Церковный праздник благовещение пресвятой богородицы. Как праздновать благовещение пресвятой богородицы

7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни . Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

С этого праздника, «главизны нашего спасения,» зачинается тот родник «воды живой,» который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа,» так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение - праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение - «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы - подснежники и фиалки; ночью - голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.

По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, возвещая об одном из самых великих христианских праздников - Благовещении, после Литургии, со ступеней православных храмов взлетят в небо стайки голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом.

Назарет: город Благой вести

Назарет расположен среди невысоких (до 500 м) гор Галилеи. Он находится в лощине между двух горных хребтов, ниже уровня Средиземного моря, поэтому климат там теплый. Население его главным образом арабское. Евреи имеют свой квартал на одной из горных вершин (т.н. Верхний Назарет)… дальше

История установления праздника

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя - между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.


Источник, возле которого произошло Благовещение

У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, мит­рополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.


Видео-сюжет Ивана Дьяченко:

Смысл праздника

Митрополит Сурожский Антоний: «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Молитвословие Благовещению Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднству
Днесь всемирныя радости начатки предпразднственное воспети повелевают: се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Сегодня начала всемирной радости велят петь песнопения перед праздником, ибо вот, Гавриил приносит Деве благую весть, и восклицает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!

Тропарь, глас 4-й
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий - Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак, глас 8-й
Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою

Припевы
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу.

Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию!

Ирмос 9-й песни
Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных. / Устне же верных, Богородице, немолчно, / глас Ангела воспевающе, / с радостию да вопиют: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / «радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою!

Св. отцы о Благовещении

Святитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой».

Святитель Николай (Велимирович):

«Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. («О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветаюшая и всю храмину благовония исполняющая!» Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь ».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Начало спасения». (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести».

Благовещение Пресвятой Богородицы - это один из самых важных христианских праздников. В православии это событие имеет огромное значение для каждого верующего.

История и значение Благовещения

Это двунадесятый праздник, а значит, он имеет фиксированную дату — 7 апреля. Второе его название — Возвещение. Это абсолютно не случайно, потому что в этот день, по преданию, Дева Мария была оповещена архангелом Гавриилом о том, что вскоре родит спасителя всех праведных людей — Иисуса Христа.

Апостол Лука писал в своем Евангелии, что Божья Матерь узнала о святости ее будущего ребенка и его огромном значении в жизни каждого человека на шестом месяце беременности. Дева Мария находилась в Назарете, куда и явился ангел. Он сказал следующие слова, которые в последствии стали основой молитвы:

Благодатная Мария, Господь с тобой. Благословенная ты между женами. Не бойся, ибо обрела ты благодать Божью. Ты носишь Сына Божьего во чреве, а после его рождения наречешь ему имя Иисус. Он будет царствовать вечно со своим Отцом, а царствию его не будет конца.

Значение Благовещения в христианстве огромно. Этот праздник и сам факт тайного святого зачатия искупает грех Евы, которая являлась той самой первой женщиной, познавшей его. Фактически церковные деятели и мудрецы считают, что Мария стала второй Евой. Именно той Евой, которой она должна была стать впоследствии — покорной и смиренной, доброй и уважающей Бога.

Традиции 7 апреля

Благовещение — это двунадесятый праздник, который категорически не празднуется в случае выпадания на страстную неделю. По своей значимости этот день ставится священнослужителями в один ряд с Рождеством Христовым и Крещением .

7 апреля в церквях проводится специальная литургия, особенности которой зависят от дня недели и от даты. Многие моменты очень важны, поэтому следует уточнять в церкви, что делать можно, а что нельзя. Один интересный момент заключается в том, что иногда это событие выпадает на саму Пасху. Тогда праздники соединяются и празднуются последовательно — сначала Пасха, а потом уже Благовещение.

Вселенский Собор установил одно важное правило в виду исключительности праздника. В этот день совершается полная литургия во всех церквях, несмотря на Великий пост. Напомним, что это запрещено в любых других случаях. Если день не приходится на Страстную неделю, то можно употреблять в пищу оливковое масло, вино и рыбу. Если же праздник приходится на Страстную пятницу или на субботу перед Пасхой, то отмечается он в воскресение — первый день Пасхи.

7 апреля — это великая дата для каждого уважающего себя христианина. Если у вас не будет возможности посетить церковь, то прочитайте молитву «Богородице Дево, радуйся» дома. Верьте в Бога, любите своих родных и живите праведно. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Благовещение Пресвятой Богородицы - православный праздник, который имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднует Собор Святого архистратига Гавриила.

События Благовещения описаны в Евангелии апостолом Лукой - в этот день вспоминают о том, как Архангел Гавриил Деве Марии возвестил благую весть о зачатии и рождении Ею Богомладенца — Иисуса Христа.

Божественная история знакома практически всем, но в канун Благовещения Пресвятой Богородицы предлагает Вам еще раз ее вспомнить, а также ознакомиться с историей, традициями и приметами праздника.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Дева Мария, которая была отдана Творцу начиная с рождения, на всей Вселенной бесспорно самая целомудренная — она жила и воспитывалась до 14 лет в Иерусалимском храме.

Марии, когда пришло время покинуть храм, нашли в мужья престарелого благочестивого плотника Иосифа, который должен был Ее чистоту и невинность оберегать.

Посему, Дева Мария, когда Архангел Гавриил возвестил ей, что Она у Бога обрела величайшую благодать — быть Материю Сына Божия, смущаясь, спросила у Ангела, каким образом это зачатие получится.

В пример Архангел привел бесплодную родственницу Марии —Святую Елизавету, в преклонном возрасте шесть месяцев назад зачавшую ребенка, и тем самым уяснить, что нет предела возможностям у Господа.

Всемилостивую волю услышав в речах Архангела, Мария промолвила: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему". Святое зачатье содеялось, как считают на сегодняшний день, в момент произнесения этой фразы Девой Марией.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

Икона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Иосиф, узнав, что Мария носит ребенка, хотел тайно ее отпустить, но Ангел Господень явился во сне ему и сказал: "Иосиф, Сын Давидов! Не бойся Марию принять, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он людей Своих спасет от грехов их…"

Иосиф так поступил, как ему Ангел велел — принял жену свою. Все, как предсказывалось, так и случилось — у них родился сын, и его нарекли Иисусом.

История праздника

Предполагают, что праздник установили апостолы, так как изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемые II-III веками, имеются в росписях катакомб, где на молитву собирались первые христиане.

Однако праздновать стали Благовещение Пресвятой Богородицы особо — значительно позже. Способствовало этому открытие Святой равноапостольной Еленой в начале IV века Святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Древние христиане праздник называли по-разному — Благовещение о Христе, Зачатие Христа, Благовещение Ангела Марии, Начало искупления и только в VII веке ему было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы, как на Западе, так и на Востоке.

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям, установил святитель Кирилл Иерусалимский, и к концу VII века в Византии он был одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.

Датой Благовещения как на Востоке, так и на Западе считается 25 марта (по-старому стилю 7 апреля). Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество, поскольку праздник Рождества Христова исторически был установлен значительно раньше.

Число это также согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха произошли в один и тот же день года, как исторические события.

Традиции

С давних времен праздник Благовещения Пресвятой Богородицы особо почитался на Руси. В этот день, по древней традиции, люди выпускали на волю птиц из сетей и клеток. Обычай этот был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

Крестьяне, на Благовещение Пресвятой Богородицы, по традиции, по числу домочадцев пекли в семье просфоры — пресный церковный хлеб, который затем освещали в храме.

© photo: Sputnik / Balabanov

Изображение Богоматери. Фрагмент иконы "Благовещение (Устюжское)"

Съедали освещенный хлеб дома натощак, а крошки, по традиции — добавляли в семена и корм домашним животным. В народе считали, что урожай благодаря этому будет богатым, а скот — здоровым и плодовитым.

В народе Благовещение Пресвятой Богородицы воспринимали как праздник весны — начало нового сельскохозяйственного года. Зерно, по традиции, люди освящали перед посевом, ставя благовещенскую икону рядом с зерном.

В этот день в старину "закликали весну" — разводили костер и прыгали через огонь, водили хороводы, пели "веснянки". Благовещенский костер люди считали лучшей защитой от болезней, порчи и сглаза.

Люди били в колотушки, звонили в колокольчик, медную посуду, чтобы защитить скотину от волков. В народе бытовала примета, что волки держаться будут на том расстоянии, на которое распространится звук.

Приметы

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы в народе был окружен множеством примет. Главная примета гласит — все земельные работы и по дому запрещены. В старину люди говорили, что даже птица гнезда не вьет в этот день, потому что это грех.

По легенде, кукушка не послушалась правил этого дня и свила гнездо, в наказание она больше не может вить гнезда, и вынуждена свои яйца подкладывать в гнезда других птиц.

Во многих домах, по традиции, накануне и в день Благовещения Пресвятой Богородицы старались не зажигать огонь, но, чтобы привлечь удачу в печи, по приметам, следовало сжечь несколько щепоток соли.

В праздник Благовещения люди считали, что радуются ангелы на небесах, и даже в аду грешников перестают мучить. От зимнего сна пробуждается земля и раскрывается навстречу весне. А с обитателями земли вместе пробуждается и всякая нечисть.

Посему в Благовещение Пресвятой Богородицы проводили обряды, которые защищали от болезней и зла. Хорошей приметой было умыться талой водой, окурить зимнюю одежду дымом и так далее.

Огонь считался лучшей защитой от змей, поэтому мусор, накопившийся за зиму было принято сжигать. По приметам, на Благовещение нельзя также уронить ни одной крошки, иначе спаса от насекомых не будет.

© photo: Sputnik /

На Благовещение Пресвятой Богородицы было принято гадать на счастье - запекали мелкую денежку в церковной просфоре и кому она достанется, тому счастье улыбаться будет весь год.

Под иконами ставили благовещенскую освященную воду, так как верили, что она поднимет на ноги и больного, отпаивали ею же и скотину.

В старину считали, что целый год освященная вода не портится, если только колдун или человек с темными помыслами к ней не прикоснется.

На Благовещение Пресвятой Богородицы плохой приметой является пересыпание зерна из мешка в мешок и давать взаймы, посему делать это категорически запрещалось.

В этот день хозяйка сгоняла кур помелом с насеста, чтобы они неслись к Пасхе.

© photo: Sputnik / V. Drujkov

Икона "Благовещение" конца XVI века

Немало связано примет с урожаем и погодой. Так, по примете, курицы будут плохо нестись, если накануне ночью небо темное без звезд. Приметой к урожаю пшеницы является солнечный день на Благовещение.

По приметам, дождь в праздник - к грибной осени, к хорошей рыбалке. Гроза в праздник указывает на теплое лето и хороший урожай орехов. Если в праздник прогремела гроза - можно ждать теплого лета и отличного урожая орехов.

По приметам, мороз на Благовещение Пресвятой Богородицы указывал на хороший урожай яровых и огурцов.

О чем молятся

Молятся перед иконой Пресвятой Богородицы Благовещения о получении облегчения и исцеления своих недугов, об освобождении из заточения, и вообще — получить "благую" весть о чем-либо.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста …» воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, 80-летнему старцу Иосифу (у него уже было две дочери и четверо сыновей), который также был потомок Царя Давида, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство.

Святые отцы Церкви - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин - указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та Самая Благословенная Дева, прореченная Исайей. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Однажды Пресвятая Дева Мария читала Книгу пророка Исаии, остановилась на том месте, где было сказано «вот дева примет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил» (что означает с нами Бог) (Ис.7,14) и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой.

И вот является Ей ангел и приветствует Ее: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою: благословенна Ты между женами». Эти слова стали первой «благой вестью» для человечества после его грехопадения.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие.

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1:28-38).

Считается, что именно в этот момент совершилось таинство воплощения Сына Божия.

Если праведная Сарра приняла весть о рождении от нее Исаака с замешательством, а праведный Захария при подобном предвестии о рождении Предтечи Господня требовал от ангела знамения,то насколько выше самых праведников является Пресвятая Дева Мария, когда благовещение о рождении от Нея Христа - Спасителя, Сына Божия, сверхъестественном, непостижимом, Божественном, приемлет без замешательства, без недоверия.

Страшно даже подумать, что могло бы произойти, если бы на земле не нашлось Достойнейшей для приятия высочайшего Дара Божьего:

По толкованию Иринея Лионского, послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию». Августин писал: «через женщину - смерть, и через женщину - жизнь».

Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. О том, каким образом, каким способом совершается вселение Сына Божия во чрево Пресвятой Девы, знает, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, “только Сам Бог, и не следует человеку рассуждать о природе того, что неисповедимо и непостижимо”.

Православная церковь свято верит, что Мария осталась Девою и по рождестве первенца Иисуса, по пророчеству (пр. Иез.44:2). «И сказал мне господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израелев, вошел ими, и они будут затворены». На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова.

По словам святителя Феофана Затворника Благовещение тесно связано с установлением таинства Тела и Крови. «Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, - тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее».

Дата праздника Благовещения связана с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря.Считается, что в этот же день 25 марта произошлоСотворение мира - таким образом, человечеству был дан второй шанс.

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех других. У древних христиан он носил различные названия: "Зачатие Христа", "Благовещение о Христе", "Начало искупления", "Благовещение Ангела Марии", - и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование "Благовещения Пресвятыя Богородицы". В течение V-VIII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

По уставу в этот день, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия, даже если Благовещение случается в Великую пятницу (в этот день литургия исключена). По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже если он приходится на Пасху. Очень редко случается, что Благовещение совпадает с Пасхой и праздник как бы удваивается. Тогда Пасха называется Кириопасхой . Такое совпадение было в 1817, 1828, 1912, 1991 годах. Следующая Кириопасха будет в 2075 году.

События Благовещениябыли описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. Существуют еще апокрифические тексты, но онине изменяют общей истории Благовещения, а добавляют к ней ряд подробностей. В апокрифах - так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Сюжет Благовещения издавна популярен в религиозной живописи. Его иконография стала складываться очень рано. Основными его атрибутами стали: лилия - символ непорочности Девы Марии; прялка, веретено (с красной пряжей) - образ плоти Христовой; книга пророка Исайи, которую читает Мария; райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь - символ примирения Бога и творения; колодец - символ чистоты Марии. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века.

В западноевропейской живописи проторенессанса особенно стоит отметить произведения фра Беато Анжелико, Симоне Мартини; из ренессансных работ - картины Леонардо да Винчи и Боттичелли, а из северных работ - Ян ван Эйк, Робер Кампен и Рогир ван дер Вейден. В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен написал Эль Греко. Начиная с эпохи барокко, как это произошло и с другими сюжетами, в трактовку сюжета проникают многие вольности и отступления.

В иконописной традиции принято, чтобы одно крыло архангела оставалось простёртым за спиной, а другое - поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь - образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. Благовещение переводится с греческого как благая весть . Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связаной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками». Врата являются дополнительным символом Богородицы (образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь).

Самое раннее «Благовещение» в русском искусстве,(1040-е гг) - мозаика на двух столбах в киевском соборе Святой Софии.

Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери - красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов.

Среди русских икон на этот сюжет стоит отметить «Устюжское Благовещение», написанное в XII веке в Великом Новгороде, иконы Рублева и Даниила Чёрного, а также фреску Дионисия в соборе Рождества Богородицы. К более позднему времени относятся работы Боровиковского.

В Московском Кремле ранее особо почиталась чудотворная икона Благовещения. Предание говорит, что в царствование Иоанна Грозного она чудесным образом явилась написанной на стене Кремлевской башни. Ее появление было связано с молитвами Пресвятой Богородице о своем освобождении некоего невинно осужденного узника, содержавшегося в башне. Узнав о "самописанной" иконе, царь Иоанн Грозный освободил заключенного. Вскоре у чудотворной иконы была выстроена деревянная часовня,затем каменный храм, а башню стали называть Благовещенская.

Один из самых известных храмов, посвященных этому празднику, - , основанный как домовый храм царской семьи при кремлевском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. "Вот знамение моей смерти", - молвил он, и через несколько дней его не стало.

Благовещенский собор Московского кремля

В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе КремляПатриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия».

Эту традицию праздника Благовещения очень любил св. Патриарх Тихон, в этот праздник он и закончил свой исповеднический путь, испустив к Богу свою душу.

Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

В католической традиции ей соответствует молитва Ave Maria – одно из самых красивых и известных в мире песнопений. На текст молитвы написано много музыкальных произведений. Среди авторов музыки Палестрина, Гуно (на основе прелюдии Баха), Дворжак, Верди, Масканьи, Каччини, Лист, Сен-Санс.

Произведение Франца Шуберта «Третья песня Эллен» часто неточно называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера («Дева Озера», 1810 год) и включает только первые два слова молитвы. Впоследствии Ave Maria целиком стали петь на музыку этой песни Шуберта, хотя композитор и не имел этого в виду.

На Руси всегда с благоговением относились к празднику Благовещения. Православные не работали в этот день и строго соблюдали это правило. Говорили, что в этот день «девица косы не плетет, а птица гнезда не вьет». День Благовещения считался днем милосердия. Люди посещали заключенных в тюрьмах, давали подаяние. Для нищих устраивались обеды в царских палатах, во время которых Государь сам одаривал бедняков щедрой милостыней.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

Кондак праздника, гл. 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Благовещение (7 апреля). Проповедник христианства Иоанн Златоуст называл Благовещение корнем всех праздников. В этот день «птица песен не поет, а девица косу не плетет». Все замирает в ожидании чего-то великого и таинственного...

В далекой древности пророки предсказывали, что в потомстве царя Давида от Девы родится Младенец, Который станет Спасителем мира. Но проходили годы, столетия, а на земле все не было Избранницы Божией. Потомки Давида не забывали, однако, пророчеств и не теряли надежды на милость Божию. Те же, кто не имел детей, считали это особенным наказанием и горячо молились о ниспослании им драгоценного чада. Читатели помнят легенду о том, как великие праведники Иоанн и Анна вымолили себе под старость лет утешение - дочку Марию. В благодарность за этот дар святые родители дали обет посвятить свое дитя Богу.

Детство и отрочество она провела в храме. Когда же Марии исполнилось 14 лет, по обычаю того времени Ей надлежало покинуть святую обитель и жить, как все остальные девушки. Но к той поре родители Пресвятой Девы уже скончались. Священники Иерусалимского храма вручили Отроковицу на попечение родственнику, праведному старцу Иосифу, чтобы берег и охранял Ее непорочность. Мария переехала в дом бедного плотника в Назарете, где жизнь ее потекла в трудах и молитвах.

Однажды, как повествует предание, Мария читала книгу пророка Исайи и остановилась на предсказании о рождении от Девы Сына Эммануила (в переводе это имя означает «с нами Бог»). Она замечталась о том, как это сбудется, и Ей захотелось стать хотя бы служанкой этой Девы.

Вдруг перед нею явился ангел и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».

Мария хорошо знала Священное писание и помнила, что в истории никогда еще не было такого случая, чтобы ангел обращался к девушке или женщине со столь торжественным приветствием. Поэтому она смутилась от похвалы небесного посланника, но он успокоил Ее словами: «Не бойся, Мария. Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего».

Иисус - значит Спаситель. Таким образом архангел Гавриил указал на Его призвание в мире. Тихо, со смирением приняла Мария эту благую весть и ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел.

Так совершилось чудо. При этих словах в Ней зародилась новая жизнь - и душа и тело Спасителя мира, которого Ей в свое время предстояло родить в земном образе ребенка...

Наши дедушки и бабушки, их родители свято верили, что на Благовещение даже солнце при восходе играет - как на Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово и в Петров день. Старики говорили, что у Бога это самый большой праздник. Тяжким грехом считалось заниматься каким-либо делом на Благовещение - даже для неразумной твари. Если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, по поверью, она какое-то время не сможет летать и вынуждена будет ходить по земле.

С Благовещением связано много весенних примет : «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год». «Если в день Благовещения ветер, иней и туман - к урожайному году». «На Благовещение дождь - родится рожь».

Сырая погода в этот день предвещала грибное лето, а если случалась ранняя гроза - это сулило теплое лето и урожай орехов.

К этому светлому празднику крестьяне прежде пекли особые, большие просфоры и несли в церковь. Дома освященную благовещенскую просфору клали сначала под божницу, а затем - в закром, где она хранилась до весеннего сева. Выйдя в поле, крестьянин привязывал просфору к севалке или крошил в зерно, чтобы сохранить посев от «полевого гнуса», собрать хороший урожай.

В былые времена каждый христианин старался оставить по себе добрый след. А поскольку на Благовещение работать нельзя, отмечали его радостным и веселым обрядом: отпускали на волю птиц. Соловьев перед этим купали в ведре с водой - чтобы звонче пели, сытно кормили, а потом выносили клетки в сад или в парк и отпускали пичуг с ладони. Лети, счастливая птаха! Неси людям благую весть.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!