Снегирь
- Дед Мороз
- Снегурочка
- Соловей - разбойник- Конь
- Иван-царевич
Ведущий выходит с шапкой, где лежат бумажки с ролями и предлагает участникам разобрать роли.
Далее ведущий рассказывает сказку, предлагаемую ниже. Участники выполняют действия в соответствии с ролью. (Все экспромтом.)
Сцена №1
Занавес пошел.
На поляне стоял дуб.

Пробежало стадо кабанчиков.
Пролетела стая уточек.
На поляне гуляли Дед Мороз и Снегурочка.
Занавес пошел.
(Участники покидают сцену.)
Сцена №2
Занавес пошел.
На поляне стоял дуб.
Каркая, прилетел ворон и сел на дуб.
Пробежало стадо кабанчиков.

Сцена знакомства - ролевая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о то, как правильно познакомиться, чтобы произвести о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся...
- космонавты с инопланетянами;
- охотники со снежным человеком;
- новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;

Превращения - игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Все и все превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Комната превращается в лес. Тогда участники - в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т. д.
А если в вокзал - значит в чемодан, поезд, пассажиров. А если в студию - в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т. д. При этом кто-то может делать шумовое оформление, изобразить реквизит и т. д.

Игра – инсценировка сказки « Репка»

Ход игры:

Воспитатель: Дети, вы хорошо знаете сказку « Репка»?

Ведущий (Андрей)

Репка (Илюша А.)

Дед (Сережа)

Бабка (Жасмин)

Внучка (Арууке)

Жучка (Алеша)

Кошка (Соня)

Мышка (Полина)

Пока дети – артисты одеваются, мы подготовим землю для посадки репки.

(Хоровод с песней – стали со стульчиков, взялись за руки и пошли друг за другом)

Ведущий : Посадил дед репку (выходит дед и сажает репку)

Дед : Расти, расти репка

Расти кругли и крепка

1ый ребенок из хоровода: Чтобы репки порасти, надо дождику пройти.

2ой ребенок из хоровода: Дождик, дождик пуще,

будет зелень гуще.

Дождик, дождик посильней,

Репку нашу ты полей.

Хоровод : стучит (изображая дождь)

Репка растет.

Ведущий : выросла репка большая- пребольшая. Стал дед репку тянуть.

Все дети : Тянет – потянет - вытянуть не может.

Ведущий : Позвал дед бабку.

Дед : Бабка - бабушка, иди, с репкой сладить помоги.

Бабка : иду, иду.

Все дети : Бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянуть- вытянуть не могут.

Ведущий : позвала бабка внучку.

Бабка : Внучка - внученька беги, с репкой сладить помоги.

Внучка : Бегу, бегу.

Все дети : Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянуть- вытянуть не могут.

Ведущий : Позвала внучка Жучку.

Внучка : Жучка- Жученька беги, с репкой сладить помоги.

Жучка : Ав, ав- бегу, бегу.

Все дети : Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянуть- вытянуть не могут.

Ведущий : Позвала Жучка Кошку.

Жучка : Кошка - кошечка, беги, с репкой сладить помоги.

Кошка : Мяу- мяу- бегу, бегу.

Все дети : Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут- вытянуть не могут.

Ведущий : Позвала Кошка мышку

Кошка : Мышка, мышенька, беги,

С репкой сладить помоги.

Мышка : Пи- пи- бегу, бегу!

Все дети : Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут- вытянули репку.

Воспитатель : Обрадовались герои сказки, пригласили гостей и устроили хоровод вокруг репки.

« Уродилась репка крупна,

Уродилась репка вкусна

И в пирог, и в кашу

Хороша репка наша»

Воспитатель : Ой, а я слышу чей-то голос.

Мышка : А я в сказке «Репка» самая сильная. Потому что это я вытянула репку.

Воспитатель : 1)Дети, мышка сама вытащила репку?

2) Назовите тех, кто ей помогал?

3)Почему они ей помогали?

4) Почему им все -таки удалось вытащить репку?

Воспитатель : Не хвастай, мышка, ведь, вы трудились все вместе, дружно.

А если бы в семье не было бы дружбы, смогли бы герои сказки вытащить репку?

Ответы детей.

Воспитатель : Чему нас научила сказка?

Подвести детей к ответу: Любое дело лучше делать вместе, дружно.

Стихотворение все вместе:

Вышла репка из земли,

Нам друзья все помогли,

Если вместе мы возьмемся

То всегда всего добьемся (2 раза)

Воспитатель : Вот и я, как дед из сказки, не могу поднять одна корзину. Что же мне делать, ребята? Чему нас научила сказка?

Ответы детей.

Зову 1ого, двух детей. Потом всех. Вместе ставим корзину на стол.

Воспитатель : Дети, в сказке у деда выросла большая репка. А у нас в корзинке тоже есть репка. Попробуйте среди овощей найти репку. Раскладываю на столе все овощи. Ребенок находит репку и называет другие овощи.

Воспитатель : Репка очень полезная. Ее можно кушать и сырую, можно и варить, и запекать. От нее прибавляется много сил и здоровья.

« Вот поспела репка, стала большой, крепкой. Всех мы в гости приглашаем, сладкой репкой угощаем»

Сейчас я хочу угостить вас репкой.

Вывод.

По моим наблюдениям дети охотно и с интересом готовились и участвовали в представлении сказки: выбирали костюмы, разучивали роли. Я видела, как развивалась речь детей. Застенчивые дети говорили сначала тихо. Но в игре они уже не испытывали страха, и речь стала громче. Повысился интерес детей к художественной литературе. В частности к сказкам. Они просили почитать новые сказки, спрашивали: « А какую сказку мы еще будем показывать?»

Но особенно порадовало меня то, что дети использовали нравственный урок сказки. Когда я попросила детей убрать разбросанные кубики, а им не хотелось, Андрей сказал: «Давайте вместе уберем».

Я уточнила: « Как в сказке «Репка», да?»

И все ответили: «Да, как в сказке».

Квест по сказкам. Сценарий для детей

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?
Новая ли? А как же наши старые «Казаки-разбойники»? Не по таким ли принципам разворачивалась любимая старшим поколением игра? А поиски кладов в играх в пиратов? Важно, что мы, опираясь на вышеизложенное, можем успешнее обучать наших детей, применяя новые-старые технологии!
А также если внимательно изучить устное народное творчество, что ВСЕ народные сказки написаны по принципам линейного квеста: не выполнит Иванушка трёх условий – не найдет Василису…

Квест по сказке «Репка»

Цель: прививать интерес к народному творчеству, к сказкам. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Задачи:
Образовательная. Способствовать формированию умения применять полученные знания в нестандартных практических задачах.
Воспитательная. Объединить детей, доставить им удовольствие, способствовать сближению и организованности группы.
Герои:
Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Мурка, Мышка
Герои сказки собрались тянуть репку. Но дедушка старенький - он забыл, где репку посеял…Соответственно нужно ее найти это и предстоит сделать нашим маленьким героям.
Дедушка открывает детям секрет, что у каждого героя сказки есть кусочек карты. Собрав карту можно найти место, где выросла репка! И отправляет детишек к бабке!
Станция №1 Бабка
Бабка очень обрадовалась деткам и у нее было припасено задание для юных помощников. Она приготовила для них загадки об овощах.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (капуста)

Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Отлично детки справились Бабка вручила им кусок карты и ребята направились дальше.

Станция №2 Внучка
Внучка любит наряжаться, и она попросила ребят украсить ее серьги ягодками. Тут ребята постарались на славу при помощи пластилина украсили для Внучки серьги различными ягодками смородина, клубничка, и т.д. Внучка обрадовавшись отдала следующий кусок карты.
Ребята последовали на следующую станцию.

Станция №3 Жучка и Мурка
Третий кусочек карты хранится у собачки и кошки! Они дают детям задание поиграть в «кошки-мышки». Здесь нам понадобится маленький колокольчик и что-нибудь, чтобы завязать глаза.
В эту игру дети играли долго! С удовольствием ловили друг друга!!
Наигравшись, детишки получают третий кусочек карты и бегут к мышке.

Станция № 4 Мышка
Мышка спрятала карту в свои запасы. Мышка просит помочь ей перебрать зерно (макароны отложить, а гречку оставить)! Там на дне Мышкиных запасов ребята нашли последний кусок карты.
Объединив все найденные кусочки карты, ребята отправились на поиски посаженной дедом репки.
Репка найдена ну и конечно вместе с репкой были припрятаны маленькие сюрпризы для детей!
Таким образом проводя занятия в форме квест игры, путешествия по станциям можно разнообразить занятия и даже проводя их на прогулке мы превращаем обычный день в увлекательное приключение.
Квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Список литературы:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Сборник русских народных сказок.
4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ ПО СКАЗКЕ "РЕПКА"

Задачи: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительность движения со словами. Учить передавать образ пластикой и движением.

Материал: костюмы для деда, бабки, шапочки животных, репка, дом с огородом (декорации).

Предварительная работа: знакомство детей с содержанием сказки «Репка» посредством кукольного театра.

Ход игры – драматизации:

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации со сказкой.

Воспитатель: Ребята, узнали, что это за сказка? (предполагаемые ответы детей)

Правильно, «Репка». Давайте вместе расскажем и покажем сказку.

Кто посадил репку? Какой был дед? Да, старенький, добрый.

Как он сажал репку? Кто покажет?

Воспитатель помогает детям:

Дедушка старенький, ходит, неторопливо, немного согнувшись. Раскопал в земле ямку и посадил репку.

Воспитатель предлагает детям изобразить деда и дает роль тому, кто выразительнее передаст образ. Так же и с другими персонажами.

Выросла репка большая пребольшая (ставит репку). Пришел дед, видит – репка большая. Удивился дед. Как он удивился? Покажите.

Стал дед репку из земли тянуть. Тянет – потянет, Вытянуть не может. Позвал он бабку. Как он ее позвал? Каким голосом? Позовите, как дед: » Бабка, иди репку тянуть! »

А как ему бабка отвечает?

Иду, иду!

Стали репку тянуть. Тянут – потянут, вытянуть не могут.

Воспитатель: Ребята, тяжело им тянуть? Как можно показать, что им тяжело? Посмотрите, как я покажу (Воспитатель утирает пот со лба, произносит «уф»)

Воспитатель: Теперь вы.

Воспитатель: Тянут – потянут, а вытянуть не могут, решили на помощь внучку позвать.

Бабка: Внученька, иди сюда скорее!

Внучка быстренько прибежала. Стали тянуть вместе. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут.

Крикнула внучка Жучку.

Дети, поняв принцип игрового действия, сами придумывают короткие реплики, при затруднении воспитатель помогает вопросами. Как внучка позвала Жучку? Какой голосок у внучки? (Наверное, звонкий, громкий)

Подобным образом сказка рассказывается и дальше. Кого позвала Жучка?

Кошку. Как звала Жучка? Как она виляла хвостиком? Как гавкала Жучка?

Гав- гав.

Тянут - потянут, вытянуть не могут.

А кошка как звала мышку?

Мяу- мяу, идем, мышка помогать!

Прибежала мышка. Как мышка пищит?

Пи- пи- пи.

Какая, детки, мышка? Маленькая, серенькая.

Тянут - потянут, вот и вытянули репку!

Воспитатель говорит:

Обрадовались все и стали веселиться.

Воспитатель: Почему вытянули репку? Потому что тянули дружно, все вместе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!