Анализ стихотворения тютчева "день и ночь". Анализ стихотворения день и ночь тютчева

История создания и общая характеристика стихотворения «День и ночь»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» - одно из лучших произведений русской философской лирики. Оно получило очень высокую оценку современников: Л. Н. Толстой, всегда восхищавшийся талантом Тютчева, сделал на полях принадлежавшего ему издания следующую помету около этого стихотворения: «Глубина! Красота!».

Стихотворение это было напечатано не позже начала 1839 г. и опубликовано в XIV томе журнала «Современник» в том же году. В «Современнике» в 1836 г. уже были напечатаны тютчевские «Стихотворения, присланные из Германии», с подписью «Ф. Т.». Пушкин, публикуя эти стихи в третьем и четвертом томах своего журнала, отозвался о них с восторгом.

Итак, анализируемое стихотворение:

На мир таинственных духов,

Над этой бездной безымянной

Покров наброшен златотканный

Высокой волею богов.

День - сей блистающий покров -

День - земнородных оживленье

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов!

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами -

Вот отчего нам ночь страшна.

Стихотворение «День и ночь» написано четырехстопным ямбом - наиболее нейтральным и традиционным стихотворным размером русской поэзии; четырехстопным ямбом было написано большинство русских стихов XIX века; не составляет исключения и лирика Тютчева, в которой этот размер преобладает. Стихотворение состоит из двух восьмистиший - структура, очень частая у Тютчева, встречающаяся во многих его стихах, например: «Фонтан», «О чем ты воешь, ветр ночной...», «Цицерон», «Поток сгустился и тускнеет...», «Тени сизые сместились...» и другие. Подобная строфическая структура наиболее точно отражает антитезу «дня» и «ночи» - основных образов стихотворения, о которых поэт говорит соответственно в первой и второй строфах. Каждое восьмистишие можно разделить на два четверостишия с опоясывающей рифмой; каждое из четырех получившихся четверостиший представляет собой законченное предложение. Интересно, что обе строфы завершает восклицательная интонация; это характерно для Тютчева (например, стихотворения «Цицерон», «О чем ты воешь, ветр ночной...»). Это объясняется тем, что Тютчев во многих своих стихах выступал в роли оратора, обращающегося к читателю с торжественной речью; недаром стихотворение завершается афористическим выводом: «Вот отчего нам ночь страшна!».

Как уже было сказано, в стихотворении опоясывающая рифма; первая и четвертая строки каждого четверостишия завершаются мужским окончанием, вторая и третья строки - женским. Подобная структура встречается в стихотворениях «Цицерон», «Фонтан», также выдержанных в торжественной декламационной интонации. Необходимо обратить внимание на то, что в первой строфе все мужские окончания (первая, четвертая, пятая и восьмая строки) рифмуются между собой: духов - богов - покров - богов, причем пятая и восьмая строки связаны между собой тавтологической рифмой. Что касается остальных четырех строк, то в них совпадают согласные: безымянной - златотканный, оживленье - исцеленье. Во второй строфе в каждом из четверостиший совпадают ударные гласные: ночь - прочь, рокового - покрова (гласный -о-); обнажена - страшна, мглами - нами (гласный -а-).

В стихотворении весьма изощренная звукопись, как литературный прием следует рассматривать обилие лексических повторов и однокоренных слов: создается впечатление, что поэт хочет акцентировать основные образы стихотворения, что опять-таки связано с ораторским стилем Тютчева.

Изощренность и строгость стихотворной формы делают стихотворение «День и ночь» одним из лучших в русской поэзии.

Цель урока:проанализировать текст стихотворения Ф.И.Тютчева «День и ночь».

Задачи:

1. обучить десятиклассников приёмам аналитического прочтения стихотворного текста;
2.закрепить литературоведческие понятия при анализе поэтического текста;
3.показать неразрывную связь стихотворений Ф.И.Тютчева,написанных в разные годы;
4.отработать навыки выразительного чтения стихотворных текстов.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» написано четырехстопным ямбом.

На мир таинственный духов,

Ученики доказывают тезис.

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

Хотя здесь всего две строфы, но по организации рифмы мы можем разделить первую строфу и вторую соответственно на две «подстрофы».

По расположению в строках, в первой и последующих «подстрофах» рифма опоясывающая:

На мир… духов а Практическое задание для учеников.

Над этой… безымянной б

Покров… златотканый б

Высокой… богов а

По расположению ударений перемежаются мужская и женская рифмы (1,4,5,8,9,12,13,16 – мужская; 2,3,6,7,10,11,14,15 – женская), что придает стихотворению суровую интонацию вывода-ответа и философскую интонацию размышления.

(Практическое задание для учеников.)

Учитель:

Особый интерес вызывает лексический анализ данного стихотворения. Ф.И. Тютчев смело переносит ударение в слове («дух о в »): язык поэзии не совпадает с языком прозы. «Метафорическое значение» слова у поэта имеет еще и сакральный, символический смысл. Известно, что особенность лирики Тютчева заключается в близости к поэтике символизма: ночь = бездна = хаос = ад. День = жизнь = рай. Но интересно и противопоставление, заключенное в этих двух антонимах. Это целый космический мир – две бездны: «день» и «ночь».

Образ дня-жизни рисуется при помощи описательных оборотов, куда включены эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров», благодатный покров).

Интересно отношение к состоянию души лирического героя. Эта душа именуется «болящей», что явственно передает сострадание поэта к человеческой немощи.

Далее следует отметить «Тютчевские косноязычье» («… для человеков и богов…»). Здесь «Тютчев архаист». Если вспомнить, что главный жанр его стихотворений – «фрагмент, представляющий собой результат разложения прежнего жанра- оды», становится понятно и одическая интонация стихотворения, и архаический язык (сложные прилагательные: «земнородных», «златотканый», «благодатную»).

Еще можно отметить особый «колоризм» Тютчева: «златотканый»; даже в глаголах мы можем наблюдать цветопись: «но меркнет день» = день становится темным. Данный прием наблюдается в одах Державина.

Композиция стихотворения двухчастная (в центре – перелом). Вторая строфа начинается с союза «но», отсюда и начинается перелом – антитезность. Стихотворение любого поэта – это вместилище переживаний его души. Все, что происходит в лирике Тютчева, происходит в его душе, и поэтому стихотворение «день и ночь» вмещает всю вселенную, со всеми его противоположностями, с ее гармонией и хаосом, с ее «днями» и «ночами».

Ритмические сбои при главенствующем четырехстопном ямбе («День – сей блистательный покров - || День, земнородных оживленье») акцентируют главенство «дня» в жизни человека и превосходство его над «ночью».

Интересно, что наш взгляд приковывают рифмующиеся отдельные слова:

День… оживленье

Исцеленье

Ночь – прочь

Представляют собой основную мысль данного стихотворения.

Синтаксическое своеобразие стихотворения заключается в следующем. Антитеза «меркнет день - настала ночь» начинает вторую строфу, разламывая надвое все стихотворение.

Бессоюзие 5-8 строк говорит о незаконченности, неисчерпаемости перечисляемого ряда сказуемых («день- … оживленье, …исцеленье, …друг…»); таким образом поется гимн «Дню».

5-8 строки стихотворения начинаются со звука [д’] и [д], это передает радостное, жизнеутверждающее значение: день – жизнь человека.

Инверсия дополнений в первой строфе используется для усиления выразительности речи при создании образа ночи-ада.

Описательные обороты:

Ночь – бездна безымянная

День – блистательный покров

Передают драматическую картину двоемирия Тютчева.

Тире во второй строфе:

1) Смена событий («но меркнет день – настала ночь»)

2) Стремительность событий

Пришла – и, с мира рокового

…………………………………

…………………………………

Сорвав, отбрасывает прочь

3) Вывод-итог по окончании размышления:

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

Частица «вот» - указательная – помогает сформулировать вывод, как правило, истину.

После 12 строки используется прием умолчания (…).

Восклицательное предложение, завершающее первую строфу, являет собой обозначение центра стихотворения, места его перелома.

И наконец последняя строчка с ее восклицательным знаком, как пугающее своей правдой открытие: «Вот отчего нам ночь страшна!»

Тема двоемирия представлена двумя мотивами : мотивом «ночного» ужаса для души и мотивом «дневной» радости. Противопоставление заявлено в самом названии и раскрывается в стихотворении Ф.И. Тютчева «Мотив Гейне», где прямо обозначены символические пары: ночь – смерть, день – жизнь.

О Тютчеве говорят как о поэте «космического чувства» (С. Франк). Очевидна «космическая» связь стихотворения «День и ночь»и со стихотворениями «О вещая душа моя!» (1855), «День вечереет, ночь близка…» (1851).

(Чтение стихотворений в исполнении учащихся.)

Самостоятельная работа на дом.

Проанализируйте стихотворение Фета «На заре ты ее не буди…» - стихотворный размер, лексика, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.

Примерный вариант самостоятельной работы.

Стихотворный размер

Трехстопный

Анапест

Стихотворение состоит из пяти строф, по 4 строчки в каждой строфе.

Перекрестная рифма:

На заре … не буди, а

На заре … спит, б

Утро … на груди, а

Ярко … ланит - б

Равно как и простая, точная, мужская (см. ударение) передает музыкальную интонацию старинного романса, и поэтому рождение музыки на эти слова – это уже следующий, закономерный шаг в искусстве.

Лексическое своеобразие стихотворения вполне оправдано одной из установок поэта – внимание к «мелким» темам.

Основная лексика в этом стихотворении принадлежит обыденно бытовому (общеупотребительному) пласту: «спит», «утро», «подушка», «сон», «косы», «у окна» и др. Это первое впечатление: перед нами рассказ о том, как девушка ждала… кого-то, может быть, вспоминала прошедшее, а теперь она спит, утомленная, но счастливая во сне.

Старинная форма слова «плечи» во множественном числе («… на плеча») вызывает интерес. Вполне возможно, что это обусловлено особенностью поэтической рифмы, но, хочется добавить, так ярче вырисовывается торжественная интонация старинной жизни.

Используя старые выражения и славянизмы («следила… игру», «ввечеру», «ланиты») раскрывают особую роль поэта-лирика: воспеть красоту момента, остановив это мгновение.

«Импрессионизм» и психологизм стихотворения «На заре ты ее не буди…» заключается в эмоциональных эпитетах: «сладко… спит», «ярко пышет», «горяч… сон», «бледней становилась она» - и в строчках, где используется психологический параллелизм:

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она.

Музыкальный ритм создается лексическими повторами:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит.

……………………………..

И в самом конце стихотворения-романса:

……………………………….

Не буди ж ты ее, не буди.

Этот композиционный прием имеет особое значение: лирический герой любуется красотой мгновения и умоляет продлить его. Анафора, используемая поэтом в начале стихотворения (1 и 2 строчки первой строфы), и в начале 2 строфы передает интонацию мольбы: здесь – страдание, красота и… сострадание. Автор начинает и заканчивает стихотворение побудительными предложениями. В этом раскрывается сострадание «поющего сердца» лирического героя. По композиции это стихотворение напоминает рассказ. Есть начало-пролог (1 строфа); 2 строфа – завязка; 3 строфа – развитие действия; 4 строфа – кульминация; 5 строфа – развязка.

А жанр данного произведения – лирическое стихотворение – романс.

Получился лирический рассказ о прекрасном мгновенье, выхваченном из жизни.

Музыкальность стихотворения передается звукописью. Преобладающие глухие, мягкие согласные, шипящие звуки [c] (спит, косы), [ш] (дышат, пышет, подушка), [ч] (горяча, чернелось, громче, туча, ярче, на плеча) создают общее настроение лирического романса.

Основные мотивы данного стихотворения - мотив напрасного ожидания, «текучесть» красоты, созерцание мгновений красоты.

Эти мотивы можно проследить в таких стихотворениях А.А. Фета, как: «Печальная береза…» 1842 г. (запечатленный миг красоты, созерцание красоты); «Толпа теснилася…» 1860 г. (мотив ожидания); «Я тебе ничего не скажу…» 1885 г. (лирическое стихотворение – романс о любви).

список использованных источников информации:

1. Е.С.Роговер. «Самая полная история русской литературы XIX века (2-я половина). Ф.И.Тютчев».
Санкт-Петербург, изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.
2. Озеров Л. «Поэзия Тютчева» - Л. 1975
3. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. – Л. 1987
4. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета (Истоки, метод, эволюция)// в книге «Далекое и близкое». – М.; 1981
5. Сборник стихотворений А.А.Фета. – М. 1975

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «День и ночь» было написано Ф.И. Тютчевым в 1839 году. Впервые напечатано в том же году в журнале «Современник». Затем переиздавалось в «Современнике» 1854 и 1868 годов. Л.Н. Толстой в своем сборнике стихов поэта отметил это произведение буквами «Т. Г. К.!» (Тютчев. Глубина. Красота).

Стихотворение мы можем отнести к философской лирике, основная тема его – традиционное для романтизма противопоставление дня и ночи как образов, символизирующих два полярных состояния человеческой души. Стиль – романтический. Жанр – лирический фрагмент.

Открывается стихотворение образом светлого, радостного дня:

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящих исцеленье,
Друг человека и богов!

Спокойные, торжественные интонации передают чувства лирического героя. Образ дня создают многочисленные приложения, которые употреблены здесь в определенной смысловой градации: «сей блистательный покров», «земнородных оживленье», «Души болящих исцеленье», «Друг человека и богов!». День – это ясность, порядок, душевный покой. Человек находится в гармонии с богом и Вселенной. Исследователи отмечали, что в первой части стихотворения нет движения, динамики. Здесь нет глаголов, употреблено лишь страдательное причастие «наброшен», день, таким образом, становится у Тютчева пассивным, бездеятельным.

Однако вскоре день сменяется ночью, и в душе лирического героя оживают иные чувства – страх, беспомощность. Открывающаяся взору его «ночная бездна» порождает Хаос, противостоящий Гармонии в лирическом мире Тютчева. Все сокрытое, тайное ночь делает явным. Человек остается наедине с собственной душой, со всей Вселенной, он не может уйти от собственных переживаний. И здесь уже герой противопоставлен Вселенной. В этом же плане мы можем рассматривать здесь символику света и тьмы. Мгла ночи разрушает преграды между человеком и глубинными движениями его души, вызывает к жизни все, что было покрыто «блистательным покровом» дня. Но что там таится, в глубинах подсознания лирического героя? Поэт не дает прямого ответа на этот вопрос:

Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!

Здесь уже мы встречаем многочисленные глаголы, краткое страдательное причастие и деепричастие: «меркнет», «настала», «пришла», «отбрасывает», «сорвав», «обнажена». Ночь у Тютчева сильнее дня, она активна, она подавляет героя. И здесь мы вплотную подходит к философскому размышлению о человеке, о темных и светлых сторонах его души. Если человек держится норм добра и разума, то Хаос не сможет уничтожить его. Если же он анархичен и своеволен, то Природа обернется к нему своей темной стороной.

Этот же мотив бессилия человека перед стихией Ночи звучит у Тютчева и в стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла»:

И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он -
Упразднен ум, и мысль осиротела -
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…

В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Мы можем выделить две части. В первой части поэт создает образ дня, во второй части – образ ночи.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, восьмистишиями, рифмовка – кольцевая. Поэт использует следующие средства художественной выразительности: эпитеты («над…бездной безымянной», «блистательный покров», с мира рокового»), метафору («с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь»), инверсию («Покров наброшен златотканый»), ассонанс («Покров наброшен златотканый»), аллитерацию («Высокой волею богов»). Мы находим высокую лексику («покров», «благодатный») и архаизмы («духов», «земнородных», «сей», «мглами»).

Стихотворение «День и ночь» – одно из лучших в творчестве поэта. Оно тонко и точно передает мироощущение Тютчева, «поэта ночных откровений, поэта небесных и душевных бездн. Он как бы шепчется с тенями ночи, ловит их смутную жизнь и передает ее без всяких символов, без всякой романтики, в тихих, трепетных словах… Это созерцание мира в его ночной стихийности, в его хаотически-божественной правде… Жизнь человеческая объята снами, и светлый день именно сон, от которого мы пробуждаемся в жизнь, в смерть».

Стихотворение состоит из двух восьмистрочных строф. Как и следовало ожидать, размер (четырехстопный ямб) во всем произведении остается неизменным. Существует только небольшая вариация в ритмической схеме. Каждая строфа состоит из двух блоков по четыре строки (обозначенных пунктуацией и синтаксисом), в которых мужские рифмы окружают женские. Разница заключается в том, что в первой строфе одни и те же мужские рифмы в строках 1, 4, 5, 8, в то время как вторая строфа использует две различные мужские рифмы.

Название просто представляет день и ночь, но само стихотворение противопоставляет их: первая строфа посвящена дню, вторая – ночи. Тот факт, что вторая строфа начинается со слова «Hо», явно подчеркивает этот контраст. Другие сдвиги способствуют этой оппозиции: первая строфа написана исключительно как наррация от третьего лица, в то время как вторая на полпути переключает повествование, неожиданно вводя множественное число первого лица. Первая строфа, по существу, является гимном, вторая же становится признанием страха. Эти сопоставления усиливаются еще больше через статические оппозиции в грамматике русского языка: «день» принадлежит к мужскому роду, «ночь» — к женскому. Грамматический род, факт, в русском языке обычно не связанный с определенным значением (то есть, нет ничего по своей сути женственного в «тетради» или мужского в «блокноте», хотя оба слова соотносятся с записными книжками), становится еще одним средством создания контраста. У всех славянских, германских и романских языках «день» мужского рода, а «ночь» — женского, но только поэты (в отличие от обычных носителей языка) склонны рассматривать это противопоставление как семантически значимое. Тютчев даже использует различные ритмические и звуковые техники, чтобы разграничить свои ключевые понятия. В первой строфе он акцентирует внимание на слове «день», поместив его на стыке в начале двух последовательных строк. Слово «ночь» тоже дважды появляется во второй строфе, в первой и последней строках. Если «день» размещается в центральных строках строфы, то «ночь» — на краях. Если «день» всегда находится в начале строки, то «ночь» тяготеет к концу. В первом случае она занимает позицию рифмы как последнее слово строки, наиболее выдающуюся позицию. (В первой строке второй строфы день уступает ночи в самом буквальном смысле этого слова, поскольку «день» встречается во второй стопе, а «ночь» — в четвертой). Последний раз «ночь» появляется как предпоследнее слово в заключительной строке произведения, где она перекликается с рифмой «ночь / прочь» первой и четвертой строки и опирается на звуки, которые непосредственно предшествуют ей: «Вот отчего нам ночь …». Тютчев аккуратно вплетает оба ключевые понятия в звуковую текстуру стихотворения, но он делает это по-разному в каждой строфе.

Короче говоря, строфическая структура подчеркивает во многих отношениях тематику стихотворения. Для того, чтобы создать контраст, Тютчев противопоставляет две строфы и активизирует многочисленные языковые качества, которые в обычной речи или прозе прошли бы незамеченными: ритм, грамматический род, положение слова в строке. Первая строфа, очевидное празднование дня, по существу, уничтожается второй. В конечном итоге ночь одерживает победу, разрывая пополам нестойкий покров дня и заставляя нас противостоять бездне, скрывающейся под ним.

(Wachtel M. The Cambridge Introduction to Russian Poetry. – New York: С ambridge university press, 2004. – P. 31-32)

В каждом его стихотворении чувствуется не
только взгляд художника, но и ум мыслителя.
В. Брюсов

Среди поэтов XIX века Ф. И. Тютчев выделяется своим стремлением осмыслить тайны мироздания, разгадать язык природы, понять значение и возможности человека в мире природы. Как философ Тютчев разделяет пантеистические взгляды. Человек - часть великого мира природы, которая имеет подлинное бытие. А человек лишь ее «греза», «мыслящий тростник». И этот «мыслящий тростник» пытается понять все таинственное, загадочное в непостижимом, но близком ему мире природы.

В поэзии Тютчева есть особая парная тема: день и ночь. Она раскрывается не только в одноименном стихотворении, но и во многих других произведениях поэта, которые можно разделить на «дневные» и «ночные».

В стихотворении «День и ночь» Тютчев представляет день как «златотканый покров», «скрывающий от человека таинственный и бездонный мир духов, мир космоса»:
День - сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но ночь срывает «с мира рокового» «ткань благодатную покрова». И перед человеком обнажается бездна космоса «с своими страхами и мглами». И человек чувствует свою ничтожность и беззащитность перед огромным и таинственным пространством:
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!

Душа человека - вместилище двух миров: «мира дневного» и «хаоса ночного». В ночные часы человек особенно ощущает свою причастность к космосу. В стихотворении «Бессонница» герой Тютчева читает «томительную ночи повесть». Она будит уснувшую совесть, она напоминает о неизбежном ходе времени, заставляет посмотреть на жизнь со стороны:И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак, на краю земли.

Звезды у Тютчева - это «живые очи» божества, которые вечно глядят на землю, на человека. Но нам они видны только ночью. Они и зрители, и судьи, и вечное напоминание человеку о его неразрывной связи с мирозданием, с мировой душой.

Ночь у Тютчева - это и символ стихии, мощной, всесильной. День - «золотой ковер» цивилизации, мираж, который может быть разрушен стихией. Что способно усмирить стихию, защитить цивилизацию и человека? Один из таких заслонов - красота и поэзия. Поэзия не боится мучительных зрелищ, она вдохновляется истиной, какой бы она ни была:
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах, -

пишет Тютчев в одном из «ночных» стихотворений - «Видение». Поэзия у Тютчева - посланница небес, некий посредник между Богом и людьми, между небом и землей, днем и ночью. Ее роль - примирительная:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре -
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

Может быть, стоит внести в нашу жизнь немного поэзии, ее красоты и разума - и легче станет нести груз дня и суд ночи. А тайны мироздания станут ближе и понятнее.

    В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов,...

    Тютчев вышел на прогулку под вечер. Вообще он очень любил переходные часы суток, когда гаснет день и всё мироздание открывает двери наблюдательному человеку в свои царские покои. Но в последнее время у него болели ноги, особенно голени, и ему стало не...

    Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по...

    1. Пульсация внутренней жизни. 2. Сочетание внутреннего и внешнего миров. 3. Противоречия и дорисовки в картинах природы. В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. А. Крыжановский Пейзажи нередко вызывают восхищение не только поэтических...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!