«Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин. «Анализ стихотворения Н

«Поэт и Гражданин» Некрасов

«Поэт и Гражданин» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение было написано в 1856 г. и включено в изданный в 1956 г. сборник. Поскольку к тому времени сборник стихотворений 1856 г. уже прошёл цензурную проверку, Некрасов ввёл стихотворение «Поэт и Гражданин » в качестве предисловия, оно напечатано более крупным шрифтом.

В журнале «Современник» №11 за 1856 г. в рецензии Чернышевского на сборник Некрасова были полностью приведены три стихотворения, среди них - «Поэт и Гражданин». Стихотворение подверглось цензурным нападкам и в следующем издании 1861 г. было напечатано в искажённом виде.

Литературное направление и жанр

Некрасов - поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?

Стихотворение написано в форме диалога. Это отсылает читателя к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», с которым полемизирует Некрасов. Кроме того, диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся одновременно конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение - манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

Поэт пытается оправдаться Пушкиным, цитируя жизненное кредо Поэта из стихотворения «Поэт и толпа». Но акценты в стихотворении Пушкина несколько иные: конфликт между прагматическим типом сознания и возвышенно-поэтическим. Пушкин этого конфликта не решает. У Некрасова же побеждает Гражданин - носитель активной жизненной позиции (безотносительно к тому, полезна ли она, выгодна ли).

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин - солнце, то Поэт - свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

То есть лучшее исполнение гражданского долга - смерть за дело: «Умрёшь не даром, дело прочно, когда под ним струится кровь». Эти слова вызвали больше всего нападок цензуры, которая усматривала призыв к политической борьбе.

Гражданин называет поэта избранником неба (пушкинская характеристика), глашатаем вековых истин. Гражданин призывает служить народу: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи». По мере служения дар поэта проявится сам, подобно искрам из-под молота.

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Гражданин произносит кульминационную фразу, ставшую афоризмом, в которой заключён основной смысл стихотворения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданская позиция как внутреннее состояние человека должна быть у каждого. Внешний статус (поэт, купец, кадет, мещанин, чиновник, дворянин, сенатор, герой, предводитель) становится несущественным.

Гражданин не оставляет Поэта в неведении о том, что судьба гражданина тяжела, потому что «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей». Но «жалок гражданин безгласный», когда ладья свободы летит к бездне (метафора).

В конце Поэт раскрывает причину своей пассивности. В 20 лет он проявлял свою гражданскую позицию, но «душа пугливо отступила», боясь обвинений в клевете. Поэт раскаивается в своей измене гражданскому долгу, называя его священным долгом человека, а себя - больным сыном больного века.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения - определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Основная мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Поэт должен служить талантом народу и отечеству.

Подобную диалогическую форму стихотворения называют драматизированным стихотворением. В полемике побеждает Гражданин. Поэт «у двери гроба» обращается к музе, раскаиваясь в потраченном впустую таланте. Это внутренняя победа Некрасова над собственной пассивностью и ленью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом (как пушкинское «Поэт и толпа») с многочисленными пиррихиями. Мужская и женская рифмы чередуются. Кольцевая, парная и перекрёстная рифмовки чередуются неупорядоченно, как и у Пушкина.

Совместимы ли поэзия и гражданственность, общественное служение? Об этом идет речь в стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин», анализ которого мы проведем.

Это произведение имело для Некрасова программный характер, оно открывало сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» 1856 года, сделавший поэта знаменитым. «Поэт и гражданин» написано как бы в параллель пушкинскому стихотворению «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), на это указывает и выбранная форма диалога, в котором постепенно выясняется творческая позиция самого автора. У Пушкина книгопродавец приходит к поэту, чтобы купить у него поэму. Поэт отказывается, предпочитая свободу, однако книготорговец доказывает ему, что «в сей век железный Без денег и свободы нет». Поэт соглашается с тем, что «не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать», и отдает торговцу рукопись.

У Некрасова речь идет не о творческой свободе, а о долге поэта:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

К Поэту, пребывающему в унынии и бездействии, является Гражданин, который требует новых стихов во имя «дела» и «пользы»:

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

О каком «деле» идет речь? Стихотворение написано в 1855-1856 годах, накануне эпохи «великих реформ» — «Ты знаешь сам, Какое время наступило...». Гражданин призывает Поэта занять активную позицию по отношению к совершающимся переменам. С его точки зрения в России, где одни его современники — «стяжатели и воры», другие — бездействующие «мудрецы», чье «назначенье — разговоры», слово поэта становится подлинным «делом».

«Дело», «польза» противопоставляются в диалоге Некрасова пушкинской формуле творческой свободы и «бесполезности» поэзии. Некрасовский Поэт, оправдывая свою инертность и безучастие, прибегает именно к цитате из Пушкина — финальным строкам диалога «Поэт и толпа»:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Для Поэта Пушкин — эталон подлинной поэзии, рядом с ним его собственный поэтический дар кажется слабым. Гражданин соглашается с этим, но выдвигает свой аргумент: Пушкин— «солнце», но закатившееся, а пока нет солнца, всякая «искра», «звезда» может освещать путь:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать...

Любопытно, что Гражданин в некрасовском стихотворении говорит как поэт, в его монологе присутствует, например, традиционный для поэзии метафорический образ морской бури, противопоставленный спокойному ходу корабля,— как в лермонтовском «Парусе» или пушкинском «Арионе». Но Некрасов, в отличие от Пушкина и Лермонтова, картину бури из символической превращает в «реалистическую», резко снижая возвышенный пафос, сталкивая высокое («лира вдохновенная») и обыденное («Не время в шахматы играть, Не время песни распевать»).

Однако главный и самый сильный аргумент Гражданина в споре с Поэтом — жертва. Не «священная жертва» Аполлону, как у Пушкина, но героическое самоотвержение ради страдающей Родины.

Мотив жертвы, совмещающий в себе христианскую символику и героические смыслы,— новый в вечной теме назначения поэзии. Аналог можно найти, пожалуй, только в просветительской традиции, которой следуют поэты-декабристы — Рылеев, Кюхельбекер, А. Одоевский. Однако есть существенное различие: у Некрасова парадоксально соединяются казалось бы несоединимые понятия «польза» и «жертва»: жертва, героический порыв объявлены «полезным делом» («Умрешь не даром: дело прочно...»).

Ответ Поэта на возвышенную речь Гражданина звучит неожиданно прозаически: «Ты кончил?.. чуть я не-уснул...» Поэт и Гражданин словно меняются местами в традиционном диалоге «возвышенный поэт» и его оппонент — «скептик и прагматик». По существу, Поэт и Гражданин у Некрасова — это две стороны одного сознания: лирический герой Некрасова в «Поэте и гражданине» словно поочередно играет две роли. Одинаково не устраивают Некрасова ни «болтающий поэт», ни «гражданин безгласный». Поэт и Гражданин не противопоставляются, речь идет об их слиянии, соединении. И все же примирить их автору не удается.

Финальная часть стихотворения неожиданно нарушает логику «программного манифеста». Заключает его монолог Поэта, где за традиционными формулами творческого вдохновения (Пегас, Муза) выступает новое содержание. Перед нами исповедь, где рядом с поэзией поставлена жизнь человека. Поэт как человек — это, как мы уже заметили, пушкинская тема. Пушкин различает в поэте «творца» и «человека». Некрасов же ставит вопрос: каковы жизнь поэта, его поступки? Временной план исповеди поэта у Некрасова раздвоен — настоящее выступает на фоне прошлого. Как и в стихотворении «Праздник жизни...» (оба писались в 1855 году), здесь присутствует мотив молодости («Мне было двадцать лет тогда!»). Ключевые слова основной (диалогической) части — гражданину долг, жертва, служение. В исповедальной части — жизнь, душа, смерть, нравственное падение («попрал ты долг священный человека...»). Даже мотив озлобления, ненависти приобретает здесь совсем иной — не гражданский, а сугубо человеческий смысл:

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою...

Но драматизм исповеди поэта даже не в близости смерти, а в уходе Музы, утрате вдохновения, творческого дара. Как и в стихотворении «Праздник жизни... », здесь поэзия и жизнь сплетены. «Человеческое» и «творческое» не сменяют друг друга, как у Пушкина («Пока не требует поэта... Но лишь божественный глагол...»), но составляют единство. Жизнь поэта описана у Некрасова как неудавшийся «роман» с Музой; причина неудачи — нравственное падение, человеческая слабость поэта, его страхи, малодушие («Но как боялся! как боялся!»).

Использованный Лермонтовым библейский мотив побивания камнями («В меня все ближние мои Бросали бешено каменья») у Некрасова перевернут, он означает не обиду на несправедливость, но покаяние:

И рад я, если кто-нибудь

В меня с презреньем бросит камень.

У Лермонтова насмешка толпы — свидетельство ее самодовольной слепоты, у Некрасова — знак обоснованного презрения. Это далеко от гордой позиции пушкинского и лермонтовского поэта. Некрасовский Поэт называет себя «сын больной больного века», он болен неуважением к себе. Муза отвернулась от Поэта, потому что он оказался ее недостоин, не выбрал героическую, жертвенную судьбу, оказался просто человеком, слабым, несвободным: его атрибут «цепи», их громыхание отпугивают Музу:

Но загремят внезапно цепи —

И мигом скроется она...

Диалогическая часть стихотворения «Поэт и гражданин», анализ которого нас интересует, воспринимается как стихотворная публицистика — этому способствует и название, и обилие афористических, «лозунговых» формулировок. Исповедальный финал привносит в текст драматические ноты. Признания, самоосуждение, почти наивные, странно звучащие вскрики («но как боялся! как боялся!»), горестные интонации создают «портрет» больной, страдающей души. Включенные в текст упоминания о жизненных обстоятельствах (трудная юность, хождение в тюрьмы, суды), которые выговариваются как бы вынужденно и не полностью («Когда бы знали жизнь мою...»), воспринимаются как «документальные», «реалистические». Потому что они даны на контрастном фоне условных образов классической поэзии («Муза», «Пегас», «цепи», «розы») и романтических клише («роковой», «напрасный пламень», «рок суровый», «пламенные речи»). Снятию публицистического пафоса способствует и форма высказывания от первого лица: диалог-спор переведен в монолог, на который уже нет ответа. Так открывается второй план стихотворения — человеческая драма поэта.

Поэт и Гражданин у Некрасова так и не нашли общего языка — противоречие между ними так и осталось неразрешенным. Поэт оказался «слишком человеком», чтобы безоговорочно подчинить себя долгу. В позднем стихотворении Некрасов скажет:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

«Зине» (1876)

Вместе с тем отчетливо видно, как изменился в лирике Некрасова образ поэта: социальные темы вместе со «злобой дня» вошли в его интимный мир — в мир личных радостей и страданий.

На этом завершим анализ стихотворения «Поэт и гражданин».

Стихотворение было написано в 1856 г. и включено в изданный в 1956 г. сборник. Поскольку к тому времени сборник стихотворений 1856 г. уже прошёл цензурную проверку, Некрасов ввёл стихотворение «Поэт и Гражданин» в качестве предисловия, оно напечатано более крупным шрифтом.

В журнале «Современник» №11 за 1856 г. в рецензии Чернышевского на сборник Некрасова были полностью приведены три стихотворения, среди них – «Поэт и Гражданин». Стихотворение подверглось цензурным нападкам и в следующем издании 1861 г. было напечатано в искажённом виде.

Литературное направление и жанр

Некрасов – поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?

Стихотворение написано в форме диалога. Это отсылает читателя к стихотворению Пушкина«Поэт и толпа», с которым полемизирует Некрасов. Кроме того, диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся одновременно конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение - манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

Поэт пытается оправдаться Пушкиным, цитируя жизненное кредо Поэта из стихотворения «Поэт и толпа». Но акценты в стихотворении Пушкина несколько иные: конфликт между прагматическим типом сознания и возвышенно-поэтическим. Пушкин этого конфликта не решает. У Некрасова же побеждает Гражданин – носитель активной жизненной позиции (безотносительно к тому, полезна ли она, выгодна ли).

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин – солнце, то Поэт - свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

То есть лучшее исполнение гражданского долга – смерть за дело: «Умрёшь не даром, дело прочно, когда под ним струится кровь». Эти слова вызвали больше всего нападок цензуры, которая усматривала призыв к политической борьбе.

Гражданин называет поэта избранником неба (пушкинская характеристика), глашатаем вековых истин. Гражданин призывает служить народу: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи». По мере служения дар поэта проявится сам, подобно искрам из-под молота.

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Гражданин произносит кульминационную фразу, ставшую афоризмом, в которой заключён основной смысл стихотворения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданская позиция как внутреннее состояние человека должна быть у каждого. Внешний статус (поэт, купец, кадет, мещанин, чиновник, дворянин, сенатор, герой, предводитель) становится несущественным.

Гражданин не оставляет Поэта в неведении о том, что судьба гражданина тяжела, потому что «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей». Но «жалок гражданин безгласный», когда ладья свободы летит к бездне (метафора).

В конце Поэт раскрывает причину своей пассивности. В 20 лет он проявлял свою гражданскую позицию, но «душа пугливо отступила», боясь обвинений в клевете. Поэт раскаивается в своей измене гражданскому долгу, называя его священным долгом человека, а себя – больным сыном больного века.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Основная мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Поэт должен служить талантом народу и отечеству.

Подобную диалогическую форму стихотворения называют драматизированным стихотворением. В полемике побеждает Гражданин. Поэт «у двери гроба» обращается к музе, раскаиваясь в потраченном впустую таланте. Это внутренняя победа Некрасова над собственной пассивностью и ленью.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом (как пушкинское «Поэт и толпа») с многочисленными пиррихиями. Мужская и женская рифмы чередуются. Кольцевая, парная и перекрёстная рифмовки чередуются неупорядоченно, как и у Пушкина.

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»

стихотворение некрасов поэт гражданин

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова , а другой - обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом ?

Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, отмечая, что «нет, ты не Пушкин. Но покуда не видно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать». Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» , которая стала крылатой. Это - своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

История создания Анализ стихотворения «Поэт и гражданин», как и любого другого художественного произведения, стоит начинать с изучения истории его создания, с общественно-политической обстановки, которая складывалась в стране на тот момент, и биографических данных автора, если они как-то связаны с произведением. Дата написания текста - 1855 г. - июнь 1856-го. Впервые оно было опубликовано в авторском сборнике, вышедшем в свет в том же 56-м. До этого Чернышевский про анонсировал некрасовскую книгу, напечатав в ближайшем номере «Современника» небольшой обзор-анализ стихотворения «Поэт и гражданин» и его текст, а также ещё несколько ярких и по-некрасовски хлёстких произведений, в том числе горькую сатиру «Забытая деревня». Публикации вызвали в обществе большой резонанс и резкое недовольство властей и официальной критики. В «Поэте и гражданине» самодержавное правительство усмотрело (вполне, кстати, справедливо) жёсткую критику в свой адрес и подрывные, революционные призывы. Весь номер «Современника», как и тираж книги, были изъяты из свободного доступа и запрещены к переизданию. Над самим журналом нависла угроза закрытия. А над Некрасовым, находившимся в то время за границей, нависла угроза ареста по возвращении. Почему столь бурной оказалась реакция властей и цензуры?

Тема и идея стихотворения Некрасов никогда не делил свою поэзию на сугубо лирическую, интимную, и гражданскую. Эти два направления, казалось бы, совершенно разные, гармонично соединились в его творчестве в одну общую струю. «Поэт и гражданин» (анализ стихотворения доказывает сие утверждение) - программное произведение в том плане, что в нём раскрыты самые важные для автора понятия, затронуты животрепещущие вопросы. Некрасов ясно и открыто высказал своё творческое и общественно-политическое кредо: не важно, кто ты по профессии и убеждениям. Важно, что ты являешься сыном своей страны, а значит, гражданином, который обязан бороться за неё, за лучшую жизнь, процветание, как экономическое, так и духовное. К сожалению, согласны с ним совсем немногие. Потому Гражданин с горечью восклицает: «Наперечет сердца благие/ Которым родина свята». В «годину горя и печали» талантливые, честные, образованные люди не имеют права отсиживаться в стороне, воспевать «красы природы» и «ласку милой». Деятели искусства, особенно литераторы, наделены особым даром - воздействовать на умы и сердца людей, вести их за собой - на подвиг. Исполнить свой долг, отдать себя на служение Родине и народу - в этом видит предназначение творческой личности Некрасов. «Поэт и гражданин», анализ которого мы проводим, - стихотворение-манифест, стихотворение-призыв, открыто призывающий всех собратьев по перу выступить на стороне народа: «Не будет гражданин достойный / К отчизне холоден душой / Ему нет горше укоризны...». Если обнять дерево, то... Фильмы, которые непременно стоит посмотреть женщинам Почему мы можем влюбиться: 12 странных причин Композиция произведения и стилистические особенности Итак, тема стихотворения - поэт и поэзия, их роль в общественно-политическом движении страны. Главная идея и основная мысль выражены в таких строках: «Будь гражданин…/ Для блага ближнего живи…». Чтобы яснее её выразить и понятнее, ярче донести до читателей, Некрасов избирает оригинальную форму для лирического произведения - драматизированный диалог, идеологический спор. Реплики героев перемежаются страстными монологами Гражданина, пестрят риторическими обращениями и восклицаниями, делая его речи чрезвычайно эмоциональными. В то же время и Поэт ведёт свой внутренний диалог. Большое количество глаголов повелительного наклонения, общественно-политическая лексика, призывные интонации создают у читателей тот самый активно-действенный настрой, к которому и стремится Некрасов. "Поэт и гражданин" - стихотворение, которым ему в полной мере удалось доказать мастерам слова, что их задача - не «изящная словесность» и услаждение слуха её любителей, не праздные разговоры, а служение народу. Актуальность свою не потеряло рассматриваемое произведение и в наши дни.

Известный литературовед Б. Эйхенбаум сказал: «…В числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между «гражданской» и «чистой» поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н.А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству. В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин», где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны.

Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни: В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать… Быть частью общества - вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия - это способ выражения чувств, а проза - выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше: Пускай ты верен назначенью, Но легче ль родине твоей, Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей? Можно пересчитать тех, кто действительно искренно любит родную землю. Остальные же - обыватели, которым ни до чего нет дела: Наперечет сердца благие, Которым родина свята. Бог помочь им!.. а остальные? Их цель мелка, их жизнь пуста. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Здесь гражданин говорит слова, которые, на мой взгляд, являются ключевыми:

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Теперь же лирический герой должен молча страдать от того, что когда-то сошел с пути истины и правды: Когда бы знали жизнь мою, Мою любовь, мои волненья… Угрюм и полон озлобленья, У двери гроба я стою

Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть: Под игом лет душа погнулась, Остыла ко всему она, И Муза вовсе отвернулась, Презренья горького полна. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба: Увы! кто знает? рок суровый Все скрыл в глубокой темноте, Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте. Только теперь понял поэт, что жизнь - это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

Николай Алексеевич Некрасов - знаменитый русский поэт, писатель и публицист. Свои силы направлял на борьбу за права угнетённого народа. В творчестве автор на первое место ставил не форму, а остросоциальное содержание, которое отражало жизнь рабочих и крестьян после реформы об отмене крепостного права. Подобная направленность поэзии была уникальной в то время, а потому многомудрый Литрекон обратил на нее свое внимание и вам советует.

Большинство произведений Н.А. Некрасова посвящено социальной тематике, в рамках которой он рассматривал и проблему места поэта и поэзии. Яркий пример - стихотворение «Поэт и гражданин», над которым автор работал в течении года (1855 - 1856 гг.).

К 1856 году один из сборников Некрасова уже прошел проверку цензором, поэтому стихотворение «Поэт и гражданин» было помещено в начале, как некая подводка.

Первая же публикация в журнале “Современник” вызвала сильнейшее волнение в обществе и негативную реакцию со стороны власти, которая усмотрела в тексте скрытые призывы к революции. Над журналом повисла угроза закрытия, номер был изъят из публикации, а сам автор мог оказаться под арестом по прибытии на Родину, но его никогда не останавливало.

Жанр, направление и размер

Н.А. Некрасов, как истинный поэт-реалист, выбрал для произведения, написанного в жанре гражданской лирики, наиболее простую и доступную форму диалога между двумя лирическими героями. Именно эта форма позволила наиболее полно отразить гражданский конфликт. Диалог отсылает читателей к произведению А.С. Пушкина «Поэт и толпа», с которым Некрасов полемизирует. Для автора это стихотворение стало неким манифестом, в котором он отразил свою жизненную позицию.

Стихотворный размер - четырехстопный ямб, рифмы перескакивают с мужской на женскую. Рифмовка же определяется сложнее, так как автор неупорядоченно сменяет кольцевую, парную и перекрёстную, что внешне схоже с произведением Пушкина.

Образы и символы

В стихотворении есть два лирических героя: поэт и гражданин. В этих образах заключены конкретные идеи и смыслы.

  1. Например, гражданин - олицетворение идеологии революционных демократов. Он борется за права народа, ненавидит тиранию самодержавия. Он становится совестью, толкающей Поэта на действия и призывающей его к пробуждению: “Проснись: громи пороки смело…”. Гражданин - носитель активной гражданской позиции, взывающий к разуму Поэта во время горя народного. Он проводит сравнение между матерью и родиной, чтобы показать, как важно использовать свои таланты на благо отчизны. Для Некрасова это некий символ просветителя и человека, сеющего знания.
  2. Образ поэта, напротив, пассивен, труслив и мягок. Герой лишь оправдывается за своё бездействие. Это сатира на тех художников слова, которые лишь воспевают свои чувства, но не обращают внимания на то, что происходит у них перед глазами. Эгоизм и трусость слепят их. В конце стихотворения читатель видит его раскаяние за безынициативность и слабость. Он называет себя больным сыном больного века, ведь в 20 лет его «душа пугливо отступила»

Темы и проблемы

Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе. Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране. Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.

Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:

  1. Равнодушия власть имущих к простым людям и судьбе страны;
  2. Социальной несправедливости в обществе;
  3. Горькой участи простых людей, которые лишены прав и возможностей изменить свою судьбу;
  4. Безответственности творческой элиты, которая безразлична к проблемам народа;
  5. Истинного предназначения творца, которого многие творческие люди считают своим долгом избегать.

Смысл

Гражданин уверен, что нельзя «в годину горя Красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать…». В этой фразе заключается основной смысл стихотворения, который призывает не только Поэта, но и весь народ к пробуждению, избавлению от ложных иллюзий и борьбе за свои убеждения. Он призывает нас отказаться от “логики презренной” и идти на подвиги.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — эта фраза составляет основной лейтмотив произведения, который убеждает читателя в том, что любое дело должно служить на благо Отчизне, в противном случае оно делается зря. Это и есть основная мысль стихотворения.

Средства художественной выразительности

Текст стихотворения богат художественно-выразительными средствами. Например, разнообразные и яркие эпитеты (звуков сладких, рьяный чтец, стих тягуч, дрожащей искрою) точно отражают авторскую мысль.

Также интересны метафоры (поэт, избранник неба, язвы родины своей). Помимо этого, автор проводит очень необычные линии сравнений (как будто вместо корабля, под ними твёрдая земля).

Для придания большей эмоциональности поэт применяет множество риторических восклицаний. Все эти средства выразительности речи создают напор, динамику и живость диалога Поэта и Гражданина, позволяя читателям сильнее проникнуться призывами к пробуждению нации от апатии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!