Что такое эпитеты краткое содержание. Что такое эпитеты в литературе

В задаче необходимо раскрыть определение термина "эпитет" и привести примеры.

Определение эпитета

Эпитеты - это яркие красочные определения предмета, действия или явления. Чаще всего эпитетами являются имена прилагательные (какой? какая? какое? какие?), но ими могут быть и другие части речи. Эпитеты - средство выразительности, и ни один художественный текст не обходится без них. Эпитеты используются в стихотворениях, прозе, встречаются в любых формах литературы.

Чаще всего эпитеты используются для описания чего-либо или кого-либо. Без эпитетов наша речь была бы сухой, примитивной.

Но и тут нужно быть осторожным, чтобы не спутать эпитет с простым прилагательным. К примеру, "зеленая (трава)" - "изумрудная (трава)". В первом случае

Эпитет как бы приукрашает, делает описываемый предмет ярче.

Чтобы не перепутать эпитет и простое прилагательное, можно немного схитрить. К примеру, возьмем словосочетания "желтая осень" и "золотая осень". В первом словосочетании "желтая осень" нет эпитета, а вот во втором осень сравнивают с золотом. "Золотая осень - осень как золото". Таким образом, эпитет - это образное сравнение. Например, ласковый ребенок - ребенок, умеющий выражать ласку, горькая правда - правда с горечью, гробовая тишина - тишина, как в гробу, бархатная кожа - кожа, похожая на бархат, красивая девушка - девушка. имеющая красоту. А к словосочетаниям вроде "большой дом", "красная лента", "смятая бумага" невозможно подобрать сравнительный оборот, соответственно они не будут являться эпитетами.

Примеры эпитетов. Как найти эпитет в тексте

Для примера возьмем небольшой отрывок стихотворения Ф. Тютчева.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.. .

Найдем эпитеты:

  • дивная пора (пору сравнивают с дивом);
  • день хрустальный (день сравнивают с хрусталем);
  • лучезарны вечера (вечера сравнивают с лучами зари).

Еще следует запомнить, что прилагательные в выражениях "красно солнышко", "красна девица", "добрый молодец" так же будут являться эпитетами.

Эпитет - по-гречески "приложить", "присовокупить". Может быть отдельным словом, их сочетанием или целым выражением. Ответ на вопрос о том, что такое эпитет в литературе, лежит на поверхности. Это слово употребляется с целью придания красочной насыщенности или дополнительного смыслового оттенка фразам и предложениям. Чаще используется в поэзии, поскольку стихотворная форма выражения требует изящества. Однако и прозаики нередко используют эпитет как надежный инструмент для придания своим произведениям художественной привлекательности. В большинстве случаев он употребляется в форме прилагательного или наречия. Органичное сочетание эпитетов с окружающими словами может превратить простое повествование в искусства.

В литературе? Мнения ученых-филологов относительно его принадлежности, места в языковом пространстве неоднозначны. Одни считают, что epitheton ornans носят чисто эстетический характер и применяются для украшения. Другие полагают, что их значение гораздо шире. Их использование позволяет кардинально изменить смысловую направленность текста, например добавить драматичность. Отдельные которых есть в любом литературном произведении, могут логически выстраиваться или располагаться хаотично. Есть среди писателей и сторонники словесной эквилибристики. У них эпитеты применяются в неразумном количестве. В этом случае происходит профанация как такового.

Русский писатель Владимир Солоухин дал свой ответ на вопрос о том, что такое эпитет в литературе. Он охарактеризовал его, назвав "одеждой слова". Лучше не скажешь, именно одежды, то ли просто нарядные, то ли праздничные, украшают как людей, так и слова. А насколько это будет красиво, зависит от портных и от мастеров литературного искусства. Бедно одетый человек не привлекает внимания, мимо него проходят, не оборачиваясь. Другое дело - камзол, расшитый золотыми нитями, - глаз не оторвать, хочется потрогать теплый бархат, коснуться позументов. То же и со словами: читаем и перечитываем витиеватые, стараемся понять глубину мысли автора. А он уводит все дальше и дальше.

Эпитеты могут быть прямыми и опосредованными. "Стройная береза" - здесь эпитет не присутствует. Если сказать "статная береза", он уже есть. Почему? В первом случае прилагательное "стройная" не удивительное, обычное. Дерево прямое и стройное. А вот словосочетание "береза статная" привносит определение характера благородного растения. Мы представляем гордость как черту его характера. Отсюда статная осанка, отсюда "статная береза". Дерево стало одушевленным, и мы уже готовы с ним поговорить, пообщаться. И это волшебство произошло потому, что был применен эпитет. Примеры из литературы которого можно продолжить. Если говорится "журчащий ручей", эпитета нет, "рыдающий ручей" - он налицо. "Розовая заря" - без признаков эпитета, "пламенеющий румянец зари" - он есть. "Золотая женщина" - женщина с замечательным характером, он опять присутствует.

Есть выражение "...и повели под белые рученьки...". Понятно, что рученьки никакие не белые, скорее всего, это были грубые ручищи хулигана, которого повели стражи порядка. Однако непреложная образность повествования рисует благонравную картину почти священного действия. Реализовано главное предназначение этого слова - украсить, облагородить, придать очарование. Итак, что такое эпитет в литературе, понятно. Он рождает литературный шедевр.

Эпитет — определение, создающее образ. Очень высоко оценил его в своей «Исторической поэтике» академик А. Н. Веселовский: «История эпитета есть история поэтического стиля в сокращённом издании», то есть, по мысли учёного, каждый период в развитии литературы, каждое изменение литературных стилей и направлений нашло свое отражение в развитии эпитета. Коль скоро эпитет выделяет в определённом понятии «существенный признак», а выбор важнейшего, существенного признака среди «несущественных» является характеристикой литературного сознания эпохи, особенностей творчества писателя, то этим самым эпитет и определяет характер поэтического стиля.

Скажем, известное понятие находится в употреблении, однако оно не производит впечатления, не задевает мысли. Но вот художник выделяет в этом явлении признак существенный, но ранее не замеченный, он как бы рекомендует его вниманию читателя, и явление приобретает неизмеримо более глубокий смысл.

Такие эпитеты, как пушкинский «простодушной клеветы» или лермонтовский «неполных радостей земных», сразу, точно вспышка молнии, освещают нам содержание явления, в которое мы раньше не вдумывались, они вносят в сознание то, что прежде только смутно ощущалось где-то за его пределами.

Эпитет несёт в себе большой груз психологической характеристики; он сжимает содержание до одного слова. Принципиальное отличие эпитета как художественного определения от логического определения состоит в том, что логическое определение показывает, чем один предмет отличается от другого; эпитет же вызывает целостное представление о предмете, рассматриваемом писателем в определённом ракурсе.
У Лермонтова:

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.

Слово «желтые» — эпитет, ибо не разграничивает листья по цвету, а даёт нам представление об осени. Иногда он усиливает тот или иной признак (тишина глубокая, буря ужасная). К усилительным эпитетам можно причислить и так называемые идеализирующие эпитеты (например, слова Ленского из «Евгения Онегина» Пушкина "весны моей златые дни").

Можно говорить об украшающих эпитетах , которые широко использовались классицистами и особенно романтиками. Они считали, что употребление существительного без эпитета является непоэтичным; его необходимо возвысить с его помощью. Поэтому использование эпитетов в словосочетаниях "бегущий корабль", "стремительная волна", придавая словам поэтический колорит, переводило их из категории прозаической в поэтическую.

Для многих произведений античной литературы (особенно её гомеровского периода) и для произведений устного народного творчества характерен так называемый постоянный эпитет . Можно привести значительное количество примеров, когда за определенным жизненным явлением как бы «закрепляется» постоянный, устойчивый эпитет: «красная девица», «поле чистое», «крутой берег», «сумрачная дубрава», «добрый молодец», «земля сырая», «лебедь белая», «море синее».

А. Н. Веселовский, говоря об эпитетах эпоса, употребляет ещё выражение «тавтологические эпитеты ».

В особую группу могут быть выделены так называемые составные эпитеты . К ним можно отнести «гомеровские эпитеты» («пышноодеждная», «среброблещущий», «многострадальный», «хитроумный», «лилейнораменная» и другие). Составные эпитеты нередко встречаются в стихах Г. Р. Державина («сладкострунные», «белорумяные», «черноогненные»).

Эпитеты всегда убедительно характеризуют индивидуальность писателя (у каждого значительною писателя можно обнаружить набор любимых им эпитетов, специфичных для его литературной манеры и стиля). В известной степени они характеризуют литературные направления и даже целые эпохи в развитии литературы.

Устойчивые, неоднократно повторяющиеся эпитеты характеризуют поэзию Н. Тихонова; их отличают напряженность, патетичность, интенсивность: «гремучий вихрь», «буйные дороги», «жестокая заря», «горящее поле», «глубокий восторг». У него также есть эпитеты, выражающие неограниченность в пространстве и времени и включающие в себя отрицание «не»: «немеркнущий прибой», «нескончаемый гул». Наконец, в его стихах много красочных эпитетов: «зелёный зной», «зелёный трепет», «зелёный воздух», «зелёная сказка», «синий свист мороза», «синяя лава».

В своём превосходном эссе «Ода эпитету» (Вопросы литературы. 1972. № 4) Л. Озеров пишет: «В путеводителях и справочниках статуи определяют так: мрамор, медь, бронза. В книгах искусствоведов добавляют размеры, историю создания, особенности стиля, манеры. Ахматова определяет статую так: «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнажённой». Подумать только: о статуе нагой женщины сказать, что она нарядная. Это парадокс! Но как он заставляет видеть! И как это видение обновляет предметы. Одно — «нарядная». Совсем другое — «обнажённая». Анна Ахматова же предлагает сочетание «нарядно обнаженная». Смешение двух красок даёт третью — неожиданную и острую. Эпитет «нарядно обнажённая» говорит о красоте тела. Двойной эпитет взрывает изнутри и «нарядное» и «обнажённое» и даёт третье определение — возможное только при сильном, повышенном художническом видении мира. Сложный эпитет здесь поддержан контрастным словосочетанием «весело грустить».

Эпитет обнаруживает новые качества в изображаемом предмете и явлении, обновляет смысл, разрушает устоявшиеся, традиционные понятия об изображаемом.

Л. Озеров прав, когда он пишет, что эпитет — это мысль, краска, звук, свет, что это глубина, кругозор, интуиция, зоркость. Эпитет — это власть художника над изображаемым предметом или жизненным явлением.

  • Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

    Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии - прилагательным; но совпадение это только частичное.

    Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.

    Александр Веселовский охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля.

    Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans). Это название ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи, однако только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».

    Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.

    Логика различает суждения синтетические - такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока) и аналитические - такие, в которых сказуемое лишь выявляет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).

    Перенося это различие на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный» - эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность - признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне.

    Эпитет - начало разложения слитного комплекса представлений - выделяет признак, уже данный в определяемом слове, поскольку это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может казаться несущественным, случайным, но не таков он для творческой мысли автора.

    Былина постоянно называет седло черкасским не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а приём стилистической идеализации. Как и иные приёмы - условные обороты, типичные формулы - эпитет в древнейшем песенном творчестве легко становился постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скреплённым, что даже противоречия и нелепости не одолевают этого постоянства («руки белые» оказываются у «арапина», царь Калин - «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру).

    Это «забвение реального смысла», по терминологии A. H. Веселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считается признаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия.

    Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства ещё не было: «лишь позднее оно стало признаком того типически условного - и сословного - миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии».

    Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (матушка-Волга, ветер-бродяга, очи светлые, сыра земля). Эпитеты - очень распространённое в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.

Что такое эпитет и в как правильно его использовать в своих сочинениях? Эпитет происходит от древнегреческого слова ἐπίθετον (приложенное) и является определением при слове, которое влияет на его выразительную окраску. Как правило, эпитет выражается именем прилагательным,но также именем существительным (разлуки час), глаголом (стремление забыться), наречием (страстно желать).

Эпитет используется для того, чтобы придать слову или целому выражению насыщенность и красноречие, особый смысловой оттенок и некое новое значение. Эпитет нередко применяют в прозе,но чаще всего в поэзии. Александр Сергеевич Пушкин часто использовал эпитеты для более яркого выражения мыслей и чувств в своих стихотворениях.

Какого либо определенного положения в литературе эпитет не имеет и приблизительно относится к тем явлениям, которые называются прилагательным в этимологи и называются определением в синтаксисе. У теоретиков литературы существуют разные мнения относительно природы эпитета в творчестве художников слова. Одни считают его украшением поэтического творчества, другие находят широкое применение в прозе. Одни ставят эпитет наряду с самостоятельными фигурами, украшающими поэтическую изобразительность, другие отождествляют эпитет с элементом выразительности и красноречия.

Эпитет можно назвать началом цельного комплекса представлений, который выделяет данный в определяемом слове признак. Этот признак необходим для сознания разбирающегося в тех или иных явлениях и выделяемый им признак может казаться окружающим случайным и несущественным. Но для творящей мысли он таким не является.

Давайте разберемся на конкретном примере, что такое эпитет. Во многих старинных былинах можно встретить такое словосочетание - седло черкасское. В данном случае это выражение используется не для того, чтобы выделить седло среди каких-то других, не черкасских. Здесь мы имеем дело с приемом стилистической идеализации, а не с банальным определением предмета. Седло черкасское - лучшее из всех лучших, седло настоящего богатыря, седло, равного которому нет нигде в мире.

Важно понять, что эпитет - это не один из конкретных признаков (свойств) предмета (явления), а его образная характеристика (часто используется выразительное метафорическое прилагательное). Как мы упомянули выше, эпитетами могут быть и наречия, а в некоторых случаях - существительные.

Еще примеры эпитетов:

Печально льет свет

Ангельский свет

Чудесный вечер

Румяная заря

Быстрые мысли

Легкое чтиво

Могучий дуб

Поющий костер

Статные березки



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!