Чем отличается эскиз от рабочего чертежа детали. Рабочие эскизы к советским мультикам

ВИДЫ ЭСКИЗОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

Любой дизайн-проект начинается с графического изображения, которое может быть условным, реалистичным, в виде схемы или чертежа. Дизайнер, проектируя тот или иной объект, проходит ряд последовательных этапов. На каждом этапе выполняются определенные виды графических работ. Рассмотрим же виды эскизов.

Эскиз

Эскиз – это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз зачастую является быстро выполненным свободным рисунок, не предполагаемым как готовая работа.

Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений во времени, но быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска, может также считаться эскизом в более широком значении слова. Художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге. В работе над эскизом может использоваться стирательная резинка: ластик применяется для удаления линий построения или для смягчения слишком резких линий.

Линейное изображение, или линейная графика, в дизайнерском проектировании имеет очень широкое применение. Линию можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в рисунке, и в наброске, и в эскизах.

Фор-эскиз

Фор-эскизом называют предварительный набросок перед тем, как утверждается окончательная идея, детально прорабатываемая в окончательном эскизе. Зачастую выполняется во время беседы с заказчиком. Задачей работы над фор-эскизами является поиск композиционной, колористической и тональной органи­зации элементов изображения на плоскости изображения в соответствии с творческим замыслом. Обычно фор-эскиз не предусматривает цветового решения.

При разработке первичных эскизов (фор-эскизов) дизайнеру необходимо быстро и выразительно наметить форму и пропорции объекта. Лучше всего для этого подходит техника наброска. Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная лаконичность и условность. Без предварительного карандашного рисунка любым инструментом (пером, кистью) необходимо нарисовать объект, обращая основное внимание на выразительность, форму и пластику.

Выразительность эскиза во многом зависит от техники исполнения. Линеарное решение эскиза можно осуществить карандашом, пером, палочкой, кистью, фломастером.

Рабочий эскиз

Рабочий эскиз – это графический документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля. Рабочие чертежи деталей выполняют в определенном масштабе с помощью чертежных инструментов или разнообразных технических средств.

Сведения, необходимые для изготовления и контроля объекта, представляются на эскизе в виде графической и текстовой информации. Общие требования к содержанию этой информации заключаются в следующем:

а) на эскизе объект должен быть изображен в минимально достаточном для уяснения формы количества изображений, с применением условностей, установленных стандартами;

б) на эскизе должны быть нанесены геометрически полно и конструктивно правильно все необходимые размеры;

в) на эскизе должны содержаться необходимые технические требования, отражающие особенности: материал, покрытие, предельные отклонения размеров, допуски формы и расположения поверхностей и др.

Таким образом, первое основное требование относится к форме детали, второе связано с простановкой и нанесением размеров, третье относится к техническим требованиям.

Технический эскиз

Технический эскиз – это эскиз, который создаётся в случае, если возникает необходимость показать определенные технологические моменты и решения. Технический рисунок дизайнеры используют в своем творчестве для передачи визуальной и смысловой информации о проектируемом объекте. Это может быть технический рисунок крепления вывески к стене или рисунок на котором будет показана схема электропроводки в изделии. В таком случае изображаются все ключевые элементы конструкции, дается необходимое объяснение. Все это делается для полного понимания заказчиком интересующих его моментов.

Технический эскиз предмета одежды – это рабочий рисунок изделия спереди, сзади и если необходимо сбоку. Такой эскиз эффектным образом передает аспекты детального процесса производства, сообщает информацию о пропорциях, конструкции, швах и украшениях дизайнерской одежды, так чтобы при его передаче закройщику или рабочему мастерской была уверенность в том, что идеи будут воссозданы правильно. Технический эскиз, как правило, создается для конструктора, закройщика, технолога и швеи.

Технический эскиз не несет в себе утрирования и стилизации, он отражает пропорции объекта наиболее четким образом; тени не накладываются во избежание недопонимания в процессе производства. Рисунок создается в холодной, сдержанной, контурной, конкретной манере.

Презентационный эскиз

Презентационный или экспозиционный эскиз – это завершающий этап эскизного проектирования. В дизайне одежды, как правило, он выполняется при разработке коллекций и предназначен для обсуждения специалистами. Такой эскиз может содержать цвет, тени и все то, что позволяет сделать проект более привлекательным для клиента.

Презентационные эскизы завершают работу над эскизным проектом и необходимы для демонстрации готового объекта. Ограничений по графике нет никаких, главное – выразительность эскиза.

Выбор графических приемов и средств зависит от темы и концепции проектируемого объекта. Все это требует тщательного подхода, использования законов композиции (ритма, соподчинения элементов и т.п.), поэтому, чтобы перейти к этапу презентации объекта, требуется пройти весь этап эскизирования, начиная с фор-эскизов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Огромное значение в дизайне и в изобразительном искусстве имеет система средств и способов передачи зрительных образов всех объектов реального мира. Под техникой рисунка понимается система графических средств и технических способов (приёмов), которую рисующий использует в своей работе по созданию специфических изображений, выполняемых с учебными, либо творческими целями. Широкая линия, проведенная углем, бархатистость соуса, многообразие глубоких оттенков в тушевке карандашом дадут неповторимые качества фактуры, недоступные жесткому графиту или перовому рисунку. Различные техники фактурирования включают в себя графические приемы, которые позволяют создавать разнообразные поверхности и фактуры.

Ручные эскизы

Линейный, или, как еще говорят, контурный, рисунок имеет свои отличительные качества. Линия подвижна, пластична, передает все особенности формы; может быть тонкой и толстой, прерывистой и дрожащей, с утолщениями. Линейное изображение условно, передает простоту, лаконизм, четкость изображения и относится к быстрым графическим приемам. Линией можно не только пользоваться для плоскостного изображения, но и создавать иллюзию объема, пространства. Дизайнер должен виртуозно владеть линейной графикой, уметь работать пером, карандашом и другими графическими материалами.

Реальный мир можно представить не только в виде линейных, но и в виде пятновых силуэтных изображений. Пятно имеет огромное значение в набросках и зарисовках, в работе над эскизом костюма. Пятно имеет свою форму, пластику, массу. Силуэтная пятновая графика бывает очень выразительна. При помощи пятна можно выделить акцент композиции, подчеркнуть остроту силуэта, особенно это касается новых перспективных форм, творческих предложений. Пятно должно быть четким, должно быть не заштриховано, а выполнено кистью. Для заполнения пятна рекомендуется пользоваться кистью больших размеров, чтобы не получить неаккуратных разводов. Форма, размер пятна, его контуры зависят от концепции проекта, замысла автора и т.п.

Рассмотрим несколько видов выполнения художественных работ.

Отмывка

Отмывка – это послойное нанесение слабо разведенной акварели или туши с целью создания плавного градиента либо «прозрачной» заливки. Картины, получившиеся при помощи использования такой технологии, выглядят порой как настоящие фотографии.

В современных условиях компьютеризации деятельности специалистов архитектурно-художественных специальностей отмывка перестала прививать навыки графического изображения проектного материала. Однако, не перестав являться неотъемлемой частью подготовки студентов, она преследует цель обучения основам пространственного натуралистичного живописного и графического изображения, с их законами, правилами, методами и приемам работы, выполняя следующие задачи:

· Воспитание культуры освоения и воспроизведения цвета.

Многоразовая практика получения сложносоставного цвета средствами отмывки наглядно-эмоциональным примером формирует цветовой вкус и учит добиваться сдержанных, сложных, приятных цветов и иными средствами, и материалами. Полученный при отмывке цвет можно описать прилагательными глубокий, светящийся, сложный и даже интеллигентный. Дело в том, что для выполнения техники из акварели или туши готовится колер, разбавляя краситель водой в отдельной емкости. От этого каждый лессированный слой колера обладает прозрачностью и позволяет видеть сквозь себя нижние слои. При послойном нанесении каждый верхний слой обогащается нижними слоями, а суммарный цвет делается более глубоким, однако бумага с каждым новым слоем просвечивает меньше. Функцию белил выполняет бумага. Просвечивающая из-под слоев краски, она вносит качество светимости цвета. При отмывке цветовой тон, светлота и насыщенность складываются из слоев и зависят от их количества. Суммарный цвет всех нанесенных слоев намного отличается от аналогичного взятого из банки.

· Развитие художественного мышления

Благодаря прозрачности колера и многослойному письму отмывка в обучении изобразительной грамотности неминуемо подводит рисующего к необходимости изучения, глубокого вникания и абсолютного понимания базовых принципов и законов реалистичного рисования, а также развивает навыки их обдуманного применения в практической деятельности методом мышления при рисовании, которое можно назвать «аналитическим».

Для выполнения работы отмывкой используются круглые мягкие беличьи кисти различной толщины. Возможно использование колонковых кистей. Бумага для работы может выбираться опытным путем, лучше натянутая на планшет для предотвращения изгибания от воды. Работать в технике можно акварелью, тушью и, как не странно, чаем. Также понадобится большая емкость с чистой водой для промывания кисти и смачивания бумаги, одна или несколько емкостей меньше, ванночек палитры для различного цвета колеров. Белая тарелка или блюдце заменит при работе с водной краской пластмассовую палитру. Тряпка послужит для отжима кисти и вытирания рук.

Монотипия

Слово «монотипия» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «монос» – один, единственный и «типос» – след, отпечаток. Монотипия – это вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607-1665). Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

Многоцветная (полихромная монотипия) обычно выполняется акварельными или специально обезжиренными масляными красками. Для монотипии акварельными красками сначала нужно выполнить на бумаге контурный рисунок карандашом. Работа карандашом – вспомогательная, но мы должны выполнять ее на бумаге такого размера, которого и задумана композиция.

Бумага для оттиска должна быть больше подготовительного рисунка. Законченный черновик кладем под стекло. Берем акварельные краски, кисть, воду и детское мыло. Разводим краску мыльной водой. Для работы над монотипией краска должна быть густая, а не прозрачная, как в акварельной живописи. Ею рисуем на стекле, сквозь которое должно быть хорошо виден рисунок карандашом. Надо только следить, чтобы стекло (или пленка) не передвигались.

Помимо многоцветной монотипии есть еще и так называемая монохромная. Чаще всего ее выполняют черным или коричневым цветом. Такой вид монотипии выполняют печатной или масляной красками, но последние нужно соответственно подготовить, т.е. обезжирить. Для этого из тюбика выдавливают масляную краску на газетную или промокательную бумагу. Когда бумага впитает в себя жир – краска готова к употреблению. Монохромную монотипию можно выполнять и необезжиренной краской, но тогда есть угроза, что нарушится четкость изображения, а кроме этого, работа будет долго сохнуть.

Художники очень редко используют монотипию в чистом виде. Как правило, она применяется как часть смешанной техники. В отпечатанном на листе бумаги сочетании форм и красок художник угадывает близкие ему образы и дорисовывает то, что видит, уже на бумаге с помощью кисти.

Трафарет

Трафарет – приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления.

Трафарет в значении приспособления представляет собой лист из плёнки, бумаги, или другого материала в котором вырезаны несколько сквозных отверстий различной формы, или сегментов, составляющих исходное изображение. При изготовлении трафарета картинка разбивается на сегменты таким образом, чтобы при прорисовке трафарет не рвался, а изображение оставалось читаемым.

Трафареты можно разделить на группы по разным критериям:

1. По количеству слоёв – однослойный и многослойный трафареты.

2. По длительности использования: одноразовый и многоразовый.

3. По материалу: бумажный, картонный, пленочный, металлический и другие.

4. По месту использования: на производстве, в искусстве, в дизайне, в кулинарии и т.д.

В граффити трафареты используются для увеличения чёткости рисунка или быстрого воспроизведения картинки много раз. Иначе говоря, райтеры (граффити-художники) применяют его, например, когда нужно добавить много однотипных мелких, но четко прорисованных элементов. Наносится аэрозольным баллончиком с краской.

Коллаж

Коллаж – это прием создания изображения на бумаге посредством монтажа кусочков различных материалов. Прием напоминает мозаику. В графике коллаж обычно трактуется как сочетание в одном изображении бумажных вклеек. Можно также использовать ткань и другие материалы.

В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т.п.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.

Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения – аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур – тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.

Техника коллажа позволяет достичь максимальной выразительности графических эскизов.

Коллаж используется в эскизах как в чистой, так и смешанной технике. В смешанной технике к коллажу добавляют различные краски, прорабатывают форму линиями. Для удобства работы с коллажем можно предварительно нарисовать схему расположения фрагментов.

Фотоколлаж – это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей, не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью программы Photoshop).

Аппликация

Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Цифровые эскизы

Цифровая живопись – создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга (визуализации) компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.

Компьютер в цифровой живописи – это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (законы перспективы, цветоведение, блики, рефлексы и т.д.). В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются прогрессивные и высокотехнологичные функции инструментов и возможностей: например, работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; различные фильтры и коррекции, и многое другое.

Рассмотрим самые популярные графические программы для создания цифровых эскизов.

Adobe Photoshop

Adobe Photoshop – многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop.

Несмотря на то, что изначально программа была разработана как редактор изображений для полиграфии, в данное время она широко используется и в веб-дизайне.

Расширенная версия программы Adobe Photoshop Extended предназначена для более профессионального использования, а именно – при создании фильмов, видео, мультимедийных проектов, трехмерного графического дизайна и веб-дизайна, для работы в областях производства, медицины, архитектуры, при проведении научных исследований.

Adobe Illustrator

Adobe Illustrator – векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems.

Программа была задумана как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют его в разных целях. Программа обладает широким набором инструментов для рисования и возможностями управления цветом и текстом.

Благодаря Adobe Illustartor можно создавать векторные изображения любого уровня сложности, быстро и точно превращать нарисованные вручную отсканированные эскизы, фотографии, или другие растровые изображения в редактируемые векторные контуры, а интуитивно понятный интерфейс и легкий доступ ко всем функциям приложения обеспечат профессиональный уровень контроля всего процесса создания графики.

Можно создавать динамичный дизайн для любых проектов. Благодаря точности и функциональности инструментов программное обеспечение Adobe Illustrator CS6 используется специалистами в области дизайна по всему миру.

Autodesk 3ds Max

Autodesk 3ds Max (ранее 3D Studio MAX) - полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа.

3ds Max располагает обширными средствами для создания разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей, реальных или фантастических объектов окружающего мира, с использованием разнообразных техник и механизмов.

Моделирование на основе стандартных объектов, как правило, является основным методом моделирования и служит отправной точкой для создания объектов сложной структуры, что связано с использованием примитивов в сочетании друг с другом как элементарных частей составных объектов.

Adobe After Effects

Adobe After Effects – программное обеспечение компании Adobe Systems для редактирования видео и динамических изображений, разработки композиций (композитинг), анимации и создания различных эффектов. Широко применяется в обработке отснятого видеоматериала (цветокоррекция, пост-продакшн), при создании рекламных роликов, музыкальных клипов, в производстве анимации (для телевидения и web), титров для художественных и телевизионных фильмов, а также для целого ряда других задач, в которых требуется использование цифровых видеоэффектов.

Название происходит от эффекта, известного как «стойкость (инертность) зрительного ощущения», этот механизм использует сенсорную память сетчатки глаза, которая позволяет сохранять зрительную информацию в течение короткого промежутка времени.

Благодаря обширной библиотеке плагинов, разработанных сторонними компаниями, After Effects также используется в полиграфии и графическом дизайне для редактирования статичных графических изображений (фотографий, изображений, сгенерированных на компьютере и т. д.).

Paint Tool Sai

Paint Tool Sai – программа, разработанная японской компанией и предназначенная для цифрового рисования.

Paint Tool Sai является одним из лучших программных средств для рисования. SAI предлагает достаточное разнообразие инструментов, которые могут быть в большой степени настроены. Есть немного важных фильтров и эффектов, которые делают работу с программой полноценной. Программа предлагает, как растровые, так и векторные инструменты для рисования.

Пользовательский интерфейс Sai позволяет держать открытыми больше одного документа одновременно. Холст рисунка может и масштабироваться, и поворачиваться, благодаря использованию ползунков на навигаторе или горячим клавишам, сконфигурированных на клавиатуре. Также возможно держать открытыми разные области одного и того же документа. Панель смешивания цвета может сохраняться между сеансами. Цвета могут быть сохранены в панели образцов.

Различные растровые инструменты для рисования реализованы, такие как Распылитель, Акварель, Перо, и Маркер (Airbrush, Watercolor, Pen, and Marker), который может все быть легко настроен, и сохранен в слотах в пользовательском интерфейсе приложения. Есть также ряд векторных инструментов для рисования, предназначенных для того, чтобы обвести чернилами, который, как растровые инструменты, может быть сконфигурирован, чтобы быть чувствительным к давлению (например, на планшетах для рисования).

Некоторые типичные функции, которые присущи программам для работы с графикой, не реализованы. Это текст, градиенты, и фигуры. SAI сосредотачивается на том, чтобы рисовать и закрашивать, в то время как заключительный этап создания картины отдается на откуп другим приложениям.

AutoCAD – это трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная компанией Autodesk. Первая версия системы была выпущена в 1982 году. AutoCAD и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности. Программа выпускается на 18 языках. Уровень локализации варьируется от полной адаптации до перевода только справочной документации. Русскоязычная версия локализована полностью, включая интерфейс командной строки и всю документацию, кроме руководства по программированию.

Широкое распространение AutoCAD в мире обусловлено не в последнюю очередь развитыми средствами разработки и адаптации, которые позволяют настроить систему под нужды конкретных пользователей и значительно расширить функционал базовой системы. Большой набор инструментальных средств для разработки приложений делает базовую версию AutoCAD универсальной платформой для разработки приложений.

ArchiCAD

ArchiCAD – графический программный пакет САПР для архитекторов и ландшафтных дизайнеров, созданный фирмой Graphisoft. Предназначен для проектирования архитектурно-строительных конструкций и решений, а также элементов ландшафта, мебели и т. п.

При работе в пакете используется концепция Виртуального Здания. Суть её состоит в том, что проект ARCHICAD представляет виртуальную модель реального здания, существующую в памяти компьютера. Для её выполнения проектировщик на начальных этапах работы с проектом фактически «строит» здание, используя при этом инструменты, имеющие свои полные аналоги в реальности: стены, перекрытия, окна, лестницы, разнообразные объекты и т. д. Завершив этап моделирования, пользователь может извлечь из "виртуального здания" все необходимые данные для создания проектной документации: планы этажей, фасады, разрезы, экспликации, спецификации, визуализации и прочее.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Деталь – это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.

Рабочий чертеж детали – конструкторский документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля. Этот документ содержит данные о материале, шероховатости поверхностей, технические требования и др. Таким образом, рабочий чертеж включает в себя как графическую, так и текстовую часть.

Рабочие чертежи деталей разрабатываются по снятым с натуры эскизам или по сборочному чертежу изделия.

Эскиз – это документ временного характера, содержащий изображение детали и другие данные для ее изготовления и выполненный от руки без точного соблюдения масштаба, но с соблюдением пропорций. Эскизы выполняются на листах писчей бумаги в клетку или на миллиметровке стандартного формата.

Эскиз должен давать полное представление о внешней и внут­ренней формах детали, ее размерах, обработке и иметь все поясняющие надписи, необходимые для ее изготовления.

Оформляется эскиз рамкой и основ­ной надписью по форме 1 (прил. Б). Для работы лучше всего использовать мягкие карандаши «ТМ» или «М». Эскизы выполняют в таком масштабе, чтобы даже на мелких деталях можно было проставить все размеры, обозна­чения и надписи. Для цифровых и текстовых надписей и обозначений ис­пользуют стандартный шрифт, размером не менее 3,5 мм, что диктуется удобством чтения.

Эскиз должен содержать полную характеристику детали:

1) четкие геометрические формы;

2) геометрические зависимости элементов, связанных между собой размерами;

3) технологические сведения о допусках и посадках для контролируемых размеров, а также указания о шероховатости и специальных покрытиях по­верхностей;

4) характеристику материала: показатели механических или специаль­ных свойств материала, как например, термообработка или кислотоупор­ность и т. д.

2.2.1 Выполнение эскиза детали с натуры

Последовательность выполнения эскиза детали с натуры

Последовательность графического выполнения эскиза детали с натуры состоит из следующих этапов:

1. Определяется геометрическая форма детали и ее основных элементов, на которые можно мысленно расчленить деталь.

2. Выбирается главный вид детали и устанавливается необходимое и достаточное количество изображений: видов, разрезов, сечений. Например, для деталей типа тел вращения достаточно

Рисунок 22 - Элементы деталей

одного изображения на плоскости проекций, параллельной оси тела: вида, разреза с указанием знаков Ø перед размерными числами диаметров. Одного изображения достаточно также для деталей типа валов, втулок с резьбой с обозначением резьбы. Для деталей типа тел вращения с различными конструктивными элементами, например отверстиями, срезами,пазами, главное изображение дополняют одним или несколькими видами, разрезами, сечениями, которые выявляют форму этих элементов, а также выносными элементами. На рис.22 изображены наиболее часто встречающиеся элементы деталей и их наименование.

Для симметричных деталей рекомен­дуется при ее изображении соединять полови­ну вида с половиной разреза.

При выполнении эскиза (и рабочего чертежа) учитывают положение детали в сборочной единице или положение детали при разметке на разметоч­ной плите, или ее положение на металлорежущем станке при выпол­нении наиболее трудоемкой технологической операции. Например, фланцы, маховики, шкивы, блоки, цилиндры, зубчатые колеса, валы, оси и подобные им детали, имеющие форму тел вращения, располага­ют так, чтобы на главном виде их ось была параллельна основной надписи чертежа.

3. Устанавливается формат листа для эскиза по ГОСТу 2.301-68, с учетом требований к характеристике детали на эскизе.

4. Производится компоновка изображений на поле эскиза, определяются границы изображений, проводятся осевые и центровые линии.

5. Наносятся линии контура детали.

6. Наносятся линии внутренних очертаний детали и одновременно выполняются необходимые разрезы, сечения и дополнительные виды.

7. Наносятся выносные и размерные линии и знаки.

8. После обмера детали проставляются размеры.

9. Наносятся штриховка, знаки обработки, поясняющие надписи, и заполняется основная надпись.

10. Производится обводка контура после уточнения изображений.

При выполнении эскизов следует обратить внимание на соблюдение пропорций отдельных элементов детали и их проекционной связи. Перед тем, как обвести все изображения, нужно уточнить конструктивные особенности детали, связанные с технологичностью ее изготовления, например, наличие фасок, проточек, канавок, галтелей и т. д. (прил. Е), если деталь получается путем механической обработки, или литейных уклонов и литейных радиусов, литьем, необходимо учесть, что многие детали могут иметь различные дефекты, которыене cледует принимать во внимание: неровности, вмятины, искривления, ра­ковины в отливках, смещение центров отверстий, разницу толщины стенок пустотелых деталей, выступы избытка металла на деталях, изготовляемых литьем или поковкой и т.д.

При заполнении основной надписи следует указывать по ГОСТу материал, из которого изготовлена деталь.

Выполнение эскиза точеной детали

При изготовлении деталей, ограниченных преимущественно поверхностями вращения, основной технологической операцией является обработка на токарных и аналогичных им станках. В этом случае при обработке детали ее ось занимает, как правило, горизонтальное положение, а резец перемещается справа налево. На чертеже таких деталей ось располагают параллельно основной надписи, а участки с большими диаметрами должны находиться левее участков с меньшими диаметрами. Если имеется коническая поверхность, то вершина конуса должна быть направлена вправо. Если деталь имеет внутренние отверстия, то необходимо использовать фронтальный разрез, а внутренние ступени с большими диаметрами должны находиться правее ступеней с меньшими диаметрами. На рис. 23 изображен вал, форма которого полностью выявлена одним видом с местным разрезом, двумя вынос­ными элементами и двумя сечениями. На местном виде показано центровое отверстие, на выносном элементе I - глубина сверления отверстия, на выносном элементе II - форма проточки, сечение А - А выявляет форму шпоночного паза, сечение Б - Б - форму квадратной части. Эти четыре изображения позволяют нанести раз­меры соответствующих элементов.

При нанесении размеров по длине вала применен комбинирован­ный способ. За основную базу принята правая торцовая плоскость, относительно которой нанесены размеры 50, 75, 125 и общая длина 235 мм. От вспомогательной базы указаны размеры 16, 36 и 70 мм.

Рисунок 23 - Эскиз детали типа «Вал»

На рис. 24 дан чертеж корпуса, целиком обрабо­танного на металлорежущих станках, причем преоб­ладающей операцией является точение.

Чертеж содержит четыре изображения: фронталь­ный разрез, разрез A-A, выносной элемент и сече­ние Б-П. Профильный разрез необходим для уточнения отверстия Ø 12 и формы лыски. Выносной элемент позволяет отчетливо выявить форму и размеры про­точки, сечение Б-В позволяет выявить форму и раз­меры лыски.

На рис. 25 деталь, взятая для выполнения эскиза в качестве примера (крышка), состоит в основном из тел вращения (цилиндров и конусов), поэтому ее расположение на чертеже должно быть горизонтальным. Наличие шести­угольной призмы делает необходимым выполне­ние ее второго вида. Наружная проточка может быть показана с помощью выносного элемента.

Рисунок 24 - Эскиз детали типа «Корпус»

Внутренняя конструкция детали может быть показана на половине разреза. На главном виде цилиндрические поверхности должны быть расположены

вправо, так как в этом по­ложении выполняется наибольшее число опе­раций

при изготовлении детали.

Учитывая проведен­ный выше анализ формы детали (крышка) и число ее изображений и размеров, выполнять эскиз этой детали целесообразно на формате A3, расположенном горизонтально. Под рабочее поле формата эскиза, проведя рамку и очертив место для основной надписи,приступают к размещению изображений (рис. 26).

Для этого отмечают габаритными многоугольниками места для будущих изображений (в данном случае для

главного вида слева), учитывая, что между ними должно быть место для размеров, а также то, что на эскизе кроме видов располагается еще и выносной элемент.

Рисунок 25 - Крышка

Рисунок 26 - Этапы выполнения эскиза детали «Крышка»

Габаритные угольники проводят тонкими линиями, учитывая при этом

наибольшие размеры детали по высоте, ширине и длине. Затем прорисовывают контуры видов и разрезов в пределах габаритных многоугольников, а также размещают дополнительные изображения на свободном поле формата эскиза. В данном случае речь идет о размещении выносного элемента (рис. 26.). На этом же этапе выполняют штриховку разрезов и сечений. При нанесении выносных и размерных линий руководствуются правилами нанесения размеров и базовой простановки размеров с учетом конструкции детали и технологии ее изготовления. При соединении половины вида с половиной разреза размеры, относящиеся к наружной конструкции детали, следует ставить на виде, а к внутренней – на разрезе (рис.26). После этого необходимо измерить размеры самой детали, для которых на изображениях проведены размерные линии, надписать размерные числа, заполнить основную надпись и обвести изображение.

Обмер деталей

Для определения линейных размеров при выполнении эскизов используют простейшие измерительные инструменты – линейку, кронциркуль (для измерения наружных размеров), нутромер (для внутренних размеров). С их помощью размеры измеряют с погрешностью 1-0,5 мм. Более точно (с погрешностью 0,1-0,05 мм) измеряют раз­меры штангенциркулем.

Примеры измерения диаметров указанными инструментами: на рисунке 27 - нутромером, на рисунке 28, а - штангенциркулем; длин L: на рисунке 28, в - штангенциркулем, на рисунке 29- линейкой; размера А на рисунке 28, б- штан­генциркулем. Схемы измерения расстояний между осями отвер­стий показаны на рисунке 30.

Рисунок 27 - Нутромер

Рисунок 28 - Штангенциркуль

Примеры измерения толщины внутренних стенок: на рисунке 31 - измерительной линейкой, на рисунке 32 а,б - крон­циркулем с линейкой. В первом случае толщину стенки определяют по результатам измерения трех размеров - А, Б, В. Во втором случае по результатам двух измерений: а) разме­ра А - при измерении на детали; б) размера Б - по линейке. Размер Б выбирают таким, чтобы кронциркуль, не раздвигая измерительных ножек, можно было отвести от детали.

Рисунок 29 - Измерение при помощи линейки

Рисунок 30 - Измерение между осями отверстий

Углы измеряются с точностью до 10" угломером (рис. 32 в). В данном случае в наружное отверстие введен гладкий стержень.

При острых краях форму и размеры плоского контура можно снять в виде отпе­чатка на бумагу. Бумагу накладывают на плоскость детали и пальцем прижимают к кромкам (рис. 33, а). Можно деталь положить на бумагу и контур обвести острым карандашом (рис. 33, б). По отпечатку устанавливают геометрическую форму и размеры контура (рис. 33, в). Радиусы и центры дуг определяют, проведя перпендикуляры из середины двух хорд дуги одного радиуса, при наличии оси симметрии ее можно считать за один из перпендикуляров.

Рисунок 31 - Измерение толщины внутренних стенок

Отпечаток контура кромки внутренней полости детали (рис. 34, а) снимают на бумагу протиранием контура гра­фитом карандаша (рис. 34, б) или нажатием пальца (рис. 34, в). По отпечатку устанавливают геометрическую форму и размеры контура (рис. 34, г).

Радиусы закруглений галтелей определяют (рис. 34, б) радиусомером (набор шаблонов).

Рисунок 32 – Измерение толщины стенок: а,б – кронциркулем, в- угломером

Определение параметров стандартных резьб производят с помощью штангенциркуля и резьбомеров. Резьбомеры (рис. 35) представляют собой набор шаблонов (тонких стальных пластинок), измерительная часть которых соответствует про­филю стандартной резьбы. Изготавливают резьбомеры двух ти­пов: для метрической резьбы с клеймом «М 60°» и размером шага в миллиметрах на каждой пластинке и для дюймовой и трубной резьб с клеймом «Д 55°» и указанием числа ниток на дюйм на каждой пластине.

Для измерения шага резьбы на детали резьбомером подбира­ют шаблон-пластину, зубцы которой совпадают с впадинами измеряемой резьбы (см. рис. 35). Затем читают указанный на пластинке шаг (или число ниток на дюйм). Наружный диа­метр стержня (или внутренний диаметр в отверстии) измеряют обычным путем штангенциркулем (рис. 36 а).

Определив размер и шаг (или число ниток на дюйм), уста­навливают тип и размер резьбы по таблицам стандартных резьб.

Рисунок 33 - Измерение формы с помощью отпечатка

Рисунок 34 - Измерение внутреннего контура детали при помощи отпечатка

При отсутствии резьбомера шаг резьбы (или число ниток на дюйм) может быть определен с помощью оттиска на бумаге. Для этого резьбовую часть детали обжимают листком чистой бумаги так, чтобы получить на ней оттиски (отпечатки) ниток резьбы, т. е. несколько шагов (не менее 10) - рисунок 36, б. Затем по оттиску измеряют расстояние L между крайними достаточно четкими рисками (отпечатками). Это измерение должно быть выполнено достаточно аккуратно с погрешностью не более 0,2 мм. Сосчитав число шагов п на длине L (на единицу меньше числа рисок), определяют шаг.

Например, оттиск дал 10 четких рисок (т. е. 9 шагов) общей длиной 13,5 мм. Наружный диаметр при измерении 14 мм. Определяем шаг: р= 13,5: 9 = 1,5 мм. По таблицам находим резьбу М14х1,5. т. е. это метрическая резь­ба 2-го ряда с диаметром 14 мм и мелким шагом 1,5 мм.

Рисунок 35 – Измерение шага резьбы при помощи резьбомера



Рисунок 36 - Измерение шага резьбы при помощи оттиска

Шаг внутренней резьбы определяют по отпечатку на полос­ке бумаги, на ребре спички, карандаша. Осмот­ром определяют профиль резьбы, направление резьбы (правая, левая), число заходов.

1 Выполнение эскизов деталей Эскиз – это чертеж, выполненный без применения чертежных инструментов (от руки) и точного соблюдения стандартного масштаба (в глазомерном масштабе), но с соблюдением пропорций между отдельными элементами детали. Эскизы предназначены для разового использования. По содержанию к ним предъявляются такие же требования, как и к рабочим чертежам.






4 Подготовительный этап Необходимо внимательно осмотреть деталь, ознакомиться с ее конструкцией, т. е. определить имеющиеся в ней отверстия, проточки, приливы, выступы, фаски и др. элементы. Ознакомившись с конструкцией, мысленно расчленить деталь на простейшие геометрические формы (цилиндр, конус, призма и др.) и выявить, как эти формы связаны между собой. Затем установить материал, из которого деталь изготовлена, и основные технологические операции (резание, штамповка, литье и т. д.), которые использовались при изготовлении детали.




6


7 Размещение и вычерчивание изображений Выполнение этого этапа начинают с выбора главного изображения детали, учитывая некоторые требования конструктивного и технологического порядка. Главное изображение должно давать наиболее полное представление о форме и размерах детали. Определяют, какие целесообразно выполнить разрезы или другие изображения, дополняющие главное изображение.


8 Учитывая сложность детали, ее размеры и размеры листа бумаги, решают вопрос о выборе масштаба изображения, чтобы удачно скомпоновать рабочую площадь эскиза. При этом необходимо учитывать возможность применения выносных элементов. Выносной элемент может выявить подробности, не указанные на соответствующем изображении, и может отличаться от него по содержанию. Например, на рис. главное изображение – разрез, а выносной элемент – вид. Выносной элемент на чертеже обозначают по типу А (5:1), а на эскизе – А (увеличено).


9 Затем приступают к вычерчиванию изображений. Для этого, прежде всего, намечают осевые и центровые линии каждого изображения. Осевые и центровые линии проводят с целью выявления или геометрических осей центров, или проекций плоскостей симметрии детали. Наносят внешние контуры каждого изображения с конструктивными элементами (фаски, проточки и т. д.). Затем тонкими линиями отмечают контуры необходимых разрезов и сечений. Проверив выполненные изображения, убирают лишние линии, наносят штриховку в разрезах и сечениях, обводят видимый контур изображения сплошной основной линией.


10 Нанесение размеров Этап включает следующие операции: намечают размерные базы и проводят выносные и размерные линии для габаритных размеров, межосевых и межцентровых размеров и их расстояний до баз и для размеров отдельных элементов детали; обмеряют деталь, сопоставляют размеры, полученные обмером, с размерами, рекомендуемыми таблицами размерных рядов, и наносят на эскиз скорректированные, но близкие к измеренным размерам. При этом нужно помнить о сопрягаемых размерах.





Эскизом называется чертеж детали, выполненный от руки (без применения чертежных инструментов) в глазомерном мас­штабе со всеми размерами, необходимыми для ее изготовления.

Например, требуется вы­полнить эскиз детали, изобра­женной «а рис. 23, и составить по эскизу рабочий чертеж.

Надо внимательно осмотреть деталь и наметить наименьшее число видов для изображения ее на эскизе. Данную деталь до­статочно изобразить в двух видах: вид спереди (по стрелке А) и вид сверху (по стрелке Б). Вид спереди будет главным видом. Ввиду симметрии детали главный вид можно совместить с вер­тикально-продольным разрезом (неполным). Наметив виды де­тали и разрезы, необходимые для ясного представления “ее формы и отверстий, можно составить эскиз детали. Эскиз рекомендуется выполнять на бумаге в клетку мягким каранда­шом (М или 2М) в следующем порядке:

1. Начертить от руки вид спереди в глазомерном масштабе, соблюдая отношение высоты детали к ее длине (рис. 24, а), под видом спереди, на некотором расстоянии от него, изобразить вид сверху такой же длины и соответствующей ширцры и прове­сти на обоих видах оси симметрии. Vу

2. На обоих видах нанести оси отверстий и изобразить их на виде спереди штриховыми линиями, как невидимые, а на виде сверху - сплошными линиями, так как все отверстия сверху

резьбой в центре детали пока- сверху провести штриховые ли­нии, определяющие ТОЛЩИНЫ вертикальных стенок.

3. Поскольку деталь сим­метрична на виде спереди, справа от оси симметрии надо показать половину вертикаль­но-продольного разреза по про­дольной оси и заштриховать сечение детали "(рис. 24, в). Потом поставить все необходи­мые размерные и выносные линии.

4. Теперь остается опреде­лить при помощи измеритель­ного инструмента все размеры

детали и проставить их над соответствующими размерными ли­ниями (рис. 24, г). В таком порядке составляются эскизы де­талей.

На рис. 25 изображен рабочий чертеж детали, составленный по эскизу этой детали (см. рис. 24). Как видно, рабочий чертеж отличается от эскиза только тем, что он выполнен не от руки, а при помощи линейки, треугольника и циркуля и не в глазомер­ном (приближенном) масштабе, а в масштабе Ml: 2.

Для измерения размеров пользуются измерительными инст­рументами: стальной линейкой с миллиметровыми делениями, кронциркулем, нутромером и другими. Для определения разме­ра резьбы служит резьбомер.

і Кинетика процесса структурообразования. Исследовались чисто гипсовь составы и композиции с добавками целлюлозного волокна (20 %), пуццол нового цемента (30 %), портландцемента (5 %) или извести (3 %) с ГКЖ-9 …

Исследовались гипсовые вяжущие а - и /3- модификаций (см. табл. 1.3- 1.5) и прессованные композиции с добавками (см. табл. 1.6). На основе (З-полугидрата сульфата кальция Минского завода готовились образцы сле­дующих …

Определение режимных параметров прессования. Выбор оптимальных ре­жимов прессования осуществлен на образцах из гипсового вяжущего Минского завода. Были исследованы режимы подачи и выдержки давле­ния, приложенного к гипсовой смеси нормальной густоты …

Эскизом называется конструкторский документ, выполненный от руки, без применения чертежных инструментов, без точного соблюдения масштаба, но с обязательным соблюдением пропорций элементов деталей. Эскиз является временным чертежом и предназначен для разового использования.

Эскиз должен быть оформлен аккуратно с соблюдением проекционных связей и всех правил и условностей, установленных стандартами ЕСКД.

Эскиз может служить документом для изготовления детали или для выполнения ее рабочего чертежа. В связи с этим эскиз детали должен содержать все сведения о ее форме, размерах, шероховатости поверхностей, материале. На эскизе помещают и другие сведения, оформляемые в виде графического или текстового материала (технические требования и т. П.).

Выполнение эскизов (эскизирование) производится на листах любой бумаги стандартного формата. В учебных условиях рекомендуется применять писчую бумагу в клетку.

Процесс эскизирования можно условно разбить на отдельные этапы, которые тесно связаны друг с другом. На рис. 367 показано поэтапное эскизирование детали «опора».

I. Ознакомление с деталью

При ознакомлении определяется форма детали (рис. 368, а и б)и ее основных элементов (рис. 368, в), на которые мысленно можно расчленить деталь. Повозможности выясняется назначение детали и составляется общее представление о материале, обработке и шероховатости отдельных поверхностей, о технологии изготовления детали, о ее покрытиях и т. п.

II. Выбор главного вида и других необходимых изображений

Главный вид следует выбирать так, чтобы он давал наиболее полное представление о форме и размерах детали, а также облегчал пользование эскизом при ее изготовлении.

Существует значительное количество деталей, ограниченных поверхностями вращения: валы, втулки, гильзы, колеса, диски, фланцы и т. п. При изготовлении таких деталей (или заготовок) в основном применяется обработка на токарных или аналогичных станках (карусельных, шлифовальных).

Изображения этих деталей на чертежах располагают так, чтобы на главном виде ось детали была параллельна основной надписи. Такое расположение главного вида облегчит пользование чертежом при изготовлении по нему детали.

По возможности следует ограничить количество линий невидимого контура, которые снижают наглядность изображений. Поэтому следует уделять особое внимание применению разрезов и сечений.

Необходимые изображения следует выбирать и выполнять в соответствии с правилами и рекомендациями ГОСТ 2.305-68.

На рис. 368, а и б даны варианты расположения детали и стрелками показано направление проецирования, в результате которого может быть получен главный вид. Следует отдать предпочтение положению детали на рис. 368, б. В этом случае на виде слева будут видны контуры большинства элементов детали, а сам главный вид даст наиболее ясное представление о ее форме.

В данном случае достаточно трех изображений, чтобы представить форму детали: главный вид, вид сверху и вид слева. На месте главного вида следует выполнить фронтальный разрез.


III. Выбор формата листа

Формат листа выбирается по ГОСТ 2.301-68 в зависимости от того, какую величину должны иметь изображения, выбранные при выполнении этапа II. Величина и масштаб изображений должны позволять четко отразить все элементы и нанести необходимые размеры и условные обозначения.

IV. Подготовка листа

Вначале следует ограничить выбранный лист внешней рамкой и внутри нее провести рамку чертежа заданного формата. Расстояние между этими рамками должно составлять 5 мм, а слева оставляется поле шириной 20 мм для подшивки листа. Затем наносится контур рамки основной надписи.

V. Компоновка изображений на листе

Выбрав глазомерный масштаб изображений, устанавливают на глаз соотношение габаритных размеров детали. В данном случае, если высоту детали принять за А у то ширина детали В^А, а ее длина С«2Л (см. рис. 367, а и 368, б). После этого на эскизе наносят тонкими линиями прямоугольники с габаритными размерами детали (см. рис. 367, а). Прямоугольники располагают так, чтобы расстояния между ними и краями рамки были достаточными для нанесения размерных линий и условных знаков, а также для размещения технических требований.

Осуществление компоновки изображений можно облегчить применением прямоугольников, вырезанных из бумаги или картона и имеющих стороны, соответствующие габаритным размерам детали. Перемещая эти прямоугольники по полю чертежа, выбирают наиболее удачное расположение изображений.

VI. Нанесение изображений элементов детали

Внутри полученных прямоугольников наносят тонкими линиями изображения элементов детали (см. рис. 367, б). При этом необходимо соблюдать пропорции их

размеров и обеспечивать проекционную связь всех изображений, проводя соответствующие осевые и центровые линии.

VII. Оформление видов, разрезов и сечений

Далее на всех видах (см. рис. 367, в) уточняют подробности, не учтенные при выполнении этапа VI (например, скругления, фаски), и удаляют вспомогательные линии построения. В соответствии с ГОСТ 2.305-68 оформляют разрезы и сечения, затем наносят графическое обозначение материала (штриховка сечений) по ГОСТ 2.306-68 и производят обводку изображений соответствующими линиями по ГОСТ 2.303-68.

VIII. Нанесение размерных линий и условных знаков

Размерные линии и условные знаки, определяющие характер поверхности (диаметр, радиус, квадрат, конусность, уклон, тип резьбы и т. п.), наносят по ГОСТ 2.307-68 (см. рис. 367, в). Одновременно намечают шероховатость отдельных поверхностей детали и наносят условные знаки, определяющие шероховатость.

IX. Нанесение размерных чисел

При помощи измерительных инструментов определяют размеры элементов и наносят размерные числа на эскизе. Если у детали имеется резьба, то необходимо определить ее параметры и указать на эскизе соответствующее обозначение резьбы (см. рис. 367, г).

X. Окончательное оформление эскиза

При окончательном оформлении заполняется основная надпись. В случае необходимости приводятся сведения о предельных отклонениях размеров, формы и расположения поверхностей; составляются технические требования и выполняются пояснительные надписи (см. рис. 368, г). Затем производится окончательная проверка выполненного эскиза и вносятся необходимые уточнения и исправления.

Выполняя эскиз детали с натуры, следует критически относиться к форме и расположению отдельных ее элементов. Так, например, дефекты литья (неравномерность толщин стенок, смещение центров отверстий, неровные края, асимметрия частей детали, необоснованные приливы и т. п.) не должны отражаться на эскизе. Стандартизованные элементы детали (проточки, фаски, глубина сверления под резьбу, скругления и т. п.) должны иметь оформление и размеры, предусмотренные соответствующими стандартами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!